Научная статья на тему 'Проблема авторства и датировки воззваний об отделении Сибири от России'

Проблема авторства и датировки воззваний об отделении Сибири от России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
373
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Серебренников Николай Валентинович

Предлагается новая, текстологически обоснованная версия авторства и датировки прокламаций «Сибирским патриотам» и «Патриотам Сибири», появление которых привело к знаменитому делу 1865-1868 гг. о сепаратизме. Акцентируется различие политических взглядов Потанина и Ядринцева в ранний период их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The proved textological version of authorship and dating of the leaflets «To Siberian Patriots» and «To Patriots of Siberia» is offered new. These proclamations occurrence has resulted in famous process 1865-1868 about separatism. The distinction of political sights Potanin and Yadrintsev in the early period of their activity is noted.

Текст научной работы на тему «Проблема авторства и датировки воззваний об отделении Сибири от России»

Н.В. Серебренников

ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА И ДАТИРОВКИ ВОЗЗВАНИЙ ОБ ОТДЕЛЕНИИ СИБИРИ ОТ РОССИИ

Предлагается новая, текстологически обоснованная версия авторства и датировки прокламаций «Сибирским патриотам» и «Патриотам Сибири», появление которых привело к знаменитому делу 1865—1868 гг. о сепаратизме. Акцентируется различие политических взглядов Потанина и Ядринцева в ранний период их деятельности.

Появление воззваний «Сибирским патриотам» и «Патриотам Сибири» стало в истории сибирского общественного движения событием крайней важности: как бы ни оценивать их с точек зрения современника или историка, именно они привели к раскрытию сепаратистской группы и долголетнему заключению Потанина со товарищи и затем к перелому его взглядов на политическое устройство Сибири.

Свою былую фразу: «Когда Бог пришел к мысли, что Сибирь в будущем должна отделиться, Он вызвал меня к существованию», - Потанин позже назвал «политической ересью» [1. Т.6. С. 196], но на следствии заявил, что в воззваниях «немного такого, что не было бы мне обязано своим происхождением» [2. С. 177], и был совершенно прав. В апреле 1862 г. он наставлял Н.С. Щукина: «Теперь время прокламаций...» (подчеркнуто в жандармерии) [3. Т. 1. С. 58]. Письмо ошибочно датируется январем, хотя в нем Потанин критикует программу будущего щукинского журнала и отказывается от сотрудничества, а 22 марта еще ждал ее и был полон планов о совместной работе [3. Т. 1. С. 63,57].

Уже сам 1иЙ между положениями прокламаций и потанинскими воззрениями представляет существенный интерес: Потанин вовсе не был хрестоматийным сепаратистом, как обычно принято думать. Еще в 1860 г. он писал о Сибири, что «русский народ заложил здесь основания для продолжения своей жизни» и соответственно сюда должен сдвинуться «центр тяготения русского государства...» [4]. Соответственно надо верить и потанинским утверждениям во время следствия по делу отделения Сибири от России: «Местный патриотизм не следует смешивать с сепаратизмом. Сепаратизм есть только направление местного патриотизма при известных условиях. Другие условия могут привести его к идее совершенно противу-положной - об единстве. Я употреблял сепаратизм не как цель, а как средство, чтоб воспитывать местный патриотизм. <.. .> Чтоб придать достоинство местному патриотизму, необходимо было присоединить к нему стремление к великому будущему Сибири. <... > При отсутствии возможности участвовать в управлении своей судьбой и высказать своеобразие своего ума и характера, сибирским патриотам оставался единственный исход поддерживать в своей груди жар любви к отчизне идеей о будущей славе Сибири и жить в мире мечты о сепаратизме. Явление этой идеи очень естественно. Это временное направление местного патриотизма может быть отклонено правительством посредством удовлетворения желаний местного населения. Если оно даст свободу местно-патриотической деятельности, которая выразится в учреждении университета, в заботах об колонизации и о просвещении инородцев и народа и в журналистике, если правительство примет на себя покровительство сибирской мануфактуре (в копии: «мануфактуры») и даст Сибири общее и единое для всей провинции самоуправление, которому поручит

надзор за эксплуатацией минеральных богатств сибирской почвы, то удовлетворение желаний Сибири будет полное» [2. С. 222-223].

