Научная статья на тему 'Пробелы и коллизии в законодательном регулировании полномочий по назначению на должностии освобождению от должностей работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации'

Пробелы и коллизии в законодательном регулировании полномочий по назначению на должностии освобождению от должностей работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
883
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / РАБОТНИКИ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОКУРАТУРЫ / НАЗНАЧЕНИЕ НА ДОЛЖНОСТЬ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ / ПРАВОВЫЕ КОЛЛИЗИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черепанов Максим Мухтаржанович

Проанализированы пробелы и коллизии в законодательном регулировании полномочий должностных лиц по назначению на должности и освобождению от них подчиненных работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации. В свете проводимой в России правовой реформы предложены пути решения указанных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пробелы и коллизии в законодательном регулировании полномочий по назначению на должностии освобождению от должностей работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации»



пробелы и коллизии

в законодательном регулировании полномочий по назначению на должности и освобождению от должностей работников органов и организаций прокуратуры российской федерации

Черепанов Максим Мухтаржанович

Кандидат юридических наук, доцент кафедры прокурорской деятельности Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург), e-mail: [email protected]

Проанализированы пробелы и коллизии в законодательном регулировании полномочий должностных лиц по назначению на должности и освобождению от них подчиненных работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации. В свете проводимой в России правовой реформы предложены пути решения указанных проблем.

Ключевые слова: прокуратура, работники органов и организаций прокуратуры, назначение на должность и освобождение от должности, правовые коллизии

ON SOME GAPS AND CONFLICTS IN LEGISLATIVE REGULATION OF POWERS TO APPOINT AND REMOVE THE PROCURATORIAL STAFF IN RUSSIA

Cherepanov Maksim

Urals State Law University (Yekaterinburg), e-mail: [email protected]

The article analyzes a number of gaps and conflicts in legislative regulation of officials' powers to appoint and remove subordinate workers of procuracy bodies and organizations in Russia. Under the current legal reform in Russia, the author proposes ways to solve the mentioned challenges.

Key words: procuracy, General Procurator of the Russian Federation, President of the Russian Federation, appointment and removal, conflict in laws

В условиях проводимой в Российской Федерации правовой реформы вызывает научный интерес вопрос о законодательном регулировании полномочий руководителей прокуратур всех видов (территориальных и специализированных) и звеньев и Президента Российской Федерации по назначению на должности подчиненных им работников. Изменения, внесенные в последнее время в ряд законов, коснулись и норм, регламентирующих указанные полномочия. Однако некоторые пробелы и противоречия в законодательном регулировании этой сферы остаются невоспол-ненными и неустраненными.

Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»1 внесены поправки в ст. 129 Конституции Российской Федерации.

1 URL: http://www.pravo.gov.ru:8080/page.aspx?87245.

В частности, в чч. 2-5 данной статьи были разграничены полномочия Президента и Генерального прокурора Российской Федерации по назначению на должности руководителей прокуратур различных видов и звеньев. Так, Президент: 1) представляет в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации кандидатуры на должности Генерального прокурора и его заместителей; 2) назначает на должности прокуроров субъектов Российской Федерации по представлению Генерального прокурора, согласованному с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и единолично освобождает их от должности; 3) назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров (кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур). Генеральный прокурор: 1) назначает на должность и освобождает от должности прокуроров городов и районов; 2) назначает на должность и освобождает от должности прокуроров специализированных прокуратур, приравненных к прокуратурам городов и районов.

Закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 5 октября 2015 г.) (далее - Закон о прокуратуре)1 также разграничивает полномочия различных должностных лиц по назначению на должность подчиненных работников прокуратуры. В частности, речь идет о ст. 12, 121, 151, 161, которые относительно недавно были приведены в соответствие с положениями ст. 129 Конституции Российской Федерации.

Важно обратить внимание на логическое несовершенство Закона о прокуратуре, в котором полномочия руководителей различных прокуратур в рассматриваемой сфере разбросаны по разным статьям. Так, в Законе имеется еще одна, помимо указанных, статья, определяющая полномочия должностных лиц руководящего состава прокуратур по назначению на должности и освобождению от них подчиненных работников, - это ст. 405, размещенная в разд. V «Служба в органах и организациях прокуратуры. Кадры органов и организаций прокуратуры». В отличие от нее, ст. 12, 121 и другие находятся в разд. II «Система и организация прокуратуры Российской Федерации». Еще ряд норм - нормы ст. 48 разд. VI «Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры» - отдельно закрепляют полномочия руководителей органов военной прокуратуры и их структурных подразделений в интересующей нас сфере. При этом п. 4 ст. 48 Закона о прокуратуре в части, предоставляющей Генеральному прокурору право назначения на должность и освобождения от нее военных прокуроров округов, флотов и других приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, военных прокуроров, противоречит ч. 4 ст. 129 Конституции и п.3 ст.151 Закона о прокуратуре, поскольку указанное право принадлежит Президенту.

