Научная статья на тему 'Проблема формирования методологических и методических подходов к оценке инвестиционного потенциала российской экономики'

Проблема формирования методологических и методических подходов к оценке инвестиционного потенциала российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кабир Л.С.

В статье проводится сравнительный анализ подходов к оценке инвестиционного потенциала как экономики страны в целом, так и составляющих ее структурных единиц (регионы, виды экономической деятельности). Предлагается модель оценки инвестиционного потенциала, позволяющая максимально согласовать имеющиеся условия и ресурсы с планами и перспективами экономического развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кабир Л.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования методологических и методических подходов к оценке инвестиционного потенциала российской экономики»

46 (136) - 2012

Инвестиционная политика

УДК 330:338.24(045)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Л. С. КАБИР,

доктор экономических наук, профессор кафедры инвестиционного менеджмента Е-mail: lkabir@yandex. ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В статье проводится сравнительный анализ подходов к оценке инвестиционного потенциала как экономики страны в целом, так и составляющих ее структурных единиц (регионы, виды экономической деятельности). Предлагается модель оценки инвестиционного потенциала, позволяющая максимально согласовать имеющиеся условия и ресурсы с планами и перспективами экономического развития России.

Ключевые слова: экономическое развитие, инвестиции, инвестиционный потенциал, привлекательность, методика оценки.

Проблема анализа стартовых условий социально-экономического развития страны. Ядром стратегического управления социально-экономическим развитием страны является его концепция, схема и конструкция которой в качестве базового содержит блок, посвященный анализу стартовых условий. Анализ стартовых условий социально-экономического развития страны в качестве ключевого элемента включает анализ инвестиционного потенциала экономики. Так, например, в рамках утвержденной распоряжением Правительства РФ

от 17.11.2008 № 1662-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 № 1121-р) «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» подобную роль выполняет раздел I «Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития», включающий пять подразделов.

1. Итоги 1990-2000-х гг.: возвращение России в число мировых экономических держав.

2. Вызовы предстоящего долгосрочного периода.

3. Целевые ориентиры.

4. Направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития.

5. Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества как субъектов инновационного развития.

Проблема заключается в отсутствии в завершенном виде методологических и методических подходов к наполнению этого раздела (анализ стартовых условий) содержанием, отражающим развитие инвестиционного процесса как основы функционирования национальной экономики. В

качестве постановочных даны некоторые направления решения обозначенной проблемы.

Методологические подходы к оценке инвестиционного потенциала. Российские экономисты, характеризуя протекающие процессы, обычно изучают инвестиционный потенциала применительно к трем типам объектов: инвестиционный потенциал территории, инвестиционный потенциал отрасли (вида экономической деятельности) и инвестиционный потенциал организации (предприятия).

Определение инвестиционного потенциала территории осуществляется в рамках одного из трех основных подходов, использующих свои специфические приемы и методы. Это наглядно демонстрируют результаты исследований современных российских экономистов. Во-первых, широкое применение находит подход, в основе которого лежит универсальный критерий, однозначно характеризующий инвестиционный потенциал (динамика валового внутреннего продукта, национального дохода и объемов производства промышленной продукции; действующие пропорции потребления и накопления; уровень прибыли на вложенный капитал; состояние законодательного регулирования в инвестиционной сфере; уровень развития инвестиционных рынков и др.) [4].

Во-вторых, интегральный подход, опирающийся на ряд факторов, признаваемых, с точки зрения влияния на инвестиционный потенциал, равноценными (каждый фактор характеризуется определенным набором показателей, влияющих на инвестиционную активность, и их удельным весом, определяемым на основе экспертных оценок). В качестве подобных факторов рассматриваются характеристики экономического потенциала, общие условия хозяйствования, развитость рыночной инфраструктуры, политические факторы, социальные и культурные, организационно-правовые, финансовые и др. [5, 7].

