Научная статья на тему 'Проблема формирования массового сознания в работе журналиста: модель детерминантов'

Проблема формирования массового сознания в работе журналиста: модель детерминантов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
758
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛЯЦИЯ / СМИ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каблова Дарья Валерьевна

В информационную эпоху роль СМИ в формировании общественных ценностей, ориентаций и воззрений значительно возрастает. Журналист как автор материалов средств массовой информации оказывает динамичное и целенаправленное воздействие на массовое сознание общества, которое легковерно и без труда поддается влиянию. Однако авторская позиция в свою очередь подчинена влиянию внешних и внутренних факторов. Настоящее исследование посвящено построению модели детерминантов, присущих работе журналиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования массового сознания в работе журналиста: модель детерминантов»

Каблова Д. В.

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ В РАБОТЕ ЖУРНАЛИСТА: МОДЕЛЬ ДЕТЕРМИНАНТОВ

В информационную эпоху роль СМИ в формировании общественных ценностей, ориентации и воззрений значительно возрастает. Журналист как автор материалов средств массовой информации оказывает динамичное и целенаправленное воздействие на массовое сознание общества, которое легковерно и без труда поддается влиянию. Однако авторская позиция в свою очередь подчинена влиянию внешних и внутренних факторов. Настоящее исследование посвящено построению модели детерминантов, присущих работе журналиста.

Ключевые слова: манипуляция, СМИ, массовое сознание, внутренние и внешние детерминанты, модель.

На сегодняшний день уже никто не ставит иод сомнение тот факт, что СМИ манипулируют сознанием общества. Вопрос лишь в том, какими инструментами и орудиями манипуляции пользуются работники средств массовой информации (журналисты, корреспонденты, ведущие и т. д.). Когда журналист является не только автором статьи, но и автором идеи, то, для достижения желаемого результата, он вправе самостоятельно выбрать жанр для будущего материала, определить стратегии и тактики работы, продумать детали.

Однако нередко задача подготовить материал журналисту ставится высшим руководством, и в таком случае на журналиста оказывается давление, на подготовку и выпуск материала влияют сразу несколько факторов. В настоящей статье мы рассмотрим, какие внешние и внутренние детерминанты воздействуют на работников средств массовой информации, накладывают отпечаток на тон произведения, влияют на массовое сознание аудитории (Рис. 1).

Рис. 1.

Тема влияния детерминантов на журналиста и авторскую позицию уже поднималась Н. Ш. Белоусовой в её научных статьях «Внешние факторы, влияющие на выражение авторской позиции журналистом» [2] и «Внутренние факторы как препятствия на пути выражения авторской позиции журналистов» [3]. Перечисленные в данных работах факторы имеют непосредственное отношение к вопросу, поднимаемому в нашей статье, так как при подготовке журналистом манипулятивного текста на строго заданную тему с четкими требованиями к материалу автор вынужден не только менять свою точку зрения и позицию, но и подстраивать её под установленные обстоятельства, подгонять под рамки, очерченные детерминантами.

Н. Ш. Белоусова отмечает всего 4 внешних фактора, влияющих на авторскую позицию в журналистике. Мы в своей работе берем за основу эти же детерминанты, однако дробим их на более мелкие структуранты. Это необходимо для того, чтобы детально рассмотреть, что является причиной выбора журналиста стратегии манипуляции. Кроме того, структуранты могут существовать как единый целый детерминант, так и обособленно, по одиночке. Внешние факторы делятся на: 1) Экономические факторы; 2) Информационная политика издания; 3) Политические факторы; 4) Исторические предпосылки развития российской журналистики. Рассмотрим каждый подробнее (Рис. 2).

Экономические факторы:

- заработная плата;

- спонсорство; -реклама.

Информации вная политика издания:

- требования редакционного плана;

- устав редакции;

- указания руководителя;

■зависимость от коллектива

Патнтнчесжне факторы: -ооязнь власти - зависимость от идесаогнт

Исторические предпосылки развили Российской журналистики: - синдром выученной беспоысщЕости: —выну:кренна.ч необходимость борьбы.

Рис. 2. Внешние детерминанты.

Для того чтобы средства массовой информации могли нормально существовать им нужен уверенный, нерушимый экономический фундамент. Первый компонент экономического фактора - это заработная плата работников редакции. «Заработная плата является наиболее действенной мотивацией работников к труду» [1]. Соответственно, при проработке материала на строго заданную тему журналист априори зависим от ключевого экономического фактора.

