Научная статья на тему 'Проблема человека и среды в рассказах Людмилы Петрушевской'

Проблема человека и среды в рассказах Людмилы Петрушевской Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2896
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮДМИЛА ПЕТРУШЕВСКАЯ / LYUDMILA PETRUSHEVSKAYA / ЧЕЛОВЕК И СРЕДА / MAN AND ENVIRONMENT / ТЕМА "МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА" / THEME OF "LITTLE MAN" / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР / ARTISTIC WORLD / ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА / FEATURES OF GENRE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гаджиев М.А., Гамзатова М.Р.

В данной статье рассматривается проблема человека и среды и её решение в рассказах Людмилы Петрушевской. Описывая жизнь и судьбы современников, поднимая классическую тему «маленького человека», автор показывает современные реалии России, поднимает острые социальные проблемы общества, создавая тем самым свой особенный художественный мир. Анализируя рассказы, представленные в статье, мы попытались выявить особенности подхода Людмилы Петрушевской как последователя традиций натуральной школы. Определить особенности жанра в её исполнении, оригинальность стиля, художественные средства изображения человека и окружающей его среды, а также понять отношения автора со своими героями. В результате анализа, мы пришли к выводу, что проблема человека и среды в той или иной мере ставится в любом произведении писательницы. Но Л. Петрушевская всегда осуждает окружающую действительность, заостряя внимание на главном человеке, который, несмотря на все превратности судьбы, достоин любви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF MAN AND ENVIRONMENT IN THE STORIES OF LYUDMILA PETRUSHEVSKAYA

The research examines a problem of the man and the environment and its solution in stories by Lyudmila Petrushevskaya. Describing the life and fate of contemporaries, raising the classical theme of the “little man”, the author shows the modern realities of Russia, raises acute social problems of society, thereby creating his own particular artistic world. Analyzing the stories presented in the article, the researchers identify the specifics of the approach of Lyudmila Petrushevskaya as a follower of traditions of the natural school. The work identifies features of the genre in its performance, the originality of the style, the artistic means of depicting the person and his environment, and to understand the author's relationship with his characters. As a result of the analysis, we came to the conclusion that the problem of the man and the environment to some extent is raised in all works of the writer. L. Petrushevskaya always condemns the surrounding reality, focusing on the main thing the man who, despite all the vicissitudes of fate, is worthy of love.

Текст научной работы на тему «Проблема человека и среды в рассказах Людмилы Петрушевской»

3. Гущин Е.Г. Луна светит, сова кричит: рассказы. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1974.

4. Распутин В.Г. Живи и помни: Повести. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1988.

5. Абрамов Ф. Братья и сестры. Роман в четырёх книгах. Книги третья и четвертая. Москва: Сов. Россия, 1987.

6. Горн В. О прозе Е. Гущина. Гущин Е.Г. Храм спасения. Вступительная статья В. Горна. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1986.

7. Горн В. Храм спасения - совесть. Алтайская правда. 1985; 20 октября.

8. Грунэ Т. Только свети, свети... Сибирские огни. 2007; 5: 187 - 189. Available at: http://magazines.russ.rU/sib/2007/5/gr18.html

9. Гущин Е.Г. Небесное созданье. Вступ. ст. В. Коржова. Барнаул: Барнаульское изд-во, 2007.

10. Гущин Е. Храм Спасения. Повести, рассказы. Послесловие В.Ф. Горна. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1986.

11. Шаляпина Л.В. Природа как категория нравственной основы человека в повести Е. Гущина «Храм спасения». Барнаул, 2005. References

1. Volkova N.A., Galkina O.A. Zhiznennyj i tvorcheskij put' E.G. Guschina. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017: 4 (65): 319 - 321.

