Комплетика: от теории к осуществлению. Изд. стереотип. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2016. - 312 с.
7. Телемтаев М.М. Принцип целостности технологии // Изв РЭУ,2011 ,№5,с. 199-211.
8. Телемтаев М.М. Системная технология (основные задачи, принципы и правила разработки). Вестник Национальной академии наук Республики Казахстан. 1987. № 1. С. 46-52.
9. Телемтаев М.М. Системная технология коммерциализации интеллектуальной собственности ВУЗа. Alma mater (Вестник высшей школы). 2010. № 4. С. 43-46.
10. Телемтаев М.М. Системная философия («Саф Сана»: Идея, Нация, Страна). - Алматы: ИЦ «ИНФОПРЕСС», 2001. - 210 с.
11. Телемтаев М.М. Структура целостного complete-подхода для профессионала // Известия РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2011, вып.1. - с. 60-74.
12. Телемтаев М.М. Целостный инженеринг. Изд. дом «ЭКО», Москва, 2005г.
13. Телемтаев М.М. Целостный метод системной технологии и системная экология. Учебное пособие / Алматы, 1996.
14. Телемтаев М.М., Нурахов Н.Н. Целостная ДНИФ-модель человека. журн. Вестник высшей школы «Альма-Матер», 2013, №10, с. 90-95.
15. Телемтаев М.М., Нурахов Н.Н. Информационные системы в экономике : учебное пособие : в 2 ч. - Ч. 1. - М. : «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2010. -100 с.
16. Телемтаев М.М., Нурахов Н.Н.. Концепция формирования продуктивной целостности мышления и практики обучаемого// Alma mater (Вестник высшей школы). 2010. № 11. С. 51-55.
17. Vernadsky W.I. The biosphere and the noosphere. Amer. Sci., 1945, 33, 1-12.
Нургишиева А.З. студент 2 курса кафедра «методики преподавания и перевода»
СурГУ Бутенко Н.А. научный руководитель РФ, г. Сургут
ПРОБЛЕМА ЭРОСА В ПОНИМАНИИ АНТИЧНЫХ ФИЛОСОФОВ И
ЗИГМУНДА ФРЕЙДА
Аннотация
В статье раскрывается проблема понимания, античными философами и Зигмундом Фрейдом, понятие эрос (любовь). Данная проблема рассматривается на основе истории античной философии, на учениях философов и на трудах З. Фрейда.
Цель данной статьи состоит в раскрытии понятия эрос и любовь в
античной философии и в психоанализе З. Фрейда.
Ключевые слова
Античный мир, Эрос, любовь, Танатос, филия, сторге, агапэ, прагма, людус, мания
Abstract
The article reveals the problem of understanding, ancient philosophers and Sigmund Freud, the concept of Eros (love). This problem is considered on the basis of the history of ancient philosophy, the teachings of philosophers and the works of Freud.
The purpose of this article is to reveal the concepts of Eros and love in ancient philosophy and in psychoanalysis of Z. Freud.
Keywords
The ancient world, Eros, love, Thanatos, Philia, storge, Agape, Pragma, Ludus, mania
На протяжении многих веков любовь была и остается предметом острых дискуссий в науке, искусстве, а также в обыденном сознании. Любовь - это основа внутреннего мира личности, ее духовного «Я» как совокупности смысловых значимостей. Идея любви появлялась всегда, когда речь заходила о смысле жизни, смерти, бессмертии и о природе человека. Есть глубокая внутренняя связь между философией, мыслью и любовью, что получило отражение в самом термине «философия», который буквально означает «любовь к мудрости».[5] Античные философы еще тогда говорили, что любовь является преодолением смерти, так как благодаря любви человек продолжает жить в других людях, в других поколениях, уходя, таким образом, от трагизма личной, индивидуальной смертности. И первые попытки объяснения феномена любви были сделаны античными философами Сократом, Платоном и Аристотелем.
