Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ: УРОКИ АРМЕНИИ'

ПРОБЛЕМА ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ: УРОКИ АРМЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ЮНЕСКО / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА АРМЕНИИ / ДЕТИ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / БИБЛИОТЕЧНАЯ СЕТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арамян К. А., Миронов А. В.

На рубеже XXI в. мир вошел в четвертую промышленную революцию, определившую переход человеческого сообщества в новую Цифровую эру. Цифровизация буквально перекраивает современные общества, их технологический и экономический уклад государств и международного сообщества, способ и характер социальных коммуникаций, передачи информации и знаний. В 2000 г. ЮНЕСКО приняла всеобщую программу в области образования на период с 2015 г. по 2030 г., зафиксированную в Ичхонской декларации и рамочной программе действий «Образование-2030». В статье проанализирована ситуация в области образования в Республике Армения, а также показатели, характеризующие доступность для детей образования и библиотек в период с 2015 г. по 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арамян К. А., Миронов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM ACCESSIBILITY OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF GLOBAL DIGITALIZATION: LESSONS FROM ARMENIA

At the turn of the XXIst century, the world entered the Fourth Industrial Revolution, which defined the transition of the human community to a new Digital Era. Digitalization literally reshapes modern societies, their technological and economic structure of states and the international community, the way and nature of social communications, the transfer of information and knowledge. In 2000, UNESCO adopted the Universal Education Agenda for the period from 2015 to 2030, as set out in the Icheon Declaration and the Education-2030 Framework for Action. The article analyses the situation in the field of education in the Republic of Armenia, as well as indicators that characterize the availability of education and libraries for children in the period from 2015 to 2019.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ: УРОКИ АРМЕНИИ»

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЦЕССЫ

УДК 316.422.6

Арамян Каринэ Арменовна

канд. ист. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-9729-0451 e-mail: aramyan.ka@gmail.com

Миронов Анатолий Васильевич

Д-р социол. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-2550-8914 e-mail: soc-gum-zhurnal@yandex.ru

Karine A. Aramyan

Cand. Sci. (Hist.), State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-9729-0451 e-mail: aramyan.ka@gmail.com

Anatoly V. Mironov

Dr. Sci. (Soc.), State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-2550-8914 e-mail: soc-gum-zhurnal@yandex

DOI 10.26425/1816-4277-2021-5-192-200

ПРОБЛЕМА ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ: УРОКИ АРМЕНИИ

Аннотация. На рубеже XXI в. мир вошел в четвертую промышленную революцию, определившую переход человеческого сообщества в новую Цифровую эру. Цифрови-зация буквально перекраивает современные общества, их технологический и экономический уклад государств и международного сообщества, способ и характер социальных коммуникаций, передачи информации и знаний. В 2000 г. ЮНЕСКО приняла всеобщую программу в области образования на период с 2015 г. по 2030 г., зафиксированную в Ичхонской декларации и рамочной программе действий «Образова-ние-2030». В статье проанализирована ситуация в области образования в Республике Армения, а также показатели, характеризующие доступность для детей образования и библиотек в период с 2015 г. по 2019 г.

Ключевые слова: цели устойчивого развития, цифровизация, доступность образования, ЮНЕСКО, персонифицированное обучение, государственная политика Армении, дети, управление образованием, библиотечная сеть, гражданское общество

Для цитирования: Арамян К.А., Миронов А.В. Проблема доступности образования в условиях мировой цифровизации: уроки Армении//Вестник университета. 2021. № 5. С. 192-200.

THE PROBLEM ACCESSIBILITY OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF GLOBAL DIGITALIZATION: LESSONS FROM ARMENIA

Abstract. At the turn of the XXIst century, the world entered the Fourth Industrial Revolution, which defined the transition of the human community to a new Digital Era. Digitaliza-tion literally reshapes modern societies, their technological and economic structure of states and the international community, the way and nature of social communications, the transfer of information and knowledge. In 2000, UNESCO adopted the Universal Education Agenda for the period from 2015 to 2030, as set out in the Icheon Declaration and the Educa-tion-2030 Framework for Action. The article analyses the situation in the field of education in the Republic of Armenia, as well as indicators that characterize the availability of education and libraries for children in the period from 2015 to 2019.

