Научная статья на тему 'Проблема физического воспитания умственно одаренных детей'

Проблема физического воспитания умственно одаренных детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
611
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА / УМСТВЕННО ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / PHYSICAL EDUCATION / DIFFERENTIATED PROGRAMMER / THE MENTALLY GIFTED CHILDREN / EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якунин Р. И.

В статье рассматриваются особенности физического воспитания детей с повышенной мотивацией к обучению, влияние дифференцированной программы по физическому воспитанию на состояние здоровья обучающихся в инновационных образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PHYSICAL EDUCATION OF MENTALLY GIFTED CHILDREN

The article considers the peculiarities of the physical education of children with high motivation to learn, and the impact of differentiated programmers for physical education on health of students in innovative educational institutions.

Текст научной работы на тему «Проблема физического воспитания умственно одаренных детей»

14. Рубцова Н.О. К проблеме формирования инфраструктуры системы физической культуры и спорта для инвалидов // Теория и практика физической культуры. 2008. № 1.

Щадилова Ирина Сергеевна, канд. пед. наук, доц., ishchad@mail.ru, Россия, Москва, Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ),

Владыкина Олеся Юрьевна, аспирант, ishchad@mail. ru, Паралимпийская чемпионка 2008, 2012 гг., Россия, Москва, Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)

MECHANISMS FOR MANAGING THE CREATIVE COMPONENT OF PHYSICAL CULTURE FOR PERSONS WITH DISABILITIES

I.S. Shchadilova, O. U. Vladykina

The attitude of the modern Russian society toward the disabled and Paralympians is going through a difficult period: on the one hand - the public increasingly understands the need to address more attention to the Paralympian community, on the other - there are no clear systems or mechanisms to regulate or guide physical education of persons with disabilities. The popularization of this question necessitates an active promotion through mass media, state programs, and investments to change civil awareness.

Key words: physical culture of persons with disabilities, the creative component, system management, physical rehabilitation, the mechanism of social adaptation.

Shchadilova Irina Sergeevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, ishchad@,mail.ru, Russia, Moscow, Moscow State University of Communications (MIIT),

Vladykina Olesya Yurievna, Paralympic champion 2008, 2012, post-graduate student, ishchad@,mail. ru, Russia, Moscow, Moscow State University of Communications (MIIT)

УДК 796.011.3

ПРОБЛЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УМСТВЕННО

ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Р.И. Якунин

В статье рассматриваются особенности физического воспитания детей с повышенной мотивацией к обучению, влияние дифференцированной программы по физическому воспитанию на состояние здоровья обучающихся в инновационных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: физическое воспитание, дифференцированная программа, умственно одаренные дети, образовательные учреждения.

В настоящее время образовательная система Российской Федерации постепенно отходит от шаблонов, по которым обучали детей в советское

время, все чаще говорится о дифференциации обучения и реализации индивидуального подхода. Каждый ученик рассматривается как отдельная личность со свойственными только ему способностями и возможностями, в связи с этим проектируются варианты обучения с учетом данных особенностей для максимального развития ребенка. Не последнее место в современных публикациях отведено вопросам, связанным с обучением и развитием особой категории детей - одаренных детей. Мы же, в свою очередь, попытались поставить вопрос, а может ли способствовать физическое воспитание развитию одаренности, так как современный мир школьного образования характеризуется устойчивой тенденцией выявления одаренных учащихся и организации с ними обучения по индивидуальным программам, однако физическое воспитание одаренных учащихся проводится без учета направленности и выраженности одаренности ребенка, что обусловливает возникновение противоречий между индивидуальными программами, способами и формами учебной деятельности по дисциплинам учебного плана и традиционным общим подходам в организации физического воспитания.