2. Prokof'eva A.G. Kraevedenie kak osnovnoj i regional'nyj komponent literaturnogo obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1997. Available at: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-kraevedenie-kak-osnovnoy-regionalnyy-komponent-literaturnogo-obrazovaniya

3. Guschin E.G. Luna svetit, sova krichit: rasskazy. Barnaul: Alt. kn. izd-vo, 1974.

4. Rasputin V.G. Zhiviipomni: Povesti. Barnaul: Alt. kn. izd-vo, 1988.

5. Abramov F. Brat'ya isestry. Roman v chetyreh knigah. Knigi tret'ya i chetvertaya. Moskva: Sov. Rossiya, 1987.

6. Gorn V. O proze E. Guschina. Guschin E.G. Hram spaseniya. Vstupitel'naya stat'ya V. Gorna. Barnaul: Altajskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1986.

7. Gorn V. Hram spaseniya - sovest'. Altajskaya pravda. 1985; 20 oktyabrya.

8. Grun'e T. Tol'ko sveti, sveti... Sibirskie ogni. 2007; 5: 187 - 189. Available at: http://magazines.russ.ru/sib/2007/5/gr18.html

9. Guschin E.G. Nebesnoe sozdan'e. Vstup. st. V. Korzhova. Barnaul: Barnaul'skoe izd-vo, 2007.

10. Guschin E. Hram Spaseniya. Povesti, rasskazy. Posleslovie V.F. Gorna. Barnaul: Alt. kn. izd-vo, 1986.

11. Shalyapina L.V. Priroda kak kategoriya nravstvennoj osnovy cheloveka vpovestiE. Guschina «Hram spaseniya». Barnaul, 2005.

Статья поступила в редакцию 10.04.18

УДК 82.0

Gadzhiev M.A., senior lecturer, Department of Russian Literature, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

E-mail: musa.gadjiev@gmail.com

Gamzatova M.R., MA student, Philology Faculty, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

E-mail: Milana_gadzhieva_95@mail.ru

THE PROBLEM OF MAN AND ENVIRONMENT IN THE STORIES OF LYUDMILA PETRUSHEVSKAYA. The research examines a problem of the man and the environment and its solution in stories by Lyudmila Petrushevskaya. Describing the life and fate of contemporaries, raising the classical theme of the "little man", the author shows the modern realities of Russia, raises acute social problems of society, thereby creating his own particular artistic world. Analyzing the stories presented in the article, the researchers identify the specifics of the approach of Lyudmila Petrushevskaya as a follower of traditions of the natural school. The work identifies features of the genre in its performance, the originality of the style, the artistic means of depicting the person and his environment, and to understand the author's relationship with his characters. As a result of the analysis, we came to the conclusion that the problem of the man and the environment to some extent is raised in all works of the writer. L. Petrushevskaya always condemns the surrounding reality, focusing on the main thing - the man who, despite all the vicissitudes of fate, is worthy of love.

Key words: Lyudmila Petrushevskaya, man and environment, theme of "little man", artistic world, features of genre.

М.А. Гаджиев, доц. каф. русской литературы филологического факультета, Дагестанский государственный

университет, г. Махачкала, E-mail: musa.gadjiev@gmail.com

М.Р. Гамзатова, студентка 2 курса магистратуры филологического факультета, Дагестанский государственный

университет, г. Махачкала, E-mail: ilana_gadzhieva_95@mail.ru

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА И СРЕДЫ В РАССКАЗАХ ЛЮДМИЛЫ ПЕТРУШЕВСКОЙ

В данной статье рассматривается проблема человека и среды и её решение в рассказах Людмилы Петрушевской. Описывая жизнь и судьбы современников, поднимая классическую тему «маленького человека», автор показывает современные реалии России, поднимает острые социальные проблемы общества, создавая тем самым свой особенный художественный мир. Анализируя рассказы, представленные в статье, мы попытались выявить особенности подхода Людмилы Петрушевской как последователя традиций натуральной школы. Определить особенности жанра в её исполнении, оригинальность стиля, художественные средства изображения человека и окружающей его среды, а также понять отношения автора со своими героями. В результате анализа, мы пришли к выводу, что проблема человека и среды в той или иной мере ставится в любом произведении писательницы. Но Л. Петрушевская всегда осуждает окружающую действительность, заостряя внимание на главном - человеке, который, несмотря на все превратности судьбы, достоин любви.

