Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ МАЛОГО БИЗНЕСА ГОРОДА СУРГУТА'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ МАЛОГО БИЗНЕСА ГОРОДА СУРГУТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
1. КОНСАЛТИНГ / 2. РЫНОК КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ / 3. КОНСУЛЬТАНТЫ / 4. МАЛЫЙ БИЗНЕС / 5. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бомба Н.П.

В данной статье раскрывается проблема формирования рынка консалтинговых услуг малого бизнеса на региональном уровне, на примере города Сургута. Приведена характеристика основных показателей развития малого бизнеса города Сургута, а также результаты исследования проблем малых предприятий города в области консалтинга. Дана независимая оценка существующего рынка консалтинговых услуг города Сургута. В статье приведены пути решения сложившихся проблем малого бизнеса, связанных с консалтингом на примере больших городов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ МАЛОГО БИЗНЕСА ГОРОДА СУРГУТА»

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ МАЛОГО БИЗНЕСА ГОРОДА СУРГУТА

THE PROBLEM OF THE CONSULTING SERVICES MARKET GROUPING OF SMALL BUSINESS OF SURGUT

Н.П. БОМБА,

аспирант Сургутского государственного университета ХМАО-Югры

N.P. BOMBA,

post-graduate student of the Surgut State University of the Khanty-Mansiisky autonomous region-Yugra

Аннотация

В данной статье раскрывается проблема формирования рынка консалтинговых услуг малого бизнеса на региональном уровне на примере города Сургута. Приведена характеристика основных показателей развития малого бизнеса города Сургута, а также результаты исследования проблем малых предприятий города в области консалтинга. Дана не-

зависимая оценка существующего рынка консалтинговых услуг города Сургута. В статье приведены пути решения сложившихся проблем малого бизнеса, связанных с консалтингом, на примере больших городов России.

Abstract

This article deals with the problem of the consulting services market grouping of small business at the regional level at the example of Surgut. The author characterizes the main development indexes of small business of Surgut and the results of the research of the small enterprises' problems at the sphere of consulting. The author gives the independent estimation of the current market of the consulting services of the town. The article contains the ways of solution of the usual problems of small business dealing with the consulting at the example of the Russian cities.

Ключевые слова

1. Консалтинг

2. Рынок консалтинговых услуг

3. Консультанты

4. Малый бизнес

5. Малые предприятия

Key words

1. Consulting

2. Market of the consulting services

3. Consultants

4. Small business

5. Small enterprises

В странах с развитой экономикой малый бизнес составляет фундамент экономических отношений и дает возможность успешно развиваться более крупным предприятиям. В России малые предприятия сегодня развиваются слабо, особенно на региональном уровне. Одна из причин тому - отсутствие развитой сферы обслуживания малого бизнеса, в частности консалтинга. Консалтинг, направленный на малый бизнес, имеет отличия от крупного бизнеса. «Большие компании привлекают консультантов для налаживания и автоматизации бизнес-процессов, организации на более высоком уровне управленческого учета. Для малого бизнеса многое из того, что требуется крупной компании, может быть вредно. Небольшую фирму излишняя формализация может просто погубить. Для такой фирмы важнее заложить организационные принципы развития бизнеса. Люди, которые возглавляют небольшой бизнес, часто действуют, рассчитывая на собственную интуицию. Консультанты должны помочь руководителю выработать правильное видение, подсказать, как ему организовывать управленческую структуру, что нужно изменить в бизнес-стратегии, заложить эффективную систему мотивации» [1].

В Сургуте малое предпринимательство является одним из основных резервов развития экономики города. По данным информационно-аналитического ежегодника «Малый бизнес Югры-2007», в городе была отмечена позитивная динамика основных показателей, которые характеризуют деятельность малого бизнеса: наблюдается прирост объема производства продукции, растет количество жителей города, занятых в сфере малого предпринимательства, увеличиваются поступления в бюджет. «Малые предприятия в городе представлены мини-пекарнями по производству хлеба и хлебобулочных изделий, цехами по производству кондитерских изделий, мясных полуфабрикатов, рыбной продукции, напитков и других товаров народного потребления, предприятиями по выполнению строительно-ремонтных работ, оказанию транспортных, бытовых и других платных услуг. Всего в малом предпринимательстве занято 28 тыс. человек, или 17,4% от общего числа экономически активного населения города, в том числе свыше 15 тыс. человек - индивидуальных предпринимателей» [2, с. 43].

