УДК 327.7
ПРОБЛЕМА ДОСТУПНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ДЛЯ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ И МИГРАНТОВ РАМКАХ ЕС И ВОЗ
© 2018
Василенко Сергей Александрович, кандидат философских наук, доцент, теории и практики иностранных языков, докторант Корнева Юлия Владиславовна, магистр
Российский Университет Дружбы Народов (117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, e-mail: [email protected])
Аннотация. Цель: рассмотрение и анализ проблем развития систем здравоохранения в рамках ЕС и Всемирной Организации Здравоохранения выделение возможные пути их разрешения,обозначение причин текущих проблем достаточного финансирования систем здравоохраненения, проследить взаимосвязь с доступностью медицинских услуг для граждан Европы и мигрантов. Методы: аналитический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов. Результаты: на основе анализа нормативно-правовых актов,директив и политик регулирующих консолидированны система здравоохранения в рамках Европейского Союза и Всемирной организации здравоохранения, рассмотрено развитие общеевропейских систем здравоохранения с самого начала зарождения до нынешних времен, сделан вывод о характерных проблемах присущих только данному наднациональному объединению, которые соответствуют основному направлению политики стран ЕС в области здравоохранения - экономия стредств финансирования в условиях усугубляющейся демографической ситуации. Для полного раскрытия исследуемого вопроса в данной работе особое внимание уделяется множеству официальных документов, например: Маастрихтский Договор 1993 года, Амстердамский договор 1997 года, «Белая книга служб общественного значения» и ко многим другим актам, направленным на регулирования национальных и надгосударственных секторов здравоохранения Европейского Союза. Статья основывается на результатах исследований европейских экономистов, социологов, медиков и специалистов в области здравоохранения за последние двадцать лет; география анализируемых источников обширна и включает такие страны, как Австрия, Бельгия, Великобритания, Франция, Германия, Ирландия, Италия и др. В представленных документах отражены основные усилия стран-участниц в отношении изучаемой области, в том числе и основные задачи их взаимодействия в условиях определенных правовых и экономических обстоятельствах. Научная новизна: в статье впервые на основе использования комплекса классических и постклассических методов исследована проблематика современного европейского здравоохранения в рамках развития европейского сообщества и всемирной организации здравоохранения. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и тенденциях развития систем здравоохранения в рамках Европейского Союза и Всемирной организации здравоохранения.
Ключевые слова: консолидация, здравоохранение, Европейский Союз, ВОЗ, граждане Европы, мигранты, доступ к медицинскому обслуживанию.
THE PROBLEM OF AVAILABILITY OF MEDICAL SERVICES FOR INDIGENOUS POPULATION AND MIGRANTS IN TERMS OF EU AND WHO
© 2018
Vasilenko Sergey Aleksandrovich, candidate of philosohical sciences, associate professor of department of foreign languages in theory and practice Korneva Yulia Vladislavovna, master's student Peoples' Friendship University of Russia (117198, Russia, Moscow, Ulitsa Miklukho-Maklaya, 6, e-mail: [email protected])
Abstract. Objective: to consider and analyze the problems of the development of health systems within the European Union and the World Health Organization, identify possible ways to resolve them, identify the causes of current problems of sufficient financing of health care systems, and trace the relationship to the availability of medical services for citizens of Europe and migrants. Methods: an analytical approach to the cognition of social phenomena, allowing to analyze them in historical development and functioning in the context of a combination of objective and subjective factors. Results: Based on the analysis of regulatory legal acts, directives and policies regulating the health system within the European Union and World Health Organization, the development of pan-European health systems has been considered from the very beginning to the present time, it is concluded that the specific problems of this supranational association, which correspond to the basic the policy direction of the European Union countries in the field of health - the economy of funding in the context of an aggravating demographic situation. For the full disclosure of the issue under study, particular attention is paid to a number of official documents, for example: the Maastricht Treaty of 1993, the Amsterdam Treaty of 1997, the White Paper of Public Services, and many other acts aimed at regulating the national and supranational health sectors of the European Union . The article is based on the results of research by European economists, sociologists, medical professionals and health professionals over the past twenty years; The geography of the analyzed sources is extensive and includes countries such as Austria, Belgium, Great Britain, France, Germany, Ireland, Italy, etc. The presented documents reflect the main efforts of the participating countries in the field under study, including the main tasks of their interaction in the conditions certain legal and economic circumstances. Scientific novelty: in the article for the first time on the basis of the use of a complex of classical and postclassical methods the problems of modern European public health were studied within the framework of the development of the European community and the world health organization. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific activities when considering the nature and trends of development of health systems within the EU and World Health Organization.
