Научная статья на тему 'Проблема длительности и способы ее решения в восточной патристике*'

Проблема длительности и способы ее решения в восточной патристике* Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
252
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ / ВОСТОЧНАЯ ПАТРИСТИКА / ВРЕМЯ / ВЕЧНОСТЬ / ОНТОЛОГИЯ / DURATION / EASTERN PATRISTICS / TIME / ETERNITY / ONTOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зима В.Н.

В статье рассмотрен ряд трудностей теоретического и историко-философского плана, которые возникают в связи с рефлексией категории длительности в онтологии. Сформулированы критерии для выявления данной категории в качестве объективного элемента различных онтологий. Исследовано содержание и основные способы решения проблемы объективизации длительности в восточной патристике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of duration in ontology. A number of difficulties, both in the theory and the history of philosophy, are the subject of consideration. A number of means for explication the category of duration as the true part of different ontologies are supposed. An ontological content of the problem of the objectification of duration and the main approaches to its design are explored.

Текст научной работы на тему «Проблема длительности и способы ее решения в восточной патристике*»

УДК 1

ББК 87.3(0)44-282

ПРОБЛЕМА ДЛИТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ В ВОСТОЧНОЙ ПАТРИСТИКЕ*

В.Н. Зима

Аннотация. В статье рассмотрен ряд трудностей теоретического и историко-философского плана, которые возникают в связи с рефлексией категории длительности в онтологии. Сформулированы критерии для выявления данной категории в качестве объективного элемента различных онтологий. Исследовано содержание и основные способы решения проблемы объективизации длительности в восточной патристике.

240

Ключевые слова: длительность, восточная патристика, время, вечность, онтология.

Summary. The article deals with the problem of duration in ontology. A number of difficulties, both in the theory and the history of philosophy, are the subject of consideration. A number of means for explication the category of duration as the true part of different ontologies are supposed. An ontologi-cal content of the problem of the objectification of duration and the main approaches to its design are explored.

Keywards: duration, Eastern Patristics, time, eternity, ontology.

Категория длительности, наряду с категориями времени и вечности, традиционно относится к числу тех онтологических категорий, которые используются для выражения и рефлексии темпоральных интуиций и темпоральной проблематики в философии. Вместе с тем исследование онтологии длительности1 сталкивается с целым рядом трудностей, среди которых наиболее значимыми оказы-

ваются следующие. Во-первых, проблему представляет определение самого понятия длительности, которое в различных традициях может использоваться для выражения самых разных метафизических интуиций, в связи с чем возникает, например, следующий вопрос: насколько правомерно и по каким критериям сопоставлять между собой эти традиции? Во-вторых, существует проблема экспли-

* Публикация подготовлена в рамках проекта РГНФ №14-53-00034.

1 Предметом исследования в нашей статье станут те онтологии длительности, в которых она рассматривается в качестве свойства объективной реальности, а не феноменологически.

кации и опознания присутствия категории длительности в рамках той или иной традиции темпорального дискурса. В-третьих, имеет место тесно связанная с предыдущей проблема выбора релевантных терминологических средств фиксации категории длительности и ее онтологического содержания. История философии, особенной философии античной и средневековой, демонстрирует нам довольно впечатляющий набор таких средств. На этом фоне становится особенно заметным то обстоятельство, что термин длительность в русском языке едва ли может адекватно выразить как все многообразие и богатство тех метафизических интуиций, в которых мы опознаем категорию длительности в различных исторических типах философии, так и богатство онтологического содержания данной категории. В-четвертых, существует проблема разграничения понятий длительности, с одной стороны, и времени и вечности — с другой, поскольку содержание понятия длительность может выявляться как в темпоральном, так и в этернальном аспектах. Суммируя сказанное, можно прийти к выводу, что одним из центральных для рефлексии длительности в качестве онтологической категории является вопрос о критериях и средствах для выявления данной категории в качестве объективного элемента различных онтоло-гий. Без этого какой-либо сравнительный их анализ едва ли вообще возможен. Поэтому прежде чем сформулировать проблему, которая станет предметом исследования в настоящей статье, необходимо сделать ряд предварительных замечаний, касающихся содержания понятия и

атрибутивных онтологических характеристик категории длительности, которые я буду использовать для выявления релевантной тематики в богословско-философском дискурсе восточной патристики.

