Научная статья на тему 'Проблема дегуманизации в творчестве Х. Ортеги-и-Гассета и Н. А. Бердяева'

Проблема дегуманизации в творчестве Х. Ортеги-и-Гассета и Н. А. Бердяева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
973
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕГУМАНИЗАЦИЯ / БЕСТИАЛИЗМ / ЦЕЗАРИЗМ / НАТУРАЛИЗМ / ТЕХНИЦИЗМ / DEHUMANIZATION / BESTIALITY / CAESARISM / NATURALISM / TECHNICISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нурмухаметова Виктория Васильевна

Статья содержит анализ сущности дегуманизации, впервые рассмотренной в творчестве Х. Ортеги-и-Гассета и Н. А. Бердяева. Определены формы проявления дегуманизации в современном обществе и в пространстве субъекта. Установлено, что дегуманизация в пространстве субъекта проявляется в затверделости его сознания и «замкнутости» души. Охарактеризовано положение искусства, науки и техники в эпоху дегуманизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DEHUMANIZATION IN JOSÉ ORTEGA Y GASSET'S AND N. A. BERDYAEV'S CREATIVITY

The article contains an analysis of the essence of dehumanization first considered in J. Ortega y Gasset's and N. A. Berdyaev's creativity. The forms of manifestation of dehumanization in the modern society and in the space of the subject are determined. It is stated that dehumanization in the space of the subject is manifested in hardening of its consciousness and “closure” of the soul. The situation in art, science and technology in the era of dehumanization is characterized.

Текст научной работы на тему «Проблема дегуманизации в творчестве Х. Ортеги-и-Гассета и Н. А. Бердяева»

Нурмухаметова Виктория Васильевна

ПРОБЛЕМА ДЕГУМАНИЗАЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Х. ОРТЕГИ-И-ГАССЕТА И Н. А. БЕРДЯЕВА

Статья содержит анализ сущности дегуманизации, впервые рассмотренной в творчестве Х. Ортеги-и-Гассета и Н. А. Бердяева. Определены формы проявления дегуманизации в современном обществе и в пространстве субъекта. Установлено, что дегуманизация в пространстве субъекта проявляется в затверделости его сознания и "замкнутости" души. Охарактеризовано положение искусства, науки и техники в эпоху дегуманизации. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/4/46.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 4(78) C. 164-166. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 101.1:316 Философские науки

Статья содержит анализ сущности дегуманизации, впервые рассмотренной в творчестве X Ортеги-и-Гассета и Н. А. Бердяева. Определены формы проявления дегуманизации в современном обществе и в пространстве субъекта. Установлено, что дегуманизация в пространстве субъекта проявляется в затверделости его сознания и «замкнутости» души. Охарактеризовано положение искусства, науки и техники в эпоху дегуманизации.

Ключевые слова и фразы: дегуманизация; бестиализм; цезаризм; натурализм; техницизм.

Нурмухаметова Виктория Васильевна, к. филос. н.

Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова viktonur@yandex. ru

ПРОБЛЕМА ДЕГУМАНИЗАЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Х. ОРТЕГИ-И-ГАССЕТА И Н. А. БЕРДЯЕВА

Философские рассуждения, будучи личностной формой самовыражения каждого мыслителя, имманентно связаны с его личной судьбой и исторической эпохой, в которую философу довелось жить и работать. Вооружившись рациональными методами, философ способен определить наиболее острые социокультурные проблемы эпохи, вскрыть их сущность и возможные способы преодоления. Одними из наиболее ярких представителей философии ХХ века, особо чутко реагировавших на исторические перипетии и социокультурные сдвиги, являются Н. А. Бердяев и Х. Ортега-и-Гассет. Исследователи творчества Н. А. Бердяева (Л. Шестов, О. Волко-гонова, В. П. Визгин, Н. В. Мотрошилова) и Х. Ортеги-и-Гассета (А. М. Руткевич, П. П. Гайденко и др.) сейчас открывают мир философии великих философов начала ХХ века. До сих пор идет активная полемика по поводу публицистического стиля философов, излишней критичности современных им философских дискурсов, но гениальная способность Н. А. Бердяева и Х. Ортеги-и-Гассета «схватывать» сущность социокультурных тенденций не вызывает сомнения у исследователей их творчества. Наряду с этим ими проводятся параллели по ряду философских проблем и вопросов, обнаруживаются сходства в их решении [4], в том числе и в определении сущности, причин, форм проявления нового в европейской культуре явления - дегуманизации. В труде «Судьба человека в современном мире» (1934 г.) Н. А. Бердяев рассматривает кризис общества, вызванный известными историческими событиями этой эпохи, оказавшийся, по его мнению, по своей сути кризисом человека. Важнейшим проявлением этого кризиса становится дегуманизация общества, наиболее ярко выразившаяся в области культуры, морали, науки и даже философии. Дегуманизация - это понятие, впервые использованное Х. Ортегой-и-Гассетом в 1925 г. применительно к новому веянию в современном искусстве. Под дегуманизацией искусства философ понимал процесс устранения из произведений искусства, его эстетически воздействующей структуры всего того, что он считал, пользуясь терминологией Ф. Ницше, «слишком человеческим», - ориентацию на обычный человеческий способ восприятия, предполагающий воспроизведение жизни «в формах самой жизни» [8, с. 71]. По мнению Х. Ортега-и-Гассета, современный художник «...ставит целью дерзко деформировать реальность, разбить ее человеческий аспект, дегуманизировать ее», его задача «нарисовать человека, который как можно менее походил бы на человека» [6].

Личность как таковая отрицается современным искусством более всего. Х. Ортега-и-Гассет приходит к выводу, что корни дегуманизации уходят в прошлое общества, причиной ее становится отрицательное влияние прошлого. В современном обществе появился «новый всеобщий стиль жизневосприятия», идущий от «неприязни к традиционной интерпретации реальных вещей», от чувства усталости от стандартов в искусстве, науке и политике. Дегуманизация - это бунт, восстание общества против своего же исторического прошлого, против ранее господствующих ценностей, всего того, что в прежнюю эпоху составляло «гуманизм». Философ сравнивает современное искусство, которое, как правило, первым откликается на новые веяния в обществе, с юностью, которой присущ бунт против зрелости и старости, стремление по-иному воспринимать мир.

Дегуманизация - это состояние современного общества, для которого характерна утрата истинных духовных и нравственных ценностей общества, переориентация на ложные принципы человеческого и общественного существования, базирующиеся на неуважении личности, отрицании возможности истинной свободы и творческой самореализации.

Согласно Н. А. Бердяеву, от гуманизма, исчерпавшего себя в современном обществе, возможны два пути: вверх, к богочеловечности, и вниз, к богозвериности. По его мнению, дегуманизация находит себя в таких формах, как бестиализм, цезаризм, натурализм и техницизм. В данных формах социокультурного поведения человека имеет место исчезновение человека как целостного существа, вычленение из него какой-либо части его сущности в зависимости от того, какие внешние силы над ним имеют превосходство [2].

Бестиализм - понятие, сформулированное философом вслед за Ф. Ницше, базирующееся на концепте "blonde bestia", под которым Н. А. Бердяев понимал отрицание ценности всего человеческого. «Варварство внутри цивилизации» - так его определял мыслитель [Там же]. Такое цивилизованное варварство, культивируемое и одобряемое, базирующееся на идеологии и правовой основе, закрепилось в идеалах национализма,

ISSN 1997-292X

№ 4 (78) 2017

165

расизма и коммунизма. Человек в таких социальных системах рассматривается как носитель определенных качеств (общественно-политические воззрения, религиозная и национальная принадлежность и др.), соотносится со сложившейся суммой идей и взглядов и определяется либо как лояльный член общества, либо как подлежащий уничтожению. Человеку в итоге противостоят класс, раса, государство. Анализируя проявления бестиализма в современном мире, Н. А. Бердяев указывает на крайнюю жестокость к человеку как общества в целом, так и отдельного человека, имеющую патологический характер. Явление торжества насилия в современном обществе рассмотрел Х. Ортега-и-Гассет, который указывал, что насилие становится первым и единственным доводом в решении каких-либо вопросов и проблем: «...это норма, которая отменяет все остальные нормы, все промежуточные этапы между целью и ее достижением» [5]. Цезаризм как социокультурный тип поведения человека в современном обществе предполагает поиск вождя, спасителя и победителя, который возвестит общество о целях общественного и человеческого существования. Это коллективная одержимость поиском вождя-избавителя [7, с. 120]. Вождь придаст всему смысл, покажет направления движения и развития, упорядочит жизнь общества. Он возьмет на себя всю ответственность, но и в то же время потребует принести в жертву свободу личности, ее дух. В таком обществе имеет место глобальная переоценка ценностей: самоценность человека сменяется ценностями силы, могущества, техники, государства, класса, коллектива. Новые ценности вполне допускают использование человека во имя новых идей [2].

