Научная статья на тему 'Проблема энергетической зависимости государств АТР'

Проблема энергетической зависимости государств АТР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
552
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ENERGY SECURITY / РОССИЯ / RUSSIA / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA PACIFIC / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / MIDDLE EAST / НЕФТЬ / OIL / ГАЗ / GAS / УГОЛЬ / COAL / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова В.А.

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) является динамично развивающимся регио-ном мира, что обусловливает опережающий рост потребления нефти и газа. Скудость запасов данных видов топлива ведет к усилению энергетической зависимости многих государств АТР. Решение проблемы видится путем осуществления таких мер, как соз-дание совместных предприятий в государствах экспортерах энергоресурсов, повы-шение эффективности потребления на внутренних рынках, создание стратегических запасов, усиление региональной кооперации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of Asia Pacific countries energy dependence

Asia Pacific is a unique region, contains both developed and developing countries. Dynamic economic development leads to fast growing demand for fossil fuels. Ecological standards assume structural changes to the energy balance of Asia Pacific countries with declining amount of coal in favor of oil and gas. Asia Pacific is a net importer of oil and gas mainly from the Middle East. This dependence makes Asia Pacific countries search for a solution to secure demand. As it seems solution to the problem can be reached with Russian par-ticipation through the following measures: joint ventures, effective regulation of the home market, creature of stocks and regional cooperation

Текст научной работы на тему «Проблема энергетической зависимости государств АТР»

Вестник Института экономики Российской академии наук

4/2016

В.А. ИВАНОВА аспирантка кафедры МЭО и ВЭС МГИМО МИД РФ

ПРОБЛЕМА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ГОСУДАРСТВ АТР

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) является динамично развивающимся регионом мира, что обусловливает опережающий рост потребления нефти и газа. Скудость запасов данных видов топлива ведет к усилению энергетической зависимости многих государств АТР. Решение проблемы видится путем осуществления таких мер, как создание совместных предприятий в государствах - экспортерах энергоресурсов, повышение эффективности потребления на внутренних рынках, создание стратегических запасов, усиление региональной кооперации.

Ключевые слова: энергетическая безопасность, Россия, Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближний Восток ,нефть, газ, уголь, импорт, экспорт.

1БЬ: Б02, Б40.

Проблема энергетической зависимости влияет на экономическое развитие государств и политическую стабильность в мире, но нигде она не стоит так остро, как в азиатской части Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Рост объемов торговли и инвестиций в АТР продолжает способствовать экономическому развитию. В то же время растущий в результате положительной динамики экономического роста спрос на сырье привел к обострению зависимости от энергоресурсов, в частности, от минерального сырья и топлива, а также к росту цен на основные виды топливного сырья в регионе.

Данный регион обладает обширными запасами углеводородов и других видов энергоресурсов. Некоторые государства АТР являются экспортерами угля, природного газа, электроэнергии и нетто-импор-терами нефти и сжиженного природного газа (СПГ). Однако ввиду опережающих темпов экономического роста наблюдается спад в объемах экспорта угля и природного газа в ряде стран. Кроме того, несмотря на запасы этих видов топлива, все больший объем спроса в регионе на эти ресурсы удовлетворяется за счет импорта.

Зависимость от импорта нефти. Нефть остается важнейшим сырьем для АТР ввиду удобства транспортировки, высокой энергоэффективности и важности для транспортной и других важных отраслей промышленности экономик региона. Основными поставщиками сырой нефти являются страны Ближнего Востока, Африки, в меньшей

степени - государства СНГ. Растущий спрос на нефть в АТР и острая нехватка внутренних ресурсов этого вида топлива являются главными причинами энергозависимости. Запасы нефти в регионе составляют менее 4% мировых и поэтому возможности увеличить или стабилизировать текущий уровень добычи нефти невелики [1, p. 1]. Замена нефти такими видами топлива, как природный газ или возобновляемые источники энергии, пока не привела к успеху. Как следствие вышеуказанных факторов, растет зависимость региона от импорта нефти из государств Ближнего Востока, крайне политически нестабильного региона мира. А развитие производства и потребления в регионе заставляет искать пути решения по выходу из этой нефтяной зависимости.

Какие меры могут способствовать разрешению этой проблемы? Прежде всего это создание лучших условий для разведки и разработки внутренних запасов региона, включая налоговые каникулы предприятиям, работающим в данной сфере; низкие государственные роялти (платежи за разработку природных ресурсов), а также увеличение финансовой поддержки для создания инфраструктуры, в результате чего доступ к месторождениям был бы намного легче.

