Научная статья на тему 'Проблема формирования общенациональной идеологии в современной России'

Проблема формирования общенациональной идеологии в современной России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
755
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИКА / ИДЕОЛОГИЯ / РУССКАЯ ИДЕЯ / ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ЛИБЕРАЛИЗМ / КОНСЕРВАТИЗМ / ПАТРИОТИЗМ / GEOPOLITICS / IDEOLOGY / RUSSIAN IDEA / NATION-WIDE IDEOLOGY / LIBERALISM / CONSERVATISM / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зарубина Елена Васильевна

В статье рассматриваются современная геополитическая ситуация в России, процесс формирования общенациональной идеологии и те задачи, которые в связи с этим поставлены перед каждым гражданином. Автор обосновывает положение о том, что укрепление российской государственности невозможно без патриотизма российских граждан, который и есть социально-психологическая основа формирования современной общенациональной идеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF NATION-WIDE IDEOLOGY FORMATION IN MODERN RUSSIA

The article considers modern geopolitical situation in Russia, the process of nation-wide ideology formation and tasks, which are therefore assigned to every citizen. The author substantiates a thesis that Russian statehood strengthening is impossible without Russian citizens’ patriotism that is just a socio-psychological basis of modern nation-wide ideology forming.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования общенациональной идеологии в современной России»

Зарубина Елена Васильевна

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье рассматриваются современная геополитическая ситуация в России, процесс формирования общенациональной идеологии и те задачи, которые в связи с этим поставлены перед каждым гражданином. Автор обосновывает положение о том, что укрепление российской государственности невозможно без патриотизма российских граждан, который и есть социально-психологическая основа формирования современной общенациональной идеологии. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2016/11-1/13.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 11(73): в 2-х ч. Ч. 1. C. 51-53. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/11-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

иконографического, - «крест». Истоки данной знаковости наблюдаем в изобразительной культуре древнейшего периода истории Украины, заложившей формотворческую основу для дальнейшего развития всей украинской народной орнаментики и изобразительной культуры в целом.

На основании изучения аутентичных произведений наиболее репрезентативного вида народного декоративного искусства (вышивки) констатируем, что абстрактная знаковость украинской народной художественной культуры имеет доминантные цвета, которые использовались в украинской народной орнаментике, - красный и черный. Красный цвет имеет древнее происхождение, история его применения известна со времен позднего палеолита и транслирует жизнеутверждающую символику. Черный цвет ассоциативно подобен цвету земли, которая для земледельческих культур, испокон веков заселяющих территорию Украины, составляет самое ценное достояние. Сочетание красного и черного цветов приобретает сакральный статус, символизируя неразрывную связь бытия народа и щедрот земли, которая дарит и поддерживает жизнь. Таким образом, отбор цветов и их сопоставление, выкристаллизованные на протяжении веков в народном декоративном искусстве, в сочетании с архаичными формами геометрического характера, составляют определяющие особенности абстрактной знаковости.

Список литературы

1. Захарчук-Чугай Р. В. Народне декоративне мистецтво Украшського Полгсся. Чорнобильщина. Л^в: 1нститут на-родознавства НАН Украши, 2007. 336 с.

2. Кара-Васильева Т. В. 1сторш украшсько! вишивки. К.: Мистецтво, 2008. 464 с.

3. Кара-Васильева Т. В., Заволокша А. О. Украшська народна вишивка. К.: Либщь, 1996. 96 с.

4. Причепш €. Н., Причепш Т. €. Вишивка схщного Подшля. Структура орнаменту та спроба штерпретацн образгв. К.: Родовщ, 2007. 344 с.

5. Садовенко С. М. Украшська народна художня культура в контекста наукового знання: культуролопчш аспекти кон-цептуатзацл // Актуальш проблеми ютори, теори та практики художньо! культури. К.: Мглетум, 2012. С. 101-109.

6. Селiвачов М. Р. Лексикон украшсько! орнаментики (iконографiя, номгнацш, стилiстика, типологш). К.: Редакщя вь сника «АНТ», 2005. 400 с.