Ключевые слова: Людмила Петрушевская, человек и среда, тема «маленького человека», художественный мир, особенности жанра.

Каждый рассказ автора является историей отдельного человека, что позволяет детально изобразить образ самого героя и среды, в которой он живет. Средой, чаще всего, выступает разноречивая толпа современного города, а главный герой - обыкновенный рядовой человек, неотделимая часть этой огромной толпы. Однако благодаря глубокому психологизму и интересу к современной жизни, она создает сложную картину взаимодействия личности с отношениями, сложившимися в обществе, что наталкивает на мысль: герой - абсолютный продукт среды.

Каждый из её героев хочет устроиться в этой жизни, пытается найти свое суверенное место в мире и делает это как умеет

[1]. И на первый взгляд их цели просты и вульгарны, но, между тем, понятны читателю. Любая, даже незамысловатая житейская история, заканчивается столкновением с законами современной жизни. Петрушевская выносит на наше обозрение, казалось бы, несущественные детали и ситуации из жизни персонажей, которые в её объективе становятся серьезными бытийными проблемами.

Исследователи отмечают, что судьба, проживаемая каждым из персонажей Петрушевской, всегда четко отнесена к определенному архетипу: сирота, безвинная жертва, суженый, суженая, убийца, разрушитель, проститутка (она же «простоволосая» и

«простушка»). Петрушевская, как правило, только успев представить персонажа, сразу же и навсегда задает архетип, к которому будет сведено все ее/его существование [2, с. 619].

В рассказе «Рассказчица» девушка Галя открывает одну из центральных тем в прозе Петрушевской - судьбу одинокой женщины.

Отличительную черту характера героини - чрезмерную болтливость, легкомысленность, автор демонстрирует нам с первых строк рассказа: «Её можно заставить рассказать о себе все что угодно, если только кто захочет этого. Она совершенно не дорожит тем, что другие скрывают, или, наоборот, рассказывают с горечью, с жалостью к себе, со сдержанной печалью» [3, с. 27]. Автор словно притормаживает ход жизни и вырывает кусок биографии героя в любом моменте. Так называемая «необычность зачина» является излюбленным художественным средством Петрушевской, которым она зачастую вводит в заблуждение и даже шокирует читателей. В «Рассказчице» мы далеко не сразу узнаем, что, казалось бы, беззаботная девушка Галя росла в непростых семейных отношениях, не была любимым ребенком и выросла несчастным человеком. Мы узнаем, что в конторе, где она работает, у нее совсем нет друзей, мама Гали умирает, она попадает под сокращение, а на её свадьбу никто не хочет приходить. Однако до самого финала читателю кажется, что никакие тяготы жизни не способны тронуть болтливую и радушную Галю. И только, «счастливый» свадебный финал демонстрирует обратное: «А Галя в своем длинном до пят платье, откинув фату и сняв перчатки, страшно плакала в этом мокром туалете при кафе» [3, с. 35].

Так, мы понимаем, что существует «затекстовая реальность», о которой Петрушевская не говорит ничего. Как не говорит и о причинах события, развернувшегося в финале рассказа, и о внутреннем состоянии героини, а только показывает среду, как первопричину. В этом и во многих других произведениях, автор задает себе и своему читателю вопросы: «почему и отчего?», она ищет первопричины характера и поведения человека в социальной среде, в семейном воспитании и т. п., выявляет связь прошлого и настоящего.

