Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ВЫБОРОВ В ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ'

ПРОБЛЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ВЫБОРОВ В ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
9
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ / БЕЗОПАСНОСТЬ ВЫБОРОВ / ВМЕШАТЕЛЬСТВО ВО ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шариков Павел Александрович

Статья посвящена изучению подходов Евросоюза к обеспечению безопасности выборов в Европейский парламент (ЕП). Данная тема актуальна в контексте широко обсуждаемой в странах Запада проблемы иностранного вмешательства во внутриполитические процессы, особенно после скандалов вокруг президентских выборов в США в 2016 г. В Евросоюзе вопросы безопасности выборов приобрели актуальность в контексте голосования в 2019 г. в связи с рядом внешних и внутренних факторов: во-первых, увеличивающейся ролью и значением ЕП в системе институтов ЕС, во-вторых, повышением политической активности в Европе, обусловленным омоложением электората, в-третьих, широким применением информационных технологий в политических процессах. В статье выявлены подходы ЕС к восприятию угроз выборам, а также изучены принятые меры для обеспечения безопасности выборов в Европарламент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECURITY OF ELECTIONS IN EUROPEAN PARLIAMENT

The article explores the European Union approaches to the problem of election security in the context of European Parliament elections. The topic is specifically relevant because in recent years Western democracies have made a lot of effort to counter foreign interferences, especially following turbulence around US presidential elections in 2016. In the European Union this topic was put on the top of the agenda in 2019 election cycle due to a number of external and internal factors and its importance is growing due to a number of reasons. The first reason is the growing role and status of EP among other European Union institutions. European Parliament is one of the key EU legislative bodies, and the only one elected directly by the citizens. The second reason is the rise of political activity in Europe, mostly because of younger generation and the use of information technologies in political processes. The turnout numbers during the recent elections in 2014 and 2019 demonstrate that this trend is most likely dominate in the 2024 elections as well. The third reason is the rise of European Union as an international relations actor. The EU becomes a stronger partner in relations with United States, and engages more in international affairs. The article aims to explain the threat perception in the European Union and investigate the measures taken in the EU against foreign interference in the elections to the European Parliament. Unfortunately, Russia is indicated as one of the most common sources of election security threats, and thus brings additional tensions to relations between Russia and European Union.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ВЫБОРОВ В ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ»

Современная Европа, 2022, № 6, с. 156-166

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

УДК 324

ПРОБЛЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ВЫБОРОВ В ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ

© 2022 ШАРИКОВ Павел Александрович*

Кандидат политических наук Ведущий научный" сотрудник, Отдел европейской"интеграции, Институт Европы РАН 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3 *E-mail: pasha.sharikov@gmail.com

Поступила в редакцию 12.07.2022

После доработки 28.08.2022 Принята к публикации 09.09.2022

Аннотация. Статья посвящена изучению подходов Евросоюза к обеспечению безопасности выборов в Европейский парламент (ЕП). Данная тема актуальна в контексте широко обсуждаемой в странах Запада проблемы иностранного вмешательства во внутриполитические процессы, особенно после скандалов вокруг президентских выборов в США в 2016 г. В Евросоюзе вопросы безопасности выборов приобрели актуальность в контексте голосования в 2019 г. в связи с рядом внешних и внутренних факторов: во-первых, увеличивающейся ролью и значением ЕП в системе институтов ЕС, во-вторых, повышением политической активности в Европе, обусловленным омоложением электората, в-третьих, широким применением информационных технологий в политических процессах. В статье выявлены подходы ЕС к восприятию угроз выборам, а также изучены принятые меры для обеспечения безопасности выборов в Европарламент.

