Научная статья на тему 'Проблема формирования умений понимания учебного текста: сущность и пути решения'

Проблема формирования умений понимания учебного текста: сущность и пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования умений понимания учебного текста: сущность и пути решения»

щих воспитанию нового человека. Она делает достоянием педагогов интернациональный опыт трудящихся многих народов и стран, содействуя превращению эмпирики в коллективный эксперимент, в коллективную мысль, в науку.

Формирование педагога-профессионала нового типа, реализующего свои профессиональные возможности в условиях современной России, обусловлено разработкой педагогических технологий, учитывающих достижения фольклористики, искусствоведения, музыковедения и смежных наук, а также принципы художественной педагогики и методики в области содержательного изучения проблем народного искусства в системе культуры, обеспечивающих общую методологию этнохудожественного образования. В этой связи наиболее важными представляются такие аспекты: утверждение народного искусства как особого типа художественного творчества; определение форм бытования и развития народного искусства на современном этапе; передовой опыт в разработке научно обоснованной системы содержания и методов освоения народного искусства как равноправного компонента этнохудожественного образования в школе и вузе. Вариативность содержания этнохудожественного образования на национальной основе обусловлено этническим самосознанием, культурой мастерства, проявлением традиции на уровне регионального, национального и поддерживается предоставлением правовых возможностей создавать свои варианты программ.

Сознание педагогических условий для разнообразных видов художественно-творческой деятельности студентов определяются опорой на общие принципы и способы художественной реализации единой духовной сущности во всех областях народного искусства и отечественной художественной культуре4:

• народная точка зрения на мир;

• синтетичность в переживании образа;

• народный идеал;

• непреходящие духовные ценности.

Выводы и предложения

Проблемы этнохудожественного образования решаемы при условии успешной реализации следующих задач:

• формирование Государственной общероссийской системы этнохудожественного образования как относительно самостоятельной комплексной системы;

• создание и динамическая апробация школьной и вузовской учебно-методической литературы по этнохудо-жественному образованию;

• обеспечение государственного мониторинга этнохудожественной подготовленности учащихся, студентов и создание динамичной системы диагностики уровня этнохудожественной обученности;

• функционирование государственной системы подготовки педагогов в области этнохудожественного образования и повышения их методического мастерства;

• осуществление задач этнохудожественного образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом. Он должен отвечать следующим характеристикам: непрерывность и реализация в рамках единой этнохудожественной образовательной политики, позволяющей осуществлять уровневую и профильную дифференциацию;

• «этапность», последовательность этнохудожественного образования и его вариативное моделирование в зависимости от уровня подготовленности субъектов образовательного процесса, региональных особенностей его внедрения в практику.

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ПОНИМАНИЯ УЧЕБНОГО ТЕКСТА: СУЩНОСТЬ И ПУТИ

РЕШЕНИЯ

М.А. Кучеренко, старший преподаватель кафедры общей физики Оренбургского государственного университета, учитель физики средней школы №7 г. Оренбурга,

Т.В. Ильясова, профессор кафедры теоретической физики Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, профессор

Обучение пониманию учебного текста является одной из важных задач, стоящих перед современной системой образования, призванной обеспечить непрерывность образования в течение всей жизни человека и академическую мобильность обучающихся. Направленность образовательной практики на коммуникативную и информационно-смысловую компетенции как результат обучения вызывает необходимость формирования у учащихся нового стиля мышления и базовых качеств личности, обеспечивающих высокий уровень восприятия, понимания и объективности подхода к окружающему информационному полю. При этом для нового стиля мышления характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности решений, а к базовым качествам личности отнесены критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность и ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Для решения проблемы формирования умения понимания учебного текста существует обширный фонд теоретических и экспериментальных знаний, накопленный философией (а именно, философской герменевтикой, феноменологией, эпистемологией и психологической антропологией), психологией (в том числе педагогической и когнитивной психологией), педагогикой, психолингвистикой, семиотикой и семантикой, герменевтической филологией и другими дисциплинами. На основе обобщения основополагающих аспектов междисциплинарной проблемы понимания мы уточнили в содержательном и структурном контексте педагогическую категорию «умение понимания учебного текста на основе герменевтического подхода».

Умение понимания естественнонаучного текста на основе герменевтического подхода есть уровень освоения составного действия или деятельности, позволяющий индивиду осознанно и с необходимым уровнем качества осуществлять понимание текстов как структурно организованного целого в логико-семантических условиях понимания на основе герменевтического методологического стандарта, включающего: герменевтические техники и принципы, вопросно-ответные методики, контекстный метод, специальные логические, семиотические и психологические средства, обеспечивающие исследование семантического и смыслового поля текста и его формализацию.

4 Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М., 1983.

В иерархическую структуру умения понимания естественнонаучного текста на основе герменевтического подхода мы включили элементы: осознание учащимися значения овладения умением понимания учебного текста и цели текстовой деятельности; поиск способов выполнения данного действия или деятельности на основе специфических методологических средств и собственных познавательных стратегий; текстовая деятельность методом проб и ошибок; определение наиболее рациональной последовательности выполнения операций, из которых складывается действие или деятельность; творческое исполнение заданий и навыков текстовой деятельности с осознанием не только цели, но и мотивов выбора, способов ее достижения; самоконтроль и самооценка.

