ВОПРОСЫ ИСТОРИИ
УДК 323.1
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ МУСУЛЬМАНСКИХ МИГРАНТОВ В ГЕРМАНИИ:
РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ
© 2012 г. Ф.М. Абдулрахман
Абдулрахман Фарук Муса —
аспирант, кафедра зарубежной истории
и международных отношений,
исторический факультет,
Южный федеральный университет,
ул. Б. Садовая, 105/42, г. Ростов-на-Дону, 344006.
E-mail: [email protected].
Abdulrakhman FarukMusa —
Post-Graduate, Department of Foreign History
and International Relations,
Faculty of History,
Southern Federal University,
B. Sadovaya St., 105/42, Rostov-on-Don, 344006.
E-mail: [email protected].
Исследуются современные проблемы, связанные с религиозной адаптацией мусульманских мигрантов в Германии. Рассмотрено взаимодействие мусульманских общин с немецким обществом. Выявлены основные причины и направления поисков выхода из религиозных проблем, которые мешают успешной адаптации мусульман в немецком обществе.
Ключевые слова: миграция, проблемы миграции, миграция в Германию, мусульманские мигранты.
The article investigates the modern problems connected with religious adaptation of Muslim migrants in Germany. Interaction of Muslim communities with a German society is considered. Principal causes and directions of searches of an exitfrom religious problems which disturb successful adaptation of Moslems in German society are revealed.
Keywords: migration, migration problems, migration to Germany, Muslim migrants.
На одном из первых мест в ряду разрешения трудностей мигрантов в Германии стоит рассмотрение проблем, связанных с религиозной адаптацией в принимающее общество. Их выделение и попытка научного осмысления представляют непреходящий интерес с позиции и принимающей, и адаптирующейся сторон, как в свете международных событий, так и в свете поиска мирных исследовательских решений культурно-этнических проблем между народами.
Религиозные проблемы можно рассматривать в двух аспектах.
1) Какое значение имеет религия в контексте миграции?
2) Какое значение имеет миграция для самой религии [1]?
Для ответа на поставленные вопросы необходимо выяснить численность мусульман в Германии. Их количество, по данным Федерального ведомства по делам мигрантов и беженцев [2], составляло 3,5 млн чел. В июне 2009 г. министерство внутренних дел Германии провело собственный опрос и установило, что в стране проживает 4,3 млн мусульман, что составляет более 5 % населения [3]. По данным лондонского Института открытого общества, опрос немецких мусульман показал, что они не отождествляют себя с Германией потому, что большинство коренных немцев не воспринимают мусульман как часть немецкого общества [3].
Ещё одно статистическое исследование в этот же период рассматривало положение мусульман в европейских странах. В крупных городах Европы, таких как Берлин,
Гамбург, Лондон, Париж, Стокгольм и Амстердам, были опрошены порядка 2200 чел. разного вероисповедания. В других странах мусульмане чувствуют себя «дома» в большей степени, чем в Германии. К примеру, в Лондоне англичанами себя считают 70 % живущих там мусульман, в английском Лестере ещё больше - 82 %. Вместе с тем, как показало исследование, 80 % мусульман в ФРГ чувствуют себя «глубоко укорененными» в местах, где проживают, хотя и не идентифицируют себя с Германией [4].
Поиски выхода из этой проблемы наталкиваются на необходимость исследования особой роли религии для мусульманских мигрантов. Важно понять, какую роль играет религия в жизни мигрантов в немецком обществе и какое влияние опыт миграции оказывает на поиски религиозного «убежища». И здесь следует указать, что важнейшее значение имеют не только трудности социально-политического или личностного, но и бытового характера. Так, например, мигранты не могут не испытывать ощущение потерянности и отчуждения при смене местожительства и социальной среды.
Религиозность мигрантов формировалась под влиянием тяжелых условий жизни первых поколений, с одной стороны, и умиротворяющего воздействия привычной религиозной обстановки - с другой. Следствием этого явилось отчуждение мигрантов от окружающего общества и взаимное неприятие местного населения, что в свою очередь способствовало развитию консервативной религиозности и выражалось в подчеркнутом следовании религиозной ритуальности и фетишизму [1].
Особое внимание стоит уделить религиозным конфликтам. Часто проблемы касаются взаимного непонимания: как коренного населения, озабоченного ростом инородцев, так и мигрантов, желающих жить по собственным традициям, составляющим основу их мировосприятия.
