Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «ПИОНЕР» В 30-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «ПИОНЕР» В 30-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
81
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛ «ПИОНЕР» / ОБУЧЕНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ШКОЛЬНИКИ / ПИОНЕР / ЧТЕНИЕ / СТАТЬИ / КОНКУРСЫ-СМОТРЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гончаров Михаил Анатольевич, Кривко Яна Петровна

В статье представлен анализ статей журнала «Пионер», изданных в период с 1930 по 1939 г. с точки зрения отображения в них проблемы формирования познавательного интереса у школьников. Показано, что формирование познавательного интереса осуществлялось посредством приучения школьников к чтению. Любовь к чтению преподносилась как неотъемлемая черта советского пионера. В журнале публиковались литературные произведения, написанные специально для детской и юношеской аудитории. Большое внимание уделялось биографиям революционеров, писателей, поэтов, композиторов, адаптированным для читательской аудитории журнала. Для побуждения познавательного интереса публиковались материалы о географических экспедициях, открытиях из самых разных областей научного знания. Для пионеров проводились различные конкурсы-смотры, представляя работы читателей на страницах журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMING SCHOOLCHILDREN’S LEARNING INTEREST ON THE PAGES OF THE PIONEER MAGAZINE IN THE 1930-S OF THE XXTH CENTURY

The article presents an analysis of the articles of the Pioneer magazine published in the period from 1930 to 1939 from the point of view of reflecting in them the problem of forming cognitive interest among schoolchildren. It is shown that the formation of learning interest was carried out by accustoming schoolchildren to reading. The love of reading was presented as an integral feature of the Soviet pioneer. The magazine published literary works written specifically for children and youth audiences. Much attention was paid to the biographies of revolutionaries, writers, poets, composers adapted for the magazine’s audience. To stimulate learning interest, the magazine published materials about geographical expeditions, discoveries in various fields of scientific knowledge. Various contests were held for the pioneers, presenting the work of readers on the pages of the magazine.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «ПИОНЕР» В 30-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА»

УДК 378.1.351.7 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-122-132

ББК 74.03(2)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «ПИОНЕР» В 30-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА

THE PROBLEM OF FORMING SCHOOLCHILDREN'S LEARNING INTEREST

ON THE PAGES OF THE PIONEER MAGAZINE IN THE 1930-S OF THE XXTH CENTURY

Гончаров Михаил Анатольевич

Профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В. А. Сластенина, Московский педагогический государственный университет, доктор педагогических наук E-mail: ma.goncharov@mpgu.su

Goncharov Mihail A.

Professor at the Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education named after Academician of RAO, V. A. Slastenin, Moscow Pedagogical State University (MPGU), ScD in Education E-mail: ma.goncharov@mpgu.su

Кривко Яна Петровна

Заведующий кафедрой высшей математики и методики преподавания математики, ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет», доктор педагогических наук, доцент

E-mail: yakrivko@yandex.ru

Krivko Iana P.

Head of the Department of Higher Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, Lugansk State Pedagogical University, ScD in Education, Associate Professor

E-mail: yakrivko@yandex.ru

Аннотация. В статье представлен анализ статей журнала «Пионер», изданных в период с 1930 по 1939 г. с точки зрения отображения в них проблемы формирования познавательного интереса у школьников. Показано, что формирование познавательного интереса

Abstract. The article presents an analysis of the articles of the Pioneer magazine published in the period from 1930 to 1939 from the point of view of reflecting in them the problem of forming cognitive interest among schoolchildren. It is shown that the

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Гончаров М. А., Кривко Я. П., 2023

осуществлялось посредством приучения школьников к чтению. Любовь к чтению преподносилась как неотъемлемая черта советского пионера. В журнале публиковались литературные произведения, написанные специально для детской и юношеской аудитории. Большое внимание уделялось биографиям революционеров, писателей, поэтов, композиторов, адаптированным для читательской аудитории журнала. Для побуждения познавательного интереса публиковались материалы о географических экспедициях, открытиях из самых разных областей научного знания. Для пионеров проводились различные конкурсы-смотры, представляя работы читателей на страницах журнала.

