Научная статья на тему 'Проблема абузусных головных болей у подростков: взгляд психотерапевта'

Проблема абузусных головных болей у подростков: взгляд психотерапевта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
305
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
головные боли / лекарственный абузус / подростки / психотерапия / headaches / drug abuse / adolescents / psychotherapy

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А. А. Сорокин

Психогенный фактор – одна из ведущих причин головных болей у подростков. Абузусные головные боли являются следствием неадекватной терапии психогенных головных болей и хронического злоупотребления анальгетиками и нестероидными противовоспалительных препаратами. Автор (как психотерапевт) представил свой взгляд на проблему абузусных головных болей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ABUSE HEADACHE PROBLEM IN ADOLESCENT: VIEW OF PSYCHOTHERAPIST

The psychogenic factor is one of the leading causes of headaches in adolescents. Drug abuse headaches are due to inadequate treatment of psychogenic headaches and chronic abuse of angalgetics nonsteroidal anti-inflammatory drugs. Author (the psychotherapist) presented his view on the abuse headaches problem.

Текст научной работы на тему «Проблема абузусных головных болей у подростков: взгляд психотерапевта»

© СОРОКИН А.А.

ПРОБЛЕМА АБУЗУСНЫХ ГОЛОВНЫХ БОЛЕЙ У ПОДРОСТКОВ: ВЗГЛЯД ПСИХОТЕРАПЕВТА А.А. Сорокин

ФГБУЗ «Клиническая больница №51 ФМБА России», Железногорск, Подгорный, Красноярский край, РФ

Адрес для переписки:

662971, Красноярский край, г.Железногорск, ул. Кирова, д.5 E-mail: kb-51@kb51.ru

Резюме: Психогенный фактор - одна из ведущих причин головных болей у подростков. Абузусные головные боли являются следствием неадекватной терапии психогенных головных болей и хронического злоупотребления анальгетиками и нестероидными противовоспалительных препаратами. Автор (как психотерапевт) представил свой взгляд на проблему абузусных головных болей. Ключевые слова: головные боли, лекарственный абузус, подростки, психотерапия.

Как показывает опыт российских и зарубежных коллег, а также личный опыт, в последние годы среди ведущих причин краниалгии значительно повысилась роль головной боли психогенного характера. Что обусловлено ритмом жизни, начиная с детского и подросткового возраста, лавиной информации, в том числе негативного характера, из СМИ (радио, телевидение, интернет), ростом тревожно-фобических расстройств, обусловленных семейными, производственными и внутриличностными проблемами. Вследствие чего основными причинами головной боли напряжения являются следующие факторы тревога, стресс, депрессия, изменения образа жизни (изменение питания нарушения сна), злоупотребление алкоголем, кофеином или курением, мышечные спазмы в шейном отделе и голове, злоупотребление аналгетиками.

Для абузусных головных болей как частного варианта этой зависимости, по-видимому, имеют значение различные факторы. Прежде всего, это психологические факторы, для которых определенную роль играют особенности личности, формирование особой привычки приема анальгетиков, нередко и с профилактической целью, страх перед болью. В последствие этого появляются следующие симптомы как тревога, печаль, горе, чувство потери, тяжесть, головные напряжение, страх, гнев, отчаяние. Наше сознание может соврать, но наше тело всегда покажет истинное состояние.

Локализация психогенной головной боли различна: опоясывающая боль, боль

в височной области, боль в затылочной области, боли внутри головы, боль в лобной области, шейная головная боль.

В Международной классификации болезней Х пересмотра (1995) психогенные головные боли могут шифроваться врачами под масками различных нозологий, в том числе: ^40 - F48) - невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства; ^13.3хх ) синдром отмены седативных или снотворных веществ; ^32)

- депрессивный эпизод. Наиболее часто практикующими врачами устанавливается клинический диагноз соматоформных вегетативных расстройств (таз называемая и любимая врачами первичного звена здравоохранения «вегетососудистая дистония

- ВСД»).