Искренность его слов подтверждается письмом к Ядринцеву от 1875 г.: «...старое наше дело заключалось в нашем неуменьи отделить две вещи: сепаратизм и любовь к родине; первая - идея преступная с госуд<арственной> точки зрения, вторая не только не преступная, но и в государств<енных> интересах желательная; ибо любовь к родине у сибиряка ведет к сознанию вреда от штрафной колонизации, от ману-ф<актурного> ига и абсентиизма интеллигенции, а стремление устранить этот вред и причины, его производящие, есть стремление к государства нному> единству. Сепаратизм существует в настоящих условиях; Сибирь уединяется штрафной колонизацией, мануф<актурным> игом и абсентиизмом, эти явления порождают рознь между сибиряком и расейцем, между туземными чиновниками и навозом, и пр<очее>. Местные патриоты стремятся уничтожить это, следо-вательнол стремятся к объединению и скреплению связей Сибири с метрополией» [5]. По сути, пропаганда «об отделении Сибири», себе Потаниным поставленная «в нравственную обязанность» [2. С. 176], вполне сочеталась у него с уверенностью, что «расчленение еще не есть распадение», ибо существует общая мощная основа - «духовный багаж, который создан творческим духом русской народности. ...Из этой власти мы никогда не выйдем» [1. Т. 7. С. 257].

Автором прототекста политических посланий, очевидно, утраченного, был Степан Степанович Попов (1830-1896), иркутский неудачливый купец, краевед-историк и поэт местного значения. На рубеже 1862-1863 гг. он сошелся в Петербурге с искровцем Вас.С. Курочкиным и почти распавшимся сибирским студенческим землячеством и, «увлекшись тогдашним движением, составил, может быть, самую циничную прокламацию в свете» [1. Т. 6. С. 204]. Его соавторами по праву могут считаться историк Серафим Серафимович Шашков (1841-1882) и публицист Николай Михайлович Ядрин-цев (1842-1894), коль скоро именно они воззвание «редактировали» [6. С. 325]. Н.С. Щукин утверждал на следствии, что воззвание «сочинил Шашков» [2. С. 158], но затем, опираясь на щаповские стихи (исправленные Потаниным! [2. С. 189]), «высказал, что надеится <8Ю> уличить Щапова в том, что он писал прокломацию <8Ю>» [2. С. 182], а после очной ставки с А.П. Щаповым «совершенно отказался от прежнего своего показания» [2. С. 229] и заявил, что сам сочинил это воззвание «25 февраля сего года», т.е. 1865-го, причем «в то время, когда он сочинял воз<з>вание к Сибирским Патриотам, тогда он знал ужь <8Ю> о существовании другого такового же воз<з>вания под названием «Патриотам Сибири» и заимствовал оттуда общий дух», автором же омского тек-

ста является «или Шашков, или Потанин, но вернее последний», однако вскоре Н.С. Щукин вернулся к показаниям первоначальным [2. С. 243]. Ядринцев назвал возможным автором бывшего студента-математика С.-Петербургского университета Сидорова [2. С. 179,264] (ср. прямое указание на Сидорова [2. С. 164, 239]), которого отыскать не удалось.

Существенно исправив стихи А.П. Щапова и, в частности, неверный термин в строке «Услышь тюремщика воззванье!», Потанин приписал: «Слово Тюремщик дает совсем не тот смысл речи, какой хотел Автор» [2. С. 182], тогда как в изобилующем ошибками иркутском издании читаем: «...следователь-тюрем-

щик дает» и т.д. [3. Т. 1. С. 61]. В.Д. Вегман, не мотивируя сомнение, предположил, что вариант стихов принадлежал не Потанину [7], многие стихи Ядринцева исправлены согласно потанинской редакции (переписка Потанина с Ядринцевым 1872-1873 [3. Тт. 1-2; 9]).

