Научная статья на тему 'Проблема эстетического портфолио социального бытия'

Проблема эстетического портфолио социального бытия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
373
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ЭСТЕТИКА БЫТИЯ СОЦИУМА / ЭСТЕТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ЭСТЕТИКА НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / AESTHETICS OF WORLDVIEW / AESTHETICS OF SOCIAL EXISTENCE / AESTHETICS OF SOCIAL RELATIONS / AESTHETICS OF NATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Степанов Анатолий Николаевич

Актуальность и цели. Объектом исследования выступает актуальная философская проблема социальных отношений аксиологическая суть общественного бытия. Анализируется тема аксиологического, эстетического содержания обозначенной части обыденного мировоззрения повседневных отношений в обществе. Целью философского анализа является выявление характера ценностного содержания и развития эстетической нравственности человека и цивилизованной гуманности социальных отношений. Материалы и методы. Представленная тема отражается в русле аксиологии философских воззрений отечественных мыслителей ХIХ-ХХ вв.: их литературные, социально-экономические, общественно-политические идеи. Методологическим инструментарием анализа являются эстетические категории: трагическое и комическое, возвышенное и совершенное, гармоничное и прекрасное в человеке и обществе. Это позволяет осмыслить специфику социокультурного фактора в динамике событий, меняющих облик страны. Результаты. На основе сравнительного анализа философских идей, отраженных в творческом наследии отечественных мыслителей, эстетика мировоззрения, поступков и деяний людей противопоставляется «неблагоразумному» и «безрассудному», «распущенному» и «постыдному», «дурному» и «несправедливому». Прекрасными по форме, содержанию и сути расцениваются следующие достоинства человека и духовные достижения общества: культурное и нравственное, благоразумное и доброе, творческое и гуманное, честное и справедливое, тождественно согласующиеся с аксиологической и эстетической «формулой счастья» Аристотеля: «полнота жизни в полноте добродетели». Эстетические и этические философские понятия «духовно прекрасного», «хорошего» и «полезного» рассматриваются специфически и тождественно как категории блага и красоты, характерные не столько для телесной красоты, сколько для содержания нравственной добродетели как возвышенной духовности человека и совершенства социальных отношений. Выводы. Областью применения полученных теоретических выводов и дефиниций статьи, отраженных в заключении, являются следующие сферы гуманитарных знаний философия и эстетика, социальная философия и культурология, психология и педагогика и, возможно, политология и правоведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF AESTHETIC PORTFOLIO OF SOCIAL OBJECTIVE REALITY

Background. The object of this article is the actual philosophical problem of social relations axiological essence of social existence. The article analyzes the topic of axiological, aesthetic content of the designated part of the everyday worldview and everyday relationships in society. The purpose of the introduced philosophical analysis is the identification of the nature of the value content and deve­lopment of aesthetic morals and civilized humanity of social relations. Materials and methods. Presented theme is reflected in the axiology of philosophical views of the Russian thinkers of XIX-XX centuries: there literary, social, economic, political views. Methodological tools of the analysis are the aesthetic categories: the tragic and the comic, the sublime and perfect, harmonious and beautiful in person and society. The said allows to comprehend the specifics of a social-cultural factor in the dynamics of events changing the country’s image. Results. Based on the compara­tive analysis of the philosophical ideas, reflected in the creative heritage of the Russian thinkers, the aesthetic outlook, actions and deeds of people are opposed to the «imprudent» and «reckless», «the dissolved» and «shameful», «bad» and «unfair». The following human virtues and spiritual achievements of the society are considered as beautiful in form, content and substance: the cultural and moral, sensible and kind, creative and humane, fair and equitable, consistent with the identity of the axiological and aesthetic «formula of happiness» by Aristotle: «the fullness of life in the fullness of virtue». Aesthetic and ethical philosophical concept of the «spiritual beauty», «good» and «useful», is considered specifically and identically to the category of the good and beautiful, characteristic not only for physical beauty, but for the content of the moral virtues as the sublime perfection of human spirituality and social relations. Conclusions. The theoretical findings and definitions, which are reflected in the conclusion of this article, may be applied in the following areas of human knowledge philosophy and aesthetics, social philosophy and cultural studies, psychology and pedagogy, and, possibly, political science and jurisprudence.

