Научная статья на тему 'Проблема экологического сознания с точки зрения этнопсихологии'

Проблема экологического сознания с точки зрения этнопсихологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
805
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема экологического сознания с точки зрения этнопсихологии»

Проблема экологического сознания с точки зрения этнопсихологии

Трефилова Е.Г.

Problem of Ecological Consciousness in Ethnopsychology

Trefilova E.G. Abstract

The main directions of research in the shpere of ecopsychology are analyzed in the article: psychology of environment, psychology of ecological cognition, ecopsychology of development. Different points of view on the subject of learning psychology of ecological cognition are given . The author makes an attempt to examine the problems of ecological cognition from the point of view of ethnopsycology.

Проблема экологического

сознания имеет множество

аспектов: философский,

социологический,

психологический, экологический и

др.

Экологические проблемы,

стоящие перед человеческим сообществом в последние

десятилетия, привели к осознанию того, что охрана природы - это не только научная проблема.

Большинство ученых-экологов пришли к выводу: для того, чтобы природоохранные мероприятия стали эффективнее, необходимо изменить экологические

представления большинства

граждан.

Огромное значение для осознания экологических проблем, стоящих перед человечеством, сыграл коллективный труд

«Пределы роста. Доклад Римскому клубу», выполненный под

руководством Д. Медоуза. (1989) На основании этого доклада впервые был сделан вывод о том, что «осознание количественных ограничений возможностей

окружающей природной среды и трагических последствий

превышений их предельного уровня является необходимой отправной точкой для

возникновения новых форм

мышления, которые приведут к основательному пересмотру

существующих образцов

поведения и как следствие всего существующего на сегодняшний день общественного устройства». (10,195)

Очевидно, что для изменения имеющегося мировоззрения

людей, их сознания,

представлений, установок

необходимы научные

исследования в области

психологии. Такие исследования в настоящее время проводятся в

рамках экологической психологии. Экологическая психология

(Ecological Psychology) - это относительно новое направление, оформившееся в зарубежной психологии в 70-80 гг. двадцатого столетия. Первое публичное определение экопсихологии было дано социальным историком Т. Roszak в 1992 году. В современной отечественной психологии

исследования в рамках данного направления осуществляются в лаборатории экопсихологии

развития под руководством В.И. Панова. (Психологический

институт РАО).

В связи с тем, что в настоящее время происходит становление

экопсихологии как

самостоятельной научной

дисциплины, предмет данной науки не определен четко. Выделяют несколько отдельно стоящих направлений

экологической психологии,

имеющих собственный предмет и направление исследования.

Психология________окружающей

среды занимается изучением отношения человека со средой своего окружения, взаимосвязи

между переменными среды и различными психологическими характеристиками человека, его поведением. В рамках психологии окружающей среды

осуществляется изучение

пространственного познания,

пространственного поведения, восприятие качества среды,

реакции человека на

взаимодействие с окружающей

средой. Отечественные

исследователи в настоящий

момент изучают психологические последствия стихийных бедствий и техногенных катастроф, влияние городской среды на

формирование психики ребенка и

др. (С.Д. Дерябо, 1996)

Психология_______экологического

сознания включает в себя разработку психологических

закономерностей, механизмов и методов диагностики личностного отношения к миру природы. Ключевой проблемой является исследование индивидуального и группового экологического

сознания. Предметом

исследования в психологии экологического сознания является «индивидуальное и групповое экологическое сознание,

рассматриваемое в

социогенетическом, онтогенетическом и

функциональном аспектах» (1; 7). Направление исследований:

экологического сознания в целом; подструктуры экологических

представлений; подструктуры субъективного отношения к

природе; подструктуры стратегии и технологии взаимодействия с природой.

