Научная статья на тему 'ПРО США: ПОГОНЯ ЗА ХИМЕРАМИ НЕУЯЗВИМОСТИ И БЕЗНАКАЗАННОСТИ'

ПРО США: ПОГОНЯ ЗА ХИМЕРАМИ НЕУЯЗВИМОСТИ И БЕЗНАКАЗАННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
386
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / ПРОТИВОРАКЕТНАЯ ОБОРОНА / "ПОЭТАПНЫЙ АДАПТИВНЫЙ ПОДХОД" / ГЛОБАЛЬНОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ / МИРОВОЕ ГОСПОДСТВО / USA / MISSILE DEFENCE / "STAGED ADAPTIVE APPROACH" / GLOBAL STRATEGIC DOMINANCE / WORLD SUPREMACY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кузнецов Алексей Андреевич

В статье представлены результаты анализа истории системы противоракетной обороны США, который показывает: её развитие - инструмент обеспечения американского присутствия в различных регионах мира, достижения глобального стратегического доминирования и борьбы США за мировое господство.The article presents the results taken from an analysis of the history of the US missile defence system, which shows that its development is a tool for ensuring the American presence in various regions of the world, achieving global strategic domination and the US struggle for world domination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРО США: ПОГОНЯ ЗА ХИМЕРАМИ НЕУЯЗВИМОСТИ И БЕЗНАКАЗАННОСТИ»

А.А. КУЗНЕЦОВ А.А. KUZNETSOV

ПРО США: ПОГОНЯ ЗА ХИМЕРАМИ НЕУЯЗВИМОСТИ И БЕЗНАКАЗАННОСТИ

US MISSILE DEFENCE: RUSH FOR CHIMERAS OF INVULNERABILITY AND IMPUNITY

Сведения об авторе. Кузнецов Алексей Андреевич — заместитель начальника отдела Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, подполковник (Москва. E-mail: onfp@yandex.ru).

Аннотация. В статье представлены результаты анализа истории системы противоракетной обороны США, который показывает: её развитие — инструмент обеспечения американского присутствия в различных регионах мира, достижения глобального стратегического доминирования и борьбы США за мировое господство.

Ключевые слова: США; противоракетная оборона; «Поэтапный адаптивный подход»; глобальное стратегическое доминирование; мировое господство.

Information about author. Aleksey Kuznetsov - Deputy Chief of a Department of the Research Institute (military history), Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff, Lieutenant-Colonel (Moscow. E-mail: onfp@yandex.ru).

Summary. The article presents the results taken from an analysis of the history of the US missile defence system, which shows that its development is a tool for ensuring the American presence in various regions of the world, achieving global strategic domination and the US struggle for world domination.

Keywords: USA; missile defence; «staged adaptive approach»; global strategic dominance; world supremacy.

ВПЕРВЫЕ с идеей создания системы обороны от ракет командование армии США выступило в 1945 году1. В 1950-е годы с ростом ассигнований на разработку систем для борьбы с советскими баллистическими ракетами в схватку за эти деньги и заказы вступили крупнейшие военно-промышленные монополии и их лоббисты. Первыми проектами стали Nike-Zeus («Найк-Зевс») и Wizard.

В 1963 году Минобороны США приступило к разработке системы ПРО Nike-X («Найк-Икс»). В 1967 году было решено развернуть её ограниченный вариант под названием Sentinel («Сентинел») из 17 комплексов. В 1969 году строительство было прекращено и на основе тех же компонентов начато создание системы ПРО Safeguard («Сейфгард»). Намечалось развернуть в её составе 12 комплексов ПРО. Начали строительство двух — на базах Мальмстром (штат Монтана) и Гранд-Форкс (штат Северная Дакота)2.

Реализации этих планов воспрепятствовал Договор об ограничении систем противо-

ракетной обороны между СССР и США (Договор по ПРО), подписанный 26 мая 1972 года и дополненный Протоколом от 3 июля 1974 года. Он ограничил число районов ПРО каждой из сторон одним с центром в столице или в районе расположения шахтных пусковых установок (ПУ) межконтинентальных баллистических ракет (МБР) радиусом не более 150 км с числом ПУ противоракет (ПР) — не более сотни. Договор разрешал модернизацию и замену систем ПРО или их компонентов, но обязывал не создавать, не испытывать и не развёртывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования3.

В соответствии с Договором по ПРО система «Сейфгард»4 была ограничена одним комплексом на ракетной базе Гранд-Форкс. Он вошёл в строй в 1975 году и включал по одной радиолокационной станции (РЛС) типа PAR и MSR, 30 противоракет Spartan («Спар-тан») и 70 ПР Sprint («Спринт») в шахтных пусковых установках. В 1976 году был законсервирован. РЛС дальнего обнаружения

PAR продолжала функционировать как средство предупреждения о ракетно-ядерном ударе и контроля космического пространства5.

В США исследовали возможности создания мобильных систем ПРО — морской (SABMIS), авиационной (ABMIS), космической (BAMBI) и др., хотя Договором по ПРО разработка, испытания и развёртывание подобных систем были запрещены6.

В поиске средств ПРО министерство обороны США дошло до профанации и 1 апреля 1981 года получило издевательскую премию Пигасуса (The Pigasus Award — от англ. pig — свинья и Pegasus — Пегас) в номинации «Финансирование» за расходование 6 млн долларов на исследование возможности повреждать советские МБР сжиганием их фотографий7.