Ключевые слова: выборы, Европейский парламент, безопасность выборов, вмешательство во внутриполитические процессы,

DOI: 10.31857/S0201708322060110

EDN: ktxejz

Значительное влияние на выборы в странах Запада оказывает широкое применение информационных политических технологий. В результате повышается политическая активность граждан, особенно молодёжи, заметные изменения происходят в формах и методах ведения политической конкуренции. Проблематика безопасно-

сти выборов связана с противодействием факторам, нарушающим честную политическую конкуренцию и искажающим информационную картину общественно-политических процессов. Заметное влияние на восприятие угроз в европейских странах оказали Соединённые Штаты, где президентские выборы 2016 г. прошли в условиях беспрецедентной политической турбулентности. США являются пионером в области массового применения информационных технологий в политических процессах. Кроме того, они предоставляют технологическую инфраструктуру для информационного сопровождения, так как Европа активно использует такие глобальные американские сервисы, как Google, Youtube, Facebook1, Twitter, и не имеет собственных аналогов.

Современные технологии политического маркетинга обеспечивают возможность вести агитационную кампанию с учётом интересов почти каждого избирателя. Интернет, социальные сети, охватывающие абсолютное большинство жителей стран Запада, стали, возможно, самым эффективным политическим инструментом. Значительную долю аудитории социальных сетей и пользователей Интернета составляют молодые люди. На выборах в ЕП 2019 г. явка возросла на 8 пунктов по сравнению с выборами предыдущего 2014 г. и составила более 50%2. Н.Ю. Кавешников отмечает, что важным фактором увеличения явки в 2019 г., отличающим эти выборы от предыдущих, стало то, что «предвыборная дискуссия концентрировалась не на национальной, а на общеевропейской повестке дня» [Кавешников, 2020]. Возможно, изменение повестки дня станет тенденцией и окажет влияние на следующие выборы в 2024 г. Прирост явки также произошёл за счёт молодых избирателей, многие из которых впервые принимали участие в выборах [Schulte-Cloos, 2019]. Активное участие молодёжи может оказать влияние на высокую явку на будущих голосованиях в Европарламент.

После выборов в ЕП в 2019 г. наметилась тенденция к институционализации мер противодействия иностранному вмешательству во внутриполитические дела. Согласно сообщениям прессы и официальным заявлениям, угрозе вмешательства в ходе выборов в национальные органы власти были подвержены практически все государства Европы [Cerulus, 2019].

Проблематика роли Европарламента в структуре институтов ЕС и выборов в ЕП широко освещена в работах отечественных европеистов [Потёмкина, 2018; Кавешников, 2020; Стрежнева, Моисеева, 2019; Швейцер, 2019; Гуселетов, 2019; Бабыниной Бабынина, 2019]. Тема безопасности выборов косвенно затрагивалась в отечественной литературе, чаще всего в контексте исследований гибридных войн и применения новых технологий в международных конфликтах [Базаркина, 2021], а в публикациях американских и европейских исследователей [Brattberg, Maurer, 2018].

1 С 4 марта 2022 г. социальная сеть Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) заблокирована Роскомнадзором на территории РФ.

2 Final turnout data for 2019 European elections announced. European Parliament news. 29.10.2019. URL: https://www.europarl.europa.eu/news/en/press-room/20191029IPR65301/final-turnout-data-for-2019-european-elections-announced (дата обращения: 15.06.2022)

В американских общественных и политических кругах проблематика безопасности выборов связана с угрозой вмешательства из России. Для противодействия этой угрозе в США после 2016 г. были приняты масштабные административные, организационные и законодательные меры. Американские и европейские эксперты Фонда Карнеги за международный мир утверждают, что американский опыт противодействия оказал заметное влияние на развернувшиеся в ЕС дискуссии [Brattberg, Maurer, 2018].

Научная новизна статьи заключается в том, что она посвящена мерам, принятым в ЕС для противодействия угрозе иностранного вмешательства на выборах в Европарла-мент. Автор предпринял попытку систематизации и объяснения логики предпринимаемых в ЕС мер против этой угрозы.

