Научная статья на тему 'Про в Европе: ситуация и перспективы'

Про в Европе: ситуация и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
302
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ABM / EUROPEAN SECURITY / RUSSIA / USA / IRAN / ПРО / ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РОССИЯ / США / ИРАН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гриневский Олег Алексеевич

Ситуация с ПРО в Европе сегодня одна из самых острых проблем в российско-американских отношениях. И тут мы сталкиваемся с парадоксом истории: США сегодня, взяв курс на создание ПРО, озвучивают прошлую позицию СССР, а Россия, которая выступает против, занимает по сути дела прежнюю позицию США. Автор, который был одним из участников заключения Договора по ПРО, анализирует эту ситуацию и показывает, как был найден компромисс, несмотря на эти кардинальные различия в позициях сторон, и заключен Договор по ПРО в 1972 г. Анализируя нынешнюю ситуацию, возможности Ирана создать ракетно-ядерное оружие и какую угрозу это могло бы представлять для Европы, он приходит к выводу, что и здесь возможен компромисс, так как у сторон есть общий интерес противодействие терроризму и распространению ядерного оружия. И он пишет, каким мог бы быть этот компромисс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABM in Europe: Realities and Prospects

The situation with the ABM in Europe is one of the most acute problems in the Russian-American relations to day. And we collide here with a historical paradox: Heading for a creation of an ABM system the USA to day are wiring for sound the former Soviet position, and Russia, which are against this US policy is taking in reality the former position of the USA. The author being one of those, who had made the ABM Treaty, examines this situation and tells how compromise was found and the ABM Treaty was concluded in 1972 in spite of the fundamental differences in the positions of the sides. He undertakes also a systematic and holistic analysis of the present situation, the possibilities of Iran to a rocket-nuclear weapon and what a danger this weapon could produce for Europe. He comes to the conclusion that compromise is also possible now so far as the sides have the common interest in the counteraction to terrorism and proliferation of the nuclear weapons. And he writes what might be this compromise.

Текст научной работы на тему «Про в Европе: ситуация и перспективы»

II. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА

И ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

О.А. Гриневский

ПРО В ЕВРОПЕ: СИТУАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ситуация с ПРО в Европе сегодня одна из самых острых проблем в российско-американских отношениях. И тут мы сталкиваемся с парадоксом истории: США сегодня, взяв курс на создание ПРО, озвучивают прошлую позицию СССР, а Россия, которая выступает против, занимает по сути дела прежнюю позицию США. Автор, который был одним из участников заключения Договора по ПРО, анализирует эту ситуацию и показывает, как был найден компромисс, несмотря на эти кардинальные различия в позициях сторон, и заключен Договор по ПРО в 1972 г. Анализируя нынешнюю ситуацию, возможности Ирана создать ракетно-ядерное оружие и какую угрозу это могло бы представлять для Европы, он приходит к выводу, что и здесь возможен компромисс, так как у сторон есть общий интерес - противодействие терроризму и распространению ядерного оружия. И он пишет, каким мог бы быть этот компромисс.

Ключевые слова: ПРО, Европейская безопасность, Россия, США, Иран.

Создание ПРО в Европе - одна из главных проблем в российско-американском диалоге по европейской, да и международной безопасности. Возникла она совсем недавно - в начале 2007 г., когда США приступили к переговорам с Чехией и Польшей о размещении на их территории элементов ПРО: РЛС в Чехии и 10 ракет-перехватчиков в Польше.

Россия сразу же резко выступила против. Уже в феврале на Мюнхенской конференции президент Путин заявил, что появление этих элементов ПРО в Европе является одной из главных российских озабоченностей. И многие российские специалисты подтверждают: они могут угрожать безопасности нашей страны,

© Гриневский О.А., 2009.

поскольку дают США потенциальную возможность поражения российских стратегических ракет на самом уязвимом - восходящим участке траектории полета ракет.

Но тут начался спор. Американское военное руководство и некоторые наши специалисты возражают: ПРО в Европе не может угрожать стратегическим ядерным силам России. Ведь она обладает многими сотнями МБР, а противоракет там будет всего 101. США создают этот третий позиционный район ПРО, чтобы противостоять ракетно-ядерной угрозе со стороны Ирана. И по мнению многих специалистов такая угроза действительно существует, а из-за политики США даже нарастает. Так что же представляет собой ракетное оружие Ирана?