В обход Договора по ПРО в марте 1983 года США объявили о начале реализации программы стратегической оборонной инициативы (СОИ, «звёздных войн») — создания крупномасштабной эшелонированной ПРО с элементами космического базирования

Пусковые установки мобильного противоракетного комплекса Patriot РАС-3

(перехватчиками в космосе), использованием традиционных противоракетных комплексов (ПРК) и оружия на новых физических принципах — лазерного, электромагнитных пушек и т.п.8 Затем программу СОИ переориентировали на разработку ограниченной системы для защиты от ударов до 200 боеголовок и в 1990 году приняли новую концепцию GPALS — Global Protection Against Limited Strikes («Глобальная защита от ограниченных ударов» — ГПАЛС). В соответствии с ней разрабатывали систему ПРО на ТВД (театре военных действий) Theater Missile Defense (TMD, в буквальном переводе — театр ракетной обороны) и национальную (стратегическую) систему ПРО США National Missile

PJ1CSBX-1 морского базирования

Defense (NMD — национальная ракетная оборона)9.

В 1997 году было подписано российско-американское соглашение о разграничении стратегической и нестратегической ПРО.

13 декабря 2001 года президент Дж. Буш-младший, и прежде ратовавший за создание системы ПРО10, сославшись на угрозы со стороны террористов и «государств-изгоев», официально объявил об одностороннем выходе США из Договора по ПРО11.

2 января 2002 года в меморандуме министра обороны США Д. Рамсфелда были определены концептуальные основы ПРО США, в т.ч. необходимость строительства эшелонированной системы для поражения баллистических ракет на всех участках полёта12.

В числе перспективных американских разработок, начатых в прошлом веке, были основные проекты для ПРО на ТВД — мобильные ПРК наземного базирования Patriot РАС-3 («Патриот» ПАК-3) и THAAD (ТХААД). Корабельный ПРК был создан на базе модифицированной для перехвата баллистических и крылатых ракет многофункциональной системы управления оружием (многофункциональной боевой информационно-управляющей системы — МБИУС) Aegis («Иджис»). Противоракеты с ПУ вертикального старта разрабатывались на базе предшествующих образцов зенитных управляемых ракет (ЗУР) семейства Standard («Стандарт»)13. Были созданы ракеты SM-2 и SM-3 (аббревиатура от англ. Standard missile — стандартная ракета).

Разработка основного компонента национальной (стратегической) системы ПРО США привела к созданию наземного комплекса перехвата МБР на среднем (маршевом) участке траектории GBMD (Ground-Based Midcourse Defense, в ряде источников — GMD) из ПР шахтного базирования GBI (Ground-Based Interceptor) и РЛС раннего предупреждения и сопровождения14.

14 июня 2002 года США приступили к строительству первых противоракетных комплексов с ракетами-перехватчиками шахтного базирования GBI. 26 из них планировалось развернуть на базе ВВС в Форт-Грили на Аляске15, ещё 4 — на базе ВВС Ванденберг в Калифорнии.

Начальный этап создания системы ПРО планировалось завершить в сентябре 2004 года, затем улучшать её каждые два года. Чтобы ускорить принятие на вооружение новых систем, было решено развёртывать их на стадии прототипа.

В декабре 2002 года Дж. Буш-младший президентской директивой № 23 «Национальная политика США в области противоракетной обороны» (National Policy on Ballistic

ГО

ш

Missile Defense) определил планы вывода системы ПРО за границы США. Он подчеркнул, что американская ПРО наряду с США будет защищать союзников и дружественные государства, не исключил возможности размещения этой системы на их территориях16. В директиве указано, что ПРО будет включать космический, воздушный, морской и наземный компоненты. Предполагалось, что её элементы будут способны поражать ракеты на разгонном, промежуточном и конечном участках траектории полёта17.

Наземный компонент ПРО наряду с GBl, предназначенными для перехвата ракет на промежуточном участке траектории, для их поражения на конечном отрезке полёта дополнили мобильными Patriot и THAAD. Авиационно-космическим средством перехвата должен был стать комплекс лазерного оружия на базе самолёта Boeing 747-400F, разрабатывавшийся по программе ABL. Особое внимание было уделено морской составляющей ПРО, которая могла базироваться в нейтральных водах без согласия других стран.

Развёртывание GBl шло быстрыми темпами. В конце 2004 года американское агентство по ПРО объявило о постановке этого вооружения на боевое дежурство, несмотря на то, что основная часть аппаратного и программного комплекса не была до конца испытана18.

К концу 2005 года было завершено строительство РЛС SBX-1 (Sea-Based X-band radar) морского базирования на буксируемой плавучей платформе19. Тогда же на базе Форт-Грили были развёрнуты 10 GBl, но из-за технических неполадок первое заявление о полной их готовности директор агентства по ПРО генерал-лейтенант Г. Оберинг сделал в июне 2006 года, после испытания северокорейской баллистической ракеты20. Оберинг выразил уверенность в том, что система ПРО США может сбить её.

В том же 2006 году на двух эсминцах ВМС США была модернизирована МБИУС Aegis, которая позволяла следить за северокорейскими ракетами, в северной части Японии размещена РЛС системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН)21.

Началом создания глобальной системы ПРО можно считать август 2006 года, когда администрация Буша-младшего заявила о планах размещения её элементов в Европе22.

