Научная статья на тему 'Проблема экологических рисков современной цивилизации в рамках концепции «Общества всеобщего риска»'

Проблема экологических рисков современной цивилизации в рамках концепции «Общества всеобщего риска» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1929
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / РИСКИ / РИСКОГЕННОСТЬ / ОБЩЕСТВО РИСКА / ОБЩЕСТВО ВСЕОБЩЕГО РИСКА / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тюкульмина О. И.

Рассматриваются концепции «общества риска» и «общества всеобщего риска». Анализируется проблема экологических рисков, их обусловленность рискогенностью современного общества. Сделан вывод о необходимости формирования нового мировоззрения, стиля жизни, новых стратегий и специфических форм существования в среде рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ECOLOGICAL RISKS OF THE MODERN CIVILIZATION WITHIN THE LIMITS OF THE «TOTAL RISK SOCIETY» CONCEPT

The concepts of «Risk society» and «Total risk society» are examined. The problem of ecological risks and their conditionality by risko-geneousness of the modern society is analyzed. The conclusion is drawn on the necessity of formation of the new outlook, life style, new strategies and specific forms of existence in the environment of risks.

Текст научной работы на тему «Проблема экологических рисков современной цивилизации в рамках концепции «Общества всеобщего риска»»

УДК 101.1:316:504.064

ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕаИХ РИСКОВ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ «ОБЩЕСТВА ВСЕОБЩЕГО РИСКА»

О.И. Тюкульмина

Томский политехнических университет E-mail: [email protected]

Рассматриваются концепции «общества риска» и «общества всеобщего риска». Анализируется проблема экологических рисков, их обусловленность рискогенностью современного общества. Сделан вывод о необходимости формирования нового мировоззрения, стиля жизни, новых стратегий и специфических форм существования в среде рисков.

Ключевые слова:

Модернизация, риски, рискогенность, общество риска, общество всеобщего риска, социальные риски, экологические риски, экологическая безопасность.

Постперестроечное пространство современного российского общества характеризуется плюра-листичностью рассматриваемых проблем. Даный феномен лежит в основании изучения переходных процессов, происходящих в России сегодня. Вот почему столь актуальным у ряда авторов является обращение к анализу переходной ситуации, попытки выявления ее генезиса, развития, специфики сущностных признаков. При рассмотрении проблем переходной ситуации некоторые авторы оперируют понятием «общество риска» (Н. Луман, А. Гидденс, У. Бек, О.Н. Яницкий) [1-4]. В рамках концепции «общества риска» дается определение двух диаметрально противоположных типов переходных обществ: креативного и деструктивного. Любое общественное производство представляет собой дуалистическое созидательно-разрушительное явление, при этом всегда предполагаются два параллельных пути общественных изменений, ведущих в конечном итоге либо к эволюции, либо к деволюции, что и предполагает существование этих качественно различных типов - созидательного и разрушительного. В обществах креативного типа, несмотря на риски, осуществляется переход к высокой модернизации, наращиванию созидательного потенциала. В обществах деструктивного типа происходит противоположный процесс прогрессирующей демодернизации, сопровождающийся разрушением креативного потенциала и сокращением витального ресурса, а иногда исчезновением подобных обществ с социальной арены.

Н. Луман, утверждает, что «современное рисковое поведение вообще не вписывается в схему «рационального/иррационального» [1. Р. 18]. Из принимаемых решений всегда вытекают рисковые последствия, ведущие в свою очередь к принятию дальнейших решений, также порождающих риски. Создаются своеобразные потоки разветвленных решений, или «дерево решений», аккумулирующие риски. Н. Луман рассматривает восприятие риска как социальную проблему, согласно которой деятельность личности осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ней как социальным окружением, так и обществом в целом.

Первоочередными современном обществе становятся вопросы приоритетности и авторства принятия решений, а также возможности принятия риска в расчет, поэтому столь важной становится проблема необходимости выбора рисков, опосредуемых социальными факторами [1. Р 4]. Согласно Н. Лу-ману современное общество устроено таким образом, что в нем не может существовать деятельности независимой от риска. Для подхода «риск - безопасность» не существует абсолютной надежности, в то время как для подхода «риск - опасность» характерна тенденция невозможности исключения риска при принятии определенных решений [1. Р 28].

