Научная статья на тему 'Призыв в вооруженные силы РФ как предмет налаживания связей с общественностью через СМИ'

Призыв в вооруженные силы РФ как предмет налаживания связей с общественностью через СМИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
447
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИАР / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / АРМИЯ / ПРИЗЫВ / ИМИДЖ / КОММУНИКАЦИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНТЕРНЕТ-СМИ / PR / PUBLIC RELATIONS / PUBLIC AFFAIRS / ARMY / CONSCRIPTION / IMAGE / COMMUNICATION / MEDIA / ONLINE MEDIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михайлова Е. В., Авдеева О. В.

Работа по информированию общества через СМИ о призыве в армию сегодня выстроена военкоматами так, что ни призывники, ни их родители, ни СМИ, ни широкие слои населения не знают, куда призывников «хотят забрать». Возросшие в обществе пацифистские настроения и опора на устаревшие негативные стереотипы об армии 10-15-летней давности отталкивают часть призывников от службы в армии, препятствуя исполнению военкоматами плановых показателей по призыву. Готовность защищать Родину, предписанная Конституцией РФ, как ценность не формируется в обществе. Такой вывод авторы настоящей статьи сделали по результатам анализа публикаций 4 новгородских редакций Интернет-СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CALLING UP FOR MILITARY SERVICE IN RUSSIA AS A WAY OF REACHING OUT TO PUBLIC THROUGH MEDIA

Military enlistment offices do not provide local media with complete information on the topic of military conscription, so that neither recruits, nor their parents, or general population know where the recruits will serve. With growing anti-war sentiments in society and reliance on outdated stereotypes about the military service in Russia, some recruits do not wish to go into the army. Hence, enlistment offices can not reach recruiting goals. Having analyzed 4 online Novgorodian media resources, the authors come to the conclusion that such basic values as respect for the Motherland and willingness to defend it are not formed by local media.

Текст научной работы на тему «Призыв в вооруженные силы РФ как предмет налаживания связей с общественностью через СМИ»

УДК 070.15

ПРИЗЫВ В ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РФ КАК ПРЕДМЕТ НАЛАЖИВАНИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ЧЕРЕЗ СМИ

Е.В.Михайлова, О.В.Авдеева

CALLING UP FOR MILITARY SERVICE IN RUSSIA AS A WAY OF REACHING OUT TO PUBLIC

THROUGH MEDIA

E.V.Mikhaylova, O.V.Avdeeva

Гуманитарный институт НовГУ, pozument3@mail.natm.ru

Работа по информированию общества через СМИ о призыве в армию сегодня выстроена военкоматами так, что ни призывники, ни их родители, ни СМИ, ни широкие слои населения не знают, куда призывников «хотят забрать». Возросшие в обществе пацифистские настроения и опора на устаревшие негативные стереотипы об армии 10-15-летней давности отталкивают часть призывников от службы в армии, препятствуя исполнению военкоматами плановых показателей по призыву. Готовность защищать Родину, предписанная Конституцией РФ, как ценность не формируется в обществе. Такой вывод авторы настоящей статьи сделали по результатам анализа публикаций 4 новгородских редакций Интернет-СМИ. Ключевые слова: PR, пиар, связи с общественностью, армия, призыв, имидж, коммуникация, средства массовой информации, Интернет-сми

Military enlistment offices do not provide local media with complete information on the topic of military conscription, so that neither recruits, nor their parents, or general population know where the recruits will serve. With growing anti-war sentiments in society and reliance on outdated stereotypes about the military service in Russia, some recruits do not wish to go into the army. Hence, enlistment offices can not reach recruiting goals. Having analyzed 4 online Novgorodian media resources, the authors come to the conclusion that such basic values as respect for the Motherland and willingness to defend it are not formed by local media. Keywords: PR, public relations, public affairs, army, conscription, image, communication, media, online media