В-третьих, рейтинговый подход, когда проводится анализ широкого круга факторов, которые при помощи различных методов трансформируются в агрегированный рейтинг, учитывающий две основные характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционные риски [8].

В дополнение к традиционным подходам оценки инвестиционного потенциала территории в последнее время все большее развитие получают подходы, основывающиеся на моделировании функции инвестирования, формирующейся в рамках

региональной социально-экономической системы, что позволяет учитывать:

- прогнозы развития макроэкономических процессов;

- прогнозы развития видов экономической деятельности, размещенных на территории региона;

- целевые детерминанты ведущих предприятий и кластерных структур региона;

- информационную и организационную роль территориальных органов государственной власти и управления, а также учитывать значимость региона в целом в экономике страны и значимость образующих экономику региона видов экономической деятельности [1, 2]. Таким образом, в рамках каждого из подходов

к оценке инвестиционного потенциала территории реализуется потребность учета совокупности внешних и внутренних факторов, воздействующих на инвестиционный процесс, формирующих в конкретный момент времени определенный уровень потенциала (табл. 1). В настоящее время следует признать факт смещения центра изучения проблемы от собственно «оценки инвестиционного потенциала» к «планированию развития инвестиционного потенциала» и «управлению инвестиционным потенциалом» территории. Последнее обстоятельство является вполне закономерным процессом и объясняется появлением нового субъекта оценки инвестиционного потенциала - органов государственной власти, имеющих свои специфические цели и задачи.

В итоге в настоящее время речь идет о том, что в России сформировались два ведущих агента экономического развития страны. Во-первых, государство, инициирующее социально-экономические преобразования. Во-вторых, бизнес, реализующий собственные стратегии развития. Интересы бизнеса (пользователя результатами оценки инвестиционного потенциала) в рамках методик существующих подходов находят более полное удовлетворение хотя бы в силу того, что исторически первыми эти методики и формировались как ответ на потребности крупного бизнеса, планирующего инвестиции за рубежом. Но потребности государственного управления в существующих методиках еще не нашли своего полного удовлетворения.

Методическое обеспечение деятельности органов государственной власти и управления. Управление социально-экономическим развитием

Таблица 1

Подходы к оценке инвестиционного потенциала территории

Подход Суть методики оценки (показатели, порядок расчета) Интерпретация

Универсальный критерий Динамика показателей: ВВП, ВРП, инвестиции в основной капитал, объем инвестиций на душу населения, уровень прибыли на вложенный капитал и т. д. Определение динамики и направления развития показателя и на этой основе формулировка выводов о потенциале развития и его устойчивости. Ориентир при обосновании инвестиционного решения. Индикатор надежности

Интегральный Расчет интегрального (обобщенного, сводного) показателя на основе анализа системы оценочных показателей. Агрегирование может проводиться как в виде суммы оценок с весовыми коэффициентами, так и в виде произведения оценок в степени весовых коэффициентов. Способ агрегирования определяется значимостью колеблемости отдельных оценок Вычисление числового значения интегрального показателя. Рассмотрение в динамике значений интегрального показателя и его составляющих (по отдельным составляющим потенциалам). Определение состояния потенциала (рост - сокращение). Индикатор надежности. Ориентир при обосновании инвестиционного решения

Рейтинговый Расчет многоуровневого агрегированного показателя инвестиционного потенциала Выстраивание регионов в порядке убывания значения показателя. Индикатор надежности. Ориентир при обосновании инвестиционного решения

Моделирование Модель «ресурсы - результаты»; когнитивное моделирование; модель систематизации информации, имеющей отношение к инвестиционной деятельности и инвестиционным ресурсам Построение финансовых, экономических, организационных, информационных моделей, выявляющих наиболее адекватные стратегии социально-экономического развития территории при реализации стимулирующих факторов и условий. Ориентир при обосновании мероприятий региональных программ развития

территории вызывает необходимость осуществления органами государственной власти комплекса управленческих воздействий, обеспечивающих переход инвестиционного потенциала из текущего (фактического) состояния в желаемое (планируемое) будущее. Базисом выработки управляющего воздействия является оценочный уровень инвестиционного потенциала.

