Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ДЕТЕЙ ЗАВИСИМЫХ ОТ НАРКОТИКОВ: ЕВРОПЕЙСКАЯ И БОЛГАРСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА'

ПРОБЛЕМА ДЕТЕЙ ЗАВИСИМЫХ ОТ НАРКОТИКОВ: ЕВРОПЕЙСКАЯ И БОЛГАРСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная политика / государственная и международная политика / дети группы риска / молодежь / социальные услуги / черта бедности / неблагополучное социальное положение / токсикомания / social policy / public and international policy / children at risk / youth / social services / poverty line / disadvantaged social situation / substance abuse

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Божков Бисер Ганчев

Настоящий доклад представляет собой обзор и анализ проблемы детей, зависимых от наркотиков, в европейской и болгарской социальной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CHILDREN ADDICTED TO DRUGS: EUROPEAN AND BULGARIAN SOCIAL POLICY

This report is a brief look and analysis of the problem of children addicted to drugs in European and Bulgarian social policy.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ДЕТЕЙ ЗАВИСИМЫХ ОТ НАРКОТИКОВ: ЕВРОПЕЙСКАЯ И БОЛГАРСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА»

РАЗДЕЛ 3

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

ПРОБЛЕМА ДЕТЕЙ ЗАВИСИМЫХ ОТ НАРКОТИКОВ: ЕВРОПЕЙСКАЯ И БОЛГАРСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Божков Бисер Ганчев (София, Республика Болгария), аспирант кафедры «Государственное управление», Философский факультет, Софийский университет «Св. Климент Охридский». E-mail: biserbojkov@abv.bg

Аннотация. Настоящий доклад представляет собой обзор и анализ проблемы детей, зависимых от наркотиков, в европейской и болгарской социальной политике.

Ключевые слова: социальная политика, государственная и международная политика, дети группы риска, молодежь, социальные услуги, черта бедности, неблагополучное социальное положение, токсикомания.

THE PROBLEM OF CHILDREN ADDICTED TO DRUGS: EUROPEAN AND BULGARIAN SOCIAL POLICY

Bozhkov Biser Ganchev (Sofia, Republic of Bulgaria), Postgraduate student of the Department of Public Administration, Faculty of Philosophy, Sofia University "St. Kliment Ohridski". E-mail: biserbojkov@abv.bg

Аbstract. This report is a brief look and analysis of the problem of children addicted to drugs in European and Bulgarian social policy.

Keywords: social policy, public and international policy, children at risk, youth, social services, poverty line, disadvantaged social situation, substance abuse.

Право на полноценную жизнь, надлежащие условия, возможности для интеллектуального, социального и эмоционального развития каждого ребенка гарантированы Конвенцией ООН (оценена 7-м Верховным Народным Собранием Республики Болгарии в 1991 г.) о правах детей. Это обязанность каждого правового государства и демократического общества, к которому относится и Болгария. В течение последних 20 лет мы работаем в этом направлении через налаженную систему защиты детей в комплексе с институциональным, методическим, правовым, ресурсным и функциональным обеспечением. Политика и практика, которые создаются и разрабатываются в связи с этим, напрямую связаны с глобальными трендами и трендами, связанными с защитой и поддержкой уязвимых и групп риска. И это несмотря на то, что только в 2000 г. был принят Закон о защите детей (ЗЗД) и только в 2001 г. начали функционировать Отделы по защите детей (ОД). Проблема характера социальной политики в отношении наркозависимых детей чрезвычайно сложна и многогранна, так как эта деятельность имеет социально-педагогическое, клиническое, правовое и психологическое измерения. А в социальной политике и работе с детьми, зависимыми от сурфактантов, необходим комплексный подход через осуществление психосоциальной реабилитации многопрофильной командой специалистов. Для этого требуется:

1. Правовая база нормативного механизма регулирования общественных отношений прав и интересов зависимых от ПАВ детей, их родителей и членов их семей в ряде законов, кодексов, постановлений и т.п.

