жизненного пути, формирования профессиональной идентичности, наличия соответствующих мотивационно-смысловых образований.
Реализация соответствующих педагогических технологий, разработанных нами, позволяет реализовать возможность многомерного движения личности практико-ориентированного специалиста малого бизнеса в пространстве профессионального труда, создания оптимальных условий для такого движения, формирования его конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда на основе важнейшего интегрального социально-профессионального качества - предприимчивость.
Список литературы:
1. Бешкинская Е.В. Концепция системы профессионального образования предпринимателей России / Е.В. Бешкинская. - М.: Экономика, 2008. - 396 с.
2. Горланов Г.В. Социалистическая предприимчивость / Г.В. Горланов, В.В. Карпов, В.Т. Рязанов. - М.: Мысль, 1988. - 89 с.
3. Орлов В.Б. Воспитание предприимчивости у учащейся молодежи / В.Б. Орлов. - Тюмень; Челябинск: изд-во ЮУрГХ 2001. - 125 с.
4. Профессиональное становление будущих ремесленников: теория и практика: коллективная монография / Под ред. Э.Ф. Зеера. - Екатеринбург: РГППУ, 2004. - 145 с.
5. Чирикова А.Е. Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей / А.Е. Чирикова // Психолог. Журнал. -1999. - № 3. - С. 81-92.
ПРОБЛЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
© Хохлов A.B.*
Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань
Для дистанционного обучения теоретической механике автором разрабатывается программный комплекс, состоящий из теоретического материала и генераторов тестов и задач с возможностями их автоматической проверки. Данный комплекс планируется использовать в двух режимах работы, которые интенсифицируют работу студентов и преподавателей.
В настоящее время в системе высшего образования все большее распространение получает дистанционная форма обучения. Ее внедрение
* Аспирант кафедры «Физика».
должно решить ряд задач, возникающих перед высшими учебными заведениями. К таким задачам, в первую очередь, следует отнести обеспечение равного для всех доступа к качественному образованию; обеспечение гибкости системы образования, выражающейся в ее организации с учетом индивидуального графика занятий обучаемого; обеспечение возможности получения «образования через всю жизнь» [1, 2].
В качестве одного из вариантов решения указанных проблем дистанционного обучения в области теоретической механики автор разрабатывает учебно-методический комплекс на базе ■'еЬ-технологий. Основной целью создания комплекса является помощь при обучении студентов решать задачи по дисциплине, в частности, по разделу «Статика».
Из существующих средств дистанционного обучения (кейс-технологии, телевизионные сети и спутниковые каналы данных) был выбран формат ■еЬ-технологий из-за их очевидных преимуществ: гибкость и комфортность сетевого обучения (обучаемый сам выбирает график учебы и траекторию изучения материала), оптимальное восприятие учебного материала (тексты учебного материала могут сопровождаться иллюстрациями, аудио и видеороликами по тематике, интерактивными симуляциями, что задействует дополнительные каналы восприятия информации), доступность (обеспечивает возможность получения образования практически каждому) [3].
Разрабатываемый комплекс состоит из:
1. Теоретический материал, включающий в себя конспекты лекций, справочник, примеры решения задач и т.д. [4].
2. Генераторы тестов и задач, позволяющие создавать задания различной степени сложности, различные виды тестов, предусматривающие ответы различной формы (например, открытой и закрытой). Причем задания, предусматривающие ввод собственного ответа, позволят давать несколько равноценных вариантов ответа, что является одной из ключевых особенностей комплекса.
Конструктор задач позволит создавать как в автоматическом, так и ручном режиме, задания по различным темам статики.
3. Средства контроля и самоконтроля - это тесты и задачи, созданные в разрабатываемых генераторах, а также средства проверки правильности ответов к РГР, таблицы успеваемости по дисциплине.
Программный комплекс планируется использовать в учебном процессе в двух режимах:
1. режим «Преподаватель». Основные функции режима это:
- создание многовариантных заданий;
- проверка правильности решений;
- формирование тестов, задач и билетов.
2. режим «Студент», обеспечивающий самостоятельную подготовку
с возможностью осуществления пошагового контроля правильно-
сти решения. Данный режим является второй главной особенностью разрабатываемого комплекса. Он реализуется в виде тренировочного модуля, упрощающего студентам процесс обучения решению задач. Процесс решения задачи в данном модуле подразумевает ее разбиение на ряд «элементарных» подзадач:
- определение количества неизвестных;
- определение статической определимости;
- определение типа связей и характера их реакций, т.е. количество составляющих, их направление;
- проецирование по-отдельности сил на оси координат, а затем и составление уравнений равновесия в проекциях на эти оси;
- определение моментов сил относительно точек и координатных осей.
Контроль правильности данных ответов осуществляется на каждом этапе решения задачи, в случае ошибки студенту выдаются подсказки. Основываясь на данных в ходе решения ответах и количестве ошибок, программа может дать совет продолжить тренировку или сообщить об успешности усвоения материала, а также сделать запись в базе данных сайта для того, чтобы преподаватель мог просмотреть статистику о работе студента по усвоению изучаемого материала.
В качестве серверных технологий для создания описанного комплекса планируется использовать такие инструменты, как язык PHP и базы данных MySQL. Данные средства выбраны по следующим причинам: широкая распространенность (более 2/3 серверов поддерживает данные средства), кросс-платформенность (один код может быть запущен на серверах под управлением различных операционных сред), безопасность, стоимость (данные средства бесплатны) [5].
Для клиентской части комплекса планируется задействовать Adobe Flash, основными преимуществами которого являются: распространенность данного плагина (установлен более чем на 90 % ПК), широкие возможности создания пользовательских интерфейсов приложений, интерактивных анимаций с использованием звукового сопровождения, наличие бесплатных средств создания таких приложений.
Описываемый учебно-методический комплекс планируется внедрить в учебный процесс в Астраханском государственном техническом университете с целью проведения обучающего эксперимента.
Список литературы:
1. Мирзабекова О.В. Дистанционное обучение физике в системе подготовки будущих инженеров к профессиональной деятельности [Текст]: дисс. ... д.п.н.: 13.00.02 / О.В. Мирзабекова. - М., 2009. - 380 с.
2. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях [Текст]: дисс. ... д.п.н.: 13.00.02 / А.А. Андреев. - М., 1999. - 289 с.
3. Полат Е.С. Теория и практика ДО [Текст] / Е.С. Полат // Информатика и образование. - 2001. - № 5. - С. 37-42.
4. Тарг С.М. Краткий курс теоретической механики: учеб. для втузов. - М.: Высш. шк., 2002. - 416 с.
5. Powers D. Foundation PHP 5 for Flash. - Friendsofed, 2005. - 716 p.