Keywords: consolidation, health, the European Union, WHO, European citizens, migrants, access to medical care,Eu-ropean healthcare.
Настоящая статья посвящёна теме консолидированного развития системы здравоохранения в рамках Европейского союза и Всемирной организации здравоохранения. В работе обозначаются, во-первых, причины
текущих проблем обеспечения достаточного финансирования сферы здравоохранения, во-вторых, степень доступности медицинских услуг для граждан Европы и мигрантов, а также выделяются барьеры, ограничи-
Vasilenko Sergey Aleksandrovich, Korneva Yulia Vladislavovna political
THE PROBLEM OF AVAILABILITY OF MEDICAL ... sciences
вающие свободу доступа к медицинским услугам некоторых категорий населения стран ЕС. Статья основывается на результатах исследований европейских экономистов, социологов, медиков и специалистов в области здравоохранения за последние двадцать лет; география анализируемых источников обширна и включает такие страны, как Австрия, Бельгия, Великобритания, Франция, Германия, Ирландия, Италия и др. Идея общеевропейской системы здравоохранения является предметом споров и дискуссий с конца прошлого столетия; первоначальная цель европейских государств в плане их интеграции была далека от построения совместного гражданского общества и сводилась к задаче чисто экономическое сотрудничество в рамках «Европейского объединения угля и стали» [1], что позднее повлекло за собой создание Европейского Союза - международной организации с различными функциями и институтами.
К первым успехам в плане собственно европейской интеграции можно отнести подписание в 1957 г. Римского договора, который учреждал Европейское Экономическое (далее - ЕЭС), а также создание Евратома (Европейское сообщество по атомной энергии) [2; 3]. Однако, только начиная с 1980 г., можно говорить о полноценном развитии экономической интеграции в регионе, которая не без трудностей способствовала интеграции политической в рамках организаций международного сотрудничества [4].
Следующим важным этапом на пути к общеевропейской интеграции стало создание в 1981 г. первого проекта ЕС,на основе которого была разработана Торжественная декларация Европейского союза, а через год принят проект Конституции ЕС [5]. Решающим же шагом в этом направлении явился Единый Европейский акт как результат переосмысления уже существующих международных договоров. К важным итогам работы европейских ведомств можно отнести подписание в 1992 г. Маастрихтского договора, то есть собственно соглашения о создании Европейского Союза.
Тем не менее, Маастрихтский договор еще не предусматривал совместной деятельности стран ЕС по ряду правовых вопросов, в том числе не включал в себя понятия общеевропейской системы здравоохранения. Для полноценной европейской интеграции требовалось принятие соглашения государств-членов ЕС уже на новом, наднациональном уровне, каковым и явился Лиссабонский договор, подписанный 13 декабря 2007 г., но вступивший в силу только 1 декабря 2009 г. В Лиссабонском договоре была впервые закреплена хартия основных прав, но, в отличие от конституционного договора, он не претендовал на положение первичного права Европейского Союза в едином документе; вместо этого были изложены три дополнительных приложения:Консолидированный Договор о Европейском союзе (далее - КДЕС);Договор о Функционировании Европейского союза (далее -ДФЕС); Хартия основных прав человека ЕС [6].
Таким образом, процесс европейской интеграции, начавшейся как чисто экономическое сотрудничество с последующим обустройством единого рынка, привел к полноценному союзу политических и социальных систем государств-членов ЕС. Это связано с тем, что в поле ответственности европейских государств добавились обязательства в сфере прав человека. Достижение подобного результата предполагало совместную работу стран участниц ЕС и стремление к интеграции и универсализации трудового и социального законодательства, включая надзор за обеспечением необходимого уровня системы здравоохранения [7].
