Научная статья на тему 'Проблема адаптации иностранных учащихся к практикам онлайн-обучения в российском вузе'

Проблема адаптации иностранных учащихся к практикам онлайн-обучения в российском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная адаптация / иностранные учащиеся / студенты из Китая / академиче-ская мобильность / образовательный процесс / учебные практики / онлайн-обучение / инклюзивный вуз / social adaptation / foreign students / students from China / academic mobility / educational pro-cess / educational practices / online learning / inclusive university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наталья Владимировна Карпова, Роман Викторович Леньков

В статье представлены результаты поискового социологического исследования, прове-денного в сентябре – октябре 2023 г. по проблеме влияния практик онлайн-обучения на социальную адапта-цию иностранных студентов в российском вузе. Эмпирическим объектом выступили граждане Китая, обучаю-щиеся в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и находящиеся в настоящий мо-мент на территории РФ. В ходе исследования методом онлайн-анкетирования были получены ответы на во-просы об отношении китайских студентов к организации образовательного процесса, практикам взаимодей-ствия и коммуникации в малых учебных группах. Эмпирически доказано, что восприятие контингентом из Китая любой формы обучения зависит от того, насколько в той или иной образовательной практике решен вопрос преодоления языкового барьера и выстраивания межкультурной коммуникации. При этом позитивное отно-шение к онлайн-обучению связывается иностранными студентами с возможностью получения образования без необходимости нахождения на территории РФ, негативное – с коммуникационными проблемами, в част-ности, с отсутствием непосредственного общения с преподавателем или научным руководителем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наталья Владимировна Карпова, Роман Викторович Леньков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Adaptation of Foreign Students to Online Learning Practices at Russian Universities

The article presents the results of an exploratory sociological study conducted in September-October 2023 on the problem of the influence of online learning educational practices on the social adaptation of foreign students at universities in Russia. The empirical object of research was Chinese citizens studying at Lo-monosov Moscow State University and currently located on the territory of the Russian Federation. The study, using an online survey, obtained answers to questions about the attitude of Chinese students to the organization of the educational process, the practices of their interaction and communications in small study groups. It has been em-pirically proven that the attitude of Chinese students to any form of education depends on the extent to which the issue of overcoming the language barrier and building intercultural communication is resolved in a particular edu-cational practice. At the same time, they associate a positive attitude towards online learning with the opportunity to study without the need to be on the territory of the Russian Federation, and a negative one with communication problems, particularly the lack of direct communication with a teacher.

Текст научной работы на тему «Проблема адаптации иностранных учащихся к практикам онлайн-обучения в российском вузе»

Научная статья УДК 316.454

https://doi.org/10.24158/spp.2023.12.5

Проблема адаптации иностранных учащихся к практикам онлайн-обучения в российском вузе

Наталья Владимировна Карпова1, Роман Викторович Леньков2

''Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, karpova_warden@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0994-3032 2Московский государственный гуманитарно-экономический университет, Москва, Россия, r_lenkov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1223-9727

Аннотация. В статье представлены результаты поискового социологического исследования, проведенного в сентябре - октябре 2023 г. по проблеме влияния практик онлайн-обучения на социальную адаптацию иностранных студентов в российском вузе. Эмпирическим объектом выступили граждане Китая, обучающиеся в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и находящиеся в настоящий момент на территории РФ. В ходе исследования методом онлайн-анкетирования были получены ответы на вопросы об отношении китайских студентов к организации образовательного процесса, практикам взаимодействия и коммуникации в малых учебных группах. Эмпирически доказано, что восприятие контингентом из Китая любой формы обучения зависит от того, насколько в той или иной образовательной практике решен вопрос преодоления языкового барьера и выстраивания межкультурной коммуникации. При этом позитивное отношение к онлайн-обучению связывается иностранными студентами с возможностью получения образования без необходимости нахождения на территории РФ, негативное - с коммуникационными проблемами, в частности, с отсутствием непосредственного общения с преподавателем или научным руководителем.

Ключевые слова: социальная адаптация, иностранные учащиеся, студенты из Китая, академическая мобильность, образовательный процесс, учебные практики, онлайн-обучение, инклюзивный вуз Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Карпова Н.В., Леньков Р.В. Проблема адаптации иностранных учащихся к практикам онлайн-обучения в российском вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 12. С. 44-50. https://doi.org/10.24158/spp.2023.12.5.

