Научная статья на тему 'Проблема дифференциации жанров компьютерно-опосредованной коммуникации'

Проблема дифференциации жанров компьютерно-опосредованной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
764
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / ИНТЕРНЕТ / ЖАНРОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНО-ОПОСРЕДОВАННАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Щипицина Лариса Юрьевна

В статье рассматривается вопрос классификации текстов новой коммуникационной среды. Для его решения в статье предлагается использовать комплекс критериев, включающий медийные, функциональные, содержательноструктурные и языковые характеристики жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIATION PROBLEM OF COMPUTER MEDIATED GENRES

The paper deals with the new media texts classification. The author suggests using the criteria complex which includes media, functional, structural and linguistic features of each computer mediated genre to solve this problem.

Текст научной работы на тему «Проблема дифференциации жанров компьютерно-опосредованной коммуникации»

УДК 81’48

ЩИПИЦИНА Лариса Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого языка Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 28 научных публикаций, в т.ч. одного учебного пособия

ПРОБЛЕМА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЖАНРОВ КОМПЬЮТЕРНО-ОПОСРЕДОВАННОЙ КОММУНИКАЦИИ

В статье рассматривается вопрос классификации текстов новой коммуникационной среды. Для его решения в статье предлагается использовать комплекс критериев, включающий медийные, функциональные, содержательноструктурные и языковые характеристики жанра.

Жанр, Интернет, жанровая дифференциация, компьютерно-опосредованная коммуникация

Жанровая дифференциация текстов - вопрос чрезвычайно сложный в силу разнообразия сфер человеческой деятельности, которые эти жанры обслуживают. Выявление общих критериев дифференциации и описания жанров компьютерно-опосредованной коммуникации является еще более проблематичным. Так, исследователи отмечают нечеткость границ между жанрами Интернета1, что обусловлено отсутствием «центрального менеджмента» и стихийным «имплицитным структурированием» отдельных сетевых документов2.

Научная литература о критериях выделения и описания жанров Интернета находится в начале своего становления, при этом большинство работ представляют собой источники на английском языке. Интересно отметить, что значительная их часть имеет прикладной характер и посвящена облегчению автоматического поиска необходимых документов. В лингвистических работах о жанрах Интернета рассмат-

риваются главным образом тексты конкретных служб / жанров (электронное письмо, чат, вебстраница и т.п.), что можно обозначить как индуктивный подход к жанровой дифференциации текстов (выявление релевантных для описания жанров критериев, исходя из характеристики одного конкретного жанра). В данной же статье мы попытаемся рассмотреть возможность дедуктивного подхода, т.е. классификацию всех текстов по жанрам на едином основании. Подобный подход представляется более плодотворным, т.к. сопоставление текстов разных жанров позволяет выработать единые, а следовательно, более объективные критерии для их классификации. Для решения этой задачи рассмотрим основу дифференциации традиционных жанров и возможность ее использования при описании жанров компьютерно-опосредованной коммуникации.

Жанром традиционно считается устойчивый тип текста, объединенный единой комму-

никативной функцией, а также сходными композиционными и стилистическими признаками3. Рассматривая жанры новой коммуникационной среды, исследователи чаще говорят не об устойчивом типе «текста», а о «повторяющемся коммуникативном действии»4 или «практиках коммуникации»5. Подобное определение жанра позволяет рассматривать не только жанры литературные и письменные, но и любые другие, например жанр радиоинтервью, научного доклада или неформальной беседы в Интернете (чата). Конечно, само понятие «текст» может быть расширено и включать в себя не только те явления, которые традиционно считаются текстами (письменно зафиксированные, с обозначенными границами, объединенные цельностью идеи и стиля). Следует отметить, что в применении к Интернету часто говорят не о «текстах», а о «документах», хотя и этот второй термин не лишен дополнительных коннотаций. В данной работе будет использоваться сочетание «жанр текста», хотя отметим, что «тексты» Интернета, которые будут подвергаться жанровой дифференциации, зачастую могут визуально располагаться в нескольких экранах (ср. понятие гипертекста) и представлять собой довольно сложные семиотические образования (ср. мультимедийность компьютерно-опосредованной коммуникации).

В качестве основы классификации различных жанров исследователи традиционно называют единую коммуникативную функцию, схожую структуру и схожие языковые средства6. При этом первый из названных факторов играет определяющую роль, все же остальные зависимы и выводимы из него.

Базируясь на утверждении о приоритете функции при выделении жанров, некоторые авторы предлагают рассматривать в качестве основы дифференциации жанров Интернета именно функцию. В частности, в работе Дж. Карлгрена и Д. Каттинга7 жанры делятся на 1) информативные, к которым относятся тексты прессы, деловой и учебной литературы и др., 2) литературно-художественные (imaginative). Литературно-художественные тексты выделяются и при автоматизированной

идентификации жанра в поисковой системе «Яндекс» наряду с научно-технической литературой, нормативными документами, житейскими советами и публицистикой8. В данной классификации нетрудно заметить ориентацию на традиционные для российской стилистики пять функциональных стилей, хотя они выделяются, скорее, не в соответствии с функцией жанра, а в соответствии с глобальной функцией общения в определенной сфере.

