Научная статья на тему 'Проблема формирования этических ценностей школьников в психолого-педагогической литературе'

Проблема формирования этических ценностей школьников в психолого-педагогической литературе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
954
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ / ВОСПИТАНИЕ / ETHIC / MORALITY / VALUES / UNIVERSAL HUMAN AND ETHIC VALUES / CLASSIFICATION OF VALUES / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова С. В.

Рассматривается проблема формирования этических ценностей школьников в психолого-педагогической литературе. Раскрываются теоретические значения «этики» и «ценности», рассмотрены основные подходы в воспитании этических ценностей школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of formation of ethic values for pupils in psychological and pedagogical literature

The article studies a problem of formation of ethic values for pupils in psychological and pedagogical literature. The author presents theoretical significance for the words «ethic» and «values» and considers main approaches in educating of ethic values for pupils

Текст научной работы на тему «Проблема формирования этических ценностей школьников в психолого-педагогической литературе»

УДК 373.1.02

С. В. Федорова

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Рассматривается проблема формирования этических ценностей школьников в психолого-педагогической литературе. Раскрываются теоретические значения «этики» и «ценности», рассмотрены основные подходы в воспитании этических ценностей школьников.

Ключевые слова: этика, мораль, нравственность, ценности, общечеловеческие и этические ценности, классификация ценностей, воспитание.

В истории развития человеческого общества менялся подход к рассмотрению ценностей. Каждый исторический период характеризуется новым этапом в развитии ценности. Рассмотрим в кратком изложении гносеологические корни современных подходов, определим сущность терминов в психологии и педагогики.

«Этика - от греческого ethika, ethos - обычай, нравственный характер) - учение о нравственности, морали. Термин впервые употреблен Аристотелем как обозначение особой области исследования, которая пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этические (нравственно) правильные поступки. Этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью, ибо этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей. Эти ценности нужно искать как во всех ситуациях, таки в личности» [1, с. 545]

Наряду с понятием «этика» используется понятие «мораль», которое имеет более узкое значение по сравнению с понятием этики. Мораль, по понятиям древних римлян, является отражением степени приобщенности к «своей» культуре.

Под этикой понимают науку, область знания, предметом которой является мораль. Под моралью понимается специфическое общественное явление, определяемое совокупностью объективных условий жизни общества, это форма общественного сознания, совокупность норм и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. Исходя из определения этики этические ценности предполагают теоретический уровень осмысления, обоснование абсолютного и всеобщего характера моральных законов. Таким образом, с нашей точки зрения, более эффективно применение термина этические ценности, нежели нравственные ценности.

При изучении работ по психологии о ценностях и ценностных ориентациях мы опирались на труды Ф. Адлера [2], A.A. Ручки [3], М. Рокича [4].

Анализ научной литературы указывает на неоднозначность природы ценности, а потому мы посчитали целесо-

ФЕДОРОВА Саргылана Васильевна - преподаватель Республиканского центра новых информационных технологий, г. Якутск

образным систематизировать различные подходы к понятию «ценность».

Ф. Адлер выделил четыре группы определений: ценности - некие абсолюты, существующие в божественном разуме в виде вечных идей, независимых сущностей; ценности - нематериальные объекты; ценности - производное от потребностей и разума человека, где человек или человеческое сообщество является «носителем ценностей»; ценности - действия [2].

A.A. Ручка также выделил четыре группы определений понятия «ценность»: ценность - способность вещей, идей выступать средством удовлетворения потребностей отдельных индивидов и социальных групп; ценность - значимость вещей, идей для жизнедеятельности субъекта; ценность - специфическая форма проявления отношений между субъектом и объектом с целью удовлетворения потребностей субъекта; ценность - специфическое образование в структуре индивидуального или общественного сознания, являющееся ориентиром личности и общества [3].

М. Рокич предлагает следующее определение ценностей: «Ценности являются убеждением в том, что данный предмет, состояние вещей или способ действия является нужным и социально принимаемым объектом желаний и стремлений человека. Ценности составляют основу человеческих действий, а точнее - совершенного выбора» [4, с. 13].