Keywords: sustainable development goals, digitalization, accessibility of education, UNESCO, personalized learning, state policy of Armenia, children, education management, library network, civil society

For citation: Aramyan K.A., Mironov A.V. (2021) The problem of accessibility of education in the context of global digitalization: lessons from Armenia. Vestnik universiteta, no. 5, pp. 192-200. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-5-192-200

Введение

На рубеже XX-XXI вв. мир вошел в четвертую промышленную революцию (далее - ЧПР). ЧПР обозначила переход человеческого сообщества в новую Цифровую эру, которая начала буквально перекраивать технологический и экономический уклад государств, способ и характер социальных коммуникаций, передачи информации и знаний.

© Арамян К.А., Миронов А.В., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Aramyan K.A., Mironov A.V., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Образование не осталось в стороне от этих процессов, оно, как и прежде, отражает то новое, что приходит в нашу жизнь. Процессы глобализации в образовании проявляются в двух формах - глобализации образования и становлении глобального образования [8]. Глобализация образования рассматривается как особая мегасистема, где задаются и реализуются цели национальной и мировой образовательной политики, функционируют специфические связи и отношения между государствами и их образовательными системами, направленные на всемирное расширение возможности развития личности [7]. Понятие «интернационализация» как «процесс устойчивого взаимодействия и взаимовлияния национальных систем высшего образования на основе общих целей и принципов, отвечающих потребностям мирового сообщества» применительно к сфере образования используется с 1980-х гг. [6].

В качестве ключевого направления в сфере образования развивается информационная глобализация, где обучение «переносится» в интерактивную электронно-цифровую среду благодаря современной цифровой организационно-технологической базе, которая преодолевает временные и пространственные границы. Новое образование, выстраиваемое сегодня с применением ИКТ можно рассматривать как базис будущего но-осферного образования [4]. Государства мира получают возможность масштабного использования интернационализированного знания, получения доступа к комплексу глобальной информации, массового внедрения его через свои национальные системы образования в соответствии с собственными стратегиями и целями развития. И в этой связи возникает вопрос о состоянии национальной системы образования и соответствует ли оно тем задачам, которые решает страна [5].

Показательно, что в 2000 г. ЮНЕСКО были утверждены шесть целей в области «Образования для всех» (ОДВ) и Целей развития тысячелетия (ЦРТ). Поскольку достичь этих целей к установленному на 2015 г. сроку не удалось, в рамках Цели 4 «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. - обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» («ЦУР 4-0бразование-2030») и связанных с ней задач ЮНЕСКО принял всеобщую программу в области образования на период с 2015 г. по 2030 г., зафиксированную в Ичхонской декларации и рамочной программе действий «Образование-2030» (Ичхон, Южная Корея, 2015 г.) [11]. Программа «Образование-2030» призвана содействовать странам в решении, прежде всего, национальных проблем в области образования, задает ориентиры развития для их систем образования.

Мировое сообщество в лице ЮНЕСКО признает образование ключевым элементом в деле достижения всех ЦУР. Образование также содержит задачи в сфере образования в рамках ряда других ЦУР, в частности, в области здравоохранения, экономического роста и занятости, устойчивого потребления и производства, изменения климата. Действительно, образование способно ускорить достижение всех ЦУР и поэтому должно стать элементом стратегий по достижению каждой из них.

Обновленная повестка дня в области образования опирается на концепцию образования как инструмента преобразования жизни людей, государств и обществ. Повестка направлена как на завершение работы по достижению целей ОДВ и связанных с образованием ЦРТ, так и на эффективное решение существующих и будущих проблем в сфере образования на глобальном и национальном уровнях.

В основе концепции образования лежат права человека и гуманистическая концепция образования и развития, ориентированная на права и достоинство человека, социальную справедливость, инклюзивность, защиту, культурное, языковое и этническое разнообразие, а также общую ответственность и подотчетность.

