Ближний Восток
Ю.А. Пронина
ПРОБЛЕМА ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ДРЕВНЕЕГИПЕСТКОГО ЦАРСКОГО ДОМА ПЕПИ I
Статья посвящена проблеме родственных связей семьи царя VI династии Пе-пи I. Особое внимание уделяется вопросу преемственности власти от V к VI династии и внутри VI династии, а также выдвижению нестоличной знати при Пепи I.
Ключевые слова: Древний Египет, археология, история, VI династия, семья Пепи I.
В последнее время проблема родственных связей семьи царя Пепи I стала привлекать особое внимание исследователей в виду новых археологических открытий в мемфисском некрополе в Саккара. При сопоставлении с уже известными памятниками новые находки позволяют в несколько ином свете взглянуть на проблемы преемственности власти от V к VI династии и перехода власти внутри VI династии, а также на взаимоотношения царей и их придворных и на выдвижение нестоличной знати при Пепи I.
Пепи I был третьим царем VI династии Древнего царства1. О его родителях на основании древнеегипетских памятников можно заключить следующее. Пепи I был сыном царя Тети (Тф и его супруги царицы Ипут I (1рц>г). Точно не известно, при каких обстоятельствах Тети взошел на престол Египта. В Саккарском списке Древнего царства, важнейшем источнике по истории и хронологии VI династии, наряду с именем и титулатурой царя Тети, упоминается имя его матери - Се-
V V 2
шесешет (Х&Щ . Известно, что она носила титулы «мать царя, мать царя Верхнего и Нижнего Египта» (шц>г тц>г, шц>г птг-Ьфф), однако не обладала титулом «супруга царя» (Тгшг тм>г). Блоки с именем и титулами Сешесешет были обнаружены в заупокойных храмах Тети и Пепи I4. Отсутствие в царских списках имени отца правителя было закономерно и свидетельствовало, что им был его царственный предшественник - Унас. Однако, как показали исследования, мужем Сеше-
© Пронина Ю.А., 2014
сешет был вельможа по имени Птах-Шепсес или Шепси-пу-Птах (Spss(-pw)-Pth или Sps(j)-p(w)-Pth), носивший титулы «принц-регент, сын царя» ^^^ Ч, nswt5). Он был похоронен в заупокойном комплексе царя Унаса. Исследовавший фрагменты саркофага и мумии этого вельможи (или принца) Г. Брангон высказал предположение о том, что Птах-Шепсес имел какие-то родственные связи с царем Уна-сом, возможно, мог быть даже его сыном6. Ю.Я. Перепелкин называет
7 1—г
Птах-Шепсеса «царским свойственником» . Предположение о его причастности к семье царя Унаса весьма вероятно, если учитывать, в каком необычном месте и с каким богатством он был погребен. В этом случае Тети являлся бы законным наследником последнего царя V династии, и тогда VI династия может считаться продолжением предыдущей царской династии.
Однако мнения ученых по данному вопросу расходятся, а гипотеза Г. Брантона не получила широкого признания ввиду недостаточного количества аргументированных данных. Мумия Птах-Шепсеса датируется более поздним временем, а его погребение в пирамидном комплексе царя Унаса (в саркофаге более раннего времени) может объясняться необходимостью спрятать и сохранить тело «до лучших времен», возможно, из-за волнений в обществе в то время. Наибольшее распространение в научной литературе получила более, на мой взгляд, убедительная точка зрения, согласно которой Тети происходил из семьи царского вельможи и не являлся родственником Унаса. Для осуществления преемственности власти от предыдущей династии Тети женился на дочери царя Унаса Ипут I. Ее титулы: «дочь бога, дочь царя, мать царя Верхнего и Нижнего Египта, мать царя, супруга царя, великая похвалой, подруга Хора» (¿¡Ч п?г, £¡4 mwt mwt
тмИ, ¡тЧ nswЧi, wгt ¡£Ч, ятгЧ Нг9) явно указывают на царское происхождение. Считается, что именно Ипут I и стала родоначальницей VI династии и матерью царя Пепи I10. К сожалению, памятников, содержащих более точные данные о родословной Ипут, пока не обнаружено. До конца не выясненным остается также и вопрос участия материнской линии в передаче властных полномочий.