Следующей мерой снижения энергозависимости является повышение эффективности переработки сырой нефти в экономике стран региона. Ведь снизить темпы роста потребления нефти пока не представляется возможным, так как они обусловлены экономическим ростом, повышением уровня жизни населения, развитием транспортной отрасли, нефтехимической промышленности. Несмотря на высокие темпы прироста спроса на нефть, среднедушевое потребление нефти в большинстве стран АТР по-прежнему ниже, чем в развитых государствах, что указывает на высокую вероятность дальнейшего роста потребления. Пока единственной возможностью сдерживания объема потребления нефти является повышения эффективности ее использования. Так, например, Япония является одной из стран с наиболее энергоэффективной экономикой.

Кроме того, потребление нефти может сдерживаться структурными изменениями в экономиках развивающихся стран, обусловленными ростом сферы услуг, сектора информационных технологий и сокращением доли тяжелой промышленности. Такой пример демонстрирует Индия, где основной акцент в экономической политике сделан на развитии информационной экономики, что приводит к стабилизации использования энергоресурсов на единицу ВВП (в отличие от Китая, где доля тяжелой промышленности в структуре экономики по-прежнему велика). Успешным историческим примером структурной перестройки экономики с целью стабилизации потребления сырья является Республика Корея, где с 1980 г. по 2000 г. потребление

нефти росло больше чем на 10% в год в результате индустриализации и относительно низких цен на сырье, а затем рост замедлился вплоть до 1% в год в результате структурных изменений в экономике [1, р. 4-5].

В некоторых отраслях национальных хозяйств АТР нефть будет заменяться в большей или меньшей степени природным газом, а также биотопливом. В частности, среднегодовой рост потребления нефти на Филиппинах планируется в рамках 1,8 %, по сравнению с 10% на газ. В Индии и Республике Корея правительство планирует увеличить долю использования сжатого природного газа в транспорте для снижения потребления нефти. Кроме того, в АТР активно развивается производство биотоплива и этанола. В Индии и Китае построено несколько заводов по производству биотоплива. В большинстве стран также приняты законы по энергосбережению и по снижению энергоемкости производства [2, р. 45-48].

Однако с учетом положительной динамики прироста населения в регионе и повышения уровня жизни, и как следствие этого - с учетом растущего энергоспроса, реальные возможности по снижению темпов прироста потребления нефти невелики.

Вопрос об острой энергозависимости, в частности, от стран Ближнего Востока, ставит перед импортерами сложную задачу снижения рисков. Япония, Сингапур, Южная Корея и Тайвань импортируют почти всю потребляемую нефть, Бангладеш и Филиппины - около 90%, Таиланд около - 70% [3] . На сегодняшний день экспортерами в регионе являются только Малайзия, Папуа Новая Гвинея, Вьетнам, Бруней. Большая часть импортируемой нефти идет из государств Ближнего Востока. Аналогично и доля АТР в географической структуре экспорта государств Ближнего Востока превалирует. Такая степень зависимости АТР от Ближнего Востока делает их экономики особенно уязвимыми к любым изменениям в военной, политической, социально-экономической ситуации на Ближнем Востоке, которые могли бы привести к перебоям в поставках.

Особенную озабоченность вызывает свободный проход судов через Ормузский пролив, который обеспечивает до 90% всего морского нефтяного трафика Ближнего Востока. Кроме того, около 90% импортируемой в регионе нефти проходит через Малаккский пролив, который разделяет малазийский полуостров и Индонезийский остров Суматра. Близко к проливу также расположен Сингапур, который является крупнейшим нефтяным хабом Юго-Восточной Азии. Таким образом, от свободности этих проливов зависит бесперебойность нефтепотре-бления почти всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

Зависимость от импорта природного газа. Природный газ также приобретает актуальность для энергобаланса стран АТР. Он используется как для производства электроэнергии, так и в промышленности.

В отличие от нефти газ менее энергоэффективен, но в условиях строгих экологических стандартов и сланцевой революции газ пользуется повышенным спросом. Основными газовыми рынками в мире являются США, Европа и Азия. Особенности транспортировки газа определяют их изоляцию друг от друга, различие в издержках и, как следствие, цены на газ на этих рынках. В АТР на транспортные расходы приходится значительная часть в ценообразовании, так как транспортировка происходит либо по газопроводу, либо, по большей части, в виде СПГ, что требует непрерывной и отлаженной цепочки передачи.

