Научная статья на тему 'Проблема адаптации мусульманских мигрантов в Германии: религиозный аспект'

Проблема адаптации мусульманских мигрантов в Германии: религиозный аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
456
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ / МИГРАЦИЯ В ГЕРМАНИЮ / МУСУЛЬМАНСКИЕ МИГРАНТЫ / MIGRATION / MIGRATION PROBLEMS / MIGRATION TO GERMANY / MUSLIM MIGRANTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абдулрахман Фарук Муса

Исследуются современные проблемы, связанные с религиозной адаптацией мусульманских мигрантов в Германии. Рассмотрено взаимодействие мусульманских общин с немецким обществом. Выявлены основные причины и направления поисков выхода из религиозных проблем, которые мешают успешной адаптации мусульман в немецком обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Adaptation of Muslim Migrants in Germany: the Religious Aspect

The article investigates the modern problems connected with religious adaptation of Muslim migrants in Germany. Interaction of Muslim communities with a German society is considered. Principal causes and directions of searches of an exit from religious problems which disturb successful adaptation of Moslems in German society are revealed.

Текст научной работы на тему «Проблема адаптации мусульманских мигрантов в Германии: религиозный аспект»

ВОПРОСЫ ИСТОРИИ

УДК 323.1

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ МУСУЛЬМАНСКИХ МИГРАНТОВ В ГЕРМАНИИ:

РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ

© 2012 г. Ф.М. Абдулрахман

Абдулрахман Фарук Муса —

аспирант, кафедра зарубежной истории

и международных отношений,

исторический факультет,

Южный федеральный университет,

ул. Б. Садовая, 105/42, г. Ростов-на-Дону, 344006.

E-mail: farouk2010@mail.ru.

Abdulrakhman FarukMusa —

Post-Graduate, Department of Foreign History

and International Relations,

Faculty of History,

Southern Federal University,

B. Sadovaya St., 105/42, Rostov-on-Don, 344006.

E-mail: farouk2010@mail.ru.

Исследуются современные проблемы, связанные с религиозной адаптацией мусульманских мигрантов в Германии. Рассмотрено взаимодействие мусульманских общин с немецким обществом. Выявлены основные причины и направления поисков выхода из религиозных проблем, которые мешают успешной адаптации мусульман в немецком обществе.

Ключевые слова: миграция, проблемы миграции, миграция в Германию, мусульманские мигранты.

The article investigates the modern problems connected with religious adaptation of Muslim migrants in Germany. Interaction of Muslim communities with a German society is considered. Principal causes and directions of searches of an exitfrom religious problems which disturb successful adaptation of Moslems in German society are revealed.

Keywords: migration, migration problems, migration to Germany, Muslim migrants.

На одном из первых мест в ряду разрешения трудностей мигрантов в Германии стоит рассмотрение проблем, связанных с религиозной адаптацией в принимающее общество. Их выделение и попытка научного осмысления представляют непреходящий интерес с позиции и принимающей, и адаптирующейся сторон, как в свете международных событий, так и в свете поиска мирных исследовательских решений культурно-этнических проблем между народами.

Религиозные проблемы можно рассматривать в двух аспектах.

1) Какое значение имеет религия в контексте миграции?

2) Какое значение имеет миграция для самой религии [1]?

Для ответа на поставленные вопросы необходимо выяснить численность мусульман в Германии. Их количество, по данным Федерального ведомства по делам мигрантов и беженцев [2], составляло 3,5 млн чел. В июне 2009 г. министерство внутренних дел Германии провело собственный опрос и установило, что в стране проживает 4,3 млн мусульман, что составляет более 5 % населения [3]. По данным лондонского Института открытого общества, опрос немецких мусульман показал, что они не отождествляют себя с Германией потому, что большинство коренных немцев не воспринимают мусульман как часть немецкого общества [3].

Ещё одно статистическое исследование в этот же период рассматривало положение мусульман в европейских странах. В крупных городах Европы, таких как Берлин,

Гамбург, Лондон, Париж, Стокгольм и Амстердам, были опрошены порядка 2200 чел. разного вероисповедания. В других странах мусульмане чувствуют себя «дома» в большей степени, чем в Германии. К примеру, в Лондоне англичанами себя считают 70 % живущих там мусульман, в английском Лестере ещё больше - 82 %. Вместе с тем, как показало исследование, 80 % мусульман в ФРГ чувствуют себя «глубоко укорененными» в местах, где проживают, хотя и не идентифицируют себя с Германией [4].

Поиски выхода из этой проблемы наталкиваются на необходимость исследования особой роли религии для мусульманских мигрантов. Важно понять, какую роль играет религия в жизни мигрантов в немецком обществе и какое влияние опыт миграции оказывает на поиски религиозного «убежища». И здесь следует указать, что важнейшее значение имеют не только трудности социально-политического или личностного, но и бытового характера. Так, например, мигранты не могут не испытывать ощущение потерянности и отчуждения при смене местожительства и социальной среды.

