Научная статья на тему 'Проблема формирования духовности в современной России'

Проблема формирования духовности в современной России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
251
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОСТИ / SPIRITUALITY / ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SPIRITUAL SECURITY / ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / SPIRITUAL NEEDS / РЕЛИГИЯ / RELIGION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СЕМЬЯ / FAMILY / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ / RUSSIA'S MODERN PROBLEMS / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / SPIRITUAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чагдурова Эржена Дондобовна, Жамсаев Михаил Батожапович

В статье осуществляется осмысление феномена духовности. Авторами выявляются факторы, обусловливающие его формирование. Это социально-экономические условия, в которых происходит становление личности, идеологическая позиция государства, выражаемая через средства массовой информации, законы, систему образования и воспитания; религиозная жизнь, семья и сама личность, занимающаяся самосовершенствованием. Авторы, раскрывая пути формирования духовности, приходят к неутешительному выводу о том, что государство самоустранилось от решения данной проблемы, религия не в состоянии с ней справиться, как и школа. Единственным институтом, на который остается надежда в развитии духовности в современной России, остается семья. В этих условиях большая ответственность ложится на саму личность, которая должна осуществлять самостоятельный выбор и реализовывать свою потребность в духовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of Spiritual Development in Modern Russia

The article interprets the phenomenon of spirituality, identifies the factors that contribute to its formation. These factors include socio-economic conditions of personal development, ideology of the State expressed through the media and laws, the system of education, religion, family relations and individual improvement. Revealing the ways of spiritual development we come to the rather discouraging conclusion that the state has withdrawn from solving this problem, religion is not able to cope with it and school education too. Family remains the only institution that can improve the current situation in spiritual development in modern Russia. In these conditions, a great responsibility lies with the person who should make an independent choice and realize his need for spirituality.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования духовности в современной России»

УДК 130.1

Б01: 10.18101/1994-0866-2018-1-3-42-49

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© Чагдурова Эржена Дондобовна

кандидат философских наук, доцент, старший преподаватель, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а

© Жамсаев Михаил Батожапович

кандидат философских наук, старший преподаватель, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а

В статье осуществляется осмысление феномена духовности. Авторами выявляются факторы, обусловливающие его формирование. Это социально-экономические условия, в которых происходит становление личности, идеологическая позиция государства, выражаемая через средства массовой информации, законы, систему образования и воспитания; религиозная жизнь, семья и сама личность, занимающаяся самосовершенствованием. Авторы, раскрывая пути формирования духовности, приходят к неутешительному выводу о том, что государство самоустранилось от решения данной проблемы, религия не в состоянии с ней справиться, как и школа. Единственным институтом, на который остается надежда в развитии духовности в современной России, остается семья. В этих условиях большая ответственность ложится на саму личность, которая должна осуществлять самостоятельный выбор и реализовывать свою потребность в духовности. Ключевые слова: духовность; духовная безопасность; формирование духовности; духовные потребности; религия; образование; семья; личность; современные проблемы России; средства массовой информации.

Проблема формирования духовности приобрела особую актуальность в последние десятилетия. Причиной этого, на наш взгляд, является углубление системного кризиса, в котором Россия находится с середины 80-х годов прошлого века. Как показывает история, ситуация кризиса неизменно влечет за собой целый ряд экзистенциальных проблем, социальный пессимизм, ослабление духовных сил общества.

Современное общественное развитие объективно ведет к углублению существующих проблем духовной жизни человека, причем этому способствуют именно те стороны прогресса, которые традиционно воспринимались как ведущие к идеальному будущему. Действительно, техническое развитие, воспринимавшееся как несущее комфорт и материальные блага, оборачивается сегодня прямой угрозой самому существованию человека через новейшие биотехнологии, разработку все более эффективного оружия, ужесточение экологических проблем. Информационные технологии, способствующие экспоненциальному росту богатства культуры и активизации всех сфер жизни общества, погружают его в виртуальный мир, где подчас невозможно отделить реальность от вымысла. Все это приводит как к аккумуляции существующих проблем, так и к дезориентации человека среди множества сублимативных и актуальных духовных потребностей.