7. Шандро М. 1 Гуцульсью вишивки. Клуж-Напока - Критерюн - Чернiвцi: Видавничий дiм «Букрек», 2005. 104 с.

DEVELOPMENT TENDENCIES OF ABSTRACT SIGN-ORIENTEDNESS IN GEOMETRIC ORNAMENTATION OF UKRAINIAN FOLK EMBROIDERY

Dubrivna Antonina Petrovna

Kyiv National University of Technologies and Design, Ukraine [email protected]

The article is devoted to analyzing the development tendencies of sign-orientedness in the ornamentation of Ukrainian folk artistic culture, where the basic style-formative elements are geometric forms, which due to the formal aspect possess abstract nature. The study focuses on the traditional ornaments of Ukrainian folk embroidery. Having analyzed authentic material the author concludes on deep historical and cultural backgrounds for abstract sign-orientedness formation in Ukrainian ornamental culture, discovers the rich variability of ornamental figures and motifs, identifies the dominant colours and their symbolic element.

Key words and phrases: Ukrainian popular artistic culture; folk decorative art; geometric ornamentation; embroidery; abstract sign; colour; form.

УДК 124.5

Философские науки

В статье рассматриваются современная геополитическая ситуация в России, процесс формирования общенациональной идеологии и те задачи, которые в связи с этим поставлены перед каждым гражданином. Автор обосновывает положение о том, что укрепление российской государственности невозможно без патриотизма российских граждан, который и есть социально-психологическая основа формирования современной общенациональной идеологии.

Ключевые слова и фразы: геополитика; идеология; русская идея; общенациональная идеология; либерализм; консерватизм; патриотизм.

Зарубина Елена Васильевна, к. филос. н., доцент

Уральский государственный аграрный университет ethos08@mail. гы

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Обострение геополитической ситуации в современном мире, экономические, социальные, политические и информационные вызовы, кризис финансовой системы поставили перед Россией проблемы укрепления государственности, качественного подъема национальной экономики. Сегодня нам жизненно необходимы социальная стабильность, поступательное развитие страны и устойчивость к внешним влияниям, а также консолидация всех граждан и народов, населяющих нашу страну. Необходима общенациональная программа

52

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

экономического, социального, политико-правового и культурного развития нашей страны, которая обеспечила бы рост экономики, укрепление российской государственности, рост качества жизни российских граждан. По сути, речь идет о формировании национальной идеологии.

Идеология, по определению Ж. В. Келле, представляет собой «систему взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений» [7, с. 199]. Любая идеология отражает и выражает коренные интересы больших и малых социальных групп, образующих общество, их социальное положение.

У нас часто недооценивают роль идеологии во всех сферах жизни общества. А между тем наличие общенациональной идеологии в государстве вырабатывает у граждан государства типы мышления и поведения, а также программы социального действия, соответствующие требованиям времени, содействующие как укреплению государственности, так и повышению качества жизни его граждан.

Формирование в обществе идеологии, разделяемой большинством населения в нашей стране, как раз и является ответом на брошенные нашей стране вызовы, гарантом социальной стабильности, подъема отечественного производителя, системного и поступательного развития всех сфер жизни российского общества и государства.

В жизни российского общества и государства сегодня идут тектонические процессы формирования национальной идеологии. С конца 90-х годов XX века по настоящее время проблемы общенациональной идеологии исследуются в работах социальных философов, политологов, социологов, публицистов Т. Алексеевой, О. Вольтер, М. Делягина, В. Добренькова, В. Кузнецова, В. Кудрявцева, Ю. Красина, Б. Тарасова и других.

При этом авторы единодушно признают, что общенациональная идеология России необходима, но они расходятся по вопросам содержания этой идеологии и субъектов ее формирования. В качестве общенациональной идеологии без сколько-нибудь аргументированного анализа чаще всего называется «русское православие», национальное объединение, «обновленный социализм», неолиберализм или формула С. С. Уварова: «православие, самодержавие, народность».