Анализируя социокультурные типы поведения человека, Н. А. Бердяев полагает, что «в культурных и идейных течениях нашей эпохи дегуманизация идет в двух направлениях - в сторону натурализма и в сторону техницизма. Человек подчиняется или космическим силам, или технической цивилизации» [Там же]. Оба направления показывают способы ухода человека от себя, его разложение на элементы. Натурализм предполагает превалирование природного начала человека, растворенность человека в природном. Проявление натурализма в ХХ в. нашло себя в служении естественных наук политическим и идеологическим лозунгам. Развитие генетики, появление евгеники, использование уже имеющихся культурных традиций демонстрировали возвеличивание природы человека, а также показывали направления ее развития и совершенствования. Другая форма дегуманизации общества - техницизм - порождена основами современной цивилизации. Она проявляется в том, что человек подчиняется технике и даже растворяется в ней. В век технизации и компьютеризации человек -это лишь обслуживающий механизм персонал, создающий условия для функционирования технической массы. Это ли не парадокс? Именно технические изобретения должны по своей сути создавать комфортные условия для жизни, способствовать улучшению и повышению уровня жизни человека. Техника подавила человека, подчинила его себе, превратила его в слугу. Современное общество - это не люди, а компьютеры, серверы, механизмы, в недрах которых идет виртуальная жизнь, осуществляется документооборот и финансовая деятельность.

Наука, призванная служить человеку, антигуманистична в сущности. В своем стремлении к поиску абсолютных и объективных истин она не замечает самого человека. Философия более не задается смысложиз-ненными вопросами. Она, по Н. А. Бердяеву, уже переживала времена дегуманизации, когда сворачивала с антропологического пути к материализму, рационализму. И ХХ век не исключение: экзистенциализм, призывающий изучать бытийствующего субъекта, ушел от человека, погрузившись в анализ экзистенциалов. Такое направление, по мнению философа, избрали М. Хайдеггер и К. Ясперс [Там же].

Человеческое существование трагично. Человек, по Н. А. Бердяеву, вынужден пребывать одновременно в двух мирах, или порядках. Первый мир - порядок существования, наполненный личным, сокровенным, второй мир - порядок объективации, обезличенный и равнодушный к человеку. Но человек не может вырваться из объективированного мира, мира государства, экономики, порядка прав и обязанностей. Объективная реальность довлеет над ним, вытесняя внутриличностное. Следуя этим мыслям, философ пишет о том, что «легче всего отказаться от личности и от свободы, жить под детерминацией, под авторитетом» [1]. Рабская покорность объективированному миру «приводит к отказу от творчества и заменяет его суррогатами, наполняющими общество потребления» [3, с. 26].

Таким образом, дегуманизация представляет собой ступень развития современной цивилизации, проявляющуюся в самых неприглядных формах, ведущих к потере истинной самоценности человека, отрицанию всего человеческого. Н. А. Бердяев выводит формулу среднего человека, раздробленного на стороны, функции, права и обязанности, имеющего окостеневшее сознание, лишенного истинной свободы и способности творить. А Х. Ортега-и-Гассет называет такого субъекта человеком массы, душе которого присущи «замкнутость» и ощущение собственного совершенства, которые в условиях гипердемократии (в которой царит масса) приводят к утверждению дегуманизации во всех сферах общественного бытия.

Список источников

1. Бердяев Н. А. Проблема человека [Электронный ресурс]. URL: http://www.vehi.net/berdyaev/chelovek.html (дата обращения: 22.02.2017).

2. Бердяев Н. А. Судьба человека в современном мире [Электронный ресурс]. URL: http://knigosite.org/library/read/38189 (дата обращения: 08.03.2017).

3. Задворнов А. Н. Трансформация сущности человека в современном мире // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 52. С. 24-27.