В 2008 году (февраль-март) нами было проведено исследование, целью которого было более подробное изучение проблемы малого бизнеса в области консалтинговых услуг. В исследовании приняли участие руководители предприятий города Сургута, занимающиеся торговлей, предоставлением услуг населению, а также производством. В процессе исследования было опрошено тридцать четыре субъекта малого

147

бизнеса Сургута, из них двадцать один занят в сфере торговли, девять предоставляют различные услуги населению и четверо занимаются производством. Основной метод исследования - анкетирование. Анкета состоит из 15 вопросов, целью которых было выяснить:

1) какие мотивы побудили людей заняться собственным бизнесом, уровень образования субъекта малого бизнеса в г. Сургуте;

2) насколько предприниматели г. Сургута удовлетворены доходностью своего бизнеса, какие факторы, по их мнению, в большей мере влияют на прибыльность их предприятия, а также с проблемами какого характера им приходится сталкиваться чаще всего;

3) какова потребность в услугах консультационного характера, к каким специалистам предприниматели города Сургута обращаются чаще всего, в экспертах какой области существует потребность у руководителей малых фирм, какую часть дохода предприниматели готовы отдавать за профессиональные консультационные услуги и т.д.

Результаты исследования показали, что сегодня не все руководители малых предприятий обращаются за помощью к сторонним экспертам (консультантам), они составляют 14,7% из числа опрошенных. Следовательно, за последние два года к помощи консультантов прибегли 85,3%, причем в их число входят все люди, имеющие высшее образование. Действующему предпринимателю в условиях быстроме-148

няющейся внешней экономической среды сложно обойтись без консультирования. Как показало исследование, предприниматели города Сургута преимущественно обращаются к субъектам неформального канала консультационных услуг: другим предпринимателям - 20,0%, друзьям, родственникам, не занимающимся бизнесом, - 20,0%. Это можно объяснить доступностью, оперативностью и степенью доверия к объекту консультации. Далее в рейтинге консультантов, востребованных руководителями малых предприятий за последние два года, находятся: юрист - 16,5%, консультант в области налогообложения - 12,4%, бухгалтер-консультант - 12,4%, а также экономист-консультант по повышению доходности -11,7%, что объясняется сложностью и изменчивостью правовой базы малого бизнеса. Следует также отметить, что руководители малых фирм за прошедший период обращались к консультантам по управлению персоналом (2,8%), к маркетологу, специалисту по изучению рынка (2,1%), к специалисту в области рекламы (2,1%), к психологу, специалисту по использованию психологических приемов в бизнесе (2,1%).

По результатам проведенного опроса был составлен рейтинг специалистов, к которым собираются обратиться субъекты малого бизнеса в ближайшие полгода: другие предприниматели, - 20,0%; друзья, родственники, не являющиеся предпринимателями - 20,0%; юрист - 15,4%; консультант в области налогообложения - 11,8%; бухгалтер-консультант -11,8%; специалист по рекламе - 5,8%; экономист-

149

консультант по повышению доходности - 5,8%; консультант по управлению персоналом - 3,6%; маркетолог, специалист по изучению рынка, - 2,9%; психолог, специалист по использованию психологических приемов в бизнесе, - 2,9%. В ходе изучения потребностей малых предприятий в области консалтинговых услуг была выявлена следующая проблема: руководители сургутских фирм услугами внешних консультантов пользуются не первый год и планируют обращаться в будущем, но полностью потребность в профессиональных консультациях остается невосполненной. Причиной тому являются сомнения со стороны предпринимателей в профессионализме и компетентности консультантов.

В ходе анализа анкет респондентов был составлен рейтинг специалистов, к чьим советам руководители малых фирм хотели бы прибегнуть, но сомневаются в их компетентности и профессионализме. Из рейтинга видно, что предприниматели Сургута хотели бы обратиться в первую очередь к следующим специалистам: маркетолог, специалист по изучению рынка (17,1%) и психолог-специалист по использованию психологических приемов в бизнесе (17,1%). Далее в рейтинге специалистов, к чьим советам руководители малых фирм хотели бы прибегнуть, но сомневаются в их компетентности и профессионализме, стоит консультант по управлению персоналом (16,6%), специалист по рекламе (14,2%), экономист-консультант по повышению доходности (14,2%), консультант в области налогообложения (8,3%), бухгалтер-150

консультант (8,3%), юрист (4,2%). Следует отметить, что потребность в этих специалистах не удовлетворена не только по причине отсутствия компетентности и профессионализма перечисленных консультантов, но и по причине нехватки этих специалистов на рынке консалтинга в городе Сургуте. Например, такие специалисты, как маркетолог, специалист по изучению рынка и специалист по использованию психологических приемов в бизнесе, работают в штате на крупных предприятиях, в свою очередь, малые предприятия себе этого позволить не могут.

Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы: более 40% предпринимателей обращаются к субъектам неформального канала консультационных услуг (другим предпринимателям, друзьям, родственникам, не занимающимся бизнесом). Это объясняется доступностью, оперативностью и степенью доверия к объекту консультации. Среди специалистов наиболее востребованными являются юрист, консультант в области налогообложения, бухгалтер-консультант, а также экономист-консультант по повышению доходности, что объясняется сложностью и изменчивостью правовой базы малого бизнеса. У руководителей малого бизнеса существует также потребность в маркетологе, специалисте по изучению рынка, специалисте в области рекламы (17,1%), консультанте по персоналу (16,6%) и психологе-специалисте по использованию психологических приемов в бизнесе (17,1%). Пока эта потребность остается не удовле-

151

творенной в полном объеме, так как предприниматели сомневаются в компетентности и профессионализме этих специалистов.

Выходом из сложившейся ситуации может послужить развитие предприятий, обеспечивающих консалтинговые потребности, - консалтинговые агентства, деятельность которых направлена на развитие в первую очередь малого бизнеса.

Первые консалтинговые агентства в городе Сургуте начали открываться в конце 90-х годов, основная их деятельность была направлена на подбор персонала высшего и среднего звена управления, обучение персонала, а также консультации в области управления персоналом.

Сегодня наиболее развитыми сферами консалтингового бизнеса в городе Сургуте являются аудит, оценка (вместе до 20 фирм), юридические услуги (до 25 фирм и агентств), а также кадровый консалтинг (имеется в виду подбор и обучение персонала) (до 10-15 агентств). Эти три вида консалтинга занимают, по оценкам опрошенных специалистов, свыше половины рынка (в денежном выражении). Именно в этих сферах сложился достаточно устойчивый круг фирм, предлагающих данные услуги, и в целом удовлетворяющий спрос. «Фирмы-новички» в этом секторе появляются сейчас крайне редко. Помимо трех основных направлений консультирования агентства города предлагают услуги в таких сферах, как: организационный, финансовый, управленческий и экономический консалтинг. 152

Но в то же время в городе практически не существует консалтинговых фирм, ориентированных на оказание услуг малому бизнесу. Эти услуги оказывают Сургутская торгово-промышленная палата, рекламные и полиграфические агентства, аудиторские и юридические конторы, местные теле- и радиокомпании. Существует необходимость интегрировать все эти услуги в единое целое - в ассоциацию. Если первой задачей ассоциации является объединение услуг, то второй -снижение стоимости консалтинга для малых предприятий. Например, в Москве первое специализированное консалтинговое агентство для малого бизнеса было создано более десяти лет назад по образу тех, что существуют в Европе. Его задачей было обеспечить доступ субъектов малого бизнеса к недорогим и качественным услугам по бухгалтерскому учету и аудиту. Сейчас в Москве и других крупных городах России существует горячая линия для руководителей и бухгалтеров малых предприятий. Образовались ассоциации консалтинговых фирм, работающих с малым бизнесом. Проблему низкой информированности предпринимателей о возможностях, которые дает система поддержки малого бизнеса, в том числе и консультационной поддержки, ассоциации решают через публикации в специализированных газетах, а также через выступления директоров консультационных фирм на местных телеканалах.

Сегодня консалтинговые фирмы в крупных городах предлагают широкий выбор консультационных услуг малому бизнесу,

153

в том числе и те, на которые есть спрос у сургутских предпринимателей. В то же время, уже существующие консалтинговые фирмы города Сургута могли бы удовлетворить потребности малого бизнеса, но они больше заинтересованы в сотрудничестве с крупными предприятиями города, оказывая комплекс консультационных услуг. С другой стороны, малый бизнес города не имеет финансовой возможности воспользоваться услугами консалтинговых агентств. Поэтому сегодня на региональном уровне существует проблема становления рынка консалтинговых услуг малых предприятий. Темпы развития малого бизнеса влияют на темпы развития экономики региона и определяют качество валового национального продукта.

Библиографический список

1. Материалы дискуссии опубликованы в журнале «Генеральный директор», № 8, [электронный ресурс] // Консалтинг для малого бизнеса: [сайт]. [2007]. URL: http://www. iteam.ru/publications/consulting/section_77/article_3510/ (дата обращения: 07.05.2009).

2. Малый бизнес Югры-2007: Информационно-аналитический ежегодник. - Ханты-Мансийск: ПЦ «ЛайнАрт», 2007. - 92 с.

Bibliographical list

1. The materials of the discussion published in the magazine

«The General Director», № 8 [the electronic resource] // Consulting 154

for Small Business: [web-site]. [2007]. URL: http://www.iteam. ru/publications/consulting/section_77/article_3510/(07.05.2009).

2. Small business of the Yugra-region in 2007: the information-analytical year-book. - Khanty-Mansiisk: LineArt, 2007. - p. 92.

Контактная информация

Тел.+7 922 423 1 423 Е-mail: bomba-surgut@mail.ru

Contact links

Tel.+7 922 423 1 423 E-mail: bomba-surgut@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.