Original article

The Problem of Adaptation of Foreign Students to Online Learning Practices at Russian Universities

Natalia V. Karpova1, Roman V. Len'kov2

1Lomonosov Moscow State University,

Moscow, Russia, karpova_warden@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0994-3032

2Moscow State University of Humanities and Economics,

Moscow, Russia, r_lenkov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1223-9727

Abstract. The article presents the results of an exploratory sociological study conducted in September-October 2023 on the problem of the influence of online learning educational practices on the social adaptation of foreign students at universities in Russia. The empirical object of research was Chinese citizens studying at Lo-monosov Moscow State University and currently located on the territory of the Russian Federation. The study, using an online survey, obtained answers to questions about the attitude of Chinese students to the organization of the educational process, the practices of their interaction and communications in small study groups. It has been empirically proven that the attitude of Chinese students to any form of education depends on the extent to which the issue of overcoming the language barrier and building intercultural communication is resolved in a particular educational practice. At the same time, they associate a positive attitude towards online learning with the opportunity to study without the need to be on the territory of the Russian Federation, and a negative one with communication problems, particularly the lack of direct communication with a teacher.

Keywords: social adaptation, foreign students, students from China, academic mobility, educational process, educational practices, online learning, inclusive university Funding: independent work.

For citation: Karpova, N.V. & Len'kov, R.V. (2023) The Problem of Adaptation of Foreign Students to Online Learning Practices at Russian Universities. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 44-50. Available from: doi:10.24158/spp.2023.12.5 (In Russian).

© Карпова Н.В., Леньков Р.В., 2023

Введение. В последние годы для ведущих российских вузов особую значимость приобрела ориентация на интернационализацию деятельности и стремление к закреплению позиций на мировом рынке образовательных услуг. Для включения университетов в международное учебное пространство создавались специальные программы и проекты, осуществлялся обмен студентами и преподавателями. Государственная инициатива по адаптации наших вузов к мировым стандартам и включению в международную образовательную среду мотивирует их к осмыслению стратегий развития и выстраиванию долгосрочных эффективных отношений с зарубежными учебными заведениями - партнерами. Важным направлением работы для российских вузов остается обучение иностранных учащихся (Кларк, 2011).

По состоянию на 1 октября 2022 г. в российских образовательных организациях (по всем уровням) обучались более 362 тыс. иностранцев, что на 15 тыс. человек больше аналогичного показателя в 2021 г. Превалирующая часть таких студентов - граждане стран Средней Азии: Узбекистана, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана, а также дальнего зарубежья - Китая, Индии и Египта. Китайские студенты по количеству уступают только обучающимся из стран ближнего зарубежья. В 2022/2023 учебном году в российских вузах обучались более 32,5 тыс. студентов из Китая, распределение которых между учебными заведениями весьма неравномерно и зависит от традиций вуза, международных связей, экономических и языковых особенностей. Ожидается постепенное увеличение количества обучающихся из Поднебесной1.

Для студента, принимающего решение получать образование в другой стране, важны все нюансы: содержание программы, качество образовательной инфраструктуры, возможности трудоустройства в стране, визовая поддержка, получение медицинской страховки, условия проживания в общежитии и даже особенности климата. Все эти аспекты так или иначе касаются вопросов социальной адаптации учебных мигрантов (Зборовский, Шуклина, 2013).

В сложившейся ситуации роста потока китайских студентов в РФ с целью создания комфортной образовательной среды, сохранения и укрепления позиций нашей страны на рынках образовательных услуг Центральной и Юго-Восточной Азии особую актуальность приобретают вопросы, касающиеся изучения влияния дистанционного формата обучения на их социальную адаптацию. Онлайн-обучение становится альтернативной учебной практикой, позволяющей не только охватить большее число обучающихся, но и в некотором роде помочь им в решении ряда адаптационных проблем, неизбежно возникающих у учебных мигрантов в условиях цифровой трансформации современного общества.

Сегодня уже накоплен значительный объем знаний для постановки и решения проблемы адаптации студентов вузов к дистанционному (онлайн) обучению. Но проблема социального интегрирования иностранных учащихся в условия и практики процесса получения образования в российских вузах в онлайн-формате еще не была предметом специально организованного социологического исследования.