4. Карабущенко П. Л. Элитология Н. А. Бердяева в свете элитологических воззрений Х. Ортеги-и-Гассета // Вестник Астраханского государственного технического университета. Гуманитарные исследования. 2008. № 4 (45). С. 163-170.

5. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega15.txt (дата обращения: 22.02.2017).

6. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega12.txt (дата обращения: 22.02.2017).

7. Савинцев В. И. Рациональные основания персоналистской концепции культуры Н. А. Бердяева // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. № 12. С. 114-121.

8. Эстетика: словарь / под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. 447 с.

THE PROBLEM OF DEHUMANIZATION IN JOSÉ ORTEGA Y GASSET'S AND N. A. BERDYAEV'S CREATIVITY

Nurmukhametova Viktoriya Vasil'evna, Ph. D. in Philosophy Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov viktonur@yandex. ru

The article contains an analysis of the essence of dehumanization first considered in J. Ortega y Gasset's and N. A. Berdyaev's creativity. The forms of manifestation of dehumanization in the modern society and in the space of the subject are determined. It is stated that dehumanization in the space of the subject is manifested in hardening of its consciousness and "closure" of the soul. The situation in art, science and technology in the era of dehumanization is characterized.

Key words and phrases: dehumanization; bestiality; Caesarism; naturalism; technicism.

УДК 339.16.012.32(470.46-25)"1914/1917" Исторические науки и археология

В статье рассматривается регулирование частной торговли как один из способов снабжения населения продовольствием в годы Первой мировой войны. Автор на примере Татарского базара показывает особенности принимаемых властями мер для регулирования торговли и оценивает их эффективность. В частности, анализируются занятость предоставленных Управой мест для торговли, разнообразие категорий продаваемых на базаре товаров и получаемая Управой прибыль от сдачи торговых мест в аренду. Делается вывод о недостаточном уровне снабжения населения продовольствием через частную торговлю.

Ключевые слова и фразы: частная торговля; Астрахань; Первая мировая война; Татарский базар; продовольствие; снабжение.

Пилипцов Иван Николаевич

Астраханский государственный университет honestfox@inbox. т

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧАСТНОЙ ТОРГОВЛИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ТАТАРСКОГО БАЗАРА Г. АСТРАХАНИ)

В годы Первой мировой войны губернские власти и органы местного самоуправления различными путями стремились улучшить снабжение населения продовольствием. Регулирование частной торговли было одним из основных способов снабжения. Сложности в снабжении были характерны главным образом для губернских центров, тогда как в сельской местности и уездных городах дефицит продовольствия практически не ощущался [2, с. 194-195].

До 1916 г. снабжение мирного населения практически полностью зависело от частных торговцев [1, с. 78]. Частная торговля с началом войны стала одним из главных предметов борьбы властей с удорожанием и дефицитом товаров. Основным способом регулирования частной торговли было введение предельных цен. Однако введение такс не оправдывало себя в полной мере. Напротив, подвоз некоторых категорий товаров сокращался, а другие - росли в цене [6, с. 100].

Традиционным местом для торговли в Астрахани являлись базары. Они представляли собой специально обустроенные площади для ведения в разной степени упорядоченной торговли. Основным товаром, в отличие от магазинов, являлась сельскохозяйственная продукция. В городе был ряд крупных рынков, одним из которых являлся Татарский базар. Он располагался недалеко от места слияния Варвациевского канала и Адмиралтейского затона. Основными продавцами на нём были татары, они же заселяли ближайшие улицы рядом с базаром [5, с. 110, 112].

В 1915 г. Астраханской городской Управой были составлены кондиции для осуществления торгов по сдаче мест на Татарском базаре сроком на один год с 1 января 1916 г. по 1 января 1917 г. Кондициями было определено количество мест для продажи отдельных категорий товаров, при этом размеры торговых площадок различались. Всего в указанный период в аренду сдавалось 321 место, из них под продовольственные товары отводилось 214 мест. Больше всего мест выделялось для торговли свежими фруктами; молоком и сливками; сметаной, творогом и чухонским маслом; частиковой рыбой. Помимо перечисленных товаров также осуществлялась торговля сухими фруктами; конфетами и халвой; колбасой; груздями; красной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.