2. Методика, методические рекомендации и стандарты социально-педагогической работы и психосоциальной реабилитации детей, зависимых от наркотических и других психоактивных веществ.

В Болгарии нет типовых моделей социальных служб или медицинских учреждений1. В связи с этим важно знать и учитывать следующий вывод, что: синдром зависимости имеет био-психо-социальный генез, и соответственно модель лечения, перевоспитания и реабилитации любого вида зависимости должна быть био-психо-социальной моделью. При несоблюдении этого постулата

1 После принятия Закона о социальных услугах, вступившего в силу 01.07.2020 г., и до этого в Республике Болгарии предпринимались попытки создания центров дневного пребывания для детей, зависимых от сурфактантов. Для этого нет методологий и стандартов.

добиться устойчивой ремиссии зависимых людей практически невозможно. Отсюда отсутствие лечебно-профилактических учреждений и комплексных социально-медицинских услуг по психосоциальной реабилитации детей-наркоманов и др. Поверхностно-активные вещества представляют собой проблему, непосредственно связанную с охраной здоровья населения, общественного порядка, национальной безопасности и социальной справедливости в стране. На основании выявленных проблем и сделанных выводов следует сформулировать предложения по изменению национального законодательства в целях эффективной реализации прав детей, зависимых от психоактивных веществ.

Учреждения интернатного типа в системе социальной и социально-педагогической деятельности детей с девиантным поведением в Болгарии, в контексте исследования, являются серьезной нерешенной проблемой социальной политики и ухода за детьми, зависимыми от психоактивных веществ, так как в этой сфере законодатель не урегулировал общественные отношения, права, обязанности, социальные услуги, структурную реформу, методики, стандарты и т.д. Целью создания сети специализированных учреждений и медицинских учреждений, оказывающих медико-социальное обслуживание (комплексное обслуживание) наркозависимых детей является удовлетворение особых потребностей в медико-социальном сопровождении, (пере)воспитании и обучении детей, имеющих с временные и более постоянные отклонения от нормального физического, эмоционального, интеллектуального и социального развития. Сюда входят дети, особенно зависимые от психо-активных веществ с девиантным поведением.

Специфические функции таких лечебно-педагогических учреждений1 вытекают из специфических потребностей разных категорий детей. В связи с чем отметим, что у нас нет стационарных социальных служб и учреждений для детей, зависимых от психоактивных веществ. Резюмируем, что - у нас нет профильных социально-педагогических учреждений и социальных служб для детей, зависимых от психоактивных веществ.

После изменений в социальном законодательстве, сеть социальных учреждений для детей пополнилась новыми формами первой группы указанной классификации по ст. 36 Регламента реализации закона о социальной помощи - «социальные услуги населению». Хотя некоторые из они имеют характеристики, сходные с характеристиками интернатных учреждений, вопрос их различения представляет особую ценность для работающих в них и в системе в целом. Это так называемые стационарные социальные службы - приюты; переходное, защищенное и охраняемое жилье; кризисные центры; центры семейного типа, центры временного размещения.

Эти услуги могут быть краткосрочными или долгосрочными и иметь преимущество перед оказанием социальных услуг в специализированных учреждениях. Перспективы специализированных учреждений напрямую связаны с политикой так называемой деинституционализации, усилившейся после вступления Болгарии в Европейский Союз. Его результаты видны в отношении всех учреждений, описанных в исследовании, за исключением исправительных учреждений. Проблематична ситуация и для школ-интер-натов для детей с девиантным поведением, так как их количество также сильно сократилось, а новая социальная политика привела к отмене ИППП и сокращению ДСП только до двух - одной для девочек и одной для мальчиков.