Уточнение сути того, что подразумевается разработчиками законодательных и нормативно-правовых актов в сфере государственного управления под понятием «инвестиционный потенциал», составляющих его элементов, порядком его расчета и использования результатов анализа инвестиционного потенциала для стратегического планирования и управления российской экономикой и отдельными ее секторами, в настоящее время отстает от уровня современных теоретических разработок российских ученых.

Такими примерами могут быть термины без раскрытия содержания и характеристики в следующих документах, разработанных Правительством РФ: 1) «инвестиционный потенциал» (разработанный Минэкономразвития России «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов»);

2) «инвестиционный потенциал региона» (постановление Правительства Российской Федерации от 14.01.2004 № 10 «О федеральной целевой программе «Юг России (2008-2013 годы)»;

3) «инвестиционный потенциал Московского региона» (постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2010 № 848 (ред. от 30.12.2011) «О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России» (2010-2015 годы)»;

4) «инвестиционный потенциал сектора водоснабжения» (постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2010 № 1092 «О федеральной целевой программе «Чистая вода» на 2011-2017 годы)») и многие другие1. В качестве положительного примера можно

привести законодательную деятельность на уровне субъектов Российской Федерации. В документах отдельных регионов (табл. 2) можно увидеть определение и обоснование значения используемого понятия «инвестиционный потенциал» для управ-

1 Автором рассмотрено более 160 действующих документов по состоянию на 26.06.2012 (концепции, программы, стратегии развития отдельных отраслей и сфер жизнедеятельности общества и развития отдельных регионов).

Таблица 2

Раскрытие понятия «инвестиционный потенциал» в региональном законодательстве

Субъект РФ Документ Предлагаемые определения

Еврейская автономная область Закон Еврейской автономной области от 29.04.2009 № 546-ОЗ «О Программе «Социально-экономическое развитие Еврейской автономной области на период до 2015 года» В качестве индикатора инвестиционного потенциала области предлагается рассматривать динамику капитала участников программы, а именно его наиболее подвижную часть - сумму прибыли и амортизации. Предлагается принять, что половина этих средств может быть реинвестирована (направлена на развитие и модернизацию), именно размером этой суммы оценивается величина собственного инвестиционного потенциала. Собственный инвестиционный потенциал предприятий получается делением суммы чистой прибыли и амортизации на два. Потенциал привлечения средств из внешних источников предлагается признать в качестве показателя «инвестиционная привлекательность предприятия», которая определяется как половина стоимости основных средств с учетом амортизации. Сумма собственного инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности всех субъектов Программы отражает динамику совокупного инвестиционного потенциала области

Ивановская область Закон Ивановской области от 11.03.2010 № 22-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года» Генеральной целью является повышение «качества» региона как единого социально-экономического организма. Одной из четырех составляющих цели обозначено повышение потенциала развития, главным элементом которого указывается инвестиционный потенциал. Эта категория включает 11 элементов: - инвестиционная привлекательность; - эффективное функционирование отраслей рыночной инфраструктуры; - собственный инвестиционный потенциал организаций региона; - стимулирование инвестирования сбережений населения; - стимулирование формирования потенциальных объектов эффективного инвестирования; - формирование законодательной и нормативно-правовой базы, стимулирующей экономический рост на основе притока капитала в реальный сектор экономики; - формирование конкурентной среды и поддержка малого предпринимательства; - структурная перестройка экономики на основе активизации приоритетных производств; - реализация стимулирующих функций бюджетной политики; - активизация инновационных процессов и увеличение собственной инвестиционной базы организаций; - рост объема и качества услуг организаций рыночной инфраструктуры. Расшифровка в законе не представлена