Неотъемлемой чертой современного переходного общества становится его рискогенность. А. Гидденс сравнивает современный мир с системой, структурными элементами которой являются риски, создаваемые человечеством. Он выделяет присущие им специфические признаки: обусловленность современных рисков глобализацией, что приводит к увеличению численности взаимозависимых событий; возникновение «институционализированных сред рисков»; проблема перенасыщенности современного общества знаниями о рисках; недостаточность экспертного знания как инструмента устранения рисков в социальных системах. А. Гидденс вводит также понятие «среда риска» в современном обществе. «Среда риска» включает в себя следующие элементы: риски, порождаемые рефлективностью модернизации; угроза осознания и возникновения чувства бессмысленности существования человека, обусловленная попытками человека соотнесения своего личного бытия с рефлективной модернизацией; опасность для человечества, вызываемая модернизацией и совершенствованием военных технологий [2. Р 102].

У. Бек разработал более полную концепцию общества риска. Рассматривая источники возникновения современных рисков он пишет: «Риски порождаются индустриальными, то есть технико-экономическими решениями и соображениями полезности. Современные риски отличаются от разрушений, порожденных войной, их «нормальным» или, точнее, их «мирным» порождением (произ-

водством) в центрах рациональности и процветания, с благословения и при гарантиях закона и социального порядка» [3. Р. 98]. Автор утверждает, что риски не являются исключительным случаем социальной жизни, а стабильно воспроизводятся обществом в экономической, политической, социальной сферах жизнедеятельности, являясь результатом принятия решений. По определению У. Бека риск выступает условием систематического взаимодействия социума с опасностями, создаваемыми модернизацией, более того, риски современной цивилизации становятся следствием модернизации и порождаемых ею неуверенности и страха [3. Р. 45]. Новой парадигмой социального развития можно считать «общество риска», сущность которой заключается в том, что характерная для общества индустриального развития тенденция общественного производства, заключающаяся в аккумуляции и продвижении материальных благ, сегодня замещается тенденцией негативного производства и распространения рисков, следствием этого может стать глобализирующееся в современном мировом пространстве производство рисков, представляющее опасность для основ целесообразной деятельности как социума, так и личности.

Производство рисков У. Бек считал «демократичным», потому что оно по принципу бумеранга, возвращается и поражает тех, кто сам создает риски, следовательно производство рисков можно рассматривать как важнейшее условие модернизации социальной структуры общества, его градации по принципу уровня обусловленности рисками, в том числе и по социально-экологическому, или по уровню качества окружающей среды. Данный фактор определяет формирование в обществе такую расстановку политических сил, корреляция которых формирует идеологическое и политическое развитие социума. [3. Р 23]. «Риск может быть определен как систематическое взаимодействие общества с угрозами и опасностями, которые порождаются процессом модернизации как таковым. В отличие от прошлых эпох, современные риски суть последствия, прямо связанные с угрожающей мощью модернизации и порождаемыми ею глобализацией неуверенности. Риски модернизации политически рефлексивны» [3. Р. 21]. Исходя из этого, У. Бек считает, что «политический потенциал общества риска должен быть проанализирован социологической теорией в терминах производства и распространения знаний о рисках» [4. Р 23-24].

Одной из основных характеристик, присущих современной эпохе, является неопределенность, что позволяет рассматривать общество риска как общество неопределенности и двойственности. В этом случае риск выступает событием или явлением с неопределенными и непредсказуемыми последствиями. Дуалистичность любого принятия решений, соотнесение любого блага с вероятностно еще большим ущербом, становится в «обществе риска» одной из первоочередных проблем, именно поэто-

му риски модернизации охватывают неопределенностью не только какую-либо отдельную сферу общества, но и каждую ситуацию и событие. Еще одной специфической чертой рискогенности общества можно считать обусловленность неопределенности и двойственности «общества риска» рефлективностью этого общества, или распадом традиционных оснований, присущих индустриальному обществу, и модернизацией общества. Это ведет к постоянному изменению основных социальных институтов и понятий, а также трансформации общественной системы координат. Общество оказывается в состоянии смены привычного образа жизни, характерного для периода индустриального общества. «Система координат, в которой протекали жизнь и мышление в эпоху индустриальной модернизации - оси пола, семьи и профессии, вера в науку и прогресс - начинает расшатываться» [4. Р 15].

Увеличивающееся взаимопроникновение современных обществ все больше становится причиной неопределенности. На смену эпохи территориальных границ и иных размежеваний пришла эпоха ресурсных, информационных сетей и потоков, имеющих четко выраженное основание и чрезвычайно размытую периферию. Все социальные явления отличаются фиксированной датой своего начала, но просчитать их дальнейшее развитие не представляется возможным. Та же логика применима и к затратам на борьбу с рисками и с другими опасностями. При прогнозировании возможности восстановления разрушенных социальных систем весьма проблематичным становится не только определение сроков их восстановления, но и самой возможности.