Текст научной работы на тему «Проблема эстетического портфолио социального бытия»

УДК 101.1:316

А. Н. Степанов

ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ

Аннотация. Актуальность и цели. Объектом исследования выступает актуальная философская проблема социальных отношений - аксиологическая суть общественного бытия. Анализируется тема аксиологического, эстетического содержания обозначенной части обыденного мировоззрения повседневных отношений в обществе. Целью философского анализа является выявление характера ценностного содержания и развития эстетической нравственности человека и цивилизованной гуманности социальных отношений. Материалы и методы. Представленная тема отражается в русле аксиологии философских воззрений отечественных мыслителей XIX-XX вв.: их литературные, социальноэкономические, общественно-политические идеи. Методологическим инструментарием анализа являются эстетические категории: трагическое и комическое, возвышенное и совершенное, гармоничное и прекрасное в человеке и обществе. Это позволяет осмыслить специфику социокультурного фактора в динамике событий, меняющих облик страны. Результаты. На основе сравнительного анализа философских идей, отраженных в творческом наследии отечественных мыслителей, эстетика мировоззрения, поступков и деяний людей противопоставляется «неблагоразумному» и «безрассудному», «распущенному» и «постыдному», «дурному» и «несправедливому». Прекрасными по форме, содержанию и сути расцениваются следующие достоинства человека и духовные достижения общества: культурное и нравственное, благоразумное и доброе, творческое и гуманное, честное и справедливое, тождественно согласующиеся с аксиологической и эстетической «формулой счастья» Аристотеля: «полнота жизни в полноте добродетели». Эстетические и этические философские понятия «духовно прекрасного», «хорошего» и «полезного» рассматриваются специфически и тождественно как категории блага и красоты, характерные не столько для телесной красоты, сколько для содержания нравственной добродетели как возвышенной духовности человека и совершенства социальных отношений. Выводы. Областью применения полученных теоретических выводов и дефиниций статьи, отраженных в заключении, являются следующие сферы гуманитарных знаний - философия и эстетика, социальная философия и культурология, психология и педагогика и, возможно, политология и правоведение.

Ключевые слова: эстетика мировоззрения, эстетика бытия социума, эстетика социальных отношений, эстетика национальных отношений.

A. N. Stepanov

PROBLEM OF AESTHETIC PORTFOLIO OF SOCIAL OBJECTIVE REALITY

Abstract. Background. The object of this article is the actual philosophical problem of social relations - axiological essence of social existence. The article analyzes the topic of axiological, aesthetic content of the designated part of the everyday worldview and everyday relationships in society. The purpose of the introduced philosophical analysis is the identification of the nature of the value content and development of aesthetic morals and civilized humanity of social relations. Materials and methods. Presented theme is reflected in the axiology of philosophical views of the

Russian thinkers of XIX-XX centuries: there literary, social, economic, political views. Methodological tools of the analysis are the aesthetic categories: the tragic and the comic, the sublime and perfect, harmonious and beautiful in person and society. The said allows to comprehend the specifics of a social-cultural factor in the dynamics of events changing the country’s image. Results. Based on the comparative analysis of the philosophical ideas, reflected in the creative heritage of the Russian thinkers, the aesthetic outlook, actions and deeds of people are opposed to the «imprudent» and «reckless», «the dissolved» and «shameful», «bad» and «unfair». The following human virtues and spiritual achievements of the society are considered as beautiful in form, content and substance: the cultural and moral, sensible and kind, creative and humane, fair and equitable, consistent with the identity of the axiological and aesthetic «formula of happiness» by Aristotle: «the fullness of life in the fullness of virtue». Aesthetic and ethical philosophical concept of the «spiritual beauty», «good» and «useful», is considered specifically and identically to the category of the good and beautiful, characteristic not only for physical beauty, but for the content of the moral virtues as the sublime perfection of human spirituality and social relations. Conclusions. The theoretical findings and definitions, which are reflected in the conclusion of this article, may be applied in the following areas of human knowledge - philosophy and aesthetics, social philosophy and cultural studies, psychology and pedagogy, and, possibly, political science and jurisprudence.

Key words: aesthetics of worldview, aesthetics of social existence, aesthetics of social relations, aesthetics of national relations.

