Научная статья на тему 'Проблема дифференцированности и комплексности воспитания'

Проблема дифференцированности и комплексности воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSONALITY KNOWLEDGE / COMPETENCE / EDUCATION / INTELLIGENCE / MORAL / ETHICS / PHYSICAL EDUCATION / GENDER OEDIPUS PHASE / RELIGIOUS EDUCATION / CONVENTIONAL LEVEL / LIBIDO / INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арсалиева Элиза Хезировна, Магомадова Эльза Исаевна

This article examines and analyzes in detail the role of differentiation and complexity of education, as well as its importance in the modern educational system. Also explores the concept of personality and the stages of its formation. The basic views on the personality and upbringing of such thinkers as: MF are examined and compared. Russo, I. Kant, Z. Freud and A. Tocqueville. The analysis of the main types of education is carried out, and each of them is characterized. This topic is relevant among such scientific disciplines as pedagogy, sociology, ethics and philosophy. By substantiating and comparing various pedagogical methods and programs for the upbringing of the personality used in the educational sphere, fundamental reasons and reasons for their influence on the formation and development of modern personality upbringing are given. The main emphasis in this article is on the features of clarifying the essence of the fundamental and basic concepts of pedagogy, such as: personality, education, morality and ethics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of differentiation and complexity of education

This article examines and analyzes in detail the role of differentiation and complexity of education, as well as its importance in the modern educational system. Also explores the concept of personality and the stages of its formation. The basic views on the personality and upbringing of such thinkers as: MF are examined and compared. Russo, I. Kant, Z. Freud and A. Tocqueville. The analysis of the main types of education is carried out, and each of them is characterized. This topic is relevant among such scientific disciplines as pedagogy, sociology, ethics and philosophy. By substantiating and comparing various pedagogical methods and programs for the upbringing of the personality used in the educational sphere, fundamental reasons and reasons for their influence on the formation and development of modern personality upbringing are given. The main emphasis in this article is on the features of clarifying the essence of the fundamental and basic concepts of pedagogy, such as: personality, education, morality and ethics.

Текст научной работы на тему «Проблема дифференцированности и комплексности воспитания»

УДК 37.013

РСН 10.23672/БАЕ.2019.11.41495

Арсалиева Элиза Хезировна

преподаватель кафедры иностранных языков, Чеченский государственный педагогический университет zeka0708@mail.ru

Магомадова Эльза Исаевна

старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса, Чеченский государственный университет zeka0708@mail.ru

Eliza H. Arsalieva

Teacher of the Department

of foreign languages,

Chechen State Pedagogical University

zeka0708@mail.ru

Elsa I. Magomadova

Senior lecturer

Departments of Civil Law and Process, Chechen State University zeka0708@mail.ru

Проблема

дифференцированности и комплексности воспитания

The problem

of differentiation and complexity of education

Аннотация. В данной статье подробно рассматривается и анализируется роль диффе-ренцированности и комплексности воспитания, а также ее значимость в современной образовательной системе. Также исследуется понятие личности и этапы ее формирования. Рассматриваются и сопоставляются основные взгляды о личности и воспитании таких мыслителей как: Ж-Ж. Руссо, И. Кант, З. Фрейд и А. Токвиль. Проводится анализ основных типов воспитания, и дается характеристика каждому из них. Данная тема актуальна в среде таких научных дисциплин как педагогика, социология, этика и философия. Путем обоснования и сопоставления различных педагогических методик и программ по воспитанию личности, применяемых в образовательной сфере, приводятся фундаментальные основания и доводы по их влиянию на становление и развитие современного воспитания личности. Основной акцент в данной статье делается на особенности прояснения сути фундаментальных и базовых понятий педагогики, таких как: личность, воспитание, нравственность и этика.

Ключевые слова: личность, знание, компетентность, воспитание, интеллект, нравственность, этика, физическое воспитание, гендер-ное, эдипова фаза, религиозное воспитание, конвенциональный уровень, либидо, индивид.

Annotation. This article examines and analyzes in detail the role of differentiation and complexity of education, as well as its importance in the modern educational system. Also explores the concept of personality and the stages of its formation. The basic views on the personality and upbringing of such thinkers as: MF are examined and compared. Russo, I. Kant, Z. Freud and A. Tocqueville. The analysis of the main types of education is carried out, and each of them is characterized. This topic is relevant among such scientific disciplines as pedagogy, sociology, ethics and philosophy. By substantiating and comparing various pedagogical methods and programs for the upbringing of the personality used in the educational sphere, fundamental reasons and reasons for their influence on the formation and development of modern personality upbringing are given. The main emphasis in this article is on the features of clarifying the essence of the fundamental and basic concepts of pedagogy, such as: personality, education, morality and ethics.