Липецкая область Закон Липецкой области от 05.12.2008 № 195-ОЗ «О Программе социально-экономического развития Липецкой области на 2009-2012 годы» Область на современном этапе развития располагает значительным инвестиционным потенциалом: ресурсно-сырьевым, производственным, потребительским, инфраструктурным, инновационным, трудовым, институциональным и финансовым

Пензенская область Закон Пензенской области от 01.03.2004 № 579-ЗПО «Об инвестиционной стратегии Пензенской области» Инвестиционный потенциал - это количественная характеристика, учитывающая насыщенность территории региона факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения и другие показатели, влияющие на потенциальные объемы инвестирования в регион. Инвестиционный потенциал региона складывается из следующих (восьми) частных потенциалов: - трудового (трудовые ресурсы и их образовательный уровень); - потребительского (совокупная покупательная способность населения региона); - производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе); - финансового (объем налоговой базы, прибыльность предприятий региона и доходы населения);

Окончание табл. 2

Субъект РФ Документ Предлагаемые определения

- институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики); - инновационного (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе); - инфраструктурного (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность); - ресурсно-сырьевого (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов)

Республика Северная Осетия -Алания Закон Республики Северная Осетия-Алания от 31.03.2008 № 6-РЗ «О стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2030 года» Инвестиционный потенциал региона - совокупность сфер, отраслей, предприятий и мест инвестирования в данном регионе. Выделенные элементы инвестиционного потенциала четко и однозначно не обозначаются

Удмуртская Республика Закон Удмуртской Республики 18.12.2009 № 68-РЗ «О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы» Региональный инвестиционный потенциал - сумма свободных собственных средств предприятий, реализовавших проекты, и налоговые поступления в бюджеты от реализации Программы, предназначенные для последующей реализации инвестиционных проектов и социальных мероприятий

ления региональным социально-экономическим развитием. Проведенный анализ позволяет сформулировать следующие выводы:

1) в большинстве документов понятие «инвестиционный потенциал» не раскрывается. Зачастую этот термин используется в документе как констатация необходимости его развития (повышения) и не является ни оценочным критерием, ни результатом анализа стартовых условий развития объекта;

2) на региональном уровне предпринимаются попытки по формализации понятия «инвестиционный потенциал» и описанию методики оценки инвестиционного потенциала. Это имеет две особенности:

- от констатации к уточнению сути понятия «инвестиционный потенциал региона» подошли единицы регионов;

- даже в малом количестве субъектов Российской Федерации предложенные трактовки демонстрируют оригинальность подходов к определению понятия «инвестиционный потенциал». Так, в отношении одного российского региона

(Ивановская область) можно сделать достаточно обоснованный вывод, что разработчиками стратегии был применен подход, опирающийся на выделение ряда факторов, группируемых в 11 блоков.

Однако более подробная информация о примененной методике (значимость (неравноценность или равноценность) факторов, набор показателей, характеризующих фактор, удельные веса факторов и их расчет, характер результирующего показателя) в документе не раскрываются.

В Пензенской и Липецкой областях определяли инвестиционный потенциал региона как слагаемое частных потенциалов, перечни которых в этих регионах абсолютно совпадают. Однако правительство Липецкой области не уточняет их характеристик. Приведенные в законе Пензенской области характеристики потенциалов позволяют предположить, что речь идет о необходимости проведения анализа широкого круга факторов. Методы трансформации результатов анализа факторов в характеристике инвестиционного потенциала не раскрываются.

В отношении этих двух субъектов Российской Федерации еще одним моментом, обращающим на себя внимание, является совпадение терминологии региональных законов с терминами, применяемыми в методике оценки инвестиционной привлекательности регионов, разработанной российским рейтинговым агентством «Эксперт-РА».

Согласно методике этого агентства, инвестиционный потенциал территории характеризуется

наличием объективных факторов инвестирования, которые могут быть измерены и выражены в виде количественных показателей. Наиболее существенными для оценки инвестиционного потенциала региона считаются девять факторов (до 2008 г., а именно в этот период разработаны проанализированные региональные законы, их было восемь):

- природно-ресурсный потенциал;

- производственный потенциал;

- потребительский потенциал;

- инфраструктурный потенциал;

- финансовый потенциал предприятий;

- трудовой потенциал; институциональный потенциал;

- инновационный потенциал;

- туристический потенциал.