Темпы жизни современного общества, озабоченного насущными проблемами, и бесконечное богатство и многообразие современной культуры не оставляют человеку времени и возможности сформулировать и сформировать для себя духовные потребности. Это не только снижает качество его духовной жизни и негативно влияет на способность к адекватному осмыслению действительности, заставляя полагаться на чужое мнение, искать специалистов и экспертов, но и зачастую вовсе выпускать проблемы духовной жизни из поля зрения, отказываясь от них.

Процесс социализации в современном обществе происходит под «псевдообезличенным» давлением СМИ и интернет-СМИ. И естественное недоверие к этим источникам, которое зачастую испытывает современный человек, вовсе не является защитой от этого постоянного потока информации. Шокирующие подробности и свобода самовыражения постоянно порождают диссонанс с фактической безупречностью, к которой должен стремиться каждый человек. В итоге человек ищет несоответствия в заведомо приукрашенных художественных кинофильмах вместо того, чтобы «строить дом на скале».

Таким образом, духовность включает в себя систему отношений между субъектами общественной жизни, которая обеспечивает благоприятные условия для созидательной жизни и здорового социально-нравственного развития общества.

Рассмотрим теперь несколько подробнее, что же представляет собой феномен духовности?

Из всего множества определений духовности можно выделить основные. Прежде всего, духовность — это понятие, противопоставленное материальному, вещному, телесному бытию человека, так как его корнем является слово «дух», что изначально указывает на принадлежность этой категории к трансцендентным началам. Это высшее антропологическое измерение личности, которое формируется в непосредственной связи с высшим бессознательным, в ситуациях пиковых переживаний в процессе самоактуализации, в интенсивном духовном поиске [1]. Это свободная творческая деятельность человека, способность поступать по нравственным законам, умение жить высокими целями, созидать продукт, наполненный жизненными смысламиЗачастую под духовностью понимается приобщение людей к религии, причем не просто приобщение, но подлинно искренняя религиозная жизнь и практика. Рациоцентризм, характерный для современного мира, признается губительным для человечества [2].

Именно «духовность дает человеку возможность жить по совести, добродетельно, воспитывая в себе самые возвышенные качества. Духовность наполняет жизнь человека смыслами, одухотворяет труд радостью, интеллектуальную жизнь, общение и быт — служением. Человек должен иметь вкус к духовной жизни, ощущать, что это гораздо более высокое наслаждение, чем те, что дают земные блага. Именно и в первую очередь духовность, способность ее иметь в себе, дает возможность человеку подняться над остальным царством природы. В структуре человеческой жизнедеятельности духовность является той творческой

1 Национальная педагогическая энциклопедия. URL: http://didacts.ru/termin/duhovnost. html (дата обращения: 07.02.2018).

силой, которая пронизывает ее всю и определяет новое качество жизни, закладывает основы мировоззрения»2.

Если же рассматривать проблему с позиций марксизма, который утверждает, что базис определяет надстройку, то вся совокупность производственных отношений определяет духовную деятельность человека и его социальное самочувствие [3].

Те исследователи, которые осуществляют основной упор именно на том моменте, что духовность независима от материальной составляющей жизни человека, исходят из российских реалий и это вполне закономерно [4]. Известно, что за более чем 30 лет курс правительства России, направленный сначала на развал СССР, затем на уничтожение экономического потенциала страны, привел к тому, что сложилась экономика, в которой «промышленность сходит на нет» [5]. Еще в 2000 г. группой экспертов были сформулированы главные проблемы страны, без решения которых восстановление страны было невозможно:

1) промышленно-экономическая разруха;

2) сырьедобывающая закабаленность;

3) отсутствие национально сплоченного народа;

4) коррупционная продажность и алчность властной «элиты» страны.

