Научная статья на тему 'ПРОАКТИВНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ТРУДОВОГО СТРЕССА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ПРОАКТИВНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ТРУДОВОГО СТРЕССА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
122
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
саморегуляция / проактивные копинг-стратегии / трудовой стресс / стресс-факторы профессионального труда / COVID-19.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецова А. С., Гущин М. В.

Представлены результаты лонгитюдного исследования особенностей применения проактивных копинг-стратегий как путей опережающей саморегуляции в условиях действия стресс-факторов первой волны пандемии COVID-19 у представителей среднего медицинского персонала клиники (306 обследованных). Выявлены различия в выраженности субъективной готовности к применению превентивных, проактивных и рефлексивных стратегий преодолению стресса у медицинских специалистов с наличием и отсутствием хронический состояний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузнецова А. С., Гущин М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОАКТИВНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ТРУДОВОГО СТРЕССА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

ПРОАКТИВНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ТРУДОВОГО СТРЕССА

МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Кузнецова А. С., Москва (Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, kuznetsovamsu@rambler.ru

Гущин М. В., Москва (Россия), эксперт по внедрению бережливых технологий Регионального центра организации первичной медико-санитарной помощи департамента здравоохранения г. Москвы, maximbezdna@yandex.ru

DOI:

Представлены результаты лонгитюдного исследования особенностей применения проактивных копинг-стратегий как путей опережающей саморегуляции в условиях действия стресс-факторов первой волны пандемии COVID-19 у представителей среднего медицинского персонала клиники (306 обследованных). Выявлены различия в выраженности субъективной готовности к применению превентивных, проактивных и рефлексивных стратегий преодолению стресса у медицинских специалистов с наличием и отсутствием хронический состояний.

Ключевые слова: саморегуляция, проактивные копинг-стратегии, трудовой стресс, стресс-факторы профессионального труда, COVID-19.

PROACTIVE SELF-REGULATION IN COPING WITH WORK STRESS IN NURSES DURING THE FIRST WAVE OF COVID-19 PANDEMIC

Kuznetsova A.S., Moscow (Russia), PhD, docent, associated professor, department of work and engineering psychology, Lomonosov Moscow State University, kuznetsovamsu@rambler.ru

Gushchin M.V., Moscow (Russia), expert in lean technologies' implementation, Regional center of primary medical care organization, Moscow healthcare department, maximbezdna@yandex.ru

The results of a longitudinal study of proactive coping strategies as ways of proactive self-regulation under the influence of stress factors of the first wave of the COVID-19 pandemic among representatives of the nursing staff of the clinic (306 examined) are presented. Differences in the severity of subjective readiness for the use of preventive, proactive and reflexive strategies to cope with stress in medical specialists with and without chronic states were revealed.

Keywords: self-regulation, proactive coping strategies, work stress, work-related stressors, COVID-19.

Введение: актуальность проблемы. В условиях действия мощных и непривычных стресс-факторов, вызванных стремительным распространением пандемии COVID-19, сформированные у медицинских специалистов эффективные формы саморегуляции приобретают ключевое значение для эффективной адаптации в критических ситуациях и сохранения способности успешно выполнять трудовые задачи. Важную роль в преодолении высокой напряженности труда медиков (в том числе, и представителей среднего звена медицинских работников, часто объединяемых термином «медсестры») играет способность к

опережающей саморегуляции, предоставляющей возможность смягчить действие ситуативных стрессоров за счет превентивного моделирования критических ситуаций и способов их преодоления [1; 2]. Учитывая противоречивый характер накопленных эмпирических данных о типичных для среднего медперсонала формах копинг-поведения [4; 5], в разработке программы исследования копинг-ресурсов целесообразно опираться на знание специфики профессионального труда медработников среднего звена. Прежде всего, трудовая деятельность медсестер строго регламентирована; при этом, к числу профессиональных умений относится высокая готовность к быстрому реагированию по заданному протоколу в случае возникновения критических ситуаций. Поэтому весьма актуальной является линия исследований специфики обращения в стрессовых условиях к проактивным формам саморегуляции, базирующихся на осмысленной прогностической оценке ситуационных признаков нарастающей напряженности и разработке плана действий превентивного характера, направленных на снижение вероятности неблагоприятного развития событий.

Организация исследования и методы сбора данных.

Сложившуюся в марте-апреле ситуацию стремительного распространения пандемии СОУШ-19 в Московском регионе можно рассматривать как уникальную возможность для анализа проактивных форм копинга и их эффективности в преодолении факторов трудового стресса медсестер. В этот период была разработана программа лонгитюдного эмпирического исследования медицинских специалистов, вовлеченных в оказание помощи СОУГО-пациентам в клинических условиях, с целью выявления и анализа преобладающих форм копинга среднего медперсонала с разной выраженностью хронических состояний. В качестве основной гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что медсестры с низким уровнем хронических состояний стресса и утомления чаще используют проактивные и превентивные копинг-стратегии - по сравнению с медсестрами групп риска, у которых кумуляция симптоматики состояний потери ресурсов крайне высока.