В июле 2008 года США и Чехия подписали договор о размещении в районе военного полигона Брды радара ПРО23 — РЛС СПРН с американского испытательного полигона имени Р. Рейгана (атолл Кваджалейн), где проходили её испытания24.

20 августа того же года США и Польша договорились о сотрудничестве в сфере ПРО. Планировалось разместить в Польше (район Редзиково) 10 ПР GBl.

В годы правления Дж. Буша-младшего были заложены основы глобальной системы ПРО — от юридической базы до образцов вооружения и намечены районы их размещения.

У Б. Обамы, вступившего 20 января 2009 года на пост президента, была своя точка зрения на ПРО. В первый месяц работы его администрация решила с целью минимизации военных расходов сократить ряд оборонных программ25. Министр обороны США Р. Гейтс 6 апреля 2009 года заявил об уменьшении финансирования разработки «перехватчика кинетической энергии», ориентированного на поражение баллистических ракет сразу после старта26, и комплекса лазерного оружия воздушного базирования, создававшегося по программе ABL27. Вместе с тем по запросу Минобороны США были увеличены ассигнования на развёртывание новых элементов ПРО, в т.ч. на строительство и модернизацию эсминцев с системой Aegis, оснащённых противоракетами SM-328. 8 успешных испытаний позволили рассматривать SM-3

Противоракета шахтного базирования GBl

в качестве альтернативы противоракетам шахтного базирования GBl29. Преимущества SM-3 заключались в высокой мобильности и существенно меньших затратах на производство.

Успешная разработка сенсорных технологий обнаружения ракет противника и слежения за ними открыла возможность создания образцов (в т.ч. космического базирования) с характеристиками, превосходящими потенциал стационарной РЛС, которую планировали разместить в Чехии, обеспечивавшими их интеграцию с созданными ранее информационно-разведывательными средствами ПРО США30.

Эти разработки расширили возможности перехода к новой архитектуре глобальной системы ПРО США.

17 сентября 2009 года прези-

дент Б. Обама объявил о прин-

ципиально новой программе

развёртывания американской

системы ПРО под названием

«Поэтапный адаптивный под-

ход» (ПАП), о готовности соз-

дать в 2011—2020 гг. новую ар-

хитектуру ПРО с выверенным

подходом к каждому региону,

который обеспечит защиту от

баллистических ракет не только

США, но и их союзников31, бо-

лее значительную гибкость

системы ПРО, чем намечалось программой, одобренной в 2007 году администрацией Дж. Буша-младшего. Она предусматривала защиту только вооружённых сил союзников по НАТО, а ПАП была представлена как обеспечение защиты территорий и гражданского населения стран-союзниц и партнёров. Эта программа означала переход США к принципиально новой стратегии, в соответствии с которой они стали создавать мощный «противоракетный щит» на передовых рубежах не только в Европе, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), на Ближнем Востоке, в зоне Персидского залива.

Реализация данной программы обеспечила глобальное присутствие сил США в ключевых регионах планеты32.

Первый шаг по реализации ПАП был сделан в Европе. Планировалось на первом этапе в течение двух лет, до 2011 года, развернуть ПРК морского базирования со средствами

перехвата SM-3 (модуль IA) на кораблях с системой Aegis, а также информационно-разведывательные средства передового базирования сухопутных войск. На втором — до 2015 года — противоракеты SM-3 (модуль IB) морского и наземного базирования, а также усовершенствованные РЯС. На третьем, до 2018 года, завершить испытания противоракет SM-3 (модуль IIA) для поражения ракет средней дальности. И на четвёртом этапе, до 2020 года, после окончания разработки развернуть противоракеты SM-3 (модуль ИВ), которые могли бы перехватывать ракеты средней дальности, а в перспективе и МБР33.

Реализация ПАП должна была обеспечить гибкую архитектуру ПРО с возможностью её изменения и дополнения.

О том, что США не собирались останавливаться на защите своей страны,союзников и партнёров, они заявили и в «Обзоре по противоракетной

обороне» от 1 февраля 2010 года («Обзор по ПРО»), декларировав намерение «возглавить и направить все международные усилия по созданию и расширению систем ПРО»34. Размещение противоракетных средств в разных регионах должно было обеспечить так называемый ранний перехват на начальном участке траектории полёта ракеты и в случае промаха — на конечном, а конструкции средств ПРО — их транспортировку и размещение там, где потребуют интересы США35, чтобы в кризисных ситуациях быстро наращивать противоракетный потенциал в любом регионе мира. Кроме того, в «Обзор по ПРО» было включено и требование «не допускать договорных ограничений возможностей американских средств и систем ПРО»36.

3 июля 2010 года США и Польша подписали дополнительный протокол к принятому ими ранее соглашению о ПРО от 20 августа 2008 года37. Основным изменением стал иной тип ПРК. Вместо шахтных GBl на базе Редзиково было решено разместить Aegis Ashore контейнерного типа.