В конце XX - начале XXI в. в нашей жизни стали обыденными следующие явления: конкурсы красоты тела, dress-cod и top-стили, фактически культивирующие нудизм, разнообразные процедурные, оздоровляющие, массажные и другие салоны так называемой красоты, в которых людям придают такую «красоту», которую не всегда или с большим трудом можно назвать приемлемой. В обыденном массовом сознании часто таким образом стали понимать эстетическую красоту человека.

Онтологический спектр эстетики человека и общества не ограничивается только поверхностным, внешним, косметическим украшением своего тела, прическами, одеждой, жильем и формами социальных институтов. Украсив все это, мы получаем лишь дизайнерскую красоту формы, но не внутреннюю, духовную, нравственную, интеллектуальную и культурную. Хотя оппоненты по этому поводу утверждают следующее: если украшает -значит понимает толк в красоте, значит любит красоту, значит есть у него (нее) настоящий эстетический вкус! Однако если спросить, а какую красоту любят такие люди, то дисперсия их ответов фактически часто сосредотачивается вокруг образа гламурного искусства, рассматриваемого ими в качестве «подлинного» предмета эстетической красоты. Но мир флоры и фауны также переполнен примерами самоукрашения внешности: например, рыбы и другие обитатели водоемов уже миллионы лет украшают разноцветными камешками свое жилище, птицы также украшают свои гнезда ветками, цветами, осколками разноцветного стекла, блестящими кусочками металла и т.д. Получается, что уровень мышления людей, «зацикленных» на гламурном самоукраше-нии, ничем не отличается от мышления представителей природы. Но если в мире природы этот процесс имеет функциональное значение - чтобы выжить в сложных природных условиях и сообществах, то для человека подобная телеология самоукрашения не столь уж актуальна.

Аксиологический и эстетический анализ проблемы. Попробуем понять, насколько гламур и гламурность как способ восприятия прекрасного являются глубоким отражением внутреннего, духовного мира человека. В такой контекстуальной проблематике проанализируем аксиологическую и эстетическую ценность гламурных представлений красоты. Логика подобных ответов довольно проста - телеология ее ведет к следующему умозаключению: люди, искренне придерживающиеся таких или подобных ответов, больше всего любят владеть красотами материальных предметов, полагая, что последние являются реальным воплощением содержания внутреннего, духовного мира их владельца. Содержанием их мировоззрения, идеологии, морали, нравственности, этики является культ приватного вещизма, совершенно оставляющий без аксиологического внимания объекты красоты духовного, интеллектуального, социального порядка, представляющие собой эстетическую основу подлинной гуманистической красоты человека и социальных отношений.

Рассмотрим и мировоззренческую составляющую содержания обозначенной проблемы. В результате интенсивной и массированной идеологической пропаганды у нас в конце XX - начале XXI в. стало интенсивно распространяться в обществе (особенно в неокрепшем молодом сознании) антиак-сиологическое понимание сути гуманистической эстетики: ее содержанием является богатая, праздная и красивая беззаботная жизнь в сплошных удовольствиях. Сегодня в молодежной среде (особенно в среде трудных подростков, бездельников, альфонсов, содержанок, хронических алкоголиков, наркоманов и т.д.) широко распространена следующая установка - «живи беззаботно и красиво». Для достижения роскошно обеспеченной и красивой жизни вовсе не обязательно каждодневно годами учиться и десятилетиями трудиться. Шикарной жизни можно достичь сразу. Лишь надо быть везучим, уметь выигрывать, хитрить, обманывать, наглеть, лицемерить или воровать и грабить. Такие нравственные пороки людей, как лень и паразитизм, высокомерие и пренебрежительность, зазнайство и чванство, лживость и хамство и алчность ради наживы с фатальной неизбежностью ведут к духовной и социокультурной коррозии. Они являются источниками мошенничества, коррупции, воровства, насилия, грабежей, разбоев, террора, убийств и войн, если остаются неосужденными и искорененными из жизни социума. Они представляют собой драматическую угрозу для духовно-нравственной и социокультурной безопасности общества и государства. Такие пороки - опасные источники социальных междоусобиц, неизбежно приводящих к культурному, социальному, этническому и религиозному расколу общества. Каждому хотя бы раз доводилось слышать от людей, считающих себя «звездными», что они самые лучшие, престижные, достойные, богатые и прекрасные по сравнению с остальными. В такой ортодоксальности отчетливо просматривается вовсе не новая, а старая библейская греховность - гордыня (ныне часто отождествляемая с понятием «харизма»). Она как психоментальный атавизм тянется из глубины классовой истории и ведет к установлению для одних - господства, для других - бесправия.

