Научная статья на тему 'Проблема эффективности коммуникаций вузов в образовательном пространстве Сибири'

Проблема эффективности коммуникаций вузов в образовательном пространстве Сибири Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
573
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / БАРЬЕР КОММУНИКАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / КАНАЛ КОММУНИКАЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайкин Егор Александрович

Основной целью данной статьи является попытка сформулировать факторы, приводящие к неэффективности коммуникации вузов в образовательном пространстве Сибири. В работе подробно рассматривается информационно-коммуникационный аспект формирования образовательного пространства и функционирования всех элементов его структуры. Описаны коммуникационные барьеры, возникающие при смешении понятий «образование» и «образовательная услуга». При помощи структурно-функционального анализа выводится ряд факторов, снижающих эффективность коммуникации вузов с их целевыми аудиториями, и формулируется пять основных тезисов, характеризующих коммуникационные проблемы вузов образовательного пространства Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема эффективности коммуникаций вузов в образовательном пространстве Сибири»

УДК 316.776

Сайкин Егор Александрович

Кандидат философских наук, доцент кафедры социально-массовых коммуникаций, Новосибирский государственный технический университет, sai_kin@ngs.ru, Новосибирск

проблема эффективности коммуникаций вузов в образовательном пространстве сибири

Аннотация. Основной целью данной статьи является попытка сформулировать факторы, приводящие к неэффективности коммуникации вузов в образовательном пространстве Сибири. В работе подробно рассматривается информационно-коммуникационный аспект формирования образовательного пространства и функционирования всех элементов его структуры. Описаны коммуникационные барьеры, возникающие при смешении понятий «образование» и «образовательная услуга». При помощи структурно-функционального анализа выводится ряд факторов, снижающих эффективность коммуникации вузов с их целевыми аудиториями, и формулируется пять основных тезисов, характеризующих коммуникационные проблемы вузов образовательного пространства Сибири.

Ключевые слова: социальные коммуникации, образовательное пространство, барьер коммуникации, образовательная услуга, канал коммуникации, эффективность коммуникации.

В современном обществе, характеризующемся перманентной компьютеризацией и виртуализацией, процессы коммуникационного взаимодействия, обладающие собственной вариативностью, становятся еще более динамичными. Соответственно, степень неопределенности отдельных процессов в структуре социально-массовых коммуникаций также непрерывно возрастает. На этот рост влияет как включение в новые формы коммуникации все большего числа людей, так все более частая смена поколений информационных технологий. Поэтому проблемам сферы образования в обществе, которое движется по пути постоянного развития информационных технологий, уделяется все больше внимания. Основная цель данной статьи заключается в попытке сформулировать коммуникативные проблемы вузов как структурного элемента образовательного пространства, возникающие в связи с изменениями в процессах коммуникации. В данной статье, применяя в основном структурно-функциональный анализ, мы попробуем выявить факторы, влияющие на увеличение количества коммуникативных барьеров, возникающих при взаимодействии вуза со своими внешними единицами окружения.

Необходимо отметить, что не последнюю роль в понимании современного образования, его структуры, отдельных элементов и процессов играет знание образовательного

пространства и его трансформаций. Понятие образовательного пространства объединяет две основные идеи - идею пространства и образования [2]. Здесь сохраняются все характеристики категории пространства, выработанные еще античными философами: протяженность, структурность, взаимодействие и сосуществование отдельных элементов. Некоторые исследователи ключевое место при изучении процесса образования и в понимании образовательного пространства уделяют понятию «среда» [5; 8]. Для данной статьи ключевым аспектом является характер структуры образовательного пространства.