Ничего по решению поставленных проблем за 17 лет властью сделано не

было и, скорее всего, делаться не будет [6].

Если стоять на точке зрения марксизма, мы можем утверждать, что именно современная экономическая ситуация в России определяет рост социальных проблем — безработицу, низкий уровень жизни, падение качества жизни, потерю смысложизненных ориентиров, социального оптимизма. Оказавшись в условиях бесперспективности будущего страны, своего собственного существования, будущего своих детей, осознавая собственное бессилие, человек теряет в своем внутреннем опыте сам источник духовности.

Природа духовного — это природа внутреннего мира человека, природа того, что он готов оставить себе и передать другим, наполнение его экзистенции. Духовное — это интерпретация действительности, которая в некоторый момент становится исходной «внутренней» действительностью, мерой и смыслом деятельности человека.

Человечество имеет тысячелетний опыт формирования духовного — это одновременно великое разнообразие и величайшее единство человечества. Если, например, опираться на популярные выводы иерархии потребностей А. Маслоу, потребности человека имеют постоянный характер, в том числе и духовные. Они присущи ему изначально. С другой стороны, духовные потребности в противоречие диаграмме в виде пирамиды у Маслоу имеют неисчерпаемый характер, имеют тенденцию к постоянному усложнению и вариативности в зависимости от развития человека и всегда выделяют надбиологическую природу духовных потребностей [7] или социальную с марксистской точки зрения их сущность. Духовные потребности ведут к духовному производству и духовным ценностям (благам), которые также имеют социальную или надбиологическую природу.

Поэтому мы говорим о том, что духовное так же неисчерпаемо, как развитие человечества и так же ограниченно. Исторический опыт, само развитие человека диктуют те духовные ценности, которые являются наиболее адекватными

2 Вокабула: энциклопедии, словари, справочники онлайн. URL: http://www.вокабула. рф/энциклопедии/основы-духовной-культуры/духовность (дата обращения: 07. 02.2018).

тем или иным формам общественной жизни. Например, говоря о благополучии человека, его самореализации и удовлетворенности, мы опираемся на то, что дается нам старшими поколениями. Каждый родитель желает своему ребенку строго определенное образование, работу, которая его будет кормить, здоровье психическое и физическое, счастливый брак, семью, детей (внуков), карьерного роста, рост материального благополучия, долгой жизни, легкой смерти в старости и т. д. Эти «желания-требования» являются универсальными, общепринятыми и развиваются в зависимости от конкретных обстоятельств. Осознанно или нет, каждый пытается следовать этим общепринятым ценностям человеческой жизни.

Родители играют ключевую роль в формировании духовности человека, закладывают базис духовности. Порицание или одобрение, подбадривание, желание услышать одно и избежать другого заставляют человека изменить свою линию поведения, избегать или совершать те или иные действия. Влияние семьи на духовный мир человека трудно оценить, но безусловно велико.

Существует и целый ряд других «желаний-требований», источник которых за пределами семьи и существует в контексте всего общества как часть механизма социализации человека. В этом случае мы говорим о высшем бессознательном, непосредственном влиянии на внутренний мир человека со стороны его социального окружения и общества в целом. Приобретая новые социальные роли вне семьи, человек получает новые источники духовности. Духовное начинается в интерпретации этого влияния, формируя мораль, идеологию, религию или философию, право, искусство и науку.

Говоря о духовном, мы однозначно должны понимать, что имеем дело не просто с абстрактными духовными благами, а с тем, что наполняет истинную, внутреннюю сущность человека. Соответственно, с тем, что определяет жизнь человека, оказывая прямое влияние на цели, которые перед собою ставит человек, способы их достижения, их значимость. Это то, что называется смыслом жизни.