Можно предположить, что дочерью царя Унаса могла быть другая жена Тети - также похороненная рядом с его пирамидой, - царица по имени Хуит II11 (^Ч), «супруга царя, подруга Хора» (¡¡тЧ nswt, ятгЧ Нг). На фрагментах рельефа из ее заупокойного храма изображена царица со своим сыном, который, по предположению Р. Штадельмана,
мог быть старшим сводным братом Пепи I12. Известна и еще одна царица - супруга Тети, чье имя сохранилось не полностью - «мать царя» (mwt тц>г) Хенетет (НиП-Ш). М. Бод, исследовавший генеалогические связи VI династии, полагает весьма вероятным, что кип - скорее часть
13
титула, нежели начало имени царицы .
В любом случае, обнаруженные при раскопках гробницы царицы Ипут I14 фрагменты с именем ее сына, царя Пепи I, и царя Тети, а также упоминание имени царицы в Саккарском списке в титулатуре Пе-
т15
пи I доказывают существование тесных родственных связей между данными историческими лицами. Предположительно, Ипут I умерла во время правления Тети и была похоронена в мастабе рядом с его пирамидой. После прихода к власти Пепи I гробница Ипут I по его приказу была перестроена в пирамиду16.
В год своего первого праздника Сед (АЬ-.^)17 Пепи I издает указ или охранную грамоту заупокойному святилищу (hw.t-kЗ - «двору двойника») своей матери царицы Ипут в храме бога Мина в Коптосе18. В верхней части текста указа изображены «главные действующие лица»: справа - бог Мин, слева - царь Пепи I и царица Ипут.
После смерти царя Тети его сын Пепи I не сразу унаследовал трон. Такой вывод можно сделать, прежде всего, на основании письменных источников. Надписи об экспедициях в каменоломнях Вади-Магхара и Вади-Хаммамат, датирующиеся 18 переписью (исчислением скота) (Ъ'г-Ы-гр) и сделанные по случаю празднования первого юбилея царя, сообщают, что свой первый праздник Сед Пепи I отмечал довольно поздно - на 36 году жизни19. Поэтому можно предположить, что до него правил царь Усеркара Я').
С именем Усеркара связано множество самых разных гипотез, зачастую весьма противоречивых. Его правление между царствованиями Тети и Пепи I некоторое время вообще ставилось под сомнение. На основе данных Абидосского списка Нового царства и текстов, обнаруженных Г. Жекье в 1931 г. в пирамиде Хенджера, царя XIII династии, О.Д. Берлев20 заключил, что Усеркара - солнечное имя царя Хенджера. А. Готье отождествил Усеркара с царем Ити и поместил его имя, вопреки данным Абидосского списка, перед именем царя Те-ти21. Но более позднее исследование М. Бодом и В. Добревым Саккар-ского списка Древнего царства (в котором сохранилось имя Усеркара и следовавший за ним титул mwt иswt Ьфф с фрагментом женского имени, характерный для царской титулатуры) подтверждает последо-
вательность правления царей VI династии, в число которых входит и Усеркара. Еще одним возможным доказательством царствования Усеркара, согласно М. Боду, стало исследование титулатуры царей
Тети и Пепи I, а именно титула «сокол золота», который, по мнению
22 п
автора, олицетворял преемство царской власти . Сравнение титула «сокол золота» у Тети - с одним «соколом» (Bjk nbw) - и Пепи I - с тремя «соколами» (Bjkw nbw) - по предположению М. Бода, косвенно подтверждает данные Абидосского списка, в котором между этими двумя правителями существовал еще один царь - Усеркара. Подобную же тенденцию можно проследить на основании данного титула у царей IV династии Снофру (bjk-nbw), Хуфу (bjk.wy-nbw), Джедефра (bjk.w(Ntгw)-nbw). Насколько верен такой критерий, трудно судить. Главное в титуле-имени «сокол золота», несомненно, - проявление божественной сущности его носителя, обладающего божественной
23
«золотой плотью» .
До сих пор остается невыясненным вопрос о приходе к власти Усеркара. В дошедших до нас египетских источниках периода Древнего царства об этом факте пока не обнаружено каких-либо упоминаний. Существует всего лишь один источник, проливающий свет на данное событие: это сообщение Манефона. Как описывает его автор, правление Тети закончилось трагически: царь был убит своей охра-ной24. К такому сообщению Манефона (записавшего скорее легенду, дошедшую до него спустя почти две тысячи лет) приходится относиться с осторожностью. Однако в какой-то мере подтверждением сообщения Манефона может служить почти полное отсутствие памятников, связанных с именем Усеркара, и упоминаний о нем в жизнеописаниях придворных вельмож того времени, что, возможно, свидетельствует о намеренном уничтожении его имени по приказу законного наследника - Пепи I25. Таким образом, сопоставив данные Манефо-на с этими фактами, можно предположить, что именно Усеркара в окружении царя подготовил заговор, в результате которого произошла насильственная смена власти правившей династии. Возможно, чтобы вернуть трон Пепи I, царице Ипут I даже пришлось обратиться к помощи одной из влиятельных семей провинциальных вельмож.