Религиозность мигрантов формировалась под влиянием тяжелых условий жизни первых поколений, с одной стороны, и умиротворяющего воздействия привычной религиозной обстановки - с другой. Следствием этого явилось отчуждение мигрантов от окружающего общества и взаимное неприятие местного населения, что в свою очередь способствовало развитию консервативной религиозности и выражалось в подчеркнутом следовании религиозной ритуальности и фетишизму [1].

Особое внимание стоит уделить религиозным конфликтам. Часто проблемы касаются взаимного непонимания: как коренного населения, озабоченного ростом инородцев, так и мигрантов, желающих жить по собственным традициям, составляющим основу их мировосприятия.

Религиозные причины нежелания исламских объединений к сближению с государством кроются в некоторых принципиальных вопросах. Например, в различном отношении мусульман и христиан к роли мужчины и женщины в обществе: возможно ли равноправие мужчин и женщин, могут ли девочки и девушки участвовать в спортивных мероприятиях, а также вопрос о ношении мусульманками головного платка. Нужно отметить и различие самого понимания общества у мусульман и христиан. В отличие от традиций современной христианской Европы и в частности Германии в исламе государство и религия неотделимы друг от друга. Это также мешает сближению германского государства и ислама.

Созданный Координационный совет исламских объединений, по мнению немецких аналитиков [5], не имеет стройной организационной структуры. Его неустойчивое общественное положение осложняется тем, что иногда даже высказываются подозрения в его фундаменталистской направленности.

Препятствием для решения проблем является отношение к самому Координационному совету, который не считается представителем всех мусульман, проживающих в Германии. «Светские» мусульмане часто скептически относятся к исламским объединениям, считая, что они представляют в основном «консервативный ислам».

По мнению самих переселенцев, ещё одна проблема мигрантов заключается в том, что мусульманам, живущим в Германии, постоянно приходится выражать свою приверженность конституции, ненасильственным действиям, равноправию мужчин и женщин, чтобы их считали полноправными членами общества [5]. Однако необходимость подобного «самооправдания» как раз и демонстрирует недоверие к мусульманам.

Взаимное непонимание подпитывает теневую сторону иммиграции, проявляющуюся в нелегальных формах, изоляции мигрантов в районах-гетто европейских городов, криминализации иммигрантских общин, проявлении дискриминации, росте ксенофобии и популярности ультра-правых партий среди местного населения.

Однако всеми признаётся, что важнейшая цель -достижение устойчивого светского взаимодействия мусульман с немецким населением. Закрепленная конституцией ФРГ [6] свобода вероисповедания должна способствовать такому сближению.

Помимо поверхностного анализа, исследование мусульманских общин на предмет поиска выхода из религиозных проблем интеграции требует учета внутреннего расслоения общин по этническим, возрастным и гендерным характеристикам, анализа истории и политического контекста взаимодействия каждой общины с немецким сообществом. Можно рассматривать мусульманские общины Европы в качестве совокупности религиозных групп на основании самоидентификации их представителей, обусловленной субъ-

ективным ощущением принадлежности к общемировой религиозно-философской системе.

По мнению А.М. Понамаревой, наибольший потенциал конфликта несут в себе представители мусульманских общин второго и третьего поколения, отличающиеся высокой степенью восприимчивости к пропаганде экстремизма под знаменем ислама. Условия для существования радикальных исламистов сложились в Западной Европе под влиянием политических событий в странах «мусульманского мира», развитием исламистских организаций ещё в 80-х и 90-х гг. ХХ в., а также политикой «двойных стандартов» самих западноевропейских стран, поддерживавших террористическую деятельность в случае ее соответствия своим узкополитическим интересам [7, с. 11].

В ситуации, когда мусульманские общины воспринимаются европейской средой как чуждый, обладающий иным опытом социализации, языком и культурным капиталом элемент, общинам приходится прибегать к таким стратегиям адаптации, как «Flight» или «Fight» [7, с. 18]. В рамках этой модели активно действуют преимущественно молодые мусульмане, знакомые с европейской культурой, но болезненно переживающие собственную отстраненность от благ западного «общества потребления».

Важнейшим остаётся поиск взаимопонимания с принимающим немецким обществом. Агрессия со стороны принимающей стороны, понимание отсутствия перспектив финансового роста в европейском обществе даже при условии принятия ряда его ценностей, сужает поле выбора культурных стратегий мигранта и препятствует процессу интеграции. Доступные мигрантам преимущества европейского образа жизни часто оказываются недостаточной компенсацией разрыва с родной культурой, поэтому многие адаптируются к новой среде на основе наращивания собственного авторитета внутри своего этнического сообщества. В таких условиях социальные связи наряду с человеческим влиянием начинают играть решающую роль в жизни представителей общины, в том числе и в экономической сфере. В данном случае необходимый уровень обеспечивается объединением всех мусульманских общин в квази-единую этнорелигиозную группу на основании общности религии. «Круг доверия» здесь формируется не по принципу «одной крови», а по принципу «одной веры» [7, с. 18].