Принципы концепции «Образование - 2030»:

Образование является основным правом человека, расширяющим его возможности, страны должны обеспечить всеобщий равный доступ к инклюзивному и справедливому недорогому и качественному образованию и обучению, которое должно быть бесплатным и обязательным и охватывать всех людей.

Образование должно быть направлено на всестороннее развитие человеческой личности и содействие взаимопониманию, терпимости, дружбе и миру.

Образование - это общественное благо, ответственность за которое возлагается на государство. Образование является совместным делом общества, что предполагает осуществление инклюзивного процесса разработки государственной политики и ее реализации. Гражданское общество, учителя и воспитатели, частный сектор, общины, семьи, молодежь и дети играют важную роль в осуществлении права на качественное образование. Ключевая функция государства заключается в разработке норм и стандартов и управлении ими.

Гендерное равенство неразрывно связано с правом на всеобщее образование. Достижение тендерного равенства требует использования основанного на соблюдении прав человека подхода, в рамках которого девочки и мальчики, женщины и мужчины не только получают доступ к образованию и возможность пройти его полный цикл, но и приобретают равные права и возможности в образовании и посредством образования.

Для выполнения принятой повестки «Образования - 2030» ЮНЕСКО сформулировала стратегии достижения целей через реализацию соответствующей государственной политики, планов, законодательства и систем.

Одной из задач «Образование-2030» является создание и совершенствование учебных заведений, учитывающие интересы детей, особые нужды инвалидов и гендерные аспекты, и обеспечить безопасную, свободную от насилия и социальных барьеров и эффективную среду обучения для всех.

Краткий обзор литературы по теме исследования

В процессе работы были собраны и проанализированы:

- данные Национальной статистической службы Республики Армения за 2017-2019 гг., размещенные на официальном сайте ведомства;

- Сборник статистических материалов за 1985 г. Центрального статистического управления СССР;

- материалы совместного доклада ЮНИСЕФ и Национальной статистической службы Армении «Детская бедность в Армении-2016» [9; 10; 12].

Постановка проблемы исследования

Образование является главным механизмом передачи знаний и традиций, воспитания и развития личности ребенка, профессионализации взрослых. В условиях глобальной цифровой трансформации социально-экономических систем перед системой образования государства стоит новая и сложная задача: адаптироваться к новым глобальным процессам, зачастую носящим характер турбулентности и непрогнозируемой траектории развития; быть доступным и предоставлять актуальные образовательные программы; создать новые технологии обучения детей и взрослых, способные развивать личностный потенциал, формировать и своевременно обновлять знания, навыки, умения на протяжении всей жизни человека, с учетом индивидуальных особенностей и целей обучающегося и в соответствии с постоянно меняющимися запросами рынка труда.

Чтобы решать эти задачи необходимы следующие условия: государственная политика, наличие образовательной инфраструктуры и квалифицированных преподавателей, обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Цель статьи - анализ ситуации в области образования в Республике Армения, анализ показателей, характеризующих доступность образования для детей возрастной группы 0-14 лет в период 2015-2019 гг.

Материалы и результаты исследования

Структура населения Армении в разделе возрастной группы 0-14 лет в период пятилетки 2015-2019 гг. представлена в таблице 1 [1].

Таблица 1

Численность детей 0-14 лет в общей численности постоянного населения

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Численность постоянного населения в конце года, тыс. чел. 29 998,6 2 986,1 2 972,7 2 965,3 2 959,7

Из общей численности населения в возрасте моложе трудоспособного, тыс. чел. 623,7 628,8 632,9 635,7 635,6

В возрасте до 1 года, тыс. чел. 41,4 40,3 37,5 36,4 35,9

В возрасте до 1-4 года, тыс. чел. 167,1 167,6 165,9 161,9 155,2

Окончание табл. 1

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

В возрасте до 5-9 года, тыс. чел. В возрасте 10-14 лет, тыс. чел. 204,8 175,5 207,9 180,3 209,9 186,3 210,7 191,1 209,6 198,8

ИТОГО детей в возрасте 0-14 лет 588,8 596,1 599,6 600,1 599,5

Источник: [10]

Законодательная база

На территории Республики Армения права ребенка обеспечиваются следующими нормами.