Подобная комплиментарность преподносится в качестве подлинной эстетической и аксиологической меры понимания сути прекрасного в жизни. Такие представления в молодежной среде часто имплицитно приобретают догматические антигуманистические формы, напоминающие в истории дико-

сти и варварства представления фундаментального теизма, а сегодня проявляющиеся в форме социокультурного паразитизма. К великому сожалению, такую социальную девиантную жизненную позицию сегодня занимает немало молодых людей, воспринимая ее как руководство в жизни, как фундаментальный стиль жизни, как аксиологическую и эстетическую норму социального бытия. Такое уродливое содержание антигуманного мировоззрения разлагает духовные и культурные ценности общества, ведет к классовой и этнической розни. На обыденном уровне оно рельефно проступает в уродливых формах взаимоотношений людей, социальных, этнических и межрелигиоз-ных отношений.

Такие апологетические пороки людей очень опасны для стабильности общественной системы и безопасности государства. Иначе говоря, аксиологическая и эстетическая фобии прямо угрожают безопасности общества. Поэтому плодятся беззаконие и произвол, правонарушения и преступления, т.е. перманентно формируется устойчивый синдром невежественности и над-законного статуса. А как показывает опыт социально-исторического развития, распространение в обществе такого синдрома неизбежно приводит к появлению социального скептицизма и недовольства. В мировой и отечественной истории подобные социальные веяния многократно проявлялись, например, в России XIX в. Известно, что партия молодых людей нашла жизнь в России невыносимо пустой и праздной. «Только тогда впервые зародился у нас тот безусловный скептицизм по отношению к способности доброй воли администрации отвечать на нужды и потребности общества... учреждение новых народных школ и университетов. и проч., и проч.» [1, с. 375-376].

Как ранее, так и сегодня рассматривая эту социально-аксиологическую и социально-эстетическую проблему, было бы вполне уместно воскликнуть: «Жить стало лучше - жизнь стала краше!». Но вот здесь-то почти каждый человек, но в разное время неизбежно задаст себе следующие, или подобные, вопросы: действительно ли в нашем обществе не расцвели буйным цветом такие антиэстетические черты характера, как высокомерие и надменность, грубость и хамство, бесстыдство и цинизм, ложь и клевета? Действительно ли у нас сквернословие и нецензурная брань не стали явлением обыденной реальности? Действительно ли у нас не расплодились пуще прежнего безответственность и халатность, противоправность и преступность? И кто из людей, имея нравственный разум, будет утверждать, что невежество и грубость, бесстыдство и цинизм, преступления и теракты являются естественной нормой общественного бытия? И кому в здравом уме и трезвой памяти придет в голову утверждать, что вышеназванные черты характеров и пороки в социальных реалиях являются естественной нормой жизни? И действительно ли уровень жизни нашего народа может конкурировать с уровнем жизни в экономически высокоразвитых государствах и с уровнем жизни богатых людей? Разве действительно люди стали духовно, нравственно, эстетически богаче и красивее? Если на поставленные вопросы человек ответит отрицательно, следовательно, как говорил известный мыслитель Древнего Китая Конфуций, он будет «кривить душой» либо этот человек, «вечно радостный и вечно счастливый», живущий в «собственном мирке розовых» представлений, как аналог некоторых киногероев Жерара Депардье, либо очень далекий от жестких социальных реалий человек - современный Робинзон.