Религиозные причины нежелания исламских объединений к сближению с государством кроются в некоторых принципиальных вопросах. Например, в различном отношении мусульман и христиан к роли мужчины и женщины в обществе: возможно ли равноправие мужчин и женщин, могут ли девочки и девушки участвовать в спортивных мероприятиях, а также вопрос о ношении мусульманками головного платка. Нужно отметить и различие самого понимания общества у мусульман и христиан. В отличие от традиций современной христианской Европы и в частности Германии в исламе государство и религия неотделимы друг от друга. Это также мешает сближению германского государства и ислама.
Созданный Координационный совет исламских объединений, по мнению немецких аналитиков [5], не имеет стройной организационной структуры. Его неустойчивое общественное положение осложняется тем, что иногда даже высказываются подозрения в его фундаменталистской направленности.
Препятствием для решения проблем является отношение к самому Координационному совету, который не считается представителем всех мусульман, проживающих в Германии. «Светские» мусульмане часто скептически относятся к исламским объединениям, считая, что они представляют в основном «консервативный ислам».
По мнению самих переселенцев, ещё одна проблема мигрантов заключается в том, что мусульманам, живущим в Германии, постоянно приходится выражать свою приверженность конституции, ненасильственным действиям, равноправию мужчин и женщин, чтобы их считали полноправными членами общества [5]. Однако необходимость подобного «самооправдания» как раз и демонстрирует недоверие к мусульманам.
Взаимное непонимание подпитывает теневую сторону иммиграции, проявляющуюся в нелегальных формах, изоляции мигрантов в районах-гетто европейских городов, криминализации иммигрантских общин, проявлении дискриминации, росте ксенофобии и популярности ультра-правых партий среди местного населения.
Однако всеми признаётся, что важнейшая цель -достижение устойчивого светского взаимодействия мусульман с немецким населением. Закрепленная конституцией ФРГ [6] свобода вероисповедания должна способствовать такому сближению.
Помимо поверхностного анализа, исследование мусульманских общин на предмет поиска выхода из религиозных проблем интеграции требует учета внутреннего расслоения общин по этническим, возрастным и гендерным характеристикам, анализа истории и политического контекста взаимодействия каждой общины с немецким сообществом. Можно рассматривать мусульманские общины Европы в качестве совокупности религиозных групп на основании самоидентификации их представителей, обусловленной субъ-
ективным ощущением принадлежности к общемировой религиозно-философской системе.
По мнению А.М. Понамаревой, наибольший потенциал конфликта несут в себе представители мусульманских общин второго и третьего поколения, отличающиеся высокой степенью восприимчивости к пропаганде экстремизма под знаменем ислама. Условия для существования радикальных исламистов сложились в Западной Европе под влиянием политических событий в странах «мусульманского мира», развитием исламистских организаций ещё в 80-х и 90-х гг. ХХ в., а также политикой «двойных стандартов» самих западноевропейских стран, поддерживавших террористическую деятельность в случае ее соответствия своим узкополитическим интересам [7, с. 11].
В ситуации, когда мусульманские общины воспринимаются европейской средой как чуждый, обладающий иным опытом социализации, языком и культурным капиталом элемент, общинам приходится прибегать к таким стратегиям адаптации, как «Flight» или «Fight» [7, с. 18]. В рамках этой модели активно действуют преимущественно молодые мусульмане, знакомые с европейской культурой, но болезненно переживающие собственную отстраненность от благ западного «общества потребления».
Важнейшим остаётся поиск взаимопонимания с принимающим немецким обществом. Агрессия со стороны принимающей стороны, понимание отсутствия перспектив финансового роста в европейском обществе даже при условии принятия ряда его ценностей, сужает поле выбора культурных стратегий мигранта и препятствует процессу интеграции. Доступные мигрантам преимущества европейского образа жизни часто оказываются недостаточной компенсацией разрыва с родной культурой, поэтому многие адаптируются к новой среде на основе наращивания собственного авторитета внутри своего этнического сообщества. В таких условиях социальные связи наряду с человеческим влиянием начинают играть решающую роль в жизни представителей общины, в том числе и в экономической сфере. В данном случае необходимый уровень обеспечивается объединением всех мусульманских общин в квази-единую этнорелигиозную группу на основании общности религии. «Круг доверия» здесь формируется не по принципу «одной крови», а по принципу «одной веры» [7, с. 18].