Рассмотрим фобическое тревожное расстройство. Фобическое тревожное расстройство, которое имеет как психическую, так и соматическую симптоматику. К психической симптоматике относится тревога, беспокойство по мелочам, раздражительность и нетерпеливость, ощущение напряженности, скованность, неспособность расслабиться, невозможность сосредоточиться, ухудшение памяти, трудность засыпания и нарушения ночного сна, быстрая утомляемость, страхи . Среди соматической симптоматики - учащенное сердцебиение, потливость, холодные и влажные руки, ощущения «кома» в горле, чувство нехватки воздуха, боли и дискомфорт в груди, тошнота, понос, боли в животе, головокружение, тремор, мышечные подергивания, вздраги-

вания, напряжение мышц, снижение либидо, импотенция.

Следующее актуальное как в психотерапии, так и в неврологии, психосоматическое расстройство - агорафобия, относящаяся к сложным фобическим расстройствам и заключающаяся в выраженном стойком страхе - людской толпы, общественного места, самостоятельной поездки, поездки на дальние расстояния от дома. Однако характерная соматическая и психиатрическая симптоматика часто ошибочно трактуется врачами первичного звена здравоохранения как ВСД, а при развитии болевого синдрома вместо консультации психотерапевта, назначаются анальгетики, которые при агорафобии малоэффективны, а их злоупотребление приводит к абузусу. Патологический круг замыкается.

Социальные фобии также относятся к сложным фобическим расстройствам. Это своеобразная плата современного человека за цивилизацию. Тенденция данного заболевания детском и подростковом возрасте обусловлено их злоупотреблением работой на компьютере, зависимость от интернет, когда современные дети с легкостью общаются дистанционно посредством полуфраз, рисунков, аудио - видео - файлов однако испытывают страх общения в реальной жизни. Современные мальчики не играют в войну в реалити и не обсуждают коллективно стратегию боя, а девочки наряжают кукол, меняют им платья посредством компьютерных игр, но все реже и реже обыгрывают семейные взаимоотношения при игре в куклы со своими сверстницами, как это было в ХХ веке и ранее. Это приводит к тому, что появляется страх заключения брака, как правило, социальная фобия приводит к тому, что приводит к одиночеству и живут одни. Страх пойти на работу создает зависимость от родителей. В то же время, среди соматических проявления социальной фобии все чаще лидирует головная боль вплоть до выраженной, которая так же как правило, приводит к злоупотреблению анальгетиков ввиду их низкой эффективности.

Паническое расстройство может быть как самостоятельным состоянием, так и может входить в структуру симптоматики

рассмотренных раннее фобических расстройств. Как сказано ранее, среди соматических расстройств головная боль играет не маловажную роль. Основные психические расстройства характерные для данного заболевания это такие как: Парестезии (ощущение онемения, мурашек, жжения), чувство отстраненности, обособленности от себя, (деперсонализация) и чувство отдаленности, нереальности (дереализация), страх смерти, страх утраты самоконтроля, страх сойти с ума. Панические расстройства чаще возникают у молодых женщин, приводя к постоянно хроническому нервному напряжению. Резистентной к медикаментозной терапии психогенной головной боли напряжения развитию абузуса в следствие злоупотреблении анальгетиками.

Следующий вид это посттравматическое стрессовое расстройство - весьма своеобразная причина психогенной головной боли. В Евангелие написано: «Не сотвори себе кумира». С точки зрения психотерапии, это весьма важное утверждение. В частности, посттравматическое стрессовое расстройство, особенно у подростков и людей молодого возраста, может развиться не только после утраты близкого человека (например, родителя), но и любой другой личности экстраординарной значимости - кумира. Это касается фанатов актеров, певцов и спортивных клубов и, даже, телепередач реалити - шоу. Таким образом, при опросе пациентов с головной боли важно уточнять обстоятельства жизни пациента и его окружения, но и его кумиров. У взрослых такое расстройство чаще обусловлено потерей близких, работы, катастрофами, криминальными событиями. Что, в свою очередь, предрасполагает к развитию психогенной головной боли и злоупотреблению наркотическими и лекарственными препаратами.