В настоящее время Иран обладает ракетами Шехаб-3 дальностью полета до 2000 км. Пока они имеют лишь обычное оснащение, но могут нести и ядерные боезаряды, если и когда они появятся у Ирана. По некоторым данным, у него более 30 таких ракет и 10 мобильных пусковых установок для их запуска. И главнокомандующий Корпусом стражей исламской революции Али Джафари в начале 2009 года подтвердил: «Сегодня в Иране стоят на вооружении ракеты с дальностью более двух тысяч километров». Но главным противником назвал не Европу, а Израиль, подчеркнув: «Таким образом, вся территория Израиля, в том числе его ядерные объекты, находятся в зоне поражения наших ракет»2.

Кроме того, в разработке находятся ракеты Шехаб-5 и 6 с дальностью стрельбы 3 тыс. и 5-6 тыс. км. Но некоторые специалисты относятся к этому скептически. Так, например, бывший начальник Главного штаба ракетных войск стратегического назначения генерал-полковник Виктор Есин считает, что только к 2015-2020 гг. Иран сможет создать баллистические ракеты дальностью в 3500-4000 километров3.

Но как бы там ни было, а официально объявленная цель этой американской ПРО - защитить Европу именно от иранских ракет. И тут сразу же возникает вопрос: если цель действительно такова, то почему администрация США ведет переговоры только с Польшей и Чехией, а не с Евросоюзом? Об этом совершенно справедливо напомнила Вашингтону еще в марте 2007 года канцлер ФРГ Ангела Меркель. И главное здесь то, что, по мнению многих специалистов, американские базы в Чехии и Польше едва ли смогут сколько-нибудь эффективно справиться с такой задачей. Да и прикрыть они смогут далеко не всю Европу, а только ее часть.

Тогда что это? Первый шаг к созданию глобальной стратегической ПРО, которая будет прикрывать в основном США, а также по возможности их ближайших союзников от любого ракетно-ядерно-

го удара? Или иными словами отказ от той стратегической стабильности, которая уже многие десятилетия худо-бедно, но оберегала мир от ядерной войны? А попросту говоря, возврат к пресловутой рейгановской СОИ, которая спровоцировала тогда очередной виток гонки вооружений?

И здесь мы сталкиваемся, пожалуй, с одним из величайших парадоксов в истории человечества. Ведь в отношениях Россия-США сейчас нет каких-либо рациональных причин для ядерной войны. Тем не менее обе державы продолжают обладать огромными ракетно-ядерными потенциалами, которые по своим размерам имеют только одно предназначение - уничтожать друг друга. По официальным данным, на январь 2009 г. у России было развернуто 814 стратегических ракет с 3909 боеголовками, а у США - 1198 ракет и 5576 боезарядов4. И для этого нет иных причин, кроме памяти о холодной войне.

Поэтому и в этих условиях паритет по стратегическим наступательным вооружения (СНВ) и отказ от создания глобальной, стратегической ПРО - это два столпа, на которых продолжает держаться стратегическая стабильность в современном мире. Они исключают возможность применения этих ядерных сил друг против друга, то есть делают ядерную войну невозможной из-за угрозы взаимного гарантированного уничтожения. А одностороннее разрушение одного из этих столпов может иметь катастрофические последствия: как минимум возврат к гонке ракетно-ядерных вооружений и возобновление холодной войны с новыми союзами и противостоянием.

Рассмотрим с этих позиций новую стратегическую политику США. В 2002 г. они вышли из Договора по ПРО - то есть развязали себе руки в отношении разрушения одного из столпов нынешней стратегической стабильности. Но этим дело не ограничилось. На сегодняшний день их система ПРО располагает помимо того, что есть в самих США, объектами еще в трех странах Западной Европы и Дальнего Востока:

- 16 противоракет наземного базирования GBI дальностью перехвата 1000-5000 км. Из них 14 на Аляске в Форт-Гриле и 2 на авиабазе Ванденберг в Калифорнии;

- 4 радара раннего предупреждения - в Кобра Деин на острове Шемия, (Алеутские острова) в 300 км. от границ с Россией; в Беа-ле (Калифорния); в Файлингдейлс (Великобритания) и в Туле (Гренландия, Дания);

- радар морского базирования SBX, дислоцированный сейчас в Тихом океане, и радар передового базирования FBX-T на острове Хонсю в Японии;

- 16 крейсеров и эсминцев в Тихом океане и Средиземном море, оснащенных 18 противоракетами SM-3 для уничтожения ракет на среднем участке траектории.

