философии педагогики. СПб.: Из-дво «Детство-Пресс», 2001. 288 с.
8. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: «Академия», 2002. 576 с.
9. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: Учеб. пособие для ст-тов педвузов. М.: Новая школа, 1993. 175 с.
10. Смирнов С.Д. Психология и педагогика для преподавателей высшей школы: Учебное пособие. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014. 422 с.
© Гончаров М.О., 2021
УДК 376.37
Горетова Е.Л.
Студент 5 курса ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова» ИНПО,
г. Абакан, Россия Научный руководитель: Дорофеева Т. А.
канд. пед. наук, доцент г. Абакан, Россия
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Актуальность определяется в поиске новых оптимальных путей формирования коммуникативных навыков у детей с ФФНР. Основное внимание обращено на формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в игровой деятельности. Целью является исследование педагогических условий формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР с помощью игровой деятельности, описаны результаты опытно-экспериментальной работы, даны выводы.
Ключевые слова
Фонетико-фонематическое нарушение речи, коммуникативные навыки, формирование, игровая деятельность, дошкольный возраст.
Коммуникативные навыки, как индивидуально - психологические особенности личности, обеспечивают эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
М. И. Лисина, А. Г. Рузская рассматривают общение детей дошкольного возраста, как «коммуникативную деятельность, элементом которой необходимо считать коммуникативные навыки. У детей с нормально развивающейся речью коммуникативные компетенции и навыки формируются последовательно, на основе приспосабливания их к потребностям общения. У детей с нарушениями речи они в необходимом объеме спонтанно не образуются» [3, с.41].
Проблема коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ФФНР является актуальной, так как слабое развитие коммуникативных навыков приводит к затруднениям в общении и трудностям при обмене информации. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи проявляются стойкие нарушения коммуникативного развития, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью [1, с.69].
Для детей с ФФНР важно обратить внимание на развитие коммуникативных навыков; создание необходимого фундамента для речевого формирования с помощью совершенствования психических
процессов; создание условий для практического общения и формирования коммуникативной функции речи [2, с.177].
По мнению Н.А. Коротковой: «Формирование коммуникативных навыков в партнерском взаимодействии строится на базе следующих видов детской деятельности: игровая деятельность, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы» [4, с.33].
Проанализировав научно-методическую литературу, мы пришли к выводу, что формирование коммуникативных навыков целесообразно проводить в совместной деятельности, так например, игровая деятельность является ведущим видом деятельности дошкольников, дети любят играть и игровая форма воспринимается ими легче и доступнее, поэтому это надо обязательно учитывать в коррекционной работе.
Игровая деятельность помогает регулировать не только лишь трудности мотивации, формирования ребенка, но и имеют средства для коррекционного воздействия. В игре и через игровое взаимодействие у растущего человека выражается и создается мировоззрение, необходимость оказывать воздействие на общество, правильно принимать совершающееся [5, с.68].
Для изучения возможностей игровой деятельности в формировании коммуникативных навыков старших дошкольников с фонетико-фонематическим нарушением, было проведено опытно-экспериментальное исследование на базе МБДОУ «Детский сад «Радуга» р.п. Усть - Абакан. В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 5 - 6 лет (в каждой группе по 20 человек), посещающих старшую группу детского сада с ФФНР.
Диагностика общения предполагает изучение следующих параметров: содержание взаимодействия между детьми в группе детского сада; уровень самооценки; особенности проявления эмоциональных нарушений (агрессивность, тревожность, импульсивность).
Результаты проведенной диагностики позволили нам зафиксировать следующие особенности взаимоотношений со сверстниками в совместной деятельности: некоторые дети рассматривают сверстника как помеху в деятельности; интерес к деятельности другого ребенка носит эпизодический характер; в процессе взаимоотношений ряд детей не считается с мнением других, настаивают на своем. Отстаивают свое мнение с помощью физических воздействий; в совместной деятельности некоторые дети часто отдают приказы, указания, доказывают свою точку зрения, критикуют своих сверстников
Таким образом, по результатам констатирующего этапа исследования, можно сделать следующий вывод: в обеих группах выявлены дети, которые испытывают трудности при построении процессов коммуникативного взаимодействия. Это дети с эмоциональными нарушениями, имеющие агрессивные реакции, импульсивные. Также предварительно выделилась группа неуверенных в себе детей, с повышенным уровнем тревожности.