Разработанная для перехода зарубежных обществ к более высокой стадии модернизации концепция «общества риска» вполне может использоваться при анализе переходных процессов в современной России. Около столетия назад был осуществлен социальный проект по созданию российского общества, в основу которого была положена коммунистическая идеология, что стало причиной для испытания различных моделей насильственной модернизации, осуществляемой по принципу: для достижения цели все средства хороши.

О.Н. Яницкий на основе идеи «общества риска» разработал концепцию «Общества всеобщего риска» [5], распространив ее на российское общество, рассматриваемое им как рискогенное, где исчезает положительное соответствие соотношения производства благ и производства рисков, а распространение рисков становится повсеместным. Угрозы природного и антропогенного характера, создаваемые технологическими возможностями современного общества, к тому же дополняются социогенными рисками и опасностями, что вызывает нестабильность общества риска социальном, политическом, экономическом и других отношениях. К факторам развития такого общества автор относит следующие: расшатывание основ рыночной эконо-

мики, ломка уже устоявшихся социальных структур, осторожный подход к науке, увеличивающаяся подчинённость обыденной жизни людей экспертному знанию, нереальность предвидения косвенных моментов научного и технологического развития, составляющих основу социальных потребностей общества.

О.Н. Яницкий выделяет следующие предпосылки, лежащие в основе концепции «Общества всеобщего риска»:

• двойственная созидательно-разрушительная природа социальной деятельности, диктует понимание всеобщности в качестве существования равных возможностей эволюции и деволю-ции, детерминирующих социальные условия всеми факторами бытия;

• всеобщностью обладают процессы социального производства и воспроизводства, так как их взаимозависимость проявляется через природную, техническую и социальную среду;

• эта среда активна, пространственно открыта, способна накапливать, производить и распространять риски, что делает ее элементом процессов общественного производства;

• всеобщность производства рисков обусловливает также его самостоятельность как вида социального производства, поэтому риски сначала социально конструируются, а затем практически реализуются в экономических, политических и других структурах и процессах;

• теоретически выделяется два противоположных типа «переходного общества»: созидательный и разрушительный. В каждом из них производство богатства и производство рисков существуют параллельно, при этом общества созидательного типа, осуществляя переход модернизации, наращивают свой творческий потенциал, а общества противоположного типа, напротив, охвачены процессами прогрессирующей демодернизации [5. С. 30-31].

Актуальность рискологических исследований для современного общества объясняется О.Н. Яницким с точки зрения преодоления Россией определенного качественного барьера и превращение ее в «общество всеобщего риска».

Важнейшей характеристикой общества в начале нашего столетия становится риск, а проблему его изучения можно считать одной из основных тем научных исследований. О. Н. Яницкий определяет переходное общество как общество весьма высокого уровня социогенных рисков, возникающих из рисков тоталитарной системы и рисков ее распада. Он вводит также понятие «парадокс модернизации», указывая на то, что страны с переходной экономикой, в том числе и Россия, производят больше рисков, внутренне присущих современному обществу, чем страны, имеющие стабильную экономику. Автор считает, что: «Тоталитарная система была рискогенной в своем существе, поскольку была

сконструирована искусственно, исходя из утопического социального проекта. Она, как показал исторический опыт, отличалась «генетической» агрессивностью и экспансионизмом, оправдываемыми целью создания общества справедливости и бесконечного прогресса. Производство рисков не только всецело легитимизировалось этой целью, но и неоднократно искусственно организовывалось, исходя из «политической целесообразности» [6. С. 39]. Подчеркивая роль риска в переходный период, он пишет: «Энергия социального распада - это актуализация социогенных рисков в форме хаотичных неконтролируемых действий атомизированных социальных факторов» [6. С. 39].

Адаптация большинства людей к жизни в экстремальных условиях, ежедневная борьба за выживание вызывают слишком высокий уровень социально-приемлемого риска, что тоже становится риском для общества. В условиях, когда главенствующей в сознании общества становится идея катастрофичности, жизненное пространство осознается людьми некомфортным для проживания, а доминирующими становятся апатия и безразличие, создается ситуация замкнутого круга, характеризуемая тем, что с повышением рискогенности среды обитания и увеличением затратности сил на удовлетворение первоочередных нужд снижается чувствительность людей к угрожающему состоянию общества.

