ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
ПОДРОСТКОВ
Мельникова Мария Игоревна
специалист кафедры сравнительной экономики и предпринимательства Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, РФ,
г. Москва E-mail: madchen@mail. ru
PROBLEM OF MUSIC CULTURE DEVELOPMENT WITH ADOLESCENTS
Maria Melnikova
specialist of the chair of Comparative Economics and Business, Plekhanov Russian
University of Economics, Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье исследуется категория «музыкальная культура». Музыкальное искусство рассматривается как эффективное средство в воспитании подрастающего поколения. Уделяется внимание особенностям данного возрастного периода. Поднимается вопрос влияния поп- и рок-музыки на личность подростков. В условиях стремительно развивающейся индустрии подчеркивается роль эстетического воспитания детей. Доказывается, что в современном мире возрастает роль «высокой» музыки, которая открывает мир красоты и гармонии. В этом процессе важная роль отводится профессионально подготовленным учителям в области искусства.
ABSTRACT
A category of music culture is under examination in the article. The art of music is considered as an effective means in upbringing of the younger generation. Special attention is given to peculiarities of this age. The question of pop and rock music influence on personality of adolescents is taken up. Under conditions of boom industry the role of aesthetic education of children is emphasized. It is proved that the role of "high" music which opens the world of beauty and harmony is going up in the modern world. In this process the special place is devoted to professionally trained teachers in the sphere of art.
Ключевые слова: музыкальная культура; музыкальное искусство; музыка; подростки.
Keywords: music culture; art of music; music; adolescents.
Музыкальное искусство играет большую роль в развитии и эстетическом воспитании человека, а также способствует формированию целостной личности. Музыка открывает целый мир высоких чувств и обогащает духовно. Она затрагивает сердца и обладает огромным эмоциональным воздействием на человека. Выдающийся дирижер XX века Л. Стоковский писал: «Музыка раскрывает нам мир фантазии, она отвечает на наше извечное, неутолимое стремление к красоте, к идеалу» [4, с. 3].
Музыка — это результат человеческой деятельности. А все, что создано человеком, является культурой, которая условно делится на материальную и духовную. Духовная культура — это, прежде всего, мир науки и искусства. Музыка является одним из видов искусства. Следовательно, музыка и культура тесно взаимосвязаны между собой, а точнее, музыка является важной составляющей культуры, одним из многочисленных ее проявлений. Музыкальная культура — это сложная целостная система, которая включает в себя такие компоненты, как:
• умение ориентироваться в различных жанрах, направлениях и стилях;
• музыкальные знания, умения и навыки, среди которых игра на музыкальных инструментах, пение и др.;
• высокий музыкальный вкус, проявляющийся в способности наслаждаться ценной музыкой в художественном отношении;
• эмоциональный отклик на те или иные музыкальные произведения [7];
• музыкально-эстетическое сознание, которое включает в себя потребность в музыке, эстетические эмоции и переживания, оценку музыки и т. д. [6].
Это лишь некоторые составляющие понятия «музыкальная культура», так как оно достаточно многогранно.
Проблеме формирования музыкальной культуры человека издавна уделялось пристальное внимание. Еще в античные времена музыка занимала особое место в системе наук и была предметом исследования педагогов, эстетиков, психологов, музыкантов, а также находила отражение в трудах таких философов как Платон и Аристотель. Музыка считалась основным средством воспитания гармонично развитой личности. Платон, рассуждая о воспитательной функции музыки, считал, что она способствует совершенствованию души. По мнению философа, музыка наряду с арифметикой, геометрией и астрономией — это свод необходимого знания для воспитания рассудительных, понятливых и радостных натур. Он говорил: «Они далеки от всякого рода наружной рисовки, но поистине чтят добродетель. А это самое главное для любого государства. Вот мы и утверждаем, что такие натуры по своей природе наиболее значительны и способны к наилучшему усвоению тех знаний, которые им преподают» [5, с. 500]. Аристотель, подчеркивая силу воздействия музыки на психику человека, писал: «...Или же, скорее, следует думать, что музыка ведет к добродетели, и что она способна, подобно тому как гимнастика оказывает влияние на физические качества, оказать воздействие на нравственный склад человека, развивая в нем умение правильно радоваться...» [1, с. 634]. И действительно, музыка играет важную роль в эстетическом развитии человека. Поэтому музыкальное искусство может выступать эффективным средством в воспитании подрастающего поколения, которое особенно остро нуждается в правильном и надежном наставлении и руководстве. Музыка является фундаментом, основой в формировании гармонично развитой личности. Ведь подростковый возраст — это один из самых серьезных и сложных периодов в жизни человека, так как он труден как для самого подростка, так и для тех, кто находится рядом с ним. На данном этапе взросления происходят не только физические, но и такие серьезные психологические изменения во всем организме, как:
• переход на новый уровень самосознания, проявляющийся, главным образом, в стремлении познать самого себя как личность;
• появление чувства взрослости, которое характеризуется отдалением от родителей и желанием принимать самостоятельные решения; также это может проявляться в подражании таким внешним признакам поведения взрослых как употребление алкогольных напитков, курение, особый лексикон, использование косметики и украшений, следование взрослой моде в выборе одежды и прически, определенные способы развлечений и отдыха;
• протестное поведение по отношению к взрослым, которое может проявляться в негативных действиях, носящих демонстративный характер, или в намеренном неподчинении требованиям;
• потребность в дружбе и общении, являющаяся одной из ведущих в подростковый период.
