АТОЕВА МАМЛАКАТ МУХТОРОВНА-
к.ф.н., доцент кафедры русского языка
ТГУПБП.
ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ТВОРЕНИЯХ РУМИ И
ГЁТЕ
Мавлоно Джалолиддин Руми - поэт, который оставил громадное поэтическое наследие. Всемирно известна его эпопея в шести книгах (тетрадях) - «Маснави» (двустишия). Кроме того, до нас дошли книга проповедей поэта, книга его бесед «Фих ма фихи» (В ней то, что в ней), стихотворные произведения и сто сорок писем разным лицам.
Родился Мухаммад (Джалолиддин - его прозвище) Руми в Балхе 30 сентября 1207 года, в семье крупного учёного - богослова, а Иоганн Вольфганг Гёте родился 22 августа 1749 года во Франкфурте - на - Майне.
Иоганн Вольфганг Гёте - немецкий поэт и мыслитель, выдающийся представитель просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени, учёный.
В данной статье рассматривается тема единства человечества в творчестве Мавлоно Джалолиддина Руми и Иоганна Вольфганга Гёте.
Мавлоно Руми творил в XIII веке, а Гёте - в XVIII веке.
При знакомстве с творениями Руми перед нами встаёт образ великого мудреца Востока, обобщившего создания диалектической мысли огромного географического региона: от Греции на западе до Ирана и Индии на востоке.
Всю свою жизнь поэт и мыслитель отстаивал свободу человеческого духа, восставая против гнёта религиозных догм. В эпоху крестовых походов и фанатизма он проповедовал равенство людей независимо от цвета кожи, языка и религии, воспевал величие человеческого рода.
Следует отметить, что и Гёте не верил ни в какие чудеса, кроме «чуда человеческого сердца». Великий поэт в свой жестокий век произвола и деспотизма в формах мистической поэзии сумел поднять образ человеческой личности до высот обожествления; это поэт, чьё творчество воспринимается людьми начиная с ХVIII века и кончая людьми XXI века - века прогресса, автоматизации, компьютеризации, - как гимн Человеку с большой буквы.
Разрабатывая концепцию человека, возвеличивая человеческую личность, Руми имел в виду человека Совершенного, живого и смертного. Это возвеличение и составляет подлинное содержание концепции о растворении человека в Боге путем слияния с богом (фано) и одновременного самоувековечения (бако) при прощании с бренным миром. Ведь взаимосвязь самоуничтожения (фано) и увековечения (бако) наступает лишь при физической смерти человека, но при жизни своей, благодаря своему моральному самосовершенствованию, он, реальный человек, чувствует себя
не рабом, а частицей Бога, он самоотождествляется с Богом, тем самым обожествляется, становится Человеком с большой буквы.
Но именно эту концепцию многие считают ошибкой Руми. Однако именно такое обожествление человека, конечно, не всякого, а человека, высокого в своих нравственных, гуманных качествах, составляет суть поэзии Руми, в которой совершается свойственное суфийской поэзии двойное переосмысление поэтического образа, его удивительная метаморфоза, благодаря которой язык символов превращается в язык любви к Человеку, воспевание ценности человеческой личности.
Например, метафора Мотылька и Свечи. Поэт - суфий употребил этот конкретный образ для выражения абстрактной мистической идеи.
Продолжая поэтизировать эту яркую метафору, он переосмысляет её путем нового, вторичного иносказания и тем самым лишает её мистического содержания.
У Руми, принимающего эту символическую метафору, подобное переосмысление может осуществляться осознанно и намеренно, здесь нет мистики.
Это же произошло в стихотворении Гёте «Блаженное томление» из «Западно-восточного дивана».
... Ты - не пленник зла ночного! И тебя томит желанье Вознестись из мрака снова К свету высшего слиянья. Дух окрепнет, крылья прянут, Путь нетруден, недалёк, И уже, огнем притянут, Ты сгораешь, мотылек, И доколь ты не поймешь: Смерть для жизни новой, Хмурым гостем ты живешь На земле суровой. (3,166)
Гуманизм Руми при всей своей всеобщности отнюдь не абстрактен. В его поэзии прославление Совершенного Человека неотделимо от прославления человеческой личности.
