Научная статья на тему 'Проблема формирования грамматических навыков английского языка'

Проблема формирования грамматических навыков английского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4316
537
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ВЫБОР СТРУКТУРЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТОРОНА НАВЫКА / ГРАММАТИЧЕСКИЙ НАВЫК ГОВОРЕНИЯ / МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И СИНТАКСИЧЕСКИЕ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ / GRAMMAR SKILLS / CHOICE OF STRUCTURE / FUNCTIONAL SIDE OF SKILL / GRAMMAR SKILL OF SPEAKING / MORPHOLOGICAL AND SYNTACTIC SPEECH SKILLS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Копрева Лариса Геннадьевна

В данной статье рассматривается проблема обучения и формирования грамматических навыков английского языка, его составляющие, виды навыков, формирования грамматических навыков, определяется роль языковых навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Копрева Лариса Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF FORMING OF GRAMMAR SKILLS OF THE ENGLISH LANGUAGE

This article deals with the problem of teaching and forming of grammar skills of the English language, of which it consists, the types of the skills, the forming grammar skills, determining the role of language skills.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования грамматических навыков английского языка»

УДК 81'23

Копрева Лариса Геннадьевна

Kopreva Larisa Gennadievna

кандидат филологических наук,

доцент кафедры иностранных языков

Военного учебно-научного центра ВВС

Военно-воздушной академии

им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина

(филиал в Краснодаре)

koprevalarisa@mail.ru

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

PhD in Philology, associate professor of the chair of foreign languages, Military Training Research Center of Air Force Academy (Krasnodar affiliate) koprevalarisa@mail.ru

PROBLEM OF FORMING OF GRAMMAR SKILLS OF THE ENGLISH LANGUAGE

Аннотация:

В данной статье рассматривается проблема обучения и формирования грамматических навыков английского языка, его составляющие, виды навыков, формирования грамматических навыков, определяется роль языковых навыков.

Ключевые слова:

грамматические навыки, выбор структуры, функциональная сторона навыка, грамматический навык говорения, морфологические и синтаксические речевые навыки.

The summary:

This article deals with the problem of teaching and forming of grammar skills of the English language, of which it consists, the types of the skills, the forming grammar skills, determining the role of language skills.

Keywords:

grammar skills, choice of structure, functional side of skill, grammar skill of speaking, morphological and syntactic speech skills.

В настоящее время, в связи с утверждением ведущей позиции грамматики в формировании коммуникативной компетенции, проблема формирования грамматических навыков является одной из наиболее актуальных. Грамматический навык по своей природе неоднороден и поэтому требует к себе комплексного подхода, затрагивающего все основные его стороны. В связи с тем, что речевое общение возможно при наличии языковой компетенции, часть которой составляют грамматические навыки, определенное место в работе занимает характеристика грамматических навыков.

Характеристика грамматического навыка.

Грамматический навык - синтезированное действие, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее адекватное морфолого-синтаксическое оформление речевой единицы любого уровня в речи [1].

В грамматическом навыке можно выделить следующие составляющие:

- выбор структуры, адекватной речевому замыслу говорящего (в данной ситуации);

- оформление речевых единиц, которыми заполняется структура в соответствии с нормами данного языка и определенным временным параметром;

- оценка правильности и адекватности этих действий.

Чтобы выяснить, какое это имеет методическое значение, обратимся к примеру. Если нас просят о чем-то и мы хотим ответить отказом, то это может быть выражено различным образом: Мне не хотелось бы этого делать. Я не буду это делать. Попроси кого-нибудь другого и т. п.

Структуры в нашем сознании связаны с определенными коммуникативными задачами: для каждой задачи - функциональное гнездо структур. То, что говорящий выбирает какую-то определенную структуру, зависит уже от конкретных условий: собеседника, отношений с ним, настроения, культуры и т. п.

Выбор структуры можно назвать функциональной стороной навыка. Существует еще и формальная сторона - оформление. От нее зависит правильность с точки зрения данного языка и скорость речи. Оформление теснейшим образом связано с вызовом слова и сочетанием. Поскольку оформление структуры основано на них, зависит от их уровня, необходимо формировать грамматический навык на основе тех лексических единиц, которыми обучаемый владеет достаточно свободно.

Виды грамматических навыков.

Как известно, грамматические навыки отличаются друг от друга настолько, насколько различны сами виды речевой коммуникации (говорение, чтение, аудирование, письмо).

Под грамматическим навыком говорения подразумевается правильное коммуникативно-мотивированное автоматизированное употребление грамматических явлений в устной речи. Грамматические навыки, обеспечивающие правильное формообразование и формоупотребление, можно назвать речевыми морфологическими навыками (к примеру, образование личных окончаний глаголов). Следовательно, навыки, отвечающие за верное автоматизированное расположение слов во всех типах предложений, определяются как синтаксические речевые навыки.

Морфологические и синтаксические речевые навыки письменной речи носят более аналитический (дискурсивный) характер благодаря специфике письменного вида речи. В данной ситуации становится возможным вернуться к уже написанному, исправить и изменить созданный текст.

Рецептивные грамматические навыки - это автоматизированные действия по указанию и расшифровке грамматической информации в письменном или звучащем тексте.