Конец прошлого века ознаменовался перестройкой социально-экономической, политической и государственной системы российского общества, неоднозначностью восприятия проводимых в стране реформ, созданием общества кланово-корпоративного типа. Россия оказалась вовлеченной в процесс демодернизации, характеризующийся появлением феодально-бюрократических и криминальных социальных структур. О.Н. Яниц-кий рассматривает состояние «перехода» как совместную деятельность государства и кланово-корпоративных структур по стабилизации процессов распада, а также сохранением за счет восстановления архаичных социальных структур [6. С. 40].

Феномен демодернизации в России, причины его генезиса и развития, опосредованность деструктивными процессами становятся более понятными при рассмотрении социальных рисков, к числу которых можно отнести экологические риски. Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» дает определение экологического риска: «экологический риск вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и антропогенного характера».

Рискогенность является неотъемлемым моментом современного общества, инициирующим возникновение, развитие и распространение глобальных проблем: экологические; демографические;

предотвращение мировой войны и гонки вооружений; растущая тенденция колосального различия социально-экономического развития между развитыми странами и странами «третьего мира»; появление новых болезней, имеющих характер пандемии, от которых у человечества нет панацеи; распространение антиобщественных явлений и др. Для любого общества характерно производство не только материальных и духовных ценностей, но и экологических, и социогенных рисков. Экологический риск ассоциируется с пониманием потенциальной опасности и реальной угрозы окружающей среде, в том числе и здоровью и деятельности человека. На эти факты человечеству уже невозможно не обращать внимание, также как и отвергать их.

Понятие экологического риска следует рассматривать не только как понятие экологической опасности, а в более широком смысле. Содержанием этого понятия становятся, помимо возникновения ущербов и возможности проявления негативных проблем, еще и вероятность позитивных перемен в результате изменения ранее запланированного курса, поэтому понятие риска включает в себя не только вероятность негативных последствий, но также надежду на благоприятный исход событий. При этом ситуация риска всегда предполагает неопределенность в отношении будущего. Понятие рисков становится весьма адекватным для современной действительности, не подразумевающим ничего особенного, исключительного, а, напротив, обладающего признаками стабильности, привычности и, в то же время, неопределенности. Производство рисков в современном обществе сопровождается всеобщностью, неустранимостью, непредсказуемостью и демократичностью. В современных исследованиях еще нет полного представления о реальных процессах возникновения, развития, распространения и концентрации рисков в окружающей среде и социуме. Экологические риски обладают способностью обесценивать материальные блага, природные ресурсы и окружающее человека жизненное пространство.

В советский период развития нашего общества Россия стала обществом социального риска, характеризующимся всеохватывающим управлением тоталитарной системы всеми сферами жизни общества; социальными, техническими и природными объектами, в том числе и собственным развитием. Несомненную потенциальную угрозу любым экосистемам представляет сам принцип экологического риска, являющийся источником социальноэкологических конфликтов и природных катастроф. Двойную опасность это принцип приобретает использовании управлением системы социо-технических средств, подчиненных идеологии. Катастрофический рост потребления природных ресурсов и увеличение рисков, порождаемых ее собственным функционированием, явились неотъемлемым атрибутом распадающейся советской то-

талитарной системы. Критическим в наше время стал разрыв, наметившийся еще в период построения социализма, между генерацией рисков промышленными и военными комплексами и возможностью осуществления контрольных функций тоталитарной системой за развитием данной ситуации, поэтому в основу создания современных направлений экологической безопасности положено использование превентивных мер. Чернобыльская катастрофа, характер и масштабы ее последствий стали историческим примером наступления эпохи общества всеобщего риска.

Опасности, создаваемые таким обществом, не поддаются ни социальной, ни пространственной локализации. Экологические риски проникают и оказывают влияние на многие сферы социальной жизни.

В современном обществе можно выделить несколько основных источников экологического риска, среди которых есть как традиционные (промышленные аварии и катастрофы, радиоактивное загрязнение среды), так и пока малоизученные и не воспринимаемые в полной мере массовым сознанием (порождаемые конверсией и уничтожением оружия массового поражения). Можно обозначить следующую типологию экологических рисков:

• социогенные, или создаваемые имманентными процессами развития общества, условиями его становления, функционирования и социальной трансформации;

• геополитические, или основанием которых являются идеологические доктрины тоталитарного общества;

• средовые, или возникающие в результате воздействия окружающей среды;

• идеологические, или определяющие своё существование посредством превалирования идеологических теорий над культурными феноменами. Человеку свойственно стремление к высокому

уровню комфортного существования, для чего он пытается обрести состояние защищенности. Однако природа, общество, явления окружающего мира и сам человек являются постоянными источниками рисков. Сегодня наиболее рискогенной сферой существования человека становится окружающая среда. Экологические риски начинают оказывать все большее влияние на дальнейшее развитие современной цивилизации, в связи с чем сегодня актуальным становится проблема экологической безопасности. Понятие «экологическая безопасность» означает защищенность людей и экосистем от угрожающих воздействий природных и техногенных факторов, а также антропогенного влияния на природу. Экологическая безопасность обладает свойством полиаспектности, она может пронизывать все сферы жизнедеятельности общества и выступать как средство управления экологическими рисками. Сегодня актуальным является создание системы превентивных и реабилитационных при-

родоохранных мероприятий, способствующих поддержанию допустимого уровня экологической безопасности.

