5. УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08)
5.1. ПРОБЕЛЫ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Рарог А.И., д.ю.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, зав. кафедрой уголовного права
МГЮА
Вопросам пробельности российского уголовного законодательства уделялось определенное внимание со стороны отечественных ученых. Однако пока еще нет оснований считать данную проблему достаточно разработанной.
Прежде всего, в уголовно-правовой науке не определена юридическая природа пробелов в уголовном законодательстве. Некоторые ученые относят пробелы к законотворческим ошибкам1, другие выражают в этом сомнение, поскольку пробельность права, т.е. то, «что не существует в праве и не обладает свойством нормативности», вряд ли можно считать юридической ошибкой2. Отдельные же ученые неосновательно ставят знак равенства между пробелами в уголовном законодательстве и позицией правоприменителя, не соответствующей букве закона. Так, Н.Г. Иванов усматривает пробельность уголовного права в том, что Пленум Верховного Суда РФ рекомендует убийство, сопряженнее с похищением человека либо захватом заложника, квалифицировать по совокупности п. «в» ч. 2 ст. 105 УК со статьями 126 или 206 УК3. На самом деле данная рекомендация вовсе не означает про-бельности уголовного закона. Скорее, она свидетельствует о том, что высший судебный орган страны не всегда оперативно учитывает изменения в законодательстве и не вносит поправки в ранее данные рекомендации, которые не соответствует законодательным новеллам. Разъяснения, содержащиеся в пунктах 7, 11 и 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)», в полной мере соответствовали первоначальному определению совокупности преступлений в ст. 17 УК. Но они не учитывают того, что Федеральным законом от 21 июля 2004 г. законодательное определение совокупности преступлений снабжено оговоркой: «за исключением случаев, когда совершение двух или более преступлений предусмотрено статьями Особенной части настоящего Кодекса в
1 См.: Баранов В.М., Сырых В.М. Законотворческие шибки: понятие и типология // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование. - Нижний Новгород, 2001. - Т. 1.
- С.388.
2 См.: Панько К.К. Понятие и общая характеристика законотворческих ошибок в уголовном праве // Уголовное право и криминология: современное состояние и перспективы развития. Выпуск 1. - Воронеж,
2005. - С. 165.
3 См.: Иванов Н.Г. Некоторые вопросы пробельности уголовного за-
конодательства России // Пять лет действия УК РФ: итоги и перспек-
тивы. - М., 2003. - С. 27.
качестве обстоятельства, влекущего более строгое наказание». Именно под эту оговорку подпадают случаи убийства, сопряженного с другими преступлениями, названными в пунктах «в», «з» и «к» ч. 2 ст. 105 УК. Таким образом, устаревшие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ вступили в противоречие с новой законодательной трактовкой совокупности преступлений.
При определении юридической природы пробелов в законодательстве следует исходить из того, что пробелы могут быть абсолютными (полными) и относительными (неполными, частичными).
Абсолютная (полная) пробельность означает, что какая-то социально значимая проблема, требующая уголовно-правового регулирования в соответствии с международным правом или потребностями национального развития, не нашла отражения в российском уголовном законодательстве. Так, до 7 августа 2001 г. российский законодатель не криминализировал легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершенного им преступления; до 8 декабря 2003 г. в УК РФ не предусматривалась ответственность за торговлю людьми и использование рабского труда4; до 28 декабря 2004 г. не являлась уголовно наказуемой организация незаконной миграции; до сих пор не предусмотрена уголовная ответственность за создание террористической организации, руководство ею и участие в ней как за самостоятельные преступления5. Представляется, что абсолютные пробелы являются не законотворческими ошибками, а свидетельством несовершенства уголовного закона, недостаточно высоким уровнем его развития. Восполнение таких пробелов требует принятия новых уголовно-правовых норм.