formation of Learning interest was carried out by accustoming schoolchildren to reading. The Love of reading was presented as an integral feature of the Soviet pioneer. The magazine published Literary works written specifically for children and youth audiences. Much attention was paid to the biographies of revolutionaries, writers, poets, composers adapted for the magazine's audience. To stimulate Learning interest, the magazine pubLished materiaLs about geographical expeditions, discoveries in various fields of scientific knowledge. Various contests were held for the pioneers, presenting the work of readers on the pages of the magazine.

Ключевые слова: журнал «Пионер», обучение, познавательный интерес, школьники, пионер, чтение, статьи, конкурсы-смотры.

Keywords: the Pioneer magazine, Learning, Learning interest, schooLchiLdren, pioneer, reading, articLes, contests.

Для цитирования: Гончаров М. А., Кривко Я. П. Проблема формирования познавательного интереса у школьников на страницах журнала «Пионер» в 30-х годах ХХ века // Проблемы современного образования. 2023. № 1. С. 122-132. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-122-132.

Cite as: Goncharov M. A., Krivko I. P. The probLem of forming schooLchiLdren's Learning interest on the pages of the pioneer magazine in the 1930-s of the XXth century. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 1, pp. 122-132. DOI: 10.31862/22188711-2023-1-122-132.

Проблемы современного образования, связанные с повышением его качества, относятся к категории вечных проблем педагогики. В этом контексте особую важность приобретает изучение педагогического наследия, в частности, советского этапа развития педагогической науки. Советская школа прошла долгий путь от своего зарождения до кульминации, от отрицания ценности накопленного опыта до возвращения к ее парадигме в современной интерпретации.

Но достижения школьного образования СССР определялись не только качественной подготовкой учителей, научной фундаментальностью разработки и внедрения единых программ для обучения школьников всего Союза, учебников для их реализации, но и сопутствующей работой, направленной на создание положительной мотивации к обучению у школьников. В этом контексте важную роль играли периодические издания, предназначенные для детской и юношеской аудитории, в частности журнал «Пионер».

Издаваемый с середины 20-х гг., он быстро завоевал популярность не только среди школьников, но и их родителей, учителей, вожатых, что позволило ему оказывать значительное влияние на читателей, формировать те или иные установки в их сознании.

Цель статьи - охарактеризовать изменения в вопросах формирования интереса к обучению у школьников на основе анализа контента журнала «Пионер» в 1930-х гг., рассмотреть основные направления в этом процессе, смещения акцентов в нем в течение десятилетия - с 1930 по 1939 г.

Временной интервал, выбранный для исследования, обусловлен наличием усиления внимания к важности учебного процесса в школе в 1930-х гг. Отметим, что речь идет не только об учебе как таковой, а о формировании тяги к знаниям в целом. Кроме этого, именно реформирование советской школы начала тридцатых годов стало отправной точкой ее дальнейшего прогресса и заложило прочные основы стабильного развития и роста.

Этот период характеризуется стабильностью выходов номеров журнала: в 1930 г. вышли рекордные 36 номеров «Пионера» (некоторые были сдвоенные, но это самый большой выпуск за год за все время существования журнала «Пионер»), позднее количество номеров в год составило двенадцать полноценных номеров. В 1930 г. в среднем в одном номере «Пионера» было чуть больше 20 страниц, а в 1939 г. в каждом номере было почти в шесть раз больше, например, в № 12 за 1939 г. - 128 страниц, что позволяло наполнить журнал большим количеством разнообразного материала.

Методология и методика исследования основывается на комплексе взаимодополняемых подходов - историческом, аксиологическом, системном (М. В. Богуславский, В. А. Сластенин, Э. Г. Юдин), что предоставляет возможности рационального отбора значимого материала, реализации цели исследования.