Рискогенность современного общества во многом определяется глобализацией. Сегодня мы можем говорить о существовании глобальной культуры (в том числе экологической), оказывающей непосредственное влияние на процессы, происходящие в экологической сфере. А.Л. Маршак дает этому феномену следующее определение: «Глобальная культура - это общечеловеческая культура и реализуется она сегодня в наибольшей мере в экологической культуре» [7. С. 21]. Экологическую культуру в современном мире можно рассматривать как одну из самых новых форм культуры. Основанием для параллельности процессов формирования глобальной и экологической культур явилось появление концепции коэволюции, рассматривающей развитие природы и общества как неразрывный взаимосвязанный процесс, определяющий ответственность человечества перед природой. Причинами формирования глобальной экологической культуры, по мнению А.Л. Маршака, явились: «конец традиционного классового общества; формирование индивидуализированного общества, основанного на поисках собственной идентичности; осознание необходимости противостояния природы и общества; превращение проблем природы в проблему человека» [7. С. 21].

Процессы модернизации не только способствуют отчуждению людей друг от друга, но и определяют обращенность человека к природе. Исследователь предполагает, что состояние культурного шока в современном обществе вызывают происходящие в нем технологические, экологические катастрофы, варварское отношение к природе, а также являющийся составной частью этого феномена эко-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Luhmann N. Risk: A Sociological Theory. - N.Y.: Walter de Gruy-ter, Inc., 1993. - 274 p.

2. Giddens A. The Consequences of Modernity. - Stanford, 1990. -362 p.

3. Beck U. Risk Society. Toward a New Modernity. - L.: SAGE, 1992. - 298 p.

4. Beck U. Ecological Enlightenment / Essays on the Politics of the Risk Society. - N.J.: Humanities Press, 1995. - 316 p.

5. Яницкий О.Н. Россия как «общество риска»: контуры теории // Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В.А. Ядова. - М.: Изд-во «КАНОН-пресс-Ц», 2001. - 367 с.

логический пессимизм. «Однако то, что сегодняшняя научная мысль не способна к осознанию планетарной ситуации во всем ее многообразии, а не только с позиции «неравновесия», говорит лишь о несовершенстве научного мировоззрения», - подчёркивает А.Л. Маршак [7. С. 21]. Современный экологический кризис, утверждает исследователь, следует рассматривать не только как кризис «технологических» взаимоотношений человека и природы, а, прежде всего, как культурный кризис, или кризис мировоззрения. К представителям нового мировоззрения можно отнести исследователей, разрабатывающих теории риска, Н. Лумана, Э. Гидденса, У. Бека, О.Н. Яницкого.

Выдвинутая в начале прошлого века известным советским учёным И.В. Мичуриным идея о том, что человечество не может ждать милостей от природы, следовательно должно взять их у нее, в условиях современных научно-технических и технологических реалий приобретает почти самоубийственный смысл. Сегодня эксперименты с покорением природы приобретают характер риска, поэтому первоочередными задачами становятся: улучшение качества окружающей среды, отказ от потребительского стереотипа поведения по отношению к природе, осознанная ориентация на коэволюционное мировоззрение. Решение этих задач позволит обеспечить экологическую безопасность и окружающей среды, и общества. Современная цивилизация вынуждена существовать в условиях роста интенсивности проявления рисков, обусловливая возможность общества действовать в условиях риска, прогнозировать и просчитывать возможность его проявлений и последствий. В связи с этим возникает необходимость в формировании нового мировоззрения, стиля жизни, новых стратегий и специфических форм существования в среде рисков.

6. Яницкий О.Н. Модернизация в России в свете концепции общества риска // Куда идет Россия?.. Общее и особенное в современном развитии / Под общ. ред. Т.Н. Заславской. - М.: Изд-во «Интерцентр», 1997. - 388 с.

7. Маршак А.Л. Глобальная экологическая культура общества как фактор формирования социальной толерантности // Общество и право. - 2003. - № 1. - С. 16-29.

Поступила 18.11.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.