Мало кто задумался и знает о том, что родиной европейского эроса были античная Греция и Рим. Оттуда мы все еще черпаем образы и идеи, связанные с пониманием сущности любви. Греческая мифология подарила нам образы могущественных богов, отвечавших за сферу любви, брака и семейной жизни, поощряя истинную любовь и наказывая тех, кто нарушал ее законы. Именно греческие философы открыли огромное разнообразие в понимании и истолкования сущности любви.
Высший момент в философии античного эроса - это, бесспорно, учение Платона о любви. Он стоял у истоков эротической философии и имел в дальнейшем последователей. У Платона эрос - побудительная сила духового восхождения, эстетический восторг и экстатическая устремленность к созерцанию идей истинно сущего, добра и красоты.[4] Платон всю жизнь проповедовал всеобщую гармонию и считал, что только любовь к прекрасному открывает глаза на это прекрасное и что только
понимаемое как любовь знание - есть знание подлинное, а платоновский «Пир»- это, разумеется, один из важнейших памятников европейской теории любви. Он говорил, что любовь - это стремление к целостности, будто раньше существовали андрогины - двуглавые люди, у которых было по четыре руки и ноги, они имели огромную силу и мощь, они хотели свергнуть богов и занять их места. Боги, чтобы уменьшить их силу, расчленили их надвое. Теперь с тех самых пор, люди ищут свои половинки.
Сократ же говорил, что любовь - это вечное стремление человека к бессмертию, через рождение ребенка. Ребенок этот может быть, как обычным смертным, так и бессмертным. Бессмертным ребенком являются различные произведения искусства. Они делают человека воистину бессмертным, ведь их творец всегда остается в истории.[3]
А в самой Древней Греции любовь называли разными словами: эрос, филия, сторге, агапэ. И в этом, скорее всего, было их преимущество, так, в наше время, если бы все виды любви имели определённое название, как в древней Греции, то было бы меньше недоразумений, так как в наше время, когда кто-то говорит о любви и его выслушивают с понимаем, а в конце выясняется, что один имел ввиду любовь к ближнему, а другой, например, эротику.Эрос у древних греков - это половая, страстная любовь. Любовь, граничащая с безумием. Однако такая любовь безумна и непродолжительна.Более спокойная любовь это филия. Это несколько любовь, сколько влюбчивость и дружба, также любовь к родителям, к близким, любовь к богу. Агапэ- это жертвенная и снисходящая любовь к «ближнему». Сторге - это любовь привязанность, особенно преобладающая в семье, когда люди не могут представить себе жизнь друг без друга. Но такого рода любовь бывает не только в семье.
Тему любви в Древней Греции рассматривали не только Сократ и Платон, а также и Аристотель. Он же говорит, что любовь есть в человеке изначально, что она заложена природой. [3]
Он классифицировал человеческие чувства, и назвал каждое отдельным именем. Мания - «сумасшедшая любовь». Любовь, рожденная из ревности и чувства собственности, тяжелая для объекта любви. Прагма -«рассудительная любовь». Она подчиняется рассудку и расчету по моральным, социальным и материальным критериям, то есть любовь по расчету. Агапе - «жертвенная любовь». Это обожествление человека,когда готов отдать всего себя любимому человеку. [2]Людус - «любовь-забава». Она основывается на сексуальном влечении. Это действительно забава, суть которой - завоевание внимания интересующего человека. И когда внимание завоевано, «влюбленный» может потерять к «любимому» всякий интерес.Эрос - «чувственная любовь». Любовь, основанная на преданности и только потом на физическом влечении, это предполагает, что кроме секса есть еще и чувства, которыми можно делиться друг с другом. В такой любви партнерам интересна жизнь друг друга.
