Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ВЫБОР / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / РАБОЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ОФИС / МОЛОДЕЖЬ / МНЕНИЕ / ПРОФЕССИЯ / РАБОТА / CAREER GUIDANCE / CHOICE / SPECIALTY / WORKING SPECIALTIES / OFFICE / YOUTH / OPINION / PROFESSION / WORK

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тищенко В.Л.

В данной работе автор затрагивает одну из актуальнейших для нашего времени тем - профориентация будущих абитуриентов. Проводит анализ данной проблемы и отвечает на такие вопросы как: Что становится основными факторами, влияющими на выбор будущей профессии? Почему в современном мире рабочие специальности потеряли свою популярность?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Тищенко В.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION

In this paper, the author touches on one of the most relevant topics for our time - career guidance of future applicants. Analyzes this problem and answers such questions as: What becomes the main factors influencing the choice of future profession? Why in the modern world working specialties have lost their popularity?

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ»

УДК 37.047

Тищенко В.Л. студент магистратуры кафедры «Арт-бизнес и реклама» факультет «Социально-культурной деятельности» Краснодарский государственный институт культуры

Россия, г. Краснодар ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация: В данной работе автор затрагивает одну из актуальнейших для нашего времени тем - профориентация будущих абитуриентов. Проводит анализ данной проблемы и отвечает на такие вопросы как: Что становится основными факторами, влияющими на выбор будущей профессии? Почему в современном мире рабочие специальности потеряли свою популярность?

Ключевые слова: профориентация, выбор, специальность, рабочие специальности, офис, молодежь, мнение, профессия, работа.

Tishchenko V. L. master's student Department «Art business and advertising» Faculty «Social and cultural activities» Krasnodar state Institute of culture Russia, Krasnodar THE PROBLEM OF FORMATION OF PROFESSIONAL

ORIENTATION

Annotation: In this paper, the author touches on one of the most relevant topics for our time - career guidance of future applicants. Analyzes this problem and answers such questions as: What becomes the main factors influencing the choice of future profession? Why in the modern world working specialties have lost their popularity?

Keywords: career guidance, choice, specialty, working specialties, office, youth, opinion, profession, work.

В Советское время овладеть рабочей профессией было престижно. Каждый должен был трудиться не покладая рук, на благо общества. Рабочие на заводе, швеи, столяры, плотники и многие другие разновидности трудовой деятельности уважались обществом. За счет этого страна активно строилась, расширяя свои горизонты. Советскому союзу были крайне необходимы свободные сильные руки, что коллективными усилиями восстанавливали его прежнее великолепие. Планы на пятилетку опережались снова и снова благодаря слаженной командной работе, где каждый четко знал свое место.

Однако, ничто не может длиться вечно. Даже таким гигантам, как Советский Союз, рано или поздно приходит конец. Этот конец стал новым началом для появления на свет Российской Федерации.В условиях

стремительного скачкообразного развития мы можем наблюдать не только очевидные измененияв обществе, но и подвижки в деликатных аспектах, таких как общественное мнение и отношение к какой-либо профессии.

Со времен Советского Союза все изменилось. С течением времени предприятия-локомотивы пришли в упадок, а вместе с этим процессом, на фоне развития информационных технологий изменилось и отношение к рабочим профессиям.

Необходимость в представителях трудового сообщества и аграрного слоя не исчезла. Напротив, она стала сильнее ощущаться. Появилось разнообразие в профессиях, но важность основы общественного развития, а именно трудящихся, все так же неоспорима.

На данный момент общество столкнулось с отсутствием квалифицированных кадров. Людей, которые готовы идти работать на заводы и фабрики становится все меньше. Виной тому стали условия труда, низкие заработные платы и пренебрежительное отношение к сотрудникам на этих должностях. Представители советскогопоколение постепенно отправляются на заслуженный отдых, в то время как кадры предприятий не демонстрируют тенденцию к обновлению.

Даже сами мастера производственного обучения не столь радостно описывают перспективу движения по карьерной лестнице.

В школах, неоднократно приходилось слышать: «Я никогда на эти профессии дочь или сына не отдам. Меня с завода уволили, сократили, я безработный и я не хочу такую судьбу моим детям».

