Научная статья на тему 'Проблема энергетической зависимости Испании и ЕС и её возможные решения'

Проблема энергетической зависимости Испании и ЕС и её возможные решения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1339
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ИСПАНИЯ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ENERGY / ENERGY SECURITY / ENERGY DEPENDENCE / EUROPEAN UNION / SPAIN / NATURAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нефедов Евгений Дмитриевич

В статье рассматривается развитие структуры энергетики Испании, её роль в системе энергетической безопасности Европейского Союза. Отмечается факт зависимости европейских государств от поставок ресурсов извне. Подчеркивается потенциал развития некоторых видов энергетики в Испании и предполагаемая особая роль Испании в развитии энергетической независимости ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spain's and EU's Energy Dependence Problem and Its Possible Solutions

The article covers the development of Spain's energy mix, its role in the European Union's energy security system. It is noted that the European countries are dependent on the outside supplies of resources. The author emphasizes the potential for development of some kinds of energy in Spain and the assumed special role of Spain in development of the EU's energy independence.

Текст научной работы на тему «Проблема энергетической зависимости Испании и ЕС и её возможные решения»

УДК 327+620.9

Проблема энергетической зависимости Испании и ЕС и её возможные решения

Е. Д. Нефёдов

В статье рассматривается развитие структуры энергетики Испании, её роль в системе энергетической безопасности Европейского Союза. Отмечается факт зависимости европейских государств от поставок ресурсов извне. Подчеркивается потенциал развития некоторых видов энергетики в Испании и предполагаемая особая роль Испании в развитии энергетической независимости ЕС.

Ключевые слова: энергетика; энергетическая безопасность; энергетическая зависимость; Европейский Союз; Испания; природные ресурсы.

Проблема зависимости Испании от внешних поставок энергии на сегодняшний день является одной из основных проблем, напрямую влияющих на безопасность как самой Испании, так и многих государств в Европейском Союзе. Очевидно, что энергетическая безопасность является одним из ключевых факторов, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие государства, и именно поэтому вопросы, например, обеспечения Испании стабильными поставками природного газа из стран Африки заслуживают не меньшего внимания, чем вопросы развития ядерного потенциала некоторых мусульманских стран. Так, конфликт между двумя государствами может привести к тому, что ещё несколько государств, не причастных к этому конфликту, останутся без стратегически важного ресурса, как это произошло в январе 2006 года, когда из-за политического конфликта между Россией и Украиной большое число европейских государств осталось

без поставок природного газа. Такие ситуации демонстрируют, насколько экономика современного общества зависит от природных ресурсов, а также насколько страны-потребители ресурсов зависят от стран-поставщиков.

Возникновение проблемы

Вопросы обеспечения стабильных энергетических запасов в Европе стали привлекать к себе внимание после окончания Второй мировой войны. Одной из целей создания в 1950-х годах Европейского объединения угля и стали (European Coal and Steel Community - ECSC), а также Европейского сообщества атомной энергетики (European Atomic Energy Community) было обеспечение безопасности энергетических запасов в разрушенной послевоенной Европе. Нефтяной кризис 1973 года показал, насколько уязвима была экономика западных государств, в большой степени зависевших от нефти, и такие организации, как Международное энергетическое агентство, предложили бороться с этой зависимостью путём создания стратегических запасов нефти [CD 68/414/EEC]. Сейчас все государства-члены Международного энергетического агентства ежегодно поддерживают стратегический запас нефти, количественно равный 90-дневному импорту за предыдущий год.

В 1980-х и 1990-х годах члены Евросоюза доверили решение энергетических вопросов частным компаниям, выросшим из государственных монополий. С 1996 года Европейская комиссия взяла направление на интеграцию рынков газа и электричества в качестве первого шага к формированию реального внутреннего энергетического рынка. Внешнее направление в тот момент сводилось только к политике, а попытки создать новую многостороннюю систему отношений, основанную на Энергетической хартии 1998 года, провалились из-за недостатка ратификации ключевыми потребителями (США) и производителями (Россия, страны ОПЕК).