Поскольку восприятие и понимание устного или письменного текста происходит как при активном, так и при пассивном знании языкового материала, рецептивные грамматические навыки делятся на рецептивно- активные и рецептивно-пассивные навыки чтения и аудирования.

Существует еще один вид навыков, который в психологической литературе относится к «умственным», или «интеллектуальным»: языковые дискурсивно аналитические грамматические навыки. Они формируются на основе грамматических знаний и используются как фоновый компонент в основном в письменной речи, реже в говорении. Таким образом, языковой навык помогает говорящему контролировать правильность выполнения речевого действия, а при ошибочном его выполнении обеспечивает исправление неточностей.

Определяя роль языковых навыков в формировании речевых, следует отметить, что первые создают операционно-ориентировочную основу для владения речевыми грамматическими действиями; они положительно влияют

на формирование речевого грамматического автоматизма.

Формирование грамматических навыков.

Функционирование грамматической стороны говорения происходит следующим образом:

а) говорящий выбирает модель, адекватную своему речевому замыслу.

Когда нам нужно что-то пообещать собеседнику, то мы в зависимости от ситуации и отношений с собеседником скажем: «Я сделаю это», «Хорошо, я обещаю тебе», «Ладно, ладно, сделаю» и т. п. Происходит это в том случае, если форма глагола будущего времени усваивалась вместе с функцией «обещание» и, следовательно, маркирована ею в сознании человека. Это и есть функциональная сторона навыка, или операция выбора;

б) говорящий оформляет речевые единицы, которыми заполняется модель. Операция оформления должна произойти согласно нормам языка и в определенных временных параметрах.

Соотнесенность с ситуацией присуща не только операции выбора, но и операции оформления, опосредованно, через то, что лингвисты называют грамматическим значением. Скажем, фразой «В городе много строят» можно выразить и подтверждение, и отрицание мысли собеседника (т. е. совершенно противоположные речевые функции), но в обоих случаях использование в ней структуры неопределенно-личного предложения означает выдвижение на передний план самого действия, а не его производителя. Выбор модели зависит и от того, насколько усвоено говорящим его грамматическое значение (в данном случае - неопределенность действующего лица). Оно тесно связано с оформлением данной модели. Следовательно, грамматическое значение, с одной стороны, связано с оформлением модели, с другой - с ситуацией, от чего зависит выбор.

В связи с тем, что понимание и признание этого влекут за собой отказ от последовательного формирования сначала операции оформления (в языковых и им подобных упражнениях), а затем операции выбора (в речевых

упражнениях), оформление вынуждено отрываться от ситуативности, и поэтому не вырабатывается механизм ситуативного слежения за оформлением высказывания. Названный механизм вырабатывается только в том случае, если форма и функция усваиваются параллельно.

Поскольку грамматические навыки необходимо формировать, тренировать, обобщать и систематизировать, осуществить это можно путем выполнения упражнений. Грамматические упражнения могут быть репродуктивного (упражнения на употребление языкового материала в речи) и рецептивного (упражнения на восприятие и узнавание языкового материала) характера.

Следует отметить, что при обучении и формировании грамматических навыков языка очень важен процесс опоры на знание грамматических явлений родного языка. С учетом сходств и различий родного и английского языков мы выделяем основные грамматические темы, которые с трудом усваиваются курсантами:

- степени сравнения имен прилагательных и наречий;

- употребление временных форм глаголов, вида, наклонения и согласование временных форм; образование, употребление сложных аналитических форм глагола, состоящих из вспомогательного (изменяемого) глагола, причастия II смыслового глагола; и строгий порядок слов в предложении.

Роль грамматики английского языка заключается не только в правильном построении фраз и предложений, но и в овладении логикой построения предложения, словообразования, самостоятельности в пользовании языком. В процессе формирования грамматических навыков и их усвоения развиваются мышление, память, воображение курсантов; при умелой подаче грамматических явлений растет интерес к языку и культуре народа, носителя изучаемого языка.

В этой связи необходимо охарактеризовать обучение и формирование грамматических навыков английского языка как деятельность. Отметим, что все этапы деятельности по овладению грамматическими навыками - и зрительное восприятие, узнавание в тексте, затем в речи, и осознанное употребление в ситуациях общения - одинаково важны.

Данный этап можно назвать как цепочку действий - операций, направленных на обучение грамматических навыков английского языка. Этот уровень деятельности -операционный.

Для обучения грамматическим навыкам английского языка необходим контроль или самоконтроль за тем, насколько у курсантов сформировались грамматические навыки, какие пробелы в знаниях существуют, как устранить ошибки при употреблении грамматических явлений, какие трудности испытывает каждый курсант. Без контроля и анализа

невозможны дальнейшие действия. Данный уровень - оценочный, включающий контроль и самоконтроль.

Следует отметить, что любая деятельность глубоко индивидуальна и зависит от особенностей восприятия, памяти, воображения, вовлеченного в процесс обучения, от правильной организации направленности внимания, индивидуально-личностных и возрастных особенностей. Таким образом, очень важно не только то, каким путем осуществляется выработка грамматических навыков, но и в какой последовательности.

Ссылки: References (transliterated):

1. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методи- 1. Passov E.I. Osnovy kommunikativnoy metodiki ки обучения иноязычному общению. М., 1989. obucheniya inoyazychnomu obshcheniyu. M.,

1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.