Конвенция о правах ребенка от 1989 года: статья 28 (государство признает право на образование, вводит бесплатное и обязательное начальное образование, поощряет развитие среднего образования, обеспечивает доступ к высшему образованию, к информации и материалам в области образования и профессиональной подготовки (п. 1.); статья 29 (образование должно быть направлено на развитие личности, талантов умственных и физических способностей в полном объеме, уважения к родителям, правам человека, культурной самобытности, в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и так далее, уважение к окружающей среде); статья 31 (признаются права ребенка на отдых, досуг, творческую деятельность, всестороннее участие в культурной жизни и занятия искусством (в соответствии с возрастом) [1].

Статья 38 Главы 2 Конституции Республики Армения с изменениями 2015 г. (право на образование) [2].

Глава 2 Закона Республики Армения о правах ребенка от 1996 г. (Основные права ребенка и гарантии): статья 11 (Право ребенка на образование, на получение образования, государство создает необходимые условия для развития таланта, способностей, учреждают общеобразовательные, профессиональные школы, спортивные, технические и детские культурно-творческие центра и др. Среднее образование бесплатное. Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного высшего и иного профессионального образования на конкурсной основе в гос. образовательных учреждениях. Государство обеспечивает доступность необходимых информации и материалов); статья 18 (Права ребенка на приобщение к культурным ценностям», каждый ребенок имеет право на приобщение к истории, традиции, духовным ценностям своего народы и мировой культуре; на свободу художественного, научно-технического творчества, участие в культурной жизни. Государство поощряет выпуск фильмов, видеофильмов и телепередач, издание детских газет, журналов и книг, обеспечивает их доступность. Пропаганда насилия, жестокости, унижение человеческого достоинства преследуется по закону) [3].

Статья 26 Главы 3 Закона Республики Армения о правах ребенка от 1996 г. «Защита прав ребенка в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях» (Права детей-инвалидов, детей с физическими и умственными недостатками», государство гарантирует бесплатную специализированную медицинскую помощь, возможность поучения образования, трудоустройство, социальную реабилитацию и т.д. Государство создает специальную инфраструктуру и условия) [3].

Доступность образования

Посещаемость детьми дошкольного возраста детских садов в городах и селах Армении в 2017-2019 гг. представлены в таблице 2 и на рисунке 1.

Таблица 2

Обеспеченность дошкольными учреждениями

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Дошкольные учреждения

Число дошкольных учреждений, ед. 717 721 868 884 906

В них детей, тыс. чел. 72,4 72,3 76,4 79,1 82,1

% от численности детей соответствующего возраста 28,6 28,9 30,9 32,6 34,7

Города

посещали дошкольные учреждения: 467 тыс.

от общего числа детей дошкольного возраста: 39,6%

Села

посещали дошкольные учреждения: 439 тыс.

от общего числа дошкольного возраста: 25,4%

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 1. Обеспеченность дошкольными учреждениями в городах и селах в 2019 г.

Как видно, в детские сады в рассматриваемый период ходили всего лишь четверть всех детей. Более плачевная ситуация в сельской местности, здесь дошкольные учреждения не посещают в среднем около 75 % детей. В Армянской ССР в детские сады ходили: в 1960 г. - 33 тыс. детей, в 1970 г. - 90 тыс., в 1983 г. - 144 тыс. Как явствует из данных таблицы 3, основная часть учеников завершает обучение в основной школе.

