П.А. ШИШЛИН аспирант кафедры политологии Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова*
Проблема эффективности конфессионализма в современном Ираке
Целью статьи является анализ эффективности системы распределения власти по конфессиональному признаку в Ираке, созданной после 2003 г. Анализ показал, что иракский конфес-сионализм не решил проблему суннитско-шиитской розни, привел к коррупции и требует реформирования, запрос на которое уже выражен в обществе.
Ключевые слова: Ирак, конфессионализм, сунниты, шииты, консоциональная демократия, идентичность.
Shishlin Р.А. The issue of confessionalism efficiency in modern Iraq. The objective of this article is to analyze the efficiency of the powersharing confessional system which has been introduced in Iraq after 2003. The analysis has shown that Iraqi confessionalism has not solved the issue of sunni-shia schism, led to corruption and needs reforming, request for which is already expressed in the society.
Keywords: Iraq, confessionalism, sunni, shia, consociational democracy, identity.
Голландский политолог Аренд Лейпхарт в своей работе «Демократия в многосоставных обществах» в 1977 г. описал сообщественную, или консоциональную демократию как тип демократического устройства для стран с фрагмен-тированным составом населения. Автор выделил главными критериями такого строя присутствие у власти большой коалиции, включающей различные сегменты общества, возможность вето государственных решений отдельными сегментами, пропорциональное представительство сегментов во власти и их автономность1. Подвидом консоционализма можно считать конфессионализм, и примером такого уст-
* Шишлин Пётр Алексеевич, e-mail: butrusb@yandex.ru
1 Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование / Пер. с англ. под ред. А.М. Салмина, Г.В. Каменской. М., 1997.
ройства многие годы является Ливан, где еще в 1943 г. три основных конфессиональных общины страны - мусульмане-сунниты, мусульмане-шииты и христиане-марониты -договорились разделить между собой основные государственные посты и представительство в парламенте.
Ирак является поликонфессиональным обществом. При рассмотрении религиозного состава населения можно выделить подавляющее мусульманское большинство, которое подразделяется на шиитское большинство (65%) и суннитское меньшинство (35%). В стране проживают последователи других конфессий - езиды, христиане. В этническом разрезе общество также неоднородно: при арабском большинстве в стране имеется ряд меньшинств, наиболее крупным из которых является курдское.
В 2003 г. в результате вторжения войск США и их союзников в стране был сменен политический режим. К власти вместо многолетнего авторитарного лидера Саддама Хусейна (по вероисповеданию мусульманина-суннита) пришли оппозиционеры, находившиеся в «ссылке» за рубежом в годы его правления, преимущественно политики-шииты. Их видение иракской политики, сформированное под воздействием стесненного положения шиитской общины в сверхцентрализованном саддамовском Ираке, тяготело в сторону этноконфессионального представительства во власти. В результате договоренностей оккупационных сил и новой политической элиты власть в новом Ираке было решено распределить пропорционально между шиитами, суннитами и курдами - эти группы были выделены как основные сегменты иракского общества.
На самом высоком уровне власти новой парламентской республики шииты получили основной пост премьер-министра, сунниты - спикера парламента, а курды - президента. Таким образом, центральным элементом иракского варианта конфессионализма стала система так называемых конфессиональных квот (по-арабски «мухасаса таифийя»), которая распространилась также на правительство. Этот принцип не был зафиксирован в принятой в 2005 г. новой конституции Ирака и остался своего рода «негласным» пактом ведущих политических партий, подавляющее большинство которых в Ираке организовано по этноконфессиональной принадлежности, а не по политическим воззрениям.
Принцип конфессиональных квот неизменно соблюдался при формировании правительств Ирака начиная с 2003 г., и правительства являлись коалиционными. Победившие на выборах партии выдвигали кандидатуры министров, и министры после подтверждения парламентом назначали служащих, принадлежащих к партиям. Из-за этого любой иракец, желавший поступить на госслужбу, был вынужден вступать в одну из политических партий, поддерживающих принцип конфессиональных квот, и рассматривался в первую очередь как член определенной этноконфессиональ-ной группы, а не как специалист в своей сфере1.
Квотирование было призвано наделить каждый из крупных этноконфессиональных сегментов иракского общества определенной властью, создать инклюзивную среду в политике после многих лет авторитарной власти Хусейна. По мнению иракского политолога Ренада Мансура, система квот не достигла заявленной цели и привела к созданию элиты, пытающейся «использовать свою идентичность как инструмент получения власти, богатства и легитимности»2.
Конфессионализм в Ираке привел к доминированию в политической борьбе того, что называется в англоязычной политологии identity politics - политика идентичности3. По мнению Фанара Хаддада, этноконфессиональная самоидентификация кандидатов стала для них простейшим инструментом получения голосов на выборах4. Исследователь Ранж аль-Альдин отмечает, что в рамках установленной после 2003 г. системы сунниты, шииты и курды впервые в
1 Dodge T. Tracing the Rise of Sectarianism in Iraq after 2003. LSE Middle East Centre, 29 June 2018. URL: http://blogs.lse.ac.uk/mec/2018/09/13/tracing-the-rise-of-sectarianism-in-iraq-after-2003/ (дата обращения: 23.03.2019).