Второе звено условно обозначим «спонсорство», понимая под этим такую модель издания, финансовое благополучие которого напрямую зависит от конкретного стороннего лица. О такой модели в своей работе «Десять лет свободы печати в России» упоминал Я. Н. Засурский: «В 1991-1993 гг. журналистика пережила «золотой век» свободы, который завершился, однако, по экономическим причинам. <...> Экономические трудности потребовали новых инвестиций в газеты и журналы, в средства массовой информации. <.. .> Журналисты вынуждены были обратиться к возникшим к этому времени мощным экономическим структурам - банкам и корпорациям. В результате контроль над большинством газет и журналов перешел в их руки» [7]. Поэтому лица, обеспечивающие изданию стабильную финансовую поддержку, также имеют огромное влияние на редакционный состав в целом и конкретного журналиста в частности.

Наравне с предыдущими двумя структурантами существует и третий - реклама (или пропаганда). Она также контролирует СМИ и диктует свои условия для материалов, на-

правленных на формирование массового сознания. Реклама в значительной степени определяет образ и стиль жизни, оказывает влияние на взгляды, отношение к себе и окружающему миру, показывает обществу готовые формы поведения в той или иной ситуации.

Второй группой внешних факторов в работе журналиста является информационная политика издания. Она также делится на мелкие части: а) Требования редакционного плана; б) Устав редакции; в) Указания руководителя; в) Зависимость от коллектива.

Действующим журналистам наверняка знаком термин «редакционный план». Он необходим любому изданию (вне зависимости от его масштаба) прежде всего для последовательности, непрерывности, системности и оперативности работы. Редакционный план (или контент-план) содержит в себе временной промежуток (в какое время должен быть выпущен номер, напечатана и отредактирована статья), тематическая направленность (одного материала или номера в целом), содержание материалов и их жанровые особенности, информацию об ответственных лицах. Очевидно полагать, что для каждого члена редакционного состава необходимо следить и выполнять каждый пункт контект-плана не отклоняясь от общего курса.

Следующий элемент политики издания - устав редакции. Для журналиста, работающего в сфере средств массовой информации, устав его редакции должен быть настольной книгой или даже Библией, так как это один из ключевых институтов и юридических механизмов обеспечения стабильности любого СМИ. Каждое издание имеет свои внутренние правила и традиции, которые любой представитель настоящего телеканала/ радио/ газеты/ журнала обязан исполнять. Кроме того, устав редакции - защита журналиста, т.к. именно в нем прописаны все права и обязанности как руководства, так и подчиненных. Поэтому, при подготовке любого материала к выпуску, журналисту необходимо удостовериться, что он своими действиями не нарушает ни одного пункта действующего устава редакции. Нередко это стает ограничительной преградой на пути работника СМИ.

Несмотря на то, что на начальном этапе планирования материала журналисту дается определенное задание с точной целью, в течение подготовки статьи или сюжета на автора также влияет и указания, корректировки руководителя. В ходе работы могут раскрываться новые обстоятельства, вследствие которых редакция может добавлять новые цели, вносить поправки в сюжет или же полностью менять тон журналистского произведения.

Последний пункт в политике издания - зависимость от коллектива. Какое бы ни было издание, любой готовый вышедший в эфир/в розничную продажу материал - это совокупная работа всего редакционного состава. Чтобы статья или сюжет получился цельным и действенным в плане манипуляции журналист обязан найти контакт с фотографом, оператором, специалистом по монтажу, звукооператором. В случае, если все элементы сложного журналистского продукта собраны верно, материал получит успех среди большего количества потребителей, сформировав тем самым массовое сознание более выгодно.

Еще одна группа внешних факторов, которые мы рассмотрим, называется политическими факторами, или, как их еще называет Н.Ш.Белоусова, «факторы власти» [2]. Возглавляет эту группу фактор «боязнь власти». Как верно заметила Н. А. Федотова в своей работе «Стрессогенные факторы журналистской профессии: результаты исследования», страх у журналистов часто возникает из-за возможных последствий публикации [11]. Заметим, что подобные мнения небеспочвенны. Тому мог поспособствовать, например, разгоревшийся скандал об увольнении журналисток Светланы Свечкаревой и Надежды Залевской в конце 2016 года. Журналистки сняли репортаж о выброшенных на помойку детских поделках, которые мэрия обещала развесить на городских ёлках. Конкурс елочных игрушек «Озорные коньки» был приурочен к чемпионату России по фигурному катанию, поэтому материал девушек был расценен как срыв мероприятия. После того, как представители Союза журналистов отправили официальные запросы городским властям с целью разобраться в ситуации, журналисткам начали поступать анонимные угрозы [9].