Подчеркнем, что в работах по психологии невозможно расположить ценности в порядке их важности, потому что любая такая попытка включает элемент субъективного характера. С точки зрения того, чему служит данная ценность, ряд исследователей - М. Рокич и др. разделяют ценности на терминальные и инструментальные. Терминальные, по их мнению, убеждения состоят в том, что конечная цель индивидуального и общественного существовании стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные убеждения - в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Деление ценностей на терминальные и инструментальные, по мнению М. Рокича, носит условный характер.

Как следует из приведенного обзора различных интерпретаций дефиниций ценностей, это понятие является сложным образованием. Его можно трактовать в соответствии с областью, функцией, предметом или научной дисциплиной.

C.B. Федорова. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Авторы часто выходят за границы областей, определяя ценности с помощью значения, проникающего через различные области знания.

Итак, на основе рассмотрения понятия «ценность» в генезисе указывает на то, что в нем соединяются три основных значения: определение вещественно-предметных свойств явлений, в основе которых лежит практическое и эмоциональное отношение человека к оцениваемым предметам и явлениям; определение социальных явлений, характеризующих отношения между людьми, и определение нравственных категорий, обозначающих психологические характеристики человека.

Категории «этика» и «ценность» относятся к числу таких общенаучных понятий, значение которых важно и для педагогики.

Педагогика оформилась в науку с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского [5]. Основами «кардинального» добродетеля он считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Средствами нравственного воспитания он считал пример родителей, учителей, товарищей, наставления, беседы, упражнения детей в нравственном поведении. Ж.Ж. Руссо развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им чувства сострадательности и милосердия как основам нравственного воспитания.

К. Д. Ушинский писал: «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов» [6].

К.Н. Вентцель утверждает, что цель нравственного воспитания - не «внушение добра», а пробуждение в ребенке самостоятельной свободной нравственной воли, самобытного нравственного творчества» [7, с. 119].

Вопросам нравственного воспитания в советской педагогике уделялось значительное внимание. В трудах советских идеологов проблемы нравственности, морали рассматриваются с позиций общих коллективных целей и задач.

Такие педагоги, какН.К. Крупская, A.C. Макаренко, глубоко раскрыли в научно-педагогической и практической работе с подростками возможности коллектива в формировании нравственного сознания учащихся.

В российской педагогике проблемам ценностного воспитания, духовно-нравственного и этического воспитания уделяется большое внимание многими исследователями. Важной проблемой в воспитании этических ценностей является вопрос о раскрытии механизма их формирования. На сегодняшний день в педагогической науке известна тенденция ученых к выделению этических категорий в нравственном просвещении школьников. Это научные труды Н.Е. Щурковой [8], М.И. Шиловой [9]и др.

Н.Е. Щуркова [8] выделяет три фактора, влияющие на становление ценностей в воспитательном процессе, - «вы-бор-ориентация-пр оживание»:

- демонстрация ценностного выбора;

- ценностно-ориентированная деятельность;

- проживание воспитанниками ценностных отношений во взаимодействии с окружающей действительностью.

М.И. Шиловой [9] создана система воспитания этической культуры школьников. В ее трудах раскрыты психоло-го-педагогические механизмы процесса воспитания этической культуры школьников.

В последнее время мы все чаще сталкиваемся с понятием «общечеловеческие ценности». Термин «общечеловеческие ценности» получил распространение в зарубежной и отечественной науке и означает гуманистические нормы общечеловеческой морали, в основе которых лежит убеждение в безграничности возможностей человека, его способности к совершенствованию, сознательному выбору нравственных ценностей, утверждение свободы и достоинства личности в её социальном бытии.

Все большую значимость приобретают общечеловеческие ценности, провозглашенные в международных правовых документах - Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Европейской конвенции о защите прав человека, Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.), в докладах Римского Клуба [10].

С учетом национально-исторических традиций, менталитета народа складываются национальные ценности. A.B. Мордовская [11] считает, что важным условием формирования растущего человека как целостной личности является интериоризация им духовных, нравственных ценностей. Культура своего народа, будучи близкой ему, обогащает духовный мир и служит предпосылкой для овладения системой ценностей вначале своего народа, а затем и общечеловеческих ценностей.