Методология и методы исследования. На базе Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова в сентябре - октябре 2023 г. был проведен пилотный проект количественного социологического исследования, направленный на выявление основных образовательных и адаптационных проблем, возникающих у студентов из Китая во время освоения и реализации практик онлайн-обучения.

Теоретическим объектом исследования выступила социальная адаптация иностранных учащихся к условиям дистанционного образовательного процесса в российском вузе; предметом изучения были избраны учебные практики удаленного формата как фактор обеспечения единого образовательного пространства.

Цель исследования состояла в анализе влияния дистанционных учебных практик на социальную адаптацию иностранных студентов в российском вузе.

Достижение поставленной цели предполагало решение задач по обоснованию теоретических подходов и интерпретации ключевых понятий к описанию онлайн-обучения с позиции его воздействия на социальную адаптацию, а также по выявлению причинно-следственных связей, объясняющих характер влияния онлайн-обучения на социальную адаптацию иностранных учащихся.

В ходе теоретической разработки социологического исследования влияния онлайн-обуче-ния на социальную адаптацию иностранных учащихся к условиям обучения в российском вузе была сконструирована объяснительная модель, включающая: независимую (отношение респондента к онлайн-обучению); объясняющую (степень вовлеченности в студенческую жизнь) и зависимую (активное освоение среды, ее изменение и создание необходимых условий для успешной учебной работы) переменные, а также раскрывающая механизм их взаимного влияния.

1 Павлова А. Иностранцев в российских вузах становится больше [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: https://rg.ru/2023/06/07/s-miru-po-shkoliaru.html (дата обращения: 18.11.2023).

Основная гипотеза исследования включала в себя предположение, что чем лучше организован процесс онлайн-обучения, тем выше показатели социальной адаптации иностранных учащихся.

Описательно-объяснительные гипотезы: чем выше уровень знания языка страны обучения, тем ниже уровень тревоги и волнения в образовательном процессе. Чем больше обучающийся вовлечен в студенческую жизнь, тем устойчивее его связь с субъектами социальной жизни, меньше тревожность во взаимодействии и шире круг коммуникации. Чем негативнее отношение обучающегося к онлайн-формату обучения, тем меньше степень его вовлеченности в образовательный процесс, меньше участие в студенческой жизни и общение с другими обучающимися (рис. 1).

Чем выше организация онлайн-обучения,

/-\

чем больше вовлеченность в студенческую жизнь -

Ч_/

✓ ч

тем активнее освоение среды, ее изменение и создание необходимых условий для успешной учебной деятельности.

Рисунок 1 - Описательно-объяснительная гипотеза Figure 1 - Descriptive-Explanatory Hypothesis

Теоретическими основами социологического анализа для объекта (социальная адаптация) выступила концепция адаптации, рассматривающая ее как приспособительные реакции восстановления равновесия между человеком и средой. Такие реакции происходят на индивидуальном, групповом и межгрупповом уровнях. При этом каждая личность обладает комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями, а сами приемы могут рассматриваться как формы адаптации (Шибутани, 1999).

Часто в исследованиях понятия «адаптация» и «приспособление» отождествляются. Т. Шибутани разделяет их, относя к стабильным решениям (хорошо организованным способам справляться с типичными проблемами) или приемам (образующимся путем последовательного ряда приспособлений), а второе - к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций (Шибутани, 1999).

Теоретической основой проведенного нами социологического анализа стал концептуальный подход, определяющий онлайн-обучение как целенаправленный и организованный процесс интерактивного взаимодействия преподавателей и студентов между собой и со средствами обучения. Этот процесс инвариантен к их расположению в пространстве и во времени, реализуется в специальной дидактической системе. Его особенности - гибкость, модульность, параллельность, дальнодействие, асинхронность, охват, рентабельность, социальность и интернациональность. Важны также аспекты применения компьютерных и телекоммуникационных технологий, особые требования к обучающимся и функциям педагогов.

Под технологией онлайн-обучения А.А. Андреев понимает определенный способ дистанционной реализации педагогической деятельности по достижению образовательных целей. Ядром ее являются методы, средства и формы обучения (Андреев, 2013).

Важную роль в раскрытии содержания темы сыграли материалы, посвященные анализу цифрового обучения как учебной технологии, высокотехнологичной среды и инструментального средства (Леньков, 2023).