Эволюция восприятия угрозы вмешательства

В марте 2015 г. Европейский совет отметил необходимость противодействия информационной кампании России в контексте конфликта на востоке Украины. Европейский совет «призвал Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности в сотрудничестве с представителями государств-членов и институтами ЕС подготовить к июню того же года план действий в области стратегической коммуникации. Первым шагом в этом направлении должно было стать учреждение рабочей группы»1. Деятельность рабочей группы заключалась в создании базы данных опровержений фактов, распространяемых в информационном пространстве, и в публикации аналитических материалов. Европейская внешнеполитическая служба определила три ключевых направления деятельности рабочей группы: во-первых, повысить эффективность коммуникации внутри ЕС и с партнёрами, в первую очередь, в рамках программы «Восточное партнёрство», во-вторых, обеспечить поддержку свободным и независимым СМИ и, в-третьих, повысить информированность общества по проблеме дезинформации. Восточная рабочая группа по стратегическим коммуникациям начала свою деятельность 1 сентября 2015 г.2

Декларируемые ЕС и США суть проблемы иностранного вмешательства и география угроз в целом совпадают. Основными источниками угрозы считаются Россия и Китай, которые, по мнению руководства ЕС, ведут агрессивную информационную кампанию, в результате которой европейские избиратели получают искажённую информацию о внутренней политике в Европе. Для противодействия этим угрозам в декабре 2018 г. Европейской внешнеполитической службой был разработан План действий против дезинформации. В нём отмечалось, что намеренное распространение ложной информации представляет особую угрозу пред-

1 European Council Conclusions on external relations (19 March 2015). European Council press release. 19.03.2015. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2015/03/19/conclusions-russia-ukraine-european-council-march-2015/ (дата обращения: 15.06.2022)

2 "To challenge Russia's ongoing disinformation campaigns": the story of EUvsDiSiNFO. 22.04.2020. URL: https://euvsdisinfo.eu/to-challenge-russias-ongoing-disinformation-campaigns-the-story-of-euvsdisinfo/ (дата обращения: 15.06.2022)

стоящим выборам в Европарламент в 2019 г. а также для более 50 президентских, региональных, локальных и прочих выборов в ближайшие годы. Меры противодействия включали 4 основных направления: «развитие инструментов определения, анализа и разоблачения дезинформации; координация и сотрудничество в противодействии дезинформации; мобилизация частного сектора и повышение осведомлённости и стрессоустойчивости общества»1.

В исследовании, проведённом по итогам голосования 2019 г., эксперты пришли к выводу, что Россия вмешивалась в выборы в Европарламент, однако иностранное вмешательство не оказало существенного влияния на результат2. Этот тезис подтверждается другим исследованием, в котором авторы изучили агитационный контент, распространяемый в социальной сети Twitter. Они пришли к выводу, что значительная часть публикаций принадлежала традиционным политическим акторам, в то время как подозрительного контента было заметно меньше [Marchal et al., 2021].

Американские ИТ-компании, предоставляющие услуги поиска в интернете, платформы социальных сетей и социальных медиа не имеют конкурентов на европейском рынке. При этом они играют решающую роль в обеспечении информационной деятельности в европейской политике. По мере роста популярности сетевых СМИ на американских интернет-платформах европейские избиратели продолжают получать информацию из традиционных европейских СМИ, где влияние США ощущается в меньшей степени. Американские компании выступили с добровольной инициативой принятия Свода правил в области информационной политики с учётом особенностей национальных законодательств и общеевропейских правил, Общего регламента о защите данных (General Data Protection Regulation, GDPR). Свод правил в основном регулировал публикацию политических материалов, рекламы и предвыборной агитации3.

Анализ результатов выборов 2019 г. показал, что принятые меры недостаточны, поэтому в 2020 г. был учреждён Специальный комитет по иностранному вмешательству во все демократические процессы в Евросоюзе, включая дезинформацию (Special committee on foreign interference in all democratic processes in the European Union, including disinformation, INGE)4. Его функции ограничивались аналитикой инциден-

1 Action Plan against Disinformation. Joint Communication to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. 05.12.2018. URL: https://www.eeas.europa.eu/sites/default/files/action_plan_against_disinformation.pdf (дата обращения: 15.06.2022)

2 Institutions and foreign interferences. Study Requested by the AFCO committee. June 2020. URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2020/655290/IPOL_STU(2020)65 5290_EN.pdf (дата обращения: 15.06.2022)

3 Code of Practice on Disinformation. 26.09.2018. URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/news/code-practice-disinformation (дата обращения: 15.06.2022)

