Научная статья на тему 'Проблема формирования национальной идентичности французской молодежи: социологический анализ'

Проблема формирования национальной идентичности французской молодежи: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
556
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / MIGRATION FLOWS / ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ НА-ЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / THE PROBLEM OF PRESERVING NATIONAL IDENTITY / ФРАНЦИЯ / FRANCE / ЕВРОПА / EUROPE / ФРАНЦУЗСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / FRENCH IDENTITY / МИГРАНТЫ / MIGRANTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тория Жанна Нодаровна

В эпоху глобализации и миграционных потоков проблема сохранения национальной идентичности во Франции представляет собой серьезную проблему. Существует большая проблема для Европы в целом в размывании ценностного традиционного ядра. В XIX веке она принимала мигрантов из других частей света, была способна представить им реальный образец для адаптации, представляла сложившуюся великую культуру, систему ценностей и образы жизни, которые воспринимались как более совершенные и заслуживающие усвоения, подражания и адапта-ции, представляла четкую систему нравственных норм и духовных оснований. Автор кратко раскрывает исторический фактор формирования французской идентичности, ее принципы и приоритеты, также рассматривается этнодемографическая динами-ка общества и социологические опросы, раскрывающие правила жизни французов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of National Identity in the French Youth Society: sociological analysis

The problem of preserving the national identity in France is a crucial problem in the era of globalization and migration. Hence, we witness this problem in the whole Europe. It is called the erosion of the traditional value kernel. In 19th century, Europe was able to present a real model for adaptation of migrants as a great culture with a decent a system of values, the ways of life, clear system of moral norms and spiritual foundations. The author briefly reveals the historical factor of the French identity formation, its principles and priorities, and considers the ethno-demographic dynamics of society and sociological polls

Текст научной работы на тему «Проблема формирования национальной идентичности французской молодежи: социологический анализ»

■ ■ ■ Проблема формирования национальной идентичности французской молодежи: социологический анализ

Тория Ж.Н.

Институт государственной службы, Российская академия народного хозяйства и государственной службы (ИГСУ РАНХиГС), Москва, Российская Федерация.

Аннотация. В эпоху глобализации и миграционных потоков проблема сохранения национальной идентичности во Франции представляет собой серьезную проблему. Существует большая проблема для Европы в целом в размывании ценностного традиционного ядра. В XIX веке она принимала мигрантов из других частей света, была способна представить им реальный образец для адаптации, представляла сложившуюся великую культуру, систему ценностей и образы жизни, которые воспринимались как более совершенные и заслуживающие усвоения, подражания и адаптации, представляла четкую систему нравственных норм и духовных оснований. Автор кратко раскрывает исторический фактор формирования французской идентичности, ее принципы и приоритеты, также рассматривается этнодемографическая динамика общества и социологические опросы, раскрывающие правила жизни французов.

Ключевые слова: глобализация, миграционные потоки, проблема сохранения национальной идентичности, Франция, Европа, французская идентичность, мигранты

Для цитирования: Тория Ж.Н. Проблема формирования национальной идентичности французской молодежи: социологический анализ // Коммуникология. 2017. Том 5, № 6. С. 103-110 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-6-103-110.

Сведения об авторе: Тория (Агрба) Жанна Нодаровна, аспирант кафедры общественных связей и медиаполитики ИГСУ РАНХиГС. Адрес: г. Москва, Российская Федерация. E-mail: jannatoria@mail.ru.

Статья поступила в редакцию: 01.10.2017. Принята к печати: 20.10.2017.

В эпоху глобализации и миграционных потоков проблема сохранения национальной идентичности в Европе представляет собой серьезную проблему. Но во Франции задача сохранения культурно-цивилизационного своеобразия стоит достаточно остро, так как современная Франция представляет собой государство, этнический состав населения которого разнообразнее, чем в большей части стран Западной Европы.

По мнению проф. С. Черняховского, существует большая проблема для Европы в размывании ценностного традиционного ядра [Черняховский]. Когда в XIX веке, Европа принимала мигрантов из других частей света, она была способна представить им реальный образец для адаптации. Она представляла сложившуюся великую культуру, систему ценностей и образы жизни, которые воспринимались как более совершенные и заслуживающие усвоения, подражания

и адаптации. Более того, она также представляла четкую систему нравственных норм и духовных оснований.