Эмпирическим объектом исследования выступили иностранные студенты - граждане Китая, обучающиеся в МГУ имени М.В. Ломоносова. Объем выборки составил 106 респондентов. В нее вошли студенты III-IV курсов бакалавриата и I-II курсов магистратуры, имеющие практический опыт онлайн-обучения в период пандемии COVID-19. Сейчас они осваивают образовательную программу в очном формате, поэтому могут сравнить дистанционные учебные практики с присутственным обучением в российском вузе.

Среди опрошенных молодых людей к настоящему времени менее одного года находятся на территории РФ 34,9 % человек, один год - 27,4, 2-3 года - 23,6, более 4 лет - 14,2 %. Мужчины-респонденты составили 58,5 % участников исследования, женщины - 41,5 %. Возрастной диапазон - от 20 до 24 лет.

Для осуществления пилотного проекта нами был выбран метод опроса в форме онлайн-анкетирования. Рациональным решением для проведения дистанционного опроса стало приложение «Google Forms», поскольку оно предоставляет возможность создавать формы и опросы с

разными типами вопросов, а также анализировать результаты - в реальном времени и с любого устройства. Приложение обеспечивает одновременное участие большого числа респондентов, не огранивая их в выборе устройств при ответе на вопросы. Поисковая система Google хороша еще и тем, что при трудностях понимания сути вопроса респонденты легко могут перевести его на любой понимаемый ими язык.

Основные результаты. Исследование показало, что проблема адаптации студентов из Китая к образовательному процессу в российском вузе связана прежде всего с уровнем знания русского языка и находит отражение в различных форматах обучения. Так, среди респондентов хорошо понимают устную речь и могут свободно говорить по-русски лишь 2,9 % обучающихся. Осознанно воспринимают обращения русскоговорящих преподавателей и студентов - 35,8 % участников исследования, пользуются для этого электронным переводчиком - 36,8 % молодых людей.

В указанном ракурсе отношение студентов вуза к любой форме обучения в определенной мере зависит от того, насколько в конкретной учебной практике решен вопрос преодоления языкового барьера, выстраивания межкультурной коммуникации. Это представляется определяющим моментом в организации любых учебных практик в образовательной организации.

Отношение к онлайн-обучению. Как показало исследование, дистанционное обучение нравится 51,9 % респондентов, не нравится - 19,0 %. Примечательно, что треть опрошенных считает, что в обеих формах есть свои сложности, поэтому трудно отдать предпочтение одной из них (рис. 2).

Рисунок 2 - Распределение ответов респондентов на вопрос об отношении к практикам онлайн-обучения, о том, что нравится (в %)1

Figure 2 - Distribution of Respondents' Answers about Their Attitude towards Educational Practices of Online Learning, What they Like (in %)

Впоследствии в ходе исследования посредством контрольных вопросов удалось выяснить, что дистанционный формат уверенно не принимается всего десятой частью респондентов. Анализ положительных сторон учебных онлайн-занятий в восприятии опрошенных иностранных студентов показал, что доминирующими основаниями стали те, которые связаны с возможностью сочетания обучения в российском вузе и нахождения дома, не выезжая за пределы Китая. Так, ответили, что онлайн-формат позволяет учиться без необходимости миграции в РФ 67 % респондентов; указали на то, что дистанционное образование позволяет комфортно учиться из дома 62,0 % участников исследования. На наш взгляд, это связано, во-первых, с рациональными основаниями - переезд в другую страну обусловлен множеством материальных и моральных затрат; во-вторых, обучение из дома обеспечивает студентам вузов психологический комфорт, связанный с нахождением в знакомой им социокультурной среде. На втором месте среди причин, определяющих положительное отношение китайских студентов к онлайн-занятиям, находится возможность сочетать работу с учебой - так ответили 52,8 % опрошенных. На третьем - психологически обусловленные основания, связанные с тем, что на онлайн-занятиях учащиеся меньше волнуются, чем в аудитории; эта точка зрения оказалась близка 44,3 % респондентов.

Среди причин, вызывающих негативное отношение к онлайн-обучению, первое место занимают коммуникационные проблемы: так, 37,7 % респондентов отметили, что в онлайн-фор-мате образовательной ситуации нельзя непосредственно, «вживую» поговорить с преподавателем. Далее идут проблемы, связанные с малым временем общения с однокурсниками в условиях дистанта - их испытывают 34,9 % опрошенных.