В конце 1920-х гг. стала очевидной низкая эффективность педагогических экспериментов в новой советской школе, приведших к падению уровня образования. Несмотря на видимые успехи в ликвидации неграмотности, превалирование общественной работы школьников над учебой привело к снижению качества их знаний. Пионерские дела не оставляли достаточного времени на учебу. Кроме того, последствия революций, гражданской войны сказались на материальном обеспечении как собственно детей, так и школ. В библиотеках не было учебников (или они были в недостаточном количестве), новая художественная литература зачастую также была недоступной для детей. Для преодоления кризиса к концу 1920-х гг. все чаще стали говорить о том, что настоящий пионер обязательно должен учиться так, чтобы быть примером для других ребят. В 1930-х гг. учеба стала преподноситься как важнейшее дело пионера, эта идея была целиком и полностью подхвачена редакцией журнала «Пионер», что способствовало его ориентации на любознательного, разносторонне развитого читателя.

Активизация работы в этом направлении имела место после декабрьского III пленума ЦК комсомола (1931 г.), на котором прозвучал доклад т. Е. Д. Лещинера о проверке выполнения решения ЦК ВКП(б) о школе и была поставлена боевая задача «...мобилизации масс детей, в первую очередь пионеров, на борьбу за качество учебы, за овладение знаниями» [1, с. 13]. Позже, в девятом номере за 1932 г., вышло объявление Центрального

бюро детской коммунистической организации ЮП (юных пионеров) им. Ленина при ЦК ВЛКСМ о Всесоюзном социалистическом соревновании пионеров и школьников под лозунгами «За боевую политехническую школу» и «Ни одного второгодника», приуроченного десятилетию пионерской организации.

Одной из задач, которая ставилась перед пионерами, было овладение знаниями, основами наук. Это привело к публикациям целого ряда статей и заметок о работе пионерских организаций, в которых представлялись отчеты о ходе соцсоревнования, трудностях, с которыми сталкивались школьники, публиковались обязательства пионеров, в которых они обещали хорошо учиться. При этом формирование познавательного интереса на страницах журнала «Пионер» сопровождалось выпуском ряда материалов -полноценных статей, заметок, писем читателей, в которых детям непосредственно объяснялось, как надо вести себя на уроках, и, самое главное, на наш взгляд, о необходимости уважительного отношения к учителю. Грубое поведение ученика позиционировалось как недопустимое, дерзость по отношению к учителю выносилась на общественное порицание. Например, дискуссия о нормах поведения учащихся на уроках 1939 г. (одна из них - «Класс против грубиянов» (1939 г., № 12)).

Но одним из главных советов, который давался со страниц «Пионера» школьникам, которые стремятся хорошо учиться, был совет о необходимости чтения - «...старайтесь больше читать. Если ученик ограничивается только учебниками, он никогда не будет образованным, культурным человеком» [2, с. 5]. Таким образом, одним из основных базовых принципов формирования познавательного интереса в СССР было привитие ребенку любви к чтению. Именно эту функцию на высоком уровне смог выполнить жур -нал «Пионер». Подчеркнем, что журнал «Пионер» отличался от многих периодических изданий, предназначенных для детей школьного возраста прежде всего тем, что его контент состоял в основном из литературных произведений.

Этот стиль «Пионера» особенно ярко стал проявляться к середине 1930-х гг. В начале 1930-х гг. журнал больше содержал информации о правилах работы пионерской организации, сведений о жизни рабочего класса и крестьян в других странах, большое количество публикуемых писем читателей по самым разным вопросам, называясь в 1930 г. «Боевой общественно-литературный журнал пионеров и школьников» (с 1931 г. -«Боевой и старейший общественно-литературный журнал пионеров и школьников»). Затем с каждым годом в нем появлялось все больше литературного контента, его качество неуклонно росло. Повести, рассказы, очерки, стихи как именитых авторов, так и начинающих регулярно печатались на его страницах. Стихи Сергея Маршака, Евгения Долматовского, рассказы и повести таких авторов, как Аркадий Гайдар, Константин Паустовский, Михаил Пришвин, Корней Чуковский, Лев и Всеволод Успенские, Лев Кассиль, Антон Чехов, Ганс Христиан Андерсон, можно было прочесть в журнале «Пионер».