Таблица 3

Обеспеченность школами, численность выпускников основную и среднюю школу

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Общеобразовательные школы

Число общеобразовательных школ, ед. 1438 1432 1421 1409 1400

В них учащихся, тыс. 364,4 364,9 368,7 382,4 390,5

Численность учителей, тыс. 38,7 38,3 38,3 31,4 31,0

Окончили основную школу, тыс. 14,3 29,3 29,4 31,1 31,1

Окончили среднюю школу, тыс. 23,7 22,7 18,7 9,4 18,4

Источник: [10]

В таблице 4 представлены данные по ситуации в учреждениях профессионального образования. Так ситуация в НПРОЗ и СПОЗ более благополучная, чем в вузах [1]. Число учебных заведений не сокращается, показатели численности обучающихся и преподавателей также сохраняются с незначительным ростом на протяжении всего рассматриваемого периода. В то время как число вузов сократилось с 60 ед. до 56 ед., численность студентов уменьшилась с 84,6 тыс. чел. в 2017 г. более чем на 20 тыс. чел. Такая же ситуация наблюдается и в случае с профессорско-преподавательским составом (далее - ППС): их численность за пять лет с 2017 г. с 7 947 чел сократилась на 1 200 чел. и достигла 6 747 чел. Также видно, что потери среди кандидатов наук значительнее: за пять лет из вузов ушли 380 кандидатов и 59 докторов наук. Однако за счет сокращения численности студентов показатель обеспеченности ППС на одного студента повысился с 0,09 в 2017 г. до 0,1 в 2019 г.

Таблица 4

Основные показатели по образовательным организациям среднего и высшего профессионального образования

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Начальные профессиональные (ремесленные) образовательные заведения (НПРОЗ)

Число НПРОЗ, ед. 44 43 44 46 47

В них студентов, тыс. 6,9 6,2 6,5 6,7 6,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На 10 тыс. населения 23,0 20,9 21,9 22,6 22,0

Окончание табл. 4

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Численность преподавателей, чел. 895 790 880 865 939

Средние профессиональные образовательные заведения (СПОЗ)

Число СПОЗ, ед. 97 93 93 93 96

В них студентов, тыс. 24,3 23,2 23,1 23,2 24,8

На 10 тыс. населения 80,9 77,7 77,6 78,2 83,8

Численность преподавателей, чел. 3071 2934 2928 3141 3015

Обеспеченность 1111С, на 1 студента 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

Высшие учебные заведения (вуз)

Число вузов, ед. 60 63 61 56 56

В них студентов, тыс. 84,6 81,7 78,7 69,6 64,5

На 10 тыс. населения 282,1 273,4 264,9 234,5 219,9

Численность ППС, чел., из них 7947 7598 7406 7002 6747

докторов наук 683 663 634 653 624

кандидатов наук 3352 3257 3182 3043 2972

Обеспеченность ППС, на 1 студента 0,09 0,09 0,09 0,1 0,1

Источник: [10]

Показателям доступности и использования библиотек и книжного фонда представлены в таблице 5. Налицо существенное сокращение числа библиотек на 157 организаций, причем в селах этот показатель значительнее - 140 библиотек. Аналогичная ситуация и с книжным фондом, и с числом читателей.

Таблица 5

Доступность и использование библиотек и книжного фонда

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Библиотек всего, ед. 830 798 733 682 673

Библиотек в городах, ед. 171 171 161 157 154

Библиотек в селах , ед. 659 627 572 525 519

Книжный фонд, всего, тыс. экз. 19,1 18,9 18,4 17,9 17,9

Книжный фонд, в городах, тыс. экз. 14,4 14,5 14,3 14,0 14,1

Книжный фонд, в селах , тыс. экз. 4,7 4,4 4,1 3,9 3,8

Книжный фонд на тыс. чел., тыс. экз. 6 360,5 6 312,1 6 190,1 6 042,8 6 042,1

Всего читателей, тыс. чел. 504,0 512,4 470,8 455,7 456,7

Численность читателей на одну библиотеку в городах, чел. 1 960 2 083 2 035 2 127 2 129

Численность читателей на одну библиотеку в селах, чел. 261 249 250 232 248

Книговыдача на одного читателя в городах, экз. 21,5 20,2 20,2 19,2 20,6

Книговыдача на одного читателя в селах, экз. 14,6 15,8 13,4 13,6 13,7

Источник: [10]

Для сравнения на рисунке 2 представим данные по показателям доступности и использованию библиотек и книжного фонда в Армянской ССР и современной Армении. Так в 1984 г. в Армянской ССР действовали 1 400 библиотек, на балансе которых находились 21,1 млн книг и журналов, число читателей составляло 1,4 млн чел.