Помимо указанного выше, следует обратить внимание на информационно-коммуникационный аспект процесса образования. В образовательном пространстве взаимодействие элементов системы образования происходит, как и в любой сфере взаимодействия, в рамках определенных коммуникативных процессов. И эти процессы порой отлаживают систему образования в рамках того или иного пространства (например, снижают негативное влияние фактора протяженности пространства при помощи использования средств виртуальной коммуникации), а порой наоборот - являются деструктивными по отношению к различным системным элементам, затрудняя тем самым коммуникацию внутри того или иного пространства. Так, коммуникация между различными участниками процесса

образования имеет ряд контекстов, которые диаметрально противоположно влияют на способы коммуникации, выбор коммуникационных каналов, скорость распространения информации. А если учесть и то, что образовательное пространство каждого конкретного региона Российской Федерации имеет свои структурные особенности, обусловленные историческим, социальным и культурным базисом, то логичным будет отметить и серьезные трудности в налаживании процесса коммуникации на федеральном уровне. Наблюдается дефицит устойчивых информационных связей, существенное различие восприятия собственной роли в процессе коммуникации разными участниками коммуникативных актов в рамках образовательного пространства РФ в общем, и Сибири в частности. Как отмечает Г. Б. Паршукова, на территории федерального округа налицо явная асимметрия в распределении образовательных ресурсов, кроме того, имеется значительная дифференциация в уровне и качестве образования вузов крупных сибирских городов и периферийных восточных и северных сибирских регионов [Приводится по: 7].

При этом разработка и налаживание связей между различными участниками процесса образования, такими как вузы, библиотеки, центры дополнительного образования и ассоциации выпускников, становятся ключевым ресурсом для развития образовательного пространства на всем его протяжении. В Сибири же, занимающей большую территорию, крайне неравномерно заселенную, наряду с неравномерным государственным и частным финансированием, отсутствует инфраструктура, позволяющая быстро, удобно и дешево создать условия для региональной мобильности студентов и преподавателей, которая была бы экономически выгодной для вузов.

Ключевые проблемы видятся в неэффективной коммуникации между основными структурными компонентами образовательного пространства. В первую очередь между вузами и их внешними единицами окружения (под этим термином здесь понимаются различные сегменты внешних целевых аудиторий коммуникации высшего учебного заведения).

Современные технологии коммуникации привели общество к тому, что благодаря

дигитализации стала возможна коммуникация с использованием движущихся изображений. При этом действительно возникает другая реальность [1]. Многие коммуникационные барьеры, связанные, например, с пространством и временными рамками информационного взаимообмена, сводятся к нулю. Однако социальные и психологические барьеры в этих принципиально новых условиях становятся еще более очевидными. Также это осложняется тем, что «с универсализацией возможностей коммуникации тесно связаны социальные процессы "раз-дифференцирования" коммуникационных сетей и "деиерархизации" коммуникации» [1, с. 118].

Деиерархизация коммуникации в области образования напрямую влияет на качество информационного взаимодействия вуза с внутренними и внешними целевыми аудиториями. Социальные барьеры, препятствующие распространению информации, теперь не играют решающей роли во взаимодействии таких групп, как студенты, абитуриенты и родители студентов и абитуриентов с менеджментом вуза. В образовательном пространстве обнаруживается еще масса факторов, затрудняющих коммуникацию.

Так, помимо выполнения основных функций - информативной и обучающей, вузы как элементы структуры образовательного пространства вынуждены расширять собственные подразделения, отвечающие за рекламную функцию.

В качестве примера можно привести практику европейских вузов, которые не столько рекламируют свою деятельность, а объясняют общественности необходимость получения высшего образования для повышения социального статуса, т. к. нередко определенные должности можно получать только при наличии диплома из магистратуры [2]. То есть функция рекламы превращается из дополнительной в основную для каждого отдельного вуза. В итоге в вузах все чаще происходит смена приоритетов. Первостепенной задачей становится выполнение функции формирования рынка труда, когда создаваемые в вузе новые знания оказывают прямое воздействие на рынок труда, заставляя переоценивать значение тех или иных профессиональных навыков, изменяя количественные и качественные требования

к трудовым ресурсам [5].

