Научная статья на тему 'Проблема формирования стратегии развития на предприятиях металлургической промышленности на современном этапе'

Проблема формирования стратегии развития на предприятиях металлургической промышленности на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / METALLURGICAL INDUSTRY / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE / STRATEGIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Починок С. Н.

В данной статье рассмотрены особенности формирования стратегии развития предприятий металлургической отрасли в последние годы. Проанализированы характерные черты развития металлургической промышленности в России. Автором предложены возможные направления оптимизации деятельности предприятий данной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE DEVELOPMENT STRATEGY FORMATION AT THE ENTERPRISES OF METALLURGICAL INDUSTRY AT THE MODERN STAGE

In this article the features of the development strategy formation in metallurgical industry factories in recent years are considered. Characteristic features of metallurgical industry development in Russia are analyzed. The possible directions of the enterprises activity optimization in this branch were offered by the author.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования стратегии развития на предприятиях металлургической промышленности на современном этапе»

Проблемы экономики и менеджмента

С.Н. Починок

преподаватель, кафедра финансов и бухгалтерского учета, МБОУВПО «Волжский институт экономики,

педагогики и права»

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности формирования стратегии развития предприятий металлургической отрасли в последние годы. Проанализированы характерные черты развития металлургической промышленности в России. Автором предложены возможные направления оптимизации деятельности предприятий данной отрасли.

Ключевые слова: металлургическая промышленность, инновационное развитие предприятия, стратегическое управление, стратегический менеджмент.

S.N. Pochinok, Volzhski Institute for economy, pedagogics and law

THE PROBLEM OF THE DEVELOPMENT STRATEGY FORMATION AT THE ENTERPRISES OF METALLURGICAL INDUSTRY AT THE MODERN STAGE

Abstract. In this article the features of the development strategy formation in metallurgical industry factories in recent years are considered. Characteristic features of metallurgical industry development in Russia are analyzed. The possible directions of the enterprises activity optimization in this branch were offered by the author.

Keywords: metallurgical industry, innovative development of the enterprise, strategic management, strategic management.

Процессы глобализации и роста рынков, появление новых технологий, ужесточение конкуренции сформировали постоянно меняющуюся внешнюю среду, что значительно усложнило процесс управления компанией. В настоящее время в России рынки перестали или перестают расти и, соответственно, дальнейший рост той или иной компании будет возможен только за счет конкурентов, а не за счет роста рынка (как было прежде). В связи с этой ситуацией с рынка могут исчезнуть ряд предприятий, чье положение на сегодняшний день достаточно стабильно. Такая тенденция наблюдается на протяжении 15-20 лет в развитых странах мира. На место предприятий, не имеющих стратегического стержня, приходят компании с четкими и последовательными стратегиями.

Динамичность, сложность и слабопредсказуемость окружающей среды требует создания стратегии развития на всех уровнях функционирования предприятия. Эффективная работа предприятия возможна лишь на основе освоения новых форм, методов и принципов управления, повышении гибкости управления, развитии стратегического мышления.

Важнейшим элементом долгосрочной стратегии должна быть программа инновационного развития предприятия. По словам академика Д. Львова, потребность в ней вызвана тем, что, несмотря на происходившее в докризисные годы оживление экономики, ее общее состояние определялось последствиями продолжительного

102

№ 12 (28) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

падения производства и инвестиций. Если в СССР производство наукоемкой продукции по отношению к США соотносились как 7 к 28, то в докризисный период эти пропорции составляли 1 к 40. В результате на мировом рынке Россия занимала 0,8% в объеме наукоемкой продукции, тогда как США 37% [1].

Распространение сферы стратегического управления на возможно более широкое число промышленных предприятий является принципиальным условием подъема отечественной экономики. Выбор той или иной стратегической концепции влияет не только на степень коммерческого успеха самой компании, но и определяет путь к научно-техническому прогрессу экономики в целом. Наличие у предприятий сбалансированной системы стратегического управления является также важнейшим фактором их инвестиционной привлекательности. В перспективе же стратегическое управление на микроуровне должно быть включено в национальную стратегию развития экономики, которая определяет цели, ресурсы для их достижения и этапы реализации.

В разное время теоретики стратегического менеджмента и их последователи на практике при формировании стратегии брали за основу либо существующие в организации ресурсы и навыки, либо настраивали управление на адаптацию к внешней среде, либо пытались составить оптимальное их сочетание. Сторонники подхода к стратегическому управлению, связанного с учетом факторов внешней среды (Ф. Котлер, Ж.-Ж. Ламбен, М. Портер), считают, что необходимо исследовать «бизнесландшафт» предприятия. По мнению Ф. Котлера, формирование рыночной стратегии вмещает все процессы менеджмента фирмы и является двигателем развития предприятия, одним из условий функционирования предприятия на рынке [2].

Стратегия, по мнению Р. Фатхутдинова, формируется исходя из возможностей и потенциала фирмы по двум основным параметрам рынка - функции (потребности) и группы потребителей и трем дополнительным - объемы, сроки, технологии. При построении процесса управления развитием от внешней среды первоначально анализируется внешняя среда и интересы групп влияния. На основе выявленных перспектив строятся миссия, цели, видение. Затем проводится аудит внутренних ресурсов или планируется их приобретение и формируется стратегия достижения целей компании [3].