4 Setting up a special committee on foreign interference in all democratic processes in the European Union, including disinformation, and defining its responsibilities, numerical strength and term of office European Parliament decision of 18 June 2020 on setting up a special committee on

тов вмешательства, выработкой наиболее оптимальных решений и консультациями с руководством ЕС и стран-членов относительно наиболее эффективных мер противодействия иностранному вмешательству в демократические процессы. Национальные правительства не имеют возможности противодействовать вызовам и угрозам в одиночку, поэтому ЕС, с точки зрения создателей комитета, должен обеспечить консолидированный скоординированный ответ на гибридные угрозы, включая кибератаки против военных и невоенных целей, операции по дискредитации официальных лиц, журналистов, политических партий и ведение разведывательных действий. Особое внимание было уделено деятельности социальных сетей.

В декабре 2020 г. Еврокомиссия представила План действий европейской демократии, в котором содержался подробный план мер законодательного регулирования, направленных на продвижение свободных и честных выборов, поддержку свободы прессы и противодействие дезинформации. Еврокомиссия предлагала на законодательном уровне ограничить политическую рекламу, ввести требования для спонсоров платного контента, производства и каналов распространения, таких как онлайн-платформы и компании, предоставляющие услуги в области политических технологий. В Плане предусмотрены меры по обеспечению транспарентности политической агитации во время предвыборных кампаний, поддержке независимых СМИ и противодействию дезинформации. В соответствии с Планом результаты должны быть получены уже в 2023 г., к выборам в Европейский парламент 2024 г.1

9 марта 2022 г. Европарламент принял Резолюцию, посвящённую иностранному вмешательству во все демократические процессы в ЕС. В ней подробно описаны методы вмешательства, которые, по мнению европейских политиков, используются оппонентами, в первую очередь, Россией и Китаем. Среди них «атаки, которые являются частью стратегии гибридной войны и представляют собой нарушение международного права, вводят в заблуждение граждан и искажают результаты выборов, усиливают поляризацию общества вокруг разобщающих тем, продвигают агрессивные высказывания, разжигающие ненависть. Целью подобных действий является дестабилизация европейской демократии»2. Угрозы, исходящие от России, связывались с вмешательством в выборы, а китайские с изменением общественного мнения относительно COVID-19. Меры, направленные на противодействие этим

foreign interference in all democratic processes in the European Union, including disinformation, and defining its responsibilities, numerical strength and term of office. URL: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-9-2020-0161_EN.pdf (дата обращения: 15.06.2022)

1 European Democracy Action Plan: making EU democracies stronger. European Commission. 03.12.2020. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_2250 (дата обращения: 15.06.2022)

2 Foreign interference in all democratic processes in the European Union European Parliament resolution of 9 March 2022 on foreign interference in all democratic processes in the European Union, including disinformation. URL: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-9-2022-0064_EN.pdf (дата обращения: 15.06.2022)

угрозам, включают в себя консолидацию ресурсов, разработку единых скоординированных действий, укрепление сотрудничества стран ЕС, стандартизацию избирательных процедур на национальном уровне. Принятые меры являются не только административными (на уровне ЕС), но и включают тесное взаимодействие с частным сектором, прежде всего с американскими ИТ-компаниями.

Современныеугрозы и методы противодействия

В феврале 2022 г. Специальный комитет по иностранному вмешательству во все демократические процессы в ЕС, включая дезинформацию, опубликовал обширный доклад. В нём со ссылкой на Резолюцию Европарламента утверждалось, что «тактика иностранного вмешательства может включать в себя множество форм, включая дезинформацию, замалчивание информации, манипуляции в социальных медиа-платформах и алгоритмах, размещение политической рекламы, кибератаки, дискредитацию публичных политиков через публикацию дискредитирующих материалов, угрозы и притеснение независимых журналистов, исследователей, политических деятелей, членов организаций гражданского общества, скрытую финансовую поддержку политическим партиям, кампаниям в поддержку определённых кандидатов, организаций и медиа-компаний, использование фейковых персональных данных, искажение исторических фактов, религиозных убеждений, культурных стереотипов, атаки против критической инфраструктуры, давление на иностранных лиц, проживающих на территории ЕС, инструментализацию мигрантов, разведывательную деятельность. При совмещении этих методов их эффективность усиливается кратно»1. На голосовании за положения доклада 25 членов проголосовали «за», 8 - «против» и один воздержался. Кроме того, было опубликовано особое мнение, в котором было отмечено, что подходы ЕС к проблеме иностранного вмешательства во многом сформулированы под влиянием США, НАТО, заокеанских исследовательских центров и лоббистских организаций, поэтому положения доклада предвзяты и необъективны. С учётом многообразия описанных методов, угрозы вмешательства во внутриполитические процессы в ЕС можно разделить на три основные категории: искажение общественного мнения посредством манипуляций пользователями интернет-платформ, социальных сетей; намеренное распространение ложной информации посредством СМИ и финансирование политической деятельности партий и политиков, действующих против интересов ЕС.