Если же вернуться к вопросу о функции конкретного жанра, то здесь целесообразно обратиться к классификации типов текста на основе их функции, предложенной немецкими учеными В. Хайнеманном и Д. Фивегером9. Различные типы текстов могут выполнять функцию информирования, побуждения, общения, самовыражения, эстетического воздействия. Можно присоединиться к мнению У. Шмитца, который считает, что ряд жанров прототипически соответствует одной из указанных функций (новостные веб-страницы, веб-реклама, чат, блог, сетевая литература), другие же совмещают в себе различные функции10. Так, форумы служат запросу информации и обсуждению определенной темы, в гостевых книгах высказывается реакция на содержание посещенного сайта, а также осуществляется самопрезента-ция и т.д. Вследствие подобного совмещения функций в реализации каждого жанра, по нашему мнению, данный критерий не может являться основой жанровой дифференциации текстов новой коммуникационной среды.

В других научных работах основой классификации жанров Интернета является структура текста в виде перечисления составляющих его модулей11. С данных позиций электронная научная статья, например, включает такие структурные элементы, как аннотация, перечень ключевых слов, изложение состояния научной проблемы и первоначальной гипотезы, теоретические положения, практическая иллюстрация теоретических идей на основе практических примеров, заключение и перспективы дальнейшего исследования, список научной литературы. Другие жанры, например веб-страница ученого или университета, также исполь-

зуют данные структурные блоки, но порядок их следования не является строго заданным, кроме того, на веб-страницах не все они являются обязательными.

Если же от рассмотрения научных текстов перейти к текстам других стилей и других служб Интернета, то указанные блоки вряд ли будут применимы (ср. структуру электронного письма или гостевой книги). Каждый из таких жанров видимо, будет включать свои виды структурных элементов. Так, при анализе главной вебстраницы фирмы И. Аскехаве и А.Э. Нильсен выявляют такие структурные элементы, или «риторические ходы», как 1) привлечение внимания, 2) приветствие, 3) идентификация фирмы, 4) экспликация структуры содержания, 5) детализация содержания, 6) создание доверия к фирме, 7) установление контакта, 8) создание сообщества (путем регистрации), 9) привлечение внешней информации12.

Несмотря на то, что в данной классификации речь идет, в первую очередь, о стратегиях (ср. название авторов «риторические ходы»), но эти стратегии, действительно, связаны с отдельными блоками, имеющими типичное визуальное или текстовое оформление. Практика использования каждого жанра приводит к выработке типичного набора таких блоков, среди которых можно выделить обязательные и факультативные для конкретного жанра. Так, идентификацию фирмы (логотип и название) и экспликацию структуры (меню с гиперссылками) следует отнести к обязательным элементам главной веб-страницы фирмы, а остальные - к более или менее факультативным. Набор структурных элементов веб-страниц университетов, политических организаций и т.п., а также других жанров требует уточнения. Использование же структурного критерия для дифференциации жанров компьютерно-опосредованной коммуникации можно привлекать, но лишь в совокупности с другими критериями, в частности функциональной сферы (ср. разницу структуры жанров научной и деловой сферы).

Язык / стиль текстов в Интернете в связи с разнообразием выполняемых ими функций может быть весьма специфичным даже в рам-

ках одного типа текстов (частное или деловое электронное письмо, личная, корпоративная или академическая веб-страница и т.п.). Общие свойства «языка Интернета» - наличие смайлов, аббревиатур и акронимов, специальной компьютерной лексики, итерация букв и знаков препинания, а также различные признаки непосредственного устного общения13 - постулируются, как правило, на основе анализа неформальных электронных писем и чат-сообщений. При рассмотрении языка разных жанров Интернета можно выявить лишь общие тенденции, в частности уменьшение длины текста и синтаксических структур, т.к. чтение с экрана осуществляется значительно медленнее, чем с печатных носителей14, и усиление диалогичности текстов разных жанров15 в силу интерактивного характера новой коммуникативной среды. Тем не менее перечень данных тенденций, а также степень их проявления в разных жанрах еще требуют своего описания.

Таким образом, использовать в качестве единого основания для классификации всех текстов компьютерно-опосредованной коммуникации один из традиционных жанрообразующих факторов (функция, структура или язык текста) не представляется возможным. Более приемлемым в этом отношении становится предложение описывать жанры на основе комплекса данных критериев (ср. комплексную (фасетную) классификацию жанров в работе К. Кростона и Б. Квасник16).

В данный комплекс критериев целесообразно также включить медийные характеристики жанров новой коммуникационной среды, т.е. функциональные возможности, которые дает каждая служба Интернета (электронная почта, 1ЯС, всемирная паутина, новостная группа и т.д.) или отдельные программы, отличающие конкретные жанры в рамках всемирной паутины (веблог, форум, поисковая система и т.д.)17. При этом медийную реализацию важно рассматривать именно в качестве первоначального фактора дифференциации и описания соответствующего жанра. В пользу этого говорит традиционно существующая классификация жанров новой коммуникацион-

ной среды в соответствии со службами Ин-тернета18, а также продолжающееся использование термина «жанр» в отношении веб-страницы, веблога, форума, гостевой книги и т.д.19, которые выделяются в рамках одной службы, но используют разное программное обеспечение и поэтому обладают разной функциональностью.

