Список литературы
1. Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси: учебник / Шимов В.Н. 3-е изд. Мн.: БГЭУ, 2009. 724 с.
2. Сарасеко Е.Г. Формирование навыков пожарной безопасности среди обучающихся и населения сельской местности / Е.Г. Сарасеко // Вестник УГЗ, 2018. № 3. Т. 2. 393 с.
3. Михнюк Т.Ф. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Михнюк Т.Ф. // Мн.: ИВЦ Минфина, 2015. 53 с.
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНИКА ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРОЦЕССА Игнатова Г.Г.
Игнатова Галина Геннадьевна—учитель математики, Пресновская общеобразовательная школа-гимназия им. И.П. Шухова, село Пресновка, Жамбылский район, Северо-Казахстанская область, Республика Казахстан
Аннотация: внедрение в школу поисково-исследовательских методов - это, в первую очередь, требование времени, современному обществу необходим человек, способный анализировать, прогнозировать, выстраивать собственный вектор развития, обучаться на протяжении всей жизни. Именно на этих принципах строится обновленная система образования, которая внедряется в современные казахстанские школы. Не знания ради знаний, а применение знаний в жизни. Ключевые слова: исследовательская деятельность, познавательный интерес, учебно-исследовательская работа.
Поисково-исследовательская деятельность является одним из ведущих направлений современной педагогики. «Упорство в научном исследовании приводит к тому, что я люблю называть «инстинктом истины» - эти слова Л. Пастера, французского микробиолога как нельзя точно передают стремление современной школы подготовить обучающегося к дальнейшей жизни, развить «инстинкт истины», который позволяет критически осмысливать происходящее с ним. Современное казахстанское образование переживает реформу, но учащиеся старших классов, о которых говорится в данной работе, как бы находятся в промежуточном этапе, кто-то еще на старой системе (9, 10, 11 классы), кто-то перешел на новую систему (8 класс) и занимается по ней уже второй год. Результаты суммативного оценивания и выводы, полученные в результате формативного позволяют сделать вывод о том, что наши дети только начинают развивать свои навыки в сторону поисково-исследовательских. Развитие именно этих навыков ставится одними из главных, именно на уроках математики: «Умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой конкретной ситуации используется при изучении реальных процессов и явлений, исследований теоретических проблем и решении прикладных задач. Большое значение для изучения естественно-математических предметов имеет аппарат исследования теоретических вопросов и решения задач, формируемый при изучении математики. Обучение математике в классах естественно-математического направления должно обеспечивать учащимся возможность продолжения образования в учебном заведении по специальности, требующей определенного уровня знаний и умений по математике».
В настоящее время в рамках общих целей начального школьного образования одной из задач выделяется задача организации поиска новых способов действий и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
Развитие исследовательской деятельности учащихся в современной школе будет эффективным при создании организационно- педагогических условий. Это систематическое поэтапное включение учащихся в исследовательскую деятельность через разнообразные формы работы.
Развитие исследовательской деятельности учащихся в разное время было предметом особой заботы ученых, педагогической общественности. Уделено внимание развитию самостоятельности, мышления, творческого воображения, развитию и формированию исследовательских умений, навыков, овладению учащимися приемами исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность даёт ученикам возможность применить свои знания и показать достигнутый результат. А так же позволяет раскрыть индивидуальные особенности. Всем понятно,
что в ходе исследования ученики не сделают каких-то новых открытий. Но «открытие для себя» помогает формировать им активную жизненную позицию.
Данный вид работы помогает и учит детей работать с различными источниками информации, анализировать увиденное. Школьники с интересом включаются в активный познавательный процесс, планируя варианты решения проблемы, которую они сформулировали, собирают необходимую информацию, делают выводы, приобретают новые знания, анализируют свою работу.
Поисковая деятельность характеризуется познавательной потребностью учащихся, самоконтролем. Ведущей её характеристикой является творческая активность, которая заключается в инициативном отношении к самому себе, другим людям и к внешней действительности.
Формирование и развитие познавательных интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Следовательно, необходимо формировать познавательные интересы в школе. Разработка проблемы формирования познавательных интересов учеников для современного построения учебного процесса обусловлена задачами современного общества, озабоченного подготовкой молодых поколений не только для настоящего, но и для будущего.
Уже в школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению знаний с помощью самообразования. Воспитать его внутренние побуждения расширять свой общий кругозор, чтобы встать в ранг интеллигентного рабочего, способного быть хорошим исполнителем производственной задачи. Совершенствовать свой труд, поднимать его на уровень творческой деятельности. Если выпускник школы будет работать в области культуры, техники, науки, то ему тем более необходимы знания, помноженные на практические ориентиры. Для того чтобы преобразовать действительность, и в том и в другом случае ему сможет помочь воспитанный в школе интерес к познавательной деятельности, развитие на этой основе способности в любых условиях идти в ногу со временем, с культурой и наукой.
Математика всегда была неотъемлемой и составной частью человеческой культуры. Она является базой научно-технического прогресса, ключом к познанию окружающего мира. Довольно часто под основной целью математического образования подразумевают подготовку к будущей профессии, к поступлению в вуз. Но не менее важно воспитать в человеке способность понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому необходимо научиться критиковать, анализировать, отличать гипотезу от факта, отчетливо выражать свои мысли. А также развить воображение и интуицию. Следовательно, математика нужна для интеллектуального развития личности.