При этом внутренняя структура коммуникации высших учебных заведений серьезным образом трансформируется вследствие изменения восприятия собственных функциональных характеристик разными социальными группами, включенными в процесс обучения. Так, студенты перестают воспринимать себя как внутреннюю целевую аудиторию в коммуникациях вуза. При существующем информационном фоне понятие «образование» в СМИ, и в том числе в рекламных коммуникациях самих учебных заведений, подменяется понятием «образовательной услуги». Это в корне меняет отношение к взаимодействию коммуникатора и реципиента внутри образовательного пространства. Если студент воспринимает себя не как единицу общей структуры университета, которой он является в случае включения во внутреннюю общественность, а как часть аудитории внешней общественности, -логичным будет предположить, что меняется и система социальных отношений. Еще одна коммуникативная трудность заключается во все более часто встречающемся культурном типе социального кризиса, который является следствием распространения виртуальных коммуникаций в образовательном пространстве. Пример подобного кризиса описал Д. В. Иванов, указывая на «неспособность образовательных учреждений адекватно оценивать знания и квалификацию индивидов, а также поддерживать интеллектуальный суверенитет - авторство» [4, с. 185].

Кроме того, возникает социальный барьер в коммуникации вуза со студентами и абитуриентами. Процесс образования предполагает активное взаимодействие обучаемой и обучающейся сторон. Даже в коммуникации инициация коммуникативного акта в равной степени может идти как от обучаемого, так и от обучающегося. Однако если речь идет об образовательной услуге, тогда индивид, который решает такой услугой воспользоваться, изначально становится более пассивной стороной коммуникативного акта. Образовательная услуга встает в один ряд со всеми другими услугами. Так она воспринимается целевыми аудиториями сквозь призму рекламных и PR-кампаний, отчаянно конкурирующих друг с другом вузов. В Сибири продвижение образования

как услуги осложняется тем, что, даже имея в мультимедийном пространстве округа ряд вузов-брендов, данные услуги по имиджевым характеристикам все же уступают столичным вузам. Это заранее нивелирует ряд конкурентных преимуществ сибирских вузов и приводит к уменьшению информационно-коммуникационного влияния на свои целевые аудитории. И в этом случае индивид, заказывающий образовательную услугу у вуза, считает, что его обязанности заканчиваются ровно в тот момент, когда осуществляется денежная транзакция. Дальше вуз воспринимается как субъект оказания услуги, и коммуникативный контекст взаимодействия с этого момента можно описать как «клиент всегда прав». Это, по нашему мнению, негативным образом влияет на трансформацию педагогических практик, утрируя все рассмотренные выше коммуникативные трудности, поскольку любая проблема неудовлетворения права в оказании «услуги» становится в условиях доступности коммуникационных каналов высокого медиа-потенциала не только проблемой студента и вуза, а достоянием общественности.

Разница в восприятии и понимании основных функций вузов и основных принципов процесса образования и оказания образовательных услуг влечет за собой противоречие в представлении того, что такое образование вообще, в чем его цель, и какова ценность. При этом существующем противоречии менеджмент вузов реализует коммуникационные стратегии, которые не отвечают образам, сложившимся у внутренних и внешних целевых аудиторий. Например, при заявлениях об оказании образовательных услуг и рекламных образах образования как в первую очередь процесса социализации индивида в обществе, коммуникационная стратегия вузов зачастую предполагает активное взаимодействие обучаемого и обучаемых. У внутренних целевых аудиторий целенаправленно создаются установки того, что вузу нужны студенты, в то время как опыт и многочисленные примеры зарубежных учебных заведений показывают, что установка должны быть противоположной - студентам нужен вуз.

В результате имеются следующие признаки неэффективной коммуникации вузов в образовательном пространстве Сибири.

1. Структура образовательного пространства слишком неоднородна, а ее элементы слабо взаимосвязаны друг с другом. Студенческая и преподавательская мобильность на уровне региона развита крайне слабо, а информационно-коммуникационное взаимодействие не включает в себя разработку общей непротиворечивой коммуникационной стратегии региона.

2. Понимание функций вуза внешними и внутренними целевыми аудиториями сильно различается, что никак не отражается в подходах к коммуникациям, их формам и содержании, инициируемых вузами. Вузы инициируют коммуникацию двустороннюю с активным участием реципиентов, в то время как ряд целевых аудиторий настроен на пассивное принятие информации.