Относительная (неполная, частичная) пробель-ность уголовного закона состоит в том, что вопрос, входящий в сферу уголовно-правового регулирования, разрешен в нормах права неполно или недостаточно конкретно. Подобные пробелы являются законотворческими ошибками, которые могут быть исправлены путем внесения соответствующих уточнений или дополнений в текст действующего уголовного закона. Пробелы именно такого рода порождают неясности и противоречия в правоприменительной практике. И в Общей, и в Особенной части российского УК таких пробелов достаточно много, подробно рассмотреть их вряд ли возможно, поэтому ограничимся лишь некоторыми примерами.
1. В соответствии со ст. 22 Федерального закона РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЭ «О противодействии терроризму» «лишение жизни лица, совершающего террористический акт, а также причинение вреда здоровью или имуществу такого лица либо охраняемым законом интересам личности, общества или государства при пресечении террористического акта либо осуществлении иных мероприятий по борьбе с терроризмом
4 См.: Землюков С.В. Изменения УК РФ: состояние, оценка и перспективы // Изменения УК РФ: состояние, тенденции и проблемы применения. - Барнаул, 2005. - С. 13.
5 См.: Панько К.К. Указ. раб. - С. 174.
действиями, предписываемыми или разрешенными законодательством Российской Федерации, являются правомерными». В связи с этой нормой возникают вопросы теоретического и практического характера.
Прежде всего, не ясна юридическая природа правомерности причинения вреда, в том числе физического, лицам, не причастным к террористическому акту в связи с пресечением такового. Действия по пресечению террористического акта либо иные законные действия по борьбе с терроризмом не обладают признаками необходимой обороны или крайней необходимости. Значит, отнесение их к обстоятельствам, исключающим преступность деяния, осуществлено вне рамок Уголовного кодекса, что противоречит ч. 1 ст. 1 УК РФ. Очевидно, что для сохранения цельности уголовного законодательства необходимо дополнить гл. 8 УК статьей о правомерности причинения вреда личности, общества или государства при пресечении террористического акта или при осуществлении разрешенных действий по борьбе с терроризмом.
2. Кодекс не содержит четких решений о виде исправительных учреждений для отбывания лишения свободы.
Во-первых, указав в ст. 56 УК лечебное исправительное учреждение как одно из мест отбывания лишения свободы, законодатель в ст. 58 УК не решил вопроса о круге лиц, направляемых в названное учре-ждение6.
Во-вторых, в п. «а» ч. 1 ст. 58 УК указано, что в колонию-поселение могут направляться для отбывания лишения свободы те лица, совершившие умышленные преступления небольшой и средней тяжести, которые ранее не отбывали лишение свободы. При этом остался не решенным вопрос о месте отбывания наказания лицами, осужденными за преступления тех же категорий, если они ранее отбывали лишение свободы, но при отсутствии рецидива преступлений (кстати, следует подчеркнуть, что повторение умышленных преступлений небольшой тяжести вообще не создает рецидива преступлений). Совершенно очевидно, что в п. «а» ч. 1 ст. 58 УК следует указать, что в колонию-поселение могут направлять лица, осужденные к лишению свободы за умышленные преступления небольшой тяжести, а также за умышленные преступления средней тяжести при отсутствии рецидива преступлений.
В-третьих, в п. «в» ч. 1 ст. 58 УК не решен вопрос о месте отбывания лишения свободы мужчинами, осужденными за тяжкие преступления, если они ранее отбывали лишение свободы, но при отсутствии рецидива преступлений. Очевидно, они также должны направляться в исправительную колонию строгого режима. Для этого норму целесообразно изложить следующим образом:
«в) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а также осужденным к лишению свободы за совершение преступлений средней тяжести при рецидиве или опасном рецидиве, если осужденный ранее отбывал лишение свободы;».
В соответствии с Федеральным законом от 12 декабря 2003 г. замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания стала применяться к осу-
6 См.: Денисова А.В., Малков В.П. Уголовно-правовые рассогласования: отраслевой и межотраслевой аспекты. - Казань, 2006. - С. 59.
