Научная статья на тему 'Проблема борьбы с коррупцией - ключевое направление обеспечения экономической безопасности страны в условиях нестабильности экономики'

Проблема борьбы с коррупцией - ключевое направление обеспечения экономической безопасности страны в условиях нестабильности экономики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
708
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ УГРОЗА / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / НЕФОРМАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION / ECONOMIC SECURITY / CORRUPTION AS A NATIONAL THREAT / ANTI-BRIBERY AND CORRUPTION / INFORMAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Купрещенко Николай Пиманович, Филатова Ирина Викторовна

Авторы обращают внимание, что коррупция в условиях экономической нестабильности, становится самым серьезным вызовом современности, а также реальной угрозой, которая разрушает национальную и экономическую безопасность России. В статье раскрываются факторы, способствующие развитию коррупции в современной России, а также анализируются и обосновываются меры в сфере ее противодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the fight against corruption is a key area of economic security of the country in conditions of instability of Economics

Annоtаtiоn. The authors of the article pay attention that corruption in conditions of economic instability, it becomes the most serious challenge of our time, but also a real threat that destroys national and economic security of Russia. The article describes the factors contributing to the development of corruption in modern Russia, as well as analyses and substantiated measures in the sphere of counteraction.

Текст научной работы на тему «Проблема борьбы с коррупцией - ключевое направление обеспечения экономической безопасности страны в условиях нестабильности экономики»

УДК 338.14 ББК 65.05

ПРОБЛЕМА БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ — КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ЭКОНОМИКИ

НИКОЛАЙ ПИМАНОВИЧ КУПРЕЩЕНКО,

профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

доктор экономических наук, профессор E-mail: kuper52@mail.ru; ИРИНА ВИКТОРОВНА ФИЛАТОВА,

кафедра экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат экономических наук

E-mail: irina.filatova-i@yandex.ru Научная специальность 08.00.01 — экономическая теория

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Авторы обращают внимание, что коррупция в условиях экономической нестабильности, становится самым серьезным вызовом современности, а также реальной угрозой, которая разрушает национальную и экономическую безопасность России. В статье раскрываются факторы, способствующие развитию коррупции в современной России, а также анализируются и обосновываются меры в сфере ее противодействия.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, экономическая безопасность, коррупция как национальная угроза, антикоррупционная деятельность, теневая экономика, неформальная экономика.

Annоtаtiоn. The authors of the article pay attention that corruption in conditions of economic instability, it becomes the most serious challenge of our time, but also a real threat that destroys national and economic security of Russia. The article describes the factors contributing to the development of corruption in modern Russia, as well as analyses and substantiated measures in the sphere of counteraction.

Keywords: corruption, anti-corruption, economic security, corruption as a national threat, anti-bribery and corruption, informal economy, informal economy.

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и Правительством Российской Федерации в современных условиях проблема борьбы с коррупцией особо выделена в комплексе ключевых вопросов обеспечения экономической безопасности страны1.

Коррупция, будучи видом преступности, имеет тесное переплетение с другими видами антиобщественных проявлений, в том числе, с такими из них как: организованная преступность, теневая экономика, терроризм. Коррупция «питает» их и, одновременно, сама «питается» от них.

Данные обстоятельства обуславливают необходимость рассмотрения этого явления не столько в ее совокупности, в качестве отдельных фактов, которые оказывают воздействие на принятие управлен-

ческих решений при помощи подкупа чиновников, сколько в формате складывающейся и развивающейся системы. В настоящее время, она, становится самым серьезным вызовом современности, а также реальной угрозой, которая разрушает национальную и экономическую безопасность России.

Уже сегодня коррупция серьезно влияет на снижение темпов экономического роста, а также потенциала институтов гражданского общества, нарушение прав человека и порождает другие негативные воздействия, оказывающие давление на правовую систему государства2.

Российская Федерация располагает гигантскими ресурсами и становится тем «магнитом», который оказывает свое притягивающее действие по

отношению к различным силам как внутри страны, так и за ее пределами.

Для достижения преступных целей могут использоваться имеющиеся в их распоряжении средства, включая непосредственные воздействия через органы власти и на уровне дипломатии, специальных служб, преступных сообществ, террористических организации, банковских структур, некоммерческих и неправительственных организаций, субъектов теневой экономики, криминалитета и т.д.

Оценки специалистов показывают, что коррупция в России в годовом выражении, составляет примерно 1/3 от консолидированного бюджета страны3. Эпидемией взяточничества «охвачены» значительная часть бизнесменов, поскольку бизнес без взяток в Российской Федерации, по их мнению, не имеет никаких перспектив развития.

Проблема коррупции особенно актуальна не только в России, но и для всего мира, ведь на взятки уходит около 2% от мирового ВВП4. Остроту вопроса подтверждает и второе место коррупции в рейтинге общероссийских проблем, уступившей первую позицию лишь экономическому кризису, который объективно беспокоит большую часть всех россиян.