Успехом своего развития система здравоохранения Европейского союза в значительной мере обязана Всемирной Организации Здравоохранения (далее - ВОЗ), созданной в 1948 г. как специализированное учреждение ООН, которое выступает руководящим и координирующим органом в вопросах международного здравоохранения [8]. Одной из главных 392
функций ВОЗ является предоставление объективной и достоверной информации в области здоровья человека [9]. Организация частично осуществляет эту задачу за счет публикаций программ и рекомендаций в области политики, благоприятствующей общественному здравоохранению, и решения насущные проблем в этой сфере.
Европейское региональное бюро ВОЗ является одним из ее шести региональных отделений по всему миру, каждое из которых придерживается его собственной программы, ориентированной на конкретные проблемы со здоровьем в странах, в которых оно действует. Совместная деятельность Европейского Регионального бюро ВОЗ и различных институтов Европейского Союза насчитывает годы успешного сотрудничества, подробная информация о совместных программах содержится в обзорах и бюллетенях Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения (далее - ЕОСПЗ).
Необходимость реформирования сферы здравоохранения, как в общеевропейском плане, так и на национальном уровне, осознавалась европейским сообществом еще в 80-е годы прошлого века. Тем не менее, большая часть соответствующих инициатив была направлена на снижение темпов роста расходов на здравоохранение в условиях замедляющегося роста национальных экономик [10, с. 26].
Одна из важнейших социальных проблем современности - демографическая, применительно к европейскому сообществу представляет собой следствие нескольких факторов, в том числе - сокращения рождаемости и увеличения продолжительности жизни населения. Последний фактор напрямую связан с увеличением затрат на здравоохранение ввиду прироста пожилого населения. По данным Eurostat population structure indicators (1960-1990 гг.), в странах ЕС прогнозируется дальнейшее увеличение возрастной группы населения старше 65 лет (ср.: 16,1 % в 2000 г. vs прогнозируемых 27,5 % в 2050 г.). Примечательно, что, по ожиданиям специалистов, прирост населения в преклонном возрасте (85+) покажет еще более значительную динамику - 10 % к 2050 году против 3,6 в 2000 году, представлено на рисунке 1 [11, с. 10].
30
Рисунок 1 - Старение населения в Европейском Союзе(по данным Eurostat, population structure indicators (1960-1990), baseline scenario projection (2000-2050)) *Первый показатель - население старше 65 лет. *Второй показатель - население старше 85 лет. Подобные демографические прогнозы должны способствовать не только финансовым реформам в области здравоохранения, но и изменению системы предоставления медицинских услуг; иными словами, рост численности пожилого население в Европе должен стимулировать национальные сектора здравоохранения к проведению реформ для увеличения доходов, так как последующий рост расходов трудоспособного населения, вынужденного платить за медицинские услуги пожилым,неизбежен.
Еще одним фактором увеличения национальных и общеевропейских затрат на здравоохранения является непрерывное развитие области медицины в целом. По мнению группы французских экономистов и социологов
(под руководством члена высшего совета по вопросам будущего медицинского страхования Доминик Полтон) [12], сформулированному ими еще в 1999 г., «не всегда мощное и успешное развитие медицинского сектора положительно влияет на здравоохранение, особенно по части финансирования». В рамках своего исследования под названием «Контроль над расходами на здравоохранение: медицинская конкуренция» Полтон с коллегами обращают внимание на тот факт, что с каждым годом спектр медицинских услуг в странах ЕС расширяется. Данный процесс направлен на получение прибыли за счет привлечения новых потребителей медицинских услуг.
Согласно статистическим данным Европейского отделения Организации экономического сотрудничества и развития, расходы на здравоохранение, как правило, увеличиваются быстрее, чем ВВП. За прошедшие пятьдесят лет расходы на здравоохранение в развитых странах Европы неизменно росли в среднем в два раза быстрее, чем показатели роста ВВП. Это обусловлено тем, что здравоохранение остается одним из важнейших секторов национальных экономик и требует постоянных инвестиций для покрытия спроса на квалифицированных специалистов в том числе, представлено в таблице 1 [13, с. 17].