Начнем с того, что категорию длительности (или продолжительности) в современной философии принято рассматривать в числе тех (как правило, наряду с категорией изменений), посредством которых выявляются атрибутивные характеристики времени. По этой причине весьма затруднительно дать определение понятия длительности: мы сталкиваемся здесь с логическим кругом, поскольку сказать, что длительность — это время, имеющее отличную от нулевой продолжительность, явно недостаточно. С другой стороны, в истории философии понятие длительности могло иметь самое различное содержание, которое не обязательно совпадало с содержанием понятия времени, а, наоборот, использовалось для обозначения иных, вневременных, аспектов реальности. В настоящей статье нас будет интересовать длительность именно в этом, вневременном контексте, то есть, в любом случае, та длительность, которая в качестве самостоятельной онтологической категории не совпадает ни с понятием времени, ни с понятием вечности в собственном смысле.

Необходимо также обратить внимание на то обстоятельство, что в различных философских традициях мы можем и не встретить самого этого термина, при том, что указание на данный аспект реальности несомненно имеется. Ведь понятие длительности в любом случае не полно-

242

стью совпадает с понятием времени, поскольку специфика последнего выявляется также и в связи с категорией изменений. По этой причине, прежде чем говорить о «проблеме длительности», нам, очевидно, необходимо определиться с теми онтологическими характеристиками данной категории, которые позволят лучше понять ее специфику.

Здесь нам может помочь обращение к двум моментам. Во-первых, сопоставление времени и длительности в аспекте категорий единого и многого. Во-вторых, сопоставление категорий длительности и изменений, единство которых образует понятие времени. Начнем с первого. В качестве методологического принципа здесь можно использовать указание П.П. Гайденко, согласно которому «без понимания того, что такое множество и как оно связано с единством, мы не можем осмыслить и природу времени» [1, с. 24]. Действительно, и время, и длительность в качестве его атрибута, в равной степени представляют собой единство моментов. Однако между ними есть одно существенное различие. Понять его можно, если обратиться к работам современных исследователей, для которых формулировка понятия времени остается такой же актуальной проблемой, как и для всех философов на протяжении последних двух с половиной тысяч лет. Очень популярной, причем не только среди физиков, но и среди

философов, насколько я могу судить, в последнее время является формулировка, предложенная известным физиком Дж. Уиллером: «время — это способ, которым природа удерживает все от того, чтобы случаться сразу»2 [2, с. 44-45; 3, с. 10]. Время, таким образом, в этой формулировке оказывается именно объективным чем-то, а не просто феноменальным проявлением самой последовательности событий (последнее, очевидно, допускает также и психологическое понимание длительности), и именно благодаря времени события происходят не сразу (не одновременно), а в определенной последовательности, которая, следовательно, может быть рассмотрена с точки зрения их единства, в качестве референта которой и выступает длительность. Такая интерпретация скорее тяготеет к субстанциальному пониманию времени, и длительность здесь оказывается своего рода субстанциальным аспектом времени, имманентным ему самому. Таким образом, длительность выявляет аспект и характер отношения между элементами множества, то есть случающимся, событиями, и ее можно попытаться определить в качестве единства не одновременно (то есть не сразу, не вдруг) происходящих событий.

Отношение последовательности случающегося не вдруг, в принципе, еще не содержит указания на категорию изменений в качестве необхо-

2 Интересное замечание по этому поводу можно встретить в работе другого известного современного исследователя проблемы времени — Уильяма Крейга, который приводит это определение в самом начале своей работы в главе под названием «Природа времени». Он пишет, что первоначально увидел это определение в сборнике анекдотов, но позднее обнаружил, что известный физик Дж. Уиллер в личном письме к российскому космологу И. Новикову предложил в точности такое же определение в своем научном анализе того, что такое время [4, с. 13].