В Еврейской автономной области и Удмуртской Республике определяют инвестиционный потенциал региона как денежные средства предприятий. Каждый регион конкретизирует, что подразумевается под этими средствами. В первом случае это сумма прибыли и амортизация. Во втором - свободные денежные средства. Расчет не представляется;

3) отсутствие четко определенного методологического подхода и методики оценки инвестиционного потенциала снижает обоснованность разрабатываемых стратегий, концепций и программ.

Необходимым является не только уточнение понятия «инвестиционный потенциал российской экономики», но и применение всеми субъектами государственного управления единого методологического подхода и методических приемов.

Уточнение понятия «инвестиционный потенциал российской экономики» и предложения по формированию методологии и методики оценки инвестиционного потенциала. Термин «потенциал» в русском языке определяется как совокупность средств, условий, необходимых для ведения, поддержания, сохранения чего-нибудь [6]. Соответственно инвестиционный потенциал российской экономики - это способность осуществлять экономическую деятельность, т. е. наличие и достаточность имеющихся ресурсов для ее проведения.

Инвестиционный потенциал российской экономики как объект анализа имеет сложную структуру. В качестве составных элементов он включает анализ инвестиционного потенциала отдельных территорий страны, видов экономической деятельности, отдельных организаций (предприятий). В качестве критерия инвестиционного потенциала следует

признать степень его концентрации. В зависимости от нее все анализируемые структурные элементы экономики могут быть отнесены к одному из трех типов: с высокой концентрацией инвестиционного потенциала, со средней концентрацией инвестиционного потенциала и с низкой концентрацией инвестиционного потенциала.

От состояния инвестиционного потенциала зависят масштаб и качество результатов экономической деятельности. Если инвестиционный потенциал сужен, сокращается, то не исключается сокращение экономической деятельности, что влечет за собой ухудшение и социальной структуры общества. Поэтому оценка состояния инвестиционного потенциала должна стать первым исходным этапом анализа стартовых условий развития при разработке и обосновании концепции развития экономического субъекта любого уровня (страна в целом, регион, вид экономической деятельности, организация (предприятие)). Концептуальная схема анализа инвестиционного потенциала территории для обоснования программ развития территории представлена на рисунке.

Выбор компонентов структуры инвестиционного потенциала может быть определен в зависимости от степени их влияния на результат экономической деятельности. В качестве первого компонента анализа может быть использована характеристика для выявления «инвестиционной мощности». Инвестиционная мощность - возможность осуществления инвестиционной деятельности - может быть охарактеризована фактическими объемными показателями количества организаций, производящих товары инвестиционного спроса; показателями объема и структуры производимых товаров инвестиционного спроса. Эти данные фиксируются государственной статистикой и могут быть предметом анализа.

Оценка инвестиционной мощности по этим показателям может быть произведена по фактическим данным Росстата, которые свидетельствуют о достигнутом ее уровне как исходной предпосылке для разработки в дальнейшем инвестиционной стратегии. Поскольку абсолютные показатели не дают прямого ответа на вопрос об уровне инвестиционного потенциала и его достаточности для обеспечения экономического развития, то необходимы удельные расчетные величины в сравнении с другими странами мира. Абсолютные значения показателей могут быть использованы также для характеристики обеспеченности российских орга-

Состав элементов инвестиционного потенциала

Инвестиционный потенциал территории

Инвестиционный потенциал организаций (кластеров)

Инвестиционный потенциал видов экономической деятельности

Высокая концентрация Средняя концентрация Низкая концентрация

инвестиционного инвестиционного инвестиционного

потенциала потенциала потенциала

1 1 1 1 к

Критерии инвестиционного потенциала

Структура оцениваемых показателей

Компонент 1

Компонент п

Обобщенный показатель 1

Обобщенный показатель т

(I)

Частный показатель 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Частный показатель I

(К)

¥ ¥

Состояние 1

Состояние t

(Я)

Концептуальнаясхемаоценки инвестиционногопотенциалатерритории

низаций (предприятий) «своим» инвестиционным потен циалом.