2 Фалех Абдель-Джаббар. Харакат аль-ихтиджаж аль-иракийя (на араб.) (Абдель-Джаббар, Фалех. Иракские протестные движения) LSE Middle East Center, 25 june 2018. URL: http://eprints.lse.ac.uk/88294/11/FlehJraqi%20Pro-test%20Movement_Published_Arabic.pdf (дата обращения: 23.03.2019).
3 Сторонники такой политики продвигают интересы своей этнической, религиозной, культурной общности, не рассматривая интересы более широких групп населения (в данном случае иракского общества в совокупности) [Identity Politics // Merriam-Webster Dictionary. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/identity%20politics (дата обращения: 23.03.2019)].
4 Haddad F. The Politics of Sectarianism in Iraq / Iraq Ten Years On. L., 2013. URL: https://www.chathamhouse.org/sites/default/files/public/Research/Mid-dle%20East/0513pr_iraqtenyearson.pdf (дата обращения: 23.03.2019).
иракской истории стали взаимодействовать с государством
1
как ярко выраженные политические группы .
По мнению британского историка Тоби Доджа, закрепление на государственном уровне конфессионализма привело Ирак к гражданской войне, коррупции, слабости государственных институтов и отчуждению общества от правящей элиты.
Как отмечают политологи Ренад Мансур и Фалех Аб-дель-Джабар, квотирование мешает обновлению элит, и посты в правительстве каждый раз распределяются среди фиксированного набора политиков. Любой премьер также оказывается связан обязательствами перед партиями и во время работы правительства не может единолично уволить или заменить отдельного министра2. Таким образом, пропорциональная система, с одной стороны, создает в отношении премьера сдержки и противовесы, но с другой -значительно ослабляет премьерский пост и мешает гибкому принятию государственных решений.
Тема связи «мухасаса» и коррупции стала ключевой в возникшем в 2015 г. на юге страны протестном движении, и в обществе обозначился запрос на создание правительства «технократов» - специалистов в своей сфере, независимых от этноконфессиональных партий3. Результаты опросов общественного мнения показали, что 89% иракцев ощущают себя частью Ирака вне зависимости от конфессиональной принадлежности и рассчитывают на политиков, которые будут действовать в национальных, а не вэтноконфессиональных
4
интересах .
1 Alaaldin R. Sectarianism, Governance and Iraq's Future. Brookings Doha Center Analysis Paper. Number 24, November 2018. URL: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2018/11/Sectarianism-governance-and-Iraqs-future_English.pdf (дата обращения: 28.04.2019)
2 Jabar F, Mansour R. Abadi's Gamble with Technocracy. Carnegie Middle East Center, April 26, 2016. URL: https://carnegie-mec.org/diwan/63447 (дата обращения: 23.03.2019).
3 Фалех Абдель-Джаббар. Харакат аль-ихтиджаж аль-иракийя (на араб.) (Абдель-Джаббар, Фалех. Иракские протестные движения). LSE Middle East Center, 25 June 2018. URL: http://eprints.lse.ac.uk/88294/11/Faleh_Iraqi%20Pro-test%20Movement_Published_Arabic.pdf (дата обращения: 23.03.2019).
4 Alaaldin R. Sectarianism, Governance and Iraq's Future. Brookings Doha Center Analysis Paper. Number 24, November 2018. URL: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2018/11/Sectarianism-governance-and-Iraqs-future_English.pdf (дата обращения: 28.04.2019)
Премьер-министр Хайдер аль-Абади предпринял безуспешную попытку перейти от «квот» к «технократии» в 2016 г. В ответ на демонстрации, распространившиеся по всей стране, в том числе в Багдаде, он попытался представить на одобрение парламента новое правительство, составленное из независимых, пусть слабых политически, но квалифицированных специалистов с целью укрепления государственных институтов. Как отмечают Мансур и Абдель-Джабар, на решение повлиял ультиматум лидера массовых протестов, шиитского богослова Муктады ас-Садра, который вместе со сторонниками в тот момент уже вел акцию в правительственной «зеленой зоне» Багдада . Кампания аль-Абади, приведя к расколу и забастовке депутатов, в итоге увенчалась утверждением кандидатур лишь на пять постов, самым значительным из которых стал министр нефти2. Более ранний пакет реформ аль-Абади в 2015 г., включавший упразднение ряда распределенных между шиитами, суннитами и курдами постов, в том числе вице-президентских, также не был воплощен в жизнь, так как депутаты сначала дали, но затем отозвали мандат на
3
его выполнение .
Выборы в парламент Ирака в 2018 г. показали явный настрой населения против конфессионализма. Посол Ирака в Москве Хайдар Хади по итогам выборов - первых после военной победы над ИГ - отметил, что «фракции те же самые - суннитские, шиитские», но избиратели выбирают не «своих», а «конкретных людей, которые могут принести пользу Ираку»4.
