Научная статья на тему 'Проблема формирования и использования человеческого капитала в сельскохозяйственных организациях'

Проблема формирования и использования человеческого капитала в сельскохозяйственных организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СУБСИДИИ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / КВАЛИФИКАЦИЯ / РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / КАДРЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / HUMAN CAPITAL / AGRICULTURE / SOCIAL SPHERE / SUBSIDIES / BUDGETARY FUNDS / FUNDING / QUALIFICATION / RYAZAN REGION / HUMAN RESOURCES / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кабичкин Сергей Евгеньевич

Рассмотрена одна из основных проблем формирования человеческого капитала в сельской местности слабое развитие социальной сферы села. По результатам исследования предложено совершенствование существующей системы субсидирования сельскохозяйственных организаций за счёт внедрения дополнительного направления субсидирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования и использования человеческого капитала в сельскохозяйственных организациях»

вложений ПИК венчурных инвестиций могут выступать облигации хозяйственных обществ, выпуск которых сопровождается регистрацией их проспекта эмиссии; простые векселя сельскохозяйственных предприятий (ОАО, ЗАО).

В состав активов паевого инвестиционного кооператива, относящегося к категории недвижимости, могут входить: денежные средства; обыкновенные акции сельскохозяйственных акционерных обществ; доли в уставных капиталах российских обществ с ограниченной ответственностью, осуществляющих деятельность по проектированию, строительству зданий и сооружений, инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, предоставляющие более 50% голосов; облигации сельскохозяйственных предприятий, выпуск которых сопровождался регистрацией проспекта их эмиссии [4]. Кроме того, в состав активов ПИК недвижимости также могут входить: доли мелиоративных и ирригационных систем, доли ветеринарных лечебниц, обслуживающих преимущественно сельскохозяйственных животных, паи паевых инвестиционных кооперативов, за исключением паев венчурных паевых инвестиционных кооперативов. Структура активов ПИК недвижимости должна быть ориентирована на вложения преимущественно в недвижимость сельскохозяйственного назначения.

Заключение

В представленной модели инвестиционного кластера паевой инвестиционный кооператив выступает в качестве института обеспечения капиталом как непосредственных товаропроизводителей, так и самих паевых инвестиционных кооперативов в части предоставления инвестиционных ресурсов. Это позволит существенно активизировать инновационную и инвестиционную деятельность участников агропромышленного формирования.

Библиографический список

1. Бочаров С.Н. Агропромышленная интеграция: концепции и механизмы повышения эффективности / С.Н. Бочаров. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. — 214 с.

2. Нечаев В.И. Организация инновационной деятельности в АПК: учебник / под ред. В.И. Нечаева. — М.: Колос, 2010. — 327 с.

3. Бирюков А.В. Формирование инновационных кластеров в высокотехнологичных отраслях промышленности (на примере ОПК России): автореф. дис. ... докт. экон. наук: 08.00.05 / А.В. Бирюков. — М.: НОУ ВПО «Высшая школа приватизации и предпринимательства — институт», 2009. — 43 с.

4. Ковалева И.В. Агропромышленный кластер как стратегия совершенствования экономических отношений в АПК / И.В. Ковалева // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2008. — № 2. —С. 42-43.

+ + +

УДК 330.146

С.Е. Кабичкин

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Ключевые слова: человеческий капитал, сельское хозяйство, социальная сфера, субсидии, бюджетные средства, финансирование, квалификация, Рязанская область, кадры, законодательство.

Введение

По причине слабого развития социальной сферы села квалифицированные кад-

ры не желают работать в отрасли сельского хозяйства. В Рязанской области в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» предусмотрена реализация мероприятий по социальному обустройству сельских населенных пунктов, по строительству жилья, газификации, водоснабжению, развитию сети общеобразовательных уч-

реждений, телекоммуникационных сетей и обеспечению противопожарной защиты сельских поселений, способствующих улучшению быта селян и развитию их культуры. Однако они не в полной мере решают поставленную выше проблему.

Необходимость реализации этих мероприятий обусловлена следующими причинами.