Основные подходы к изучению средств народной педагогики были заложены такими учеными, как Г.Н. Волков [12], В.Ф. Афанасьев [13] идр. В этнопедагогических трудах был обобщен и систематизирован многовековой опыт воспитания ребенка. Одним из путей оптимизации взаимоотношений национальных культур и языков признается возрождение народного искусства, народных праздников, игр.

Подводя итоги анализа исследований философских, психологических и педагогических трудов по изучаемой проблеме, можно сделать следующие выводы: в научной литературе имеются различные подходы к рассмотрению содержания понятий. Мы в своем исследовании пришли к следующим определениям: «Этика» - это наука, объектом которой является мораль; на основе философской и психолого-педагогической литературы можно сформулировать понятие «этические ценности» - это высшие ценности человека, раскрывающиеся благодаря воспитанию или этическому чувству, располагающиеся по иерархической лестнице - «пирамиде» ценностей. Этические ценности - это ценности убеждения и поведения. Анализ научных источников показал, что в современном мире все большее значение приобретают этические ценности - человек

«как верховная ценность», жизнь, равное нравственное отношение к себе и окружающему миру, человек и благо каждого как ценность, стоящая выше политических, экономических, идеологических интересов государства.

Литература

1. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998. 576 с.

2. Адаптация и здоровье / Под ред. Э.М. Казина. Кемерово: Кузбассвузиз-дат, 2003. 301 с.

3. Ручка A.A. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев: Наукова думка, 1987. 155 с.

4. Rokeach M. The nature of human values.N-Y, Free Press, 1973. P. 13.

5. Коменский Я.А. Материнская школа / Пер. с нем. // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1982. Т. 1. С. 229-237.

6. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др. М.: ШколаПресс, 1998. 512 с.

7. Вентцель КН. Этика и педагогика творческой личности. М., 1912. 667 с.

8. Щуркоеа Н.Е. Диагностика воспитанности: Педагогические методики. М., 1994. 256 с.

9. Шилова М.И. Теория и практика воспитания черт характера младших школьников в урочной и внеурочной деятельности / М.И. Шилова, Н.И. Малиновская. Красноярск: РИО КГПУ, 2001. 104 с.

10. Римский клуб: 25 лет со дня основания // Вопросы философии. 1995. № 3. С. 65-70.

11. Мордовская A.B. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников: С использованием материалов этнопедагогики народа саха. М.: Academia, 2000. 176 с.

12. ВолковГ.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000. 176 с.

13. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. 184 с.

S. V Fedorova

Problem of formation of ethic values for pupils in psychological and pedagogical literature

The article studies a problem of formation of ethic values for pupils in psychological and pedagogical literature. The author presents theoretical significance for the words «ethic» and «values» and considers main approaches in educating of ethic values for pupils. Key-words: ethic, morality, values, universal human and ethic values, classification of values, education.

■ФФФ-

УДК Э71

O.O. Фиклистова

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНЦИПА РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Для повышения уровня обученности школьников применяются активные методы обучения. Таким образом на практике реализуется компетентностный подход в изучении географии посредством применения принципа регионализации образования.

Ключевые слова: активные методы обучения, регионализация образования, образ геокультурного пространства, обученность, рефлексия, рейтинг, экспертная оценка, осмысление, творческая деятельность, межличностное общение.

Принцип регионализации образования не может быть осуществлен без изучения народных традиций, обычаев, обрядов тех народов, которые живут в геокультурном пространстве, без создания условий для становления эмоционально-ценностного отношения личности к геокультурно-му образу своего местожительства, без усвоения позитивных ценностей на всех этапах обучения географии.

С точки зрения организации учебно-воспитательного процесса, регионализация системы школьного географи-

ФИКЛИСТОВА Ольга Олеговна - учитель географии МОУ «СОШ № 1», г. Ленек, PC (Я)

ческого образования предполагает изменение целевой установки образовательной парадигмы и соответственно пересмотр всех компонентов, определяющих состояние учебного процесса.

В процессе преподавания географии реализуются и воспитательные задачи: развитие эмоционального восприятия мира, творческой деятельности, ценностного отношения к миру, воспитание эстетических чувств и патриотизма, а также привитие навыков и умений поисково-исследовательского характера.

В концепции личностно-ориентированного обучения такие ценности, как родной край, экология, планета Земля,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.