Характерный стиль рассказов Л. Петрушевской - разговорная речь, а авторская точка зрения почти никогда не выражена очевидно. На основе этих характеристик писательницу часто сравнивают с А.П. Чеховым. Герои их рассказов одинаково страдают, испытывают трудности от бытовых неурядиц. Но если чеховские персонажи пытаются что-то изменить в своей жизни, то персонажи Л. Петрушевской, как правило, уходят в «футляр», которым является среда и от которой никуда не деться. Именно такую модель поведения демонстрирует героиня рассказа «Цикл». Действие рассказа происходит в рамках квартиры и заканчивается фразой: «Цикл одного вечера завершился» [3, с. 54]. Словом «цикл», на наш взгляд, дается оценка жизни героинь рассказа, как совокупность взаимосвязанных событий и явлений, где один «пустой вечер» похож на другой, и так по кругу. И никакого протеста, никаких реальных значимых попыток что-то изменить в этом цикле.

Герои Л. Петрушевской любят придумывать для себя какую-то другую жизнь. Постепенно она становится для многих из них единственно истинной реальностью, способом ухода из

Библиографический список

враждебного мира, где они одиноки. В рассказах писательницы можно встретить различные варианты такого «ухода». Так, в рассказе «Страна», главная героиня рассказа, брошенная мужем женщина с ребёнком. На её долю выпали все тяготы жизни, а единственные способы забыться - алкоголь и сон. Не зря в рассказе автор символично называет спиртное «лекарством». А сон, в который каждый вечер погружаются мать и дочь в надежде попасть в ту самую страну грез, где жизнь не похожа на ту, которую проживают они. «И никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери». Завершая рассказ, Петрушевская не дает никаких надежд на то, что судьба этой маленькой семьи измениться в лучшую сторону. Напротив, она безжалостно, но справедливо говорит о том, что им «нужно было бы никогда не просыпаться».

В своем творчестве Петрушевская нередко разоблачает миф о человеке как о творце своего счастья, показывая, как много в жизни людей меняет и организует среда. «Писатели показывали, что советский человек целиком зависит от бытовой среды, он - песчинка, брошенная в водоворот истории» [3, с. 113]. Рассказы Л. Петрушевской подтверждают эту теорию. Одной из серьезных проблем, затронутых автором, является проституция. Показывая, к какой жизни приводит жестокая действительность, мы догадываемся, что писательница хочет оправдать несчастных женщин, но не оставляет никаких надежд на то, что их судьбу возможно изменить. К примеру, мы до самого конца так и не узнаем, что случилось в судьбе Раисы, главной героини рассказа «Такая девочка». Оставляя невидимой «затекстовую реальность», автор не выворачивает наизнанку всю жизнь и судьбу своей героини, у читателя остается масса вопросов и непреодолимое чувство жалости. Что случилось в судьбе героини? Что послужило причиной её психического состояния? Петрушевская не отвечает на вопросы, не судит и не выводит мораль: она только по-своему глубоко и психологично показывает нам судьбу маленького человека в жестокой среде.

Рассказывая различные истории самых обыкновенных людей из современной нам реальности, открывая для нас этот «изнаночный мир», со всеми его недостатками и законами, Л. Пе-трушевская решает основную творческую задачу: писательница прослеживает, как происходит деформация личности под влиянием среды, пытается раскрыть внутренний мир современного человека, показав его в исключительно сложных жизненных обстоятельствах; она видит его в самом разном обличье - от привычного до невероятного [4 - 6].

И, несмотря на многочисленные споры исследователей об отношении писательницы к собственным персонажам, мы убеждены, что такое пристальное внимание к судьбе «маленького человека» вызвано исключительной любовью. Любовь к своим героям (одиноким женщинам, детям, проституткам, злым, добрым и всяким другим) передается читателям, хотя автор всегда избегает оценки. И эти «всякие-другие» получают у писательницы право на поэтичность, несмотря на всю прозаичность среды. Среда в её произведениях - фон, который может быть описан краткими, мимолетными фразами. Но человек - никогда. Она всегда говорит о нём с необыкновенной детальностью, глубиной, психологизмом. Она познает его, следовательно, признает.

1. Бавин С. Обыкновенные истории. Москва, 1995.

2. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература. 1950 - 1990-е годы: учебное пособие. Москва, 2003 Т. 2.