А к 2013 г., согласно планам Пентагона, произойдет наращивание этой группировки, которое обойдется в 3,5 млрд долларов. Количество ракет, перехватчиков GBI увеличится до 54, причем 10 из них будут в Польше, и появится еще один радар раннего предупреждения в Чехии. Число противоракет SM-3 на кораблях увеличится до 132, и появится 4 комплекса THAAD с 96 противоракетами для уничтожения баллистических ракет на стадии снижения, то есть в течение последних минут их подлета к цели.

Если теперь посмотреть на глобус, где обозначены места размещения этих радаров и противоракет, то ясно видно, что их кольцо четко охватывает всю Юго-Восточную Азию, включая, конечно, Китай и Россию. Причем Китаю в этих планах явно отводится одно из первых мест. В свое время американцы предлагали нам даже построить радар на юге Сибири в Мешелевке, который охватывал бы Китай с севера. Им, разумеется, отказали.

Как нам оценивать эти планы? Сегодня, да и на ближайшую перспективу, непосредственной угрозы для России они не представляют. По расчетам специалистов для перехвата одной баллистической ракеты потребуется 4 противоракеты класса GBI, а в случае использования ложных целей - до 20 таких противоракет. А у нас сегодня 814 развернутых МБР с 3909 боеголовками, причем широко применяется использование также ложных боеголовок. Кроме того, у нас много ракет с разделяющимися головными частями, и есть ракеты, которые меняют траекторию полета. Да и много чего другого.

В общем, стратегическая стабильность, основанная на системе взаимного гарантированного уничтожения, сохраняется и по сей день. По мнению специалистов, если Вашингтон будет продолжать эту политику и пытаться создать глобальную ПРО, способную прикрыть США, потребуется 20-25 лет, прежде чем такая система сможет осуществлять перехват нескольких сотен боеголовок. И то только в том случае, если российские ракеты будут оставаться такими же, как и сегодня. Но их совершенствование, как известно, не стоит на месте. А значит, при наличии у России надежного потенциала ракетно-ядерного сдерживания эта стабильность продержится еще по крайней мере 10-15 лет. Хотя угрозы ей могут нарастать, если, конечно будет жива память о холодной войне.

В общем, все эти совершенно справедливые опасения основываются на необходимости сохранения структур стратегического баланса сил и памяти, доставшихся нам от холодной войны. Но по-

мимо них у России с США есть сейчас и общие стратегические интересы, причем весьма важные. Это - устранение опасности ядерной войны, предотвращение многосторонней гонки вооружений и распространения оружия массового поражения. И, наконец, главное - борьба с угрозой международного терроризма.

Все это при разумном подходе и должно определять разумную политику. Тогда проблемы с ПРО будут решаемы. Но для этого нужны не взаимные обвинения, а добрая воля и диалог. И он начался, хотя еще нельзя наверняка сказать, что стоит за ним - добрая воля к поиску взаимоприемлемого компромисса или дипломатическая игра с прицелом на то, чтобы потянуть время до того момента, когда новая система ПРО может быть развернута.

В конце марта 2007 г. президент Буш позвонил Владимиру Путину и, стараясь устранить озабоченность российской стороны, заговорил о создании «общей ПРО» с участием России. И как говорится в официальном сообщении об этой беседе двух президентов, такая позиция Вашингтона «была с удовлетворением воспринята российской стороной».

Поэтому 12-13 октября этого года в Москве были проведены переговоры в формате «2+2» - главы МИДов и Минобороны России и США по четырем главным вопросам, вызывающим комплекс разногласий - ПРО, ДОВСЕ, СНВ-1 и модернизация боеголовок американских ракет Трайдент. В их преддверии в Москве побывала госсекретарь США Кондолиза Райс, и на переговорах с ней тема ПРО была также одной из главных. Кроме того, что особенно важно, тема ПРО обсуждалась президентами Путиным и Бушем во время их приватной встречи 26 октября на саммите ЕС в Португалии.

Официальные сообщения обо всех этих переговорах не раскрывают, какие позиции были там изложены, и можно ли на их основе прийти к договоренности. Но вскоре поползли слухи и стали появляться сообщения, которые проливают некоторый свет на происходившее на этих переговорах. Так, например, министр обороны США Роберт Гейтс публично заявил 24 октября, что в Москве они сделали два предложения, которые помогут снять недоверие.