Мы обнаружили, что сокращение числа санаториев и больниц нецелесообразно с точки зрения здоровья. Для всех остальных альтернативой является увеличение социальных услуг в общинах и ресурсных центрах. Полная отмена специализированных детских учреждений также нереальна в силу специфических проблем разных групп детей, для многих из которых уход в учреждении является наиболее адекватным, и в других европейских странах доказывают это. Однако претензии на изменение их формальных и содержательных характеристик остаются. Сфера социальной

1 Организованы по пансионному или полупансионному принципу и в большинстве педагогических учреж-дений функционируют в течение всего года. Они обеспечивали непрерывность воспитательно-воспита-тельного процесса в целях социальной адаптации. Их построение по такому принципу диктовалось объек-тивной необходимостью осуществления этих процессов при более длительном социально-педагогическом наблюдении, руководстве и заботе, сочетающихся с определенными социальными благами. Однако социальные службы в этих учреждениях располагались не в соответствии с потребностями категории детей.

деятельности обязательно должна функционировать в любом учреждении ординационного типа -как для правонарушителей, так и для наркозависимых. В Болгарии так называемые инновационно-социальные службы по психосоциальной реабилитации детей, зависимых от психо-активных веществ отсутствуют в большинстве регионов и муниципальных образований. В связи с этим целесообразно введение комплексных «медико-социальных услуг» по психо-социальной реабилитации детей-иждивенцев.

В региональной социальной политике необходимо урегулировать инвестиции в человеческий фактор и нормы соотношения детей, воспитываемых в семьях, внедряя индивидуальный подход к каждому ребенку и конкретному случаю. Что касается отсутствия данных об эффективности деинституционализации, то необходимы исследования для получения данных о программах и оценки их эффективности. Потому что в последние 20-25 лет увеличивается количество детей и молодежи, пристрастившихся к наркотическим веществам, которые по своей сути нарушают закон и являются участниками воспитательных производств по Уголовно-процессуальному кодексу и уголовных дел по Уголовно-процессуальному кодексу (УПК).

Данная целевая группа - дети имеет острую потребность в оказании медико-социальных (медико-социальных) услуг. Состояние детей, страдающих синдромом наркомании, представляет собой серьезную многогранную проблему, решить которую можно комплексными подходами. В этом смысле проблема характера социальной работы с наркозависимыми детьми чрезвычайно сложна и многогранна.

Литература

1. Annual report 2004. The state of the drugs problem in the European union and Norway. EMCDDA. ISBN 92-9168-199-7.

2. European School Survey on Alcohol and Other Drugs. 2016. URL: www.ec.europa.eu/info/index.bg/ (дата обращения 03.06.2020).

3. Анализ системы защиты детей в Болгарии. URL: www.unicef.org/bulgaria/ (дата обращения 03.06.2021).

4. Закон о социальных услугах. URL: www.lex.bg/ (дата обращения 03.06.2021).

5. Руководство по надлежащей практике психосоциальной реабилитации зависимых. 2010. URL: www.ncpha.government.bg/ (дата обращения 12.04.2022).

6. МКБ-10 «Психические и поведенческие расстройства». - Национальный центр общественного здравоохранения, Болгарская психиатрическая ассоциация. - София. 2003.

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ

Васюкович Людмила Сергеевна (Витебск, Республика Беларусь), кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций, Витебский филиал Международного университета «МИТСО». E-mail: vasuk.mila@tut.by

Аннотация. В статье процесс формирования читательских умений рассматривается как познавательно-коммуникативная задача с исходными компонентами: читатель-текст-задания. Образовательный контент школьных учебников должен включать задания-ситуации, сконструированные для развития умений понимать, анализировать, оценивать и использовать текстовую информацию.

Ключевые слова: чтение, читательская компетентность, читательские умения, учебный текст.

FORMATION OF READING SKILLS OF STUDENTS ON THE BASIS OF LEARNING TEXTS

Vasyukovich Lyudmila Sergeevna (Vitebsk, Republic of Belarus), Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages and Intercultural Communications, Vitebsk branch of the International University "MITSO". E-mail: vasuk.mjla@tut.by.

Abstract. In the article, the process of forming reading skills is considered as a cognitive and communicative task with initial components: reader-text-tasks. The educational content of school textbooks should include tasks-situations designed to develop the ability to understand, analyze, evaluate and use textual information.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.