Данное направление было не случайным выбором создателей журнала, а результатом целенаправленной деятельности, работы редакции по изучению интересов и потребностей школьников, в том числе в свете реализации партийных установок. Так в начале 1930-х гг. на страницах журнала можно увидеть анкету читателя (рис. 1), одним из пунктов которой было предложение выбора формы подачи информации - «.в виде

литературного монтажа. очерка или художественного рассказа» [3, с. 1]. Подобного рода анкеты печатались неоднократно, позволяя выяснить степень читательской удовлетворенности журналом.

Рис. 1. Анкета читателя (1930 г., № 1)

Именно постоянная работа по самосовершенствованию позволила журналу «Пионер» существенно изменить содержание номеров в сторону «литературизации» материала. При этом решалась одна из основных задач системы образования, которая актуальна и в наши дни - приучить детей к чтению, помочь им полюбить книгу. Тягу к знаниям преподносили как неотъемлемую черту советского гражданина, неразрывно увязывая ее с потребностью к чтению. О необходимости чтения печатались отдельные заметки, статьи, литературные произведения, с говорящими названиями, например, «Люблю читать» [4, с. 68].

Знаковым событием для журнала «Пионер» является выход в № 4 за 1930 г. статьи Н. А. Солнцева «Почему вы читаете дрянь?» [5, с. 6-7]. В ней анализировалась ситуация на предмет литературы, которую читают школьники (рис. 2).

Статья была опубликована как материал для дискуссии, в результате которой журнал постепенно изменил свое наполнение. В нем стали чаще печатать именно литературные произведения для детей по разнообразной тематике, анализ которой позволяет сделать общий вывод о способах формирования тяги к учению у советских пионеров 1930-х гг.

Прежде всего, значительное влияние на содержании статей журнала оказала специфика времени - идеологическая составляющая была ведущей в них. И если самый первый номер журнала (1924 г.) был целиком посвящен В. И. Ленину, то постепенно культ личности нового вождя давал о себе знать, и журналы 1939 г. в большей степени описывали жизнь и деятельность И. В. Сталина, посвящая ему до половины содержания номера. При этом регулярно публиковались материалы о революционерах, большевиках, коммунистах разных лет, проживающих в разных странах - например, о К. Марксе «Великий борец, мыслитель, человек» (1938 г., № 5), «Славный чекист Менжинский» (1939 г.,

ТреСуеи настоящей книжки, вое-ш1Т!,ш;»(лц(;и хорошего 1Ц1ассо-вого борца и строителя- Долой сладкую манную кашу, которая сейчас царствует в детской литературе Долой тех писателей, которые уводят »ас от дейстннтелЬ' ной жизкн1 Мьт требуем понятной книжки, которая рассказыпдла бы об окружающей нас жизни, о борЕ.бс рабочих 33 границей, о настоящей жизни и настонщеч

быте пионеров н школь никои. Мы требуем, чтобы Хорошие писатели дли взрослым писали н для нас. Из резолюции собрания актива московских пионеров И ШКОЛЬНИКОВ.

Рис. 2. Материал для дискуссии о книгах для детей в журнале «Пионер» (1930 г., № 4)

№ 5), о Ф. Э. Дзержинском - «Рыцарь революции» (1939 г., № 10), К. Е. Ворошилове - «Лу-ганцы» (1938 г., № 8; 1939 г., № 8 и № 11 и др.).