По методике, которая позволила изучить взаимоотношения в группе детского сада, было выявлено, что в обеих группах большинство детей принятые, но при этом и значительную часть составляют непринятые дети. Сопоставляя данные наблюдения и тестирования в группу «непринятых» вошли дети, имеющие низкую самооценку, повышенный уровень тревожности. Эти дети испытывают трудности взаимодействия со сверстниками. Дети не хотят с ними общаться, так как они не умею договариваться, не умеют уступать, не желают оказывать помощь. Они не могут выполнять требования и правила. Очень часто они проявляют негативные реакции, могут при помощи силы доказывать свою правоту.
Следующим этапом, мы исследовали уровень продуктивности совместной деятельности, и по результатам этого исследования в обеих группах дети не смогли договориться о совместной деятельности, каждый рисовал, что хотел.
Таким образом, по итогам констатирующего этапа, можно отметить, что уровень сформированности коммуникативных навыков у детей с фонетико-фонематическим нарушением находится на низком уровне, дети не умеют контактировать друг с другом, предпочитают самостоятельную деятельность, а не коллективную.
На формирующем этапе, мы использовали игры и игровые приемы в коррекционной работе, так как наиболее щадящее, удобное обучение ребенка - это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а в нашем
случае активизирует речь ребенка. Они создавали диалоги, придумывали небольшие повествования, выбирали фразы-воздействия, фразы-свойства и т.д. В процессе работы даже самый молчаливый и робкий ребенок говорил собственную историю о животном, значимость которого он играл. Дети в процессе игровых упражнений развивали разные стороны речи, для устранения проблем коммуникативных навыков. Такие занятия дети посещали с удовольствием, упражнения заинтересовали детей, что способствовало получению наиболее лучшего эффекта коррекционной работы.
Результаты контрольного этапа подтвердили эффективность проведенной нами работы на формирующем этапе, где мы использовали игры и игровые упражнения для формирования коммуникативных навыков у дошкольников с фонетико-фонематическим нарушением речи. Так результаты показали, что у детей из экспериментальной группы по наблюдениям стали лучше взаимоотношения, они начали играть совместно. Результаты социометрии показали, что в группе не осталось детей непринятых. В процессе групповой работы научились договариваться, их работы получились одинаковыми, это показатель того, что дети легко общаются друг с другом, быстро находят контакт. А вот результаты детей из контрольной группы по всем методикам остались практически неизменными.
Таким образом, в ходе исследования была отмечена динамика развития коммуникативных навыков у детей в различных видах деятельности. А именно: сформировались адекватные способы поведения в конфликтных ситуациях; сформировались способности к произвольной регуляции своей деятельности; обогатился опыт совместной деятельности и формы общения со сверстниками; повысилась самооценка; сформировалась способность к эмпатии, к осознанию и переживанию чувств сверстника; сформировались предпосылки регуляции эмоциональных состояний. Снизился уровень тревожности, гиперактивность, агрессивность.
Список использованной литературы:
1. Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2003. 208 с.
2. Каше Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева. - М., 2008. 331 с.
3. Лисина М.И., Рузская А.Г. Общение, личность и психика ребенка. М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 384с.
4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.. Игра с правилами в дошкольном возрасте 2-е изд. Екатеринбург: Деловая кн., 2014. 175 с.
5. Усова А.П. Роль игры в педагогическом процессе детского сада // Дошкольное воспитание. 2018, №9. С.67-79.
© Горетова Е.Л., 2021
УДК37
Загиева Г.Ф.
Студент 5 курса,
Елабужский институт Казанского (Приволжского) Федерального университета
Г. Елабуга
ЬЕСО-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В данной статье рассматривается актуальность применения ^о-конструирования в системе