Элементы уродливого мировоззрения и безнравственности можно обнаружить в фактах благотворительности. За аксиологическую и эстетическую форму социальных отношений выдаются факты гуманитарной благотворительности. На самом деле социальным и международным явлением дня стали благотворительные акции, которые действительно имеют аксиологическую и эстетическую ценность, но если они бескорыстны. Подобные явления можно обнаружить в истории Древней Греции, Древнего Рима, Древней Руси и Российской империи. Таким образом, в истории социального и культурного развития можно увидеть исторические аналогии, но вот размеры, фрагментарность и телеология таких гуманитарных акций иногда вызывают сомнение и уныние. Из истории XIX-XX вв. в качестве примера можно назвать Англию. «Если припомнить, что даже в Англии, где благотворительность очень развита, суммы, получаемые бедняками от благотворителей, по самым преувеличенным расчетам, составляют не более одного процента прибавочной стоимости, выжимаемой капиталистами из пролетариата, то приходится сказать, что буржуазия должна была бы стыдиться своей благотворительности» [2, с. 113].

Расползание антиэстетического, уродливого мировоззрения в форме жизненной позиции опасно как для конкретного человека, так и для общества, поскольку превалирование в сознании человека таких жизненных принципов и позиций не способствует формированию и воспитанию гуманных и трудолюбивых молодых людей, тормозит развитие современной инженерии и производства, образования и науки. И в то же время разве людям не известно, что источником эстетического содержания материальной жизни человека и общества являются «наука и промышленность, знание и его приложение, открытия и их практическое осуществление, ведущее к новым открытиям, труд умственный и труд ручной, мысль и продукт материального труда»? «. все это связано между собою. Каждое открытие каждый шаг вперед, каждое увеличение богатства человечества имеет свое начало во всей совокупности физического и умственного труда как в прошлом, так и в настоящем» [3, с. 848].

Индивидуальные и социальные пороки иллюстрируют собой процесс нравственной коррозии и культурной деградации, они являются негативным следствием антиаксиологического мировоззрения, антиэстетической идеологии и антигуманных правоотношений. Каждому здравомыслящему, гуманному человеку становится очевидно, что негативные пороки индивидов плодят пороки социальных отношений, которые в любом нравственном цивилизованном обществе расцениваются как бескультурье и безнравственность, низменность и унизительность, безобразие и уродливость. Из семени негативного идеологического мировоззрения никогда не вырастает древо ни материального, ни духовного благоденствия. Отрицательное, негативное и порочное не являются естественным, нормальным и эстетичным условиями социальной жизни, т.е. гуманным и цивилизованным содержанием духовной сферы и культуры человека и общества. С аксиологических позиций пороки мировоззрения являются антигуманной идеологией, которая не расценивается в качестве подлинного эстетического идеала. А по сему сведение всех духовных норм лишь к биологическим потребностям, возвеличенным до гуманных норм культуры, алогично, неправомерно и неистинно. Ясно, что исключи-

тельное биопонимание социальных процессов (порожденных только чувствами и эмоциями) не верно. «Блистательный пример этого рода. представляет попытка свести социальный прогресс к развитию органическому. т.е. объяснить с биологической точки зрения сами общественные формы» [4, с. 350].

В таком контексте рассмотрения представленной проблемы важной составляющей общественного бытия является вопрос об эстетизации производственно-трудовых отношений, в которых дизайн, санитарное состояние, чистота и порядок рабочего места являются только внешней эстетической формой. Речь идет об эстетизации системы производственно-трудовых, распределительных и потребительских отношений, в которых как в зеркале отражается уровень развитости и нравственного совершенства культуры, образования, компетентности, идеологии, правопорядка морали и этики взаимоотношений между работниками и между работодателем и работником. Безусловно, справедливости ради надо сказать, что эстетическое восприятие каждого человека во многом зависит от состояния здоровья, внутрисемейного, служебного, производственно-трудового и социального «микро- и макроклимата». Всем известно, что любой здоровый человек при благоприятных внешних условиях и соответствующих внутренних обстоятельствах воспринимает окружающий мир (природу, людей, условия труда и жизни, собственное и чужое материально-финансовое благосостояние и т.д.) значительно более толерантнее, чем человек, находящийся в состоянии болезни, стресса, шока или угнетения, унижения, эксплуатации. Иначе говоря, эстетическое восприятие условий социального бытия во многом зависит от гармонии биопсихи-ческого состояния человека и социально-правовых условий.