Для поэта его друг - живой человек по имени Шамсиддин Табрези. Но в то же время он прилагает к нему эпитеты, которые, с точки зрения и правоверного духовенства и суфийской традиции, могут быть лишь атрибутами Бога или его пророков. Руми величает друга «Солнцем мира, светочем истины, душой, перед которой весь мир - безжизненное тело», «свечой, к которой в вечности, как мотыльки, стремятся души». Всё это для любого религиозного правоверия - богохульство. Конечно, этого не прощали представители религии. Но для поэта все религии были равны. Он обращается ко всему миру, ко всем людям без различия рас, религий,
национальностей, сословий. Руми говорит, что «все мы ветви единого древа, все мы воины единого войска»
Невиданная смелость для того времени - Джалолиддин говорит о единстве человечества и требует от всех, кто идёт за ним, такой же смелости чувства и мысли.
«Я слышал: благодать в собрании людском, и потому душой - слуга народа». Он был действительно поэтом народа. Он пишет:
«Когда тебе не в радость мир - глаза ладонями прикрой, Потом попробуй на него глазами новыми взглянуть».
(5, стр, 78)
Здесь проявляется оптимизм Джалолиддина Руми, его любовь к миру,
жизни.
Самоучение «единобытия» в какой - то мере обожествляет человека, возвышает его над всеми созданиями природы. Однако достичь ступени высшего совершенства можно лишь при условии духовного и морального самоочищения. Наряду с идеалистическими взглядами «о самоочищении человека» Руми воспевает и реального, земного человека. И в этом поэт предстаёт перед нами как гуманист, которому дорога человечность в самом широком, житейском, земном смысле. Джалолиддин Руми писал:
Я стал примером чистоты, но им тебе не угодил. Капризно пожелала ты, чтоб винным погребом я был-Я океаном винным стал, кто жаждал, всяк в меня нырял, Я солнцем мудрости сиял, от мрачных дум умы лечил, Был ангел выдуман тобой - он взимал над прахом и водой Я философским камнем стал, в желаньи близости застыл. (5 стр. 83) Джалолиддин Руми считает, что человек наделён высшими чувствами: чувствами любви и одухотворенности, и потому он стоит выше выдуманных ангелов и ближе к горнему. Именно здесь, на ступени духовного совершенства, человек освобождается от своей плоти, достигает единения с абсолютом и бессмертия души.
Кристально чистой нравственностью и божественным духом должен обладать человек, дабы познать своё высокое назначение на земле.
Человечность, высокие порывы любви, чистоту нравственную и духовную Руми противопоставляет тому Злу, которое сам поэт видит в натуре сильных мира сего, и в фанастичности духовенства, и в притворстве дервишей - суфийцев, и в злодеяниях тиранов и угнетателей.
Многие газели Руми пронизаны искренней заботой о судьбе простого, беззащитного люда, в них звучат назидания, обращённые к народу с призывом добра и любви к ближнему, сострадания к боли простого народа.
«Маснави» Джалолиддина Руми - наследие, подобного которому не знала и не знает мировая литература. Джалолиддин Руми для выражения своих идей и мыслей в «Маснави» придерживался единственного закона -
свободы, то есть свободы мысли, свободы выражения, свободы ассоциаций. Книга «Маснави» - это книга о единстве мира, о единстве человечества, о величии Совершенного человека.
«Маснави» - это грандиозная симфония человеческого духа и стремления освоить весь мир и осознать себя.
Через все творчество Гёте также красной нитью проходит тема человека, человечества, свободы человека, гуманизма.