В исследовании приняли участие 306 представителей среднего медицинского персонала городской больницы: 295 женщин и 11 мужчин; возраст - 43,2±10,9; общий стаж работы в клинике - 20,7±11,5. Для сбора эмпирических данных применялись методики опросного типа: «Хронический стресс» и «Хроническое утомление» А.Б. Леоновой, «Проактивное совладающее поведение» Э. Грингласс в адаптации Е.С. Старченковой.

Первый этап лонгитюдного исследования проведен на начальном этапе первой волны пандемии (март 2020 г.) - в период активной подготовки больницы к массовому приему СОУШ-пациентов. В это время рабочая нагрузка и условия труда медсестер были в пределах нормы. Вся выборка обследованных была разделена на группы (при помощи алгоритма кластеризации по методу к-средних показателей выраженность хронического стресса и утомления), что позволило дифференцировать благополучную группу (п=153) и группу риска (п=45), значимо не отличающихся по основным профессионально-демографическим показателям. Второй этап реализован через 3 месяца (июнь 2020 г.). За прошедший период резко увеличились интенсивность и объем нагрузки в сочетании с действием факторов повышенной опасности заражения. В диагностическом срезе на втором этапе смогли принять участие не все медсестры, прошедшие обследование в марте; но, несмотря на уменьшение выборки, соотношение числа медсестер в благополучной группе и группе риска было сохранено.

Результаты и их обсуждение. Данные первого диагностического среза показали достаточно высокий уровень проактивных копинг-стратегий: от 67 до 80% от максимального значения для показателей проактивного, рефлексивного, превентивного и стратегического копинга. Можно предположить, что отраженное в опросниках представление медсестер о том, что они неплохо умеют применять проактивные формы совладания со стрессом, указывает на наличие в системе средств саморегуляции приемов опережающей подготовки к предстоящему стрессовому событию. Таким образом, сформированная у медсестер готовность к применению проактивных форм копинга может рассматриваться как фактор смягчения действия стрессоров пандемии. Интересно, что статистическое сравнение проактивных копинг-стратегий у медсестер благополучной группы и группы риска на первом этапе исследования показало отсутствие значимых различий - за исключением несколько большей выраженности рефлексивного преодоления (на уровне статистической тенденции: ^критерий равен 2,9 при р = 0,08).

Результаты сравнения эффектов роста напряженности первой волны пандемии СОУГО-19 на субъективную оценку состояния копинг-ресурсов позволили установить, что существенных изменений выраженности проактивных стратегий преодоления трудового стресса за истекший период ни в благополучной группе, ни в группе риска не произошло. Безусловно, данный результат ожидаем: маловероятно, что за короткий (пусть и насыщенный стрессовыми событиями) трехмесячный период копинг-стратегии, которые формируются годами и являются весьма устойчивы, существенно изменятся [3].

Вместе с тем, результаты второго диагностического среза показывают значимые различия между представителями благополучной группы и группы риска по показателям проактивного (р=0,04), рефлексивного (р=0,015) и превентивного (р=0,04) копинга. Эти данные весьма необычны и, по-видимому, могут быть связаны с уменьшением разброса оценок в группе риска на втором этапе исследования: медсестры группы риска в июне продемонстрировали большее единство мнений в понимании своего проактивного потенциала. Вероятно, найденные факты отражают межгрупповые различия в типе проактивного реагирования на стрессовые ситуации: медсестры группы риска расценивают свою готовность к определению перспективных целей саморегуляции, выявлению, дифференциации и заблаговременной нейтрализации предстоящих стрессоров, а также к управлению ресурсами саморегуляции в стрессовой среде как достаточно невысокую.

Интересным является то, что отсутствие значимых различий самооценки потенциала стратегического планирования действий по предотвращению стресса на втором этапе исследования указывает на сближение представлений медсестер благополучной группы и группы риска. Данные результаты могут быть связаны с особенностями работы на пике первой волны пандемии, характерными чертами которой были непредсказуемость развития ситуации и чрезвычайно высокий объем рабочей нагрузки. В подобных условиях, по мнению медсестер благополучной группы, стратегия минимизации стрессоров пандемии путем детального планирования действий становится менее эффективной. Что касается медсестер группы риска, то для них, напротив, значимость такой формы преодоления стресса возрастает: продумывание плана действий может хотя бы отчасти смягчить рост напряженности деятельности. Собранные материалы подтверждают выдвинутое ранее предположение об изменении типа проактивного реагирования в условиях пандемии [5]: за три месяца

чрезвычайно напряженной и опасной работы с больными COVID-19 медсестры благополучной группы (в отличие от группы риска) начинают рассматривать стратегии проактивного, рефлексивного и превентивного копинга как надежный ресурс саморегуляции, а способность к стратегическому планированию теряет для них свою привлекательность.