Экопсихология развития в качестве предмета исследования определяет «становление

психической реальности в

индивидуальной (единичной и особенной) форме:

порождения и развития психических процессов

(перцептивных, интеллектуальных, эмоциональных и т.д.);

порождения и развития психического состояния индивида (например, а) способность как

функциональное состояние,

возникающее при выполнении некоторой деятельности: от

перцептивной до трудовой, б) состояние гармонии с

окружающей природой,

достигаемое путем ее созерцания, в) критическое состояние психики индивида, вызванное

экстремальными условиями его

жизнедеятельности, и т.д.);

порождения и развития группового психического

состояния, т. е. единого состояния группы индивидов (например, социодинамика группы

психотренинга по К. Левину);

формирования индивидуального сознания

(например, экологическое

сознание отдельных членов

человеческого сообщества);

типологии и развития группового массового сознания

(например, экологическое сознание этноса выражающего и

конструирующего взаимодействие членов данного этноса с

окружающей природой);

условия и закономерности

становления индивидуальности психики человека в разных ее видах и в зависимости от

различных средовых условий

(семейных, образовательных,

социальных, духовных и т.п.);

условия и закономерности

становления психического в

форме ноосферы». (14)

Актуальность эколого-

психологических исследований обусловлена необходимостью

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

решения ряда проблем

социального, психологического, образовательного и

методологического характера. В последнее время особую важность приобрели проблемы изучения экологического сознания и мировоззрения как

антропоцентрического, так и

эконцентрического типов.

Антропоцентризм экологического сознания, преобладающий в современном обществе, диктует субъект - объектный тип взаимодействия с природой, продуцирующий потребительское отношение человека к природе. Важнейшей из задач, стоящей

перед современным обществом, является необходимость

формирования экоцентрического типа сознания, реализующего субъект - субъектную логику взаимодействия. «Реализуя в своей деятельности общеприродные принципы бытия субъект -объектный, субъект - субъектный или субъект - порождающий типы взаимодействия с окружающим миром и с самим собой, Человек (индивид, группа и т.д.) обретает способность быть субъектом той или иной деятельности и того или иного типа сознания, в том числе этнического, экологического, а также процесса своего развития». (14, 186)

Анализ исследований,

представляющих интерес с точки зрения изучения экологического сознания показал, что

экологическое сознание имеет много проявлений, поэтому различны подходы к его рассмотрению и изучению, а также нет однозначного

определения данного понятия.

Л.Н. Гумилев обосновал концепцию пассионарности

(инициативная деятельность ядра общества, увлекающая за собой других). Одной из составляющих пассионарности является

экологическое сознание,

характеризующееся возможностью предсказания динамики природы.

Н.Ф. Реймерс (1990) в словаре-справочнике

«Природопользование» дает

следующее определение понятию экологического сознания:

«сознание экологическое -индивидуальная и коллективная (общественная) способность

понимания неразрывной связи человека и человечества с природой, зависимости

благополучия людей от

целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека и

использования этого понимания в практической деятельности ». (16)

В психологии экологического сознания существуют четыре основных направления

исследований: экологического

сознания в целом, и трех его подструктур: экологических

представлений, субъективного отношения к природе, стратегий и технологий взаимодействия с ней

(3).

Методологические особенности психологии экологического

сознания заключаются в том, что природа рассматривается как «мир природы», а не как «природная среда»; основной акцент делается на не объективных связях человека и природы, а на субъективных отношениях. Для исследования взаимодействия

человека с природой используется концептуальный, понятийный и методический аппарат социальной психологии, психологии личности и др. (Дерябо С.Д., 1999)

Субъективное отношение к природе характеризуются

следующими параметрами:

параметр широты, интенсивности и осознанности, устойчивости и модальности, а т.ж. параметрами второго порядка:

эмоциональности, обобщенности, доминантности, когерентности, принципиальности, сознательности. Выделяют четыре типа модальности: объектнопрагматический, объектно-

непрагматический, субъектно -прагматический, субъектно-

непрагматический. На основе параметров модальности в экологической психологии

разработана собственно

психологическая типология

субъективного отношения к природе. (3)

Отдельные исследования

указывают на необходимость

изучения индивидуального и

группового экологического

сознания и мировоззрения, где

основной проблемой является

изучение его социо- и онтогенеза (В. И. Панов).

В.И. Медведев, А.А. Алдашева, пытаясь дать определение

анализируемому понятию,

рассматривают экологическое сознание как: «очень сложную,

саморегулирующуюся (т.е.