Первое. США готовы отложить ввод в строй объекты ПРО в Польше и Чехии до получения четких доказательств наличия ракетной угрозы со стороны Ирана, например, испытания им соответствующих ракет. А Кондолиза Райс как бы обмолвилась, что отказ Ирана от создания ядерного оружия позволит не размещать ПРО в Европе.

Второе. США готовы «обеспечить для большей открытости российское присутствие на базе ПРО в Чехии»5.

Раскрывается позиция и с российской стороны. Перед началом переговоров в формате «2+2» министры были приняты президентом России Путиным, который предложил заморозить на какое-то время практические шаги с американской стороны по созданию элементов ПРО в Польше и Чехии и продолжить консультации. В том числе и в отношении совместного использования Габалин-ской РЛС и РЛС нового поколения «Воронеж», сооружаемой возле Армавира6. А в ходе приватной встречи с президентом Бушем на саммите ЕС в Португалии 26 октября Путин четко изложил российское видение повестки дня переговоров с США по проблемам ПРО. Это:

- определение угроз и возможности ракетного нападения;

- определение параметров общей системы ПРО;

- определение характера управления этой системой. Причем была особо подчеркнута необходимость равного доступа всех участников к управлению этой системой7.

Российский президент предложил также создать в Брюсселе Центр взаимной информации о пусках ракет.

Однако, как это нередко случается в переговорной дипломатической практике, вскоре начался откат. 22 ноября 2007 г. США передали российскому МИДу свои предложения по созданию ПРО в Европе в письменном виде. Их суть - создать единую систему ПРО для защиты США, России и стран НАТО от ракетных угроз. Для этого Вашингтон предлагает интегрировать в единую систему планируемые объекты ПРО в Польше и Чехии, разрабатываемую в НАТО ПРО театра военных действий и российские объекты - РЛС в Габале (Азербайджан) и строящуюся РЛС под Армавиром на Северном Кавказе.

При этом США готовы отсрочить ввод в строй объектов ПРО в Восточной Европе до появления четких и однозначных свидетельств наличия ракетной угрозы со стороны Ирана. Однако, по словам министра обороны Роберта Гейтса, США приступят к строительству этих объектов ПРО сразу же после подписания соответствующих соглашений с Польшей и Чехией и только отложат их введение в эксплуатацию. При этом США готовы предоставить российским военным регулярный доступ на эти объекты, но не постоянное присутствие, и то только с согласия польских и чешских властей. Правда те вроде бы не возражают.

В Москве, разумеется, этими предложениями остались недовольны, объявив их шагами назад по сравнению с тем, что говорилось американцами ранее. Наступила долгая пауза со взаимными обвинениями, которая продолжалась вплоть до января 2009 г., когда президентом в США стал Барак Обама.

* * *

Приход в Белый дом нового президента и его администрации вроде бы меняет эту мрачную картину. Речь теперь идет о восстановлении диалога, перезагрузке повестки дня российско-американских отношений, в которых одно из первых мест отводится проблеме создания ПРО в Европе. Но пока это лишь общие, хотя и хорошие слова. А вот конкретики - как новая администрация видит пути решения этой проблемы - пока немного.

В ходе избирательной компании Барак Обама проявлял осторожность. Публично он не отказывался от размещения элементов ПРО в Европе, а только обещал изучить все «за» и «против» еще до их развертывания. А придя к власти, стал говорить о возможности продвижения по трем путям в этом непростом деле.

1. Уже в первом послании президенту Медведеву Абама предложил такой выход из создавшегося тупика: Россия поможет ликвидировать ракетно-ядерную угрозу со стороны Ирана, а взамен США остановят развертывание ПРО в Польше и Чехии.

2. Абама подтвердил готовность создать вместе с Россией «общую ПРО» в Европе.

3. Абама оповестил Иран о готовности начать двусторонний диалог относительно его ядерной программы, подчеркнув при этом, что наличие у Ирана ядерного оружия недопустимо.

Но если теперь сравнить эти объявленные позиции нового президента США по ПРО в Европе с тем, что уже предлагалось прежней администрацией, прежде чем был прерван диалог, то они, по сути дела, мало чем отличаются друг от друга. Единственная новизна - это сигнал Ирану о готовности начать с ним диалог по иранской ядерной программе. Однако на чем может строиться этот диалог - президент не пояснил. А вот мнения экспертов тут расходятся.