«Люди думают "Лучше я не буду", потому что понимают, что могут быть последствия», - дает комментарий о цензуре Владимир Познер сайту «Украинская правда» [4].

СМИ чаще всего производит политические манипуляции, поэтому здесь имеет место быть и еще один структурант фактора власти - зависимость журналистики от идеологии. СМИ сегодня, как и во времена царизма призваны создавать образ идеального правителя. Об этом говорят данные еженедельных опросов россиян: рейтинг главы государства за последний год не опускается ниже 65%. Стоит отметить, что оппозиционные СМИ также зависима от идеологии государства, ведь она вынуждена её оспаривать. Принадлежность средств массовой информации к той или иной группе обязывает представителей издания придерживаться соответствующей позиции.

На поведение работников российских средств массовой информации неибезжно влияют некоторые исторически сложившиеся особенности русского менталитета, такие как: синдром выученной беспомощности, вынужденная необходимость борьбы. Синдром выученной беспомощности впервые был описан американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером в 1967 году на основании экспериментов на собаках при их раздражении электрическим током [10]. Перенося данное явление на систему СМИ, можно утверждать, что у работника СМИ с синдромом выученной беспомощности складывается такая модель поведения, при которой журналист не пытается противостоять остальным детерминантам (политические и экономические факторы, информационная политика издания) и подвергается давлению со всех сторон.

Другим компонентом исторических предпосылок развития российской журналистики является вынужденная необходимость борьбы. Это звено можно назвать полюсным (противоположным) синдрому беспомощности. При этом модель поведения представителя средств массовой информации иная: журналист скорее выберет позицию, отличную от навязываемой руководством, при этом он отдает себе отчет в возможном проигрышном результате (неуспешности манипулятивного материала).

Кроме внешних детерминантов на журналиста влияют внутренние факторы: 1) Психоэмоциональное состояние; 2) Мировоззрение; 3) Самооценка; 4) Индивидуальные творческие возможности. В отличие от внешних детерминантов, которые могут оказывать свое влияние на журналиста обособленно, вне зависимости друг от друга, внутренние проявляются все сразу, так как они отношение к личности работника СМИ (Рис. 3).

Рис. 3. Внутренние детерминанты.

Первое, что имеет непосредственное отношение к тону журналистского произведения, это темперамент автора и уровень его саморегуляции. Эмоциональная уравновешенность играет большую роль в журналистике, так как именно эмоцию читатель/слушатель/зритель считывает на подсознательном уровне. Все, что касается степени возбудимости журналиста, его отношения к окружающей действительности, его поведения - сугубо индивидуально. Опытный руководитель СМИ при планировании очередного выпуска должен учесть все тонкости подготовки материала, в том числе нрав и характер своего подчиненного.

Что касается уровня саморегуляции - это процесс, за который несет ответственность сам журналист. Журналист с высоким уровнем саморегуляции - находка для издания, потому что он «может управлять психологическими процессами внутри себя и выстраивать собственное гибкое поведение» [3]. Это помогает быстро найти общий язык с респондентами, легко построить отношения в коллективе, и, самое главное для нас, найти точки соприкосновения с аудиторией. Соответственно, такому представителю СМИ проще обнаружить слабые места в обществе, отразить в тексте такие детали, которые привлекут внимание большой аудитории, и тем самым сформировать массовое сознание или направить его в необходимое русло.

Несмотря на то, что журналист в своей работе должен быть объективным, отображать ситуацию беспристрастно, он не может отказаться от собственных политических взглядов и авторской позиции. Они являются важными деталями детерминанта «мировоззрение». В теории, журналист обязан подавать материал в массы без личностной оценки, но, так или иначе, он также потребляет информацию извне, фильтрует её сквозь собственный личный опыт и свою позицию, и подает аудитории «готовый продукт» потребления. Постараться максимально убрать оценочность из манипулятивной статьи - об этом должен помнить каждый работник СМИ.

Третий детерминант, внутренний фактор манипулятивной журналистики - самооценка автора. Во-первых, здесь важен уровень самооценки и его возможность влияния на аудиторию. В зависимости от своей самооценки, журналисты выбирают тот или иной способ общения с аудиторией, а также проявляют глубину и адекватность выражения определенной позиции. Читатель очень тонко чувствует натуру и характер автора на подсознательном уровне, и то, насколько ценит автор выражаемую им идею. Именно этот фактор может сыграть на доверии общества.