3. Петрушевская Л. Бессмертная любовь: сборник рассказов. Москва, 1988.

4. Маркова Т. Поэтика повествования Л. Петрушевской. Русская речь. 2004; 2.

5. Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х - начала 90-х гг. Минск. 1998.

6. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: учебное пособие. Москва, 1999.

References

1. Bavin S. Obyknovennye istorii. Moskva, 1995.

2. Lejderman N., Lipoveckij M. Sovremennaya russkaya literatura. 1950 - 1990-e gody: uchebnoe posobie. Moskva, 2003 T. 2.

3. Petrushevskaya L. Bessmertnaya lyubov': sbornik rasskazov. Moskva, 1988.

4. Markova T. Po'etika povestvovaniya L. Petrushevskoj. Russkaya rech'. 2004; 2.

5. Nefagina G.L. Russkaya proza vtorojpoloviny 80-h - nachala 90-h gg. Minsk. 1998.

6. Skoropanova I.S. Russkaya postmodernistskaya literatura: uchebnoe posobie. Moskva, 1999.

Статья поступила в редакцию 07.04.18

УДК 1751

Gaputina V.A., postgraduate, State Institute of Russian Language n.a. A.S. Pushkin

(Moscow, Russia), E-mail: gaputina@rambler.ru

DISCOURSE OF FASHION IN INSTAGRAM SOCIAL NETWORK. The article makes an attempt to understand the Russian-language discourse of fashion on the material of Instagram social network, which was not previously involved in the analysis of this type of discourse. Currently, the social network is a large-scale platform for broadcasting and discussing all socially significant events, including in the fashion world, which determines the need to study the network discourse of fashion as a significant fragment of linguistic reality. The article focuses on the specifics of the structurally-substantial organization of the network discourse of fashion, its linguistic and non-linguistic constituent elements, the system of its participants and the peculiarities of their intentionally conditioned speech behavior in virtual space. The author comes to the conclusion that the specificity of the discourse of fashion, actualized in Instagram, is that it combines elements of professional and interpersonal communication, factual information and methods of speech influence on the addressee. Presentation of fashion trends is carried out through the prism of individual and personal perception of the addressees of the network discourse of fashion, which allows to declare their "I" and increase their authority in the eyes of the addressees.

Key words: Instagram social network, discourse of fashion, media discourse of fashion.

В.А. Гапутина, соискатель (аспирант) Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва,

E-mail: gaputina@rambler.ru

ДИСКУРС МОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM

В данной статье предпринимается попытка осмысления русскоязычного дискурса моды на материале социальной сети Instagram, ранее не привлекаемого для анализа данного типа дискурса. В настоящее время социальная сеть является масштабной площадкой для трансляции и обсуждения всех общественно значимых событий, в том числе и в мире моды, что определяет необходимость изучения сетевого дискурса моды как значимого фрагмента языковой действительности. Основное внимание в статье уделяется особенностям структурно-содержательной организации сетевого дискурса моды, его языковым и неязыковым конститутивным элементам, системе его участников и особенностям их интенционально обусловленного речевого поведения в виртуальном пространстве. Автор статьи приходит к выводу, что специфика дискурса моды, актуализируемого в социальной сети Instagram, состоит в том, что в нем комбинируются элементы профессиональной и межличностной коммуникации, фактической информации и приемов речевого воздействия на адресата. Преподнесение модных тенденций адресантами осуществляется сквозь призму их индивидуально-личностного восприятия, позволяя заявить о своем «я» и повысить авторитет в глазах адресатов.

Ключевые слова: социальная сеть Instagram, дискурс моды, медиадискурс моды.

В XXI веке люди практически не мыслят своего существования без доступа в Интернет. Сегодня едва ли найдется человек, который бы не обращался к поисковым системам Google и Яндекс, не использовал бы мессенджеры Viber и Whatsapp и не имел виртуального почтового ящика. Безграничные возможности Всемирной Паутины превратили киберпространство в масштабную коммуникативную сеть, в деятельность которой вовлечен весь мир.