Аристотель говорил, что понятия эрос и филия, противоположны по своему значению. Филия- это духовный покой, а эрос - страсть. Филия очень ценилась Аристотелем, «это самое необходимое для жизни». Он ставил ее даже выше чем справедливость. «Когда люди дружны друг к другу, они не нуждаются в суде», - говорил Аристотель. [1]
Древнегреческие философы, соотносили эрос с телесной и духовной любовью, с всепоглощающей разрушительной страстью и с творческой созидательной энергией. А в психоанализе понятие эроса используется в нескольких значениях: сексуальное влечение или либидо, сексуальность как любовь в широком и узком смысле этого слова, инстинкт жизни. Наиболее часто данный термин употребляется в контексте противопоставления эроса (влечения к жизни)танатосу (влечению к смерти), здесь, в рамках учения Зигмунда Фрейда о психоанализе, категорий человеческого сознания и подсознания, под этим подразумевается соотношение Любви и Смерти.По его теоретической позиции, у человека два «основных» инстинкта: жизни (эрос) и смерти (танатос).[6]
Поскольку, «целью всякой жизни является смерть», все влечения, кроме «влечения к смерти», рассматриваются как обеспечивающие прямой путь к ней. Человеческая психика регулируется «принципом удовольствия», основанном на бессознательном уровне. Он направляет бессознательные влечения на путь достижения максимального удовольствия, все не ведущее к удовольствию, блокируется психикой, закрывая какие-либо другие выходы, ориентируя психические акты только на то, где возможно получение удовольствия. [7] Образцомтанатоса стало деструктивное начало, которая есть в двойственной сущности эроса: созидательной и разрушительной. Двойственность эроса заключается в том, что любовь - это всегда пытка, ведь «даже если оба возлюбленных как нельзя больше полны страсти и взаимного желания, все равно один из двоих окажется равнодушнее и холоднее другого», отсюда следует неразрывность любви и страдания. Это еще раз доказывает то, что в отношениях один любит, а другой позволяет любить. И лишь эросна время снимает противоречия, ослабляя конфликт с миром, который становится все острее и острее сразу после каждого возвращения из блаженства любовного забытья.
В нынешнее время данное понятие наполняется новым смыслом и содержанием. Если раньше представления о любви ассоциировались с пониманием, уважением, доверием, то в современном обществе данное понятие настолько искажено, что понимание любви сузилось просто до сексуальных отношений.Но только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины. И если человек - центральный объект философии, то тема человеческой любви должна быть одной из ведущих проблем философии.
Использованные источники:
1. Аристотель, Этика к Никомаху / Аристотель //Философы Греции. - М.: «ЭКСМО ПРЕСС», 1999. - С.1050.
2. Евтушенко, С.П. Эрос и агапэ: гносеологический аспект // Вопросы философии, 2009. - № 10. - С. 99 - 109.
3. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Т. 2. Софисты, Сократ, Платон. -М.: Искусство, 2009. - С.716.
4. Лосев, А.Ф. Эрос у Платона // Вопросы философии. - 2008. - № 12. - С. 12-39.
5. Философия любви. Ч. 1 / под общ. Ред. Д. П. Горского; сост. А. А. Ивин. -М.: Политиздат, 1990. - С. 78-81.
6. Фрейд З. Влечения и их судьбы // Фрейд З. Психология бессознательного. Перевод с нем. А. М. Боковикова. — М., 2006 - С. 98-102.
7. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд З. Психология бессознательного. Перевод с нем. А. М. Боковикова. — М., 2006. - С. 65-68.
Нурпеисова Ж. С. ст. преподаватель Басанова З.М. студент 3-го курса Погудина В.А. студент 3-го курса спец. Информационные системы Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова
Казахстан, г. Костанай
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
В развитии современного общества роль информационных технологий возрастает с каждым днем и внедряется во все сферы деятельности человека. Информационные технолоии - это множество взаимосвязанных научных и технических областей знания, которые изучают и применяют на практике методы создания, обработки, хранения, защиты и передачи информации с помощью ВТ.
Ключевые слова: компьютерные технологии, информационные технологии, информационное общество.
На сегодняшний день уже невозможно себе представить, что около полувека назад люди не были настолько зависимы от компьютерных технологий и глобальной сети, как сейчас. Так как в то время вся необходимая информация для людей хранилась только в библиотеках, однако чтобы отыскать её уходило весьма много времени и упорства, а время для человека, как правило, на вес золота. Мы живем в 21 веке,веке информационных технологий, где все гораздо проще и быстрее. Если вам следует отыскать ту или иную интересующую вас информацию, то вы попросту включаете персональный компьютер и начинаете ее искать в сети