В 2011 году США реализовали первую фазу «Европейского поэтапного адаптивного подхода» к развёртыванию системы ПРО. Главной его особенностью стало размещение боевых кораблей ВМС США, оснащённых МБИУС Aegis, в морях вокруг Европы. Впервые они появились в Средиземноморье в 2009 году. А в марте 2011-го США приступили к обеспечению своего постоянного военно-морского присутствия с системами ПРО в морях, омывающих Европу. Крейсер ВМС США Monterey с ракетами-перехватчиками, как заявила заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Э. Таушер, стал там «первооткрывателем программы постоянного присутствия кораблей с компонентами ПРО»38 и находился в Средиземноморье полгода, в т.ч. 15 суток в Чёрном море, заходил в Севастополь. Его сменил

Противоракета SM-3 и её пуск с крейсера Lake Erie

ГО

ш

эсминец The Sullivans. В сентябре 2011 года на боевое патрулирование в зону Аравийского и Средиземного морей вышел эсминец Donald Cook, затем в начале 2012 года — крейсер Vella Gulf39.

Администрация Обамы в сентябре 2011 года заявила о необходимости реализации ПАП в Восточной Азии и на Ближнем Востоке с учётом возможностей национальных систем ПРО стран-союзниц и партнёров США40.

2 сентября 2011 года США заключили договор с Турцией об установке на её юго-востоке мобильной РЛС AN/TPY-2, способной увеличить эффективность системы Aegis с противоракетами SM-3. 13 сентября того же года — с Румынией о размещении на авиабазе Де-веселу ПРК Aegis Ashore41.

5 октября 2011 года между Испанией и США была достигнута договорённость о размещении в водах Испании 4 американских эсминцев, оснащённых системой Aegis с противоракетами SM-3. Говоря о важности укрепления военно-морского потенциала в Средиземноморье и Атлантическом океане, американский министр обороны Л. Паннета заявил, что достигнутое с Испанией соглашение позволит обеспечивать поддержку Африканскому и Объединённому центральному командованию вооружённых сил США42.

Устойчивые двусторонние отношения в сфере ПРО у США сложились с Австралией, Республикой Корея, Тайванем и Японией.

В августе 2012 года к двум прежним южнокорейским эсминцам добавился третий, оснащённый американскими МБИУС Aegis и противоракетами SM-3. В дополнение к ним южнокорейские вооружённые силы обладали РЛС СПРН американского производства, передававшей в США сведения о пусках баллистических ракет. Средства перехвата Республики Корея были представлены зенитными ракетными комплексами (ЗРК)

Patriot американского производства.

Наибольших результатов взаимодействия в сфере ПРО в Азиатско-Тихоокеанском регионе США достигли с Японией. В рамках совместных проектов разрабатывались программное обеспечение для американской системы ПРО, сенсорные системы обнаружения ракетных пусков и элементы ракет-перехватчиков семейства SM-3. Противоракетное вооружение Японии состояло из ЗРК Patriot, японских эсминцев, оснащённых системой Aegis и противоракетами SM-3, а также РЛС СПРН. В сентябре 2012 года США заявили о том, что в дополнение к РЛС, размещённой ранее на севере страны, поставят на юг Японии вторую американскую РЛС AN/TPY-243.

Вклад в развитие американской системы ПРО внесли Австралия и Тайвань, разместив на своих территориях РЛС СПРН. Кроме того, в Тайване расположены американские ЗРК Patriot.

Усиление присутствия США в АТР соответствует доктриналь-ным установкам, изложенным в «Новом обзоре оборонной стратегии США. Сохранение глобального лидерства США. Приоритеты для вооружённых сил в XXI веке»44, изданном в январе 2012 года.

На Ближнем Востоке США организовали взаимодействие в области ПРО с объединяющим 6 стран региона Советом сотрудничества арабских госу-

дарств Персидского залива (ССАГПЗ)45, а также на основе двусторонних отношений — с Израилем. С ним США активно сотрудничали в разработке СПРН, израильского ПРК Arrow-3 и системы ПРО армии обороны Израиля «Кела Давид»46 («Праща Давида»)47. Израильские средства ПРО были интегрированы в единую систему боевого управления с подобным вооружением США. Кроме того, Израиль стал полигоном для испытания противоракетных вооружений, например новых поколений ЗРК Patriot48.

Этот тип вооружения дополнил ПРО шести стран, входящих в ССАГПЗ, с которыми США улучшали архитектуру региональной системы защиты от баллистических ракет. Одной из её задач была защита нефтегазовых месторождений и инфраструктуры стран Персидского залива49. США и страны ССАГПЗ задекларировали задачи совершенствования координации в сфере ПРО на форуме стратегического сотрудничества 26 сентября 2012 года50.

Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) договорились с американской корпорацией Lockheed Martin о поставке им двух батарей ПРК THAAD. Политическое руководство США одобрило эту поставку, впервые согласившись на продажу данного вооружения за рубеж. ОАЭ оплатили nPKTHAAD и обуче-

Крейсер Monterey — «первооткрыватель» американской программы постоянного присутствия кораблей ВМС США с компонентами ПРО в Средиземноморье

ние своих военнослужащих американскими специалистами работе с ним.

Реализацию ПАП в Ближневосточном регионе дополнила американская РЛС AN/TPY-2 в Турции, которая хотя и относилась к архитектуре ПРО Европы, находилась в Азии. В азиатской части этой страны на ротационной основе размещались ЗРК Patriot Германии, Нидерландов и США51.

После избрания Обамы на второй президентский срок министр обороны США Ч. Хейгл 15 марта 2013 года объявил об изменении архитектуры ПРО. Было решено увеличить число ПРК с GBl до запланированного администрацией Буша-млад-шего — с 30 до 44 (40 на Аляске и 4 в Калифорнии) развёртыванием в Форт-Грили (Аляска) 14 ПРК шахтного базирования, от которых администрация Б. Обамы отказалась в первый год его президентства52.