Как мы видим, устойчивое сомато-формное болевое расстройство является одной из важных причин отражения больных в неврологические клиники боли. Помимо злоупотребления анальгетиками и опиоидами, такие пациенты часто подвергаются жизнеугрожающим диагностическим (ангиография, коронарография и др.) и, даже, оперативным вмешательствам.

Депрессивный эпизод так же может

сопровождаться головной болью, резистентной к терапии анальгетиками. Наметившаяся в последние годы тенденция к ведению пациентов с депрессивными расстройствами врачами первичного звена здравоохранения приводит к поздней диагностированию депрессивного эпизода -патологии, ведение которой входит в прерогативу врача психиатра - психотерапевта. Для депрессивного эпизода характерно -увеличение негативных мыслей и эмоций, снижение самооценки (или самоуважения), невозможность контролировать эмоции (печаль, гнев, чувство вины, раздражительность и беспокойство), слезливость, боль, головная боль, Идеи виновности и уничижения (даже при легком типе эпизода), изменения энергетического потенциала (в основном, по утрам), нарушение сна и аппетита, снижение полового влечения, идеи или действия, направленные на самоповреждение, или суицид. Опасность самолечения или отказ от обращения к врачу психиатру/психотерапевту грозит не только развитием абузусной головной боли, но и суицидальными мыслями и попытками их реализации.

Психотерапия в лечении абузусных головных болей. Итак, роль врача психиатра и психотерапевта в диагностике психогенной головной боли различной этиологии, лежащей в основе развития абузуса, у подростков весьма велика. Психотерапевтические методики в арсенале специалиста разнообразны, а их выбор во многом зависит, как от характера личности пациента, так и от рассмотренных нами расстройств.

Остановимся на некоторых методиках: нейролингвистическое программирование (НЛП), психоанализ, гипнотерапия, гештальт - терапия, экзистенциальная психотерапия, телесно-ориентированная психотерапия, поведенческая психотерапия, музыкотера-пия, групповая психотерапия, арттерапия, семейная психотерапия, трансактный анализ, рациональная психотерапия.

Задачи НЛП при головной боли: воздействие на ментальную (психическую) жизнь пациента за счет использования возможностей его подсознания; обучение пациента правильно сформулировать цель и способам избавления от головной боли; по-

иск наиболее подходящих способов достижения цели; изменение болевого поведения; избавление от страхов возникновения головной боли.

Выбор психоанализа как психотерапевтической методики при головной боли помогает пациенту и врачу понять бессознательные конфликты, которые часто основаны на нереализованных детских желаниях. Этот метод наиболее оптимален для ведения взрослых больных с психогенной головной боли, имеющих достаточный уровень образования и интеллекта. В принципе может с успехом применяем и в подростковом возрасте.

Гипнотерапия: за счет трансовых техник происходит активизация собственных возможностей и ресурсов, которые позволяют справиться с проблемой или достичь поставленной цели, возможность эффективного и творческого поиска новых возможностей, новых вариантов поведения, новых путей решения проблем с использованием собственных внутренних ресурсов.

Гештальт-терапия позволяет работать с чувствами пациента, страдающего головными болями, сфокусировать его внимание на осознании происходящего здесь и сейчас, помочь в реализации так называемых не завершенных жизненных событий и, таким образом, избавиться от ряда этиологических психогенных факторов головной боли.