1. Социально-политическая острота проблемы и её общефедеральное значение.

Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства страны необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала.

2. Межотраслевой и межведомственный характер проблемы, необходимость привлечения к её решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса, общественных объединений сельских жителей.

Удалённость сельских поселений от центральных усадеб, областных и районных центров предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к развитию сельских муниципальных образований в любом регионе страны.

Определение ресурсных потребностей села осуществляется органами местного самоуправления путём оценки, корректировки (разработки) схем районной планировки и генпланов застройки сельских муниципальных образований.

3. Необходимость приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.

Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.

Объекты и методы

В Рязанской области субсидии агропромышленному комплексу в 2009 г. предоставлялись в соответствии со следующими законодательными актами: Законами Рязанской области «Об агропромышленном комплексе Рязанской области», «Об областном бюджете на 2009 год» и программой «Развитие агропромышленного комплекса Рязанской области на 2008-2012 годы».

В целях эффективного использования бюджетных средств правительством Рязанской области разработано постановление от 25 февраля 2009 г. № 36 «Об утверждении порядков предоставления субсидий за счёт средств областного бюджета в 2009 году». В нём подробно расписаны порядки предоставления субсидий по девятнадцати различным направлениям: субсидирование производства животноводческой продукции, субсидии на поддержку племенного животноводства, субсидирование части затрат на приобретение средств химизации, субсидии на поддержку элитного семеноводства, субсидии на разработку перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса, субсидирование расходов по закладке и уходу за многолетними насаждениями, субсидирование культуртехнических работ на землях сельскохозяйственного назначения и др. Таким образом, в регионе существует достаточная законодательная база по поддержке сельского хозяйства, в том числе и социальной сферы села. Однако для дальнейшего развития отрасли необходимо постоянное совершенствование законодательства, как с учётом изменяющихся условий жизни, так и с учётом выявленных недостатков уже существующей системы [1].

В соответствии с Законом Рязанской области «Об агропромышленном комплексе Рязанской области» (статья 22) на увеличение эффективности формирования и использования человеческого капитала нацелены лишь четыре направления субсидирования бюджетных средств:

1) переподготовка и повышение квалификации кадров АПК;

2) предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам;

3) уплата процентов по кредитам, полученным молодыми семьями и молоды-

ми специалистами АПК Рязанской области в российских кредитных организациях на строительство (приобретение) жилья;

4) комплексная компактная застройка и благоустройство сельских поселений в рамках пилотных проектов [2].

Механизм их воздействия устремлён на конкретные физические лица. То есть субсидирование идёт не на сельскохозяйственные организации, а непосредственно на человека, что, с одной стороны, должно положительно сказываться на эффекте от данных мероприятий, а с другой — только косвенным образом способствует развитию сельскохозяйственного производства через теоретически возможное увеличение человеческого капитала.

Результаты и их обследование

На наш взгляд, целесообразно законодательно разработать ещё одно направление субсидирования АПК за счёт областного бюджета, нацеленное на стимулирование социального развития села непосредственно при содействии сельскохозяйственных организаций — «Субсидирование расходов сельскохозяйственных организаций на социальное развитие территорий».

Финансирование при этом необходимо распределять в зависимости не только от экономических показателей, но и от социальных. При этом не стоит выделять большое количество критериев, так как это приведёт к усложнению процедуры распределения средств.

К блоку экономических показателей следует отнести:

• выполнение плана по производству продукции;

• наличие рентабельности производства.

К социальным критериям мы относим:

• превышение заработной платы над величиной прожиточного минимума;

• выполнение предписаний социального характера.

Для контроля над всей процедурой необходимо создание специализированной службы внутри структуры управления сельского хозяйства или наделение нижеперечисленными функциями уже имеющихся структурных подразделений:

• проверка обоснованности производственных планов организаций и на основе проверок разработка рекомендаций;

• проведение социальных опросов работников организаций и членов их семей (проживающих в прилегающем населенном пункте) с целью определения приоритетных направлений развития организации и сельской территории.