Ясно, что каждый человек хочет жить в здравии, богаче, эстетичнее и счастливее, но каждый человек в силу как вышеприведенных, так и иных социально-экономических и правовых условий, уровня образования и культуры, психотипа и воспитания понимает вопрос об эстетичных условиях и обстоятельствах исключительно по-своему. Одни строят свою жизнь на основе добросовестной, честной и исключительно собственной трудовой деятельности, постоянно повышая морально-нравственный, образовательный, профессионально-компетентный и культурный уровень собственной персоны, а иные часто стремятся устроить себе красивую, богатую и роскошную жизнь за счет нетрудовых усилий, ухищрений и положения. Рассматривая эту проблему, теоретически сложно подвести под нее какую-либо духовную, цивилизационную, аксиологическую, эстетическую и футурологическую основу. С вышеуказанных позиций практически невозможно объяснить апологию подобной позиции. Довольно слабым теоретическим критерием таких убеждений являются утверждения, что не все люди одинаково трудолюбивы. Наиболее харизматичные более трудолюбивы и ответственны, более честны и профессиональны и потому более достойны обладать гламурной, роскошной, т.е. красивой, жизнью, а следовательно, именно они могут декларировать социуму соответствующие нормы бытия. Но с аксиологических и эстетических позиций подобные попытки, устремления и факты во все времена расценивались как факторы игнорирования норм морали, гуманности, нравственности, этики и эстетики.

В логической связи с вышеизложенными духовными, аксиологическими ценностями находится проблема эстетического содержания идеологиче-

ских и политико-правовых отношений. Иначе говоря, насколько эстетично содержание правовых отношений, господствующих в современном западном мире и в России в соответствии с давно устаревшей правовой моделью Запада - в Древнеримском праве, которое зиждется на трех основах: праве владения, праве пользования и праве распоряжения. Ведущим здесь является право владения, которое порождает остальные и от которого остальные детерминированы. Как видим, генеральным правом является право владения. Но кто и за какие заслуги даровал не всем и неодинаковое право владения? Процесс социально-исторического появления, становления и оформления общественного права хорошо знаком каждому юристу, правоведу. Но вот почему у некоторых больше прав, у других меньше, а у иных и вовсе их нет? По древнеримскому праву «некто» может иметь право присвоения, а кто-то - нет. Таким образом, «некто» утвердив свое господство, фактически сам себя уполномочил генеральным правом владения, а затем пользования и распоряжения. Получается, что методом «явки» был запущен процесс отчуждения большинства людей от материальных и духовных благ общества, что, естественно, антинравственно, антигуманно, антидемократично и несправедливо. Процесс отчуждения большинства людей от материальных и культурных ценностей положил начало интенсивной социальной дифференциации, что с социально-исторических позиций не может рассматриваться как эстетичное явление. Процесс глубокой социальной, этнической и религиозной дифференциации никак не перекликается с современной цивилизационной доктриной, провозглашенной ведущими мировыми державами в конце XX в. В ней продекларированы гуманистические принципы социального, международного, межнационального и межрелигиозного бытия на основе соблюдения каждым государством, нацией, обществом, этносом общечеловеческих ценностей. Безусловно, соблюдение провозглашенных ценностей является аксиологической и эстетической основой и духовной нормой мирного сосуществования без антагонистических конфликтов, диверсий, насилия, террора и войн. Если содержание данной доктрины будет соблюдаться каждым государством, тогда можно будет наблюдать процесс гармонизации между волей и умом человечества. «Когда воля и ум людей вступят в действительное с вечно и истинно существующим, тогда только получат свое положительное значение и цену все честные формы и элементы жизни» [5, с. 208].

Вот почему в социально-историческом развитии многих стран мира можно обнаружить изобилие примеров устремленности известных мыслителей Ренессанса, Реформации, Просвещения, Нового и Новейшего времени к созиданию цивилизованного, интеллектуального, культурного и эстетичного общества. «В нравственном состоянии человек уничтожает резкое расстояние между собою и своими ближними, уважает человеческое достоинство во всяком лице, уважает чужие права и исполняет свои обязанности, делается способным жертвовать, прощать. чужие слабости. и таким образом вносит мир и единство в сердца, во взаимные отношения людей. примером, искренним советом, бескорыстной услугой, как и вообще тем нравственным влиянием, которое скорее можно испытать и чувствовать внутренне, нежели замечать как внешний поступок» [6, с. 356-357].