Произведения Гёте проникнуты жаждой истины, стремлением к совершенству, преклонением перед прекрасным, подлинным благородством. Вживаясь в духовный мир его героев, в ситуации и конфликты, в которых они действуют, разум и чувство постигают высокое значение вечных человеческих ценностей. Гёте стремится возвысить людей, пробудить активное отношение к жизни, учит самопознанию, но не через болезненный анализ, а в процессе деятельности и борьбы за общее благо человечества. Отвергая ханжескую мораль, Гёте ищет естественные, отвечающие природе человека основы нравственности.
Например, устами Фауста Гёте говорит, что смысл жизни - в деятельном познании реального мира:
Стой на своих ногах, будь даровит, Брось вечность утверждать за облаками. ( 1,стр. 54) Необходимо отметить, что взгляд мудреца глубоко проникает в те отношения, которые связывают его с ближним, а значит, и со всем человечеством, и со всем случайным и необходимым, что окружает его на земле, и поэтому в космическом смысле только мудрец живёт в истине.
И.С.Тургенев писал: «Гёте - это защитник всего человечества земного, этот враг всего ложно-идеального и сверхъестественного, первый заступился за права - не человека вообще, нет, - за права отдельного, страстного, ограниченного человека; ... человек имеет право и возможность быть счастливым и не стыдиться своего счастья» (6, стр. 33.)
Стихотворение «Границы человечества » не отрицает, что человеческая деятельность вообще не исполнена смысла. Необходимо подчеркнуть, что ни в одном произведении Гёте нет более настойчивого требования действовать с позиции человеколюбия.
Стихотворение Гёте «Божественное» начинается притчеобразно, наставительно. Человеку предписывается воплотить в действительность нравственные ценности: он обязан быть справедливым, милостивым и добрым. Этим и отличается человек от всех прочих существ.
Именно нравственные качества делают человека человеком. Говоря словами Гёте, человек, «творя одно, творит всё. в этом одном, в совершенстве выполненном, он видит символ всего того, что выполняется в совершенстве. И тогда даже ремесло превращается в искусство». (2 стр.316)
Мечтая об общественном прогрессе, устремлённый в будущее, Гёте высоко ценил духовное наследие человечества, его высшие достижения. Нам известно, что неиссякаемым источником прекрасного для него была экзотика
Востока, его спокойная своеобразная мудрость, сочетавшаяся с некоторой отрешённостью, поэтический взгляд на мир, в котором оставалось место для чудесного, необычного.
Творческий гений Гёте проникал в дух иного времени и другой культуры, при этом сохраняя свою могучую самобытность.
Руми и Гёте- поистине великие люди, сумевшие сделать свою жизнь подобной произведению искусства. Их жизнь - пример для подрастающего поколения всего мира.
Тысячами незримых импульсов творческая мысль гениев прошлого продолжает свою работу в современной культуре.
История культуры сложилась бы иначе, не будь в ней имен Мавлоно -автора бессмертной эпопеи «Маснави», и Гёте - автора «Фауста»-произведения мирового значения.
Прекрасный взгляд пленяет. Творчество Мавлоно Руми и Гёте озаряло и будет озарять духовную жизнь многих поколений светом неустанного стремления к прекрасному в жизни и в искусстве.
Недавно мы торжественно отметили 800-летие выдающегося поэта и мыслителя Востока Мавлоно Джалолиддина Руми и 250 - летие великого немецкого поэта и учёного. Руми и Гёте- поистине великие люди открывает новые страницы на пути самосознания и национальной гордости каждого из нас.
Подобные мероприятия способствуют укреплению дружбы народов, литературы, культуры, национальной цивилизации.
Ключевые слова: «Маснави» Джалолиддина Руми, тема единства человечества, образ великого мудреца Востока, равенство людей, языка, прославление Совершенного Человека, Гёте, смысл жизни, познание реального мира, Руми и Гёте, великие люди.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аникст А. Творческий путь Гёте. М, 1986.
2. Гёте И. В. Избранные произведения. М 1950.
3. Гёте И. В Из Западно - восточного дивана. Худжанд, 2007.