Другое мнение: «Заводы все на ладан дышат, какой родитель скажет -иди, сынок, на завод, там работай?! Раньше тысячи людей там работали, а сейчас вон на ««Металлисте» 900 человек».

Невысокая популярность среди уже работающих опытных специалистов стала одним из важных аспектов в процессе профориентации.

В данном промежутке мировой истории наблюдается рост популярности «офисного класса» крупных и известных компаний. Профессии, связанные с работой в офисе окутаны аурой особой притягательности. Дресс-код, корпоративная этика, преференции привлекают внимание молодежи сейчас также, как когда-то атрибуты жизни рабочего класса привлекали внимание современников. 21 века при выборе будущего места работы и профессии обращают внимание на: стабильность и высокий уровень заработной платы, перспективу дальнейшего продвижения по карьерной лестнице, престиж и возможность обзавестись полезными связями.

Что становится основой самого главного решения абитуриента, а именно ответа на вопрос «Куда пойти учиться?» Как формируется взгляд выпускника на рынок труда?

Основные факторы принятия решения делятся на две категории: внутренние и внешние. К внутренним причинам, в первую очередь, относится склонность к чему-либо. Эта способность проявляется в процессе обучения, как неотъемлемая черта абитуриента. Внимательные и любящие порядок в

мелочах математики более вероятно займут должность инженер-конструктора, чем их коллеги - эмоциональные гуманитарии. Физические данные также, немало важны для освоения какой-либо профессии. Таким образом, без хорошего зрения человек не будет допущен к работе на военной службе, а реакция и внимание всегда были неотъемлемой частью летчиков. Не стоит забывать и об интересах перспективного студента. Редкое явление, когда на практике, абитуриенты основываются на своих предпочтениях в выборе профессии. За их спинами всегда стоит авторитет родителей, друзей или общества в целом. Конечно, есть и те, кто ставит личные желания превыше мнения посторонних людей, однако, так или иначе, каждый прислушивается к мнению своего окружения, в большой или меньшей степени.

К внешним факторам как раз и относится мнение родителей. С одной стороны, они, как люди с большим опытом, могут наставить на верный путь, окончание которого известно заранее. С другой стороны, школьник может проявить самостоятельность, выбрать свою дорогу основываясь на личных предпочтениях. Ведь со временем, осведомленность старшего поколения о новых профессиях современности имеет тенденцию падать.

То, насколько престижна та или иная профессия, несомненно, оказывает влияние на выбор школьника. Часто, не зная куда податься, ребята идут в сторону модных направлений, чем создают перенасыщение рынка труда специалистами определенной отрасли. В дальнейшем это может негативно сказаться на их трудоустройстве, а также, заметно поднять уровень конкуренции в данном направлении.

Это облегчает положение работодателя, ведь при таком раскладе у него не только появляется возможность выбирать человека должной квалификации среди большого количества специалистов, но и изначальный уровень подготовки необходимых кадров заметно выше в таком сегменте трудового рынка.

Не стоит забывать о таких факторах как: востребованность данной специальности, соответственно и уровень заработной платы сотрудника, а также доступность обучения.

«И кому это нужно? Вот окончишь университет и куда ты пойдешь после этого? Где работать будешь?» - как часто представители старших курсов высших учебных заведений слышат эти слова. Не только выпускников, но и их родителей пугает неизвестность. Можно отучиться любимой профессии, однако так и не найти своего места в жизни, так как данное направление не востребовано в современном обществе либо оплачивается судно.

Подводя итог сказанному выше, хотелось бы отметить, что решение проблемы с поступлением в учебное заведение сродни ответу на философский вопрос «Кто я в этой жизни и чем я могу быть полезен для общества?» Данный ответ может со временем изменяться, чем побуждает менять специализацию, а вместе с этим и место работы.

Рабочие профессии ввиду определенных причин перестали быть столь

актуальными и потеряли свою прежнюю притягательность.

Использованные источники:

1. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - СПб.: Речь,

2006. - 240 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М.: МПСИ, 2008. - 256 с.

3. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. - М.: Сфера, 2006. - 118 с.

4. Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. - М.: Академия, 2014. - 416 с.

5. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии - М.: Генезис,

2007. - 140 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.