Существует традиционное мнение о наличии специальной одаренности, когда ребенок проявляет уникальные способности в определенной деятельности. Этой позиции придерживались педагоги и психологи (Бине А., Мейман Э., Мюллер Г. и др.). Однако последние исследования отечественных (Шадриков В.Д., Тегоюв Б.М., Лекгес Н.С.) и зарубежных специалистов (Гилфорд Дж., Торренс П. и др.) показывают, что одаренность - это не конкретная способность, а интегральное свойство личности. Если человеку удается какая-то конкретная деятельность, но при этом он не пригоден в других сферах, то это не является одаренностью в том смысле, в котором интерпретируем его мы в настоящее время, а всего лишь способностью. Одаренность же подразумевает под собой широкий спектр способностей, но при этом не исключает доминирования одного из них. Выявление этой доминанты и ее развитие может привести к выдающимся результатам. Так, например, если ребенок проявляет уникальные способности в области математики, их, несомненно, можно усиливать, и тогда малыш в пятилетнем возрасте осваивает школьную программу, в семь лет - институтскую, а в десять может стать нобелевским лауреатом. Однако такие случаи являются скорее исключением из правил, нежели закономерностью, и могут привести к негативным последствиям, нередки случаи психических заболеваний. Одаренность не подразумевает развития в одном направлении, необходимо всестороннее развитие, ибо, как мы уже отмечали выше, одаренный ребенок талантлив во всем. Можно с уверенностью сказать, что в дальнейшем он сумеет сделать достойный выбор в применении своих возможностей.

Следует отметить интересный факт, выявленный нами при анализе документации Новомосковской городской гимназии, где при поступлении осуществляется конкурсный отбор с целью выявления особо одаренных и

талантливых детей; учебный процесс в данном заведении происходит по индивидуальному плану с высокой степенью трудности; программы усложнены и значительно превышают стандарты среднеобразовательных школ, так, ученики 8-9 классов обучаются по плану, сравнимому с первым курсом высшего учебного заведения. Как оказалось, из вновь поступивших учащихся лишь 20 % оказались здоровыми, а в последующем этот показатель был равен 32 %. Перечень заболеваний разнообразен - от сердечно-сосудистых до неврологических. Почему же одаренные дети, обучающиеся в гимназии, страдают различными заболеваниями? Мы считаем, что истоки данной проблемы лежат в необузданной жажде знаний учащихся, большом количестве преподаваемых предметов, приводящем к перенасыщению информацией, а это приводит к психическому дискомфорту, провоцирующему заболевания. Море информации из различных отраслей науки. Как помочь ребенку в нем свободно лавировать? И в данной ситуации помогают уроки физической культуры.

Несомненно, программа по физической культуре для общеобразовательных школ для этой категории детей малопригодна и требует индивидуализации с учетом личных желаний и интересов. Для реализации поставленной цели в гимназии был начат эксперимент по программе дифференцированного физического развития детей. Обучение строилось на основе спортивных интересов, запросов и склонностей учащихся, с учетом состояния их здоровья и физической подготовленности. Полученные результаты представлены в таблице.

Состояние здоровья учащихся Новомосковской городской гимназии

Даты Число учащихся, страдающих различными заболеваниями (%)

Нарушение зрения Сердечно- сосудист. Неврологи- ческие Заб. органов дыхания Заб. опорн.-двиг. аппарата Желуд.- кишеч. Заб. почек

1 уч. год 18,0 17,6 14,8 2,0 43,0 10,0 1,6

2 уч. год 14,5 14,9 10,0 1,25 45,0 8,0 1,6

3 уч. год 17,0 13,6 9,0 1,28 40,0 9,3 2,2

Как видно из таблицы, число больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями снизилось на 4 %, с заболеваниями органов дыхания - на

0,72 %, с нарушением зрения - на 1 %, с неврологическими заболеваниями - на 5,8 %.

Нами были также проанализированы данные по успеваемости учащихся в эти годы. В третьем учебном году после начала эксперимента по сравнению с предыдущим количество обучающихся на «отлично» возросло с 52 до 67 человек, обучающихся на «четыре» и «пять» - с 264 до 280, качественный показатель вырос с 63 % до 67 %. И не последнюю роль в повышении показателей сыграло хорошее физическое состояние учащихся, так как легче с обучением справляются именно те дети, которые

в наименьшей степени страдают различными заболеваниями. Занятия физической культурой, как видно, лишь способствуют развитию интеллекта. Подтверждением данных слов может являться мнение американского специалиста Дж. Рензулли, который считал, что одним из факторов в становлении одаренности является физическая сфера. Таким образом, слабая физическая сфера ослабляет, в свою очередь, развитие одаренности.