• в соответствии с определенными приоритетными направлениями разработка и выдача сельскохозяйственным организациям предписаний и проверка их выполнения.

В зависимости от значений экономических и социальных показателей организации следует распределить на 4 группы (рис. 1).

Эффективные организации характеризуются хорошими экономическими показателями. При этом руководство учитывает интересы работников, вследствие чего заработная плата находится на уровне не ниже прожиточного минимума и выполняются предписания, назначенные управлением сельского хозяйства.

Социально-ориентированные организации имеют сложности с хозяйственной деятельностью, из-за чего не достигают плановых значений производства продукции, зачастую несут убыток. Социальная же задача выполняется полностью, в результате чего работники организации не имеют существенного повода для смены места работы. При этом возможное увеличение эффективности работы предприятия для руководства выражается в дополнительной прибыли (плюс повышенный размер субсидий), а для работников — в росте заработной платы.

1 . Эффективные 2. Социально-

Экономические показатели„(1+1 Социальные показатели ориентированные Экономические показатели^ Социальные показатели

3 . Экономически- 4. Неэффективные

ориентированные Экономические показатели Х+Х Социальные показатели Экономические показатели^ Социальные показатели^

Рис. 1. Группы сельскохозяйственных организаций в зависимости от значений экономических и социальных показателей

Экономически-ориентированные организации весьма успешны с точки зрения своей основной задачи — производства и реализации продукции сельского хозяйства. Однако несмотря на это руководство не стремится заниматься развитием сельской территории и социальными вопросами, что отрицательно сказывается на возможностях как удержания, так и привлечения высококвалифицированных кадров.

Неэффективные организации не достигают положительных результатов как в экономических показателях, так и в социальных. Это может привести организацию и к финансовым, и к серьёзным кадровым проблемам.

В зависимости от отнесения предприятия к той или иной группе будет производиться финансирование в размере, предусмотренном для конкретной группы. Сам механизм распределения средств имеет следующий вид (рис. 2).

Рис. 2. Схема распределения средств по направлению «Субсидирование расходов сельскохозяйственных организаций на социальное развитие территорий»

Эффективные и социально-ориентированные предприятия должны получать субсидии в размере, пропорциональном затратам, понесённым на выполнение предписаний социального характера. При этом необходимо ввести для этих групп поправочный коэффициент, учитывающий эффективность деятельности организаций. Так, по нашему мнению, поправочный коэффициент для первой группы должен составлять 1,2, а для второй — 1,1. Значение коэффициента может быть скорректировано в зависимости от привлекательности того или иного района для работы в сельскохозяйственных организациях. Величина коэффициента превышает единицу

ввиду того, что затраты, направленные на выполнение предписаний, не включаются в себестоимость продукции, и поэтому не возвращаются предприятию в виде выручки. То есть чтобы заинтересовать руководителей браться за эти предписания, необходимо как минимум возвращать предприятиям вложенные ими средства. Следовательно, размер выплат по рассмотренным группам организаций (С,, С2) будет рассчитываться как произведение произведенных затрат (3) и поправочного коэффициента:

С1 = З х 1,2;

С2 = З х1,1.

Выводы

Предложенное направление выделения бюджетных средств «Субсидирование расходов сельскохозяйственных организаций на социальное развитие территорий» может оказаться весьма эффективным при условии его адаптации к региональным условиям и надлежащего контроля над процессом со стороны ответственных лиц. В результате оно позволит более интенсивно развиваться инфраструктуре сельских поселений и существенно повысит возможности формирования и использования качественного человеческого капитала на селе.

Библиографический список

1. Постановление Правительства Рязанской области от 25.02.2009 № 36 «Об утверждении порядков предоставления субсидий за счет средств областного бюджета в 2009 году» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: // www.garant.ru.

2. Закон Рязанской области «Об агропромышленном комплексе Рязанской области» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: // www.garant.ru.

3. Постановление Правительства Рязанской области от 10.12.2007 № 333 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Рязанской области на 20082012 годы» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: // www.garant.ru.

4. Постановление Правительства РФ от 03.12.2002 № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.garant.ru.

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.