В письме к Т.М. Фарафонтовой от 16 мая 1905 г. Потанин утверждал, что «грубая, вульгарная» прокламация «в лист обыкновенной бумаги» написана Поповым «в Петербурге», а другая, «на листе почтовой бумаги мелкого формата» - вероятно, «в Омске» [3. Т. 5. С. 79]. Уточним, что «столичное» воззвание («Сибирским патриотам») было «на 2х листах большого формата», а «омское» («Патриотам Сибири») - «на двух полулистах» [2. С. 123, 96]. То же Потанин повторил и в мемуарах, упомянув одну прокламацию «небольшую, на почтовом листе малого формата, написанную в скромных выражениях, другую большую, на листе писчей бумаги, исписанном кругом плотным письмом. Эта последняя была написана в циничном тоне, в грубых, бранчивых выражениях» [1. С. 203].

Фразы отнюдь не парламентарные есть в обеих прокламациях, но «большая» и «вульгарная» оказалась в руках уехавшего в Красноярск Шашкова, это - «Сибирским патриотам». Преимущественное влияние Шашкова

«Патриотам Сибири»

В продолжение почти трех столетий в нее <Сибирь> посылались воеводы и губернаторы, которые, по своему произволу управляя ею, обирали и грабили, пытали и мучили, вешали и убивали несчастный народ наш.

Интересы Сибири никогда не соединятся с интересами России...

...обязанность патриотов Сибири - стремиться всеми силами к доставлению народу скорейшего освобождения <...> Теперь настало время этого подготовления!

Вы должны воспитать молодое поколение в любви к своей родине, в надежде на ее освобождение <...> Для этого сближайтесь...

Устроивайте тайные типографии и литографии для свободного слова.

...мы призываем вас, все любящие народ наш, братски соединиться, от Урала до Восточного океана, в одну семью и идти искать свободы народной.

...умрем, благословляя на лучшее будущее народ наш [2. С. 92-95].

здесь ощутимо: это и горькие выкладки о положении инородцев, и нелестное упоминание о Российско-американской компании, о чем как раз в то время он писал обличительные статьи (упоминания о вольной новгородской крови в сибиряках и аракчеевщине тоже в его работах встречаются); надо полагать, вопрос о сибирском университете также попал сюда с подачи Шашкова и Ядринцева. М.В. Шиловский считает, что «оба эти воззвания появились в первой половине 1863 г. в Петербурге»; опираясь на его же расчеты, датировку можно уточнить апрелем-июлем - от указа Александра II от 31 марта о продаже земель в Западной Сибири до рухнувших «Чернышевских» надежд на всероссийское восстание [10. С. 108, 103-104]. Однако исследователь необоснованно решил, что авторство воззвания «Сибирским патриотам» стоит удержать за Поповым, а результатом петербургской редакции стала прокламация «Патриотам Сибири» [10. С. 106, 108], - это сомнительно ввиду преимущественно шашковского воздействия на текст прокламации «Сибирским патриотам»: именно ее и должно так датировать.

Нельзя сбрасывать со счета и свидетельство Потанина, который, опираясь на слова Ядринцева, думал, что воззвание «Патриотам Сибири» возникло в Омске: данная редакция скорее всего принадлежит Ядринцеву. Гр.Н. Усов «показал, что воз<з>вание это было писано Ядринцовым <sic>...» [2. С. 107]. Существовал текст его почерком [2. С. 160, 263-265]. С омского текста сделал список А.Д. Шайтанов [2. С. 181], а по обнаруженному экземпляру, несмотря на мнение Гавр.Н. Усова, что воззвание писано рукою «именно Ядринцова <sic>» [2. С. 101]. Гр.Н. Усов и Ядринцев это отрицали [2. С. 119, 189]. Эксперты «единогласно признали, что почерк, которым написано воз<з>вание, совершенно сходен с почерком Зимина», однако Ф.Я. Зимин «не сознался ни в чем...» [2. С. 282]. За косвенными свидетельствами к Ядринцеву и обратимся.