В начале XXI века подход к анализу и решению энергетической проблемы приобрел общественно-политический характер под вли-

янием политических и иных изменений. Во-первых, в 2000 году по инициативе Лойолы де Паласио, и комиссара ЕС по вопросам транспорта и энергетики, была выпущена так называемая «Зелёная книга», содержавшая предупреждение о том, что в течение 20-30 лет импортированная в ЕС энергия будет составлять около 70 %. В отчёте также указывалось, что ЕС в значительной мере зависит от импорта природного газа из Российской Федерации [Green Paper..., 2006, p. 24]. Россия производит четверть всего газа, потребляемого в ЕС, а также владеет 25 % мировых природных запасов газа. Во-вторых, на стремление ЕС к созданию новой структуры стабильного и конкурентоспособного энергетического сектора начал оказывать влияние новый фактор - необходимость обеспечить уменьшение количества выделяемого оксида углерода, производимого в основном транспортным и энергетическим секторами, согласно Киотскому протоколу. Но, несмотря на усилия Европейской комиссии, страны ЕС оставляли создание общей энергетической политики на низких позициях в списке своих приоритетов.

Первыми осознавать важность энергетического вопроса в политическом контексте начали государства, больше других зависящие от заканчивающихся резервов Северного моря, а также лучше осознающие проблему климатических изменений, например, Великобритания, Нидерланды и некоторые страны, присоединившиеся к ЕС в 2004 году. В 2003 году под сильным влиянием Великобритании энергетика была добавлена в список вопросов безопасности ЕС. Расширение ЕС в 2004 году не увеличило уровень зависимости ЕС от внешних источников в плане мирового общего импорта, так как экономика стран центральной и восточной Европы была менее развита и их энергетика больше опиралась на добычу угля или производство атомной энергии. Но в геополитическом плане это имело больший эффект, поскольку страны центральной и восточной Европы принадлежали к советской зоне влияния и всё ещё зависели от русских поставок нефти и газа. Более того, расширение изменило геополитическую обстановку в ЕС, улучшив политическое восприятие транзитных стран, что оказа-

ло сильное влияние на отношения с Россией, а также привнесло новое видение странами центральной и восточной Европы отношений между Россией и Германией. В декабре 2005 года, во время президентства Великобритании, Европейский Совет поддержал стратегию с тремя направлениями: экономическая эффективность, экологическая стабильность и внешнее направление [An External Policy... , 2006].

Событием, спровоцировавшим развитие ситуации, стал конфликт России и Украины из-за поставок газа в январе 2006 года, приведший к временному частичному прекращению поставок. На это действие мгновенно отреагировала Германия, когда очередная запланированная поставка не дошла до неё. Весной 2006 года была опубликована вторая «Зелёная книга», в которой предлагалось разработать основу для европейской стратегии по обеспечению энергетической безопасности, а также энергетическую политику, совместимую с экологической стабильностью. Возросла роль внешнеполитического направления, и возникла необходимость в разработке стратегического документа, учитывающего интересы ЕС, который бы обозначил переход от принципов к действию. Некоторые государства-члены ЕС (например, Польша) уже сталкивались до этого с проблемой взгляда на энергетическую политику сквозь призму национальной безопасности. В данном контексте в центре внимания оказалась необходимость поддержки со стороны каждого участника, и Польша предложила подписать Европейскую конвенцию по энергетической безопасности, чтобы создать общую схему действий в случае возникновения угрозы нехватки энергетических запасов [A Secure Europe..., 2003]. Внешнее направление столкнулось с контекстом, для которого были характерны экономический национализм и использование ресурсов в качестве политического инструмента, и поэтому получило развитие в форме глобального политического диалога с производителями (Россия, ОПЕК, Средиземноморье, Южная Америка), транзитными странами (Украина, Молдова) и потребителями (Китай, Индия), а также в форме поиска альтернатив русскому газу (Каспийский бассейн). Несмотря на все усилия, европейский подход, варьирующий между геопо-

литикой и рынками, так и не был преобразован в единое направление. Внешнеполитический курс в энергетике до сегодняшнего дня базируется на двусторонних соглашениях между странами-членами ЕС.