жденным, отбывающим не только лишение свободы, но также ограничение свободы и содержание в дисциплинарной воинской части. Указав на это в ч. 1 ст. 80 УК, законодатель забыл внести аналогичное изменение в ч. 2 этой статьи, где говорится о необходимости отбыть осужденному установленную законом часть (1/3, 1/2 или 2/3) лишения свободы. Таким образом, оставлен без ответа вопрос: по отбытии какой именно части назначенного судом срока ограничение свободы или содержание в дисциплинарной воинской части могут быть заменены более мягким видом наказания?
Для устранения отмеченного пробела необходимо в ч. 2 ст. 80 УК слова: «к лишению свободы» заменить словами: «назначенного наказания».
4. В ч. 3 ст. 81 УК предусмотрено освобождение военнослужащего от дальнейшего отбывания наказания только в виде ареста или содержания в дисциплинарной воинской части в случае заболевания, делающего осужденного негодным к военной службе. Но в такой ситуации становится невозможным и отбывание наказания виде ограничения по военной службе. Следовательно, отсутствие упоминания этого вида наказания в ч. 3 ст. 81 УК является явным пробелом в законе. Этот пробел частично восполнен в ч. 1 ст. 174 Уголовноисполнительного кодекса РФ, допускающего освобождение по болезни военнослужащего, отбывающего не только арест или содержание в дисциплинарной воинской части, но и ограничение по военной службе. Однако этим отнюдь не улучшается качество самого уголовного закона, поэтому в ч. 3 ст. 81 УК необходимо наряду с наказаниями в виде ареста и содержания в дисциплинарной воинской части указать и наказание в виде ограничения по военной службе.
5. С принятием Федерального закона от 8 декабря
2003 г. утратила силу ст. 152 УК (Торговля несовершеннолетними), одновременно Кодекс был дополнен статьей 1271, согласно которой криминализирована торговля людьми в целях их эксплуатации. Благодаря этим изменениям торговля несовершеннолетними (как и взрослыми) без цели их эксплуатации оказалась вне поля зрения уголовного закона, что является несомненным законодательным пробелом. Поэтому (наряду с другими аргументами) в литературе высказывается вполне обоснованное предложение исключить указание на цель эксплуатации человека из диспозиции ч. 1 ст. 1271 УК РФ7.
С нарушением принципа системности уголовного законодательства была осуществлена криминализация торговли людьми (1271 УК) и использования рабского труда (ст. 1272 УК), поэтому в названных нормах имеется ряд пробелов.
7 См.: Кругликов Л.Л. Уголовно-правовые средства противодействия работорговле и смежным с ней формам // Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние. - Саратов, 2004. - С. 396; Евстифеева Е.В. Оптимизация уголовно-правовой основы борьбы с торговлей людьми // Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние.- Саратов, 2004. - С. 410; Бикмурзин М.П. Соотношение предмета преступления и потерпевшего: на примере составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 127‘ и 1272 УК РФ // Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние. - Саратов, 2004. - С. 433; Кислова Е.А. Проблемы регулирования уголовной ответственности за торговлю людьми // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке. - М. 2006.
- С. 168-169; Келина С.Г. 10 лет Уголовному кодексу Российской Федерации // Российский ежегодник уголовного права. - 2006. - № 1. - С. 18.
Во-первых, редакция ст. 1272 УК не в полной мере соответствует международно-правовым обязательствам Российской Федерации.8 В соответствии со ст. 4 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. и ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. запрещены не только собственно рабство и работорговля во всех их видах, но и обращение человека в любое подневольное состояние (долговая кабала, крепостное состояние, любые институты или обычаи, сходные с рабством. К сожалению, эти явления остались за рамками ст. 1272 УК РФ. Этот пробел, безусловно, требует устранения путем изменения редакции данной уголовно-правовой нормы.