Поэтому коррупция в Российской Федерации с ее масштабами и социально-экономическими последствиями, будучи системой отношений, основанных на противоправной деятельности представителей органов государственной власти, становится системным и трудно преодолимым препятствием на пути дальнейшего социально-экономического развития страны и противодействия кризисным явлениям настоящего времени.

Результатом осуществления социально-экономических преобразований за прошедшие годы стал переход общества и общественных отношений в качественно иное состояние, которое можно характеризовать, в частности, плотным «сращиванием» властных органов с бизнес-структурами и криминалитетом. Поэтому данное обстоятельство диктует необходимость пересмотра функций и задач органов правоохранения, органов обеспечения национальной безопасности, а также сил, задействованных в обеспечении правопорядка и экономической безопасности.

Трансформация российского общества в современное состояние связано с появлением новых вызовов и угроз национальной безопасности в со-

вокупности и важнейшими составляющими ее экономической и общественной безопасности. Причем появление этих угроз усиливается серьезным отставанием и недостаточным развитием законодательной основы российского государства.

Это отставание и недоработка вызывает такие основные факторы, оказывающие влияние на экономическую систему, как:

• ускоренное развитие капитализации экономических отношений в российском обществе;

• ускоренное, буквально «бурное» становление и развитие отношений рынка;

• включение Российской Федерации в отношения глобальной экономики;

• развитие мирового процесса глобализации;

• развитие глобализации и транснационализации преступных сообществ, действующих в жизненно важных сферах отношений общества;

• становление и дальнейшее развитие международного терроризма.

Коррупция может стать своеобразным индикатором, характеризующим состояние безопасности общества. Так масштабы коррупции дают свидетельство о том, что теневая экономика в нашей стране превышает уровень тех оценок, которые сейчас колеблются вокруг уровня в 40—45% от уровня совокупного ВВП5. Поэтому, оценивая ее соизмеримость с национальным бюджетом, мы можем оценить общий объем финансовых средств, которые используются для взяток и подкупа государственных и иных должностных лиц в объеме, даже совокупно превышающем общие объемы легальной экономики.

И это, несомненно, является явной угрозой экономической безопасности страны.

Множество случаев проявления коррупции вытекают из сущности бизнеса, сложившегося в России, а также из коррупционных отношений, которые имеют место между властью и бизнесом.

Стимулируют коррупцию и несовершенные нормативные правовые акты, которые регламентируют отношения предпринимателей на рынках, в особенности, на внешнем рынке, а также социальная среда, в которой существуют представители бизнеса и власти.

При этом уверенно можно говорить и о том, что основой «пусковых механизмов» становления и развития коррупции являются экономические отноше-

ния и экономика страны в целом, а экономические преступления являются ее главным фундаментом. «Питательная» среда коррупции формируется свободными, неучтенными, в том числе приобретенными незаконным путем деньг, которые образуются как результат преступлений в сфере экономики.

Данное положение предполагает, что эффективное противодействие коррупции основывается на мероприятиях, которые подорвут экономическую основу этого явления, а также объемы наличного оборота денег в хозяйственной деятельности до уровня контролируемого минимума. Однако сегодня мы можем говорить, что экономические основы коррупции, организованной преступности и террористических действий составляют обособленный сектор экономики.

Для выработки эффективных механизмов противодействия коррупции важно также осмыслить не только ее сущностные характеристики и масштабы, но и определить ее структуру.

Отметим, что коррупцией используются разные механизмы, в том числе:

• социально-политические, такие как давление, уступки, «манипулирование» человеческими слабостями и честолюбием;

• социально-экономические, такие как взятка, подкуп, материальная выгода и др.;

• механизм шантажа и угроз;

• механизм шпионажа, а также иной противоправной деятельности, представляющих в совокупности сложнейшую экономически-криминальную систему.

Взяточники и мошенники, конечно, не исчезнут совсем, но снизить их количество до международных верхних предельных значений вполне реально для России. Если к этому не стремиться в создавшихся условиях, инновации, высокие технологии и предприимчивость так и будут гаснуть, подавляемые криминалом. Уже сегодня коррупция серьезно влияет на снижение темпов экономического роста, потенциала институтов гражданского общества и нарушение прав человека.

Индекс восприятия коррупции «Transparency International» в рейтинге за 2015 год показывает, что Россия занимает 119-е место из 167 возможных, деля его с Азербайджаном, Республикой Гайана и африканским государством Сьерра-Леоне. По итогам 2014 года балл у России был ниже — 27. А ме-

сто и вовсе 136-е. В 2013 году балл составлял 28, такой же был в 2012 году6.