В марте 2007 года были поставлены цели новой общей энергетической политики. Во время президентства Германии Совет Европы сконцентрировал внимание стран ЕС на борьбе с глобальным изменением климата, были приняты заключения о климате и энергетике, сделанные Европейской комиссией. Долгосрочная стратегия определила высший приоритет для таких инициатив, как установление связей в регионах (Франция - Испания, Германия - Польша - Литва, Европа - Центральная Азия, а также среди северных стран), снижение выбросов газов, вызывающих парниковый эффект (на 20 % к 2020 году либо на 30 % - в соответствии с международным договором), а также существенное повышение доли использования возобновляемых источников энергии (20 % от общей энергетики к 2020 году) и биотоплива (10 % всего транспорта).

Что касается Испании, то она в высокой степени зависит от импорта энергии. Например, в 2004 году энергетическая зависимость Испании от импорта составила 77,4 %, в то время как средний показатель по Европе составил 50,1 %. Внутреннее производство сконцентрировано в основном на атомной энергии. Большая доля потребляемой в Испании энергии приходится на промышленный и транспортный секторы - 33 % и 40 % соответственно. В сфере производства электроэнергии главную роль играет использование угля, хотя использование природного газа, атомной и возобновляемой энергетики также заметно возросло [ГЫЕ]. Выявлено, что самые высокие показатели роста использования в производстве электроэнергии имеет природный газ. Значительную часть электроэнергии, производимой в Испании, составляет электричество, полученное из возобновляемых источников энергии. Испания является второй страной в мире по количеству установленных ветровых генераторов электроэнергии. Преимущественное использование газа и возобновляемых источников энергии является важным фактором в борьбе с мировым изменением климата.

В 2004 году общий импорт энергии Испании на 66 % состоял из нефти, на 22 % из газа и на 12 % из твёрдого топлива [ШЕ].

Энергетический баланс Испании зависит от импорта, и эта зависимость превышает средний европейский уровень. Большая часть импорта - нефть и газ, вместе составляющие 88 % всей импортируемой энергии. Основным поставщиком газа для Испании является Алжир (газ доставляется как через газопровод, так и в сжиженном состоянии).

Другим крупным поставщиком является Нигер, поставляющий как сжиженный газ, так и нефтяное сырьё. Значительные объемы нефти также доставляются из Российской Федерации и Мексики.

Возможные выходы из ситуации

В качестве одного из возможных решений проблемы энергетической зависимости от импорта можно рассматривать использование потенциала Испании, которая обладает возобновляемыми энергетическими ресурсами, достаточными как для обеспечения собственной энергетической безопасности, так и для закрепления Испании в роли одного из главных поставщиков энергии для всей Европы. На данный момент такому развитию ситуации препятствуют несколько факторов.

Во-первых, это несовместимость современных энергетических (в частности, электрических) сетей с принципами практического применения возобновляемой энергии. Европейский союз уже занимается решением этой проблемы, в частности, разработана концепция виртуальных электростанций, позволяющая управлять большим количеством децентрализованных производителей энергии (таких как владельцы домов, устанавливающие фотоэлектрические панели на крышах), разработана и введена в пользование система тарифов, по которым владельцам энергоустановок, отдающих излишки вырабатываемой энергии в сеть, возмещается часть платы за электроэнергию (эта система действует в Испании, Германии, Франции и нескольких других европейских странах). Такая система является одним из наиболее эффективных способов стимулирования развития возобновляемой энергети-

ки на уровне частного предпринимательства, но её применение требует осторожности, поскольку в Испании введение этой системы привело к неожиданно бурному развитию промышленной солнечной энергетики на юге [Spain's Solar Market..., 2009].

Во-вторых, у Испании уже налажены отношения с некоторыми африканскими странами-поставщиками природного газа, а также она является одной из первых стран, начавших использовать технологию транспортировки сжиженного природного газа.

Кроме того, для современной Европы важным аспектом энергетической безопасности является диверсификация источников поставки газа, который на данный момент преимущественно поставляется из Российской Федерации, что ведёт к значительной зависимости энергетической безопасности от отношений Европы с Российской Федерацией, а также от отношений РФ со странами, выполняющими транзитную функцию в экспорте газа, что ещё больше усугубляет ситуацию.

В таком контексте у Испании есть реальный шанс стать пунктом распределения африканского газа в Европе и внести тем самым посильный вклад в диверсификацию поставок газа, в стабильность европейской энергетической безопасности. К тому же Испания прилагает усилия к привлечению как можно большего числа поставщиков, ср.: долгое время единственной африканской страной, у которой Испания закупала газ, был Алжир. Таким образом, одна из важнейших задач, стоящих как перед Европейским Союзом, так и перед Испанией на данный момент, -обеспечить стабильное развитие энергетической инфраструктуры.