Таблица 1 - Рост расходов государства в общих расходах на здравоохранение (1980-2016 гг.)*
1980 1990 1995 2000 2005 2010 2016
Германия s=s 8,7 9=2 9=8 10,3 11=0 113
Австрия 4=3 53 7=6 9=2 9,6 10=1 10,4
Бельгия 4,0 6=4 7=9 9=0 9,9 10,4
Дания 8=1 9=1 8=2 10=4 10,4
Испания 1,5 3,6 5,4 6,8 7,7 9,0 9,0
Финляндия 3,9 5,6 6=4 6=8 7=5 8,0 9=3
Франция 9,5 10,2 10,7 11,0
Греция 6,1 6=6 7=2 9=0 9,6 8=3
Венгрия 6,8 8,0 7,6 7,6
Ирландия 3,6 5,1 5=4 5=9 7=6 10=5 7=8
Исландия 3,3 4,9 6=1 9=0 9=2 8,8 S=6
Италия 3=6 5,1 7=6 8=4 9,0 S,9
Люксембург 3,6 5=9 5=9 7=2 7,0 6=3
Норвегия 2,9 4,4 7,7 7,8 3,3 8,9 10,5
Нидерланды 7,5 7,1 93 10,4 10,5
Польша 5,3 5,3 6,4 6,4
Португалия 2,6 5=6 3=4 3=4 9,8 S=9
Словакия 53 6,6 7,8 6,9
ч™ 5=7 6=4 6,9 73
В еликобр иг а ння 3=9 4,5 5=6 6=0 7=2 8,5 9,7
Швеция 4=5 6,9 7=1 7=4 8=3 8,5 11,0
Швейцария 4,9 5,6 7,6 93 10,3 10,7 12,4
*По данным Health expenditure and financing. Eco-Sante, O.C.D.E., 2017 . стр 4.
Следует отметить, что дорогостоящее содержание сектора здравоохранение представляет собой вполне закономерную проблему для многих государств-членов ЕС, особенно для тех, что присоединились к объединению относительно недавно, например Болгарии и Румынии. Эти страны вынуждены повышать расходы на здравоохранение, чтобы соответствовать среднеевропейским показателям.
Следствием трудностей, связанных с увеличением расходов на услуги здравоохранения, является такая серьезная социальная проблема, как доступность медицинских услуг для коренных жителей Европы и для переселенцев в условиях миграционного кризиса последних лет в связи с нестабильной ситуацией на Ближнем Востоке. Подробный анализ данной проблемы содержится в исследовании сотрудников Европейской Обсерватории по системам и политике здравоохранения Томаса Фобистера и Маркуса Вёрца (2006 г.) [14].
В своей работе авторы рассматривают степень доступности медицинских услуг в десяти государствах-членах ЕС (Австрия, Бельгия, Великобритания, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Польша, Венгрия и Нидерланды). Фобистер и Вёрц изучали как юри-
дический, так и фактический аспекты проблемы, поскольку права, гарантируемые де-юре, совсем не обязательно предоставляются де-факто. Выводы авторов базировались на результатах комплексной программы «Сопоставление доступа к службам здравоохранения: национальные и трансграничные вопросы» (Health ACCESS), финансируемой Европейской комиссией DG SANCO [15]. Немецкие исследователи обращают внимание на тот факт, что, исходя из официальных документов ЕС, приведенных в исследовании, можно выделить принцип универсального доступа к медицинским услугам в перечисленных странах ЕС. Этот принцип зафиксирован в ряде конституций и документов, гарантирующих всеобщее медицинское обслуживание, и был включен в Хартию основных прав ЕС в качестве статьи 35, первая часть которой гласит: «Каждый человек имеет право на доступ к профилактической медико-санитарной помощи и право на получение медицинской помощи лечения в условиях, установленных национальными законами и практикой».
На этом фоне именно точный смысл понятия «доступ» также стал предметом обсуждения Фобистера и его коллег в рамках обсуждаемого исследования. Авторы солидарны с определением доступа Всемирной Организации Здравоохранения, которая определяет «доступность» как «показатель доли населения, который имеет доступ к соответствующим медицинским услугам». Также, они пришли к общему мнению о том, что медицинское обслуживание должно распространяться в соответствии с потребностями. Фобистер и его коллеги, однако, подчёркивают, что при официально декларируемом универсальном доступе могут сохраняться определенные барьеры, ввиду которых услуги здравоохранения распределяются неравномерно среди населения, что противоречит заявленной цели равной доступности медицинских услуг для населения. В частности, авторы выделяют шесть барьеров доступа, каждый из которых можно рассматривать как препятствие, которое нужно преодолеть, чтобы был реализован предписанный ВОЗ принцип универсальной доступности медицинских услуг для всех жителей европейских стран [16].