Американский исследователь П. Торренс один из первых обнаружил, что интеллектуальная одаренность не может рассматриваться как универсальная характеристика. Наблюдая за учениками, он пришел к выводу, что для творческой деятельности не достаточен высокий уровень (коэффициент интеллекта, то есть количественный показатель уровня интеллектуального развития). Согласно его точке зрения одаренность составляют творческие способности, творческие умения и мотивация. Согласно теории «интеллектуального порога» Дж. Гилфорда проявления одаренности в практической деятельности - итог не просто высоких уровней конвергентного (логического) и дивергентного (отступающего от логики) мышления, а их особого сочетания. Эго сочетание может быть различным, например, высокий уровень конвергентного и низкий уровень дивергентного мышления в случае, когда ребенок может быть успешен в учебе, но при этом не способен к самостоятельной деятельности в творчестве. Однако высокий уровень креативности (творчества) невозможен без высокого уровня интеллекта, то есть способности к конвергентному мышлению.

Существует много параметров, характеризующих креативность. В работах Д. Гилфорда выделяются следующие характеристики: умение видеть проблему, беглость, гибкость, оригинальность, способность к синтезу и анализу, ощущение стройности организации идей. У П. Торренса их четыре: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. На них мы и остановимся. Под беглостью он понимал способность к продуцированию большого числа идей за короткий промежуток времени. Гибкостью является способность легко переходить от одной идеи к другой, оригинальность же подразумевает под собой возможность выдвижения новых идей, отличающихся от общепринятых. Наибольшие трудности возникают с пониманием понятия «разработанности», однако здесь П. Торренс рассматривает способность творчески разрабатывать уже существующие идеи, привносить в них новые элементы.

Итак, беглость, гибкость, оригинальность и разработанность -могут ли занятия физической культурой помогать развитию данных способностей, другими словами, креативности, а следовательно, одаренности? Мы отвечаем на этот вопрос положительно, и данный факт общеизвестен. Так, точность пространственного, силового анализа движений при выполнении специальных игровых приемов в футболе, волейболе и других спортивных и подвижных играх позволяет развивать

такие способности, как гибкость и беглость; в ритмической гимнастике могут развить также оригинальность и разработанность. Вероятно, поэтому можно включать в программу физического воспитания одаренных детей как разнообразные общеразвивающие и оздоровительные задания, так и задания, развивающие креативность. Мы же в своих исследованиях основной задачей считаем не просто разработку программы, помогающей одаренным детям укрепить здоровье и помочь развитию креативности, а составление программы, соответствующей личным качествам ребенка, состоянию моторной, умственной, эмоциональной, психической сфер, устойчивости ученика к стрессу с учетом его медицинских показателей. То есть задача физического воспитания для одаренных детей - оказать помощь в развитии, чтобы физическая культура оказалась своего рода стимулятором к активной учебной деятельности.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что невозможно всестороннее развитие личности, когда страдает какая-то ее сфера. Как показывает практика, при работе с одаренными детьми зачастую этой слабой стороной оказывается физическое развитие, хотя оно занимает не последнее место в становлении одаренности. Физическая культура призвана заполнить эту нишу и воспитать всесторонне развитого ребенка, который сможет творить себя добрым, интересным, открытым.

Список литературы

1. Guilford J.P. Creativiti. American psychology. N.Y., 1950.

2. Renzulli I.S. The enrichment triad model: a guide for developing programs for the gifted and talented. Wethersfield, 1997.

3. Torrance E.P. Some products of twenty five years of creativity research // Educational perspectives. 1984. № 3. V. 22.

Якунин Руслан Иванович, канд. пед. наук, доц., председатель спортклуба, Sportklub. tsu@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

THE PROBLEM OF PHYSICAL EDUCATION OF MENTALLY GIFTED CHILDREN

R.I. Yakunin

The article considers the peculiarities of the physical education of children with high motivation to learn, and the impact of differentiated programmers for physical education on health of students in innovative educational institutions.

Key words: physical education, differentiated programmer, the mentally gifted children, educational institutions.

Yakunin Ruslan Ivanovich, candidate of pedagogical Sciences, associate prof. the Chairman of the sports club, Sportklub.tsu@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.