Рынок газа АТР имеет три подсегмента - сложившийся (СВА - Япония, Республика Корея, Тайвань), зарождающийся (Китай и Индия) и рынок государств ЮВА (Малайзия, Бруней, Индонезия), где преобладают производители сжиженного природного газа (СПГ). В целом на рынок АТР приходится до 71% мировой торговли СПГ, 51% которых приходится на Японию, за ней следуют Китай, Республика Корея, Тай -вань, Таиланд. Крупнейшим экспортером СПГ в АТР является Катар, на который приходится до 29% регионального импорта СПГ, другими крупными поставщиками являются Оман, Йемен, ОАЭ. В совокупности на Ближний Восток приходится до 39% всего объема импорта АТР. 12% азиатского импорта приходится на такие африканские страны, как Алжир, Египет, Экваториальная Гвинея, Нигерия. Затем следует Россия, которая вместе с другими странами региона - Австралией, Брунеем, Индонезией, Малайзией - обеспечивает до 46% импорта СПГ. Эти страны выступают ключевыми экспортерами в регионе. Крупнейшими экспортерами трубопроводного газа являются Россия, Индонезия, Мьянма. Однако в силу ограниченности природных запасов данные государства, за исключением России, поставляют газ небольшому числу стран. Например, Индонезия осуществляет поставки только Сингапуру и Малайзии, Мьянма только Таиланду. Поставка газа по трубопроводу географически ограничена в регионе, и поэтому объемы поставок не столь существенные по сравнению с СПГ. Исключением является импорт КНР из Туркменистана, благодаря самому длинному в мире газопроводу, соединяющему Туркменистан, Узбекистан и Казахстан с Китаем.

Существующие цены на газ в АТР усиливают энергетическую зависимость. В отличие от цен на уголь и нефть, которые, как правило, совпадают с мировой ценой, цены на газ в АТР значительно выше мировых. Они, как правило, проиндексированы в привязке к ценам на сырую нефть по долгосрочным контрактам вплоть до 20 лет. Таким образом, цены на газ не только волатильные, но и почти вчетверо превышают цену на газ в США. Высокие цены на газ в АТР негативно влияют на свободу конкуренции на рынке и препятствуют сбалансирован-

ному использованию различных источников энергии, в том числе способствуя использованию угля в качестве главного минерального сырья.

Создание регионального рынка газа позволит разорвать зависимость цены на газ или СПГ от нефтяных цен и уже основываться на мировых ценах на газ. Особенно этот сценарий благоприятен для АТР, если излишки газа в США и Канаде будут экспортироваться.

Зависимость от импорта угля. В настоящее время азиатская часть АТР является крупнейшим импортером угля в мире. На АТР приходится до 72% мировой торговли углем, импорт занимает 67% от мирового. За последние пять лет объемы импорта данного вида топлива в регионе существенно увеличились. Этот феномен во многом объясняется внутренним спросом в Китае. Кроме Китая, крупнейшими импортерами угля являются также Япония, Республика Корея, Тайвань [3].

Россия, Индонезия и Австралия являются крупнейшими экспортерами угля в регионе, в совокупности на эти государства приходится 62% мирового и 82% регионального экспорта. Объемы экспорта угля из этих стран также увеличились, в большой степени вследствие увеличения на 60% объемов экспорта из Индонезии. Под влиянием строгих экологических стандартов объем импорта угля в Китае в обозримой перспективе должен начать постепенно снижаться, в то время как импорт угля в других странах может возрастать. Как представляется, уголь будет и дальше присутствовать в торговле энергоресурсами, так как ряд государств АТР будет продолжать использовать его для нужд экономики.

Пути преодоления энергозависимости. Решить проблему энергозависимости государств АТР можно путем осуществления таких мер, как создание совместных предприятий в государствах - экспортерах энергоресурсов, повышение эффективности потребления на внутренних рынках, создание стратегических запасов, усиление региональной кооперации.