Keywords: personality knowledge, competence, education, intelligence, moral, ethics, physical education, gender Oedipus phase, religious education, conventional level, libido, individual.

Понятие «личность» является основным для педагогики. Личность понимается как социальная мера индивидуализма, и одновременно, как мера индивидуальности в социальной сфере. Знания через воспитание, обучение должны стать внутренне необходимым для человека, стать его мерой. Человек как личность - это це-

лостное существо, так как он это и природное, и социальное существо. И нельзя что-то отнять, исключить из человеческой личности, не нарушив ее целостности.

Воспитание должно быть комплексным, ничто не должно быть забыто и упущено - ни физическое,

ни психическое, ни социальное. Необходима гармония, соразмерность, единство, комплексность всех черт и качеств человеческой личности. Из этого также следует и то, что нельзя в воспитании линию гармонии провести независимо от линии ее иерархичности.

Личность можно трактовать с различных точек зрения:

1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова);

2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Формирование личности происходит:

- на основе совокупности врожденных и приобретенных биологических предпосылок;

- в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения социальных норм и функций.

Давайте перечислим основные виды воспитания. Это физическое, интеллектуальное, нравственное, эстетическое, трудовое, правовое, экономическое, экологическое воспитание. Первое воспитание, на которое должны обратить внимание педагоги и родители, это физическое воспитание. Ж. Руссо считал, что раннее детство вообще должно быть всецело занято играми ребенка на свежем воздухе и физическими упражнениями [3, с. 578].

Надо иметь в виду, что физическое воспитание есть необходимость. Если мы делаем акцент на физическом воспитании ребенка в первые годы его жизни - это не значит, что в дальнейшем мы должны останавливаться на этом. Оно должно продолжаться всю жизнь. Это объясняется очень долгим периодом его физиологического и антропологического развития

Надо обязательно сказать о гендерном или половом воспитании. Существуют две противоположные, но одинаково значимые тенденции. В противоположность средневековой идее имманентной чистоты и асексуальности ребенка, европейская культура нового времени, особенно после З. Фрейда, признает факт существования детской сексуальности. Это должны учитывать родители, воспитатели, и из чего вытекает право детей на получение сексуальной информации.

Алексис де Токвиль - французский политический деятель, говорил, что нельзя наделить мужчину и женщину одними и теми же функциями. И если мы будем продолжать уравнивать между собой два пола, мы придем к их обоюдной деградации, ибо из подобного грубого смешения столь различных творений природы никогда ничего не получится, кроме слабых мужчин и неприличных женщин [1, с. 689]. Поэтому мне представляется, что половое воспитание должно быть не только интимным, но и раздельным. Соответственно не надо забывать о стереотипах воспитания, кото-

рые уже сложились в каждой национальной культуре. И надо помнить выражение З. Фрейда о том, что анатомия - это судьба человека.

Половое воспитание это процесс идентификации человека со своим полом. Надо знать, что каждый человек переживает так называемую «эдипову фазу» (от 3 до 7 лет), то есть когда происходит идентификация ребенка с отцом или матерью. Эта проблема была поставлена З. Фрейдом. В половом развитии очень важно пройти эту фазу без ошибок и ущемлений. «Эдипов комплекс» у З. Фрейда обозначает «бессознательное». Он включает в себя запрет инцеста, символизирует борьбу поколений, поскольку человек хочет стать взрослым. В то же время ребенок хочет идентифицировать себя, допустим, с отцом и быть оставаться самим собой [8, с. 243].

Признаки протекания «эдиповой фазы» центрируется в треугольнике «папа-мама-ребенок», где ребенок обязательно играет одну из ролей. Часто бывает такая ситуация, когда у ребенка постоянно что-то требуют, он должен оправдывать ожидания родителей, заслуживать их любовь и так далее. Такой ребенок не вписывается в идеальный образ, нарисованный родителями, и он страдает и сопротивляется. Родители его не любят просто так, а ребенок это чувствует.

Он не чувствует тылов, которые необходимы для нормального развития. В такой ситуации идентификация отходит на задний план, ребенок озабочен тем, чтобы родители его приняли. Это в дальнейшем существенно влияет на его поло-ролевую деятельность. Чтобы помочь ему пережить «эдипову фазу», надо воспринимать ребенка - как отдельное существо и очень его любить просто так.

Но я бы хотел сказать, что «эдипов комплекс» нельзя абсолютизировать и рассматривать исключительным пунктом всех заключений. Любовь к родителям это не только «либидоноз-ность», что было сильно у З. Фрейда [9]. Однако все же нужно подчеркнуть, что «эдипов комплекс» - это важная характеристика развития человека, так как она воплощает в себе детские переживания в связи с отношениями ребенка с родителями.