Многое говорит в пользу данного предположения, но, тем не менее, существует и другая точка зрения, которая мне представляется более правдоподобной. События могли быть не столь печальными, как описывает их Манефон, и насильственного свержения власти не было.
По мнению В. Смита, М. Бода и В. Добрева26, Усеркара находился в каких-то родственных отношениях с Тети или Ипут I и занял трон ввиду малолетства Пепи I. Р. Штадельман предположил, что Усеркара
мог быть сводным старшим братом Пепи I от супруги Тети - царицы Хуит27.
До конца прояснить данный вопрос очень трудно. Не смогли полностью разрешить проблему и исследования Саккарского списка Древнего царства, так как памятник дошел до нас в поврежденном виде. Происхождение Усеркара точно неизвестно. Предположительно, его матерью была одна из супруг Тети - царица Хенетет или царица Хуит. О родственных связях Усеркара с предыдущей династией, возможно, свидетельствует форма тронного имени этого царя, составной частью которого было имя бога Ра, что более типично для V царской династии. Усеркара был у власти недолго - не меньше 2-4 лет и не дольше - 10 лет .
Обратимся к правлению самого Пепи I. Что касается продолжительности его царствования, то единообразных сведений в источниках об этом нет. По данным Манефона29, она составляла 53 года, в то время как в Туринском папирусе говорится о 20 годах, в Абидосском списке - о 36 годах30. В Саккарском списке Древнего царства, согласно последним исследованиям М. Бода и В. Добрева, правление Пепи I с первого года (1т3 T3wj), который мог быть неполным, включало 25 переписей (исчислений скота) (ЬЧ-кг-гр), проводившихся раз в два года. Таким образом, правление Пепи I могло длиться 49 или 50 лет31. В самой поздней надписи, относящейся к правлению Пепи I, обнаруженной в Хатнубе, где в тот период разрабатывались алебастровые копи, также упоминается 25-я перепись32. Это - наиболее поздняя дата, упоминаемая в этих надписях. Однако проблема хронологической системы правления царей в Древнем Египте до конца не решена. Согласно подсчетам М. Бода, правление Пепи I длилось не менее 27 лет при ежегодном счислении и не более 50 или 51 года при двухгодич-
33 34
ном счислении . В. Смит предположил , что указанный период правления Пепи I отсчитывается с момента его гипотетического восшествия на престол, то есть с момента смерти его отца - Тети. Тогда первая половина правления Пепи I могла включать годы правления царя Усеркара. Однако данное предположение противоречит наличию имени Усеркара в Саккарском списке Древнего царства.
Что касается датировки правления царя Пепи I, эта проблема также трудно разрешима. Отсутствие точной хронологической шкалы древнеегипетской истории позволяет говорить лишь об относительных датах. В своей одной из своих поздних работ Дж. Аллен, например, относит правление Пепи I к 2289-2255 гг. до н. э., что составляет
35
34 года . Ж. Леклан, О. Лабрус и другие участники Французской археологической экспедиции, исследовавшие пирамидный комплекс Пе-пи I в Саккара, в своих работах датируют правление этого царя 23002250 гг. до н. э., что соответствует данным Lexikon der Ägyptologie36. Ю. фон Бекерат датирует эпоху Пепи I 2335-2285 гг. до н. э.37 Согласно последним двум версиям, правление этого царя составляло 50 лет.
У царя Тети помимо Пепи I, унаследовавшего трон, были и другие дети. В результате раскопок некрополя, расположенного возле пирамиды Тети I, стало известно о четырех дочерях Тети от царицы по имени Сешесешет (Zszst), носивших похожие имена: Уатет-хет-Хор-Сешесешет (W'tt-ht-Hr Zszst) - жена визиря Мерер-уи-ка-и (Mrr-wj-k3.j), Сешесешет-Шешит (Zszst Ssjt) - жена визиря Уджа-ха-Тети (Wd3-h3-Ttj), Сешесешет-Шешети (Zszst Sstj) - жена вельможи Шепси-пу-Птаха (Spsj-pw-Pth), Нуб-хет-Небти-Сешесешет (Nwb-ht-Nbtj Zszst) -
38
жена вельможи Гем-ни-каи (Gm-n.j-k3.j) .