Европейское агентство по сетевой и информационной безопасности (ENISA) ещё в преддверии выборов 2019 г. публиковало рекомендации для противодействия технологическим угрозам выборов. Отмечалось, что ENISA разрабатывает технические инструменты противодействия таким угрозам вмешательства, как киберата-ки против избирательной инфраструктуры, кража персональной информации, внед-

1 Report on foreign interference in all democratic processes in the European Union, including disinformation. Special Committee on Foreign Interference in all Democratic Processes in the European Union, including Disinformation. 02.02.2022. URL: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/A-9-2022-0022_EN.pdf (дата обращения: 15.06.2022)

рение вредоносных программ и т.п. Особое внимание уделено безопасности электронного голосования и защиты машин для подсчёта голосов. Рекомендации включали в себя консолидацию ресурсов, координацию усилий и стандартизацию требований к обеспечению кибербезопасности в странах ЕС1.

Вопрос иностранного финансирования политической деятельности наиболее сложен, так как в странах ЕС действует различное законодательство в области иностранного финансирования политической деятельности, партий, предвыборных кампаний, кандидатов на выборах. Эксперт Фонда Маршалла отмечает, что в четырёх странах ЕС отсутствуют запреты на иностранное финансирование политических партий, в 11 странах, включая Германию и Францию, действуют ограничения, которые можно обойти [Berzina, 2019]. В результате получение премьер-министром Италии Матео Сальвини российского финансирования, если это окажется правдой, не нарушает закон. Лазейки в законодательстве позволили Марин Ле Пен взять займ в 9,4 млн евро в российском банке, что тоже не является преступлением [Soula, 2019].

Другая проблема, связанная с иностранной поддержкой политической деятельности, обусловлена тем, что цифровизация финансового сектора открывает новые возможности анонимного отмывания денег, в частности, при помощи криптовалю-ты. С этой целью ЕС планирует учредить агентство по борьбе с отмыванием денег. К созданию такой структуры призывала организация Transparency International в ходе кампании на выборах в Европарламент в 2019 г.2 Структура может получить широкие финансовые полномочия. Германия подала заявку на создание такой организации во Франкфурте-на-Майне после 2023 г. [Vedrenne, 2022].

Наиболее обсуждаемой проблемой является использование СМИ для формирования общественного мнения и распространения заведомо ложной информации. В контексте избирательных процессов решением проблемы было повышение осведомлённости и информированности граждан о деятельности иностранных акторов. Центр противодействия дезинформации, созданный в связи с деятельностью России в контексте украинского кризиса 2014 г., активно вовлечён в обеспечение безопасности выборов. В ряде публикаций отмечалось, что Кремль распространяет дезинформацию по разным каналам и стремится охватить различную аудиторию.