Но отметим, что наряду с этим видное место в журнале в 1930-х гг., особенно их второй половины, стали занимать биографии знаменитых писателей, композиторов, ученых, полководцев - появились статьи, посвященные А. П. Чехову (1934 г., № 14), А. С. Пушкину (1937 г., № 1), А. Суворову (1938 г., № 9-11), М. Е. Салтыкову-Щедрину (1939 г., № 5), М. Горькому (1939 г., № 6), М. Ю. Лермонтову (1939 г., № 10), Н. Г. Чернышевскому (1939 г., № 11) и др. Безусловно, каждая из них была тщательно выверена на предмет соответствия господствующей идеологии, но тем не менее, написанные литературным языком в доступной для детей форме, сопровождавшиеся богатым иллюстративным материалом, эти статьи были направлены на удовлетворение познавательного интереса школьников, на патриотическое воспитание пионеров, а описываемые личности должны были служить примером для подражания.

При этом отдельного внимания заслуживает тот факт, что в тридцатых годах внимание детей специально акцентировалось на том, что люди, достижениями которых гордится страна, отличались особой прилежностью в учебе, стремлением к самостоятельному поиску нового знания. В частности, доминировали идеи о том, что у всех великих людей была сильная тяга к знаниям, многие из них «...стали частыми посетителями библиотеки: книги были постоянными их спутниками» [6, с. 62].

В статье «Как они учились» (1939 г., № 9) отдельно выделены истории о таких одиозных революционерах, как М. В. Фрунзе, В. В. Куйбышев, С. М. Киров, Я. М. Свердлов, С. Орджоникидзе, именно с позиции их ответственного отношения к учебе, с указаниями высоких отметок в аттестатах, любви к чтению - «.до конца своей жизни сохранил Яков Михайлович (Свердлов, авт.) это стремление непрестанно учиться, непрестанно совершенствоваться. Каждый вечер, как бы поздно ни кончал работу, как бы ни был утомителен день, Яков Михайлович два часа отдавал чтению. Без этого он не мог уснуть»

ЧТО ЧИТАЮТ РЕБЯТА:

Мальч, Дев.

Приключения, путешествия - , - , , (н процвнщл) 21,0 8.5

Сказка ....... 14-3 19,2

Быт. ........ 14,1 30.7

Науке л техника. . 6,9 3.8

Историко-революц. 5.6 4,9

По настроению , . . 5,2

Зоологические . , , 4,9 3,8

Дети—участники резолюции . . , , 4,5 1,7

Классики ...... 2,9

[7, с. 7]. Культ чтения в СССР 1930-х гг. становился все сильнее, страна из неграмотной становилась одной из самых читающих и просвещенных в мире, что стало одним их весомых факторов роста научно-технического прогресса Советского Союза на многие годы.

Отдельного внимания заслуживают материалы познавательного характера, публиковавшиеся на страницах журнала «Пионер». В 1930-х гг. школьникам предлагалось ознакомиться с научными достижениями выдающихся ученых, в основном советских. Особое место занимали статьи, посвященные открытиям в области физики, большей частью публиковавшиеся к концу 1930-х гг. Например, в статье О. Н. Писаржевского «Турбинка академика Капицы» [8] (1939 г., № 5) не только описывается деятельность Института физических проблем под руководством П. Л. Капицы, но и подробно в научно-популярной форме излагаются основные направления научного поиска, с фотографиями демонстрации опытов; о создании советского циклотрона вышла статья «Наступление на атом» (1939 г., № 7).

В то же время публиковались заметки об открытиях и в других науках, содержание которых будет полезным даже для современного школьника. Так в № 11 за 1939 г. вышла статья профессора С. А. Янчевского «Задача Гольдбаха», посвященная выдающемуся советскому математику Ивану Матвеевичу Виноградову и его трудам по теории чисел -одному из наиболее сложных разделов математической науки, в которой на приме-рах(!) показаны основные научные идеи ученого. А в статье Э. Зеликовича «Время» [9] не только описываются различные приборы, предназначенные для измерения времени, но описываются постулаты теории относительности Эйнштейна. Статья профессора Е. Тарле «Три войны» [10] - это полноценный научный труд по истории Древнего Рима, адаптированный для школьников.