Остановимся на каждом из видов воспитания. Прежде стоит прояснить интеллектуальное воспитание. Его цель и содержание - развить творческие силы человека. Оно позволяет нам формировать и развивать инициативу человека. Обратите внимание, когда человек интеллектуален, он инициативен. Когда человек интеллектуален, он, как правило, для себя формирует более или менее целостное мировоззрение. Что же нужно для проведения этого воспитания?

С самого начала надо разговаривать с ребенком (уже с пренатального периода), обсуждать все вопросы, но на адекватном его возрасту уровне, читать, развивать воображение, память, мышление, внимание.

Многие родители совершают грубую ошибку, отбивая у ребенка с самого детства желание думать самостоятельно. В его голову закладываются готовые мысли, и всякая истина рассматривается как абсолютная. Тогда ребенок чувствует себя безнадежно увязшим в хаотической массе фактов, считая, что многие проблемы являются слишком сложными, чтобы быть осмысленными обыкновенным человеком.

Результатом этого может быть, с одной стороны, либо цинизм, либо скептицизм. С другой стороны, мы имеем слепое доверие ко всему, что сказано с достаточным апломбом. Часто родители в погоне за хорошими оценками ребенка упускают

формирование интеллекта, умения самостоятельно мыслить и предлагать свою позицию и оценку.

Можно пойти по И. Канту, который пытался написать нравственный катехизис, где четко расписано, что хорошо, что плохо [5, с. 130]. Но можно, когда идет беседа о добрых делах, обязательно давать оценку этим добрым делам. Вы даже не затрагиваете мораль, вы просто говорите о добром деле, даете ему оценку, что ты поступил прекрасно. Эта стратегия направлена не на осознание своих качеств и переживаний и не на усвоение правил и норм, а на развитие сопричастности, чувства общности с другими.

Литература:

1. Бутенко В.А. Токвиль Алексис // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 томах (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-1907.

2. Гай П. Фрейд. Азбука-Аттикус, «КоЛибри». М., 2016. 976 с.

3. Ж-Ж Руссо. Идеи Жан-Жака Руссо в восприятии и оценке русских мыслителей и исследователей (1752-1917). Антология / Сост.: А.А. Злато-польская и др. СПб. : Издательство «РХГА», 2005. 798 с.

4. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Собр. соч. : в 8 томах. М. : Мысль, 1994. Т. 8. С. 10-29.

5. Кант И. Метафизика нравов // Собр. соч. : в 8 томах. М. : Мысль, 1994. Т. 6. С. 220-298.

Literature:

1. Butenko V.A. Tocqueville Alexis // Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary: in 86 volumes (82 volumes and 4 additional). SPb. 1890-1907.

2. Guy P. Freud. The ABC-Atticus, CoLibri. M., 2016. 976 p.

3. Jean-Jacques Rousseau. The ideas of JeanJacques Rousseau in the perception and appreciation of Russian thinkers and researchers (1752-1917). Anthology / Compiled by: A.A. Zlato-polskaya et al. SPb. : Publishing House «RHGA», 2005. 798 p.

4. Kant I. The idea of universal history in the global civilian plan // Collected Works in 8 volumes. M. : Thought, 1994. Vol. 8. P. 10-29.

5. Kant I. Metaphysics of morals // I. Kant. Collected Works in 8 vol. M. : Thought, 1994. Vol. 6. P. 220-298.

6. Кант И. Основоположения метафизики нравственности // И. Кант. Собр. соч. : в 8 томах. М. : Мысль, 1994. Т. 4. С. 130-231.

7. Кант И. Религия в пределах только разума // Собр. соч. : в 8 томах. М. : Мысль, 1994. Т. 6. С. 5-219.

6. Kant I. The foundations of the metaphysics of morality // Collected Works in 8 vol. M. : Thought, 1994. Vol. 4. P. 130-231.

7. Kant I. Religion within the limits of only reason // Collected Works in 8 vol. M . : Thought, 1994. Vol. 6. P. 5-219.

8. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе / З. Фрейд; Пер. М.В. Вульф, А.А. «Спектор». М. : АСТ. 2006. 400 с.

9. Фрейд З.Я и Оно. Часть 2. URL : https:// www. gumer.info/bibliotek_Buks/Psiho l/freyd/ya_o n o. php (дата обращения 27.09.2019).

8. Freud Z. Basic psychological theories in psychoanalysis / Z. Freud; trans. M.V. Wulf, A.A. The Spector. M. : AST, 2006. 400 p.

9. Freud Z.Ya. and It. Part 2. Electronic resource. URL : https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/ freyd/ya_ono.php (date of treatment 09.27.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.