имеющую возможность самой

менять цели, функции и звенья) систему, сформированную для решения задач установления,

стабилизации или изменения взаимоотношений с природой и ее объектами, возникающих в процессе удовлетворения

человеком своих потребностей».(9) Авторы выделяют следующие

характерные черты

экологического сознания:

•первая характеристика

экологического сознания - степень отражения в нем различных общественных институтов,

общественных ценностей;

•вторая характеристика

связана с выраженностью в нем прогностических элементов при выборе критериев решения конкретной экологической

проблемы;

•третья характеристика

связанна с особенностями его ориентации на общество, коллектив.

•одна из важнейших

характеристик экологического сознания - его направленность, а так же реалистичность,

рациональность, экспрессивность. (9)

Разные позиции,

представленные в определении экологического сознания,

предполагают различное

понимание его сути, что еще раз указывает на необходимость продолжения исследований в области психологии

экологического сознания.

Изучение различных сторон и составляющих экологического сознания требует рассмотрения в условиях полиэтнического

взаимодействия. Взаимодействие человека с природой у каждого народа имеет свои особенности. Это позволяет рассматривать этнос и географическую среду как определенную целостность.

Давно было подмечено, что окружающая природная среда влияет на человека как единый организм во всей своей совокупности. Этнографы

утверждают, что чем труднее природные условия, тем бережнее человек относится к природе, тем больше он создает табу и правил поведения, направленных на охрану природы. В.И. Медведев,

А.А. Алдашева отмечают, что «коллективное экологическое

сознание, особенно на уровне этноса, во многом зависит от особенностей информационной среды, в том числе и от той, которая действовала на население достаточно долгое время, чтобы переоформиться в традиции, обычаи, религиозномифологические установки,

определяющие в конечном итоге менталитет и пассионарность нации». (9; 188) Следовательно,

особенности окружающей

природной среды значительно влияют на этническое сознание нации, в том числе и на экологическое сознание этноса.

«Этнопсихологические особенности людей выступают как важные детерминанты

человеческого фактора,

оказывают влияние на его

развитие

в

процессе

взаимодействия личности и природы (Арутюнов, 1983;

Бромлей, 1983; Левкович, 1983; Шулындин, 1984).» (4)

В.А. Душков отмечает, что «об особенностях восприятия природы разными народами

свидетельствует представление людей о влиянии природных факторов на психологию человека, и в частности на его сознание»(4, 188) К примеру, эскимосы отождествляли вьюгу, пургу, сильные морозы со злыми духами «торнаит»; ительмены Камчатки боялись «горных богов» - «камули»; чавчувены и нымыланы (кочевые и оседлые коряки) считали животных «народами», (например, народ собак, народ мышей) живущими своей жизнью параллельно с «настоящими людьми» и взаимодействуя с ними.

По мнению В. И. Панова, на базе концептуальной модели взаимоотношений человека и природы в экологическом сознании формируется модель взаимоотношения между

субъектом и теми социальными структурами, в которые включен этот субъект, начиная с таких ячеек, как коллектив, семья, и кончая этносом и государством. Это связанно с тем, что

особенности среды накладывают отпечаток на особенности социальных отношений, а

особенности социальных

отношений влияют на отношение к человека к природе.

Сущность человеческого

познания природы выражается категорией универсальности,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

связывающей разносторонность и уникальность деятельности

человека с расширением той

неорганической природы, которой он живет.

Некоторые исследователи

считают, что для экологического

сознания ценностные понятия у представителей различных

менталитетов более близки по содержанию и по направленности, поскольку социальные уклады могут резко отличаться друг от друга, а законы природы примерно одинаковы даже в резко отличающихся климатических регионах.

Поэтому, современной науке идет поиск определение не только самих ценностей, но и различий в понимании и использовании одних и тех же ценностных понятий представителями

различных менталитетов

(взаимодействие культур или кросскультурное взаимодействие). Представляет интерес изучение общего и различного в понимании и использовании одних и тех же ценностных понятий

представителями различных

менталитетов, т. к. менталитет определяет как образ мира, так и отношение к нему.

Для того чтобы продолжать поиск необходимо проводить исследования различных

этнических групп, так как можно утверждать, что малочисленные народы является носителями психического в этнической общности.

Особый интерес представляет изучение экологического сознания коренных народов Камчатки. Малыми народностями Камчатки накоплен огромный многовековой опыт собственных

взаимоотношений с окружающей природной средой, свои

представления о жизни и природе, традиции природопользования и жизнеобеспечения. Этот опыт требует описания, изучения, сравнения и анализа.