димой. Эта категория в онтологии появляется только в связи с рассмотрением реальности в качестве совокупности единичных вещей. При этом выясняется, что использование одного единственного и при этом недифференцированного понятия времени в качестве характеристики их бытия имеет глубокий смысл, поскольку единичные вещи — это вещи, чье существование имеет выраженный временной характер: они возникают, длятся, существуют, изменяясь, и, наконец, прекращают свое существование. Иными словами, категория единичных вещей оказывается такого рода онтологической категорией, в которой мы имеем дело с действительным единством качественно различных характеристик — изменчиво -сти и устойчивости, инаковости и тождественности, и термин время в данном случае выполняет объективную функцию — с его помощью фиксируют это единство. При этом в качестве онтологической характеристики единичных вещей длительность выступает в качестве того, что выражает либо неодновременность начала и конца существования вещей, либо неодновременность двух последовательных изменений в процессе существования вещи. Вместе с тем очень важно обратить внимание на то обстоятельство, что хотя интуиция времени изначально связана с изменениями, однако само понятие вещи, если она понимается в онтологии реалистически, а не феноменологически, уже предполагает некоторую устойчивость, инвариантность относительно изменений и, тем са-

мым, онтологическую первичность тождественности и длительности. Это означает, что длительность в качестве атрибута темпорального бытия единичной вещи нельзя представить как результат происходящих изменений; если бы изменения были первичны, то это означало бы, что в каждый новый момент времени вещь становится тем, чем она не была в абсолютном смысле, то есть новой вещью. Строго говоря, изменения вообще нельзя отделить от длительности, поскольку в логическом плане их представление неразрывно связано одновременно и с понятием тождественности, и с понятием инако-вости. По этой же причине ошибкой будет также и рассмотрение длительности как некоторого результата непрестанных изменений, как если бы вещь полагалась в длительность в результате изменений. Постоянство изменений означает лишь то, что длится, то есть продолжается само время, представляющее собой беспрестанность изменений3, но никак не сама вещь. Таким образом, если мы рассматриваем категорию длительности в соотношении с категорией изменений, то есть применительно к онтологии единичных вещей, то длительность мы можем определить в качестве референта вещности (то есть сущности или субстанции) в самой вещи, что, в свою очередь, позволяет указать на такую атрибутивную характеристику длительности как обладание началом. Наличие последнего следует рассматривать, пожалуй, в качестве основного отличительного признака дли-

243

3 Что, например, нашло свое выражение в представлении о беспрестанности (БетрИетНаБ), развитом Боэцием [5, с. 153].

244

тельности сравнительно с вечно-стью4. При этом речь, конечно, не идет о том, что посредством использования онтологической категории длительности мы можем объяснить причину темпоральных изменений в вещах, то есть изменений, случающихся не одновременно. Следует также обратить внимание на отличие первого и второго определений длительности, которое состоит в том, что в первом случае длительность в качестве субстанциального аспекта времени выявляется вне всякой связи с бытием единичных вещей, тогда как во втором случае — только в связи с их бытием.

На мой взгляд, сравнивая два приведенных выше определения между собой, важно отметить следующий момент. В новоевропейской метафизике, где категория длительности стала играть довольно большую роль (например, у Декарта и Спинозы), ее объективное онтологическое содержание так или иначе связывается с бытием сотворенных вещей, то есть соответствует второму определению длительности. Значительно труднее привести примеры для первого определения длительности, то есть в качестве референта для свойства событий случаться неодновременно вне зависимости от того, являются ли они одной вещью или нет, причем таким образом, чтобы не спутать ее с понятием беспрестанности, то есть длящихся, продолжающихся изменений. Философская мысль античности, на мой взгляд, дает нам, по

крайней мере, один такой пример — фрагмент из платоновского Тимея (38 Ь), где говорится о целокупном времени (апопаа хроуоу), представление о котором развивается в контексте понимания времени как образа вечности. Если характеристикой первообраза является пребывание целую вечность (попаа ашуа), то отображение возникло, есть и будет в продолжение целокупного времени.