Как представляется, ст. 129 Конституции также нельзя назвать совершенной. Так, не совсем ясно, в каком смысле законодатель употребляет в ней термин «прокурор». В силу ст. 54 Закона о прокуратуре прокурор - это руководитель соответствующей прокуратуры (прокурор субъекта, города, района и т. д.) либо прокурорский работник вообще (т. е. прокурор в широком смысле слова). Например, ректор Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации не считается прокурором, но является прокурорским работником, поскольку имеет классный чин. В связи с этим непонятно, относится ли он к числу «иных прокуроров» по смыслу ч. 4 ст. 129 Конституции и назначается на должность и освобождается от нее Президентом либо вы-

1 Рос. газ. 1992. 18 февр.

ступает прокурорским работником и назначается на должность и освобождается от нее Генеральным прокурором на основании п. 3 ст. 17 и подп. «д» п. 1 ст. 405 Закона о прокуратуре.

Если прокурора рассматривать как руководителя прокуратуры, то устранить указанный в предыдущем абзаце законодательный недочет можно путем внесения изменений в ч.4 ст. 129 Конституции: вместо формулировки «иные прокуроры» использовать формулировку «прокуроры специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации», поскольку только они не названы в указанной статье наряду с Генеральным прокурором, прокурорами субъектов и прокурорами городов, районов и приравненными к ним прокурорами. Если под иными прокурорами понимаются прокурорские работники вообще, то в статье нужно закрепить формулировку «иные прокурорские работники». Кроме того, было бы нелишним в ст. 129 Конституции определить, в чьей компетенции (Генерального прокурора или Президента) будет назначение на должность и освобождение от нее работников органов и организаций прокуратуры, не являющихся прокурорскими работниками (федеральных государственных гражданских служащих).

Изложенные факты свидетельствуют о несовершенстве законодательства о прокуратуре в части регулирования полномочий различных должностных лиц по назначению на должности и освобождению от них работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации. Несмотря на простой на первый взгляд способ решения обозначенных проблем, выявленных законодательных пробелов (Закон о прокуратуре ниже по юридической силе, чем Конституция, поэтому его нормы при конкуренции с конституционными нормами проигрывают), необходимость привести нормы Закона о прокуратуре в соответствие друг с другом и с конституционными нормами никто не устранил. В частности, логично исключить ст. 405 из Закона о прокуратуре, предварительно переместив ее содержание в самостоятельную статью разд. II этого же Закона (например, в ст. 13, которая утратила юридическую силу), устранив противоречия между ними и приведя новую статью в соответствие со ст. 129 Конституции РФ. В противном случае на практике может возникнуть путаница при назначении на должности и освобождении от них работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, что приведет к повсеместному нарушению законодательства в указанной части.

За последние несколько лет было принято уже несколько новых редакций Закона о прокуратуре. В связи с этим, подводя итог, хочется выразить надежду, что в процессе проходящей в Российской Федерации правовой реформы в законодательство о прокуратуре будут внесены изменения и дополнения, направленные на устранение имеющихся в нем коллизий и восполнение пробелов в нормативном регулировании рассмотренных в статье вопросов.

Библиография

О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации: Закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ // URL: http://www. pravo.gov.ru:8080/page.aspx?87245.

О прокуратуре Российской Федерации: Закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-I // Рос. газ. 1992. 18 февр.

Bibliography

O prokurature Rossijskoj Federacii: Zakon РФ ot 17 yanvarya 1992 g. № 2202-I // Ros. gaz. 1992. 18 fevr.

O Verxovnom Sude Rossijskoj Federacii i prokurature Rossijskoj Federacii: Zakon RF o popravke k Konstitucii Rossijskoj Federacii ot 5 fevralya 2014 g. № 2-FKZ // URL: http://www.pravo.gov.ru:8080/ page.aspx?87245.

PL|

О

со 4

U PL|

О

PL! £

О

PL!

в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.