Так, например, министр обороны США Роберт Гейтс считает, что мировой кризис, падение цен на нефть и санкции ООН в значительной мере сокращают возможности Ирана по реализации его ядерной программы. А значит - это расширяет возможности для экономического и политического давления на Тегеран. С другой стороны, по мнению многих экспертов, США могут теперь предложить Ирану новый широкий пакет экономических преференций в обмен на его отказ от обогащения урана и возвращение инспекторов МАГАТЭ на иранские ядерные объекты.

Причем интерес США здесь не только в отказе Ирана от создания ядерного оружия. Иранская нефть и газ могли бы стать дополнительными и даже альтернативными источниками этой дефицитной энергии, столь необходимой США и Западу. Больше того, Иран мог бы дать Западу прямой доступ к углеводородам

Каспийского моря. А новые отношения с Тегераном могли бы повлиять на радикальных шиитов в Ираке, которые требуют создания своего государства по иранской модели.

И как бы в подтверждение этому уже в десятых числах марта появились многочисленные сообщения о готовности Турции стать посредником в ирано-американских переговорах. А Хиллари Клинтон в ходе своего визита в Анкару подтвердила: да, Вашингтон хотел бы видеть Анкару своим посредником в диалоге с Тегераном. И контакты между турецким и иранским руководством уже начались. Правда, пока не ясно, чего в них больше - решения проблем с ядерной программой Ирана или стремления Турции заполучить доступ к иранским и прикаспийским углеводородам, которые затем, через проект Набукко могли бы пойти в Европу. Но Иран явно заинтересован именно в этом.

В общем, пока трудно сказать, пойдет ли Иран на предлагаемый диалог с США по своей ядерной программе. Первая реакция Тегерана была весьма негативной: от обогащения урана они отказываться не будут - это их законное право, а ядерное оружие они создавать не намерены. Но это первая реакция, а в дипломатии все первые шаги к началу диалога бывают максимально жесткими. И скорее всего на переговоры Тегеран пойдет, используя свою прежнюю тактику - просто тянуть время, чтобы продолжать работы по обогащению урана, но с минимальным уроном в тяжбах с мировым сообществом.

И основания для таких выводов есть. Еще в феврале 2007 г. Тегеран объявил, что начинает установку в Натанзе каскада из 3000 центрифуг. При этом существуют серьезные опасения, что центрифуги в Натанзе не единственный действующий центрифужный каскад в Иране. А для превращения в ядерную державу Пакистану оказалось достаточно иметь 5000 центрифуг. Через 5 лет после их создания завод в Кахуте в 1984 г. был способен производить уже до 15 кг оружейного урана в год.

Таковы факты. Но, разумеется, они еще не доказательства. Иран прав, когда говорит, что МАГАТЭ не нашло свидетельств того, что мирная ядерная деятельность в стране переключена на военные цели. Но МАГАТЭ после более 4-х лет расследований не может доказать и обратного - в Иране не ведется скрытых военных ядерных программ.

Однако, судя по поведению иранского руководства и его амбициям, есть все основания полагать, что его стратегический курс -это превращение Ирана в полноценную ядерную державу, обладающую ядерным оружием. И тайные работы по его созданию уже ведутся. Еще в конце 2006 г. посол США при МАГАТЭ Грегори

Шульт предупредил, что по оценкам американских спецслужб Иран сможет произвести ядерное оружие к 2010-2015 г. Оценки российских специалистов, с которыми я беседовал в то время, были близки - для создания ядерного оружия Ирану потребуется от 5 до 10 лет.

Последние американские прогнозы также подтверждают это. 10 марта 2009 г. директор Национальной разведки США Деннис Блэр заявил: «Наша текущая оценка такова, что минимальный срок, за который Иран технически способен произвести достаточно высокообогащенного урана для одного ядерного боезаряда - это 2010-2015 год»8.

Высказываются и другие точки зрения. Так, например шеф военной разведки Израиля генерал Амос Ядлина считает, что Иран уже способен собрать ядерный боезаряд. Близки к этому и заключения экспертов Вашингтонского института ближневосточной политики. В опубликованном ими совсем недавно докладе утверждается, что Иран способен создать ядерное оружие в течение года и уже располагает расщепляющимися материалами для производства 50 боеголовок.

* * *

Так обстоят дела с иранской ядерной программой. И тут главный вопрос - есть ли у нас здесь общие интересы с США, и если да, то что нам делать?