Обязанность граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет отозваться на призыв на срочную военную службу (сейчас — годичную) устанавливается ФЗ от 14.06.2006 «О воинской обязанности и военной службе». Мотивация же и готовность срочную службу пройти устанавливается собственно призывником, причём существенное влияние здесь оказывает общественное мнение. Важно, чтобы добрая слава и мощь вооруженных сил, наряду с историей и достопримечательностями России, пользовались авторитетом как у потенциального противника, так и собственно у населения страны. Однако среди российского населения, в частности, среди семей потенциальных призывников, распространены негативные сюжеты из опыта службы российских военнослужащих в мирное и военное время: об «афганском синдроме» и дедовщине, о «груз-200» из Чечни и о непредоставлении государством квартир мобилизованным военнослужащим и т.п. Так, одна из новгородских редакций в материале «Опрос «53 новостей»: служба в армии — «за» и «против» установила: «<...>На данный момент, за сутки с начала опроса, лидирует число пользователей, негативно относящихся к службе в армии» (53 Новости, http://53news.ru/novosti/11078-opros-53-novostej-sluzhba-v-armii-za-i-protiv.html). Нередка ситуация, когда юноши идут в высшие учебные заведения только с одной целью — получить отсрочку от службы в российских войсках. Контрактники же не покрывают всей потребности страны в компетентных в военном деле служащих.

В этих условиях интересно оценить, как же выстроена коммуникация органов, уполномоченных обеспечивать набор в ряды вооружённых сил, с населением страны посредством СМИ. Помогает ли она мотивировать людей призывного возраста пройти службу в армии? Для ответа на этот вопрос мы проанализируем публикации новгородских Интернет-СМИ на предмет частоты, инициаторов, жанровой палитры и характера упоминаний о воинском призыве. В дальнейшем нами будет предложен ряд РЯ-рекомендаций по коррекции работы со СМИ и с потенциальными призывниками для роста позитивного отношения последних к службе в российской армии.

Для анализа студентка О.В.Авдеева в рамках курсового исследования «Имидж российской армии в региональных СМИ» произвела сплошную выборку публикаций об армии из популярных новгородских Интернет-СМИ за период с мая 2013 по май 2014. Вышло 32 материала: ИГ «Ваши Новости» (14 при посещаемости до 99 000 уникальных пользователей в месяц), «53 новости» (4 при посещаемости до 40 000 пользователей в месяц), «Прямая Речь» (8) и ИА «Великий Новгород.ру» (6).

По «армейской» тематике встречаются публикации:

(18) о призыве (кого призвали, куда призвали, сколько и т.д.): «Будущим призывникам рассказали о службе в армии» (Великий Новгород.ру, http://velikiynovgorod. ru/news/аctions/budushchim _рп2у уп1кат_га&ч,ка1аН_о_&,1тИЬе_у_агтИ/); «В Новгород-

ской области от службы в армии уклоняются около 10% призывников» (Прямая речь,

http://www.pryamayarech. ru/news/6112/); «Новгородских призывников сегодня с почестями отправляют в президентский полк» (Ваши Новости, http://vnnews. ru/social/37836-novgorodskix-prizivnikov-segodnya-s-pochestyami-otpravlyayut-v-prezidentskiie-polk.html);

(8) о службе глазами гражданских лиц: «Новгородский врач о призыве женщин в армию : Девушки должны рожать, вооружённые силы в них не нуждаются» (Прямая речь, http://www.pryamayarech.ru/news/4870/); «Опрос «53 новостей»: служба в армии — «за» и «против» (53 Новости, http://53news. ru/novosti/11078-opros-53-novostej-sluzhba-v-armii-za-i-protiv.html); «Новгородцы считают отслуживших в армии настоящими мужчинами» (53 Новости, http://53news.ru/novosti/11181-novgorodtsy-schitayut-otsluzhivshikh-v-armii-nastoyashchimi-muzhchinami.html); «Студент Вячеслав Леонтьев: "поводом не служить могут быть только очень веские причины "» (Великий Новгород.ру http://vel ikiynovgorod. ru/news/actions/student_vyachesla vleontev_povodom_ne_sl uzhit_mogut_byt_tolko_ochen_ veskie _prichiny/);

(6) о служащих: «Срочник из Боровичского района стал победителем первых соревнований по танковому биатлону» (Ваши Новости, http://vnnews. ru/sport/32978-srochnik-iz-borovichskogo-raieona-stal-pobeditelem-pervix-sorevnovaniie-po-tankovomu-biatlonu.html); «В Великом Новгороде задержан сотрудник военной автоинспекции в состоянии наркотического опьянения» (Ваши Новости, http://vnnews. ru/proishestviai/33259-v-vel ikom-novgorode-zaderjan-sotrudnik-voennoie-avtoinspekcii-v-sostoyanii-narkoticheskogo-opyaneniya.html) и др.

Всего три тематических группы — публикации новгородских сетевых СМИ об армии не отличаются особым разнообразием, при этом собственно о людях в армии пишут менее всего. Откуда же тут взяться внятному представлению аудитории о том, в чём же, собственно, состоят будни и обязанности защитника Родины, кем и как проживаются, отправляются?