Весьма интересным и набирающим популярность психотерапевтическим методом терапии психогенной головной боли при социальной фобии у молодых взрослых и подростков является психодрама, которая позволяет помочь пациентам облегчить жизнь в социуме. Используется обыгрывание актуальной для конкретного пациента психотравмирующей ситуации в виде игр, сцен, танцев. По сути, все мы, игравшие в детстве в куклы, войну, индейцев и т.д., использовали метод психодрамы, что помогло нам спастись от социальной фобии и абузусной головной боли. Жаль, что наши дети все больше времени проводят в социальных сетях.

Целью телесно-ориентированной психотерапии является снятие блоков включая: невро-блок (программы позволяет убрать

спазмы, зажимы и триггеры в мышцах всего над процессами возбуждения, вследствие

тела и, особенно, спины, шеи и головы; по- этого сосуды восстанавливают свой нор-

сле расслабления мышц головная боль на- мальный физиологический тонус). пряжения уходит практически сразу); психо- И в заключении...Пациент с абузус-

логический блок (обладает антистрессовым ной головной болью не может жить в на-

качеством и убирает стрессовые доминанты стоящем, т.к. несет незавершенные ситуа-

из коры головного мозга, которые вызывали ции из прошлого, которые привлекают его

рефлекторный спазм сосудов; прекращает- внимание. В силу этого ему не хватает ни

ся патологическое возбуждение коры; про- осознания, ни энергии действовать в на-

цессы торможения начинают преобладать стоящем.

THE ABUSE HEADACHE PROBLEM IN ADOLESCENT: VIEW OF PSYCHOTHERAPIST A.A. Sorokin

Clinical Hospital № 51 FMBA of Russia, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, RF

Abstract. The psychogenic factor is one of the leading causes of headaches in adolescents. Drug abuse headaches are due to inadequate treatment of psychogenic headaches and chronic abuse of angalgetics nonsteroidal anti-inflammatory drugs. Author (the psychotherapist) presented his view on the abuse headaches problem.

Keywords: headaches, drug abuse, adolescents, psychotherapy.

Сведения об авторе: Сорокин Александр - врач психиатр, психотерапевт ФГБУЗ КБ № 51 ФМБА России

Статья поступила в редакцию 16 февраля 2014 года Принята в печать 26 мая 2014 года

© АЛЕКСЕЕВА О.В., ШНАЙДЕР Н.А., КАНТИМИРОВА Е.А

КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ АПНОЭ СНА У ДЕВОЧЕК С СИНДРОМОМ РЕТТА О.В. Алексеева, Н.А. Шнайдер, Е.А. Кантимирова

Красноярский государственный университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Университетская клиника, Красноярск

Актуальность: У детей синдромом Ретта (СР) наличие респираторных нарушений является прогностически неблагоприятными симптомами. Могут присутствовать разнообразные нарушения сна: апноэ сна и бодрствования, расстройства циркадианного ритма сна и др.

Материал. Нами наблюдаются 3 пациентки (девочки) с СР, наблюдающиеся в Неврологическом центре эпилептологии, нейрогенетики и исследования мозга Университетской клини-

ки. Выявлены следующие типы нарушений дыхания:

1. центральное апноэ в виде аномального дыхания и остановок (апноэ) до 1-2 минут, чередующееся с периодами гипервентиляции; все случаи центрального апноэ регистрировались в период бодрствования детей и сопровождались в ряде случаев развитием аноксиче-ских миоклонических приступов;

2. обструктивное апноэ присоединялось у наблю-даемых детей при патологии верхних дыхательных путей, при гипертрофии глоточной и нёбных мин-далин; также данный вид апноэ зарегистрирован у девочки с врожденными аномалиями развития ли-цевого черепа в ретро- и гипогнатии (2 случая);

3. смешанное апноэ, являющееся ведущей причи-ной смерти вследствие нарушения вентиляции лёг-ких с альвеолярной гиповенти-ляцией, центрального апноэ, а так же рестрик-тивных нарушений на фоне деформации грудной клетки, сколиоза (1 случай).

В настоящее время стандартом для оцен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.