В марте 2022 г. Европейский совет в рамках одного из пакетов санкций запретил на территории стран ЕС вещание российской телекомпании RT и радиостанции «Спутник» «до окончания агрессии против Украины, и пока российские государственные СМИ не прекратят распространять дезинформацию и манипулировать информацией на территории стран членов ЕС»3. Это решение противоречит приня-

1 The EU Cybersecurity Agency. Election Cybersecurity: Challenges and Opportunities. February 2019. URL: https://www.enisa.europa.eu/publications/enisa-position-papers-and-opinions/election-cybersecurity-challenges-and-opportunities (дата обращения: 15.06.2022)

2 Why Corruption Matters in the EU Elections. Transparency International. 23.05.2019. URL: https://www.transparency.org/en/news/why-corruption-matters-in-the-eu-elections (дата обращения: 15.06.2022)

3 EU imposes sanctions on state-owned outlets RT/Russia Today and Sputnik's broadcasting in the EU. Council of the EU. 02.03.2020. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-

тым ранее мерам противодействия дезинформации и информационным операциям, поэтому неясно, каким образом оно повлияет на выборы в Европарламент в 2024 г. и на остальные выборы. К сожалению, решение блокирует возможность обсуждения проблемы иностранного вмешательства в рамках второго дипломатического трека, каким традиционно были СМИ. Решение спровоцировало симметричные действия со стороны России, которая заблокировала многие европейские медиа, в частности, телеканал Euronews.

Заключение

Информационное пространство стало средой противостояния России и Запада, а вмешательство во внутриполитические процессы - одной из наиболее обсуждаемых форм противостояния. Во многом восприятие угрозы вмешательства в Евросоюзе сформировано под влиянием событий в США в 2016 г. и последующих расследований. Тогда российские власти были обвинены во вмешательстве в американские выборы. Позднее многие европейские страны заявили о том, что столкнулись с аналогичными угрозами в ходе выборов в различные органы власти.

После анализа угроз безопасности в ходе выборов в Европарламент были сделаны выводы, учреждены новые структуры и предприняты заметные усилия, чтобы предотвратить вмешательство в ходе следующих выборов 2024 г. Проблема безопасности выборов осложняется и уникальным характером Европарламента. Выборы проходят в 28 различных государствах в соответствии с принятыми в национальном законодательстве избирательными процедурами. Предвыборные кампании ведутся в неоднородном языковом и культурном пространстве. Однако в 2022 г. ЕП принял решение, что депутатский корпус будет формироваться не только посредством партийных списков, но и голосования за поддержку конкретных политиков. Реформа создаёт дополнительные риски для обеспечения безопасности выборов.

Проблема вмешательства во внутриполитические процессы воспринимается в ЕС как системная. Формируется централизованный скоординированный ответ, направленный на долгосрочную перспективу. При разработке принятых мер европейские эксперты обращались к опыту Соединённых Штатов, так как в американской политической системе давно функционируют структуры, обеспечивающие безопасность выборов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бабынина Л.О. (2019) Влияние брекзита на фракционную структуру Европейского парламента. Современная Европа. № 5. С. 68-77. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope520196877

Базаркина Д.Ю. (2021) Эволюция подхода Европейского союза к борьбе с дезинформацией. Власть. Т. 29. № 6. С. 130-138.

releases/2022/03/02/eu-imposes-sanctions-on-state-owned-outlets-rt-russia-today-and-sputnik-s-broadcasting-in-the-eu/ (дата обращения: 15.06.2022)

Гуселетов Б. Ю. (2019) Руководство Евросоюза: изменения по итогам выборов в Евро-парламент. Современная Европа. № 6. С. 85-94. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope620198594

Кавешников Н.Ю. (2020) Влияние трансформации партийно-политического пространства Евросоюза на организацию и функционирование Европарламента. Современная Европа. № 2. С. 163-175. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22020163175

Потемкина О.Ю. (2018) Европейский'парламент 2019: подготовка к выборам. Современная Европа. № 4. С. 35-45. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420183545

Стрежнева М.В., Моисеева Д.А. (2019) После выборов: пределы роста влияния ев-роскептиков. Мировая экономика и международные отношения. Том 63. № 7. С. 5-15.