2019 (1) Я 2015 (2) Я 1984 (3)

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 2. Библиотеки и книжный фонд

Выводы

Установлено, что в настоящее время Республика Армения располагает современной законодательной системой, декларирующей гарантии прав своих граждан на все виды образования и обучения. Также достаточной является и образовательная инфраструктура, которую составляют 906 дошкольных учреждений, 1 400 школ, 199 организаций среднего и высшего профессионального образования, 673 библиотеки. В Армении сегодня в образовательной сфере заняты около 42 тыс. педагогических работников.

Однако по показателям, характеризующих посещение дошкольных учреждений, завершение обучения в средней школе и численности студентов вузов современная Армения находится на уровне 1960 г. и достижений Армянской ССР того периода.

Неблагополучной является ситуация с работающим в вузах ППС, здесь наблюдается явный отток высококвалифицированных специалистов, имеющих степень доктора и кандидата наук. Соотношение динамики обучающихся в средних и высших учебных заведениях говорит о том, что все больше молодых людей принимают решение пойти учиться в начальные профессиональные (ремесленные) образовательные заведения и средние профессиональные образовательные заведения. Можно предположить, что на этом образовательная траектория большинства из них закончится.

Негативную тенденцию сохраняет и деятельность библиотек, чье число, равно как число читателей и книжный фонд стремительно сокращаются. Это свидетельствует об отсутствии привычки чтения не только у взрослых, но и у детей. Библиотеки перестают быть центром культуры и просвещения, что еще более чувствительно для ситуации в сельской местности. Еще одним говорящим и, пожалуй, самым негативным показателем является число закончивших школу (основную и среднюю), которое свидетельствует о том, что почти половина учеников школ не завершают обучение.

Очевидно, что современной Республике Армения необходимы серьезные изменения государственного подхода к проблеме образования и доступности для различных групп населения, прежде всего, детей возрастной группы 0-14 лет.

Необходим пересмотр и корректировка действующих механизмов и форматов управления сферой образования и просвещения, методик обучения, в том числе директоров образовательных заведений, учителей и преподавателей, работников библиотек.

Очевидно, что Армения вступает в цифровую реальность, имея серьезный задел советского научно-образовательного наследия, однако, как явствует из статистических данных, остро звучит проблема дефицита новых кадров и новых стратегий управления национальной системой образования в условиях глобальной цифровизации.

Также необходимо ликвидировать цифровую неграмотность у различных групп населения, прежде всего, молодежи, вступающей в профессию, и взрослого населения, нуждающегося в переподготовке и повышении квалификации. Для этого нужно сделать доступной цифровую среду для качественного и недорогого

дистанционного обучения, возможно, воспользовавшись уже наработанным опытом других стран. И в подобных условиях реорганизации образовательной среды применение персонифицированного обучения как

ведущей технологии цифрового обучения станет эффективным инструментом.

Библиографический список

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 20.04.2021).

2. Конституция Республики Армения (принята в результате всенародного референдума 05.07.1995) (с изм. от 27.11.2005) // Правительство Республики Армения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gov.am/u_files/file/Constitution/ Constitution-nor.pdf (дата обращения: 20.04.2021)

3. Закон Республики Армения о правах ребенка от 31.05.1996 № ЗР-59 // Национальное Собрание Республики Армения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.parliament.am/legislation.php?ID=1700&sel=show&lang=rus (дата обращения: 20.04.2021)

4. Вернадский, В. И. Избранные труды / сост., автор вступ. ст. и коммент.: Г. П. Аксенов. - М.: РОССПЭН, 2010. - 742 с.

5. Малинецкий, Г. Г., Сиренко, С. Н. Глобализация образования в системном контексте // Мир России. Социология. Этнология. - 2020. - Т. 29, № 2. - С. 92-107. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2020-29-2-92-107

6. Панкова, Н. В., Курочкина, О. В. Сравнительный анализ международных практик интернационализации профессионального образования // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 4 (52). - С. 360-364.