Министерство обороны США решило дополнить информационно-разведывательную систему ПРО мобильной РЛС в Японии. Упомянутые меры заставили перераспределить финансирование и отложить на некоторое время развёртывание SM-3 (модуль ИВ) в Европе53.

28 октября 2013 года прошла торжественная церемония закладки американского объекта

в Румынии, на авиабазе Деве-селу54. К 2015 году там предполагалось завершить строительство американского комплекса Aegis Ashore, оснащённого противоракетами SM-3 (модуль IB).

Первый размещённый в Европе на постоянной основе противоракетный американский эсминец Donald Cook прибыл в Испанию, на морскую базу в городе Рота, 11 февраля 2014 года55. Второй, Ross, в июле того же года. Третий, Porter, в апреле и четвёртый, Carney, 25 сентября 2015 года.

В феврале 2016 года после проверки систем ПРО с GBl на Аляске и в Калифорнии управление бюджетной отчётности США сообщило, что они не способны обеспечить надлежащую защиту от ракетного удара КНДР и Ирана, так как ПРК перехватили лишь половину (четыре из восьми) учебных целей56.

Сценарий и выводы из этой боевой учёбы — перехватов якобы «иранских» и «северокорейских» ракет, не способных долететь до США, подсказывает, что он нацелен на нагнетание страстей,чтобы добиться усиления «противоракетного зонтика» и, соответственно, доходов военно-промышленного комплекса США от производства и поставок средств защиты от надуманных угроз.

Торжественное открытие

противоракетной базы в Румынии 12 мая 2016 года57 стало срывом соблюдения и, по сути, отказом США и Североатлантического альянса от геополитических принципов, закреплённых в Основополагающем акте Россия — НАТО 1997 года. Возможно, чтобы подчеркнуть это, для размещения ПРК Aegis Ashore была выбрана база, которую в своё время использовали советские войска58.

На следующий день, 13 мая 2016 года, в польском посёлке Редзиково был заложен следующий объект американской ПРО в Европе59. Для этой базы министерство обороны США заказало у компании Raytheon разработку противоракеты SM-3 модели IIA с улучшенными характеристиками перехвата и более точной системой самонаведения. Технологии, использованные в SM-3 НА, решили применять для модернизации SM-3 IB60.

Тем временем шли переговоры о размещении американского мобильного nPKTHAAD в Республике Корея. Эта мера была представлена ответом на ядерные испытания КНДР в начале 2016 года. Администрация Обамы использовала их как повод для того, чтобы подчеркнуть важность ПАП во всех регионах мира и 8 июля 2016 года сообщить о развёртывании ПРК THAAD в Южной Корее61. Стоит отметить, что отнюдь не бесплатно для последней.

Масштабы ПРО США и последствия её развёртывания охарактеризовал Президент России В.В. Путин 1 марта нынешнего года в Послании Федеральному собранию, отметив, что «при реализации планов по строительству системы глобальной ПРО, которое продолжается и сейчас, все договорённости в рамках CHB-III постепенно девальвируются, потому что при сокращении носителей и боезарядов одновременно и бесконтрольно одной из сторон, а именно США, наращивается количество противоракет, улучшаются их качественные характеристики, создаются новые позиционные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица

Расходы агентства по ПРО министерства обороны США в 2002—2018 финансовых годах и намеченные проектом бюджета на 2019 финансовый год

(в млрд долларов)

-^Финансовый Расходы ГОД в ценах —s___ 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019*

соответствующего ф.г. 7,8 7,4 7,6 8,8 7,7 9,4 8,8 8,6 7,9 8,4 8,4 7,7 8,0 7,9 8,3 8,5 10,5 9,9

2018 ф.г. 10,6 9,9 9,9 11,2 9,4 11,2 10,2 10 9 9,5 9,3 8,3 8,6 8,3 8,6 8,7 10,5 9,7

* Проект бюджета.

Составлена поданным: Karako Т., Rumbaugh W. Trump's 2019 Missile Defense Budget: Choosing Capacity over Capability// Center for Strategic and International Studies. 2018. February 28. Интернет-ресурс: https://missilethreat.csis.org.

районы, что в конечном итоге, если мы ничего не будем делать, приведёт к полному обесцениванию российского ядерного потенциала. Ну просто он будет весь перехватываться, вот и всё.

Несмотря на наши многочисленные протесты и призывы, американская машина заработала, конвейер пошёл. Действуют уже системы ПРО на Аляске и в Калифорнии, как результат расширения НАТО на восток появились два района ПРО в Восточной Европе: в Румынии он уже создан, в Польше завершается развёртывание. Дальность используемых противоракет будет расти, планируется развернуть их в Японии и Южной Корее. В состав глобальной системы ПРО США входит и морская группировка — это пять крейсеров и 30 эсминцев, насколько нам известно, развёрнутых в районах в непосредственной близости от территории России»62.

Огневые средства системы ПРО США, поданным Министерства бороны РФ, обнародованным в октябре 2017 года в ходе российско-китайского брифинга по ПРО на полях первого комитета Генассамблеи ООН, включают свыше 30 противоракет GBl, 130 — Standard-3 (SM-3), 150 — комплексов THAAD. Из них более 60 находятся в Европе, около 150 — в Азиатско-Тихоокеанском региональном сегменте ПРО. К 2022 году количество противоракет системы ПРО составит более 1000 единиц.