Выводы по результатам исследования. Результаты анализа в целом позволяют подтвердить гипотезу и уточнить данные о характере проактивных форм преодоления стресса копинг-стратегий у среднего медицинского персонала. Собранные материалы целесообразно рассматривать как фактологическую основу для накопления данных о степени сформированности и эффективности регуляторного потенциала проактивных форм преодоления стресса в критические периоды работы медучреждений.

К основным выводам по результатам исследования можно отнести следующие обобщения:

1) Степень сформированности основных проактивных форм преодоления стресса у среднего медперсонала достаточно высока - по показателям выраженности стратегического планирования, проактивного, рефлексивного и превентивного типа копинг-стратегий.

2) В течение периода работы на пике первой волны пандемии COVID-19 представления медсестер о своих возможностях использования проактивного копинга несколько меняются. Медсестры группы риска с высокими показателями хронического стресса и утомления группы риска демонстрируют высокую степень сходства своего проактивного потенциала, и более осторожны в оценках своей способности к опережающей саморегуляции. Медсестры благополучной группы, у которых признаки накопленного стресса и утомления отсутствуют, начинаю больше сомневаться в эффективности планирования как проактивного пути преодоления стресса в условиях неопределенности.

Литература

1. Старченкова Е.С. Феномен проактивного совладающего поведения в психологии профессионального здоровья (на англ. яз) [Электронный ресурс] // Организационная психология, 2020. Т. 10. № 4. С. 156-183. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/2020-10-4/431247932.html (дата обращения: 04.02.2021).

2. Aspinwall L.G. (2015). Future-Oriented Thinking, Proactive Coping, and the Management of Potential Threats to Health and Well-Being. The Oxford handbook of stress, health, and coping. In: S. Folkman (Ed.). Oxford: Oxford University Press.

3. Greenglass E.R., Fiskenbaum L. (2009). Proactive Coping, Positive Affect, and Well-Being: Testing for Mediation Using Path Analysis. European Psychologist, 14(1), 29-39.

4. Huang L., Lei W., Xu F., Liu H., Yu L. (2020). Emotional Responses and Coping Strategies in Nurses and Nursing Students during Covid-19 Outbreak: A Comparative Study [Electronic resource]. Public Library of Science, 15(8). URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32764825/ (date of retrieval: 04.02.2020).

5. Man M.A., Toma C., Motoc N.S., Necrelescu O.L., Bondor C.I., Chi A.F., Lesan A., Pop C.M., Todea D.A., Dantes E., Puiu R., Rajnoveanu R.M. (2020). Disease Perception and Coping with Emotional Distress during COVID-19 Pandemic: A Survey among Medical Staff [Electronic resource]. International journal of environmental research and public health, 17(13). URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32645962/ (date of retrieval: 04.02.2020).

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРУДА ПЕДАГОГА: ОБЩЕЕ, ОСОБЕННОЕ, ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ

Митина Л. М., Москва (Россия), доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, mitinalm@mail.ru

DOI:

В статье раскрывается психологическое содержание альтернативных моделей труда педагога: модели профессионального развития и адаптивного функционирования. Модели отличаются друг от друга уровнем развития интегральных характеристик личности (направленности, компетентности, гибкости) и самосознания педагога во взаимосвязи с психодинамическими компонентами личности (эргичностью, пластичностью, ассертивностью). В процессе профессионального развития педагога его личностные характеристики разного уровня объединяются в профессионально значимые констелляции -способности, обеспечивающие успешное выполнение педагогической деятельности. Применение технологии профессионального развития личности приводит к позитивным изменениям по многим параметрам, составляющим структуру труда педагога в развивающей модели.

Ключевые слова: концепция и технология профессионального развития личности, альтернативные модели профессионализации, модель профессионального развития, модель адаптивного функционирования, интегральные характеристики личности, психодинамические характеристики, педагогические способности.

ALTERNATIVE MODELS OF PROFESSIONAL WORK OF A TEACHER: GENERAL,

SPECIAL, INDIVIDUAL-TYPOLOGICAL

Mitina L. M., Moscow (Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor, Chief Researcher, Psychological Institute of RAE, mitinalm@mail.ru

The article reveals the psychological content of alternative models of teacher's work: models of professional development and adaptive functioning. The models differ from each other in the level of development of the integral characteristics of the personality (orientation, competence, flexibility) and the self-consciousness of the teacher in connection with the psychodynamic components of the personality (ergicity, plasticity, assertiveness). In the process of professional development of a teacher, his personal characteristics of different levels are combined into professionally significant constellations-abilities that ensure the successful implementation of pedagogical activities. The application of the technology of professional personal development leads to positive changes in many parameters that make up the structure of the teacher's work in the developing model.

Keywords: concept and technology of professional development of personality, alternative models of professionalization, model of professional development, model of adaptive functioning, integral characteristics of personality, psychodynamic characteristics, pedagogical abilities.

Глобальной задачей XXI века является гуманизация образования, усиление внимания к личности ребенка как высшей социальной ценности, появление принципиально новых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.