Заметным противником конфессионализма в избирательной кампании 2018 г. выступил Муктада ас-Садр, объединивший в рамках предвыборного блока как собственных сторонников, так и широкую коалицию кандидатов, включая
1 Jabar F., Mansour R. Abadi's Gamble with Technocracy. Carnegie Middle East Center, April 26, 2016. URL: https://carnegie-mec.org/diwan/63447 (дата обращения: 23.03.2019).
2 Mansour R. Iraqi State after the Fall of ISIS. Research Paper. L.: The Royal Institute of International Affairs, 2017.
3 Sowell K.H. Abadi's Failed Reforms. Carnegie Endowment for International Peace, November 17, 2015. URL: https://carnegieendowment.org/sada/62004. (дата обращения 25.04.2019)
4 Приймак А. Христиане - самая миролюбивая часть населения Ирака (интервью с послом Х.М. Хади) // Независимая Газета, 06.06.2018. URL: http://www.ng.ru/ng_religii/2018-06-06/9_443_irak.html (дата обращения: 23.03.2019).
христиан, коммунистов и либералов. Как отмечал его ближайший соратник Диа аль-Асади, задачей смешанного альянса в парламенте должно было стать законотворчество «не в интересах той или иной общины», а «подбор людей, обладающих квалификацией, чтобы помочь всему народу»1. Блок победил на выборах, хотя и при низкой для страны явке (44,5%), вызванной высоким абсентеизмом и сложностями с голосованием вынужденно перемещенных из-за войны с ИГ лиц. В качестве яркого примера успеха садристов аль-Асади привел победу кандидата-христианина в населенном мусульманами южном городе Васит. По его словам, местные жители проголосовали за христианина, осознав, что «религия никак не связана с его политическими способностями и 2
честностью» .
Однако правительство по итогам выборов вновь формировалось по принципу квот при поддержке США и Ирана3. Премьер-министром стал пусть и светски ориентированный, но представитель «старой гвардии» Адель Абдель-Махди4, уже занимавший в новейшей иракской истории посты вице-президента и министра нефти. По мнению иракского юриста и писателя Зейда аль-Али, Абдель-Махди был выбран, потому что не представляет угрозу для основных конфессиональных партий. «Те, кто заинтересован в преемственности, будут очень рады. Те, кто хочет реформ или глобальных изменений, будут не рады. Это голос в пользу преемственности», - оценил аль-Али перспективы премьер-министра5.
Вопрос о том, стоит ли Ираку отказаться от конфессио-нализма в политике, остается спорным. Переход к пол-
1 Mueller Q. Interview with Dhia Al-Asadi // Orient XXI, 21 June 2018. URL: https://orientxxi.info/magazine/interview-dhia-al-asadi,2515 (дата обращения: 25.04.2019)
2 Ibidem.
3 Dodge T. Iraq and Muhasasa Ta'ifia; the External Imposition of Sectarian Politics. The Foreign Policy Centre, November 12, 2018. URL: https://fpc.org.uk/iraq-and-muhasasa-taifia-the-external-imposition-of-sectarian-politics/ (дата обращения: 23.03.2019).
4 Who is Adel Abdul Mahdi, Iraq's Prime Minister-designate? // The New Arab, 4 October 2018.
URL: https://www.alaraby.co.uk/english/indepth/2018/10/4/who-is-adel-abdul-mahdi-iraqs-prime-minister-designate (дата обращения: 23.03.2019).
5 Hassan F, Hubbard B. Iraq's New Leaders Seen as Technocrats, in a Break from Sectarian Politics // New York Times, Oct. 2, 2018. URL: https://www.nytimes.com/reuters/2018/10/02/world/middleeast/iraq-president-prime-minister.html (дата обращения: 23.03.2019).
ностью мажоритарному варианту, правлению большинства, чреват для такой страны, как Ирак, авторитаризмом и дискриминацией меньшинств. Попытки перехода к правлению без учета квот предпринимал премьер Нури аль-Малики во время своего второго срока (2010-2014 гг.)1, однако проводившаяся им политика многими экспертами указывается в качестве одной из причин активизации радикальных настроений в суннитской общине, что привело к быстрому возвышению запрещенного в РФ «Исламского государства».
Однако очевидно, что функционирование нынешней политической системы привело к множеству негативных результатов - закреплению на государственном уровне размежевания основных групп населения, доминированию этнокон-фессионального фактора в политической борьбе, отсутствию здоровой конкуренции за государственные посты и коррупции.
В заключение следует отметить, что учитывая запросы современного иракского общества на реформу и успех национально-ориентированных сил на выборах, Ираку необходимо реформировать систему конфессионализма. Одним из способов могла бы стать децентрализация по территориальному принципу, укрепление местного самоуправления в противовес влиянию этноконфессиональных политических элит, однако такой путь не лишен опасностей. Стране потребуется найти необходимый баланс между представительством этноконфессиональных меньшинств в политике и правлением наиболее достойных представителей иракского народа в целом.
1 Younis N. From Power-Sharing to Majoritarianism: Iraq's Transitioning Political System // Iraq Ten Years On. L., 2013. URL: https://www.chathamhouse.org/sites/default/files/public/Research/Middle%20Ea st/0513pr_iraqtenyearson.pdf (дата обращения: 23.03.2019).