Специфика идеологии как уровня общественного сознания такова, что ее содержание не формируется государством с помощью нормативных правовых актов или политическими партиями с помощью своих программ, а естественно-историческим путем вызревает «снизу», в социальной психологии народа, то есть в наших умах, сердцах, а также социальной деятельности. Об этом говорит Президент Российской Федерации В. В. Путин в статье «Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить»: «Россия не та страна, которая отступает перед вызовами... Только от нас зависит, как мы ответим на сегодняшние вызовы и как используем свой шанс, чтобы укрепить себя и своё положение в быстро меняющемся мире» [5, с. 1].

Обратимся к основным идеологическим программам в нашей стране в ХХ-ХХ1 вв. для того, чтобы лучше понять современные идеологические процессы.

Социалистическая идеология советского периода доказала свою несостоятельность тем, что к началу 90-х годов XX века перестала отвечать потребностям времени. Вопрос о причинах краха социалистической идеологии советского времени - не такой уж простой, он не имеет однозначного решения в работах современных историков, социологов, философов, политологов.

Основной причиной краха советской идеологии большинство исследователей считают кризис централизованной плановой экономики в Советском Союзе, исчерпание экономической модели, по которой СССР развивался с тридцатых по восьмидесятые годы XX века. Такая экономическая модель, основанная на государственной собственности на средства производства и отказе от рыночных экономических отношений, позволила СССР быстро построить урбанизированное общество, но оказалась полностью неприспособленной к следующему этапу социально-экономического развития страны - к современному постиндустриальному обществу.

Но мало кто из современных ученых обращает внимание на внутреннюю причину, которая привела к крушению советской идеологии. На внутреннюю противоречивость советской идеологии, ее несоответствие коренным потребностям и интересам большинства советских людей неоднократно обращали внимание историки, экономисты, философы и публицисты русского зарубежья XX века. Как отмечал П. Б. Струве: «Идея социализма есть, с одной стороны, идея надындивидуального устроения хозяйственной жизни, требующего от индивида подчинения его интересов, целей и действий интереса, задачам и жизненным отправлениям общественного целого. С другой стороны, сознательным или бессознательным психологическим предположением социализма. является осуществление интересов и целей индивида. Пафос социализма, а именно революционного социализма, для масс лежит в осуществлении благополучия, и прежде всего материального, индивидов. Таким образом, реальные психологические мотивы "социалистических" масс находятся в глубочайшем противоречии с отвлеченным идейным смыслом социализма как идеи устроения общества и подчинения индивида интересам общественного целого» [6, с. 245-246].

Распад СССР и крах советской социалистической идеологии наглядно показали, что сила и эффективность идеологии напрямую зависит от того, насколько она отвечает коренным потребностям и интересам каждого человека и гражданина, насколько, по выражению Н. А. Бердяева, она становится национальной «идеей-страстью», мотивирующей большинство членов общества на созидательный труд и укрепление государственности.

После распада СССР в 1991 году на историческую сцену в нашей стране выходит либеральная идеология, яркими представителями которой являются Е. Гайдар, Г. Греф, И. Хакамада, А. Чубайс, Г. Явлинский и другие.

Либеральная идеология 90-х годов XX века была реализована в прозападнической политике руководства страны того времени. Она доказала свою несостоятельность тем, что либералы своими прозападными реформами поставили Россию на грань уничтожения как суверенное государство. С провозглашением курса на «свободный рынок» в начале 90-х годов прошлого века экономика России стала сырьевой, ухудшились

условия для деятельности отечественных производителей, произошло падение качества жизни большинства россиян. Главным идеологическим итогом деятельности либералов стал официальный запрет в нашей стране на государственную идеологию, который закреплен в 13 статье Конституции Российской Федерации: «1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной...» [3].

Результатом деятельности либеральных идеологов стал «идеологический вакуум» в российском обществе на рубеже XX-XXI веков, утрата видения целей и перспектив исторического развития России как суверенного и сильного государства. О низкой популярности среди населения нашей страны идеологии либерализма разных оттенков, например, свидетельствуют итоги выборов в Государственную Думу с первого по пятый созывы.

В начале XXI века в России набирают популярность идеи консерватизма, которые представлены, в частности, в идеологической программе партии «Единая Россия».