По данным национальной статистики, уже в 1999 году приблизительно 17 процентов граждан Франции, не достигших 18 лет, имели иностранное происхождение [ДиЬгу, ТпЬа!а^. В настоящее время стране принадлежит рекорд по числу законодательных изменений в области регулирования миграционных потоков [Согпиаи Р, Dunezat X].

События в 2015 году в редакции Шарли Эбдо продемонстрировали глубокий кризис основных элементов своей национальной идентичности. Так, премьер-министр Мануэль Вальс прямо признал, что в стране имеет место «территориальный, социальный и этнический апартеид»1. Теракты за последние два года, формирование на французской территории анклавов, которые дистанцируется от остальной нации - это и есть современная Франция.

Формирование французской национальной идентичности: исторический аспект

Процесс формирования французской идентичности и становление французской нации следует начинать с римского господства: создание писаного римского права, которое заложило основы современного французского языка. К периоду римского господства относится и формирование единой дорожной сети, которая сходится в Париже [Рубинский].

Франция унаследовала с периода господства римского права жесткую централизацию управления и значительную роль государства в жизни страны [Рубинский]. Принцип единого и неделимого государства, граждане которого равны вне зависимости от их веры и происхождения всегда был основным принципом жизни французов.

Великая Французская революция также существенно повлияла на формирование французской идентичности, произошли смены в мировоззрении французов. В Декларации прав человека и гражданина прослеживается идея отказа от расовых, этнических и религиозных различий в определении понятия французского гражданства. Более того, вклад в этническое разнообразие внесло заявление революционеров, что любой иностранец, испытывающий притеснения по политическим или религиозным причинам, имеет право на французское гражданство [Рубинский].

Стоит отметить, что Великая Французская революция оказала значительное влияние и на религиозное мировоззрение французов, которая носила ярко выраженный антиклерикальный характер. Политический деятель Алексис де Ток-виль понимал ликвидацию влияния церкви на общественную жизнь как «первейшее дело революции» [Токвиль]. В 1905 году принцип светскости французско-

1 Manuel Valls évoque «un apartheid territorial, social, ethnique» en France: http:// www.lemonde.fr/politique/article/2015/01/20/pour-manuel-valls-il-existe-un-apartheid-territorial-social-ethnique-en-france_4559714_823448.html.

го государства получил закрепление в законе об отделении церкви от государства. В последствие французское право дополнили нормы, запрещающие публичное ношение символов той или иной религии [Франция...].

Что касается современной Франции, то ислам занимает второе место по числу верующих в стране. Это обстоятельство оказывает существенное влияние на традиционные механизмы интеграции иммигрантов во французское общество. Изначально государство придерживалось принципа ассимиляции. Это выражалось, например, в единстве учебных материалов, как в метрополии, так и в колониальных владениях. И французы, и африканцы, и арабы начинали учиться читать и писать с фразы: «Наши предки были галлы» [Франция.]. В школьных учебниках французскую нацию называют идеальным сочетанием латинского, германского и кельтского начал [Франция...].

Проблема сохранения национальной идентичности в эпоху глобализации

Сегодня в современной Европе в число главных проблем национального самосохранения и гражданской идентичности с некоторых пор вошло уже не просто увеличение численности беженцев и экономических мигрантов из стран Ближнего Востока, Африки и Афганистана, а привносимая ими идеология исламизма1 - радикального исламского религиозного течения [Ланда].

По единодушному мнению экспертов одной из основных причин роста мусульманского населения Западной Европы - как абсолютном значении, так и в проценте от населения - в том, что уровень рождаемости мусульман, как правило, выше, чем у немусульман. Вместе с тем, широко используется право на воссоединение семей как один из путей легальной миграции [Юрченко]. Это прослеживается еще с 1974 года, когда по мере роста населения африканского происхождения в результате уже не трудовой иммиграции, а процесс воссоединения семей.