Во-вторых, похищение человека, торговля людьми и использование рабского труда - это однородные преступления, посягающие на личную свободу человека и обладающие примерно равной степенью общественной опасности. По этим признакам к данной группе преступлений можно отнести и захват заложника, при котором личная свобода также является непосредственным (хотя и дополнительным) объектом. В силу однородности названных преступлений должны быть максимально унифицированы их квалифицирующие признаки.9 Тем не менее, в их наборе много необоснованных различий. Например, в ст. 126 УК отсутствуют такие квалифицирующие признаки, как цель изъятия у потерпевшего органов или тканей, а также совершение преступления способом, опасным для жизни многих людей. В то же время в статьях 1271 и 1272 УК по непонятным причинам не использованы такие квалифицирующие признаки, как совершение преступления по предварительному сговору группой лиц либо в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности. В составах преступлений, предусмотренных статьями 1271 и 127 УК, квалифицирующее значение неосновательно придается просто насилию, без указания на его характер, тогда как в статьях 126, 127 и 206 УК квалифицирующим признаком является применение только такого насилия, которое опасно для жизни или здоровья. Именно этот признак и следовало бы использовать в составах торговли людьми и использования рабского труда, которые по своей сути являются насильственными преступлениями, на что вполне обоснованно указывалось в литературе.10
В примечании 1 к ст. 1271 УК основание освобождения от уголовной ответственности в силу деятельного раскаяния излишне перегружено дополнительными
8 См.: Рарог А.И. Принцип системности и развитие уголовного законодательства // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке. - М.
2006. - С. 4 -5; Цепелев В.Ф. Реформирование уголовного законодательства и его соответствие основным принципам уголовной политики современной России // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке. - М. 2006. - С. 15.
9 См.: Кислова Е.А. Уголовно-правовые средства противодействия рабству и торговле людьми. Автореф. дисс. ... к.ю.н. - М. 2005. - С. 11-12; Скорлуков О.А. Рабство и работорговля: криминологический и уголовно-правовой аспекты исследования. Автореф. дисс. . к.ю.н. -М., 2005. - С. 9; Жинкин А.А. Торговля людьми и использование рабского труда: проблемы квалификации и соотношение со смежными составами преступлений. Автореф. дисс. . к.ю.н. - Краснодар, 2006.
- С. 8; Егорова Л.Ю. Торговля несовершеннолетними: проблемы квалификации. Автореф. дисс. ... к.ю.н. - М., 2007. - С. 10-11.
10 См.: Кислова Е.А. Уголовно-правовые средства противодействия
рабству и торговле людьми. - С. 11-12; Алихаджиева И.С. О системности норм УК (на примере ст. 1271 УК «Торговля людьми») // Системность в уголовном праве. - М., 2007. - С. 29.
условиями: совершение преступления впервые, отсутствие квалифицирующих обстоятельств (за исключением одного), содействие раскрытию совершенного преступления. Подобных условий нет в примечаниях к статьям 126 и 206 УК. Для того чтобы повысить эффективность действия примечания к ст. 1271 УК, следует исключить из него упомянутые выше условия11.
Нет удовлетворительного объяснения и тому, что в статьях 127 и 1272 УК вообще не предусмотрено освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Для унификации основания освобождения в связи с деятельным раскаянием от уголовной ответственности за совершение преступлений, посягающих на личную свободу человека, следует изложить примечание к ст. 126 УК РФ в следующей редакции:
«Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей или статьями 127-1272 настоящего Кодекса, и добровольно освободившее потерпевшего, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления».
6. В соответствии с международно-правовыми обязательствами России в УК РФ была установлена ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (ст. 174). Применение данной нормы затруднялось недостаточно четкой диспозицией. Во-первых, неконкретно был определен статус предмета преступления (приобретено ли оно любым незаконным способом либо только посредством совершения преступления). Во-вторых, в законе не была сформулирована цель деяния. В-третьих, не было ясности относительно субъекта преступления (шла ли речь только о лицах, отмывающих чужие «грязные» деньги или имущество, либо также о лицах, которые сами прибрели их посредством совершения преступления). После принятия Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ст. 174 УК была реформирована и Кодекс дополнен статьей 1741. Затем редакция обеих статей УК менялась еще дважды: Федеральными законами от 8 декабря 2003 г № 162-ФЗ и от 21 июля
2004 г. № 73-ФЗ. Несмотря на неоднократное реформирование этих норм сложности в их практическом использовании окончательно не устранены. В частности, оказались пробельными санкции частей первых статей 174 и 1741 УК, что существенно затрудняет возможности их реального применения.