За последние годы в Российской Федерации в сфере противодействия коррупции сделано достаточно много.

Сложившееся антикоррупционное законодательство и практика его применения отвечают мировым стандартам. Принято немало действенных антикоррупционных мер, внедрены механизмы, которые помогают выявить коррупционные схемы на любом уровне.

Только за 9 месяцев 2015 года по уголовным делам о коррупции осуждено свыше 8 800 человек. Почти 11 тысяч должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение

__7

антикоррупционных стандартов'.

Сегодня важно двигаться дальше, прежде всего, решать задачи, поставленные Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию в 2015 году8. В частности, на их реализацию направлен и Указ, подписанный в конце этого же года9. Этот правовой документ установил механизмы раскрытия информации о личной заинтересованности служащего, привлечения к ответственности нарушителей вплоть до увольнения в связи с утратой доверия.

Среди приоритетных направлений — повышение эффективности правоприменения в антикоррупционной сфере. Необходимо совершенствовать работу структур, которые контролируют расходование бюджетных средств. Важно уже на ранних этапах выявлять личную заинтересованность тех, кто недобросовестно распоряжается бюджетными средствами, вскрывать факты использования подставных или аффилированных организаций, исключить конфликт интересов.

Анализ антикоррупционной работы, проводимой на федеральном уровне, показывает, что по-прежнему без должного внимания остается такое направление как «коррупция на местах», так называемая бытовая коррупция.

У сегодняшней молодежи, выросшей в 90-е годы, полностью коррупционное сознание. В их понимании коррупция не является чем-то ужасным. Нынешняя молодежь считает, что с помощью взятки можно решить практически любой вопрос от поступления в престижный ВУЗ до приема на хорошую работу.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Нужно совершенствовать и такой антикоррупционный механизм, как изъятие и обращение в доход государства имущества, которое приобретено на незаконные или сомнительные деньги. В том числе с учетом международно-правовых норм следует возвращать активы, нелегально или незаконно выведенные в другие юрисдикции.

Важный вопрос — компенсация ущерба, причиненного коррупционерами. По статистике, из 15,5 миллиарда рублей, подлежащих взысканию по делам о коррупции, в 2015 году удалось вернуть только 588 миллионов рублей10.

Нужно пресекать попытки дачи взяток от имени коммерческих структур российским и иностранным чиновникам, которые предпринимаются на территории иностранных государств. И, в этой связи, необходимо совершенствовать взаимодействие России с партнерами за границей.

И, наконец, ключевой задачей остается формирование в обществе антикоррупционного правосознания граждан, поскольку снижение уровня подверженности коррупции определяется не только внешними, но и внутренними барьерами.

Представляется, что в первую очередь, следует обратить внимание на выявление последствий

коррупции и распространение полученных данных в доступной форме, а также информирование о позитивном опыте антикоррупционного поведения и активного противодействия коррупции, выработку нетерпимого отношения к проблеме. Эффективная борьба с коррупцией невозможна без гражданского общества. Поэтому задача органов власти всех уровней не просто прислушиваться к информации небезразличных граждан, но и активно привлекать к антикоррупционным действиям патриотично и конструктивно настроенных активистов.

1 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Опубликовано: 31 декабря 2015 г. на Интернет-портале «Российской Газеты»// http://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html

2 См.: Там же.

3 См.: http://riafan.ru/522013-lagard-ocenila-dolyu-korrupcii-v-mirovoi-ekonomike

4 См.: Там же.

5 Интервью А. Силуанова радиостанции «Эхо Москвы». - Режим доступа:http://top.rbc.ru

6 http://www.amic.ru/news/320452/

7 http://viperson.ru/articles/perspektivy-borby-s-korruptsiey-v-rossii

8 http://2016-god.com/poslanie-prezidenta-federalnomu-sobraniyu-na-2016-god/

9 Указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016— 2017 годы» // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71264578/#ixzz4AisfF68n

10 http://2016-god.com/poslanie-prezidenta-federalnomu-sobraniyu-na-2016-god/

УДК 33 ББК 65

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УЧЕТНО-КОНТРОЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ ПО

НАЛОГОВЫМ СПОРАМ

ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА ПОНЬКИНА,

адъюнкт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: Savelieva. en@yandex. ru Научная специальность 08.00.12 — бухгалтерский учет, статистика

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. На основе ранее проведенных исследований, в ходе которых была выявлена недостаточная теоретическая разработанность и отсутствие практических рекомендаций в области развития внутренней учетно-контрольной системы экономического субъекта, необходимой для формирования доказательной базы по налоговым спорам, разрешение которых осуществляется в рамках процедуры досудебного урегулирования, было разработано учетно-контрольное обеспечение, дана оценка основным его элементам и обусловлена значимость применения учетно-контрольной системы для фомирования доказательной базы по налоговым спорам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.