Вам нравится обучаться дистанционно?

Да - Нет

■ Везде есть свои сложности

■ Затрудняюсь ответить

1 Составлено авторами.

Всего 6 % респондентов отметили, что плохо усваивают материал с компьютерного экрана или гаджета. Иными словами, в условиях устойчивого интернет-соединения техническая сторона организации учебных онлайн-практик проблемой не является.

Среди первоочередных трудностей, возникающих у респондентов в ходе дистанционных учебных занятий, были названы проблемы с Интернетом - с ними оказались знакомы 54,7 % опрошенных. При этом на проблемы коммуникации (учащиеся не понимали, что говорит преподаватель, или, наоборот, педагог не понимал, что говорит студент) указали 30 % респондентов. Эта трудность относится и к очной форме, поскольку, что подтвердило исследование, китайские студенты плохо владеют русским языком, и большая часть из них использует на занятиях с приложения переводчика.

Недостатки организации онлайн-занятий респонденты чаще других связывали с коммуникационными аспектами. Так, было констатировано, что часто плохо слышно или видно преподавателя - 34,0 %, что иногда нельзя понять, что он говорит, - 26,4 %. При этом примерно пятая часть студентов (третий по значимости ответ) признавала, что не могла правильно организовать собственное расписание, находясь вне образовательной организации (рис. 3).

Что Вам не нравилось в дистанционных учебных занятиях?

■ Занятия были скучные

■ Было плохо слышно или не видно преподавателя

■ Преподаватель не показывал презентации

Я не понимал(а) что говорил преподаватель Я не мог(ла) организовать свое расписание

Рисунок 3 - Распределение ответов респондентов на вопрос об отношении к практикам онлайн-обучения, о том, что не нравится (в %)1

Figure 3 - Distribution of Respondents' Answers about Their Attitude towards Educational Practices of Online Learning, what They don't Like (in %)

Относительно индивидуального взаимодействия учащихся с научным руководителем и практики консультирования было выявлено, что положительное отношение респондентов к он-лайн-формату также превалирует: 58,5 % опрошенных отметили, что им удобно общаться с руководителем удаленно; вместе с тем 23,6 % респондентов предпочитают приходить на очную консультацию к педагогу и разговаривать лично.

Исследование также показало, что наиболее психологически комфортными для китайских студентов являются занятия, проводимые онлайн: так, респонденты отмечали, что испытывают волнение перед очными занятиями в 47,2 % случаев, перед дистанционными - в 33 %. Об одинаковом напряжении как перед онлайн-, так и офлайн-занятиями сообщила приблизительно пятая часть респондентов, что, видимо, позволяет считать их устойчивой группой самоорганизованных студентов.

Межличностное общение и коммуникация. Адаптация к онлайн-обучению в российском вузе затрагивает не только проблемы организации образовательного процесса, но также коммуникационные процессы и привыкание к социальной среде (окружению). Было важно выяснить, насколько в зависимости от формы обучения меняются процессы взаимодействия и коммуникации студентов с одногруппниками.

Исследование показало, что в период введения онлайн-обучения общение с однокурсниками в принципе не изменилось для 41,5 % респондентов. Меньше стали общаться 15,1 % респондентов, больше, в том числе по мобильной связи, - 20,8, вообще об этом не задумывались 13,2 % участников. Таким образом, при введении онлайн-обучения проблема общения самими респондентами не воспринимается как значимая. Одним из факторов этого выступает то обстоятельство, что многие студенты вуза в этот период вернулись в Китай, где находились в своей социокультурной среде.

-m л

26,4

1 Составлено авторами.

Во время введения онлайн-обучения треть респондентов констатировали, что их общение с российскими студентами не изменилось, просто они стали больше общаться в мессенджерах.

Заметим, что не коммуницируют с одногруппниками из РФ 40,6 % респондентов из числа иностранных обучающихся. Китайские студенты предпочитают держаться обособленно, внутри своей инокультурной группы, своего круга общения. При этом они живут в общежитии или вместе снимают квартиру - 22,6 %, часто встречаются и ходят гулять с одногруппниками - 21,7 %, общаются по мобильной связи - 22,6 %. Подобная «клановость» и отстраненность от коммуникации с российскими студентами явно не способствует языковой практике обучающихся из Китая, которая является одним из факторов социальной адаптации к образовательному процессу.