Тексты Ядринцева Злоупотреблявшие властью воеводы и губернаторы <...> разорили Сибирь своим управлением. Повсеместный грабеж народа, пытки в застенках, бесчеловечные казни, зверские убийства и истязания - вот чем запечатлена мученическая история нашего народа... [11. С. 2]

...российский Либерализм есть забава, а не дело. <...> Влияние Российской Литературы и тут нам портит, и тут втирает такие же фальшивые монеты... [2. С. 116-117] (жандармская копия письма Ядринцева к Гр.Н. Усову). Датируем письмо рубежом 10-20-х чисел марта 1865 г. по упоминанию полемики Потанина с М.Н. Катковым [12] и по задумке «Сибирского сборника», - см.: Письмо Потанинак А.Д. Шайтановуот 19-20 марта 1865 [3. Т. 1. С. 72,74-75].

Наступает время, когда Сибирь должна подумать о своих интересах и своем будущем [13. С. 3].

Пусть всё сибирское общество соединится, чтобы воспитать детей своей родины! На молодом, образованном поколении Сибири сосредоточиваются все наши надежды [Н.С. 4].

Боятся твари Сибирского слова <...> На пиши <sic> мне есть ли у Фединьки литография... [2. С. 117].

Пусть Сибирское общество соединится от Урала до Восточного океана, чтобы создать новую жизнь в Сибири... [13. С. 3]. Vive la mort и да водрузится будущее! [13. С. 1]

Шашков вряд ли на следствии погрешил против истины, заявив, что текст «Патриотам Сибири» мог быть кратким вариантом воззвания «Сибирским пат-

риотам» [2. С. 227]. По фразе Ядринцева: «...прокламации Потанин не мог видеть у меня...» [2. С. 187] - и по показаниям Гр.Н. Усова, что «Ядринцов <8Ю>

же написал прокламацию...» [2. С. 118] - из контекста событий можно понять, что воззвание «Патриотам Сибири» появилось на свет после отъезда Потанина из Омска и, уж во всяком случае, до отъезда Ядрин-цева, т.е. в октябре-ноябре 1864 г.

Странно, что Ядринцев не обмолвился Потанину о существовании прокламации, с которой ознакомил омских друзей, но это говорит лишь о нашем прямолинейном понимании взаимоотношений отцов-основателей областничества. То, что Ядринцев «считал нужным ограничиться одними разговорами», находится в противоречии с резко противо-правительственной тенденцией его писем и подцензурных статей, и если он все-таки «начал охладевать от мальчишеского задора», то это следует приписать влиянию Потанина: «В последнее время я уже более серьезно смотрел на дело. И возгласы, которые выражены в прокламации, я уже считал бездоказательными и хотел обратиться к серьезному изучению края» [2. С. 187], -посвящать старшего друга в пропавший замысел создать тайное общество стало незачем.

В 1908 г. Потанин полагал, как и прежде, что «прокламации, конечно, были написаны исключительно с целью произвести только сенсацию в сибирском обществе. <... > Одно дело написать на знамени только: отмена ссылки, освобождение от экономического порабощения фабричной Москвой и прекращение абсентеизма молодых людей, словом, только перечесть сибирские вопросы, и другое дело - приписать к этим требованиям еще отделение Сибири; совсем иное впечатление: воззвание как будто произнесено более мужественным голосом. На эти рукописные сибирские прокламации ни историк, ни судья не могут смотреть, как на подготовление к отделению Сибири от России; это было подготовление к возбуждению в сибирском обществе критического отношения к положению колонии» [14. С. 271-272], - но это вовсе не значит, что так в 1864 г. думал Ядринцев. Он и позже был убежден, что оно написано «горячо, во вкусе листков, распространившихся в столицах в 60-х годах» [6. С. 323].