Швейцер В.Я. (2019) Выборы 2019 г. в Европейский парламент: партийно -политическая панорама. Современная Европа. № 1. С. 38-47. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope120193847

Berzina K. (2019) Foreign Funding Threats to the EU's 2019 Elections. German Marshall Fund. URL: https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:rPdpu65WpCcJ:https://ww w. gmfus .org/news/foreign- funding-threats -eus-2019-

elections+&cd=1 &hl=en&ct=clnk&gl=ru&client=safari (accessed: 15.06.2022)

Brattberg E., Maurer T. (2018) Russian Election Interference: Europe's Counter to Fake News and Cyber Attack. Carnegie Endowment for International Peace, Washington, DC, USA. URL: https://carnegieendowment.org/files/CP_333_BrattbergMaurer_Russia_Elections_Interference_FI NAL.pdf (accessed: 15.06.2022)

Cerulus L. (2019) Europe's most hackable election. The EU faces hackers, trolls and foreign agents as it gears up for a vote in May. Politico. January 16. URL: https://www.politico.eu/article/europe-most-hackable-election-voter-security-catalonia-european-parliament-disinformation/ (accessed: 15.06.2022)

Marchal N., Neudert L.-M., Kollanyi B., Howard Ph. N. (2021) Investigating Visual Content Shared over Twitter during the 2019 EU Parliamentary Election Campaign. Media and Communication. Vol 9. No. 1. Pp. 158-170. DOI: https://doi.org/10.17645/mac.v9i1.3421

Scheidt M. (2019) The European Union versus External Disinformation Campaigns in the Midst of Information Warfare: Ready for the Battle? EU Diplomacy Paper. College of Europe, Bruges, Belgium. URL: http://aei.pitt.edu/100447/1/edp_1_2019_scheidt.pdf (accessed: 15.06.2022)

Schulte-Cloos J. (2019) The effect of European Parliament elections on political socialization. Journal of European Public Policy. Vol. 26 (7). Pp. 1094-1111. DOI: 10.1080/13501763.2019.1620841

Soula E. (2022) The Many Faces of Foreign Interference in European Elections. German Marshall Fund. URL:

https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:222daecG_9cJ:https://www.gmfus.org/n ews/many-faces-foreign-interference-european-

elections+&cd=1 &hl=en&ct=clnk&gl=ru&client=safari (accessed: 15.06.2022)

Vedrenne G. (2022) EXCLUSIVE: Germany Makes a Bid to Host Bloc-wide AML Authority. ACAMS moneylaundering.com. March 18. URL:

https://www.moneylaundering.com/news/exclusive-germany-makes-a-bid-to-host-bloc-wide-aml-authority/ (accessed: 15.06.2022)

Security of Elections in European Parliament P.A. Sharikov*

Candidate of Sciences (Political Science), Senior research fellow Center for European integration studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences 11-3, Mokhovaya Str., Moscow, Russia, 125009 *E-mail: pasha.sharikov@gmail.com

Abstract: The article explores the European Union approaches to the problem of election security in the context of European Parliament elections. The topic is specifically relevant because in recent years Western democracies have made a lot of effort to counter foreign interferences, especially following turbulence around US presidential elections in 2016. In the European Union this topic was put on the top of the agenda in 2019 election cycle due to a number of external and internal factors and its importance is growing due to a number of reasons. The first reason is the growing role and status of EP among other European Union institutions. European Parliament is one of the key EU legislative bodies, and the only one elected directly by the citizens. The second reason is the rise of political activity in Europe, mostly because of younger generation and the use of information technologies in political processes. The turnout numbers during the recent elections in 2014 and 2019 demonstrate that this trend is most likely dominate in the 2024 elections as well. The third reason is the rise of European Union as an international relations actor. The EU becomes a stronger partner in relations with United States, and engages more in international affairs. The article aims to explain the threat perception in the European Union and investigate the measures taken in the EU against foreign interference in the elections to the European Parliament. Unfortunately, Russia is indicated as one of the most common sources of election security threats, and thus brings additional tensions to relations between Russia and European Union.

Key words: elections, European parliament, election security, interference in domestic political affairs.

DOI: 10.31857/S0201708322060110 EDN: ktxejz

REFERENCES

Babynina L.O. (2019) Vliyanie Brexita na frakcionnuyu strukturu Evropeiskogo parlamenta. [The effects of Brexit on European Parliament fraction structure], Sovremennaya Evropa, no. 5, pp. 68-77. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope520196877 (in Russian).