Обращения редакций к армейской тематике редки. Интернет-газета «Ваши Новости» — лидер среди СМИ, внимательных к новостям о призыве, — ничего не публиковала по этой теме в январе, феврале, июне и июле. Между тем в июле публикации могли бы сообщать пользователям об итогах весеннего призыва. «53 новости» пишут о призыве в сентябре-октябре и апреле, то есть об армии в течение года из этого Интернет-издания новгородцам узнать не удастся. «Прямая речь» при 8 публикациях об армии за год допускает в совокупности полгода молчания о ней (январь, февраль, март, июнь, август, сентябрь)! У Интернет-издания «Великий Новгород.ру» интерес к армии появляется раз в сезон: по 2 публикации в мае и октябре 2013 года.

Любопытно также оценить, какой процент материалы об армии занимают в общей доле новостей. Для этого обратимся к Интернет-изданиям «Ваши Новости» и «53 Новости», предлагающим аудитории

сервис «фильтрации по тэгам». В первом новостей за год про армию было 14, по тэгам «Спорт: Политика: Общество», соответственно,

350:490:1260 — это соотношение покажем в диаграммах (рис. 1 и 2).

Процент материалов по тегам, интернет-издание"Ваши Новости11

1-103 100D

аю ьш

JUCJ AÏI

■ Рнд1

¡IfIMMIl L I li.fl I IN.'.lILlILlIlJb cfjlllMKIHO

Рис. 1.

процент материалов по тегам, интернет-издание "53 новости"

liVlD Н\Т\ нш 4Ш

гш о

I Рид]

а'¿глин ишш нкн ^лЦЁСТый нуЛыурй

Рис. 2.

Итак, менее 1% указывает на долю, которую занимает число материалов об армии от общего числа материалов по другим тэгам общественно-значимой тематики. Но, возможно, выразительность материалов об армии компенсирует редкое появление темы в новостных лентах сетевых изданий Новгородчины? Оценить тональность (негативная, позитивная и нейтральная) публикаций об армии, как правило, сразу удавалось по заголовку; свод результатов представлен диаграммой (рис. 3):

Сводная диаграмма по тональности публикаций по всем интернет-изданиям

■ Г'Тр-1 JTTJ1 HAï

Û4JJK MjbUl'IH H I H Мр-ГДНН f'HHh (ЬшК-й

lUMWflW

Рис. 3.

Заметно, что авторы Интернет-газеты «Ваши Новости» по-разному пишут об армии. «Вице-

чемпион мира по джиу-джитсу из Великого Новгорода ушёл в армию» (Ваши Новости, http://vnnews.ru/sport/35464-vice-chempion-mira-po-djiu-djitsu-iz-velikogo-novgoroda-ushel-v-armiyu.html), «Срочник из Боровичского района стал победителем первых соревнований по танковому биатлону» (Ваши Новости, http://vnnews.ru/sport/32978-srochnik-iz-borovichskogo-raieona-stal-pobeditelem-pervix-sorevnovaniie-po-tankovomu-biatlonu.html), «Армейские новинки: новгородцы уходят на службу с персональными картами и гигиеническими наборами» (Ваши Новости, http://vnnews.ru/auth-kolonki/37404-armeieskie-novinki-novgorodci-uxodyat-na-slujbu-s-personalnimi-kartami-i-gigienicheskimi-naborami.html), «Новгородских призывников сегодня с почестями отправляют в президентский полк» (Ваши Новости, http: / / vnnews. ru/ social/37836-novgorodskix-prizivnikov-segodnya-s-pochestyami-otpravlyayut-v-prezidentskiie-polk.html) — почти в 60% случаев даётся позитивная оценка тем или иным армейским событиям. До 30% реалии армии критически оцениваются корреспондентами «Ваших Новостей», например «В Великом Новгороде задержан сотрудник военной автоинспекции в состоянии наркотического опьянения» (Ваши Новости, http://vnnews.ru/proishestviai/33259-v-

velikom-novgorode-zaderjan-sotrudnik-voennoie-avtoinspekcii-v-sostoyanii-narkoticheskogo-opyaneniya.html); нейтральных публикаций по теме минимум, например, «Новгородские десантники празднуют день ВДВ» (Ваши Новости, http://vnnews.ru/social/32757-novgorodskie-desantniki-prazdnuyut-den-vdv.html).