К этой же семье следует отнести Тети-анха ('nh-Ttj), «сына царя, старшего сына царя» (z3 nswt, z3 nswt smsw)39 - еще одного сына царя Тети и брата Пепи I. Тети-анх похоронен в заупокойном комплексе своей матери - царицы Ипут I. Его имя встречается в кратких надписях, обнаруженных на каменных блоках пирамиды Пепи I. Тети-анх руководил и наблюдал за сооружением пирамиды и заупокойного комплекса своего царственного брата.
Согласно традициям древнеегипетского общества, царь Пепи I имел несколько жен. С одной из них, по имени Имтес (или Урет Хе-тес)40, «супругой царя» (hmt nswt), связан интересный факт, о котором существует свидетельство очевидца и участника этих событий. В жизнеописании верховного царского сановника Уни41, запечатленном на стенах его гробницы в Абидосе, упоминается, что царицей был организован тайный заговор против ее мужа. Судьба этой женщины, скорее всего, оказалась трагичной. Заговор был раскрыт, но дело не было предано огласке. Пепи I приказал Уни лично, одному и тайно, расследовать заговор. По мнению В. Смита42, отстранение царицы было связано с новой женитьбой Пепи I на дочери вельможи Хуи (Hwj) из
Абидоса, получившей после вступления в брак имя АнхнесПепи I. Но последующие исследования опровергли данное предположение.
В ходе археологических раскопок заупокойного комплекса Пепи I в царском некрополе в Южной Саккара Французской археологической экспедицией были найдены гробницы четырех жен Пепи I. Как показали исследования, первым был сооружен заупокойный комплекс для царицы Иненек-Инти (/uuk Тиф). Помимо титула «супруга царя» (ТгтЧ иswt), Иненек-Инти получила «почетные титулы» «принцесса, кронпринцесса» (Ып р Ч, ]г](г)-р Ч(ч)) , указывающие на ее принадлежность к царской семье. Следующими были построены заупокойные комплексы для царицы Нубунет (NwЬ-wиt)44 - «супруги царя, великой похвалой, подруги Хора» (Ьтг wrt ЬгЧ, smrt Иг)45 и для «безымянной» царицы, называвшейся «старшей дочерью царя, супругой царя» (гЗЧ иswt ятяг, Ьтг uswt)46. Были обнаружены также фрагменты дверного проема с именем еще одной царицы - Себутет47.
Из исторических источников периода Древнего царства было известно еще об одной жене Пепи I - сестре АнхнесПепи I - АнхнесПепи II. Ее заупокойный комплекс был обнаружен к юго-западу от царской пирамиды. Гробница царицы АнхнесПепи I, к сожалению, до сих пор не обнаружена. Н. Канавати считает, что две женитьбы царя на сестрах из Абидоса были отделены друг от друга во времени: первая
48
состоялась в начале правления царя, вторая - в конце . Но в данном вопросе скорее можно согласиться с выводами М. Бода, который считает, что женитьба царя на сестрах из Абидоса была довольно поздней и одновременной49. Таким образом, она не могла быть следствием тайного заговора, описанного Уни, относящегося скорее к началу правления Пепи I. Можно только догадываться, какие мотивы послужили основанием для подобной женитьбы царя. По мнению Н. Грима-ля, выбор Пепи I был вызван желанием восстановить утраченное влияние центральной власти в Верхнем Египте50.
Интересно, что обе царицы носили одно и то же имя - 'ик-и.я-Ррф - «Да живет для нее Пепи», что было редкостью для Древнего Египта. По мнению Б. Матье, широко распространенное прочтение имени цариц неверно и отражает некую подчиненность царя. С учетом почетного положения имени царя Пепи I, как полагает исследователь, представляется более уместным читать имя цариц, вопреки принятому в научной литературе варианту, как Анх-с-н-пепи 'иТг.я-и-РрЦ - «Да живет она для Пепи»51. На основе антропологического исследования
имен цариц52 И. Гурдон предположил, что существовали две конструкции имени. Первая конструкция - Анхнеспепи - наиболее ранняя и больше напоминает клятву. Вторая - Анхсенпепи - поздняя форма имени. Обе царицы также известны под именем Анхнесмерира 'ик-и.я-МгЦ-Я', происходившем от тронного имени Пепи I - Мерира. Тождественность имен цариц создает дополнительные трудности в исследовании памятников - «проблему двух Анхнеспепи» - жен Пепи I. Примером могут служить обнаруженные в заупокойном комплексе Пепи I фрагменты рельефа с изображением царицы Анхнеспепи. Из-за плохой сохранности дошедшего до нас памятника невозможно установить, о какой именно из двух сестер идет речь.