Умение понимания учебного текста на основе герменевтического подхода отнесено нами к общеучебным умениям, обладающим свойством широкого переноса: его можно использовать для решения широкого круга задач не только в рамках одного предмета, но и на уроках по другим учебным дисциплинам и шире - для объективного освоения открытого информационного поля на основе высокого уровня его восприятия и понимания. Как всякое умение, умение понимания учебного текста имеет ряд признаков: гибкость, стойкость, прочность, максимальная приближенность к реальным задачам и условиям.

Необходимыми и достаточными педагогическими условиями эффективной реализации текстовой деятельности в герменевтическом контексте являются следующие, выявленные в опытно-экспериментальной работе условия:

1) ориентация образовательного процесса не на запоминание материала, а на его понимание, обеспечивающее развитие сущностных сил учеников, характерным признаком которых является саморегуляция и саморазвитие;

2) целенаправленное развитие у школьников структурной компоненты личности - воли к пониманию учебной информации на основе включения их в мотивированную текстовую деятельность. При этом воля к пониманию понимается как сознательная мобилизация личностью своих психических и физических свойств для осмысления учебного текста на основе совершения целенаправленных, с различным уровнем сложности, действий и операций;

3) реализация в образовательном процессе системы разработанных экспериментальных способов совершенствования понимания - модели текстовой деятельности школьников на основе герменевтического подхода.

Итогом длительного теоретического и экспериментального изучения и обстоятельного анализа структуры, содержания деятельности учителя (обучающего), а также этапов формирования умений понимания у обучаемых явились дополнительные дидактические условия, определяющие эффективное формирование умений понимания учебного текста на основе применения модели текстовой деятельности в обучении: знание обучающим содержания основных положений наук, изучающих понимание в различных аспектах: философской, филологической и естественнонаучной герменевтики, психологии (в том числе когнитивной психологии), психолингвистики, семиотики и семантики, феноменологии, психологической антропологии; знание обучающим основ теорий и технологий деятельностного и личностно-ориентированного подходов в обучении; осмысление и владение обучающим психологическими знаниями следующих разделов: типологическое (возрастное) развитие учащихся, их индивидуальное (мышление и умственное развитие, эмоции и чувства, воля) и личностное развитие (личность, структура личности, характеристики личности, сознание и самосознание), деятельность и общение (деятельность, потребности; мотивация, мотивация учения); реализация обучающим принципов и правил обучения в текстовой деятельности: сознательности и активности, наглядности обучения, систематичности и последовательности, прочности, доступности, научности и связи теории с практикой; обеспечение обучающим правильного сочетания наглядно-образного, словесно-теоретического и действенно-практического компонентов мышления школьников; взаимодействие с психологической службой образовательного учреждения в контексте реализации адресного подхода в обучении текстовой деятельности с учетом особенностей индивидуального и личностного развития школьников; организация системы самостоятельных работ по овладению формируемыми умениями понимания учебного текста школьниками.

Для решения проблемы формирования умений понимания учебного текста у учащихся разработан и апробирован учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию герменевтического подхода к учебному тексту в образовательной практике и включающий: а) программу спецкурса «Приемы осмысления естественнонаучного текста (на примере физики)», методические указания для самостоятельной работы учащихся «Приемы осмысления естественнонаучного текста (на примере физики)», а также методические указания «Задания к спецкурсу "Приемы осмысления естественнонаучного текста (на примере физики)"». Целенаправленное систематическое обучение указанным умениям обеспечивается составленными по собственной и модифицированным методикам эталонными дитексами, дено-татными графами, смысловыми макроструктурами учебных текстов, необходимыми для анализа и оценки понимания учебного текста учащимися как результата применения сформированных у них умений понимания учебного текста. Для обучения смысловому чтению создан диагностический инструментарий (критерии, уровневые показатели) сфор-мированности умений понимания учебного текста и операциональная типология понимания текста (семантическое, когнитивное и распредмечивающее понимание), позволяющие отслеживать динамику результатов, осуществлять в обучении индивидуальный подход, а также объективировать состояние понимания учащихся в различных герменевтических ситуациях.

Литература

1. Кучеренко М.А., Ильясова Т.В. Модель текстовой деятельности как процесс формирования у учащихся умений понимания учебного текста // Вестник ОГУ. - 2007. - №3.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ: ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД

Н.В. Литвиненко,

кандидат педагогических наук, кафедра педагогики дошкольного и начального образования Оренбургского государственного педагогического университета

В научной литературе индивидуальные особенности лений, подчеркивал Л.С. Выготский, личность выступает личности рассматриваются в качестве прогности- как воедино связанная совокупность внутренних усло-чески значимого фактора социально-психологичес- вий, через которые преломляются все внешние воздейст-кой адаптации. При объяснении любых психических яв- вия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.