При этом материалы, содержание которых было направлено на расширение общего кругозора и познавательного интереса пионеров, также содержали в себе указания, позволявшие ребенку повторить тот или иной опыт - например, в статье, посвященной истории изобретения бумаги, достаточно подробно описывается процесс ее изготовления [11, с. 120], что было спецификой первой половины ХХ в. - ребенку надо дать возможность творить, изобретать, чтобы учение стало осознанным, а знания востребованными.

Большое значение редакция журнала «Пионер» в тридцатых годах уделяла историям о путешествиях, географических открытиях, жизни народов в разных уголках земного шара. Рассказы об экспедициях, путешественниках появились в начале 1920-х гг. и не утратили популярность и к концу 1930-х гг. - в журнале «Пионер» были рубрики «Географическое общество Компас», «Фонд географического общества». Разнообразный материал, представленный в них, привлекал внимание не только школьников - довольно часто учителя географии использовали его в своей работе. Кроме того, с целью вовлечения детей к изучению географии, краеведения в № 8 журнала «Пионер» за 1939 г. был объявлен конкурс на лучшее описание своей местности. Популяризации географических знаний также способствовала публикация литературных произведений таких авторов, как Жюль Верн «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака» (1939 г.).

Внимания также заслуживает одна из наиболее оригинальных рубрик журнала «Пионер» 1930-х гг. - «Самоделки», в которой публиковались самые разные материалы

по изготовлению самодельных приборов, проведению химических опытов, объяснения и рекомендации по шитью и многое другое. Школьнику, в частности, предлагалось изготовить модель планера (1932 г, № 10), самоходную модель глиссера (1935 г., № 13), телеграф (своеобразная конструкция из вилок и ложек, которые необходимо было держать во рту, чтобы передавать и получать (!) сообщения) [12, с. 124], компас (1939 г., № 8), радиостанцию (1938 г., № 2), деревянные наборы для шитья (1939 г., № 10), различные игрушки и многое другое.

При этом для поддержания познавательного интереса у читателей собственному литературному творчеству, к научным открытиям, изобретениям, созданию собственных проектов в журнале «Пионер» в 1930-х гг. публиковались условия самых разных конкурсов-смотров, целью которых было развитие детской фантазии и изобретательно -сти (рис. 3), или игры по строительству плана города на Дальнем Востоке (рис. 4).

Условия конкурса

1) Е'зшдый из читателей «Пионера'» пожег участвовать в одном, а если ээяочвт, То и б двух конкурсах.

2) Присылать ишярчнки и дергунчинов ч редакцию можно до 1 августа.

3) На все вопросы, запросы, недоумения н письма а ноннурсах редакция будет отвечать немедленно.

4) Устанавлиевллгс* три премии за лучшие моторчики:

1 и 2-я — пйЁлрьг инструментов,

Э-и — бнйпиотеиа технической литературы.

И три премии за лучших дергунчииое:

1-я — вечная рун на,

2 и 3-п — сиБлиатпчкн.

Нрвив того редакции выделяет еще по

5 премий сверл о В1 явленных, Это бурут утешительные премии длв тек, нто займет следующие 5 мест за премированными.

Итпн, конкурсы начаты — спеши то принять а них участие,

Рис. 3. Условие детского конкурса самоделок (1938 г., № 5 [13, с. 122])

Публиковались таже и литературные эксперименты школьников, кроме того, редакцией не только систематически рассматривались работы пионеров, присланные в редакцию, но и объявлялись конкурсы, например конкурс на «.лучшего любознательного деткора» [15, с 22]. В качестве награды победителям предлагались книги - «.книги мы дадим не по своему выбору, а по выбору этих самых любознательных деткоров!» [15, с 22]. Это чрезвычайно важная деталь анализа исследуемого периода - позиционирование книги как ценности.