Каждая из сестер родила Пепи I сына. АнхнесПепи I стала матерью будущего царя Меренра и принцессы Нейт, которая позже стала женой своего сводного брата Пепи II. Незадолго до смерти Пепи I АнхнесПепи II родила Пепи II. Обе царицы Анхнеспепи носили титулы, свидетельствующие об их особо высоком статусе. На стеле обнаруженной в Абидосе гробницы визиря Джау (О V)53, брата цариц, рядом с ним изображены АнхнесПепи I и АнхнесПепи II с пояснительной надписью и титулами. Царица АнхнесПепи I носила титул «супруга царя» (ТгтЧ иswt), а также полученные после рождения сына почетные титулы «мать царя Верхнего и Нижнего Египта, мать царя, великая скипетром» (mwt иswt Ьфф, mwt и,тг54, wrt Ьг/5). Титулы АнхнесПепи II еще более высокие: «супруга царя, супруга бога, мать царя Верхнего и Нижнего Египта, мать царя, дочь бога, великая скипетром» (Ьтг Ьтг Мг, mwt птг-Ьфф, mwt гЗЧ Мг, wrt Ьгя)56. Стела из Абидоса относится ко времени правления Пепи II, сына АнхнесПепи II. Возможно, различие в титулах сестер-цариц этим и объясняется. Титул АнхнесПепи II «дочь бога», по мнению М. Бода, подчеркивает ее статус «матери живого царя»57, в то время как сын АнхнесПепи I, царь Меренра, к тому времени уже умер.
58
Изучение заупокойного комплекса царицы АнхнесПепи II показало, что начало его строительства пришлось на правление Пепи I, однако закончен он был при сыне царицы - Пепи II. Как оказалось, царица обладала огромной властью. После смерти Пепи I АнхнесПепи II вышла замуж за своего племянника - молодого царя Меренра, который также вскоре умер. Тогда эта властная и честолюбивая женщина решила взять власть в свои руки. Она стала регентшей при своем малолетнем сыне Пепи II и вместе с ним управляла страной. Размах ее за-
упокойного комплекса, богатство убранства, восхитительные рельефы и Тексты пирамид, покрывавшие стены внутренних помещений ее гробницы, свидетельствуют о том, что АнхнесПепи II была похоронена со всеми царскими почестями. Скорее всего, причиной столь исключительной привилегии стал ее высокий статус59. Знаменитая алебастровая скульптура царицы из Бруклинского музея60 представляет АнхнесПепи II восседающей на троне и держащей на коленях своего сына, Пепи II. На голове царицы - убор в виде оперенья самки коршуна, который в Египте носили матери царя. Изображение царицы с сыном, размер ее статуи с характерным головным убором, ее трон указывают на особый статус АнхнесПепи II как соправительницы своего сына61.
Исследуя родословную цариц, Г. Фишер, а затем и Н. Канавати62 предположили, что АнхнесПепи I и АнхнесПепи II были не родными, а сводными сестрами. Первая - дочь вельможи Хуи и его жены Небет, после смерти которой он женился вторично на женщине знатного происхождения, которая могла быть матерью второй царицы.
Брат цариц, Джау, поднялся по служебной лестнице и стал визирем у Меренра, затем у Пепи II. На стеле в его гробнице в Абидосе наряду с многочисленными титулами упомянуты имена его родителей, а следовательно, и цариц АнхнесПепи I и АнхнесПепи II. Их отец, Хуи , породнившись с царем, получил титул «отец бога» (it n?r)64. Данный титул подчеркивал связь его обладателя с царским правящим домом и символизировал некое сакральное, «духовное» отцовство ("une parenté spirituelle")65 наставника по отношению к царю. Супруга Хуи, Небет (Nb.t), заняла необычайно высокое положение, о чем свидетельствуют ее титулы jrjt-p 't, h3tt-p 't, hkrt nswt66, а также титул, свойственный царским сановникам, - t3jty z3b t3tj . Один из титулов скорее был почетным и подчеркивал статус Небет в качестве родственницы царя68. Возможно, должностные обязанности исполнял ее муж Хуи.