Думаю, да - есть, и определяется они складывающейся ситуацией в мире. Ведь она такова, что безопасность России, США, Европы, да и многих других стран не может быть обеспечена вне глобального и регионального контекста. Еще в конце 2003 г. Збигнев Бжезинский пророчески предрек: «В течение следующих нескольких десятилетий самым нестабильным и опасным регионом планеты, готовым в любой момент взорваться и ввергнуть мир в пучину хаоса, будет часть Евразии между Европой и Дальним Востоком». Ее можно назвать «новыми Глобальными Балканами»9.

Действительно, регион Большого Ближнего Востока вступает сейчас в длительный период серьезной нестабильности. Его взрывные центры сегодня - Иран, Ирак, Афганистан. Обостряется ситуация в связи с возможностью создания Ираном ядерного оружия. Усугубляет положение непрекращающийся конфликт между Израилем и Палестиной. Становятся все более уязвимыми опорные прозападные режимы, в том числе - в Саудовской Аравии, Египте, Турции и даже в Пакистане, уже владеющим ядерным оружием, если там произойдет переворот и к власти придут исламские экс-

тремисты. Это делает Ближний Восток и район Персидского залива все менее надежным поставщиком нефти для США, Западной Европы, Китая и Японии.

Но в первую очередь дестабилизация района Большого Ближнего Востока грозит конфликтами и распространением исламского экстремизма и терроризма, что серьезно угрожает стабильности и безопасности как Европы, так и России. По всему их южному периметру проходит цепь слабеющих или даже «падающих» государств, в том числе в ряде республик бывшего СССР.

Поэтому здесь проявляется новые перспективы в отношениях Россия-США, которые не отменяют пока стратегию взаимного сдерживания, но позволяют повести дело к реальному стратегическому партнерству.

А нынешние споры вокруг ПРО во многом напоминают ситуацию, которая сложилась к 1972 г., когда СССР и США смогли заключить Договор по ПРО. Только позиции сторон тогда были диаметрально противоположными. Советский Союз занимал нынешнюю американскую позицию и утверждал, что запрещать ПРО нельзя ни в коем случае. А США озвучивали тогда нынешнюю российскую позицию и требовали запрещения ее создания, так как это может нарушить стратегический баланс и политику взаимного сдерживания. В общем, ирония судьбы.

Но кончился этот спор компромиссом. Его суть: стороны взяли на себя обязательство не создавать глобальной стратегической ПРО. Это главное. Но в то же время они могли создать у себя ограниченную систему ПРО для прикрытия двух объектов - столицы и одной из ракетных баз. При этом были четко обозначены размеры этих районов и число противоракет для их прикрытия. На этой основе и был заключен Договор по ПРО 26 мая 1972 г.

Каким мог бы быть компромисс сегодня, когда спор идет о создании «общей ПРО» с участием в ней России и США?

Прежде всего, эта «общая ПРО» не должна быть стратегической, а прикрывать Европу от одиночных, случайных или несанкционированных пусков ракет. Их число следует определить - скажем, 5-10. Больше из кипящего Большого Ближнего Востока ожидать нельзя, да и такое число на обозримое будущее нереально. И такая основа для будущего соглашения об «общей ПРО» в Европе, похоже, уже наметилась.

Проглядываются возможности для поиска компромисса и в отношении мест размещения РЛС и баз противоракет. Но главное, уже обозначились, хотя и в самых общих чертах, исходные позиции сторон, которые позволяют вести серьезные переговоры и искать пути решения остающихся разногласий.

1. Прежде всего, намечается понимание наличия и опасности общих угроз, хотя акценты здесь порой делаются разные.

2. Готовность к сотрудничеству для устранения этой угрозы путем обоюдного стремления убедить Иран прекратить обогащение урана и допустить инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты.

3. Готовность США отложить создание элементов ПРО в Польше и Чехии, пока идут переговоры с Ираном. При этом США заявляют о намерении вообще отказаться от создания ПРО в Европе, если Иран прекратит все работы по обогащению урана и инспекторы МАГАТЭ подтвердят это.

4. Готовность обеих сторон к ведению переговоров и сотрудничеству в деле создания «общей ПРО» в Европе, если Иран не прекратит работ, ведущих к созданию ядерного оружия.

В общем, все это создает неплохую площадку для сотрудничеству, хотя многие вопросы еще требуют прояснения.