В Интернет- издании «53 новости» также превалируют положительные материалы об армии: «Новгородцы считают отслуживших в армии настоящими мужчинами» (53 Новости, http://53news.ru/novosti/11181 -novgorodtsy-schitayut-otsluzhivshikh-v-armii-nastoyashchimi-muzhchinami.html), «Минобороны РФ поблагодарило губернатора Новгородской области Сергея Митина за высокий уровень организации весенней призывной кампании» (53 новости, http://53news.ru/ novosti/ 11077-minoborony-rf-poblagodarilo-gubernatora -novgorodskoj - oblasti- sergeya-mitina-za-vysokij -uroven-organizatsii-vesennej-prizyvnoj-kampanii.html), а нейтральных и негативных поровну (ср.: «В весенний призыв от Маревского района в армию отправятся девять призывников» (53 новости, http://53news.ru/novosti/14051-v-etot-prizyv-ot-marevskogo-rajona-v-armiyu-otpravyatsya-devyat-soldat.html)). Материалы Интернет-издания «Великий Новгород. ру» на 100% положительно отзываются об армейских новостях: «Уклониться» от армии стало ещё сложнее» (Великий Новгород.ру, http://velikiynovgorod.ru/news/actions/uklonitsya_ot_ar mii_stalo_eshchye_slozhnee/), «ВЦИОМ: У россиян значительно повысилась оценка положения дел в армии» (Великий Новгород. ру, http://velikiynovgorod.ru/ news/citizens/ vtsiom_u_rossiyan_znachitelno_povysilas_o tsenka_polozheniya_del_v_armii/?sphrase_id= 1011874), «Министерство обороны обещает искоренить дедовщину с помощью военной полиции» (Великий Нов-

город. ру, http://velikiynovgorod.ru/news/citizens/

ministerstvo_oborony_obeshchaet_iskorenit_dedovshchi nu_s_pomoshchyu_voennoy_politsii/), «Будущим призывникам рассказали о службе в армии».

И, напротив, Интернет-издание «Прямая речь» сосредотачивается на критике положения дел в армии. До 2/3 публикаций негативно характеризует эту сферу деятельности, как правило, из-за «человеческого фактора»: «Бывшего военного комиссара Новгородской области будут судить за незаконное освобождение от призыва» (Прямая речь, http://www.pryamayarech.ru/news/2967/); «Новгородец осуждён за уклонение от службы в армии» (Прямая речь, http://www.pryamayarech.ru/news/1702/); «В Новгородской области от службы в армии уклоняются около 10% призывников» (Прямая речь, http://www.pryamayarech.ru/news/6112/); «Бывшего новгородского военкома лишили звания и оштрафовали на 4 млн рублей» (Прямая речь, http://www.pryamayarech.ru/news/3396/). До 1/3 публикаций мы условно отнесли к текстам с позитивной оценкой армейских будней из-за резкого характера заголовков: «Новгородский военкомат намерен жёстко бороться с уклонистами» (Прямая речь, http://www.pryamayarech.ru/news/104/); «В этом году альтернативную службу выбрали только 2 новгородца» (Прямая речь, http://www.pryamayarech.ru/news/ 6111/); «Почти 70% опрошенных новгородцев считают, что мужчина должен служить в армии» (Прямая речь, http:// www.pryamayarech .ru/news/4568/).

Если всё количество позитивных, негативных и нейтральных по тональности материалов об армии отразить диаграммой, то окажется, что новгородские сетевые СМИ в 60% случаев обходятся без критики, и это значимый задел для коррекции общественного мнения в сторону поддержки призыва в армию (рис.

4).

Рис. 4.

Но насколько интересна для читателей подача новостей об армии? Здесь исключительно важно понятие о жанрах, которые французский исследователь П.Колер сравнивал с «контрактами между производителями и потребителями искусства» [1], имея в виду, что знакомость жанра облегчает читателю восприятие текста, закладывает горизонты его ожиданий от текста. Репортаж, вводящий читателя в позицию очевидца, острее воспринимается, чем новостная заметка, которая самой формой нередко способствует