Отметим, что письма читателей, приславших свои работы в журнал для участия в игре, рецензировались на достаточно высоком уровне, а итоги игры подвел академик В. Н. Образцов [16, с. 120]. Он не только хвалил участников, как это принято в

Так лишается дсргуичнк пз фанеры или картона.

С т р о им город

ПиуСи |1(С|[Т аТ1|Л]]ЕПу.1(|Г!> ЛЯ IIПГЩ' |1|)1'^,'1||МС||11С 1111-

п|Ю1иь тред (тл Дд-ТЫССм Ви^ток!1 (шшч 3 н 4 нинс^ы ¡нурнвлн > Ижмгер ■)-

К||Ц пржсмд*»» пли овил пилы, Лртфггы, п^и-Срет-ншп, Г'ЧГ>'Ш(К. С<тгл" Нитгргсшл' ни асиатзгч л журшле.

Рис. 4. Заметка о привлечении читателей к техническому творчеству (1939 г., № 5 [14, с. 104])

современном мире детского творчества, но и критиковал отдельные предложения, приводя конкретные научные доводы, говоря со школьниками на равных.

Интересна также форма отзыва о детском творчестве - например, на стихотворение украинского пионера Васи Сухомлинского1 (рис. 5), - стихотворение было опубликовано, а замечания напечатаны для всеобщего обозрения.

Публичное обсуждение было широко распространено не только в детских изданиях, таких как «Пионер», но и повсеместно использовалось как в издательском деле всесоюзного масштаба, так и на местном уровне, и в детских, и во взрослых коллективах, что было отличительной чертой 1930-х гг. в СССР в целом.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в тридцатые годы образ советского пионера был неразрывно связан с его тягой к знаниям. При этом, в отличие от двадцатых годов, когда на повестке дня стоял вопрос о ликвидации неграмотности, в тридцатых годах акцент делался на привитии любви к чтению с самых юных лет. Для этого на страницах журнала «Пионер» публиковались разнообразные литературные произведения, предназначенные для школьного возраста.

Даже в условиях усиления идеологической нагрузки на публикации, роста культа личности И. В. Сталина в статьях, направленных на коммунистическое воспитание подрастающего поколения, красной нитью проходил лозунг о необходимости пионера учиться, много читать и неустанно над собой работать.

Интерес к учебе, к поиску новых знаний, открытиям поддерживался публикацией в журнале «Пионер» материалов научно-популярного характера, описанием конструкций простейших приборов для самостоятельного изготовления.

В 1930-х гг. набирают популярность разнообразные конкурсы для детей, направленные на развитие их познавательных интересов, результаты детского творчества

1 Принадлежит ли авторство стихотворения В. Сухомлинского великому советскому педагогу В. А. Сухомлинскому или речь идет об однофамильце, относится к направлению дальнейшего нашего научного поиска.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Песня о Щорсе

Стихи Васи Сухомлимскою

Темни ночка, У бережка Травы шелестят. Щорс идет На бой с врагами, А за ним отряд. Шолот трав Навстречу слышен, Говорят: «Герой., У долины Ждет их слава И кровавый бой.

Над рекой Туман рассветный, Л на берегу Щорс ведет Отряд навстречу Белому врагу. Поскакали Быстро-быстро, Щорс напереди Закровавил Первый выстрел Рану на груди.

И пришли В долине слава И кровавый бой. 11онесли Из бон Щорса Мертвого с собой. И лучом Загрело солнце Там, где шел отрнд. «Умер Щорс В кровавом бою,,,»— Травы шелестят.

Несколько замечаний Ваге Су кймл ни cu ом у. Tu еще плако владеешь русским языком, путаешь его с улрйин-скяч-«у берйжкз»—Это по-украимскн, нельзя говорить <няперсдн®; такого слова нет в русском пзыке, сн лучом загрело сО-чице*— Тоже нехорошо, Стихотворение твое звучит как песин^ато неплохо, но если хочешь к о р о ш о иксать по-русски, нужно приналечь на нэученкс языка,

Рис. 5. Пример стихотворения читателя журнала «Пионер» и публичной рецензии на него (1936 г., № 1 [17, с. 86])

публиковались на страницах журнала. Отличительной чертой этого периода является открытая критика полученных результатов, их научное рецензирование.