Организация совместных предприятий с компаниями, вовлеченными в добычу энергоресурсов, прежде всего нефти и газа, является приоритетным направлением в энергетической политике большинства стран АТР. Ряд государств уже осуществляет это путем инвестирования в разработку и разведку ископаемых на Ближнем Востоке и других регионах. Компании из Ближнего Востока, в свою очередь, инвестируют в нефтеперерабатывающую отрасль в АТР. Например, Сауди Арамко1 имеет существенный объем вложенных средств в нефтеперерабатывающей отрасли Сингапура. В Китае с 2000-х годов поли-

1 Saudi Aramco (ведущая компания Саудовской Аравии) осуществляет добычу нефти в Саудовской Аравии, включая территориальные воды Персидского залива и Красного моря. Большая часть добычи нефти приходится на месторождения, располо-

тика всех нефтяных компаний строилась на инвестициях в нефтяную промышленность государств - производителей нефти. На сегодняшний день китайский капитал присутствует в Алжире, Азербайджане, Бразилии, Мьянме, Канаде, Эквадоре, Индонезии, Иране, Казахстане, Кении, Кувейте, Мавритании, Марокко, Нигерии, Омане, Перу, Саудовской Аравии, Судане, Сирии, Туркменистане, Венесуэле и Йемене. Подобного рода совместные предприятия обеспечивают нефтяные поставки, отчасти решая проблему энергетической зависимости.

Форма реализации проектов в рамках совместных предприятий может быть усовершенствована за счет создания и расширения нефтехранилищ в АТР. Ближневосточные компании имеют обширные нефтехранилища в Европе, Карибском бассейне, но не имеют ни одного в АТР, несмотря на огромные объемы поставок. Создание нефтехранилищ также может быть весьма выгодным для экспортеров из Африки, так как поможет сэкономить на расходах по транспортировке за счет экономии на масштабах.

Совместные предприятия с азиатскими партнерами могут быть особенно эффективны во многих сферах: в разведке и добыче нефти; в нефтепереработке и реализации продуктов переработки; в строительстве и реализации совместных хранилищ нефти и совместной инфраструктуре, такой как нефтепроводы, порты, терминалы.

Несмотря на важность государственной поддержки, каждый проект должен иметь экономическую выгоду для инвестора, и здесь важную роль играют рыночные механизмы.

Вопрос повышения эффективности потребления на внутренних рынках в течение долгого времени решался правительствами стран АТР путем проведения политики ценового регулирования. Сейчас правительства государств АТР все чаще приходят к выводу, что энергетическая безопасность, под которой понимается обеспечение бесперебойных поставок энергоресурсов при максимально возможно низкой цене, может быть достигнута через эффективную работу рыночных инструментов.

При этом до сих пор многие правительства продолжают вмешиваться в рыночный механизм для лоббирования интересов внутренних поставщиков или отраслей хозяйства, обеспечения интересов отдельных групп населения. Это ведет к нарушению механизмов рыночного взаимодействия. Неэффективность регулирования рынков энергоресурсов ведет к нарушению интересов некоторых групп бизнеса, поэтому вопрос повышения эффективности потребления на внутренних рынках крайне актуален. Разница в подходах к регулированию рынков

женные на прибрежных равнинах Восточной провинции. Компания была основана 29 мая 1933 года

сырья в разных странах АТР приводит к различной динамике развития отраслей обрабатывающей промышленности. Это во многом объясняется заметным присутствием нефтяных и газовых ТНК на рынках АТР, которые для осуществления своей деятельности выбирают государства с максимально прозрачным и эффективным регулированием сырьевых отраслей и, как следствие, высокой эффективностью потребления.

Одной из наиболее эффективных мер по решению проблемы энергетической зависимости является создание стратегических запасов нефти. Будучи членами ОЭСР, Япония, Республика Корея, Австралия и Новая Зеландия сохраняют обязательный уровень запасов, который соответствует объемам 90-дневного импорта нефти. Кроме того, приемлемый уровень запасов в регионе поддерживает Тайвань и Сингапур, который является региональным центром нефтепереработки и крупнейшим нефтетрейдером АТР.

Другие государства региона более уязвимы к перебоям в поставках. В 2004 г. китайское правительство начало строительство нефтехранилищ в четырех городах. На сегодняшний день запасы КНР соответствуют объемам 30-дневного импорта нефти [2].

Высокие издержки строительства и поддержания функционирования нефтехранилищ во многом предполагают международное участие и кооперацию между соседствующими государствами. Кроме того, при создании нефтехранилищ правительства должны выбрать соответствующее место и обеспечивать безопасность запасов, которые могут не использоваться в течение длительного времени. Важно правильно определять время пополнения запасов и выработать механизм для их использования.