быстрому забыванию информации: «О новшествах и прелестях воинской службы новгородцам рассказали на Дне призывника» (Ваши Новости, http://vnnews.ru/social/34010-o-novshestvax-i-prelestyax-voinskoie-slujbi-novgorodcam-rasskazali-na-dne-prizivnika.html); «Минобороны РФ поблагодарило губернатора Новгородской области Сергея Митина за высокий уровень организации весенней призывной кампании» (53 Новости, http://53news.ru/ novosti/ 11077-minoborony-rf-poblagodarilo-gubernatora-novgorodskoj-oblasti-sergeya-mitina-za-vysokij-uroven-organizatsii-vesennej-prizyvnoj-kampanii.html); «Бывшего новгородского военкома лишили звания и оштрафовали на 4 млн. рублей» (Прямая речь, http://www.pryamayarech.ru/ news/3396/); «Министерство обороны обещает искоренить дедовщину с помощью военной полиции» (Великий Новгород.ру, http://velikiynovgorod.ru/news/citizens/ministerstvo_obo rony_obeshchaet_iskorenit_dedovshchinu_s_pomoshchy u_voennoy_politsii/). Несколько разнообразит жанр заметки опора на результаты соцопросов: «ВЦИОМ: У россиян значительно повысилась оценка положения дел в армии» (Великий Новгород.ру, http://velikiynovgorod.ru/news/citizens/vtsiom_u_rossiya n_znachitelno_povysilas_otsenka_polozheniya_del_v_ar mii/); «Опрос «53 новостей»: служба в армии — «за» и «против» (53 Новости,

http://53news.ru/novosti/11078-opros-53-novostej-sluzhba-v-armii-za-i-protiv.html); «Почти 70% опрошенных новгородцев считают, что мужчина должен служить в армии» (Прямая речь, http://www.pryamayarech.ru/news/4568/). Среди всех вышедших за год 32 материалов об армии выделяются всего лишь два интервью: «Почти 70% опрошенных новгородцев считают, что мужчина должен служить в армии» (Прямая речь, http://www.pryamayarech.ru/news/4568/) и «Армейские новинки: новгородцы уходят на службу с персональными картами и гигиеническими наборами» (Ваши Новости, http://vnnews.ru/auth-kolonki/37404-armeieskie-novinki-novgorodci-uxodyat-na-slujbu-s-personalnimi-kartami-i-gigienicheskimi-naborami.html); и один фоторепортаж, как «Новгородские десантники празднуют день ВДВ» (Ваши Новости, http://vnnews.ru/social/32757-novgorodskie-desantniki-prazdnuyut-den-vdv. html).

Анализ 32 публикаций, вышедших об армии за год в 4 сетевых новгородских СМИ, не позволил сде-

лать вывод о том, кто именно является ньюсмейкером. Мы отметили, что нет ни одного материала, в котором было бы указано «по сообщению пресс-службы Новгородского областного военкомата». В частности, никак и никем не ведётся работа по выстраиванию коммуникации с Интернет-изданием «Прямая Речь», где большинство материалов посвящены именно негативным фактам из жизни армии. И пусть большинство материалов трёх других сетевых СМИ позитивно характеризует армейские события, очевидно, что в целом редакции про армию пишут очень мало (менее 1% от количества СМИ-материалов по темам политики, общества, спорта и культуры), а обращение к теме армии носит случайный характер и происходит преимущественно в жанре новостной заметки. Большинство материалов пишется по теме призыва, как если бы на нём и оканчивался весь «жизненный цикл» службы в армии. Это не способствует информированию призывников о содержании и особенностях службы в армии, а значит, не помогает коррекции общественного мнения в сторону позитивной оценки обязанности отслужить год в рядах вооружённых сил РФ. В статье «К вопросу о формах налаживания связей с общественностью для обеспечения призыва на срочную службу в армии РФ» мы предлагаем ряд РЯ-рекомендаций по коррекции работы со СМИ для роста позитивного отношения последних к службе в российской армии [2].

1. Kohler P. Contribution à une philosophie des genres // Helikon. Amsterdam; Leipzig, 1940. P. 142.

2. Михайлова Е.В., Авдеева О.В. К вопросу о формах налаживания связей с общественностью для обеспечения призыва на срочную службу в армии РФ // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2014. №2. С. 24-31.

References

1. Kohler P. Contribution à une philosophie des genres. Helikon. Amsterdam; Leipzig, 1940, p. 142.

2. Mikhajlova E.V., Аvdeeva O.V. K voprosu o formakh nalazhivaniya svyazej s obshhestvennost'yu dlya obespecheniya prizyva na srochnuyu sluzhbu v armii RF [Media coverage of military conscription in the Russian army]. Vestnik NGTU im. R.E. Аlekseeva. Seriya "Upravlenie v sotsial'nykh sistemakh. Kommunikativnye tekhnologii", 2014, no 2. pp. 24-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.