Финансирование агентства по ПРО при администрации Трампа

по-прежнему остается на высоком уровне и составляет 10,5 млрд долларов на 2018 финансовый год (расходы агентства по ПРО министерства обороны США в 2002—2018 финансовых годах и намеченные проектом бюджета на 2019-й представлены в таблице).

В ответ Россия выработала свои подходы к противодействию ПРО США. Среди них новейшие образцы российского стратегического вооружения, представленные 1 марта 2018 года в Послании главы Российского государства Федеральному собранию, подобных которым нет ни у кого в мире.

За океаном услышали призыв Президента России В.В. Путина: «Не нужно создавать для мира новых угроз, а нужно, наоборот, садиться за стол переговоров и вместе думать над обновлённой,перспективной системой международной безопасности и устойчивого развития цивилизации»63.

Телекомпания CNN констатировала: «Выступление Путина — это прежде всего сигнал США. Он ясно дал понять, что Россия вступила на путь разработки новых военных технологий в ответ на развёртывание Соединёнными Штатами противоракетной обороны в Восточной Европе. Его слова — не слишком завуалированное предупреждение США не идти на конфронтацию с Россией, обладающей новыми видами вооружений»64. Но Белый дом и Пентагон не заикнулись о возможности отказа от нагнетания угроз

России и миру, планов наращивания ПРО и окружения нашей страны кольцом противоракетных комплексов.

Глава стратегического командования вооружённых сил США генерал Дж. Хайтен назвал «разработку противниками ракетной техники вызовом американскому господству, на которое после развала Советского Союза никто не посягал», подчеркнув, что «эти страны пытаются снизить нашу способность проецировать силу»65.

4 апреля, выступая перед членами комитета сената конгресса США по вооружённым силам, Хайтен сообщил: «Министерство обороны готовит доклад 2018 года по противоракетной обороне (2018 Missile Defense Review)... в нём будут затронуты угрозы со стороны не только баллистических ракет, но также гиперзвукового оружия и крылатых ракет»66. Он заявил, что США следует стремиться к военному превосходству над другими странами67.

Как? По-американски, как это всегда делали США: ещё больше денег на вооружения, ещё больше оружия, ещё больше силы против любого, кто посмеет мешать господству США.

По мнению Хайтена, активных попыток перехвата ракет уже недостаточно: «Мы не можем успешно выполнить эту задачу, вкладывая средства только в активные системы противоракетной обороны, — мы должны усиливать и интегрировать все составные части противоракет-

ной обороны, включая средства поражения ракет противника до их старта. Мы испытываем возможности соединения некинетических, кибернетических, электромагнитных и кинетических систем, направленных на то, чтобы не допустить возникновения угроз, обеспечить защиту от них и ликвидировать угрозы со стороны противника»68. То есть громить страны, которые не применили против Соединённых Штатов своё оружие и, может быть, вовсе не собирались нападать на них, а только лишь отказались подчиняться диктату США и тем самым стали упомянутым Хайтеном «вызовом американскому господству».

Таким образом, история американской ПРО показывает: цели её создания и развития далеки от оборонительных. Эта «оборона по-американски» — часть единого комплекса наступательных вооружений,инструмент агрессивной внешней политики США, их борьбы за мировое господство.

Угрозы, от которых якобы призвана защищать ПРО США, надуманы и безосновательно раздуты, а её эффективность низка, испытания противоракет принесли скудные результаты, значительная часть попыток перехватов учебных целей закончилась промахами. Но всё же правящие круги США достигли некоторых из «стыдливо» умалчиваемых истинных целей развития ПРО.

В их числе геополитические — обеспечение и наращивание силового присутствия в различных регионах мира созданием архитектуры ПРО, объединения и использования вооружённых сил стран НАТО для решения глобальных и локальных проблем в интересах Соединённых Штатов. И США продолжают использовать «хомут» ПРО, чтобы ещё надёжнее впрячь союзников и партнёров в «колесницу» американской политики. Применяя их научно-технические заделы для совершенствования ПРО, продавая и размещая на территориях государств-союзников и партнёров противоракетные средства, США подставляют

их «под прицелы» вооружений государств, против которых нацелены силы и средства глобальной ПРО, оставляя за собой систему управления ею. В Вашингтоне будут решать, против кого её применять, с кем воевать. Поэтому страны, предоставляющие свои территории для объектов ПРО США, создают высокие риски для своих суверенитета и безопасности, становятся заложниками американской политики и помимо своей воли будут втянуты в войну, если развяжут её США.

«Инвестиции» в раздувание и нагнетание страстей и страхов вокруг развития ракетных технологий в мире служат достижению геополитических целей США и увеличению доходов военно-промышленного бизнеса, участвующего в развитии ПРО США, ставленники и лоббисты интересов которого занимают прочные позиции в американских верхах.

В развитии американской ПРО и размещении её элементов в разных регионах мира государства, не входящие в число союзников США, видят рост военной угрозы и стремятся иметь оружие для защиты от неё, поэтому создание и развитие глобальной ПРО США и других слагаемых американской военной мощи стимулируют гонку вооружений, распространение ядерного оружия в мире и совершенствование средств его доставки.