Прочитав на следствии начало прокламации (вероятно, той, что изъяли в Иркутске), А.П. Щапов оценил ее как «неосновательную», «глупую» и написанную ввиду «неопытности, недомыслия и недостатка знаний недоразвитых юношей» [2. С. 232,234]. И С. Жидиловский, и А.А. Шилов не сомневались, что прокламация «Патриотам Сибири» - плод работы Ядринцева [15-16]. Потанин же «слышал только» о прокламации в Забайкалье, и хотел достать ее, но никому об этом в Восточную Сибирь не писал» [2. С. 184], - тут информантом быть мог единственно Шашков, отдавший черновик прокламации [2. С. 123] Н.С. Щукину. В руки омских жандармов попала краткая редакция, «ядринцевская», а первую, «шашков-скую», затем изъяли в Иркутске. «Хотя, - как вспоминал Потанин, - комиссии и не удалось выяснить происхождение прокламаций, но она имела право сказать, что ею всё раскрыто. Действительно, ей стала известной до мелочей вся наша деятельность в Сибири и в Петербурге» [1. С. 205]. «...настоящий же автор не был взят <...> да он и не был выдающимся лицом. При следствии он сыграл бы дурную роль» [6. С. 325]. Не обнародовав записки при своей и Попова жизни, Ядринцев опирался на толки о Попове как жандармском сексоте, но здесь не имел право кидать в него камень: «Многие пали ду-

хом...» - писал он [6. С. 325], умалчивая, что сам спустя три недели после начала следствия «чистосердечно сознался и искренно раскаялся во всем, в чем он обвиняется по делу» [2. С. 157].

Как бы поясняя предыдущие слова Ядринцева, Потанин, Попова знавший, писал: «Это был эксцентричный человек, принадлежавший к либеральному кружку купца Андрея Белоголового, вместе с которым он дал деньги на издание газеты «Амур». Про него рассказывали, что он в своей квартире в переднем углу вместо православных икон устроил буддийскую божницу...» [1. С. 204]. Черным пятном на совести Попова лежит то, что автор сепаратистского воззвания написал донос на областников [17], и М.В. Шиловский верно заметил, что Попов оказался «довольно необычным провокатором. В его доносе в конце 1864 г. не был назван ни один иркутянин, связанный с областниками, о которых он безусловно знал...» [10. С. 107]. Хорошо с ним знакомый М.В. Загоскин сообщал, что Попов разорился после общения с редакцией «Искры» и служил в Иркутске совестным судьей, тогда же «был бессменным гласным городской думы в течение 7-8 лет <.. > всегда поддерживал прогрессивную партию» и числился членом-соревнователем авторитетнейшего Русского географического общества [18]. Он, - вспоминал Потанин, - жил «очень бедно и писал либеральные статьи в газете «Сибирь» под псевдонимом «Коренной сибиряк», а закончил сотрудничеством в «Епархиальных ведомостях», пописывая статьи в клерикальном духе» [1. С. 202]. Сколь бы строго Попова ни судить, в истории сибирского самосознания он остался.

К счастью для Шашкова и Ядринцева жандармские текстологи оказались ленивы на сопоставления, и всё-таки оба редактора за причастность к прокламациям отдали тюрьме и ссылке несколько лет: Ядрин-цев - 1865-1873, Шашков - 1865-1874. Он прославился как публицист демократического журнала «Дело» и историк-компилятор, а Ядринцев стал крупнейшим сибирским журналистом и археологом, открывшим уйгурскую столицу Хара Балагасун и столицу Чингиз-хана Каракорум. Более всех пострадал будущий великий сибирский ученый и председатель Сибирского областного совета: взяв на себя вину иде-олога-руководителя, Потанин поплатился годами тюрьмы, каторги и ссылки - 1865-1874.