Франция всегда рассматривала иммигранта как будущего француза, подготовленного к вхождению в французское общество. Второе поколение выходцев из Магриба чувствовало себя французами и готово было присоединиться к французскому обществу. Но, к сожалению, их молодость совпала с кризисом в экономике. Так, среди лиц, никогда ранее не работавших, во Франции десятую часть составляют иммигранты и иностранцы2. Около 10,3% иммигрантов3 были безработными и произошло замыкание в анклавах и отторжение традиционных европейских ценностей. Во французском обществе с тех пор прослеживается

1 Российский ученый и исламовед проф. Р.Г. Ланда определяет исламизм как определенную стадию социополитического развития исламского мира, последовавшую вслед за панисламизмом XIX в. и национализмом первой половины XIX в., и представляющую собой религиозно-политическую идеологию, направленную на создание исламского государства, функционирующего на основе норм шариата.

2 Tableaux de l'économie française, 2015.

3 Ibid.

обособленность мусульманских общин. В закрытых иммиграционных сообществах уровень жизни заметно ниже среднего, и сочетается с высоким уровнем преступности и безработицы.

В данных условиях, государство вынуждено было изменить свою иммиграционную политику. В 2003 году Высшим советом по интеграции мигрантов был подготовлен доклад, в котором говорилось, что от мигрантов не требуется культурной ассимиляции, достаточно признавать политическую интеграцию, выраженную в обязательстве уважать законы Франции [Современная Франция]. За новыми гражданами сохраняется право на приверженность собственной культуре. Единственным условием является её способность сочетаться с французской и образовать взаимно обогащающий симбиоз [Рубинский]. Также было отменено представление вида на жительство после 10-летнего нелегального пребывания в стране, была введена допустимость меры по выдворению из страны мигранта, были приняты меры по борьбе против «стихийной» миграции в пользу «выборочной», введен пункт «компетенция и таланты», применяемый по отношению к иностранцам, «способным участвовать значимым и длительным образом в экономическом, научном, культурном и спортивном развитии» Французской республики.

Уже в 2007 г. во Франции было создано Министерство иммиграции, интеграции, национальной идентичности и со-развития, которое сотрудничает с правительствами стран, откуда идут основные потоки мигрантов. В том, что касается основного пути миграции - воссоединение семей, тоже произошли большие изменения. Для прибывающих во Францию по этой линии была введена мера по оценке степени знания французского языка и ценностей Французской Республики. Теперь, если пребывание касается детей, то допускается даже мера проверки родства (тест на ДНК), а родители заключают с государством соглашение «следить за интеграцией детей в силу принимающего контракта и интеграцией для семьи». Родителям сообщается об их правах и обязанностях во Франции, а в случае несоблюдения пунктов контракта принимаются меры вплоть до передачи воспитания детей третьей стороне по решению судьи [Жутова]. Базируясь на Конституцию Франции 1958 г. с изменениями, внесенными 23 июля 2008 года, то в статье 2 назван девиз Республики «Свобода. Равенство. Братство»1. Исходя из этого девиза и принципа равенства граждан перед законом, государство игнорирует иностранное происхождение в отношениях с иммигрантами. По официальным данным, 5% граждан Франции в возрасте от 18 до 50 лет имеет двойное гражданство2.

На фоне этих тенденций примечательны результаты опросов, проведённых Институтом миграционной политики. По их итогам было выявлено, что 51% процент иммигрантов рассматривают Францию как свою родину, но из них только 25 % ощущают свою принадлежность к французской нации [Simon].

1 Конституция Франции: ИНр://шог1Ссоп8Ми1юп8.ги/?р=138.

2 Прокофьев В. Право крови и почвы // Российская газета 31.03.2014, №72 (6344).

В связи с этим рассмотрим социологические исследования, отражающие отношение к мусульманам среди населения ряда крупнейших европейских стран в сопоставлении с Россией (Таб. 1). Данные для европейских стран были взяты из исследования Pew Research Center1; данные для России основывались на опросе, проведенным Левада-Центром2

Таблица 1. Отношение к мусульманам среди населения европейских стран в сопоставлении с Россией (Attitude to Muslims in European countries in comparison with Russia)

Отношение к мусульманам (в %)