В Европейском Союзе уже существует программа устойчивого развития и план постепенного перехода к возобновляемой энергетике. На данный момент перед ЕС стоит цель к 2020 году перевести 20 % своего энергетического потребления на возобновляемые источники энергии. Если говорить только о возможностях производственных мощностей электроэнергетики, не затрагивая инфраструктуру, то достижение цели может быть замедлено ввиду недостаточного финансирования исследований в этой области. Например, основная проблема

современной фотоэлектрической энергетики заключается в низкой эффективности фотоэлектрических панелей: эффективность среднестатистической фотоэлектрической панели составляет 12 %, максимальная эффективность панелей, доступных простым потребителям, составляет около 19 % [SunPower..., 2010]. Стимулирование исследований в области фотоэлектрической энергетики позволит повысить эффективность панелей и значительно снизить их стоимость.

Кроме всего вышеперечисленного, стоит отметить тот факт, что устойчивое развитие невозможно только при поддержке политики. Оно должно поддерживаться всем обществом и восприниматься как принцип, которым ежедневно руководствуется каждый гражданин в ситуациях выбора, так же, как и в крупномасштабных политических и экономических решениях. Для этого необходимы серьёзные изменения в образе мышления, в экономических и социальных структурах, а также в способах производства и потребления. Соответственно, необходимо повышать уровень экологической сознательности населения, пропагандировать рациональное использование электричества, воды, газа и бензина.

Литература

1. An External Policy to Serve Europe’s Energy Interests [Электронный ресурс] / European Council, 2006. - Режим доступа : http://www.consilium.europa. eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/reports/90082.pdf.

2. A Secure Europe in a Better World : European Security Strategy [Электронный ресурс] / European Council, 2003. - Режим доступа : http://www.consilium. europa.eu/uedocs/cmsUpload/78367.pdf.

3. CD 68/414/EEC - Council Directive 68/414/EEC of 20 December 1968 Imposing an Obligation on Member States of the EEC to Maintain Minimum Stocks of Crude Oil and/or Petroleum Products [Электронный ресурс] / EUR-Lex : Access to European Union law. - Режим доступа : http://eur-lex.europa.eu/smartapi/ cgi/sga_doc?smartapi!celexplus!prod!DocNumber&type_doc=Directive&an_ doc=1968&nu_doc=414&lg=en.

4. Green Paper : Towards a European Strategy for the Security of Energy Supply [Электронный ресурс] / European Commission, 2006. - Режим доступа : http:// ec.europa.eu/energy/green-paper-energy-supply/doc/green_paper_energy_supply_ en.pdf.

5. INE - Institute Nacional de Estadistica [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ine.es/jaxi/tabla.do?path=/t04/a082/a1998/l1/&file=e01001. px&type=pcaxis&L=1.

6. Spain's Solar Market Crash Offers a Cautionary Tale About Feed-In Tariffs [Электронный ресурс] / The New York Times, 2009. - Режим доступа : http:// www.nytimes.com/gwire/2009/08/18/18greenwire-spains-solar-market-crash-offers-a-cautionary-88308.html?pagewanted=1.

7. SunPewer Offers Solar Modules Boasting 19 % Efficiency [Электронный ресурс] / Brighter Energy, 2010. - Режим доступа : http://www.brighterenergy. org/9715/news/solar/sunpower-offers-solar-modules-boasting-19-efficiency/.

© Нефедов Е. Д., 2012

Spain's and EU's Energy Dependence Problem and Its Possible Solutions

E. Nefyodov

The article covers the development of Spain's energy mix, its role in the European Union's energy security system. It is noted that the European countries are dependent on the outside supplies of resources.

The author emphasizes the potential for development of some kinds of energy in Spain and the assumed special role of Spain in development of the EU's energy independence.

Key words: energy; energy security; energy dependence; European Union; Spain; natural resources.

Нефедов Евгений Дмитриевич, аспирант, кафедра европейских исследований, Институт социальных и политических наук, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург), enefedov@gmail.com.

Nefyodov, E., post-graduate student, Department of European Studies, Institute of Social and Political Studies, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg), enefedov@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.