Особую роль в формировании инвестиционного потенциала играют источники финансирования затрат организаций на капитальные вложения. Данные государственной статистикитакже позволяют проанализировать структуру и динамику средств по источникам финансирования.

Определить проблемы, существующие всфере обеспечения благоприятных условий дляпривле-чения в инвестиционную деятельность, как частных средств, так и средств государства, иоценить степеньих остроты поможет анализ следующих показателей:

- индекс промышленного производства (по видам экономической деятельности);

- удельный вес убыточных предприятий от общего количества (по видам экономической деятельности);

- доля государственной собственности (по видам экономической деятельности);

- темпы роста налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации.

Два последних показателя вместе с показате-

лями по источникам финансирования капитальных вложений организаций призваны охарактеризовать роль государства как активного игрока инвестиционной деятельности, контролирующего стратегические отрасли экономики страны и реализующего государственные инвестиционные программы, направленные на реформирование и развитие экономики.

Анализ динамики индекса промышленного производства по видам экономической деятельности, дополненный сравнительным анализом динамики доли убыточных предприятий по видам экономической деятельности, позволит оценить состояние дел и перспективы в сфере формирования организациями стратегий активного роста, что подразумевает более интенсивное увеличение организациями своих объемов производства и, как следствие, рост инвестиций в производственную деятельность.

Завершением анализа инвестиционного потенциала территории может стать обобщенная характеристика существующих форм организации инвестиционной деятельности - территориальной инвестиционной системы - с позиции их сбалансированности, выявления негативных и позитивных тенденций развития. В общем виде состав компонент и показателей анализа представлен в табл. 3.

Таким образом, процесс анализа инвестиционного потенциала территории предшествует процедуре разработки прогнозов и планов социально-экономического развития. Результат аналитической работы определяет режим работы и механизм управления территорией в целом, поскольку предельная величина инвестиций, которую способна освоить территориальная социально-экономическая система в определенный период времени, напрямую

Таблица 3

Компоненты и показатели анализа инвестиционного потенциала территории

Компоненты оценки Характер обобщенных показателей Примерный состав частных показателей

Инвестиционная мощность Агрегированные и удельные расчетные величины, характеризующие обеспеченность организаций территории товарами инвестиционного спроса Количество организаций, производящих товары инвестиционного спроса. Объем производимых товаров инвестиционного спроса. Структура и динамика товаров инвестиционного спроса. Экспорт/ импорт товаров инвестиционного спроса

Обеспеченность источниками финансирования затрат на капитальные вложения Агрегированные и удельные расчетные величины, характеризующие обеспеченность финансовыми ресурсами Финансирование инвестиций в основной капитал: - собственные средства; заемные средства; - средства привлеченные; - бюджетные средства; - прямые иностранные инвестиции

Формирование организациями стратегий активного роста Расчетные величины, характеризующие степень и интенсивность увеличения (снижения) организациями своих объемов производства По видам экономической деятельности: - объем промышленного производства; - доля убыточных организаций в общем количестве организаций; - доля государственной собственности; - сальдированный финансовый результат

Сбалансированность территориальной инвестиционной системы Расчетные величины, характеризующие существующие формы организации инвестиционной деятельности Самофинансирование инвестиционной деятельности. Долговое финансирование. Долевое финансирование. Финансирование государственных институтов развития

Роль органов государственной власти как активного игрока инвестиционной деятельности Расчетные величины, характеризующие вклад расходов правительства в инвестиционный потенциал территории Объем налогов в бюджеты. Дефицит / профицит бюджетов. Размер госдолга. Размер сумм, направляемых в уплату госдолга. Деятельность институтов развития создаваемых органами управления территорией (фонды инвестиций, инвестиционный омбудсмен, агентства инвестиционных инициатив, агентства по страхованию экспорта (импорта), консультативные советы, комиссии, центры)

зависит от стартовых условий состояния и развития территории. Являясь комплексным и многоплановым экономическим процессом, инвестиционная деятельность оказывает определяющее влияние на многие стороны общественного воспроизводства, охватывая как производственную так и социальную сферу [3].

