Научная статья на тему 'Проблема духовно-нравственного воспитания современной молодежи'

Проблема духовно-нравственного воспитания современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1740
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ромашева Жанагуль Жумабековна

В данной статье рассмотрены проблемы духовно-нравственного воспитания современной молодежи и представлены психологические механизм духовно-нравственного развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема духовно-нравственного воспитания современной молодежи»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Ромашева Ж.Ж.

Ромашева Жанагуль Жумабековна - магистр социальных наук, преподаватель, кафедра психологии и педагогики, гуманитарно-социальный факультет, Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова, г. Костанай, Республика Казахстан

Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы духовно-нравственного воспитания современной молодежи и представлены психологические механизм духовно-нравственного развития личности.

Ключевые слова: нравственность, духовность, молодежь, духовно-нравственное развитие личности.

На сегодняшний день категория молодежи составляет в Казахстане 25% населения, или 4 млн 483 тыс. 285 человек в возрасте от 14 до 29 лет. Нынешняя молодежь Казахстана - это поколение, которое родилось и выросло в период серьезных политических, социальных и экономических трансформаций. Это молодые люди со своим взглядом на мир, со своей позицией и со своими ценностями [1]. Однако ценности молодого поколения на сегодня зачастую бывают деструктивны и разрушительны с точки зрения развития личности.

В своем очередном Послании народу Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев подчеркнул, что «нужно предпринять дополнительные шаги по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения» [2].

В настоящее время казахстанское общество переживает духовно -нравственный кризис. Для молодёжной среды характерны «двойная мораль», нравственная глухота, «дегуманизация» поведения. Широкий размах приобрела ориентация молодёжи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для казахстанского менталитета.

В психологии нравственность рассмотрена как система ценностных установок личности в социальных отношениях, как интегральная часть духовного потенциала личности. При рассмотрении сущности духовно-нравственного развития личности категории духовности и нравственности использованы как призма для рассмотрения остальных сфер человеческой личности [3].

Воспитание у молодежи нравственности и достойный культурный уровень является самой важной задачей в процессе становления личности.

Под нравственным воспитанием понимается усвоение нравственных норм поведения. Нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств, выработка навыков и привычек нравственного поведения.

Психологический механизм духовно-нравственного развития личности определяется как система взаимодействующих факторов и условий, обеспечивающих этот процесс (В.Г. Леонтьев) [4].

Процесс формирования духовности и нравственности личности можно представить как инверсию:

> Сначала в ходе взаимодействия с непосредственным окружением ребенок усваивает нормы, опосредующие его физическое существование.

> Расширение контактов ребенка с социальным миром приводит к формированию «социального» слоя личности.

| 59 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 6 (17). Том 2. 2017

> Наконец, когда на определенном этапе своего развития личность вступает в контакт с более высокими слоями человеческой культуры - идеалами и духовными ценностями - успешная «инверсия» этого слоя формирует духовный центр личности, ее нравственное самосознание. При благоприятном развитии личности эта духовная инстанция выступает над предыдущими структурами, подчиняя их себе. Усиленные поиски смысла жизни - это борьба самосознания за интеграцию личности, превращение ее в одновершинную структуру [4].

Таким образом, процесс нравственного развития обусловлен природным потенциалом индивидуально и поэтому глубоко индивидуален. Процесс нравственного развития носит личностно обусловленный характер. Необходим учёт способствующих или, наоборот, негативно влияющих на формирование личностных свойств и качеств. Не составляют исключения из этого правила честь и достоинство личности, основой которых является высокий уровень самосознания личности, их способность к рефлексии нравственной самооценке и самоуважению.

Список литературы

1. Особенности представлений о браке и семье казахстанской молодежи. Ромашева Ж.Ж. Научные исследования, 2016. № 4 (5). С. 82-83.

2. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» 31 января 2017 г.

3. Гендерные особенности поведения в стрессовых ситуациях. Ромашева Ж.Ж. Научные исследования. 2016. № 4 (5). С. 84-85.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. Проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // Вестник образования, 2009.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 6 (17). Том 2. 2017 | 60 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.