Наиболее значимый фрагмент виртуальной реальности -социальные сети, такие как Facebook, Twitter, Вконтакте, Одноклассники и др., предлагающие «технологическую платформу для новостной коммуникации (СМИ), блогов, чатов, комментариев, для участия в онлайн-играх и опросах...» и удовлетворяющие современные ценностно-маркированные индивидом потребности [1, с. 84].

Одним из самых популярных коммуникативных сообществ на сегодняшний день является социальная фотосеть Instagram. За весь период существования приложения общественным достоянием стало более 40 миллиардов фото. В России приложением пользуется каждый десятый - то есть, около 10% населения. Это порядка 14,5 миллионов людей (по некоторым данным более 20 миллионов) [2].

Изначально предназначенная для публикации фотографий и видео и обмена ими с другими пользователями социальная сеть почти сразу превратилась в масштабную площадку и для вербальной коммуникации и публичной деятельности, манифестации и обсуждения самых сенсационных общественно значимых событий, в том числе и в мире моды. Скорость распространения информации о моде, возможность свободного тиражирования мнений о модных объектах обусловили и продолжают обусловливать особую привлекательность данной сети для пользователей, принадлежащих модному сообществу и заинтересованных в продвижении модных новаций: удачная фотография в Instagram и креативная подпись под ней «может за день превратить предмет гардероба или аксессуар в социально-сетевой вирус» [3], одновременно обеспечив популярность и высокий рейтинг их транслятору.

Поэтому осмысление современного дискурса моды как значимого языкового фрагмента действительности, на наш взгляд, представляется невозможным без анализа особенностей его широкомасштабной репрезентации в Instagram.

Для современной российской лингвистики дискурс моды -относительно новый объект, однако появившийся в последние годы ряд работ, посвященных исследованию дискурса моды, свидетельствует о повышенном научном интересе к нему [4; 5; 6; 7; 8]. Основное внимание уделяется изучению различных аспектов и уровней функционирования языка моды в отечественных и зарубежных глянцевых журналах [5; 6; 7; 8]. Также исследователи привлекают для анализа каталоги моды [4], телевизионные программы о моде [6], специализированные Интернет-сайты о моде [8], научно-популярную [7], публицистическую [7] и художественную [6; 7] литературу. Социальная сети ^адгат ранее не привлекалась в качестве материала для анализа дискурса моды, что определяет научную новизну настоящей статьи.

Под дискурсом моды нами понимается совокупность коммуникативных событий, объединенных тематикой моды, функционирующих в пространстве массмедиа, в их взаимосвязи с внеязыковой действительностью. Встраиваясь в контекст современных медиа, дискурс моды наследует все их отличительные черты, в результате чего формируется новое «гибридное» коммуникативное пространство, которому мы присвоим статус «медиадискурса моды».

Актуализация данного дискурса в пространстве виртуальной сети ^адгат осуществляется за счет периодической публикации постов - фотографий модных вещей (рис.1) или образов владельцев аккаунтов (рис.2), которые сопровождаются текстами, информирующими о положении дел в индустрии моды. Структура постов и их тематическая разбивка подобна рубрикации статей в глянцевых журналах, только без использования заголовков. Вместо них авторы постов используют хэштеги - это гиперссылки, регламентирующие тему размещаемого поста и позволяющие пользователям найти посты на интересующую их тематику, например: #образыизпримерочных от solovi; #мода-безкупюр.; #ЛуковыйВопрос. #streetstyle. В некоторых случаях можно встретить и указание на тему поста, данное на фотографии с изображением какой-либо вещи или образа (рис.1).

Таким образом, медиадискурс моды представляет собой актуализированный креолизованный текст, организованный комбинацией естественного языка с визуальными элементами. При этом вербальные и невербальные элементы образуют одно визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое, направленное на комплексное воздействие на адресата [9, с. 8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.