Анализ содержания журнала «Пионер» 1930-х гг. позволяет говорить о том, что в этот период были заложены основы феномена СССР как самой читающей страны в мире.

Список литературы

1. Данилин С. Пионер - вожак детей в борьбе за качество знаний // Пионер. 1932. № 2.

2. Леонова О. Советы учительницы // Пионер. 1938. № 9. С. 5.

3. Заговорили деткоры // Пионер. 1930. № 1. форз.

4. Сидоренко Т. Люблю читать // Пионер. 1939. № 6. С. 68.

5. Солнцев Н. А. Почему вы читаете дрянь? // Пионер. 1930. № 4. С. 6-7.

6. Славный чекист Менжинский // Пионер. 1939. № 5. С. 62-69.

7. Как они учились // Пионер. 1939. № 9. С. 4-7.

8. Писаржевский О. Н. «Турбинка академика Капицы» // Пионер. 1939. № 5. С. 97-103.

9. Зеликович Э. Время // Пионер. 1938. № 3. С. 106-114.

10. Тарле Е. Три войны // Пионер. 1938. № 5. С. 19-27.

11. Ильин М. История бумаги // Пионер. 1939. № 9. С. 120-121.

С. 13.

12. Телеграф // Пионер. 1939. № 9. С. 124-125.

13. Самоделки // Пионер. 1938. № 5. С. 122-124.

14. Строим город // Пионер. 1939. № 5. С. 104.

15. История с географией // Пионер. 1930. № 8-9. С. 22.

16. Образцов Н. В. За осуществимые фантазии // Пионер. 1939. № 11. С. 120-121.

17. Песня о Щорсе. Стихи Васи Сухомлинского // Пионер. 1936. № 1. С. 86.

References

1. Danilin S. Pioner - vozhak detey v borbe za kachestvo znaniy. Pioner. 1932, No. 2, p. 13.

2. Leonova O. Sovety uchitelnitsy. Pioner. 1938, No. 9, p. 5.

3. Zagovorili detkory. Pioner. 1930, No. 1, forz.

4. Sidorenko T. Lyublyu chitat. Pioner. 1939, No. 6, p. 68.

5. Solntsev N. A. Pochemu vy chitaete dryan? Pioner. 1930, No. 4, pp. 6-7.

6. Slavnyy chekist Menzhinskiy. Pioner. 1939, No. 5, pp. 62-69.

7. Kak oni uchilis. Pioner. 1939, No. 9, pp. 4-7.

8. Pisarzhevskiy O. N. "Turbinka akademika Kapitsy". Pioner. 1939, No. 5, pp. 97-103.

9. Zelikovich E. Vremya. Pioner. 1938, No. 3, pp. 106-114.

10. Tarle E. Tri voyny. Pioner. 1938, No. 5, pp. 19-27.

11. Ilyin M. Istoriya bumagi. Pioner. 1939, No. 9, pp. 120-121.

12. Telegraf. Pioner. 1939, No. 9, pp. 124-125.

13. Samodelki. Pioner. 1938, No. 5, pp. 122-124.

14. Stroim gorod. Pioner. 1939, No. 5, p. 104.

15. Istoriya s geografiey. Pioner. 1930, No. 8-9, p. 22.

16. Obraztsov N. V. Za osushchestvimye fantazii. Pioner. 1939, No. 11, pp. 120-121.

17. Pesnya o Shchorse. Stikhi Vasi Sukhomlinskogo. Pioner. 1936, No. 1, p. 86.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 1

Статья поступила в редакцию 23.11.2022 The article was received on 23.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.