7. Пушкарева, Е. А. Единое образование в условиях глобальных преобразований: к постановке проблемы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2 (6) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/edinoe-obrazovanie-v-usloviyah-globalnyh-preobrazovaniy-k-postanovke-problemy/viewer (дата обращения: 20.04.2021).

8. Урсул, А. Д. Становление образования глобального мира // Век глобализации. - 2019. - № 2 (30). - С. 49-60.

9. Сборник статистических материалов (в помощь агитатору и пропагандисту). 1985. - М.: Финансы и статистика, 1986 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://istmat.info/node/21301 (дата обращения: 20.04.2021).

10. Статистический ежегодник Армении 2020 // Статистический комитет Республики Армения [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.armstat.am/ru/?nid=586&year=2020 (дата обращения: 20.04.2021).

11. Incheon Declaration "Education-2030" // United Nations [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ar/ events/literacyday/assets/pdf/IncheonDeclaration.pdf (дата обращения: 20.04.2021).

12. Child Poverty Armenia: National Multiple Overlapping Deprivation Analysis 2016 // United Nations [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.un.am/up/library/Child_Poverty_Armenia_N-M0DA_Report_2016_eng.pdf (дата обращения: 20.04.2021).

References

1. Convention on the Rights of the Child of 1989 (approved by the UN General Assembly resolution, on November 20, 1989) (entered into force for the USSR on September 15,1990), Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (accessed 20.04.2021).

2. The Constitution of the Republic of Armenia (adopted as a result of a National Referendum on July 5, 1995) (with amendments, dated on November 27, 2005), The Government of the Republic of Armenia. Available at: https://www.gov.am/u_files/file/Con-stitution/Constitution-nor.pdf (accessed 20.04.2021).

3. The Law of the Republic of Armenia no. ZR-59, dated on May 31, 1996 "On the Rights of the Child", National Assembly of the Republic of Armenia. Available at: http://www.parliament.am/legislation.php?ID=1700&sel=show&lang=rus (accessed 20.04.2021).

4. Vernadskii V I. Selected works, compiler, author of the introductory article and comments G.P. Aksenov, Moscow, ROSSPEN, 2010, 742 p. (In Russian).

5. Malinetskii G. G., Sirenko S. N. The globalization of education in a systemic context, Universe of Russia. Sociology. Ethnology, 2020, vol.29, no. 3, pp. 92-107. (In Russian). https://doi.org/10.17323/1811-038X-2020-29-2-92-107

6. Pankova N. V, Kurochkina 0. V Comparative analysis of international practices of internationalization of professional education, Problems of Modern Economics, 2014, no. 4 (52), pp. 360-364. (In Russian).

7. Pushkareva E. A. Uniform education in conditions of global transformations: to statement of a problem, Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 2 (6). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/edinoe-obrazovanie-v-uslovi-yah-globalnyh-preobrazovaniy-k-postanovke-problemy/viewer (accessed 20.04.2021). (In Russian).

BecmuuK yuueepcumema № 5, 2021

8. Ursul A. D. Formation of the global world education, Age of Globalization, 2020, no. 2 (30), pp. 49-60. (In Russian).

9. Collection of statistical materials (to help the agitator and propagandist) 1985, Moscow, Finansy i Statistika, 1986. Available at: https://istmat.info/node/21301 (accessed 20.04.2021). (In Russian).

10. Statistical Yearbook of Armenia 2020, Statistical Committee of the Republic of Armenia. Available at: https://www.armstat.am/ ru/?nid=586&year=2020 (accessed 20.04.2021). (In Russian).

11. Incheon Declaration "Education-2030", United Nations. Available at: https://www.un.org/ar/events/literacyday/assets/pdf/Incheon-Declaration.pdf (accessed 20.04.2021).

12. Child Poverty Armenia: National Multiple Overlapping Deprivation Analysis 2016, United Nations. Available at: www.un.am/ up/library/Child_Poverty_Armenia_N-M0DA_Report_2016_eng.pdf (accessed 23.04.2021). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.