Научная статья на тему 'Проблема физической культуры при формировании здорового образа у студентов и перспектива их решения'

Проблема физической культуры при формировании здорового образа у студентов и перспектива их решения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема физической культуры при формировании здорового образа у студентов и перспектива их решения»

ПРОБЛЕМА ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА У СТУДЕНТОВ И ПЕРСПЕКТИВА ИХ РЕШЕНИЯ

Куркина Л. В.

Кемеровский Государственный Сельскохозяйственный Институт, кафедра физического воспитания, г. Кемерово

В современном мире эффективной зашитой от стрессовых ситуаций, отрицательных издержек современной цивилизации, способной существенно снизить неблагоприятное влияние условий жизни на организм человека, в достижении высокого уровня здоровья являются двигательная активность, в частности физическая культура и спорт [1].

В последние время исследователи проявляютглубокийинтерес кпроблеме состоянияздоровьястудешщ таккакв среднем по России65,0% студентов имеют хронические заболевания [1].

В разработанной Н. Кравченко (1991) концепции «Здоровье нации» общественное здоровье представлено как единый взаимсюбусловденньшпроцессразвитиядЕух систем: «население» и «экономика» каксложное соединение биосоциальной иэкономической системы. Согласно этой концепции, выход из кризиса общественного здоровья в России следует ожидать только в связи с подъемом экономики страны.

Ухудшение здоровья студентов за период обучения в вузе в значительной степени обусловлено неблагоприятным воздействием социально-гигиенических факторов среды и наследственно генетической предрасположенностью. Известно, что поступление в высшее учебное заведение у большинства студентов влечет за собой изменение привычных жизненных стереотипов, смену места проживания, изменения условий для самостоятельной работы, изменение режима и качества питания. При этом значительная часть студентов проживает в общежитии [1].

Отрицательное воздействие на организм «общих факторов риска» - низкой физической активности, избыточной массы тела, потребления алкоголя и курения обусловливает возникновение и развитие хронических неинфекционных заболеваний.

Наличие вредных привычек признали студентки Орехово-Борисовского педагогического вуза: 22% - алкоголь и 9% - курение. Другие авторы дают более высокие цифры. В Тюменском медицинском институте 45% юношей и 35% девушек первого курса регулярно употребляют алкоголь, 47% юношей и 14,5% девушек курят (Г.Д Губин с соавт,* 1995). Среди студентов Шуйского педагогического института показатель распространенности приема алкоголя составляет 79,2% среди юношей и 52,3% среди девушек, курят 21,8% юношей и 10% девушек Сильную зависимость от этих привычек отметили у себя 5,7% курящих юношей и 7,3% девушек Частота встречаемости вредных привычек у первокурсников в 1,8 раза меньше, чем у студентов старших курсов (Т.В.Карасева*, 1995) [1].

Низкая физическая активность отмечается почти у 76% студентов, а избыточную массу тела имеют 15-20% студентов. Следует

подчеркнуть, что в большинстве случаев (85%) имеются те или иные сочетания "общих Факторов риска". Несмотря на то, что

89% считают личным долгом заботу о здоровье, реальное поведение студентов не только не подкрепляется практическими

действиями, а даже, напротив, они ведут подрывающий здоровье и образ жизни (21-26%) [2].

Актуальность данной проблемы состоит в том, что физическое здоровье среди студентов КГСХИ с каждым годом

ухудшается. И это находит подтверждение при их медицинском обследовании (табл. 1).

Таблица 1

Год Распределение по физкультурным группам (%)

Основная Специальная (медицинская) Освобождены от занятия ФК

2000 64,35 22,75 12,9

2001 43,9 41,7 14,4

2002 45,1 45,8 9,1

2003 81,51 14,5 3,99

2004 85,2 10,7 4,1

2005 68,8 27,5 3,7

2006 58,16 38,7 3,14

2007 84,3 15,0 0,7

Тенденция ухудшения здоровья юношей и девушек год из года сохраняется, что требует отдельных учебных занятий для студентов специальной медицинской групп по заболеваниям (терапевтических, хирургических, неврологических и т.д.). На кафедре физвоспитания КГСХИ было проведено тестирование студентов основной группы (бег 100м, бег 2000м и 3000м, поднимание и опускание туловища, подтягивание (юношей), отжимание (девушки)).

Анализ полученных результатов студентов 1-го курса КГСХИ (осенью) показал, что в подавляюще большинстве имели слабую физическую подготовленность студенты, средний балл по всему комплексу тестов составил 2,0. Изучая уровень физической подготовленности студентов по результатам контрольных нормативов (силовая подготовка, бег 100м, 2000м и 3000м) в сентябрь - октябрь за период с 2000 г. по 2006г. установлены следующие показатели (% от общего числа студентов в основной группе здоровья, прошедших тесты).

Таблица №2

Контрольные нормативы физической подготовленности студентов 1-го курса за период с 2000 г. по 2006г. (%)

Нормативы Оценка

Отлично Хорошо Удовл. Неудовл.

Силовая подготовка 6,5 23,5 38,1 31,9

Бег 100м 2,2 6,5 4,3 87

Бег 2000м 0,9 4,4 12,1 32,8

Бег 3000м 0,9 4,4 12,0 32,5

н

о о

ш Ц

m

о

н неудовл. о

га

а

удовл.

ш о

хорошо

отлично

-319-

32,5

32,8

И 87

.12.

"43

38,1

12,1

]Т,5

23,5

6,5

2,2

□силовая подготовка

□ бег 3000м

□ бег 2000м

□ бег 100 м

20

40

60

80

100

%

Рис. 1 Контрольные нормативы физической подготовленности студентов 1-го курса за период с 2000 г. по 2006г.

(%)

Таким образом, существует целый ряд проблем в деле физического воспитания студентов. Но мы думаем, что это в ближайшем времени частично эти проблемы решатся.

Занятия физической культурой способствуют оптимизации психофизиологического статуса студентов, что проявляется в устойчивом росте показателей по шкалам самочувствия, активности и настроения.

Все это показывает, что в настоящее время невозможно воспитать здоровое поколение людей, не обучая молодежь использовать знания, которые построенные на научных основах физической культуры. Созданы программа «Физическая культура - залог здоровья».

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян Н. А., Баевский Р. М., Берсенева А. П. Проблемы адаптации и учение о здоровье - Москва, Издательство Российского университета дружбы народов, 2005. -284 с.

2. Агаджанян Н. А., Двоеносов В. Г., Ермакова Н.В., Морозова Г.В., Юсупов Р.А. Двигательная активность и здоровье - Казань, Казанский Государственный Университет, 2005. -216 с.

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.