3. Восприятие образования как услуги меняет принципы коммуникативного взаимодействия между обучаемыми и обучающими, что игнорируется вузами. Коммуникационные стратегии, реализуемые высшими учебными заведениями (если их коммуникации вообще имеют стратегические планы), часто предполагают активность коммуникации обеими сторонами коммуникативного акта и носят прогрессивный характер, в то время как рекламные кампании различных государственных и социальных институтов предполагают, что студенты и абитуриенты будут более пассивны, т. к. они в вузе будут получать (!) услугу.

4. Из предыдущего пункта следует и неверное определение каналов коммуникации вузов с их окружением. Например, каналы коммуникации в социальных масс-медиа практически не используются высшими учебными заведениями Сибири или, во всяком случае, использование данных каналов и объемы информации, проходящие по ним, не сопоставимы с объемами зарубежных образовательных центров и ассоциаций.

5. Из-за явного отсутствия конкурентных преимуществ вузов Сибири по отношению к вузам других регионов РФ установка на привлечение студентов во время абитуриентских кампаний любыми методами и средствами выводит в основу всех коммуникаций тезис «студенты нужны вузу», в то время как для качественной образователь-

ной деятельности и формирования вуза как бренда тезис должен звучать так - «студентам нужен вуз».

Подводя итоги, стоит отметить, что ряд проблем коммуникационного характера прямым образом влияют на развитие образовательного пространства региона. До тех пор, пока происходит смешение понятий «образование» и «образовательная услуга», процесс коммуникации в рамках того или иного образовательного пространства будет лишь затруднять взаимодействие всех его структурных элементов, поскольку они не имеют точек соприкосновения в целях.

Библиографический список

1. Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. - 2-е изд. - М.: Логос, 2012. - 248 с.

2. Гоголев Н. В. Категория «образовательное пространство» как объект научного исследования // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2012. -№ 1-2. - С. 230-237.

3. Захарова А. В. Коммуникационная стратегия вуза как средство повышения конкурентоспособности на современном этапе развития высшего образования // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 1. - С. 110-115.

4. Иванов Д. В. Виртуализация общества. Версия 2.0. - СПб.: Петербургское воскресенье, 2002. - 224 с.

5. Кривых С. В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 2. - С. 106-111.

6. Ниязова М. В. Функции ВУЗа как социально ответственного института [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. -2008. - № 2. - URL: http://www.m-economy.ru/art. php?nArtId=1942 (дата обращения: 16.04.2015).

7. Паршукова Г. Б. Системообразующая роль библиотек в образовательном пространстве как элемент библиотечной инноватики [Электронный ресурс] // Тюменский государственный университет. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. -URL: http://www.tmnlib.ru/jirbis/files/upload/2003/ conf/paper-16-17.10/Parshukova.pdf (дата обращения: 15.04.2015).

8. Якушкина М. С. Образовательная среда и образовательное пространство как понятия современной педагогической науки // Человек и образование. - 2013. - № 2. - С. 66-69.

9. Farren M. Co-creating an educational space // Educational Journal of Living Theories. - 2008. -Vol. 1, № 1. - P. 50-68.

_VOCATIONAL TRAINING_

Saikin Egor Aleksandrovich

Cand. Sci. (Phylos.), Assoc. Prof. of the Department of Social and mass communications, Novosibirsk State Technical University, sai_kin@ngs.ru, Novosibirsk

problem of effectiveness of higher education institutions communications in the educational

space of siberia

Abstract. The main objective of this article is an attempt to formulate some factors, which lead to ineffective communications of universities in the educational space of Siberia. Informational and communicatory aspects of formation of educational space with functioning of all its elements are analyzed in this paper. The author uses method of structural-functional analysis to formulate the series of factors which reduce effectiveness of universities communications. In the end author formulate five basic theses, which characterize communication problems of higher education institution in educational space f Siberia.

Keywords: social communications, educational space, communication barrier, educational service, channel of communication, effectiveness of communication.

Поступила в редакцию 29.04.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.