В последнее время решение проблемы энергозависимости широко обсуждается в контексте региональной кооперации в регионе как в области совместного инвестирования в проекты за пределами АТР, так и в создании совместной инфраструктуры - трубопроводов, портов, перерабатывающих предприятий. Механизм взаимодействия пока имеется только в рамках АСЕАН, члены которой в 1986 г. подписали Соглашение по нефтезависимости, призывающее страны-производители увеличить объемы экспорта в государства АСЕАН, испытывающие нехватку ресурсов. Среди членов АСЕАН были 4 производителя и экспортера нефти - Бруней, Индонезия, Малайзия, Вьетнам и крупный производитель продуктов нефтепереработки - Сингапур. Пять других членов являются импортерами нефти - Мьянма, Камбоджа, Таиланд, Филиппины и Лаос. Эффективность этого соглашения невысока.

Как представляется, на сегодняшний день кооперация может развиваться в двух направлениях - увеличение и поддержание запасов и выработка единой ценовой политики в отношении государств -экс-

портеров энергоресурсов, в частности государств Ближнего Востока. Однако сложности есть и на том, и на другом направлениях.

Региональная кооперация осложняется противоречиями между государствами внутри региона. В частности, Япония недовольна ростом роли Китая как крупнейшего импортера нефти в регионе. Различна политика стран региона и в сфере регулирования рынка, внутренней ценовой политики и стандартов качества для продуктов нефтепереработки, что в совокупности ведет к разобщенности в интересах государств региона.

Таким образом, для создания предпосылок региональной интеграции необходимо создавать общие нефтехранилища; гармонизировать систему технических требований для продуктов нефтепереработки.

Обеспечение энергетической зависимости зачастую отражается и в ценовой политике, поэтому одним из важных направлений является усиление роли свободной трейдинговой площадки, ориентированной на нужды АТР.

В настоящее время в мире существует два важнейших фондовых рынка фьючерсных контрактов на нефть, которые играют определяющую роль для мировой торговли, - это ICE (Лондон) и NYMEX (Нью-Йорк). Однако покупатели из АТР не могут широко использовать эти рынки, так как они, по сути, торгуют марками нефти, которую государства АТР не закупают. Торговля нефтью в США базируется на марке Вест Тексес Интермедиат, в Лондоне - на Бренте, в то время как государства АТР закупают Дубай бренд. И хотя для снижения рисков можно использовать любой рынок, трейдеры из АТР меньше хеджируют свои позиции на американском и европейском рынках. Этот разрыв в торговле разными марками позволяет продавцам зачастую устанавливать более высокую цену для потребителей из АТР. В 2006 г. открылась биржа в Дубае (DME) с 50%-ным участием NYMEX, что весьма выгодно для государств АТР. Ожидается, что роль этой площадки для импортеров из АТР будет весьма велика.

В настоящее время в регионе происходит изменение геополитического баланса сил, и это не способствует сближению позиций по решению вопроса энергетической зависимости ряда крупных экономик АТР. Можно предположить, что будет иметь место дальнейшая региональная сегментация азиатской части АТР в зависимости от выбора вектора силы, а реализация предложенных выше мер по решению проблемы энергозависимости экономик АТР будет осуществляться в рамках отдельных региональных соглашений. На сегодняшний день, как представляется, такого рода соглашениями станут Транс-Тихоокеанское партнерство и Азиатско-Тихоокеанское торговое соглашение.

Литература

1. BP Statistical Review of World Energy 2015 / BP p.l.c. London, 2015.

2. Kang Wu. Asia's Energy Future: Regional Dynamics and Global Implications. Wu Kang // East-West Center. Honolulu, 2010. Р. 45-48.

3. Southeast Asia Energy Outlook 2015 / World Energy Outlook Special Report / International Energy Agency. Paris, 2015. Р. 128-135.

V.A. IVANOVA

PG student, International Economic Relations Department Moscow State Institute for

International Relations, Moscow

vnvvctr@yahoo.com

PROBLEM OF ASIA PACIFIC COUNTRIES ENERGY DEPENDANCE Asia Pacific is a unique region, contains both developed and developing countries. Dynamic economic development leads to fast growing demand for fossil fuels. Ecological standards assume structural changes to the energy balance of Asia Pacific countries with declining amount of coal in favor of oil and gas. Asia Pacific is a net importer of oil and gas mainly from the Middle East. This dependence makes Asia Pacific countries search for a solution to secure demand. As it seems solution to the problem can be reached with Russian participation through the following measures: joint ventures, effective regulation of the home market, creature of stocks and regional cooperation.

Keywords: energy security, Russia, Asia Pacific, Middle East, oil, gas, coal, import, export. JEL: F02, F40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.