Прежде всего, пункт три. Позиция России излагается здесь прямо и без обиняков - «заморозить» практические шаги по созданию элементов ПРО в Польше и Чехии. Иными словами, - прекратить все работы по их созданию и вести переговоры.

Позиция новой администрации, похоже, близка теперь к российской - речь тоже идет о том, чтобы отложить или заморозить эти работы. Тем более, что в условиях экономического кризиса, который серьезно ударил по Соединенным Штатам, Вашингтону необходимо тратить деньги не на строительство этих объектов в далекой Польше и Чехии, а на спасение собственной экономики.

Но тут необходим четкий отказ от двусмысленной формулы прежней администрации США: отложить ввод в строй этих элементов ПРО. То есть США будут продолжать работы по созданию РЛС в Чехии и шахт базирования противоракет в Польше и только повременят с вводом их в строй. Ведь согласно опубликованным в США планам создания такой ПРО это может быть сделано не раньше 2013 г. Так что же получается? Ушлые переговорщики из Вашингтона просто предлагали превратить переговоры в простую ширму для продолжения этих работ? Мол, дело будет сделано, а там видно будет? Все это ставило под вопрос истинные цели Вашингтона и саму возможность переговоров о создании общей ПРО.

Что же касается пункта два - убедить Иран прекратить обогащение урана, то тут по-видимому особых трудностей ожидать не приходится. Обе стороны, судя по всему, готовы как к убеждению Ирана, так и к давлению на него в случае необходимости через ужесточение санкций, принимаемых по решению Совета Безопасности ООН. Хотя здесь Россия вместе с Китаем будут скорее всего по-

прежнему выступать за менее жесткие санкции, и для этого есть свои основания.

Наибольшие трудности следует ожидать по пункту четыре -создание общей ПРО для Европы, если в этом возникнет необходимость. И проблема здесь в том, что конкретной, разработанной позиции у России пока нет.

Еще в октябре 2007 г. президент Путин на встрече с президентом Бушем так изложил свое видение переговоров по созданию общей ПРО.

Прежде всего - это определение параметров общей системы ПРО. То есть возможностей обнаружения летящих на Европу ракет, слежения и наведения на них радиолокационными станциями противоракет и их последующего уничтожения этими противоракетами, что, естественно, означает необходимость создания в подходящих для этого местах баз РЛС и противоракет.

И во-вторых, что не менее важно - определить характер управления этой системой. То есть кто и как будет отдавать приказ сбить эту ракету. Причем Путин здесь особо подчеркнул необходимость равного доступа всех участников к управлению этой системой10.

У США позиции здесь излагаются четко и ясно: обнаружение, слежение и наведение осуществляет РЛС в Чехии, сбивают 10 противоракет, размещенных на базе в Польше. А наша позиция? Мы твердо заявляем о недопустимости появления этих объектов ПРО в Польше и Чехии, поскольку они могут угрожать нашей безопасности. Поэтому вместо радара в Чехии предлагаем использовать нашу РЛС в Габале (Азербайджан) и даже РЛС нового поколения «Воронеж», сооружаемую вблизи Армавира на Кубани. Американцы не возражают против использования этих объектов, но утверждают, что Габалинская РЛС не способна осуществлять наводку противоракет на цель, а потому настаивают на создании своей РЛС в Чехии.

Тут, конечно, можно спорить, но позиции сторон обозначены и решать надо специалистам. Но вот кто будет сбивать ракеты, летящие на Европу? Мы против того, чтобы это были американские противоракеты в Польше, но что предлагаем взамен? Тишина. Молчит уже много лет великая держава.

Между тем Вашингтон предлагает и альтернативные варианты как в отношении мест размещения РЛС, так и в отношении противоракет. В конце февраля этого года Бюджетное бюро Конгресса США опубликовало доклад на 80 страницах «Варианты размещения ПРО в Европе». РЛС в нем предлагаются размещать в Азербайджане и Катаре, а в отношении противоракет выдвигаются 3 альтернативы:

1) размещение противоракет SM-3 «Стандарт» на кораблях «Иджис» у побережья Румынии, Восточной Италии и Польши;

2) развертывание противоракет SM-3 на мобильных средствах доставки, базирующихся на уже существующих базах ВВС США «Рамштайн» (ФРГ) и Инджирлик (Турция);

3) оснащение мобильных средств доставки на базах ВВС США Рамштайн (ФРГ) и Инджирлик (Турция) кинетическими противоракетами.