Наиболее «проверенным» методом формирования духовности человека безусловно является религия и философия. То, что непосредственно направлено на экзистенцию человека, на удовлетворение экзистенциальных потребностей (потребность в установлении связей, в корнях, в развитии, в идентичности, в системе взглядов и преданности). Что же происходит в этих важнейших сферах формирования духа?

Укрепление религиозной духовности традиционно происходит в процессе проповеди (увещания), то есть религиозной жизни и просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы, то есть в процессе семейно-школьного воспитания.

Что касается религиозной жизни, то следует согласиться с тем, что в двадцатом веке выросло поколение людей, далеких от веры и не принимающих близко к сердцу ее догматы. В то же время это поколение воспитывалось бабушками и дедушками на традиционных ценностях и понимании недопустимости греха, который влечет за собой страшное посмертное наказание. В бурятской культуре это понятие «сээртэй», утверждающее недопустимость вредоносных действий по отношению к окружающему человека миру. Этот мир — вся природа, другие люди и сам человек. Нарушение категорического запрета влечет за собой последствия не только в виде неудач, несчастья человеку, который преступил запрет, но и, что самое страшное, накладывает отпечаток на детей, потомков, в целом на сородичей. Это воспитывало в человеке ответственность за свои поступки. Ушло из жизни поколение тех бабушек, на смену им пришли выросшие

дети, получившие вдобавок к семейному воспитанию атеистическое образование и патриотическое воспитание в советской школе и вузе. У них сложилось твердое убеждение в правильности, а главное, в реальной возможности воспитания будущих строителей коммунизма, основываясь на идеологических позициях. И религиозная жизнь ушла из повседневной практики советского человека.

Значимость религиозности в жизни человека и общества в целом нельзя подвергнуть сомнению. Это проверенный временем институт, который имел и имеет очень большой спектр функций. В условиях современного мира некоторые из этих функций либо утрачивают свою значимость, изменяясь, либо полностью исчезают под влиянием новых элементов современной культуры. Есть и функции, сохранившие или даже усилившие свою актуальность. Например, традиционные религии на сегодня являются значимой частью национальной идентичности, становясь краеугольным камнем традиций и обычаев. Это современный оплот регионализации культур, которая стоит на пути глобализационных процессов общества.

Сохранение традиционных ценностей общества и уникальности национальной культуры сегодня напрямую зависит от сохранения религиозных институтов, их модернизации и адаптации.

В последние десятилетия многое делается для возвращения в сознание людей религиозных ценностей и норм: строятся новые храмы, восстанавливаются разрушенные; религиозные праздники получают всестороннее освещение в СМИ; в школах введен курс «Основы религиозной культуры и светской этики»; светские учебные заведения получили право открывать направление подготовки «Теология». Однако, несмотря на такую активную популяризацию и пропаган-дирование, общество в целом остается нерелигиозным. Внешние атрибуты религиозности появились, однако, по словам заведующего кафедрой церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии Георгия Митрофанова, истинных верующих в России не более 3% [8]. Именно поэтому так активно РПЦ стремится в начальную школу, чтобы получить влияние на детские души, внедрить в них религиозные ценности. Результат вряд ли будет адекватен надеждам, возлагаемым на образовательный процесс, так как реальность, в которой живет подрастающее поколение, не отвечает истинной религиозности. Дома, в семье не осуществляется каждодневная практика, не происходит та самая работа духа, которая формирует духовность.