Во-первых, инвестиционный цикл, выступая в качестве главой стадии воспроизводства основных фондов через строительство объектов и освоение производственных мощностей, а также качественные параметры используемых технических и технологических решений определяет уровень прогрессивности производства. Это оказывает решающее воздействие на уровень и темпы развития территории.

Во-вторых, возможности и масштабы пополнения оборотных средств при осуществлении инвестиционной деятельности, в том числе за счет привлекаемых и кредитных источников финансирования, в значительной степени определяют объемы,

темпы роста производства, скорость оборота капитала в производственной сфере экономики.

В-третьих, основной и специфической формой инвестиционного процесса является инновационная деятельность, масштабы и качественный уровень которой определяют степень научно-технической прогрессивности производственной и социальной сфер системы общественного воспроизводства.

В-четвертых, инвестиционная деятельность через размеры финансирования, масштабы и сроки строительства социальных объектов регулирует уровень и темпы процесса воспроизводства населения территории.

В-пятых, объем и структура инвестиций в социальную сферу определяет количественный и качественный состав производительных сил страны.

Таким образом, оказывая определяющее воздействие на масштабы и темпы производственных и социальных процессов, протекающих в границах территории, инвестиционная деятельность выступает регулятором их интенсивности. Именно это и

обосновывает необходимость и ключевое значение первостепенной реализации инвестиционных возможностей региона. Поэтому объективная оценка инвестиционного потенциала, прогнозирование возможного изменения инвестиционной активности в будущем должны стать основой для разработки программ территориального развития.

Предлагаемый подход по своей сути содержит не только возможность присвоения рейтинга анализируемым объектам в категориях высокий, средний или низкий инвестиционный потенциал, но и предоставляет возможность дать объективную оценку условий инвестирования. Кроме того, в содержательном плане процедура анализа инвестиционного потенциала позволяет выделять и уточнять инструменты управления развитием территории, что в свою очередь позволяет формировать совокупность последовательно осуществляемых процедур, определяющих комплексное управленческое воздействие на поведение экономических субъектов, функционирующих в границах территории. Собственно, это и входит в задачи органов государственной власти и управления.

Список литературы

1. Андрющенко О. Г. Системный инструментарий оценки и планирования развития инвести-

ционного потенциала региона // Известия ТРТУ: тематический выпуск, 2004.

2. КорсаковаМ. М. Системный подход к оценке инвестиционного потенциала регионов и субъектов хозяйствования // Известия ТРТУ: тематический выпуск, 2004.

3. Морозов В. В. Инвестиционная деятельность территорий: организационно-экономический аспект. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003.

4. Савинова О. В., Козина Е. В. Формирование стратегии развития инвестиционного потенциала региона // Инновации и инвестиции, 2010. № 30.

5. Световцева Т. А., Остимчук О. В. Управление инвестиционным потенциалом банковского сектора региональной экономики на основе его интегральной оценки // Финансы и кредит, 2012. № 3.

6. Толковый словарь русского языка: ок. 30 000 слов / под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Астрель, АСТ, Хранитель, 2007.

7. Фролова И. В. Инвестиционный потенциал региона: разработка системы оценок // Инновации и инвестиции, 2009. № 16.

8. Фролова И. В. Теоретические основы и практические приемы рейтинговой оценки инвестиционного потенциала регионов Южного федерального округа // Финансы и кредит, 2009. № 24.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы. Минимальный тираж — 500 экз.

Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.