И здесь есть над чем подумать. Так, например, размещение противоракет SM-3 на кораблях в Средиземном море, но не в Черном и не в Балтийском, могло бы не противоречить интересам нашей безопасности. Тем более что эти корабли и так могут находиться в Средиземном море. То же, по-видимому, можно сказать и в отношении размещения этих противоракет на уже существующих базах США в Турции и ФРГ, поскольку база Рамштайн находится достаточно далеко от России -в 220 километрах к Западу от бывшей границы ФРГ и ГДР.

Во всяком случае, нам уже давно пора иметь собственную позицию в отношении того, кто будет сбивать ракеты, летящие на Европу, если мы готовы участвовать в создании «общей ПРО» для этого континента.

То же самое нужно сказать и в отношении того, кто и как будет принимать решение сбить ракету, летящую на Европу.

У Вашингтона тут все ясно - решение принимает американское военное командование, причем может это сделать без согласования с президентом, поскольку времени для этого нет.

А что предлагает Москва? Опять туман: необходимо определить характер управления этой системы ПРО так, чтобы все участники имели равный доступ к этому управлению. Попробуем представить, что это может означать на практике. Допустим, радар в Азербайджане засек, что из Ливана, который не имеет ракет среднего радиуса действия, запущена ракета, которая летит в направлении Франции или Центральной Европы. И что, представители США, России, европейских стран - а их может быть более двух десятков - начинают обсуждать, сбивать или не сбивать эту ракету, советоваться со своими правительствами? Но ведь счет идет на минуты и даже секунды, и пока будут продолжаться эти переговоры, ракета уже может поразить цель.

Значит, тут нужны четкие, на грани автоматизма, правила, которые должны быть известны всем. Например, в Совете Безопасности ООН принимается резолюция, в которой указывается, что все государства без исключения имеют право проводить испытательные пуски ракет. Для этого они должны заранее, скажем, за две недели оповещать о времени запуска ракеты, месте ее запуска,

траектории ее полета и месте падения ракеты. Любая ракета - будь то американская, российская или любой другой страны, нарушившая эти правила или изменившая траекторию полета и летящая на Европу, будет автоматически сбиваться.

Разумеется, переговоры о такой ПРО должны идти в первую очередь также с Европой - заинтересована ли она в ней, и если да, то в какой именно. А там по отношению к американским планам царит размежевание, которое проходит в основном по линии старой и новой Европы. Почти у двух третей стран Евросоюза размещение американских систем ПРО в Польше и Чехии вызывает негативную реакцию. Из старой Европы - «за» высказались только Англия и Дания. А наиболее твердую и последовательную линию «против» проводит Германия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Короче говоря, единства в Европе пока нет. Но постепенно складывается консенсус - без России нельзя решить проблем создания европейской ПРО.

Ясно и другое. Есть реальная перспектива создания общей ограниченной ПРО, которая отвечала бы интересам безопасности Европы, России и США. И рассматриваемый здесь вариант развязки возникшего узла противоречий может оказаться далеко не единственным. Но главное - создание такой ПРО должно перевести отношения России с США и Западом в русло не декларативного, а реального стратегического партнерства. Это будет первый шаг к созданию новой системы международных отношений, основанной на взаимной безопасности для всех. Россия, да и весь мир от этого только выиграют.

Примечания

1 См. например: Финогенов М, Заикин С, Копылов А. Что противопоставить ПРО? Военно-промышленный курьер. 2007. № 28. 25-31 июля.; Арбатов А. Пятый противоракетный кризис. Независимое военное обозрение. 2007. № 38. 2-8 ноября.

2 Независимая газета. 2009. 6 марта.

3 Независимое военное обозрение. 2009. № 5. 13-19 февраля; Коммерсант. 2009. 4 февраля.

4 Независимое военное обозрение. 2009. № 9. 13-19 марта.

5 Коммерсант. 2007. 24 октября.

6 Коммерсант. 2007. 13 октября; Аргументы недели. 2007. 18 октября. Коммерсант. 2007. 21 ноября.

8 Независимая газета. 2009. 12 марта.

9 Бжезинский Зб. Зыбучие пески гегемонии // Россия в глобальной политике. Март-апрель 2004. № 2. С. 187.

10 Коммерсант. 2007. 21 ноября.

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.