На смену религиозности в СССР пришла система воспитания через детский сад, октябрятскую, пионерскую и комсомольскую организации. Учителя и воспитатели взращивали в ребенке определенный набор качеств — трудолюбие, взаимопомощь, коллективизм, ответственность, дисциплинированность, патриотизм, интернационализм. Стабильность в стране, государственный контроль, социальный оптимизм способствовали ощущению безопасности жизнедеятельности, что стимулировало самостоятельность детей, принятие ими активного участия в общественной, спортивной жизни, в тимуровском движении, в помощи родителям в ведении домашнего хозяйства. Сильные помогали слабым, недостойное поведение подвергалось коллективному осуждению, работал механизм стыда, вслед за которым идет формирование совести, что лежало в самой основе российской ментальности. Духовность воспитывалась на литературе, кинематографе, музыке, одухотворенных талантом авторов и их заботой о нравственном воспитании молодежи. Духовность формировалась и воспитывалась глубокими, заставляющими задуматься фильмами для взрослых, ведь на советских детей не

распространялись возрастные ограничения. Советская система образования давала огромные возможности социальных лифтов для одаренных и способных детей своей доступностью и бесплатностью. И результат был — выросли поколения молодежи, которые можно было назвать эталонным продуктом советской школы.

В современных школах упор делается на развитие интеллектуальных способностей, творческое мышление, развитие воображения. Разумеется, это тоже необходимо детям, но без дисциплины развитие детей идет в неверном направлении, а без патриотизма невозможно нормальное развитие общества и страны. Без воспитания трудолюбия и самостоятельности мы получаем поколение инфантильных интеллектуалов, неспособных на принятие ответственных решений. Уроки труда в современной школе зачастую превращаются в переписывание учебника вместо реальной работы с пилой, рубанком, молотком, простыми электрическими приборами... Уход из системы приоритетных ценностей воспитания коллективизма и взаимопомощи, интернационализма подрывает саму основу российской ментальности, выкованной веками освоения суровой природы, огромных просторов, совместного труда и борьбы сотен народов. Отказ от воспитания коллективным осуждением или поощрением также способствует потере аутентичных механизмов стыда и совести. Основой западного менталитета является опора на закон и страх перед ним, а в России жизнь демонстрирует молодежи, что закон — дышло, для денег и власти закон не писан.

Молодежь утратила интерес к чтению во многом из-за отсутствия современных авторов, чье творчество было бы обращено к жизненно важным для нее проблемам. Детская пресса сегодня, напротив, настолько обильна, что подавляющее большинство родителей не могут в ней ориентироваться, да и сама культура семейного чтения уже утрачена. Хотя можно выделить журнал «Спокойной ночи, малыши!» для детей-дошкольников, «ГЕОленок» для школьного возраста, выполненные на достаточно хорошем уровне, дающие детям и пищу для ума и духовно-нравственные ориентиры. Телевидение и Интернет, сами по себе обладающие огромным духовным потенциалом, используются молодежью зачастую весьма ограниченно и тенденциозно. И здесь существует прямое требование — сначала нужно сформировать духовные потребности, а потом уже давать допуск к этим СМИ.

Последователь и ученик В. Дильтея, создатель психологии как науки о духе, Э. Шпрангер писал, что «субъект с его переживаниями и образами вплетен в грандиозную систему мира духа, исторического и общественного по своему характеру» [9, с. 288]. Как духовное существо человек не может рассматриваться в положении «уединения, подобного находящемуся на острове», он должен мыслиться во взаимосвязи с обществом, с культурой, с историей. Реально человеческая душа вплетена в межчеловеческие, общественные связи, пронизана общими ценностями жизни. Э. Шпрангер отмечал: «Эти ценности, возникшие в исторической жизни, которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом, духовной жизнью или объективной культурой [9, с. 289]». Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека.