Необходимостью четко обозначить свою принадлежность к группе, понимаемой как источник поддержки в агрессивной среде, обусловливают большую сосредоточенность мусульман Европы не на принципах и ценностях ислама, а на обычаях, следование которым выделяет последователя религии в повседневной жизни. Поэтому намаз, рамадан и хиджабы остаются главными признаками исламской идентичности в европейских городах.
В то же время Европу можно считать центром мировой толерантности и уважения к мировым культурам и верованиям. Здесь всегда было достаточно подобных примеров. Так, например, в акционерном обществе «Форд» в Кёльне на производстве было занято много турков-мусульман. Так как во время священно-
го месяца поста рамадан мусульмане могут принимать пищу только после захода солнца, то заводская столовая начала работать и ночью. Архиепископ Кёльна, кардинал Фрингс 3 февраля 1956 г. предоставил гастарбайтерам Кёльнский собор, чтобы они могли достойно отметить свой религиозный праздник.
Сейчас в Германии существует свыше 200 мечетей. В Кёльне живет самое большое количество мусульман, в городе действуют 30 мечетей. В Германии открыты исламские учебные заведения - медресе. Подтверждением религиозной терпимости Германии может служить возведение в Рурской области самого большого индуистского храма в Европе для 60 тысяч индуистов, живущих в Германии.
Сами иммигранты - представители мусульманских организаций в Германии не устают повторять, что ислам - религия мира, и если бы немцы взяли на себя труд немного поближе познакомиться с исламом, то и все опасения у них бы развеялись [3]. В то же время мусульмане понимают, что должны отказаться от попыток навязать свои обычаи и традиции, чуждые коренным жителям, и стремиться преодолевать психологические барьеры, которые мешают интеграции. Они также стараются доказать, что интеграция не означает плавления и утраты идентичности, а означает сосуществование и взаимодействие с немецким обществом в той мере, которая несет полезность для каждой из сторон.
Религиозная проблема, является одной из основных, стоящих как перед мигрантами, так и перед самим немецким государством. Для её решения требуется дальнейшее глубокое и комплексное изучение демографической, макроэкономической и социальной ситуации в стране.
Дополнительные трудности вносят последствия поддерживаемого властями рефрена о присутствии в стране лишь временных мигрантов, беженцев, но никак не иммигрантов. Противоречия между реальностью и правовой формализацией негативно влияют на интеграционный потенциал немецкого общества и на самочувствие в нём мигрантов, которых в Германии больше, чем во многих европейских странах.
Поступила в редакцию
Таким образом, рассмотрение религиозной проблемы адаптации мусульманских мигрантов в Германии далеко до своего завершения. Эти проблемы во многом исходят от незнания и взаимного непонимания культурных основ чужих религий как мигрантами, так и принимающей стороной. Различное отношении мусульман и христиан к роли мужчины и женщины в обществе, особой роли исламской религии в жизни мусульманских государств, замкнутость мусульманских сообществ подпитывают страхи массового сознания и совместно с экономическим кризисом и политической ангажированностью отдельных общественных деятелей создают ощущение некой угрозы для будущего европейского общества. Мусульманские мигранты вынуждены доказывать мнимость всяких угроз и нести ответ за действия фундаменталистских организаций. В задачу исследований входит развенчание подобных мифов и стремление к научному поиску выходов из проблем. Помимо всего прочего, помочь таким решениям может особая толерантность европейского общества, выражающаяся в частности в конституции Германии.
Литература
1. Werner Schiffauer. Religion und Migration. Literatur-und Kunstverlag. Köln, 2005.
2. URL: http://www.bamf.de/DE/Startseite/startseite-node.html (дата обращения: 20.02.2012).
3. Варкентин А. Мусульмане в Германии: интеграция или сосуществование? URL: http://www.dw-world.de/dw/article/ 0,,5183910,00.html / 29.01.2010. (дата обращения: 01.12.2011).
4. Ловкис Е. Большинство мусульман, живущих в Германии, не считают себя немцами. URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0,,5171849,00.html. 26.01.2010 (дата обращения: 01.12.2011).
5. Polat U. Ergebnisse der zweiten deutschen Islamkonferenz - Steiniger Dialog // Qantara.de. Juni, 2007.
6. Конституция ФРГ. URL: http://www.uznal.org/constitu-tion.php?text=Germany&language=r (дата обращения: 01.11.2011).
7. Понамарева А.МСоциокультурная адаптация мусульманских общин в западноевропейских обществах : ав-тореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2010. 24 с.
1 марта 2012 г.