Во-вторых, сюда же мы добавляем умение журналиста убеждать, манипулировать аудиторией, опираясь на собственный авторитет. Этот компонент мы также определяем в группу детерминанта «самооценка», так как они взаимосвязаны: у автора с низкой самооценкой авторитета среди общества априори не может быть. Однако стоит помнить, что «выбрав позицию носителя истины, журналист неизбежно теряет свой так нелегко завоеванный авторитет в обществе» [6].

Завершает цепочку внутренних детерминантов такой фактор как индивидуальные творческие возможности журналиста. Несомненно, для составления манипулятивного текста необходим опыт и наработки. Цель завоевать массовое сознание общества невероятно сложна, автор текста с манипуляцией должен подобрать правильный подход к читателю, выбрать тактику и стратегию для работы, наметить манеры письма и жанра и многое другое. Лишь при выполнении всех условий, при тщательной проработке деталей журналистское произведение получит колоссальный успех.

Таким образом, нами составлена модель часто встречающихся детерминантов, которые влияют на журналиста при работе с материалами, направленными на формирование массового сознания. Анализируя данную модель, мы можем констатировать, что в целом такими детерминантами являются чуть ли не все явления, так или иначе влияющие на внешний и внутренний мир журналиста. Такая модель может помочь выбрать подход на-

писания манипулятивной статьи молодым журналистам в начале карьеры, а также предусмотреть все острые моменты при формировании массового сознания уже состоявшимся на журналистском поприще авторам.

Список литературы

1. Абхалимов, Д. Р. Заработная плата в регионах Российской Федерации [Электронный ресурс] / Д. Р. Абхалимов, Ю. А. Запольских. - URL: http://novainfo.ru/article/9462 (дата обращения: 21.04.2017).

2. Белоусова, Н. Ш. Внешние факторы, влияющие на выражение авторской позиции журналистом [Текст] /Н. Ш. Белоусова//Вестник ЧелГУ. -2013. - №35 (326). - С. 15-18.

3. Белоусова, Н. Ш. Внутренние факторы как препятствия на пути выражения авторской позиции журналистов [Текст] / Н. Ш. Белоусова II Вестник ВУиТ. - 2013. - №4 (14). -С. 230-237.

4. Владимир Познер: Самоцензура журналистов - это проблема власти [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravda.com.Ua/rus/articles/2010/12/7/5651322/view_ print/?attempt=l (дата обращения: 03.03.2017). -Загл. сэкрана.

5. Грушин, Б. А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования [Текст] / Б. А. Грушин. - М.: Политиздат, 1987. - 368 с.

6. Гаспарян, В. В. Телерадиожурналистика: вчера, сегодня, завтра [Текст] / В. В. Гаспарян. - М.: ИПК, 1996.-С. 27.

7. Засурский, Я. Н. Десять лет свободы печати в России [Текст] / Я. Н. Засурский II Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2007. -М- 2007. - С. 222.

8. Ольшанский, Д. В. Психология масс [Текст] / Д. В. Ольшанский. - СПб. : Питер, 2002. - 368 с.

9. Челябинских журналистов лишили работы за репортаж о детских игрушках, оказавшихся на свалке после конкурса [Электронный ресурс]. - URL: https://takiedela.ru/ news/2016/12/08/konkurs-novogodnih-igrushek/ (дата обращения: 03.03.2017). - Загл. с экрана.

10. Феномен выученной беспомощности [Электронный ресурс]. - URL: http://litness. ru/fenomen-vyuchennoy-bespomoshchnosti (дата обращения: 21.04.2017). - Загл. с экрана.

11. Федотова, Н. А. Стрессогенные факторы журналистской профессии: результаты исследования [Электронный ресурс] / Н. А. Федотова, А. Д. Борейко. - URL: http://e-notabene.ru/psp/article_15284.html (дата обращения: 07.04.2017).

12. Simukanova, G. S. Mass culture and manipulation with consciousness [Electronic resource] / Guldariga Sericovna Simukanova. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mass-culture-and-manipulation-with-consciousness (дата обращения: 07.04.2017).

Калинина Т. С.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ СМИ И ИХ ПРОДВИЖЕНИЕ

ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Сегодня социальные сети играют огромную роль в работе средств массовой информации. Благодаря им каждый пользователь может узнавать новости в режиме реального времени, высказывать собственное мнение и даже сам быть автором сенсации. В данной статье проведен анализ взаимодействия челябинских телеканалов и социальных сетей.

Ключевые слова: средства массовой информации, региональные СМИ, телеканалы, региональное телевидение, социальные сети, социальная сеть ВКонтакте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.