Чтобы сформулировать проблему длительности в восточной патристике, обратимся к фрагменту из сочинения свт. Афанасия Александрийского Слово на язычников (41), в котором речь идет об интегральной онтологической характеристике твар-ного: «усматривая, что всякое сотворенное естество, сколько зависит от заключающихся в нем самом причин, есть нечто текучее и разрушающееся, на тот конец, чтобы вселенная не подверглась разрушению и не разрешилась опять в небытие, все сотворив вечным Словом Своим и осуществив тварь, не попустил ей увлекаться и обуреваться собственным своим естеством, от чего угрожала бы ей опасность снова прийти в небытие, но, как Благий, управляет вселенной и поддерживает ее в бытии Словом же Своим, Которое Само есть Бог, чтобы тварь, озаряемая владычеством, промышлением и благоу-строением Слова, могла твердо стоять в бытии, как причастная подлинно сущего от Отца Слова и Им вспо-моществуемая в бытии, и не подверглась бы тому, чему бы могла под-

4 Вечность в данном случае я пониманию как самостоятельную онтологическую категорию, то есть не бесконечное время, а нечто качественно отличное от времени, если использовать определение времени, данное выше со ссылкой на Уиллера. Отсутствие у вечности начала — ее основная атрибутивная характеристика, в то время как множественность в качестве таковой рассматриваться не может. См. мою статью [6].

вергнуться, (то есть небытию), если бы не соблюдал ее Бог-Слово».

Данная характеристика природы тварного, как созданного ех тЫ1о, таким образом, содержит указание на то, что аспект изменчивости должен рассматриваться в качестве атрибута его бытия, но одновременно она означает, что аспект длительности таким атрибутом не является, поскольку принадлежит к онтологической сфере Творца. Вместе с тем релевантная онтологическая конструкция времени, как уже было отмечено, должна включать в себя оба аспекта. С учетом этого обстоятельства, следовательно, представляется возможным утверждать, что для богословско-философского патристи-ческого дискурса в контексте рефлексии категории времени на первый план должна была выйти проблема, связанная с выявлением онтологических средств для объективизации длительности. В принципе, в процитированном отрывке из сочинения свт. Афанасия Александрийского, такое средство указано — им является действие Божие, сохраняющее бытие тварного.

Тем не менее, и в настоящей статье я ставлю цель это показать, данное объяснение не является единственным. В богословско-философ-ском дискурсе восточной патристики мы можем обнаружить целый спектр взаимодополняющих подходов к постановке и решению проблемы объективизации длительности. Их экспликация и сравнительный анализ должны представлять немалый интерес, поскольку образуют вполне самостоятельную и оригинальную традицию в подходе к проблеме времени и, в частности, к проблеме длительности в

философии. В качестве одного из аргументов в пользу того, что категория длительности приобретает в восточной патристике свое самостоятельное онтологическое значение, следует рассматривать факт появления и последующего систематического использования специального термина «5шстпра» для ее обозначения [7]. Важно также обратить внимание на то обстоятельство, что описание интегральных характеристик тварного, предложенное свт. Афанасием Александрийским, с учетом специфики существования истины в контексте Священного Предания, не следует рассматривать в качестве своего рода философского «открытия», а лишь в качестве выражения фундаментальных метафизических идей, общих для христианства. Это означает, что подходы к решению проблемы длительности мы вправе искать в том числе и в сочинениях более ранних авторов. Значение термина «5шстпра» в данном случае определяется тем, что он помогает идентифицировать релевантную проблематику.

Один из первых подходов к реф- 245 лексии проблемы длительности мы можем обнаружить в двух фрагментах из сочинений святителя Мефодия Патарского. Длительность у него получает свое понимание преимущественно в эсхатологическом аспекте, который в христианстве связан с различением двух состояний творения, качественно различных в темпоральном отношении — нынешнего века временной жизни, и будущего века вечной жизни, в котором времени уже не будет. Так, в толковании на Книгу пророка Ионы речь идет о том, что век нынешней временной жизни, будучи конечным по продолжитель-

246

ности, имеет как бы три расстояния (а1юуо^ Згаотаоегс) — начало, середину и конец, в связи с чем и само время оказывается как бы заключенным в эти пределы и в результате обретает три расстояния, три промежутка (хроуои 5шстпдатюу), которые святитель соотносит с прошлым, настоящим и будущим, а вместе с тем и длительность [8]. В свою очередь в произведении Пир десяти дев (VI, 4) в связи с толкованием евангельской притчи о Десяти девах (Мф. XXV), термином 5шстпдатои обозначается уже вся жизнь нынешнего времени до пришествия Христова, которое святитель так же называет «замедлением», что позволяет выявить еще один, тесно сопряженный с эсхатологическим, аспект понимания длительности — домостроительный аспект. Никакой онтологической необходимости в том, что временная жизнь настоящего века все еще продолжает существовать, нет. Медлит прийти Господь, ибо его приход означит конец временного века. В понимании святителя Мефодия время-замедление настоящего временного века, следовательно, дано человеку Богом как время, в котором человек должен сделать и делами проявить свой нравственный выбор, от которого зависит его будущая участь в вечной жизни [9].