Задача учителя состоит в том, чтобы организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них основных приемов умственной деятельности, таких как обобщение, сравнение, анализ, синтез. Учеников нужно учить самостоятельно работать, высказывать предположения и проверять их, уметь делать обобщения рассмотренных фактов, правильно применять знания в определенных ситуациях.
Поисково-исследовательская деятельность учащихся не ограничивается приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи, и они самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний.
Учитель должен удивляться красоте математических методов, заражать этим своих учеников. Он должен быть терпеливым, поскольку не вправе ожидать мгновенных результатов. Однако, если все делается профессионально и честно, то рано или поздно, ученик себя проявит. В математике нужно замечать, а для этого необходимо побуждать учеников к поиску истины. Значит, что на каждом этапе школьного математического образования нужно учить детей сравнивать, наблюдать, видеть и замечать закономерность, формулировать гипотезу, учить доказывать. Следует показывать ученикам, что в математике ничего не нужно зазубривать: надо понимать, научиться применять и тогда все запомнится само собой.
Список литературы
1. Андреев А.А. Проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах: Материалы XXI ежегодной международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» (1-3 ноября 2011 г., Москва). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www/ito.su/2002/I/l/I-1-251 .html/ (дата обращения: 27.11.2018).
2. Беребердина Н. Развитие интереса к математике // Математика в школе, 2002. № 39. С. 1-2, 35-36.
3. Григорян С.Д., Ванюков И.В. Поисково-исследовательская деятельность учащихся в условиях школы-гимназии // Образование в современной школе, 2000. № 9. С. 71-72.
4. МатюшкинА.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 168 с.
101
5. Тряпицына А.П. Писарева С.А., Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования. Человек и образование. № 3 (40) 2014. 10 с.
6. Игнатова Г.Г. Учебно-исследовательская деятельность в школе: метод проектов и индивидуальные исследования (Научно-теоретический журнал «Наука и образование сегодня» ссылка на статью http://publikacija.ru/images/PDF/2018/32/vliyanie-sotsialno-ekonomicheskikh-posledstvij.pdf). № 9 (32). сентябрь, 2018.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОМУ
ДИАЛОГУ Шомшекова Т.К.1, Байжанова А.Т.2
'Шомшекова Толкын Кобеновна - учитель казахского языка и литературы;
2Байжанова Алия Токтасыновна - учитель казахского языка и литературы, Назарбаев Интеллектуальная школа, г. Астана, Республика Казахстан
Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы учебного диалога в образовательном процессе, которые являются важнейшими компонентами жизнедеятельности человека. Система работы учителя по активизации учебной деятельности школьников должна строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного достижения желаемой цели - активизации диалоговой деятельности школьников для успешного обучения. Именно учебный диалог обладает наибольшими возможностями для решения обозначенных задач. Учебный диалог на уроках русского языка нацелен на решение предметных задач, обусловленных самим изучаемым материалом. Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития диалоговых способностей обучающихся. Также в статье рассмотрены и определены виды диалогов, которыми характеризуется творческая деятельность личности. В процессе обучения необходимы и мотивация, и реализация личностно-деятельностного подхода в обучении, и диалоговая активность в образовательном процессе.
Ключевые слова: учебные диалоги, умение вести диалог, коммуникант, анализ диалога, развитие личности, диалоговое общение, диалог на уроках, умение интегрироваться, строить продуктивное взаимодействие, сотрудничество со сверстниками, сотрудничество со взрослыми.
В настоящее время одной из актуальных проблем педагогики и психологии является проблема формирования готовности школьников к учебному диалогу. Разрешение этой проблемы зависит от развития способности к активной социокультурной адаптации.
Особое значение приобретает речь и речевая деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и пр. Речь одного человека, оставаясь чисто и сплошь индивидуальным и неповторимым процессом, может вызвать у слушателя тоже такой же индивидуальный и неповторимый процесс. По Жинкину, «нельзя, исследуя язык, совершенно отрешиться от всякой концепции о процессе общения» [1, 14]. Язык является средством общения. В языке «все приспособлено для того, чтобы произошел обмен мыслями, и состоялось взаимное понимание» [1, 13].
В государственном образовательном стандарте России общего образования в требования освоения основной образовательной программы включены не только предметные (понимание обучающимися того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения) и межпредметные (готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий), но и личностные (формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, развитие социальной компетенции, личностных качеств обучающегося и т.д.) результаты [2, с. 11].
Учебный диалог - это метод обучения, который имеет свою структуру, динамику и композицию. Остановимся на закономерностях диалоговой технологии.
Выделяют два типа диалога: информационный, который можно использовать в процессе получения участниками диалога новой информации, и интерпретационный, когда в ходе диалога можно обмениваться мнениями по известным для собеседников фактам.
Учебный диалог представляет собой своеобразную форму общения - это субъект-субъектное взаимодействие в формате «учитель - ученик», а также «ученик - ученик», которое может перерастать в продуктивное сотрудничество в ходе групповой дискуссии при постановке и решении