Подлинная эстетика бытия человека и общества в реальной жизни заключается в том, насколько в предметах окружающего материального мира и в собственных творениях сам человек отражает гуманистически возвышен-

ное, совершенное, гармоничное и прекрасное содержание своего мировоззрения, идеологии, морали, нравственности, этики. Иначе говоря, насколько условия материального благосостояния человека отражают уровень развития культуры человека и общества и насколько общество прогрессивно в морально-нравственных, социально-экономических, политико-идеологических начинаниях. «Преобразованное общество вынужденно будет. сочетать земледелие с промышленностью и ремеслами и позаботиться об «интегральном» образовании, так как, только обучая детей наукам совместно с ручным трудом, можно дать обществу тех людей, которые действительно ему нужны» [7, с. 381-382].

Эстетичными идеалами социального бытия могут называться только те, содержание и суть которых являются прогрессивным, положительным и полезным. Положительные, нравственные черты характера людей, основанные на гуманистических идеалах, - это историческая аксиологическая ценность и законная норма эстетичной жизни. Отсюда естественными психологическими и моральными нормами эстетической сути жизни социума являются созданные физическим и интеллектуальным трудом каждого трудоспособного человека такие условия, в которых у каждого трудового человека обеспечен среднесоциальный уровень материального благосостояния, пропорциональный его производственно-трудовым затратам. Такое общество может называться демократичным, в котором реализуется гражданско-правовая справедливость как естественная и законная норма межиндивидуальных, сословно-классовых, национальных и религиозных отношений, это общество высокой культуры. Все это представляет собой возвышенное, гармоничное, совершенное и прекрасное содержание духовного и материального бытия человека и общества, в котором главными носителями эстетического бытия являются «светлые образы людей непоколебимой честности, высокого благородства и самоотвержения. во всем их величии и красоте», что решительно способствует «возвышению и облагораживанию характеров в людях» [8, с. 236].

Реалистичная, следовательно, подлинная эстетика бытия человека и общества определяется формулой отношения надстроечного к фундаментальному (базисного к идеальному). Социальный идеал такого социального устройства приближается к коэффициенту эстетического значения - единице. Это означает, что каждый человек живет в соответствии с демократическими, гуманными, нравственными и культурными идеалами, ставшими реалиями жизни. Если эти идеалы стали реалиями общественного бытия, следовательно, жизнь человека и жизнь общества эстетичны. Тогда можно вполне обоснованно сказать: «Только теперь наступает исторический момент для начала этого культурного развития; ибо. положено начало периоду культурной жизни России. На Русской земле пробивается новый ключ.» [9, с. 545-546], обеспечивающий народные массы новыми духовными и материальными достижениями в социально-экономической, политико-правовой и нравственноэстетической сфере жизни, являющимися надежной основой прекрасной жизни.

Таким образом, на основе вышеизложенного материала по проблеме социально-аксиологических ценностей можно дать следующие выводы и эстетические дефиниции. Гламур есть способ наведения лишь внешней формы украшения, гламур не природное естественное, а искусственное (в народе

говорят фальшивое) украшение, ничего общего не имеющее с подлинной эстетикой, не обогащающее человека ни нравственно, ни интеллектуально. В то время как эстетика - это философская наука о сенсорно-рациональном, интуитивно-сознательном и абстрактно-логическом постижении содержания объективной реальности - красоты, гармонии и совершенства. Эстетика социального бытия - это высокий уровень развития образования, научнотехнического производства, материального благосостояния, это красота помыслов и деяний каждого, это гармоничное функционирование социальных институтов, это возвышенная и благополучная культурная жизнь всех или большинства. Эстетика национальных отношений - это исторический процесс социальной гармонизации разных уровней развития этнокультур в соответствии с историко-производственными формами, укладами и традициями. Эстетизация бытия - это развитие и совершенствование научно-интеллектуальной, духовно-нравственной культуры человека и государственного языка как социально-коммуникативного средства взаимоотношений людей, координирующего и регулирующего свободную и добровольную трудовую и учебную деятельность, досуг и формы присвоения общественных благ, формирующего основы гражданской ответственности личности и являющегося стимулирующим гарантом гармонизации взаимоотношений людей. Эстетической стороной бытия общества является наноиндустриальное могущество страны, территориально-политическая, идеологическая и культурная целостность государства. Эстетика социального бытия - это общественная жизнь, свободная от шовинизма, национализма, ксенофобии, дискриминации, расизма, классовой и социальной дифференциации, эксплуатации, произвола, угнетения, репрессий, криминала, терроризма, геноцида и войн. Эстетика жизни людей - это социально-исторический катарсис, это гуманистическая телеология воплощения аксиологической и эстетической идеи в повседневную жизнь человека и общества как научную аксиому моральнонравственных принципов жизни человека, коллектива, класса и нации, добытую прилежным образованием, самоотверженным производственным и научным трудом, сохраненную цивилизованным законом, культивированным и заповеданным духовным и культурным наследием ради добра и порядка, труда и разумного досуга, благоденствия и счастья каждого.