В ходе археологических раскопок некрополя в заупокойном комплексе Пепи I была обнаружена гробница еще одного сына царя -принца по имени Хор-нечери-хет, а также пирамида его матери, жены Пепи I - ранее также неизвестной царицы по имени Мехаа. Принц Хор-нечери-хет умер молодым. Возможно, у Пепи I были еще сыновья. В разных источниках упоминаются и дочери Пепи I - царицы Нейт и Ипут II (супруги Пепи II) и принцесса Инти.
Рядом с усыпальницей Хор-нечери-хета была раскопана пирамида и заупокойный храм ранее не известной царицы, «возлюбленной Пе-пи», по имени Бехену. Однако пока не ясно, чьей женой была царица -Пепи I или же его сына, Пепи II. Раскопки этого комплекса продолжаются по сей день. Уже первые исследования принесли важные результаты. Подобно гробнице АнхнесПепи II, в гробнице Бехену также были обнаружены фрагменты Текстов пирамид. К. Бержер-эль Наггар и М.-Н. Фрэз69 выдвинули предположение, что царица Бехену могла иметь какие-то родственные связи с АнхнесПепи II.
Таким образом, благодаря сохранившимся до наших дней древним памятникам становится возможным воссоздать в общих чертах генеалогические связи VI династии. И все же ряд проблем пока остается до конца не выясненным. Это касается не только родственных связей царей VI династии, но и продолжительности и последовательности их правления. Возможно, прояснить данные вопросы и заполнить лакуны помогут новые находки Французской археологической экспедиции в Южной Саккара.
_Примечания
1 Согласно хронологии Ю. фон Бекерата, период правления VI династии охватывает 2347-2216 гг. до н. э. (Beckerath J. von. Chronologie des pharaonischen Ägypten. Mainz am Rhein: Verlag Philipp von Zabern, 1997. S. 188); по Э. Дрио-тону и Ж. Вандье, период Древнего царства приходится на 2423-2263 гг. до н. э. (Drioton E., Vandier J. L'Egypte: dès origines à la conquête d'Alexandre. P.: Presses Universitaires de France, 1989. P. 213).
2 BaudM, Dobrev V. De nouvelles annales de l'Ancien Empire égyptien. Une "Pierre de Palerme" pour la VI dynastie // Bulletin de l'Institut français d'archéologie orientale. 1995. № 95. P. 27-28; Yoyotte J. A propos de la parenté féminine du roi Téti (VI dynastie) // Ibid. 1958. № 57. P. 94-98.
3 Lauer J.-Ph, Leclant J. Le temple haut du complexe funéraire du roi Téti. Le Caire: Institut français d'archéologie orientale, 1972. Vol. I. (Bibliothèque d'Etude.). P. 91, 95-96.
4 Leclant J. Fouilles et travaux en Egypte et au Soudan // Orientalia. 1969. № 38. P. 256; 1971. № 40. P. 233; 1975. № 44. P. 208; 1978. № 47. P. 281; 1979. № 48. P. 362.
5 Baud M. Famille royale et pouvoir sous l'Ancien Empire égyptien. Le Caire: Institut français d'archéologie orientale, 1999. T. 2. (Bibliothèque d'Etude.). P. 580; Jones D. An Index of Ancient Egyptian Titles, Epithets and Phrases of the Old Kingdom. Oxford, 2000. Vol. I. P. 315. № 1157.
Brunton G. The burial of prince Ptah-Shepses at Saqqara // Annales du Service des Antiquités de l'Egypte. Le Caire: Conseil suprême des Antiquités égyptiennes, 1947. T. XLVII. P. 125-133.
Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта. СПб., 2000. С. 148; Свойство предполагает родственную связь, возникающую через брак, в данном случае степень родства автором не уточняется.
Baud M. Les formes du titre de "mère royale" à l'Ancien Empire // Bulletin de l'Institut français d'archéologie orientale. 1996. № 96. P. 62.
Baud M. Famille royale et pouvoir sous l'Ancien Empire égyptien. Le Caire: Institut français d'archéologie orientale, 1999. T. 1. (Bibliothèque d'Etude). P. 340. Tab. 21. Yoyotte J. Op. cit. P. 91-98; Gauthier H. La titulature des reines des dynasties Memphites // Annales du Service des Antiquités de l'Egypte. Le Caire: Conseil suprême des Antiquités égyptiennes, 1924. T. XXIV. P. 198-209. Baud M. Famille royale et pouvoir sous l'Ancien Empire égyptien. P. 538. Stadelmann R. The Copper Statues of Pepi I in the Egyptian Museum // Bulletin of the Egyptian Museum. 2005. Vol. 2. P. 126.