Взаимосвязанные американские планы наращивания ПРО и создания перспективных комплексов мгновенного неядерного глобального удара, предназначенных для решения тех же задач, что и ядерные средства, нацелены на разрушение баланса сил в мире и обеспечение глобального стратегического доминирования США. Они стремятся создать условия для применения своих ядерных и обычных вооружений с гарантиями минимизации и предотвращения ответного удара. Это создаёт иллюзию безнаказанности внезапного применения американских стратегических наступательных вооружений

под прикрытием ПРО, снижает порог применения ядерного оружия и развязывания войны. Поэтому наращивание ПРО США — угроза глобальной безопасности и всему человечеству, созданная и обостряемая Соединёнными Штатами в погоне за химерами неуязвимости и безнаказанности ради подчинения мира своему диктату.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Система противоракетной обороны (ПРО) США. Справка // РИА «Новости». 2011. 13 июля. Интернет-ресурс: https://ria.ru.

2 Противовоздушная оборона НАТО // Советская военная энциклопедия в 8 т. (СВЭ). Т. 6. М.: Воениздат, 1978. С. 586.

3 Там же.

4 Сейфгард // СВЭ. Т. 7. М.: Воениздат, 1978. С. 313.

5 Противовоздушная оборона НАТО // СВЭ. Т. 6. С. 586.

6 Там же.

7 Игнобелевские премии: учёный смех // Популярная механика. 2008. № 2. С. 42.

8 Противоракетная оборона // Военная энциклопедия в 8 т. (ВЭ). Т. 7. М.: Воениздат, 2005. С. 55.

9 Там же.

10 President Bush's Speech on Nuclear Strategy // Arms Control Today. 2001. June 1.

11 Milbank D., Mufson S. U.S. Sets Missile Treaty Pullout // The Washington Post. 2001. December 13.

12 Missile Defense Program direction. Memorandum Secretary of Defense D. Rumsfeld // Office of U.S. Security of Defense. 2002. January 2.

13 Противоракетная оборона // ВЭ. Т. 7. С. 55.

14 Противоракетная оборона // Большая российская энциклопедия. Электронная версия: https://bigenc.ru.

15 Бай Е. Нулевой цикл противоракетной обороны // Известия. 2002. 17 июня.

16 National Security Presidential Directive № 23 «National Policy on Ballistic Missile Defense». 2002. December 16. Интернет-ресурс: https:// fas.org.

17 Ibid.

18 Уилкенинг Д. Поэтапный адаптивный план США/НАТО // Противоракетная оборона: противостояние или сотрудничество? / Под ред. А. Арбатова, В. Дворкина. М., 2012. С. 109.

19 Подробнее см.: Кащеев К. Перспективные PJIC противоракетной обороны 3-см диапазона // Зарубежное военное обозрение. 2006. № 10. С. 20-23. Интернет-ресурс: http://pentagonus.ru.

и

Щ

20 Updated List of Claims about GMD Effectiveness // Интернет-ресурс: http:// mostlymissiledefense. com.

21 Льюис Дж. Противоракетные программы и системы США до 2000 г. // Противоракетная оборона: противостояние или сотрудничество? С. 64.

22 U.S. Plans to Propose Missile Defense Site in Europe // The Washington Post. 2006. August 16.

23 США и Чехия подписали договор о размещении ПРО // РИА «Новости». 2008. 8 июля. Интернет-ресурс: https://ria.ru.

24 Льюис Дж. Указ. соч. С. 65.

25 Гейтс Р. Мемуары министра войны / Пер. с англ. В. Жельникова. М., 2014. С. 429.

26 Финансирование прекращено в 2010 финансовом году.

27 Финансирование прекращено в 2013 финансовом году, официально программа закрыта весной 2015 г.

28 Ballistic missile defense review report. Washington. Department of Defense. 2010. February. P. 40, 41.

29 Gates R. A Better Missile Defense for a Safer Europe // The New York Times.

2009. September 19.

30 Гейтс P. Указ. соч. С. 539.

31 Obama B.H. Remarks on Strengthening Missile Defense in Europe at the Diplomatic Reception Room // The White House: website. 2009. September 17. P. 2. Интернет-ресурс: http ://www.gpo .gov.

32 Информационный бюллетень о политике США в области противоракетной обороны «Поэтапный адаптивный подход» к противоракетной обороне в Европе // Белый дом. Управление пресс-секретаря. 2009. 17 сентября. Интернет-ресурс: http://photos, state .gov.

33 Там же.

34 Ballistic missile defense review report. Washington: Department of Defense.

2010. February. P. IV.

35 Ibid. Р. VI.

36 Ibid. P. 35.

37 United States European Phased Adaptive Approach (EPAA) and NATO Missile Defense //U.S. State Department. Bureau of Arms Control, Verification, and Compliance. 2011. May 3. Интернет-ресурс: http://www.state.gov.

38 Козин В. П. «Иджис» — прямая угроза России // Национальная оборона. 2012. № 4. Интернет-ресурс: http: //www. oborona. ru.

39 Там же.

40 Rose F. Strengthening International Missile Defense Cooperation // Keynote Speech at the 2011 Multinational BMD Conference. 2011. September 5. Copenhagen, Denmark. Интернет-ресурс: http://www.state.gov.

41 Ballistic Missile Defense Agreement Between the United States of America and Romania. Fact Sheet //U.S. Department of State. Office of the Spokesperson For Immediate Release. 2011. September 13. Интернет-ресурс: http://photos.state.gov.