Bazarkina D.Yu. (2021) Evolucia podkhoda Evropeiskogo soyuza k borbe s desinoformaciei [Evolution of EU approaches to countering desiformaion], Vlast, vol. 29, no. 6, pp. 130-138. (in Russian).

Berzina K., (2019) Foreign Funding Threats to the EU's 2019 Elections, German Marshall Fund. URL: https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:rPdpu65WpCcJ:https://ww

w. gmfus .org/news/foreign- funding-threats -eus-2019-

elections+&cd=1&hl=en&ct=clnk&gl=ru&client=safari (accessed: 15.06.2022)

Brattberg E., Maurer T. (2018) Russian Election Interference: Europe's Counter to Fake News and Cyber Attack, Carnegie Endowment for International Peace, Washington, DC, USA. URL: https://carnegieendowment.org/files/CP_333_BrattbergMaurer_Russia_Elections_Interference_FI NAL.pdf (accessed: 15.06.2022)

Cerulus L. (2019) Europe's most hackable election. The EU faces hackers, trolls and foreign agents as it gears up for a vote in May, Politico, January 16. URL: https://www.politico.eu/article/europe-most-hackable-election-voter-security-catalonia-european-parliament-disinformation/ (accessed: 15.06.2022)

Guseletov B.Yu. (2019) Rukovodstvo Evrosouza: izmeneniya po itogam vyborov v Evropar-lament [EU leadership: changes following the European Parliamen elections], Sovremennaya Evropa, no. 6, pp. 85-94. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope620198594 (in Russian).

Kaveshnikov N.Yu. (2020) Vliyanie transformatsii partiino-politicheskogo prostranstva Ev-rosoyuza na organizatsiyu I funkcionirovanie Evroparlamenta [The effect of EU partly political space on European Parliament organization and performance], Sovremennaya Evropa, no. 2, pp. 163-175. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22020163175 (in Russian).

Marchal N., Neudert L.-M., Kollanyi B., Howard Ph. N. (2021) Investigating Visual Content Shared over Twitter during the 2019 EU Parliamentary Election Campaign. Media and Communication, vol 9, no. 1, pp. 158-170. DOI: https://doi.org/10.17645/mac.v9i1.3421

Potemkina O.Yu. (2018) Yevropeisky parlament 2019: pogotovka k vyboram [European Parliament 2019, preparations for the elections], Sovremennaya Evropa, no. 4, pp. 35-45. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420183545 (in Russian).

Scheidt M. (2019) The European Union versus External Disinformation Campaigns in the Midst of Information Warfare: Ready for the Battle? EU Diplomacy Paper, College of Europe, Bruges, Belgium. URL: http://aei.pitt.edu/100447/1/edp_1_2019_scheidt.pdf (accessed: 15.06.2022)

Schulte-Cloos J. (2019) The effect of European Parliament elections on political socialization, Journal of European Public Policy, vol. 26 (7), pp. 1094-1111. DOI: 10.1080/13501763.2019.1620841

Schveizer V.Ya. (2019) Vybory 2019 v Yevropeisky Parlament: partyino politicheskaya panorama [European Parliament Elections 2019, party political panorama], Sovremennaya Evropa, no. 1, pp. 38-47. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope120193847 (in Russian).

Soula E. (2022) The Many Faces of Foreign Interference in European Elections, German Marshall Fund. URL:

https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:222daecG_9cJ:https://www.gmfus.org/n ews/many-faces-foreign-interference-european-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

elections+&cd=1 &hl=en&ct=clnk&gl=ru&client=safari (accessed: 15.06.2022)

Strezhneva M.V., Moiseeva D.A. (2019) Posle vyborov: predely rosta vliyaniya evroscepticov [After the elections: the limits of eurosceptics' influence rise], Mirovaya economika i mezhdu-narodnye otnosheniya, vol. 63, no. 7, pp. 5-15. (in Russian).

Vedrenne G. (2022) EXCLUSIVE: Germany Makes a Bid to Host Bloc-wide AML Authority, ACAMS moneylaundering.com, March 18. URL:

https://www.moneylaundering.com/news/exclusive-germany-makes-a-bid-to-host-bloc-wide-aml-authority/ (accessed: 15.06.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.