ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Ромашева Ж.Ж.
Ромашева Жанагуль Жумабековна - магистр социальных наук, преподаватель, кафедра психологии и педагогики, гуманитарно-социальный факультет, Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова, г. Костанай, Республика Казахстан
Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы духовно-нравственного воспитания современной молодежи и представлены психологические механизм духовно-нравственного развития личности.
Ключевые слова: нравственность, духовность, молодежь, духовно-нравственное развитие личности.
На сегодняшний день категория молодежи составляет в Казахстане 25% населения, или 4 млн 483 тыс. 285 человек в возрасте от 14 до 29 лет. Нынешняя молодежь Казахстана - это поколение, которое родилось и выросло в период серьезных политических, социальных и экономических трансформаций. Это молодые люди со своим взглядом на мир, со своей позицией и со своими ценностями [1]. Однако ценности молодого поколения на сегодня зачастую бывают деструктивны и разрушительны с точки зрения развития личности.
В своем очередном Послании народу Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев подчеркнул, что «нужно предпринять дополнительные шаги по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения» [2].
В настоящее время казахстанское общество переживает духовно -нравственный кризис. Для молодёжной среды характерны «двойная мораль», нравственная глухота, «дегуманизация» поведения. Широкий размах приобрела ориентация молодёжи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для казахстанского менталитета.
В психологии нравственность рассмотрена как система ценностных установок личности в социальных отношениях, как интегральная часть духовного потенциала личности. При рассмотрении сущности духовно-нравственного развития личности категории духовности и нравственности использованы как призма для рассмотрения остальных сфер человеческой личности [3].
Воспитание у молодежи нравственности и достойный культурный уровень является самой важной задачей в процессе становления личности.
Под нравственным воспитанием понимается усвоение нравственных норм поведения. Нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств, выработка навыков и привычек нравственного поведения.
Психологический механизм духовно-нравственного развития личности определяется как система взаимодействующих факторов и условий, обеспечивающих этот процесс (В.Г. Леонтьев) [4].
Процесс формирования духовности и нравственности личности можно представить как инверсию:
> Сначала в ходе взаимодействия с непосредственным окружением ребенок усваивает нормы, опосредующие его физическое существование.
> Расширение контактов ребенка с социальным миром приводит к формированию «социального» слоя личности.
| 59 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 6 (17). Том 2. 2017
> Наконец, когда на определенном этапе своего развития личность вступает в контакт с более высокими слоями человеческой культуры - идеалами и духовными ценностями - успешная «инверсия» этого слоя формирует духовный центр личности, ее нравственное самосознание. При благоприятном развитии личности эта духовная инстанция выступает над предыдущими структурами, подчиняя их себе. Усиленные поиски смысла жизни - это борьба самосознания за интеграцию личности, превращение ее в одновершинную структуру [4].
Таким образом, процесс нравственного развития обусловлен природным потенциалом индивидуально и поэтому глубоко индивидуален. Процесс нравственного развития носит личностно обусловленный характер. Необходим учёт способствующих или, наоборот, негативно влияющих на формирование личностных свойств и качеств. Не составляют исключения из этого правила честь и достоинство личности, основой которых является высокий уровень самосознания личности, их способность к рефлексии нравственной самооценке и самоуважению.
Список литературы
1. Особенности представлений о браке и семье казахстанской молодежи. Ромашева Ж.Ж. Научные исследования, 2016. № 4 (5). С. 82-83.
2. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» 31 января 2017 г.
3. Гендерные особенности поведения в стрессовых ситуациях. Ромашева Ж.Ж. Научные исследования. 2016. № 4 (5). С. 84-85.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. Проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // Вестник образования, 2009.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 6 (17). Том 2. 2017 | 60 |