Следующий по времени подход к объективизации длительности обнаруживается в трудах великих каппа-докийцев — святителей Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского и выявляется в качестве одной из существенных черт их космологических представлений, которые Дж. Каллагэн характеризует как «антропологический космоцентризм» [10]. Речь идет о так называемой «пе-

дагогической» функции тварного мира и, соответственно, времени. Суть идеи в том, что временная длительность тварного не является его необходимой онтологической характеристикой (Бог мог сотворить все сразу, но совершает это в определенной последовательности и продолжительности); ее следует рассматривать, скорее, в отношении человека в качестве условия естественным образом созерцаемого порядка, который указывает на премудрость Творца [11, с. 327; 12, с. 395-396; 13, с. 269].

Наряду с этим подходом, еще два других можно обнаружить в творчестве одного из великих каппадокий-цев — святителя Григория Нисского. В контексте первого 5шстпда рассматривается в качестве фундаментальной онтологической характеристики тварного и используется для выражения своеобразия его природы сравнительно с природой Творца. «Всякая тварь, — пишет святитель, — приводимая в бытие в некоем после-довании по порядку, измеряется расстоянием веков (аъюушу 5шст^дат1)... непременно от какого-либо признанного начала стремится к собственной своей цели, идя временными расстояниями; так что можно. усматривать ее начало и конец, и середину, временными отделами означающие ряд происходящего в ней. Но пре-высшая и блаженная жизнь, так как не сопровождается никаким протяжением, не имеет ничего не измеряющего, ни объемлющего ее» (Против Евномия, 1. 26) [14].

В контексте второго длительность-5шстпда в качестве объективной характеристики вещей приобретает свое самостоятельное значение в результате осмысления соотношения

категорий времени и благовремения в словах Писания «всему время (хроуо^) и время (кшрдд) всякой вещи под небом» (Еккл. 3:1). Длительность в данном случае в онтологическом плане оказывается соотнесенной с благовремением в качестве атрибута любой вещи и выступает в качестве некоторой меры времени, поскольку понятно, что всякое становится тем, чем становится, не вдруг, а лишь в продолжении (по прошествии) определенного времени. Однако не менее важно и то, что длительность, понятая в контексте благовремения, приобретает антропологическое измерение, поскольку возможность человека правильно (благовременно) пользоваться вещами, то есть употреблять их в добро, а не во зло, зависит не только от самих вещей, но и от того, насколько человек правильно понял благовремение, и от того, насколько он пожелал использовать их благо-временно [15].

Наконец, еще один подход получает свою разработку в сочинениях преп. Максима Исповедника. Это подход можно также назвать онтологическим в том смысле, что длительность в нем, как и у свт. Григория Нисского, получает свое обоснование в контексте рассмотрения особенностей природы тварного бытия, но достигается это несколько иным способом. На первом плане у преп. Максима оказывается такая характеристика тварного, как его подвижность, в которой находит свое выражение онтологическая неполнота тварного, вследствие чего именно «Бог являет-

ся началом и концом всякого приведения в бытие и движения сущих, как от Него бывших и Им движимых, и в Нем имеющих упокоится» [16, с. 195]. Ключевое место у преп. Максима для понимания его способа он-тологизации длительности в качестве атрибута времени сотворенных существ следующее: «приведение в бытие и покой не могут существовать одновременно, ибо имеют между собой разделяющее их друг с другом движение»5 [Там же, с. 196]. Кроме того, онтологическим своеобразием тварных сущих является наличие у них начала бытия, прежде которого они не существовали. Отсюда преп. Максим делает вывод, что сущие подлежат временной характеристике как имеющие начало [Там же, с. 159]. Таким образом, св. отец не просто ведет речь о темпоральности как общей характеристике всего сотворенного, но и называет два основных ее признака — начало и протяженность, — когда пишет, что «все сотворенное имеет начало бытия, как начавшее быть, и протяженность (5тстпда) от того [момента], когда 247 оно начало быть» [Там же, с. 164]. При этом следует помнить, что эта длительность-протяженность, хотя и является объективной характеристикой бытия сотворенных вещей, здесь выявляется по-прежнему, как и у свт. Афанасия Александрийского и у других упомянутых выше патристи-ческих авторов, отнюдь не в субстанциальном аспекте, поскольку природа сотворенного в принципе исключает такое ее понимание.