Список литературы

1. Анненков, П. В. Исторические и эстетические вопросы в романе «Война и мир» / П. В. Анненков // Критические очерки. - СПб. : Изд-во Рус. христиан. гуманитар. ин-та, 2000. - С. 375-376.

2. Плеханов, Г. В. Литература и эстетика / Г. В. Плеханов // Теория искусства и история эстетической мысли. - М. : ГИХЛ, 1958. - Т. 1.

3. Кропоткин, П. А. Анархия, ее философия, ее идеалы / П. А. Кропоткин. - М. : ЭКСМО-пресс, 1999.

4. Михайловский, Н. К. Апологический метод в общественной науке / Н. К. Михайловский // Избранные труды по социологии : в 2 т. - СПб. : Алетейя, 1998. - Т. 1.

5. Соловьев, В. С. Три силы / В. С. Соловьев // Полное собрание сочинений и писем : в 20 т. - М. : Наука, 2000. - Т. 1.

6. Юркевич, П. Д. Мир с ближними как условие христианского общежития / П. Д. Юркевич // Философские произведения. - М. : Правда, 1990.

7. Кропоткин, П. А. Этика / П. А. Кропоткин. - М. : Политиздат, 1991.

8. Антонович, М. А. Современная эстетическая теория / М. А. Антонович. - М. ; Л. : ГИХЛ, 1961.

9. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. - М. : Известия, 2003.

References

1. Annenkov P. V. Kriticheskie ocherki [Critical essays]. Saint Petersburg: Izd-vo Rus. khristian. gumanitar. in-ta, 2000, pp. 375-376.

2. Plekhanov G. V. Teoriya iskusstva i istoriya esteticheskoy mysli [Theory of arts and history of critical thought]. Moscow: GIKhL, 1958, vol. 1.

3. Kropotkin P. A. Anarkhiya, ee filosofiya, ee idealy [Anarchy, its philosophy and ideals]. Moscow: EKSMO-press, 1999.

4. Mikhaylovskiy N. K. Izbrannye trudy po sotsiologii: v 2 t. [Selected works on sociology: in 2 volumes]. Saint Petersburg: Aleteyya, 1998, vol. 1.

5. Solov'ev V. S. Polnoe sobranie sochineniy i pisem: v 20 t. [Complete works and letters: in 20 volumes]. Moscow: Nauka, 2000, vol. 1.

6. Yurkevich P. D. Filosofskie proizvedeniya [Philosophical works]. Moscow: Pravda, 1990.

7. Kropotkin P. A. Etika [Ethics]. Moscow: Politizdat, 1991.

8. Antonovich M. A. Sovremennaya esteticheskaya teoriya [Modern esthetic theory]. Moscow; Leningrad: GIKhL, 1961.

9. Danilevskiy N. Ya. Rossiya i Evropa [Russia in Europe]. Moscow: Izvestiya, 2003.

Степанов Анатолий Николаевич

кандидат философских наук, доцент,

кафедра философии, Самарский

государственный технический

университет

(Россия, г. Самара,

ул. Молодогвардейская, 244)

Stepanov Anatoliy Nikolaevich Candidate of philosophy, associate professor, sub-department of philosophy, Samara State Technical University (244 Molodogvardeyskaya street, Samara, Russia)

E-mail: damos0705@yandex.ru

УДК 101.1:316 Степанов, А. Н.

Проблема эстетического портфолио социального бытия / А. Н. Степанов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 4 (28). - С. 68-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.