За год до смерти Шашков заметил о следствии, сколь «желательно было бы, чтобы о нем кто-нибудь рассказал подробно» (Шашков С.С. Курьезное дело [2. С. 21]), однако в своем очерке предпочел держаться показаний, данных в комиссии. Ядринцев же в биографических заметках, перед самоубийством написанных, обошел щекотливые для себя моменты и даже явил себя свидетелем необъективным; о прокламациях мастер умолчаний написал так, будто существовала лишь одна [6. С. 322,325]. Более точны воспоминания Г.Н. Потанина, созданные им на склоне лет, хотя и они не свободны от ошибок.

Рассказ А.Д. Шайтанова сокамерникам, что прокламация «Патриотам Сибири» продавалась в Москве «на немецком языке» [2. С. 164], скорее всего, совершенно неоснователен. Потанин Шайтанову не поверил: «Прокламации не были напечатаны, остались в рукописи, и никто не распространял их... » [14. С. 271].

1. Потанин Г.Н. Воспоминания//Литературное наследство Сибири. Новосибирск, 1983-1986.

2. Дело об отделении Сибири от России. Томск, 2002.

3. Потанин Г.Н. Письма. Иркутск, 1987-1992.

4. Потанин Г. Заметки о Западной Сибири//Русское слово. 1860. № 9. С. 196.

5. Письмо Потанина к Ядринцеву от конца августа 1875//Томский областной краеведческий музей. Оп. 14. Ед. хр. 7. Л. 33.

6. Ядринцев Н.М. К моей автобиографии//Литературное наследство Сибири. Т. 4. Новосибирск, 1979.

7. Вегман В. Эпизод из жизни А. Щапова [По неопубликованным материапам]//Сибирские огни. 1926. № 1-2. С. 143.

8. Потанин Г.Н. Письма к М.Г. Васильевой от 18 февраля и 1 августа 1901 г., 16 января 1904 г.: Научная библиотека Томского гос. университета. Фонд Потанина. № 525, 536, 568. (Автор признателен Н.В. Васенькину и Г.И. Колосовой за возможность ознакомиться с этой перепиской).

9. Ядринцев Н.М. Письма к Г.Н. Потанину. Вып. 1. Красноярск, 1918; ТОКМ. Оп. 14 № 4. Л 10.

10. Шиловский М.В. Об авторстве и времени написания прокламаций «Сибирским патриотам» и «Патриотам Сибири»//Социально-экономические отношения и классовая борьба в Сибири дооктябрьского периода. Новосибирск, 1987.

11 Ядринцев Н. Общественная жизнь в Сибири//Томские губернские ведомости. 1865. 5 февраля. № 5. Часть неофициальная.

12. Заметка Московских Ведомостей о Сибирском Университете//Томские губернские ведомости. 1865. 19 марта. № 11. Часть неофициальная. С. 6).

13. Я... цов Н. Сибирь в 1-е января 1865 года//Томские губернские ведомости. 1865. 8 января. № 1. Часть неофициальная. С. 3.

14. Потанин Г.Н. Нужды Сибири//Сибирь: ее современное состояние и ее нужды. СПб., 1908.

15. Ж-ский С. Николай Михайлович Ядринцев. Краткая биография-характеристика//Сибирский рассвет. 1919. № 9.

16. Ядринцев.. .//Деятели революционного движения в России. Биобиблиографический словарь. Т. 14. 2. М., 1928. Столб. 489-490.

17. Литературное наследство. Т. 67. М., 1959. С. 748.

18. 3-н М. С.С. Попов//Восточное обозрение. 1896. 26 апреля. № 50. С. 3.

Статья предоставлена кафедрой общего литературоведения филологического факультета Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «История» 15 декабря 2002 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.