5 На мой взгляд, здесь мы имеем крайне интересный прецедент объяснения причины времени, если принять определение последнего в вышеупомянутой формулировке, предложенной Уиллером.

248

Подводя итоги, хочу заострить внимание на следующих двух моментах. В философской мысли восточной патристики мы, несомненно, имеем дело не только с оригинальной интуицией проблемы длительности, но и с целым рядом оригинальных подходов к ее решению. Пожалуй, самой существенной их особенностью следует признать ту, что проблема длительности здесь ставится и решается не столько в субстанциальном, сколько в ярко выраженном антропологическом контексте, что, однако, вовсе не означает склонности к феноменологической интерпретации длительности. В антропологическом космоцентризме восточной патристики мы имеем своего рода аналог антропного принципа современной космологии с тем, однако, отличием в пользу первого, что в нем находит свое решение проблема объективизации настоящего времени, которая, как известно, является своего рода «камнем преткновения» не только для современной физики, но и для современной философии.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гайденко, П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке [Текст] / П.П. Гайденко. - М. : Прогресс-Традиция, 2006. - 464 с.

2. Barbour, J. The End of Time: The Next Revolution in Physics [Текст] / J. Barbour. - N.Y. : Oxford University Press, 2001. - 374 p.

3. Carrol, S. From Eternity to Here: the Quest for the Ultimate Theory of Time [Текст] / S. Carrol. - New York : Duton, 2010. - 438 p.

4. Craig, W.L. Time and eternity: Exploring God's Relationship to Time [Текст] / W.L. Craig. - Crossway ; Wheaton ; Illinois, 2001. - 272 p.

5. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты [Текст] / Боэций. - М., 1990. - 413 [1] с.

6. Зима, В.Н. Парменид и статическая концепция времени [Текст] / В.Н. Зима // Философия и культура. - 2013. - № 6. -С. 756-765.

7. Зима, В.Н. Проблема своеобразия учения о времени и вечности в восточной патристике в контексте эволюции терминологического аппарата [Текст] / В.Н. Зима // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия 2011. - Вып. 3 (35). - С. 45-57.

8. S. Methodii, episcope et martyris. De Jonae historia fragmentum (ex libro De resurrectio-ne) [Text] / S. Methodii, episcope et martyris // PG. 18. - Col. 327-330.

9. S. Methodii, episcope et martyris. Convi-vium decem virginum [Text] / S. Methodii, episcope et martyris // PG. 18. - Col. 27220.

10. Callahan, J. Greek Philosophy and the Cappadocian Cosmology [Text] / J. Callahan // Dumbarton oaks papers. - Cambridge, 1958 (12). - P. 29-58.

11. Василий Великий, свт. Беседы на Ше-стоднев [Текст] / Василий Великий, свт. // Творения. - Т. 1. - М. : Сибирская благо-звонница, 2008. - С. 319-429.

12. Григорий Богослов, свт. Слово 32 [Текст] / Григорий Богослов, свт. // Творения. -Т. 1. - М. : Сибирская благозвонница, 2007. - С. 392-406.

13. Григорий Нисский, свт. Слово о триднев-ном сроке Воскресения Христова [Текст] / Григорий Нисский, свт. // Догматические сочинения: в 2 т. - Т. 1. - Краснодар : Текст, 2006. - С. 265-277.

14. S. Gregorii, episcope Nysseni. Contra Euno-mii, libri I-II [Text] / S. Gregorii, episcope Nysseni // PG. 45. - Col. 248-464, 9091121.

15. S. Gregorii, episcope Nysseni. In Ecclesias-ten (Hom. 8) [Text] / S. Gregorii, episcope Nysseni // PG. 44. - Col. 616-753.

16. Максим Исповедник, преп. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы) [Текст] / Максим Иповедник ; пер. с греч. и прим. архимандрита Нектария. - М. : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. - 464 с. ■

ЕК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.