Baud M. Les formes du titre de "mère royale" à l'Ancien Empire. P. 53. Firth C.M., Gunn B. Teti pyramid cemeteries. Le Caire: Institut français d'archéologie orientale, 1926. Vol. I (Excavations at Saqqara). P. 11-14. Baud M, Dobrev V. Op. cit. P. 28.
Labrousse A. Les reines de Téti, Khouit et Ipout Ière. Recherches architecturales // Hommage à Jean Leclant. Le Caire: Institut français d'archéologie orientale, 1994. P. 236-237.
Праздник Сед отмечался в тридцатый год правления царя, а затем каждые последующие три года его правления.
Sethe K. Urkunden des Alten Reiches. Leipzig: J.C. Hinrichs'sche Buchhandlung, 1933. I. 214; Савельева Т.Н. Аграрный строй Египта в период Древнего царства. М.: Изд-во восточной литературы, 1962. С. 160; Стучевский И.А. Храмовая форма царского хозяйства Древнего Египта. М.: Изд-во восточной литературы, 1962. С. 75.
Sethe K. Op. cit. I. 91-96; Roccati A. La littérature historique sous l'Ancien Empire égyptien. P.: Editions du Cerf, 1982 (Littératures anciennes du Proche-Orient). P. 245.
Берлев О.Д. Новое о царе Усеркерэ (VI династия) // Древний восток. М.: Наука, 1980. C6. 2. C. 58.
Guathier H. Le livre des rois d'Egypte. Le Caire: Mémoires publiés par les membres de l'Institut Français d'Archéologie Orientale, 1907. T. I. P. 144. Dobrev V. Consideration sur les titulatures des rois de la IV dynastie égyptienne // Bulletin de l'Institut français d'archéologie orientale. 1993. № 93. P. 190. Берлев О.Д. «Золотое имя» египетского царя // Ж.Ф. Шампольон и дешифровка египетских иероглифов. М.: Наука, 1979. С. 41-59.
7
8
9
10
17
18
19
20
21
22
24 Manetho. Works / English transl. by W.G. Waddell. L.: Harvard University Press; W. Heinemann Ltd., 1948. Fr. 19-20 (Loeb Classical Library). P. 53.
25 Kanawati N. New evidence on the reign of Userkare? // Göttinger Miszellen. 1984. № 83. S. 35.
26 Smith W.S. The Old Kingdom in Egypt and the Beginning of the First Intermediate Period. Cambridge: The Syndics of the Cambridge University Press, 1962. P. 49; Baud M, Dobrev V. Op. cit. P. 62.
27 Stadelmann R. Op. cit. P. 126.
28 Baud M, Dobrev V. Op. cit. P. 61; Stadelmann R. König Teti und der Beginn der 6. Dynastie // Hommage à Jean Leclant. P. 327-335.
29 Manetho. Op. cit. Fr. 19-20.
30 Gardiner A. Egypt of the Pharaoh. Oxford: Oxford University Press, 1961. P. 436.
31 Baud M, Dobrev V. Op. cit. P. 49.
32 Sethe K. Op. cit. I. 95-96.
33 Baud M The Relative Chronology of Dynasties 6 and 8 // Ancient Egyptian Chronology. Leiden; Boston: Brill, 2006. P. 156.
34 Smith W.S. Op. cit.
35 Allen J.P. The Ancient Egyptian Pyramid Texts. Translation with an introduction and notes. Atlanta: Society of Biblical Literature, 2005. P. 1.
36 Lexikon der Ägyptologie. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1984. Bd. V. Col. 926.
37 Beckerath J. von. Op. cit. P. 188-192.
38 Baud M. Famille royale et pouvoir sous l'Ancien Empire égyptien. T. 2. P. 434, 486, 565, 566.
39 Dobrev V. Les marques sur pierres de construction de la nécropole de Pépi Ier. Etudes prosopographiques // Bulletin de l'Institut français d'archéologie orientale. 1996. № 96. P. 107, 110.
40 Имя царицы точно не выяснено. Возможно, она носила титул wrt-hts: Smith W.S. Op. cit. P. 50.