Необходимостью четко обозначить свою принадлежность к группе, понимаемой как источник поддержки в агрессивной среде, обусловливают большую сосредоточенность мусульман Европы не на принципах и ценностях ислама, а на обычаях, следование которым выделяет последователя религии в повседневной жизни. Поэтому намаз, рамадан и хиджабы остаются главными признаками исламской идентичности в европейских городах.

В то же время Европу можно считать центром мировой толерантности и уважения к мировым культурам и верованиям. Здесь всегда было достаточно подобных примеров. Так, например, в акционерном обществе «Форд» в Кёльне на производстве было занято много турков-мусульман. Так как во время священно-

го месяца поста рамадан мусульмане могут принимать пищу только после захода солнца, то заводская столовая начала работать и ночью. Архиепископ Кёльна, кардинал Фрингс 3 февраля 1956 г. предоставил гастарбайтерам Кёльнский собор, чтобы они могли достойно отметить свой религиозный праздник.

Сейчас в Германии существует свыше 200 мечетей. В Кёльне живет самое большое количество мусульман, в городе действуют 30 мечетей. В Германии открыты исламские учебные заведения - медресе. Подтверждением религиозной терпимости Германии может служить возведение в Рурской области самого большого индуистского храма в Европе для 60 тысяч индуистов, живущих в Германии.

Сами иммигранты - представители мусульманских организаций в Германии не устают повторять, что ислам - религия мира, и если бы немцы взяли на себя труд немного поближе познакомиться с исламом, то и все опасения у них бы развеялись [3]. В то же время мусульмане понимают, что должны отказаться от попыток навязать свои обычаи и традиции, чуждые коренным жителям, и стремиться преодолевать психологические барьеры, которые мешают интеграции. Они также стараются доказать, что интеграция не означает плавления и утраты идентичности, а означает сосуществование и взаимодействие с немецким обществом в той мере, которая несет полезность для каждой из сторон.

Религиозная проблема, является одной из основных, стоящих как перед мигрантами, так и перед самим немецким государством. Для её решения требуется дальнейшее глубокое и комплексное изучение демографической, макроэкономической и социальной ситуации в стране.

Дополнительные трудности вносят последствия поддерживаемого властями рефрена о присутствии в стране лишь временных мигрантов, беженцев, но никак не иммигрантов. Противоречия между реальностью и правовой формализацией негативно влияют на интеграционный потенциал немецкого общества и на самочувствие в нём мигрантов, которых в Германии больше, чем во многих европейских странах.

Поступила в редакцию

Таким образом, рассмотрение религиозной проблемы адаптации мусульманских мигрантов в Германии далеко до своего завершения. Эти проблемы во многом исходят от незнания и взаимного непонимания культурных основ чужих религий как мигрантами, так и принимающей стороной. Различное отношении мусульман и христиан к роли мужчины и женщины в обществе, особой роли исламской религии в жизни мусульманских государств, замкнутость мусульманских сообществ подпитывают страхи массового сознания и совместно с экономическим кризисом и политической ангажированностью отдельных общественных деятелей создают ощущение некой угрозы для будущего европейского общества. Мусульманские мигранты вынуждены доказывать мнимость всяких угроз и нести ответ за действия фундаменталистских организаций. В задачу исследований входит развенчание подобных мифов и стремление к научному поиску выходов из проблем. Помимо всего прочего, помочь таким решениям может особая толерантность европейского общества, выражающаяся в частности в конституции Германии.

Литература

1. Werner Schiffauer. Religion und Migration. Literatur-und Kunstverlag. Köln, 2005.

2. URL: http://www.bamf.de/DE/Startseite/startseite-node.html (дата обращения: 20.02.2012).

3. Варкентин А. Мусульмане в Германии: интеграция или сосуществование? URL: http://www.dw-world.de/dw/article/ 0,,5183910,00.html / 29.01.2010. (дата обращения: 01.12.2011).

4. Ловкис Е. Большинство мусульман, живущих в Германии, не считают себя немцами. URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0,,5171849,00.html. 26.01.2010 (дата обращения: 01.12.2011).

5. Polat U. Ergebnisse der zweiten deutschen Islamkonferenz - Steiniger Dialog // Qantara.de. Juni, 2007.

6. Конституция ФРГ. URL: http://www.uznal.org/constitu-tion.php?text=Germany&language=r (дата обращения: 01.11.2011).

7. Понамарева А.МСоциокультурная адаптация мусульманских общин в западноевропейских обществах : ав-тореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2010. 24 с.

1 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.