В качестве первого препятствия такого рода авторы называют трудности с определением точной доли населения, охваченного медицинским обслуживанием. По мнению исследователей, зачастую доступ к медицинским услугам невозможен для просителей убежища и нелегальных иммигрантов; у законопослушных граждан и коренного населения также могут возникнуть сложности (связанные, например, с оповещением о спектре предоставляемых медицинских услуг). Могут существовать обязательные административные ограничения для безработных (например, как в Австрии); учет вкладов может функционировать неэффективно; возможна временная приостановка «покрытия» (расходов на медицинское обслуживание) вслед за изменением семейного положения или характера занятости, если некоторые административные требования не учитываются в системе социального медицинского страхования (как в Польше). Вторым барьером Фобистер и его коллеги считают разнообразие льгот, покрываемых национальными системами здравоохранения. По мнению М. Вёрца и Фобистера, среди европейских стран, охваченных исследованием, есть незначительные различия в отношении количества пособий, которые предоставляются гражданам и жителям, включенным в государственные системы гарантированных медицинских услуг. Однако структура социального (льготного) пакета может варьироваться. Как правило, пакеты льгот относятся к одной из трех категорий: а) неопределенные, но широкого охвата; б) те, что определяется только общими категориями (стационарный уход, амбулаторная помощь); в) четкие списки льгот (сочетание списков для некоторых областей медицинского обслуживания с общим списком категорий для других областей социальной помощи). Как отмечают авторы, в
Vasilenko Sergey Aleksandrovich, Korneva Yulia Vladislavovna THE PROBLEM OF AVAILABILITY OF MEDICAL ...
государствах-членах ЕС система общественного здравоохранения не распространяется на сферы офтальмологической и стоматологической помощи. Кроме того, происходит постепенного снятие покрытия страховки для долгосрочного ухода за больным (после превышения определенного уровня покрытия гарантируемого льготой), так ответственность за длительный уход переносится из сектора здравоохранения в сектор социального обеспечения с существующими в нем системами проверки эффективности использования средств.
В качестве третьего барьера Фобистер и его соавторы называют европейское соглашение о разделении расходов на здравоохранение. Распределение расходов присутствует во всех десяти странах, перечисленных выше; все они налагают на пациентов плату за фармацевтические препараты и стоматологическую помощь (за исключением Польши, где не предусмотрено распределение таких затрат). Вместе с тем каждая из этих стран принимает те или иные меры для обеспечения некоторого уровня защиты от высоких расходов на здравоохранение для некоторых групп лиц. Сюда относятся освобождение от оплаты медицинских услуг в связи с возрастом пациентов (дети и пенсионеры), низким уровнем дохода, типом заболевания или общим состоянием здоровья (например, беременные женщины или лица с хроническими заболеваниями) [17].
Помимо полного освобождения от расходов на получение медицинских услуг, льготные механизмы включают скидки, такие как внеплановые максимумы (годовые или ежемесячные); налоговые льготы (действует только в Нидерландах); дополнительное ДМС (с доступом, гарантируемым правительством для лиц с низким доходом, как во Франции).
Четвертым препятствием к равной доступности медицинского обслуживания в станах ЕС Фобистер и коллеги считают географические барьеры. Географическая досягаемость медицинского обслуживания может стать проблематичной вследствие затрат, связанных со временем и транспортной доступностью медицинских учреждений. Согласно исследованию, основанному на данных опроса Eurobarometer о «близости к поставщикам медицинских услуг», в среднем около 80 % населения стран ЕС-25 имеют доступ к больницам, расположенным менее чем в 20 минутах езды от места проживания [14, с. 24-26].
К пятому барьеру, ограничивающему равный доступ медицинских услуг в странах ЕС, авторы относят нетипичные (особые) организационные случаи усложнения доступности (даже при условии, что пациент имеет льготы, разделение затрат является возможным, а поставщики медицинских услуг находятся близко). Самой существенной проблемой в данном случае являются списки ожидания. Списки ожидания - это особенность британских, ирландских, итальянских, польских и голландских систем здравоохранения (хотя Англия и Нидерланды смогли сократить такие списки путем увеличения финансирования, предоставления реструктуризации, в том числе - отправки пациентов за границу, реформирования системы возмещения оплаты услуг).