Металлургия - одна из стратегических отраслей экономики страны, определяющая ее конкурентоспособность и темпы экономического роста. Для металлургической промышленности характерны высокая капиталоемкость с длительным производственным циклом, значительная специализация активов, социальная значимость предприятий отрасли, значительное негативное воздействие на окружающую среду. Эта отрасль является одной из фундаментальных отраслей экономики. Поэтому предприятия отрасли во многом определяют развитие целых городов и регионов. Функционирование металлургических предприятий, основанное на формировании и успешной реализации стратегии развития, является стабилизирующим фактором развития экономики региона.

№ 12 (28) - 2013

103

Проблемы экономики и менеджмента

Характерной чертой современной экономики России является создание крупных производственных холдингов. Эта тенденция наблюдается, в том числе и в металлургической промышленности. Объединение капитала позволяет более эффективно снижать производственные затраты и осуществлять значительные капиталовложения в модернизацию производства. Укрупнение размеров

существующих корпоративных объединений обусловлено мировыми тенденциями развития экономики, процессами глобализации, увеличивающих значение

стандартизации и унификации производства, а также всей системы управления. Чем крупнее организация, тем сложнее задачи и больше объемы задействованных ресурсов, и, соответственно выше уровень ответственности. Поэтому для крупных металлургических корпораций выбор стратегической модели и методов управления особо значим. Стабильность развития крупных компаний является гарантом стабильности экономики в целом.

Построение стратегического плана предусматривает относительно стабильную внешнюю среду, зрелый бизнес и развитую отрасль. К сожалению, в условиях финансового кризиса это становится затруднительно, т.к. российская металлургия в значительной степени интегрирована в мировой рынок и зависит от мировой конъюнктуры.

Рынок спроса на продукцию металлургии внутри страны формируется в зависимости от состояния экономики и тенденций развития отраслей народного хозяйства, в первую очередь таких, как ТЭК, машиностроения, строительства. Ситуация в строительстве в кризисный период была самая плачевная, падение платежеспособного спроса со стороны отрасли оказалось порядка 90% [4]. Среди машиностроителей основные потребители продукции металлургов - производители автомобилей, у которых на момент кризиса были большие трудности со сбытом. У производителей труб были проблемы с платежами со стороны нефтяников в связи с падением цен на нефть.

Рыночная ситуация 2008-2010 годов стала испытанием на прочность для всех металлургических компаний, которые были вынуждены значительно сократить производство. Проблемы металлургов возникли из-за внешних факторов, таких как падение платежеспособного спроса, банкротство крупнейших банков, кризис ликвидности, недоступность кредитования потребителей металлургической продукции. Практически все производители металлургического комплекса испытывали нехватку оборотных средств из-за роста дебиторской задолженности и неплатежей.

Благополучие металлургической отрасли напрямую связано с благополучием реального сектора российской экономики. Очень сложно формировать стратегию развития в ситуации, когда от предприятий мало что зависит. Данная ситуация вынуждала металлургов действовать довольно жестко, снижая производство и сокращая штат работников. Экономические трудности заставляли металлургов переоценивать собственные возможности. В 2008-2009 годах большинство производителей старались оптимизировать свою деятельность - ликвидировали

104

№ 12 (28) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

непроизводительные затраты, неэффективные расходы, расчистили дебиторскую задолженность. В условиях финансовой нестабильности многие компании вынуждены были отказаться от затратных проектов и сократить объемы финансирования инвестиционных проектов.

На тот момент необходима была поддержка государства и государственное регулирование сложившейся ситуации. В первую очередь, поддержка была необходима не самим металлургическим предприятиям, а потребителям их продукции: компаниям строительной отрасли, машиностроения и автопроизводителям для поддержания внутреннего спроса на металлургическую продукцию.

Основополагающим документом, определяющим развитие металлургического комплекса, является Стратегия развития металлургической промышленности России на период до 2020 г., утвержденная приказом Минпромторга России от 18 марта 2009 г. № 150. Но, к сожалению, Стратегия не предполагает мер по конкретной государственной поддержки данной отрасли.

Необходимо решить вопрос рефинансирования краткосрочных валютных кредитов, ограничить импорт со стороны украинских и китайских производителей. Было бы целесообразно ускорить возврат НДС с экспортных поставок. Поддержать инвестиционные программы могли бы помочь гарантии государства по кредитам на поставку оборудования российского производства, а также увеличение сроков такого кредитования.

Экономический кризис стимулировал ускоренную модернизацию данной отрасли. Вместе с этим перед предприятиями еще более остро встают вопросы прогнозирования изменения рыночной конъюнктуры, эффективного управления поставками, оптимизации и стандартизации деловых процессов не только с покупателями и поставщиками, но и внутри компании. Данные задачи требуют также значительной трансформации информационных систем для мобильности принятия стратегически правильных эффективных управленческих решений в быстро изменяющейся внешней среде.

Список литературы:

1. Стратегическое планирование и развитие предприятий // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 6.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. - М.: Вильямс, 2007. - 656 с.

3. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник для вузов. -М.: Дело, 2008. - 448 с.

4. Сиваков Д. Черные дни черных металлургов / Сиваков Д., Горбун А., Лебедев В. // Эксперт. - 2008. - № 46.

5. Файзуллин Р.В. Роль развития внутреннего срочного рынка для хеджирования рисков предприятий металлургии // Вестник Ижевского государственного технического университета. - 2009. - № 3 (43). - С. 114-116.

№ 12 (28) - 2013

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.