В России еще в начале XIX века сложилась своеобразная и сильная консервативная идеология, которая определяла развитие нашей страны вплоть до 1917 года. Идеологию российского консерватизма разрабатывали С. С. Уваров, М. Н. Катков, Б. Н. Чичерин, К. Н. Леонтьев, В. В. Розанов, И. Л. Солоневич,

H. С. Трубецкой, И. А. Ильин и другие, но эта плодотворная идеология, по выражению В. И. Добренькова, оказалась «недооцененной и полузабытой» [1]. Этих мыслителей и политических деятелей объединяли твердые убеждения, что Россия - это огромный и своеобразный мир, который должен идти своим путем, а не подражать другим странам, что путь России к процветанию лежит через укрепление государственности, православной веры и следование национальной культуре и традициям.

При этом многие из консервативных мыслителей, опираясь на глубокое знание российской истории, культуры и менталитета российского человека, подчеркивали, что национальная идеология становится эффективной только тогда, когда она принимается и поддерживается мыслью, чувством и творческой волей каждого человека в нашей стране. По мысли И. А. Ильина, «личный творческий инстинкт человека должен быть признан, поощрен, духовно дисциплинирован и устроен в свободе. Русский человек опять получит доступ к частной собственности: он будет иметь свободу труда и свободу предметного суждения. И вся Россия быстро возродится и зацветет» [2, с. 357].

Сегодня на наших глазах происходит процесс естественно-исторического вызревания национальной идеологии, отвечающей современным потребностям экономического, социального, политического, культурного и духовного развития нашей страны.

На встрече с предпринимателями, входящими в актив «Клуба лидеров», 3 февраля 2016 года Президент Российской Федерации В. В. Путин сделал программное заявление о том, что: «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». А для того чтобы его пробудить, а точнее, внедрить сознание о патриотизме как о национальной идее, «нужно постоянно об этом говорить, на всех уровнях» [4].

Поэтому сегодня перед политиками и учеными-обществоведами стоит серьезная задача изучения и переосмысления наследия отечественных консервативных мыслителей, а также адекватного анализа текущей геополитической ситуации с целью оформления вызревающей в общественной психологии общенациональной идеологии в конкретные цели и программы подъема и развития страны. Но куда более важной задачей является духовное пробуждение в каждом российском человеке любви к России, к ее истории и национальной культуре, уважения к нашей государственности; знания о том, как сделать Россию сильной и независимой, о том (и о тех), кто мешает нам идти вперед; воли к творческому труду на благо нашей страны.

Список литературы

I. Добреньков В. И. Русский консерватизм как идеология возрождения и развития новой России [Электронный ресурс]: доклад на VI Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения». URL: http://ruskline.ru/analitika/ 2011/01/28/russkij_konservatizm_kak_ideologiya_vozrozhdeniya_i_razvitiya_novoj_rossii/ (дата обращения: 10.09.2016).

2. Ильин И. А. Национальная Россия: наши задачи. М.: Алгоритм, 2011. 464 с.

3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗРФ). 2014. № 9. Ст. 851.

4. Путин В. В. Патриотизм - это и есть национальная идея [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/politika/2636647 (дата обращения: 05.09.2016).

5. Путин В. В. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить // Известия. 2012. 16 января.

6. Струве П. Б. Исторический смысл русской революции и национальные задачи // Аскольдов С. А., Бердяев Н. А., С. Булгаков и др. Из глубины: сборник статей о русской революции. М.: Изд-во Московского университета, 1990. С. 235-250.

7. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.

PROBLEM OF NATION-WIDE IDEOLOGY FORMATION IN MODERN RUSSIA

Zarubina Elena Vasil'evna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Ural State Agrarian University ethos08@mail. ru

The article considers modern geopolitical situation in Russia, the process of nation-wide ideology formation and tasks, which are therefore assigned to every citizen. The author substantiates a thesis that Russian statehood strengthening is impossible without Russian citizens' patriotism that is just a socio-psychological basis of modern nation-wide ideology forming.

Key words and phrases: geopolitics; ideology; Russian idea; nation-wide ideology; liberalism; conservatism; patriotism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.