В обеих указанных нормах предусматривается лишь один вид наказания - штраф. С учетом актуальности проблемы отмывания «грязных» денег, распространенности и степени общественной опасности этого явления можно с уверенностью утверждать, что санкции данных статей УК явно занижены. Но дело не только в этом. Рассматриваемые санкции заключают в себе возможность полной безнаказанности легализации денежных средств или имущества, приобретенных преступным путем, если преступление совершено без квалифицирующих признаков. Согласно ч. 5 ст. 46 УК в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назна-
11 См.: См.: Кругликов Л.Л. Указ. раб. - С. 397; Кислова Е.А. Проблемы регулирования уголовной ответственности за торговлю людьми // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке. - М., 2005. - С. 169.
ченного в качестве основного наказания, он заменяется более строгим наказанием в пределах санкции, предусмотренной за совершенное преступление. А поскольку в данном случае санкции никакого другого наказания, кроме штрафа, не предусматривают, злостное уклонение от уплаты штрафа, назначенного приговором за легализацию имущества, приобретенного преступным путем, обречено на безнаказанность.12
7. Федеральным законом от 12 декабря 2003 г. была реформирована ст. 228 УК и Кодекс был дополнен статьями 2281 и 2282. Статья 228 УК в ныне действующей редакции предусматривает наказание за приобретение, хранение, перевозку, изготовление и переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, если эти действия совершены без цели сбыта. А в ст. 2281 УК установлена ответственность только за производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Цель сбыта при производстве или пересылке названных средств или веществ прямо не указана в законе (и это еще один пробел), но по логике вещей она предполагается (иначе было бы необъяснимым различие в наказуемости перевозки и пересылки этих средств или веществ). Таким образом, приобретение, хранение, перевозка и переработка указанных веществ в крупном размере, совершенные с целью сбыта, не подпадают ни под ст. 228, ни под ст. 2281 УК. На практике данный пробел восполняется посредством квалификации данных деяний как приготовления к сбыту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Однако при этом возникает проблема серьезной недооценки степени общественной опасности таких преступлений13. Для устранения отмеченного
пробела в уголовном законе необходимо изменить диспозицию ст. 2281 УК, дополнив ее указанием на приобретение, хранение, перевозку, изготовление или переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с целью сбыта. Кстати, в этом плане представляет немалый интерес проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 57, 228, 2281 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации ее депутатом Е.В. Ройзманом. Этим проектом предусматривается дополнение ст. 228 УК частью третьей о незаконных приобретении, хранении, перевозки, пересылки, изготовлении или переработке в целях сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также частями четвертой и пятой о совершении тех же деяний при квалифицирующих и особо квалифицирующих обстоятельствах.
Приведенные примеры нарушения требований системности и беспробельности уголовного закона составляют лишь часть подобных нарушений, допущенных законодателем при внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации. Однако и их вполне достаточно для вывода о том, что состояние российского уголовного законодательства актуализирует постановку вопроса о новой редакции Уголовного кодекса Российской Федерации, свободной от «не работающих» норм, пробелов и несогласованности отдельных элементов уголовного закона.
12 См.: Кругликов Л.Л., Спиридонова О.Е. Юридические конструкции и символы в уголовном праве. - СПб., 2005. - С. 141.
13 См.: Рарог А.И.Перспективы дальнейшего развития уголовного законодательства России // Российское уголовное право: традиции, современность, будущее. СПб., 2005. С. 68; Зуй И.И. Теоретические подходы к процессу криминализации деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке. М., 2007. С. 430.