Известный исследователь

культурного наследия коренных народов Камчатки В.Н.

Малюкович так описывает условия жизни коряков: «суровая северная природа - холодные дожди летом, снежная длинная зима, когда и на легкой собачьей упряжке невозможно проехать до ближайшего селения, частые голодовки, гибель оленей, составляющих основную пищу оленных коряков - чавчувенов, зависимость береговых коряков нымылан от нерестового хода лососей, враждебные отношения соседних племен и родов».(8, 10) И все же, исследуя корякский фольклор нельзя не заметить удивительные взаимоотношения человека и природы, животных, любовь к своей древней земле. «В сказках о мышах, о существах с человеческими потребностями, мы находим мысль о том, что не только нам, людям, дано преимущество мышления,

осознания мира - мысль глубокую и современную». (8, 11)

В условиях усиливающегося взаимодействия этнических

культур необходимо не растерять то индивидуальное, что является частью сознания и мировоззрения малочисленного народа. Более того, изучение отдельных современных этнических

общностей, в том числе, малочисленных народностей

является приоритетным

направлением в психологической науке. В связи с этим, мы предполагаем изучить особенности экологического сознания

коренных народов Камчатки в рамках проводимого нами диссертационного исследования.

Библиографический список.

1. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика

экологического сознания.- М.: Московский психолого-

социальный институт, 1999. - 310

с.

2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А.

Методологические проблемы

становления и развития

экологической психологии. / /

Психологический журнал. - 1996. Т.17. - N 6. с. 34-36.

3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А.

Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону:

“Феникс”, 1996. - 480 с.

4. Душков В.А. География и психология. Подход к проблемам. М.: “Мысль”, 1987. - 285 с.

5. Кавтарадзе Д.Н. ,

Овсянников А.А. Природа и люди России: основание к пониманию проблемы. - М., Проект ГЭФ

«Сохранение биоразнообразия». -1999. - 112 с.

6. Калмыков А.А. Проблемы и

перспективы экологического

образования. / / Прикладная

психология. 2002. № 1. с. 35-44.

7. Кочнева А.Л. и др. Экологическая журналистика. М.: СоЭС, 1998.-155 с.

8. Малюкович В.Н.

Кутккынняку. Сказки.

Петропавловск - Камчатский : «Белый шаман», 1998. - 183 с.

9. Медведев В. И., Алдашева А.А. Экологическое сознание. - М.: “Логос”, 2001. - 376 с.

10. Медоуз Д. и др. Пределы

роста. - М., Издательство

Московского университета, 1991. -202 с.

11. Панов В. И. Психические

состояния с точки зрения экопсихолгического подхода. //

Прикладная психология. 2002. № 3. с. 23-37.

12. Панов В.И. О проблемах

экологической психологии. / /

Психологическое обозрение. -

1997. - N 1. с. 15-18.

13. Панов В.И. Экологическая

психология: состояние и

перспективы .//2-я Российская конференция по экологической

психологии. Тезисы.

М.

Экопсицентр Росс, 2000. - 13 с.

14. Панов В.И.

Экопсихологический подход к изучению психики.//Доклады Юбилейной научной сессии, посвященной 85-летию

Психологического института им. Л.Г. Щукиной. М., 1999. - 234 с.

15. Петрова П. Г. Экология, адаптация и здоровье. Якутск: “Сахаполиграфиздат”, 1996. - 272 с.

16. Реймерс Н.Ф.

Природопользование: Словарь-

справочник. М.: “Мысль”, 1990. -637 с.

17. Современные проблемы охраны окружающей среды (Тезисы Всесоюзной научной конференции) 18-20 декабря 1990 г. - Новосибирск, 1990. - 387 с.

18. Чумаков Б.Н., Чумакова

Л.И. Эколого-медицинские

проблемы здоровья

трудоспособного населения

городов Крайнего Севера. http://www. md.mos.ru./ conf/ safety/ sec_2/ chu. htm.

19. Шумейко А.А.

Формирование экологического менталитета как общественная потребность. / / Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2003. № 1. с. 46 - 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.