На наш взгляд, современная школа не справляется с задачей формирования и развития духовности по целому ряду причин, среди которых можно выделить чрезмерную загруженность педагога, что приводит к профессиональному выгоранию, коммерциализацию образования, отсутствие единых учебников, повальное тестирование, отупляющее и роботизирующее мышление. Философское образование, призванное наряду с религией давать молодежи понимание долга перед самим собой формировать собственные духовные приоритеты, все более усекается в часах, теряет возможность доверительного разговора о смысложиз-ненных вопросах. Так, в курсе обществознания, изучаемом в средней школе, львиная доля часов уделяется конкретным знаниям по экономике, правоведению, социологии и политологии. Философские и культурологические вопросы присутствуют лишь в разделе «Человек и общество. Духовная культура», причем сама технология подготовки к Единому государственному экзамену не предполагает вдумчивой работы духа, а лишь запоминание и умение сформулировать правильный, с точки зрения тестологов, ответ. Остается лишь обязательное изучение философии в системе среднего специального и высшего образования, которое также теряет в больших количествах часы. Сегодня это традиционно составляет 36 лекционных и 18 семинарских занятий, в которые необходимо пройти всю историю философской мысли с древности до современности и разобрать вопросы систематического курса. Возможно ли в таком темпе и в таком усеченном режиме вести полноценный доверительный диалог с молодым поколением, формировать в нем привычку к духовному труду?

Вывод неутешительный. Единственным институтом сегодня, способным на подлинное формирование духовности в подрастающем поколении, остается семья, в которой есть представители старшего поколения, не обремененные проблемой зарабатывания на хлеб насущный. В Бурятии несколько лет назад поднимался вопрос о возрождении института бабушек, университета для бабушек, которые должны выполнять великую миссию по трансляции традиционных культурных ценностей, формированию духовности в подрастающем поколении. А дальнейшая работа по духовному развитию, самосовершенствованию уже будет полностью зависеть от самой личности. От того, что она сможет взять в процессе обучения в школе, в вузе, от того, что будет с Россией как той исторической ареной, на которой и будет происходить дальнейшая работа духа, и от того, насколько сама личность будет способна осознавать наличие в своей пирамиде потребностей — духовных потребностей.

Литература

1. Ассаджиоли Р. Духовное развитие и нервные расстройства // Урания. 1991. № 2. С. 6-12; Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2008. 352 с.; Гроф С. Современный глобальный кризис есть, в сущности, кризис духовный. Интервью Московскому психотерапевтическому журналу // Консультативная психология и психотерапия. 2007. № 4. С. 68-81; Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

2. Сергеев М. Ю., Шелковая Н. В. Религия и духовность // Философские науки. 2017. № 12. С. 70-87.

3. Лившиц Р. Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997. 152 с.

4. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Весь мир, 1994. С. 292.

5. Абрамов М. Экономика России. Кто виноват и что делать? [Электронный ресурс]. URL: https://newsland.com/user/4134458730/content/ekonomika-rossii-kto-vinovat-i-chto-delat/5818807 (дата обращения: 06.01.2018).

6. Козенков Ю. Е. Голгофа России. Остались ли русские в России? [Электронный ресурс]. М., 2007. URL: http://www.e-reading.by/bookreader.php/1002444/Kozenkov_-_Ostalis_li_russkie_v_Rossii.html (дата обращения: 06.01.2017).

7. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. С. 77-105.

8. Протоиерей: Истинных христиан в России — 3% [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosbalt.ru/video/2015/07/31/1450094.html (дата обращения 07.02.2018).

9. Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 286-300.

PROBLEM OF SPIRITUAL DEVELOPMENT IN MODERN RUSSIA

Erzhena D. Chagdurova

Cand. Sci. (Philos.), A/Prof.,

Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia

Mikhail B. Zhamsaev

Cand. Sci. (Philos.), Senior Lecturer,

Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia

The article interprets the phenomenon of spirituality, identifies the factors that contribute to its formation. These factors include socio-economic conditions of personal development, ideology of the State expressed through the media and laws, the system of education, religion, family relations and individual improvement. Revealing the ways of spiritual development we come to the rather discouraging conclusion that the state has withdrawn from solving this problem, religion is not able to cope with it and school education too. Family remains the only institution that can improve the current situation in spiritual development in modern Russia. In these conditions, a great responsibility lies with the person who should make an independent choice and realize his need for spirituality. Keywords: spirituality; spiritual security; spiritual development; spiritual needs; religion; education; family; personality; Russia's modern problems; mass media.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.