42 Announcement on missile defence cooperation // North Atlantic Treaty Organization. 2011. October 5. Интернет-ресурс: http://www.nato.int.

43 Проблематика ПРО (справка) // Департамент по вопросам безопасности и разоружения МИД России. 2014. 16 января. Интернет-ресурс: http:// www.mid.ru.

44 Sustaining U.S. Global Leadership: Priorities for 21st. Century Defense US Department of Defense. Washington.

2012. January. P. 2.

45 Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ, Cooperation Council for the Arab States of the Gulf) создан 25 мая 1981 г. на встрече глав Бахрейна, Катара, Кувейта, ОАЭ, Омана и Саудовской Аравии в Абу-Даби. Его деятельность охватывает сферы политики и экономики, обороны, безопасности, информации, культуры, здравоохранения и образования. Государства ССАГПЗ обладают крупнейшими запасами энергоресурсов, их доля в мировых доказанных запасах нефти составляет 40 проц., удовлетворяют 25 проц. зарубежных потребностей нефти, удельный вес в мировых запасах природного газа — 20 проц.; им принадлежат 40 проц. финансовых резервов мира. Благодаря финансово-экономическому потенциалу своих членов ССАГПЗ оказывает воздействие на расстановку сил в Лиге арабских государств, Организации Исламская конференция и Движении неприсоединения, существенно влияет (через ОПЕК и ОАПЕК) на положение дел на мировом рынке нефти (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива // РИА «Новости». 2016. 13 сентября. Интернет-ресурс: https://ria.ru).

46 «Праща Давида» (также на иврите — «Шарвит ксамим» — «Волшебная палочка») — совместная американо-израильская разработка, созданная компаниями Raython и Rafael.

47 Клинтон X. Тяжёлые времена / Пер. с англ. К.А. Мовчан. М., 2016. С. 540.

48 Проект ЗРК Patriot 4-го поколения был представлен министерству обороны США в августе 2013 г.

49 Козин В. П. Эволюция противоракетной обороны США и позиция России (1945-2013). М., 2013. С. 193, 195.

50 State's Gottemoeller in Poland at Missile Defense Conference // U.S. Department of State. Acting Under Secretary for Arms Control and International Security. Warsaw, Poland.

2013. October 31. Интернет-ресурс: http://iipdigital.usembassy.gov.

51 Заявление официального представителя НАТО о развёртывании ЗРК «Патриот» в Турции // Организация Североатлантического договора. 2012. 4 декабря. Интернет-ресурс: http:// www.nato.int.

52 По данным американского Центра стратегических и международных

исследований (CSIS), в ноябре 2017 г. агентство по ПРО министерства обороны США завершило установку 44-й ПР GBI. Рассматривается вопрос о дополнительном размещении ещё 20 ракет-перехватчиков данного типа (Missile Defense Agency Completes 44th GBI in Alaska // CSIS Missile Defense Project. 2017/ November 14. Интернет-ресурс: https://missilethreat.csis. org).

53 Weitz R. Global Insights: Russia's Putin Should Seize U.S. Shift on BMD //World Politics Review. 2013. March 19.

54 Заместитель генерального секретаря принимает участие в церемонии начала строительства комплекса ПРО в Румынии // Организация Североатлантического договора. 2013. 28 октября. Интернет-ресурс: http://www.nato.int.

55 Первый из четырёх кораблей ВМС США прибывает в Испанию в поддержку ПРО НАТО // Организация Североатлантического договора. 2014. 11 февраля. Интернет-ресурс: http:// www.nato.int.

56 Коростиков М. Противоракетная оборона США оставляет желать лучшего // Коммерсантъ. 2016. 18 февраля.

57 Kramer A. Russia Calls New U.S. Missile Defense System a "Direct Threat" // The New York Times. 2016. May 12.

58 Ионицэ Г. Девеселу: Восток и Запад, PR & Business // Новый оборонный заказ. Стратегии. 2016. № 3. С. 14.

59 Рокоссовская А. Йети всё-таки пришёл // Российская газета. 2016. 13 мая.

60 Osborn К. Get Ready, Russia and Iran: America Wants to Kill Nuclear Missiles in Space // The National Interest. 2016. May 28.

61 Seongju confirmed as site for THAAD // The Korea Times. 2016. July 13.

62 Послание Президента Федеральному собранию // Сайт Президента России. 2018. 1 марта. Интернет-ресурс: http://www.kremlin.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

63 Там же.

64 Как мир отреагировал на послание Путина Федеральному собранию // ИТАР-ТАСС. 2018. Международная панорама 2 марта. Интернет-ресурс: http://tass.ru.

65 Majumdar D. Could America Stop a Cruise Missile or Hypersonic Weapons Attack by Russia or China? // The National Interest. 2018. March 21. Интернет-ресурс: http://nationalinterest. org; Маджумдар Д. Более продвинутые ракеты противников вызывают глубокую озабоченность у США // The National Interest (США). 2018. 23 марта. Интернет-ресурс: https:// inosmi.ru.

66 Там же.

67 «У нас нет защиты»: Пентагон признал бессилие перед российским оружием // Московский комсомолец. 2018. 21 марта. Интернет-ресурс: http:// www.mk.ru.

68 Маджумдар Д. Указ. соч. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.