4. Руми Д. Разели. Душанде 1986.
5. Тургенев И.С. Собрание сочинений в 12 томах. т. 11.М, 1955.
АТОЕВА М.М.
МАСЪАЛАИЯГОНАГИИ БАШАРИЯТ ДАР ОСОРИРУМ1ВА ГЁТЕ
Муаллиф дар макола масъалаи ягонагии инсонро, ки дар осори ду нобигак>ои давру замони худ: - бузургтарин шоир, ориф ва мутафаккири толику форс Мавлоно Лалолиддини Румг ва нодиртарин шоири Гарб - Гёте ба ъайси консепсияи ягонагии инсон яке аз масъалак>ои аввалиндарала ба ъисоб меравад, мавриди баррасг ва омузиш карор додааст.
ATOEVA M.M.
THE PROBLEM OF HUMAN UNITY IN RUMI'SAND GETE'S WORK AND
CREATIONS
The author of the article rises the problem of human unity in Mavlono Jaloluddini Rumi and Goaete's creations. Mavlono Jaloluddini Rumi was the greatest poet, a philosopher, a famous Persian scientist of his time and Goate was the unique poet of the west. In their masterpieces the conception of equality of a human being is considered to be the main aim for them.
ЗАМИРА УЛМАСОВА-
дотсенти кафедраи Адабиёти муосири толики ДДХ.
РОМАНШОИ ТАЪРИХ1 ВА анвои он
Роман аз он лумла романи таърих!, дар адабиёти муосири толик жанри тамоман нав аст. Пайдоиш, ташаккул ва такомули он ба дигаргунишои куллии сиёсию илтимо! ва иктисодию фаршангии шаёти халки толик дар карни ХХ робитаи мусташкам дорад. йаёти наве, ки дар Толикистон баъд аз Инкилоби болшевикии соли 1917 ва Инкилоби шуравии халкии Бухоро дар моши сентябри 1920 ба вулуд омад, вокеаи азими таърих! буд, ки на таншо боиси сохта шудани давлати нав гардид, балки халки зашматкашро низ руи кор овард. Халк такдири худро ба даст гирифт, лумшурии мустакиле дар шайъати Иттишоди Шурав! барпо намуд. Корномашои ватанхошонаи он чи дар лараёни навсозии кишвар, чи дар майдоншои ланги дуюми лашон! ва чи дар давраи баркарорсозии холагии мамлакат дар романшои толик инъикос ёфтанд. Як силсила романшои таърих! ва романшои илтимоие, ки ба тадкику ламъбасти бадеии вокеияти нав бахшида шудаанд, ба вулуд омаданд. Дар роши пайдоиш ва тараккиёти роман шамчун жанри пургунлоиши шамосав! дар радифи анъанашои милл!-«романшои халк!», талрибаи фаровони адабиёти рус ва Аврупо, инчунин адабиёти мамлакатшои мутамаддини Шарк - Арабистон, Эрон, Туркия накши мушим бозиданд.
Агар солшои шуравиро давраи якуми тараккиёти роман, аз он лумла романи таърих! машсуб намоем, давраи дуюм ва хеле пурсамари он давраи истиклолияти миллии Толикистон ба шумор меояд. Талдиди назар ба гузаштаи халки толик боиси равнаку риволи илми таърихшинос! гардид ва он ба тараккиёти романи таърих! таъсири рушан гузошт. Дар ин давра дар адабиёти толик романшои бисёр интишор ёфтанд, ки аз оншо кариб ситоаш романи таърих! мебошанд. Жанри романи таърих! на таншо ривол ёфт, дар ин жанр на факат лашиши бесобика рух дод, балки вай мазмунан ва шаклан ган! шам гардид, ба такмил расид, анвои мухталифи он арзи шаст! карданд. Романи таърих! равнак ёфт ва шаклшои гуногун касб кард. Романи таърихии сиёс!, романи илтимо!, романи биограф!, романи публисист!, романи шалв!,