Последнее - шестое - препятствие, на которое обращают внимание авторы исследования, связано с фундаментальным различием между наличием медицинских услуг и их использованием. Наличие социальной услуги само по себе еще не доказывает фактического к ней доступа определенных категорий граждан.
Как уже говорилось, в рамках ЕС важную роль в сфере здравоохранения играет принцип универсального доступа к медицинскому обслуживанию. Постановление ЕС 1408/71/EEC предусматривает доступ к медицинской помощи трудящимся-мигрантам и их семьям и некоторым другим группам [9]. Однако в сферу охвата населения Регламентом относится только национальные пособия по социальному обеспечению, а медицинское обслуживание, охватываемое замещающей ДМС или
подлежащее оплате собственными средствами, не подпадает под действие этого постановления. В таких ситуациях Европейский суд действовал как механизм интеграции в области здравоохранения на основе решений, касающихся статьи 49 Договора ЕС, которые сделали доступ к медицинскому обслуживанию в других странах-участницах (при определенных условиях) реальностью. Европейская интеграция имеет потенциал для смягчения некоторых барьеров доступа (в первую очередь географических и организационных), резюмируют автор.
В другой работе Томаса Фобистера, написанной им в соавторстве с Маркусом Вёрцем, специалистом в области медицины и сотрудником Европейской Обсерватории по системам и политике здравоохранения, обсуждается тема доступности медицинских услуг для мигрантов в странах ЕС и, в частности, в Германии [18].
Чисто юридически, беженцы в этих странах имеют официальный доступ к медицинскому обслуживанию на правах законных жителей, даже если это не предусмотрено в рамках общедоступной системы здравоохранения.
Например, такая практика распространена в Италии и Германии. Нелегальные иммигранты и просители убежища имеют официальный доступ к службам экстренной помощи и, как правило, к лечению инфекционных заболеваний, но, помимо основного ухода человек, прибывающий в статусе беженца, формально имеет право претендовать на широкое разнообразие медицинских услуг в странах ЕС. Например, в Германии эта система покрывает дополнительные процедуры; в Италии льготы, предоставляемые, помимо неотложной помощи и лечения инфекционных болезней, включают лечение наркомании и услуги по планированию семьи; в Бельгии же данная система разительно отличается и даже неотложная медицинской помощь может не предоставляться [19].
Фактически получается, что даже в случае официально предоставленного политического убежища нелегальные иммигранты и просители убежища могут не получить доступ к уходу, на который они имеют полное право. Такое может происходить по нескольким причинам, включая отсутствие информации и наличие языковых или культурных барьеров, возможны также чисто национальные особенности, характерные для той или иной страны. По словам исследователей, в Германии нелегальные иммигранты могут не обращаться за медицинской помощью, на которую они имеют право, боясь раскрытия своего статуса. В Австрии около 4,5 % ищущих убежища остаются без медицинского обслуживания. Принимающие государства требуют, чтобы просители убежища были назначены резидентами в федеральном государстве, прежде чем покинуть центр распределение беженцев или остаться там; в противном случае их статус будет аннулирован [20].
Амстердамский договор, который вступил в силу в 1999 г., передал компетенцию в отношении политики предоставления убежища и миграции Европейскому сообществу. В 2003 г. была утверждена Директива Совета 2003/9/ЕС о минимальных стандартах для приема лиц, ищущих убежища. Эта директива содержит положения, направленные на согласование условий для лиц, ищущих убежища, в таких областях, как образование, занятость и здравоохранение. Что касается здравоохранения, в статье 15 говорится, что заявители должны получить необходимое медицинское обслуживание, которое включает, по крайней мере, неотложную помощь и необходимое лечение болезни, и что «государства-члены оказывают необходимую медицинскую или иную помощь заявителям, которые имеют особые потребности ». Эта статья допускает значительные отклонения в ее реализации. Более того, она не рассматривает проблему доступа к медицинскому обслуживанию для нелегальных иммигрантов и просителей убежища
[21]. До сих пор, помимо основного обеспечения неотложной медицинской помощи, между странами-членами ЕС политика в отношении лиц, ищущих убежище, и нелегальных иммигрантов практически не согласовывалась. Все это свидетельствует о том, что политика в сфере здравоохранения многих стран-участниц ЕС и Европейского бюро ВОЗ по обеспечению доступа к медицинским услугам для всех этих уязвимых групп лиц недостаточно развиты.
Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что европейская система здравоохранения стала заложницей собственной - «эталонной» для многих - стран модели предоставления медицинского обслуживания. Учитывая возрастающие расходы на поддержание системы общеевропейского здравоохранения, практически все исследователи единогласно заявляют о необходимости реформ, как правовых, так и экономических. Однако вопрос о том, как проводить подобные реформы, по-прежнему остается нерешенным. Признание проблемы - это только начало пути её решения, а до того момента как европейское сообщество разработает единую политику, направленную на действенную экономию средств и не ставящую под угрозу здоровье и жизни собственных жителей, еще пройдет немало времени.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Treaty Instituting the European Coal and Steel Community (signed 18 April 1951, entered into force 23 July 1952), 261 UNTS 140.
2. Treaty Establishing the European Atomic Energy Community (Euratom) (signed 25 March 1957, entered into force 1 January 1958) 294 UNTS 260.
3. Treaty Establishing the European Economic Community (signed 15 March 1957, entered into force 1 January 1958) 294 UNTS 17.
4. Draft European Act //14 Bulletin of the European Communities 11, 1981. P. 87.
5. Draft Treaty establishing the European Union. 14 February 1984: Bulletin of the European Communities. 1984. № 2. P. 8-26.
6. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty Establishing the European Community (signed 13 December 2007, entered into force 1 December 2009) (2007) //O.J., P. 306.
7. Single European Act (signed 17 February 1986, entered into force 1 July 1987) 1754 UNTS 3.
8. World Health Organization. Commission on Social Determinants of Health Closing the gap in a generation. Health equity through action on the social determinants of health; 2008. Geneva.
9. Murray CJL, Frenk J. A framework for assessing the performance of health systems. Bulletin of the World Health Organization, 2000, 78 (6): 717-731.
10. Eurostat. Migration and migrant population statistics; 2015.
11. Health expenditure and financing. Eco-Sante, O.C.D.E., 2017.
12. Royal College of General Practitioners. "Sustaining services, ensuring fairness": consultation on migrant access to the NHS; 2013
13. OeCd. Stat, National Accounts - Main aggregates, Gross domestic product (GDP). Eco-Sante, O.C.D.E., May 2017. p. 26.
14. Polton. D. La maTtrise des depenses de sante: Le Concours medical, n. 121-23, 1999, pp. 1874-1887.
15. Euro Observer. Summer 2006. Volume 8, Number 2. Access to health care in the EU. Member States. Worz M, Foubister T, Busse R, Mossialos E, et al. [http://
www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/80377/
EuroObserver8_2.pdf] 2006.
16. Mapping Health Services Access: National and Cross-Border Issues (HealthACCESS), funded by European Commission DG SANCO, grant number 2003103(790873).
17. Mapping Health Services Access: National and Cross-Border Issues (HealthACCESS), funded by European
Commission DG SANCO, grant number 2003103(790873). http://ec.europa.eu/health/ph_projects/2003/action1/ docs/2003_1_22_frep_en.pdf
18. Treaty on European Union (signed 7 February 1992, entered into force 1 November 1993) (1992) //O.J., C191/1 (Maastricht Treaty).
19. O'Donnell C, Burns N, Dowrick C, Lionis C, MacFarlane A, The RESTORE Team. Health-care access for migrants in Europe. Lancet 2013;382:393.
20. Polton. D. La maTtrise des depenses de sante: Le Concours medical, n 121-23, 1999, pp. 1874-1887
21. Tsiligianni I, Anastasiou F, Antonopoulou M, Chliveros K, Dimi-trakopoulos S, Duijker G, et al. Greek rural GPs' opinions on how financial crisis influences health, quality of care and health equity. Rural and Remote Health 2013;13:2528
Статья поступила в редакцию 15.05.2018
Статья принята к публикации 25.06.2018