Россия

%

Франция

%

Германия

%

Размер выборки

N=1600 N=1003

N=1000

Великобритания

%

Очень положительное 23 14 11 15

Скорее положительное 37 58 47 46

Скорее отрицательное 24 18 28 17

Резко отрицательное 5 9 5 10

Затруднились ответить 11 1 10 12

N=1000

Из таблицы следует, что наиболее благоприятное (суммарное) отношение к мусульманам фиксировалось во Франции. При этом важно уточнить, что опрос в европейских странах проводился весной 2014 г., то есть до секции терактов в Париже в 2015-2016 гг., что позволяет предположить, что после и этого теракта отношение европейцев к мусульманам могло несколько ухудшиться. Позитивное восприятие мусульман в России, Германии и Великобритании держится примерно на одном уровне и том же высоком уровне (разница между странами не выходит за рамки статистической ошибки). Две трети опрошенных населения этих стран заявили о положительной перцепции мусульманского населения. Только треть опрошенных настроена по отношению к мусульманам негативно [Пипия].

Как бы то ни было, разрушающий фактор в формировании французской национальной идентичности является эффект массы и отказ мусульманского населения от призыва к ассимиляции, который до того момента был на первом месте во Франции.

При таком, несомненно, одностороннем объяснении причин роста мусульманского населения, выпадает из поля зрения еще одна немаловажная деталь - катастрофическое падение рождаемости у коренного европейского населения, кризис семьи как социального института, распространение однополых браков и др.

1 Views of Roma, Muslims, Jews [Электронный ресурс]: http://www.pewglobal.org/ files/2014-05-12_Pew-Global-Attitudes-European-Union-Topline.pdf. Выборка для каждой страны являлась общенациональной, репрезентативной. В опросе принимали участие респонденты в возрасте от 18 лет и старше. Статистическая ошибка во всех исследованиях не превышает 4%.

2 Пресс-выпуск Левада-Центра «Теракт в Париже: карикатуры, ислам, запреты»: http://www.levada.ru/2015 /01/29/terakt-v-parizhe-karikatury-islam-zaprety.

Выводы

На наш взгляд, идея «двусторонней» толерантности достаточно приемлема в наше время, под этим термином понимается выполнение таких обязательных условий, как: разделение общих для всех граждан ценностей (свобода личности, светский характер общественной жизни, солидарность, равноправие жизни в обществе и семье и др.) и выполнение своих гражданских обязанностей.

Так же эксперты ввели понятие «Евроислам», который сочетает исламские ценности и принципы с элементами западной культуры, такими как права человека, власть закона, демократия, гендерное равенство [Юрченко]. Авторы этой концепции известные ученые и публицисты арабского происхождения Т. Рамадан и Б. Тиби утверждают, что именно евроислам поможет мусульманам безболезненно интегрироваться в европейское сообщество [Садыхова].

Исходя из этого, возможно, считают они, мусульманам, проживающим в Западной Европе, стоит пересмотреть основополагающие мусульманские религиозные источники и интерпретировать их по-новому, исходя из европейского контекста.

Источники

Жутова Т.А. (2012). Мульткультурализм и интеграция детей мигрантов во французское культурно-образовательное пространство (Опыт внешкольной работы с детьми мигрантов в Немуре (Франция) / Вызовы времени и идентичность: кто мы? Сценарно-методическое руководство / Сост.: Л.В. Ассуирова, Л.В. Голубцова. М.: Пушкинский институт.

Ланда Р.Г. (2006). Международный форум востоковедов и африканцев в СПБ // Восток (Oriens). № 4. С.157-162.

ПипияК. (2015). Рост ксенофобских настроений в России и Европе: объекты неприязни и социально-политические условия в зеркале общественного мнения // Вестник Российской нации. № 2. С. 160-174.

Рубинский Ю.И. (2011). Франция. Время Саркози. Серия «Лица современной политики». М.,.

Садыхова А.А. 2010. Евроислам: миф или реальность? // Управленческое консультирование. № 1. С. 90-98.

Современная Франция: Сборник обзоров и рефератов / отв. ред. Нарочницкая Е.А. М., РАН ИНИОН, 2006.

ТоквильА. (2008). Старый порядок и революция. СПб.

Франция. В поисках новых путей / под ред. Ю.И. Рубинского. М., 2007.

Черняховский С. Враги и гости. Сложности мультикультурализма // Русский журнал [электронный ресурс]: http://www.russ.ru/pole/Vragi-i-gosti.