Как показало исследование, нельзя сделать однозначные выводы о том, как отразилось влияние онлайн-обучения на владение китайскими студентами русским языком, поскольку мнения разделись: одинаковое количество респондентов сообщили о том, что качество владения ими русским языком снизилось или повысилось (в силу отсутствия языковой практики) - по 37,7 %; уровень знания русского языка не изменился, остался на низком уровне у 24,5 % опрошенных. Предположительно, подобное разделение зависит от личностных установок и стремления респондентов в овладении навыками иноязычной языковой коммуникации.

Итогом исследования стало то, что при доминирующем положительном восприятии учебных онлайн-практик и возможности выбора формы организации образовательного процесса только (исключительно) дистант выбрали 10 % респондентов, очные занятия предпочитает треть из опрошенных. Оптимальным вариантом для значительного числа респондентов представляется сочетание обеих форм - таких студентов оказалось 42,5 %.

Заключение. Выдвинутые в ходе пилотного проекта основная и описательно-объяснительная исследовательские гипотезы нашли эмпирическое подтверждение, что является определенным научным результатом. Так, доказано, что отношение китайских студентов к любой форме обучения зависит от того, насколько в той или иной учебной практике решен вопрос преодоления языкового барьера и выстраивания межкультурной коммуникации. Позитивное отношение к онлайн-обучению связывается учащимися с возможностью получения образования без обязательности нахождения на территории принимающей страны; негативное - с коммуникационными проблемами, например, с отсутствием непосредственного общения с преподавателем или научным руководителем.

Практическая значимость работы состоит в определении роли онлайн-обучения в социальной адаптации китайских студентов российского вуза. В научный оборот введены новые, ранее не представленные данные, которые могут выступить основой для проведения дальнейших теоретико-прикладных исследований. Материалы могут быть полезны при разработке учебных и исследовательских программ, составлении лекций и курсов учебных дисциплин по социологии образования, психологии и педагогике высшей школы с учетом кросс-культурного аспекта.

Список источников:

Андреев А.А. Интернет-технологии и модели обучения в среде Интернет. М., 2013. 57 с.

Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Обучение детей мигрантов как проблема их социальной адаптации // Социологические исследования. 2013. № 2 (346). С. 80-91.

Кларк Б.Р. Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе. М., 2011. 360 с.

Леньков Р.В. Цифровое обучение: учебная технология, высокотехнологическая среда, инструментальное средство // Социология медиакоммуникаций: теория и практика. М., 2023. С. 81-95.

Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д., 1999. 536 с.

References:

Andreev, A. A. (2013). Internet-tekhnologii i modeli obucheniya v srede Internet [Internet technologies and learning models in the Internet environment]. Moscow. 57 р. (In Russian).

Clark, B. R. (2011). Sistema vysshego obrazovaniya: akademicheskaya organizatsiya v kross-natsional'noy perspektive [System of higher education: academic organization in a cross-nationalperspective]. Moscow. 360 р. (In Russian).

Len'kov, R. V. (2023). Tsifrovoye obucheniye: uchebnaya tekhnologiya, vysokotekhnologicheskaya sreda, instrumental'noye sredstvo [Digital learning: educational technology, high-tech environment, tool]. In: Sotsiologiya mediakommunikatsiy: teoriya i praktika. Moscow, pp. 81-95. (In Russian).

Shibutani, T. (1999) Sotsial'naya psikhologiya [Social psychology]. Rostov-on-Don. 536 р. (In Russian).

Zborovsky, G. E. & Shuklina, E. A. (2013). Obucheniye detey migrantov kak problema ikh sotsial'noy adaptatsii [Education of migrant children as a problem of their social adaptation]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. (2 (346)), 80-91. (In Russian).

Информация об авторах

Н.В. Карпова - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социальных технологий социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=701027

Р.В. Леньков - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры социологии и ме-диакоммуникаций факультета социологии и журналистики Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=367020

Вклад авторов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors N.V. Karpova - PhD in Sociology, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Social Technologies, Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=701027

R.V. Len'kov - PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Sociology and Media Communications, Faculty of Sociology and Journalism, Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=367020

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 10.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 08.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.12.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.