Выделенные в результате первичной классификации по медийному признаку жанры новой коммуникационной среды можно уточнять описанием их функции, структурных элементов и степенью проявления тенденций языковой экономии, диалогичности и др., которые отмечаются для языка компьютерно-опосредованной коммуникации в целом.

Примечания

1 Schmitz U. Sprache in modernen Medien. Einfbhrung in die Tatsachen und Theorien, Themen und Thesen. Berlin, 2004. S. 44.

2 Crowston K., Williams M. Reproduced and emergent genres of communication on the World-Wide Web // The Information Society: An International Journal. 2000. № 16(3). P. 201-216; Orlikowski WJ., Yates J., Okamua K., Fujimoto M. Shaping electronic communication: The metastructuring oftechnology in the context ofuse // Organization Science. 1995. № 6(4). P. 423-444.

3 Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 255.

4 Orlikowski WJ., Yates J. Genre repertoire: The structuring of communicative practices in organizations // Administrative Sciences Quarterly. 1994. № 33. P. 543.

5 Runkehl J., Schlobinski P., Siever T. Sprache und Kommunikation im Internet: bberblick und Analysen. Opladen; Wiesbaden: Westdt. Verl., 1998.

6 Orlikowski W.J., Yates J. Op. cit.

7 Karlgren J., Cutting D. Recognizing Text Genres with Simple Metrics Using Discriminant Analysis // COLING 94 -The 15th International Conference on Computational Linguistics. Vol. 2. Kyoto, 1994. P. 1071-1075. http://acl.ldc.upenn.edu/ C/C94/C94-2174.pdf.

8 Браславский П.И., Вовк Е.А., Маслов М.Ю. Фасетная организация интернет-каталога и автоматическая жанровая классификация документов. http://company.yandex.ru/articles/article8.html.

9 Heinemann M., ViehwegerD. Textlinguistik: Eine Einfbhrung. Niemeyer, 1991. S. 148-153.

10 Schmitz U. Op. cit. S. 47-56.

11 Rehm G. Towards Automatic Web Genre Identification A Corpus-Based Approach in the Domain of Academia by Example of the Academic’s Personal Homepage // Proceedings of the Hawai’i International Conference on System Sciences, Hawaii, 2002. http://csdl2.computer.org/persagen/DLAbsToc.jsp?resourcePath=/dl/proceedings/&toc=comp/proceedings/ hicss/2002/1435/04/1435toc.xml.

12 Askehave I., Nielsen A.E. What are the Characteristics of Digital Genres? - Genre Theory from a Multi-modal Perspective // Proceedings of the 38th Hawaii International Conference on System Sciences. IEEE, 2005. Р. 5. http:// csdl2.computer.org/persagen/DLAbsToc.jsp?resourcePath=/dl/proceedings/&toc=comp/proceedings/hicss/2005/2268/04/ 2268toc.xml.

13 CrystalD. Language and the Internet. Cambridge, 2001. Р. 28.

14 Атабекова А.А. Лингвистический дизайн WEB-страниц (сопоставит. анализ языкового оформления англо- и русскоязычных WEB-страниц). М., 2003. С. 122.

15ДускаеваЛ.Р., Протопопова О.В. Язык сети Интернет // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М., 2003. С. 649.

16 Crowston K., Kwasnik B.H. A Framework for Creating a Facetted Classification for Genres: Addressing Issues of Multidimensionality // Proceedings of the 37th Hawaii International Conference on Systems Science HICSS-37. 2004. http:// csdl2.computer.org/persagen/DLAbsToc.jsp?resourcePath=/dl/proceedings/&toc=comp/proceedings/hicss/2004/2056/04/ 2056toc.xml.

17 Щипицина Л.Ю. Дигитальные жанры: проблема дифференциации и критерии описания // Коммуникация и конструирование социальных реальностей: Сб. науч. ст. / Отв. ред. О.Г. Филатова. Ч. 1. СПб., 2006. С. 377-389.

18 Crystal D. Op. cit. Р. 10.

19 Капанадзе Л.А. Структура и тенденции развития электронных жанров // Жизнь языка: Сборник к 80-летию Михаила Викторовича Панова. М., 2001. С. 246-255.

Shchipitsina Larisa

DIFFERENTIATION PROBLEM OF COMPUTER MEDIATED GENRES

The paper deals with the new media texts classification. The author suggests using the criteria complex which includes media, functional, structural and linguistic features of each computer mediated genre to solve this problem.

Контактная информация: 163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 56, ком. 406;

e-mail: chipizina@pomorsu.ru

Рецензент - ГришаеваЛ.И., доктор филологических наук, профессор кафедры немецкой филологии Воронежского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.