41 Sethe K. Op. cit. S. 100; Roccati A. Op. cit. P. 191.
42 Smith W.S. Op. cit. P. 50.
43 Baer K. Rank and Title in the Old Kingdom: The Structure of the Egyptian Administration in the Fifth and Sixth Dynasties. Chicago: University of Chicago Press, 1960. P. 6; Jones D. Op. cit. Vol. I. P. 315. № 1157-1160; Baud M. Famille royale et pouvoir sous l'Ancien Empire égyptien. T. 1. P. 340. Tab. 21.
44 Заупокойный храм царицы был каким-то образом связан с праздником Сед царя Пепи I, о чем свидетельствует обнаруженная на его фасаде надпись: Leclant J. Une nouvelle reine d'Egypte: Noub-ounet // Comptes rendus des séances de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. 1990. № 2. P. 516-520.
45 Baud M. Op. cit. T. 1. P. 340. Tab. 21.
46 Ibid.
47 Leclant J., Labrousse A. Découvertes récentes de la Mission archéologique à Saqqâ-ra (campagnes 2001-2005) // Comptes rendus de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. 2006. № 1. P. 112.
48 Kanawati N. Governmental Reforms in Old Kingdom Egypt. Warminster: Aris & Phillips, 1980. P. 31-32, 63.
49 Baud M. Famille royale et pouvoir sous l'Ancien Empire égyptien. T. 2. P. 427; Berger C. A la quête de nouvelles versions des Textes des Pyramides, à propos des reines de la fin de l'Ancien Empire // Hommage à Jean Leclant. P. 75.
50 Grimai N. Histoire de l'Egypte Ancienne. P.: Fayard, 1988. (Références) P. 98.
51 Dobrev V., Labrousse A., Mathieu B., Minault-Gout A., Jannot F. La dixième pyramide à textes de Saqqâra: Ankhsenpepy II. Rapport préliminaire de la campagne de fouilles 2000 // Bulletin de l'Institut français d'archéologie orientale. 2000. № 100. P. 283-296.
52 Gourdon Y. Le nom des épouses abydiennes de Pépi Ier et la formule de serment à la fin de l'Ancien Empire // Bulletin de l'Institut français d'archéologie orientale. 2006. № 106. P. 100.
53 Sethe K. Op. cit. S. 117-119.
54 Lexikon der Ägyptologie. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1975. Bd. I. Col. 263.
55 Baud M. Famille royale et pouvoir sous l'Ancien Empire égyptien. T. 1. P. 340. Tab. 21.
56 Ibid.
57 Ibid. P. 430.
58 Leclant J., Labrousse A. Les reines Ankhnespépy II et III (fin de l'Ancien Empire): campagne 1999-2000 de la MAFS // Comptes rendus des séances de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. 2001. № 1. P. 7.
59 Labrousse A. La nécropole des reines de Pépi Ier // Au fil du Nil: le parcours d'un Egyptologue. Colloque de la Fondation Singer-Polignac en l'honneur de Jean Leclant. P.: Académie des Inscriptions et Belles-Lettres, 2001. P. 62.
60 Brooklyn. № 39. 119.
61 Fay B. Royal Women as Represented in Sculpture during the Old Kingdom // Critères de datation stylistique à l'Ancien Empire. Le Caire: Institut français d'archéologie orientale, 1998. P. 167.
62 Fischer H.G. Varia, Egyptian Studies I. N. Y.: Metropolitan Museum of Art, 1976. P. 75; Kanawati N. Op. cit. P. 32.
63 Kanawati N. Op. cit. P. 31.
64 Jones D. Op. cit. Vol. I. P. 345. № 1283; Lexikon der Ägyptologie. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1977. Bd. II. Col. 825.
65 Baud M. Famille royale et pouvoir sous l'Ancien Empire égyptien. T. 1. P. 149.
66 Jones D. Op. cit. Vol. I. P. 315. № 1158-1159; P. 496. № 1858; Vol. II. P. 794. № 2899; Baud M. Famille royale et pouvoir sous l'Ancien Empire égyptien. T. 2. P. 629.
67 Kanawati N. Op. cit. P. 31; Strudwick N. The Administration of Egypt in the Old Kingdom. L.: Kegan Paul International, 1985. P. 300; Jones D. Op. cit. Vol. II. P. 1000. № 3706.
68 Fischer H.G. Egyptian Women of the Old Kingdom and of the Heracleopolitan Period. 2nd ed. N.Y.: Yale University Press, 2000. P. 37.
69 Berger-el Naggar C, Fraise M.-N. Béhénu, "aimée de Pépi", une nouvelle reine d'Egypte // Bulletin de l'Institut français d'archéologie orientale. 2008. № 108. P. 1-7.