Важно подчеркнуть тот факт, что в подростковый период формируются нравственные представления, ценностные ориентации, а также художественно-эстетические предпочтения, в том числе, и музыкальные вкусы. Поэтому необходимо отметить, что у подростков чрезвычайно высокий интерес к музыке, и именно она занимает ведущее положение в области их художественных предпочтений. Музыка способна оказывать огромное влияние на молодых людей, ведь она обращается к чувствам и внутренним переживаниям, которые в подростковый период так противоречивы и сложны.
В нынешних условиях музыкальная индустрия чрезвычайно развита [3]. С одной стороны, большой выбор музыкальных произведений и их доступность могут удовлетворить потребности самой разнообразной аудитории — от невзыскательного вкуса до изысканного. С другой стороны, такое многообразие музыкальных образцов формирует сомнительный эстетический вкус, особенно у школьников, чьи ориентации в области музыки складываются, главным образом, под воздействием сверстников и таких средств массовой коммуникации, как телевидение, интернет, радио.
Многие музыковеды и композиторы неоднократно подчеркивали важность работы в сфере музыкально-эстетического воспитания подростков. Советский композитор и педагог Д.Б. Кабалевский об эстетическом воспитании писал
следующее: «В условиях чудовищной засоренности мирового музыкального быта особую сложность приобретает вопрос об эстетическом воспитании детей. Отсюда вытекает основная задача: формирование хорошего вкуса надо начинать в самом раннем детстве. Надо, чтобы подростки, когда они встретятся с легкой музыкой, уже понимали красоту большого, серьезного искусства и ощущали разницу между хорошим и плохим. Надо, чтобы хорошая народная, классическая и современная музыка входила в круг детских интересов в те же ранние годы, когда входит в этот круг умная и добрая книга» [2, с. 104].
Говоря о формировании музыкальной культуры подростков, важно понимать, что современная музыка, в особенности такое направление как поп-и рок-музыка, пользуются среди них широкой популярностью, а классическая, народная или джазовая музыка, к сожалению, находятся за пределами их внимания. Популярная музыка отличается простой, незамысловатой мелодией, танцевальным ритмом, легко запоминающимся текстом и, как правило, выполняет не столько эстетическую функцию, сколько фоновую, а это, в свою очередь, не оказывает положительного воздействия на формирование личности школьника, не воспитывает его эстетический вкус и формирует очень низкие потребности. Рок-музыка имеет как положительные черты, так и отрицательные. С одной стороны, отличаясь авторским и личностным характером, рок может стать психологической отдушиной для школьников. Но с другой стороны, существует такой экстремальный вид рок-музыки, как тяжелый метал. Он включает в себя множество подстилей: от сравнительно мягких (например, классический хеви-метал) до очень тяжелых (дэт-метал и блэк-метал). Тяжелый метал обычно отличается бунтарским и агрессивным характером, нередко призывая слушателя к насилию, жестокости, протесту против родителей и общества. Учитывая неустойчивую и хрупкую психику подростков, под влиянием такой музыки формируется искаженное представление о любви, сострадании, взаимопомощи, человеческих взаимоотношениях и смысле жизни. На концертах зачастую царит атмосфера ярости. В этом возрасте особое значение может приобретать музыкальный
кумир, который, как правило, ведет аморальный образ жизни. К сожалению, мировоззрение и система ценностей такого кумира являются образцом для подражания молодого поколения, а это может привести к саморазрушению личности ребенка.
Таким образом, в современном мире в условиях размытых нравственно-эстетических идеалов особенно возросла роль такой «высокой» музыки как классическая, народная и джазовая. Такая музыка воспитывает благородные качества, открывает мир красоты и гармонии, вызывает чувство прекрасного. Учитывая силу воздействия и значение музыки в жизни подростков, важно использовать ее в общеобразовательных школах как эффективный воспитательный инструмент. Ведь именно школьные учреждения наряду с родителями закладывают основу мировоззрения, жизненных ориентиров, музыкальных вкусов, развивают творческие способности ребенка и т.д. Эти важные и ответственные задачи стоят перед педагогами, которые значительную часть времени проводят в работе с детьми. В связи с этим в музыкально-эстетическом воспитании подростков большую роль играет наличие учителя, профессионально подготовленного в этой области, творческая личность, владеющая искусством.
Список литературы:
1. Аристотель. Политика. (1339а 15-30). / Аристотель // Соч.: В 4 т. М., — 1984. — Т. 4. — С. 634.
2. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984. — С. 104.
3. Купцова И. А. Социокультурные механизмы адаптации личности в условиях современной массовой культуры: диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии. Орел, 2002. — 176 с.
4. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Первый год обучения по предмету. М.: Музыка. 2003. — С. 3, нот., ил.
5. Платон. «Послезаконие» (989е-ё) / Платон // Соч.: В 3 т. М., — 1973. — Т. 3 (2). — С. 500.
6. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников: учеб. пособие. М.: Академия, 1998. — 240 с.
7. Шостак Г.В. Музыка массовых жанров как фактор формирования музыкальной культуры подростков: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Киев: Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова, 1996.