Юрченко В.М., ОлейникВ.И. (2014). Религия и политика: исламизм в светском государстве (на материалах Западной Европы) // Вестник Российской нации. № 6.

Cornuau F., Dunezat X. L'immigration en France: concepts, contours et politiques. Espace, populations, sociétés (2), 331-352: http://eps.revues.org/3330.

Simon P. (2012). French National Identity and Integration: Who Belongs to the National Community? // Institut National d'études démographique.

Aubry B., Tribalat M. (2011). Les concentrations ethniques en France. Espace populations sociétés, 2011/3: http://eps.revues.org/4663; DOI: 10.4000/eps.4663.

■ ■ ■ The Problem of National Identity in the French Youth Society: sociological analysis

Janna N. Toriya (Agrba)

Institute of Public Administration and Civil Service, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation.

Abstract: The problem of preserving the national identity in France is a crucial problem in the era of globalization and migration. Hence, we witness this problem in the whole Europe. It is called the erosion of the traditional value kernel. In 19th century, Europe was able to present a real model for adaptation of migrants as a great culture with a decent a system of values, the ways of life, clear system of moral norms and spiritual foundations. The author briefly reveals the historical factor of the French identity formation, its principles and priorities, and considers the ethno-demographic dynamics of society and sociological polls.

Keywords: globalization, migration flows, the problem of preserving national identity, France, Europe, French identity, migrants

For citation: Toriya (Agrba) J.N. The problem of national identity in the French youth society: sociological analysis. Communicology (Russia). 2017. Vol. 5. No. 6. P. 103-110 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-6-103-110.

Inf. about the author: Toriya (Agrba) Janna Nodarovna, postgraduate student at the Department of Public Relations and Mediapolicy, Institute of Public Administration and Civil Service, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Address: 119571, Moscow, Vernadsky av., 84. E-mail: jannatoria@mail.ru.

Received: 01.10.2017. Accepted: 20.10.2017.

References

Zhutova T.A. (2012). Multiculturalism and the integration of migrant children into the French cultural and educational space (Experience of extracurricular work with migrant children in Nemours, France) / Scenario and methodical guidance / Ed.: L.V. Assuirova, L.V. Golubcova. Moscow: Pushkin Institute (In Rus.).

Landa R.G. (2006). International Forum of Orientalists and Africans in St. Petersburg. Vostok (Oriens). No. 4.P. 157-162 (In Rus.).

Pipiya K. (2015). The growth of xenophobic sentiments in Russia and Europe: objects of hostility and socio-political conditions in the mirror of public opinion. Vestnik Rossijskoj nacii [Bulletin of the Russian Nation]. No. 2. P. 160-174 (In Rus.).

Rubinskij Yu.I. (2011). France. The time of Sarkozy. Moscow (In Rus.).

Sadyhova A.A. (2010). European Islam: myth or reality? Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Administrative Consulting]. No. 1. P. 90-98 (In Rus.).

The Today's France: collection of reviews and abstracts (2006) / ed. E.A. Narochnitskaya. Moscow: INION, Russian Academy of Sciences (In Rus.).

Tocqueville A. (2008). The Old Order and the Revolution. SPb. (In Rus.).

France. In search of new ways (2007) / ed. Yu.I. Rubinsky (In Rus.).

Chernyahovskij S. Enemies and Guests. The complexities of multiculturalism. The Russian Journal: http://www.russ.ru/pole/Vragi-i-gosti (In Rus.).

Yurchenko V.M., Olejnik V.I. (2014). Religion and politics: Islamism in a secular state (on the materials of Western Europe). Vestnik Rossijskoj nacii [Bulletin of the Russian Nation]. No. 6 (In Rus.).

Cornuau F., Dunezat X. (2008). L'immigration en France: concepts, contours et politiques. Espace, populations, sociétés(2). P. 331-352. Access mode: //http://eps.revues.org/3330 (In Fr.).

Simon P. (2012). French National Identity and Integration: Who Belongs to the National Community? Institut National d'études démographique.

Aubry B., Tribalat M. (2011). Les concentrations ethniques en France. Espace populations sociétés [en ligne], 2011/3. Access mode: http://eps.revues.org/4663; DOI: 10.4000/eps.4663 (In Fr.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.